Современные образовательные технологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Современные образовательные технологии Педагогические технологии 1 58.46kb.
«Современные образовательные технологии» 1 48.07kb.
Приложения к экспертному заключению 2 511.52kb.
" Живые" квесты в образовании (современные образовательные технологии) 1 25.39kb.
Программа научно-практической конференции «инновационные технологии... 1 45.89kb.
Prof. Thomas Beyer Проф. Томас Байер 1 98.93kb.
Период, развитие общества 1 177.59kb.
Занятие по направлению «Современные и перспективные технологии построения... 1 61.73kb.
Информационные системы и федеральные образовательные порталы 1 55.23kb.
Курсовая работа по дисциплине «Современные информационные технологии... 1 243.72kb.
Case-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных... 7 1895.52kb.
Под общей ред. М. В. Гамезо Общая психология Учебно-методическое... 11 5027.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Современные образовательные технологии - страница №1/8

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт дополнительного профессионального образования


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебное пособие

Нижний Тагил

2011

УДК


ББК
Печатается по решению Совета Института дополнительного образования НТГСПА (протокол № 5 от 25.12.2010 г.)
Современные образовательные технологии: учебное пособие / автор-составитель М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
Рецензенты:

С. В. Лебедев, заведующий кафедрой педагогики НТГСПА, кандидат педагогических наук.

С. Е. Попов, заведующий кафедрой физико-математического образования НТГСПА, доктор педагогических наук.

В учебном пособии анализируются проблемы технологизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Рассматриваются теоретические вопросы технологий обучения, а также прикладные аспекты реализации основных педагогических технологий: модульных, проектно-исследовательских, технологий контекстного и концентрированного обучения, технологий тестового контроля знаний и др. Представлена методология разработки педагогических тестов и методика их применения.

Для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, учителей, преподавателей и студентов педагогических вузов.
УДК

ББК


ISBN

© М. Ю. Олешков, 2011

© Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия, 2011



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН……………

2. МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ………..

2.1. Проблемное обучение

2.2. Модульное обучение

2.3. Сущность проблемно-модульного обучения

2.4. Блочно-модульная технология

2.5. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в технологии модульного обучения


  1. ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ…..

3.1. «Погружение» как наиболее распространенная модель концентрированного обучения

3.2. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия

3.3. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами

3.4. «Погружение» в предмет (однопредметное «погружение»)

3.5. Двухпредметная система «погружения»

3.6. Эвристическое (метапредметное) «погружение»

3.7. «Погружение» в сравнение (межпредметное «погружение»)

3.8. «Погружение» в культуру

3.9. «Погружение» как компонент коллективного способа обучения

3.10. Выездное «погружение»

3.11. Цикловая или «конвейерная» система преподавания

3.12. Выводы (общие компоненты описанных моделей)




  1. ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ……

4.1. Групповая работа как технология активного обучения

4.1.1. Основные принципы групповой работы

4.1.2. Комплектование групп

4.1.3. Виды групповой работы учащихся

4.2. Игровые технологии

4.2.1. Дидактическая игра

4.2.2. Типология игр

4.2.3. Деловая игра в системе педагогических технологий


5. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ….

6. ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ……….

6.1. Из истории тестирования

6.2. Методика конструирования педагогических тестов

6.3. Требования к тестам

6.4. Проверка трудности задач

6.5. Показатели качества тестов

6.6. Методическое оснащение

6.7. Памятка для учителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной педагогической науке наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие фундаментальных работ в этой области в условиях разнообразной и вариативной образовательной деятельности не только отдельных учителей-новаторов, но и целых педагогических коллективов приводит к субъективизму и «разночтению» в трактовке множества новых понятий, активно использующихся в научно-педагогической литературе, а также некоторых традиционных терминов, эволюционирующих в системе изменившейся парадигмы образования. Одним из таких терминов, ставших уже общеупотребительным, является термин «образовательная технология».

