Литература: «Дифференциальная психология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. 61. Дифференциальная психология как область знаний и основные... 1 300.19kb.
Дифференциальная психология 1 8.44kb.
И. В. Выбойщик дифференциальная психология учебное пособие 4 1108.51kb.
Рабочая программа дисциплины гсэ. В. 10 Дифференциальная психология 1 199.45kb.
Курсовая работа по дисциплине «Психология» Диагностика дихотомии... 3 830.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.95kb.
Дифференциальная психология Вопросы 1 33.72kb.
Темы курса дифференциальная психология 1 8.63kb.
Программа дисциплины «Дифференциальная психология» 1 26.21kb.
Тематика контрольных работ по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 40.36kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 42.33kb.
Кафедра общей психологии 2 375.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Литература: «Дифференциальная психология» - страница №1/1

Дифференциальная психология
Преподаватель: Григорович Ирина Евгеньевна
*****************

Рекомендуемая литература:

«Дифференциальная психология» А. Анастази

«Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций» Либин

«Дифференциальная психология» Нартова-Бочавер

«Психология индивидуальных различий. Тексты»

*****************


23.09.2006
Предмет и задачи дифференциальной психологии

История дифференциальной психологии
Было время, когда данный предмет назывался – «психология индивидуальных различий».
Дифференциальная психология—отрасль психологической науки, изучающая различия между индивидуумами и группами людей, а так же – природу, источники и последствия этих различий.
Предмет: индивидуальные различия между людьми.

Основные задачи:

—установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека.

—объяснить их происхождение, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.
Дифференциальная психология имеет области пересечения с другими науками психологического направления (общая, возрастная, социальная психология и др.)

Эти границы часто—подвижны.


Немного истории
Дифференциальная психология такая же древняя, как и само человечество.
Появление групповых различий в сообществе первобытных людей, позволяющее провести границу между «Мы» и «Не Мы». Это повлияло на появление первичных форм человеческого сознания.

Идентификация с группой – первое проявление сознания. (в начале—групповое)


Выделение индивидуальных особенностей отдельных членов племени.

Наблюдение за поведением соплеменников приводит к появлению первых имён.


Фиксация индивидуальных различий закреплялась через присвоение имени, в котором, зачастую, закреплялась наиболее характерная и устойчивая черта (темперамента, характера, мышления).

Таким образом, происходит закрепление системы—«Я» и «Не Я» и рождение уникальной личности.


/это, что касается «донаучного этапа»/
Далее происходит накопление наблюдений, описание особенностей, но не объяснение происхождения различий между людьми.
В самостоятельную науку дифференциальная психология начала оформляться в конце XIX, начале XX века. Но некоторые её составляющие появились гораздо раньше. (К примеру: «учение о темпераменте»).
До окончательного оформление дифференциальной психологии в самостоятельную науку, существовали:

Характерология—занималась составлением классификаций людей по различным основаниям.
Физиогномика—основана Ловаром, изучала черты лица и мимику, и на основании этого, пыталась предсказывать индивидуальные особенности человека.
Френология— основано Галем. Объясняла индивидуальные особенности человека формой и строением черепа.
Графология—основана аббатом Мишоном. Объясняла индивидуальные особенности человека, особенностями почерка.
Отличие научного и донаучного знания
Научное знание характеризуется:

—нерешённой проблемой, наличием теорий и гипотез, которые могут повлиять на её решение

—наличием понятийного аппарата

—наличием объективных методов исследования

—высокой степенью обобщённости
В развитии:

Появление экспериментальных методов.

Появление методов статистического анализа. (Гальтон)

Использование данных психогенетики.

Широкий диапазон исследовательских проблем.
/ Гальтон первый предложил вычислять коэффициента корреляции, первый занялся поиском источника индивидуальных различий. /
/Термин «Дифференциальная психология» ввёл немецкий психолог Вильям Штерн в своей монографии «Психология индивидуальных различий» (1900 год).
По началу термин «Дифференциальная психология» не прижился и начал «дохнуть». 
В настоящее время, дифференциальная психология представляет собой отрасль психологической науки с нечёткими границами, непосредственно соприкасающуюся с другими науками. (об этом смотри выше).
Особенностью дифференциальной психологии – преобладание частно-психологических теорий.
Основная тенденция дифференциальной психологии – интеграция частных знаний в единую теорию индивидуальности.
Методы дифференциальной психологии
Выделяют три основные группы:

Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека).

Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей).

Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).


Источники индивидуальных различий
Выделяют два основных источника:

Наследственность

Среда
Существует несколько групп теорий

I. Биогенетические теории

«Формирование индивидуальности предопределено врождёнными и генетическими задатками».



(Вклад средовых влияний очень ограничен.)
II. Социогенетические теории

«Индивидуально психологические особенности происхождения, в большей степени обусловлены внешними условиями, т. е. средой».



(Вклад генетических влияний, крайне ограничен.)
Недостаток (относится к обеим теориям): ребёнок понимается как пассивное существо – объект влияния.
III. Двухфакторные теории (теории конвергенции/конфронтации двух факторов)

(Конвергенция – взаимосвязь, конфронтация – «борьба»)

/Нас интересует - конвергенция/

«Индивидуальные особенности – это результат взаимодействия врождённых структур, и внешних влияний».
Некто – Штерн сказал следующее:

«Факторы среды накладываются на факторы наследственности».


Недостаток: ребёнок по прежнему остаётся пассивным участником изменений.
IV. Культурно-историческая концепция (основана на теории Л. С. Выгодского)

«Врождённые свойства человека – это условия развития, а среда – это источник развития.

Человек не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений».
Наяду с двумя основными факторами присутствует ещё и третий – активность самой личности.

Что-то типа классификации индивидуальных особенностей
/Индивидуальные особенности могут рассматриваться на уровне:

—индивида

—личности

—индивидуальности/



Конституциональные особенности человека (на уровне индивида)

Конституциональный класс свойств включает в себя следующие индивидуально-типические свойства:

телосложение и биохимическую индивидуальность;

нейродинамические свойства мозга;

особенности симметрии (асимметрии) функционирования парных рецепторов.
Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях, т. к. они определяют динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей.
Асимметрия полушарий головного мозга
Функциональная асимметрия и специализация полушарий головного мозга—это характеристика распределения психических функций между правым и левым полушарием.
Считается, что доминирование полушария определяет наиболее развитую область психического. В том случае, если это яркое доминирование.

Яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко.

У большинства людей оба полушария головного мозга работают относительно синхронно, и специализация проявляется не так явно.
Специализация полушарий головного мозга

(С точки зрения высших психических функций)
Левое полушарие работает аналитически последовательно.

—Язык и речь (оперирование вербально-знаковой информацией).


Правое полушарие работает одномоментно и целостно.

—Навыки, связанные со зрительным и пространственным опытом.


Считается, что правое полушарие – это центр отрицательных эмоций, а левое – позволяет видеть мир в более радужном свете.

Инсайт связан с работой правого полушария.


Закономерности, связанные с полом и возрастом:
У дошкольников доминирует правое полушарие, у школьников – левое. (Это связано с характером преобладающей информации, и со способом познавать окружающий мир).
Происхождение леворукости связывают с действием трёх основных групп факторов:

—Средовая группа



—Генетическая группа

—Патологическая группа