страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Литература: «Дифференциальная психология» - страница №1/1
Дифференциальная психология Преподаватель: Григорович Ирина Евгеньевна ***************** Рекомендуемая литература: «Дифференциальная психология» А. Анастази «Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций» Либин «Дифференциальная психология» Нартова-Бочавер «Психология индивидуальных различий. Тексты» ***************** 23.09.2006 Предмет и задачи дифференциальной психологии История дифференциальной психологии Было время, когда данный предмет назывался – «психология индивидуальных различий». Дифференциальная психология—отрасль психологической науки, изучающая различия между индивидуумами и группами людей, а так же – природу, источники и последствия этих различий. Предмет: индивидуальные различия между людьми. Основные задачи: —установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека. —объяснить их происхождение, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Эти границы часто—подвижны. Немного истории Дифференциальная психология такая же древняя, как и само человечество. Появление групповых различий в сообществе первобытных людей, позволяющее провести границу между «Мы» и «Не Мы». Это повлияло на появление первичных форм человеческого сознания. Идентификация с группой – первое проявление сознания. (в начале—групповое) Выделение индивидуальных особенностей отдельных членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников приводит к появлению первых имён. Фиксация индивидуальных различий закреплялась через присвоение имени, в котором, зачастую, закреплялась наиболее характерная и устойчивая черта (темперамента, характера, мышления). Таким образом, происходит закрепление системы—«Я» и «Не Я» и рождение уникальной личности. /это, что касается «донаучного этапа»/ Далее происходит накопление наблюдений, описание особенностей, но не объяснение происхождения различий между людьми. В самостоятельную науку дифференциальная психология начала оформляться в конце XIX, начале XX века. Но некоторые её составляющие появились гораздо раньше. (К примеру: «учение о темпераменте»). До окончательного оформление дифференциальной психологии в самостоятельную науку, существовали: Характерология—занималась составлением классификаций людей по различным основаниям. Физиогномика—основана Ловаром, изучала черты лица и мимику, и на основании этого, пыталась предсказывать индивидуальные особенности человека. Френология— основано Галем. Объясняла индивидуальные особенности человека формой и строением черепа. Графология—основана аббатом Мишоном. Объясняла индивидуальные особенности человека, особенностями почерка. Отличие научного и донаучного знания Научное знание характеризуется: —нерешённой проблемой, наличием теорий и гипотез, которые могут повлиять на её решение —наличием понятийного аппарата —наличием объективных методов исследования —высокой степенью обобщённости Появление экспериментальных методов. Появление методов статистического анализа. (Гальтон) Использование данных психогенетики. Широкий диапазон исследовательских проблем. —Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека). —Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей). —Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.). Источники индивидуальных различий Выделяют два основных источника: —Наследственность —Среда «Формирование индивидуальности предопределено врождёнными и генетическими задатками». (Вклад средовых влияний очень ограничен.) II. Социогенетические теории «Индивидуально психологические особенности происхождения, в большей степени обусловлены внешними условиями, т. е. средой». (Вклад генетических влияний, крайне ограничен.) Недостаток (относится к обеим теориям): ребёнок понимается как пассивное существо – объект влияния. III. Двухфакторные теории (теории конвергенции/конфронтации двух факторов) (Конвергенция – взаимосвязь, конфронтация – «борьба») /Нас интересует - конвергенция/ «Индивидуальные особенности – это результат взаимодействия врождённых структур, и внешних влияний». Некто – Штерн сказал следующее: «Факторы среды накладываются на факторы наследственности». Недостаток: ребёнок по прежнему остаётся пассивным участником изменений. IV. Культурно-историческая концепция (основана на теории Л. С. Выгодского) «Врождённые свойства человека – это условия развития, а среда – это источник развития. Человек не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений». —индивида —личности —индивидуальности/ Конституциональные особенности человека (на уровне индивида) Конституциональный класс свойств включает в себя следующие индивидуально-типические свойства: —телосложение и биохимическую индивидуальность; —нейродинамические свойства мозга; —особенности симметрии (асимметрии) функционирования парных рецепторов. Яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко. У большинства людей оба полушария головного мозга работают относительно синхронно, и специализация проявляется не так явно. —Язык и речь (оперирование вербально-знаковой информацией). Правое полушарие работает одномоментно и целостно. —Навыки, связанные со зрительным и пространственным опытом. Считается, что правое полушарие – это центр отрицательных эмоций, а левое – позволяет видеть мир в более радужном свете. Инсайт связан с работой правого полушария. Закономерности, связанные с полом и возрастом: У дошкольников доминирует правое полушарие, у школьников – левое. (Это связано с характером преобладающей информации, и со способом познавать окружающий мир). Происхождение леворукости связывают с действием трёх основных групп факторов: —Средовая группа —Генетическая группа —Патологическая группа |
|