Доминирующими принципами сферы современного образования являются гуманизация и личностная ориентация, что позволяет говорить об изменившихся ценностях педагогической практики в плане развития содержания и технологического оснащения образовательного процесса в соответствии с меняющейся социокультурной средой. Таким образом, творчески работающий, активно «ищущий» преподаватель нуждается в осмыслении новых общечеловеческих, национально-культурных, нравственных целей образования в их синтезе, в осознании перспективных теоретических представлений и инновационных идей, стимулирующих практику современной школы. Для того, чтобы считать себя настоящим педагогом сегодня, недостаточно иметь способности к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми. Важно ориентироваться в тех инновационных процессах, которые, хотя бы на уровне теоретических изысканий, послужат основой для создания своей собственной концепции, своего взгляда на профессиональную деятельность учителя.

Не следует забывать и о том, что информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать учащимся за время обучения, побуждают препо­давателей всех уровней искать выход из создавшегося положения и лик­видировать цейтнот за счет новых педагогических при­емов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности как передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной про­должительности обучения без снижения требований к каче­ству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса сле­дует разрабатывать и внедрять научно обоснованные ме­тоды руководства познавательным процессом, мобилизу­ющие творческий потенциал личности ученика. Следовательно, педагог сегодня – это не только отличный преподаватель, но и исследователь, способный оригинально формулировать и решать стоящие перед педагогической практикой задачи на технологическом уровне.

Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясня­ется несколькими факторами. Во-первых, для современного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию процесса обучения, к разработке технологии обучения предмету, к созданию ав­торской педагогической системы и конструированию деятельности учащихся на уроке по усвоению новых понятий. Во-вторых, технологии обучения существенно активизируют процесс овладения знаниями, умениями, навыками, создают условия для творческой деятельности обучаемых на уроке. В-третьих, возрастает потребность в специалистах, способных разрабатывать модели, проекты, про­граммы обучения, технологии обучения предмету. Дея­тельность педагогов общеобразовательной школы в области педагогических тех­нологий особую важность приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введени­ем государственных образовательных стандартов.

Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрениям.



  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Обучение – это организованное взаимо­действие субъектов образовательного процесса (учителя и учеников) для достижения дидактических целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно–познавательной деятельности школьников по овладению ими знаниями, развитию их способностей, выработке мировоззрения. Современная дидактика рассматривает про­цесс обучения как двухсторонний: преподавание как деятельность учителя и учение как деятельность учеников.

Процесс обу­чения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также мотивационную и организа­ционную.

Образовательная функция состоит в трансляции и усвоении знаний и формировании умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и способность воспроиз­водить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – автоматизированное умение (действие).

Воспитательная функция состоит в том, что в про­цессе усвоения знаний у учащихся формируются взгля­ды, чувства, ценности, личностные качества, привычки по­ведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации образовательного процесса, в частности, от­бора содержания (см. [Олешков 2004]).

Обучение обеспечивает развитие ребенка (Л.С. Вы­готский). В процессе учения происходит развитие пси­хомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоцио­нально–волевой, мотивационно–потребностной сфер личности, то есть образовательный процесс реализует развивающую функцию. Уровень развития школьника выше, если обу­чение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные мето­ды и средства.


Педагогическая технология

У Я.А. Коменского классический термин «дидактика» обозначает искусство обучать, великий педагог детально описывает то, что и как должен делать учитель, чтобы получить необходимый результат.

Сегодня, например, негативным фактором педагогической деятельности как раз и является недостижение поставленной цели, неполучение запланированных результатов. Причины этого могут быть самые разнообразные: от нереально поставленных целей до несовпадения желаний с возможностями.

К сожалению, современные установки на повышение качества знаний учащихся и на развитие их мышления остаются лишь на уровне деклараций, практически не изменяя реального положения дел. Вследствие этого возникает масса практических вопросов:



  • Как обеспечить гарантированность достижения целей?

  • Как достичь запланированных результатов обучения?

  • Как повысить эффективность образовательного процесса?

Поиски ответов на эти вопросы привели современную дидактику к неожиданному результату: необходимо «технологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в некий алгоритм, своего рода производственно–технологический процесс, выполнение которого гарантирует достижение запланированных целей.

Важнейшей проблемой такого перехода явилась интеграция, взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон обучения.

Так, в качестве одной из важных целей в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [Стратегия 2001] рассматривается развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации (другими словами, декларируется тезис «учись учиться»). Реализация этой цели основывается на трех концептуальных подходах: предметно–информационном, деятельностном и ценностно–ориентационном.

Предметно–информационный подход (ответ на вопрос «Чему учить?») – основной в современном образовательном пространстве – осуществляется на базе частных (предметных) методик и является по сути реализацией концепций парадигмы традиционной педагогики.

Ценностно–ориентационная составляющая образовательного процесса (ответ на вопрос «Зачем учить?») определяет систему общечеловеческого культурно–исторического наследия, подлежащего передаче (в приемлемых для обучаемых объемах) новому поколению, и, по нашему мнению, не имеет пока адекватных технологий реализации.

Деятельностный подход (ответ на вопрос «Как учить?») основан на теории развивающе­го обучения и главной задачей считает требование «учить учиться».

Таким образом, на современном уровне «инновационности» образова­ние рассматривается как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности и одновременно «работает» на развитие деятельностных способностей. Активно используются понятия «учебная деятельность», «рефлексия», «мыследеятельность» и т.д. Не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет полу­чать необходимую информацию.

При деятельностном подходе задача «учить учиться» не может быть решена в рамках традиционной педагогики без «выхода» на технологический уровень. Кроме того, образовательный процесс начинает перестраиваться в направле­нии развития субъектности учащегося, приоритета его самоор­ганизации, самодеятельности, самостоятельности.

Следует отметить, что процесс стандартизации Российского образовательного пространства, происходящий в течение последних десяти лет, начался без должной методологической подготовки, без осознания роли и функций педагогической технологии как инновационного понятия при переходе учебных заведений к работе в условиях образовательного стандарта.

По мнению ряда исследователей [Гузеев 2001b; Левитес 1998; Чернилевский 2002; Юдин 1997 и др.] это привело к ситуации, когда педагог оказался неподготовлен­ным в данной области педагогических знаний, и большинство преподавателей высшей и средней школы не осознают различий между методикой и технологией.

Положение осложняется тем, что в современной педагогике термин «технология» употребляется весьма произвольно. Как отмечает В.В.Юдин, «ничем, кроме моды, нельзя оправдать использование слова «технология» вместо известных терминов «педагогическая система» учебного заведения, региона, «система учебной работы педагога» и методика предмета» [Юдин 1997]. Понятие «методика преподавания» семантически наиболее близко к термину «технология» в современном понимании его многими авторами. В то же время, следует констатировать своеобразный дуализм понятия «методика»:

1. Методика преподавания учебной дисциплины, или частная дидактика, – наука, отвечающая на вопросы «чему, как и зачем учить?». Как прикладная часть общей дидактики методика может (и должна) рекомендовать (или не рекомендовать) к внедрению в образовательный процесс различные технологий.

2. Методика преподавания – выполнение конкретных действий педагогом, совокупность приемов, реализуемых конкретным учителем в ходе занятия.

В первом значении методика предлагает учителю–предметнику неалгоритмизированную, приблизительную последовательность педагогических процедур, соблюдение которой, по мнению автора–разработчика, с большой долей вероятности приведет к положительному результату. При этом не гарантируется достижение дидактической цели, не учитываются условия применения, часто декларируется только идея, концепция (например, методика В.Ф. Шаталова не является технологией, так как ее успешная реализация зависит от многих локальных факторов, начиная с личности самого учителя и заканчивая контингентом обучаемых).

Можно сделать вывод о том, что система правил передачи кон­кретного содержания обучения является методикой обучения (в первом значении), а спроектированная и теорети­чески обоснованная система правил образовательной деятельности, не связанная с конкретным содер­жанием, – педагогической технологией.

С другой стороны, именно второе значение может быть соотнесено с понятием технологии, но, в то же время, – это не что иное, как так называемая «педагогическая техника», которую некоторые исследователи определяют как «используемый в рамках данной модели комплекс методов и средств обучения, направленный на гарантированное достижение учебной цели» [Гузеев 2001a]. По нашему мнению, педагогическая техника сугубо индивидуальна, и на «каркас» реализуемой технологии могут быть наложены различные индивидуальные «техники», которые являются своеобразным «вариативным компонентом» инварианта.

Таким образом, можно согласиться с рядом исследователей, которые считают, что педагогическая технология основана на закономерностях учебного процесса как результате научного познания процесса образования, а методика опирается на эмпирический опыт, мастерство и искусство педагога [Кирикова 2000; Ксензова 2000].

Аналогично видит это различие A.M. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизво­димостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, бога­тая школа... Уже давно стало привычным, что методика воз­никает в результате обобщения опыта или изобретения ново­го способа представления знаний. Технология же проектиру­ется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на задан­ный, а не предполагаемый результат» [Кушнир 1998].

Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко [1998]. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий (от технологии свободного труда С. Френе до агрошколы А. Католикова), которые зачастую представляют собой альтернативу классно–урочной организации учебного процесса. Эти «псевдотехнологии» стохастического характера используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся и т.п.. К технологиям отнесены также авторские (инновационные) школы, построенные на оригинальных (авторских) идеях (Е. Ямбург, Б. Бройде, А. Тубельский и др.).

Основной недостаток этой классификации – «размытость» самого понятия педагогической технологии, несоблюдение главного, на наш взгляд, требования к технологии как дидактическому феномену – гарантированности достижения результата за счет «управляемости» образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур.

В.И. Загвязинский, рассматривая проблему различения технологии и методики, предлагает использовать термин «обучающая технология» и выделяет четыре группы таких феноменов: поисково–исследовательские технологии, технологии критериально–ориентированного обучения, имитационные (моделирующие) технологии обучения и информационные технологии [Загвязинский 2001].

В системе высшего и среднего профессионального образования некоторые исследователи, выделяя так называемые деятельностные технологии и определяя их как «радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии со­хранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики» [Профессиональная педагогика 1999], предлагают несколько оснований классификации (назначение, применение, цели усвоения, по­знавательная самостоятельность обучающихся и др.) и, соответственно, обозначают несколько видов (групп) таких технологий: а) по назначению деятельностные педагогические технологии могут быть подразделены на технологии усвоения теоретических знаний и выполнения практических заданий; б) по признаку применения выделяются индивидуальные, т. е. предназначенные для выполнения одного конкретного задания, и об­щие педагогические технологии, пригодные для освоения любого за­дания, независимо от его конкретного содержания; в) в зависимости от целей усвоения и познавательной самостоятель­ности обучающихся, связанных с ориентацией на уровни усвоения учебного материала, деятельностные педагогические технологии подразделяются на репродуктивные, проблемно–развивающие, эвристические; г) по способам реализации целей обучения и развития, обусловленными требованиями к процессу обучения, мож­но выделить педагогические технологии организации проблемности усвоения и технологии формирования творческого профессио­нального мышления. Кроме того, в отдельную группу выделены мультимедиа–технологии.

В. В. Гузеев, много лет активно занимавшийся проблемами технологизации образовательного процесса, неоднократно предпринимал попытки создания классификаций педагогических (образовательных) технологий. Так, он выделил четыре класса (поколения) технологий обучения в соответствии с минимальной единицей образовательного процесса (урок, учебный модуль, блок и т.п.): частные методики (первое поколение), модульно–блочные технологии (второе), цельноблочные технологии (третье), интегральная технология (четвертое поколение) [Гузеев 2001b].

В таблице 1 представлена информация о том, как каждый последующий класс образовательных технологий обогащает «дидактический арсенал» педагога, позволяет реализовать в практике преподавания новые, недоступные ранее, возможности проектирования учебно–воспитательного процесса, инновационные формы и методы обучения, способы диагностики и др. Действительно, в рамках частнометодической (традиционной) системы преподавания недоступны (или малоэффективны) такие формы организации, как практикумы, лекции или семинары, такие способы проверки, как тестирование или рейтинговый контроль, и т.п. При проектировании блочно–модульных, цельноблочных и интегральных технологий учитель обладает гораздо большими возможностями как «творец», как личность, способная учесть не только свои «сильные» стороны (проектирование «для себя»), но и личностные характеристики обучаемых. Таким образом реализуются идеи личностно ориентированного образования, индивидуализация и дифференциация в обучении.



Таблица 1

Классификация образовательных технологий





Класс образовательных технологий

Учебный период

Методы и формы

Контроль

(диагностика)

1

Частные методики


Урок (1 час)

традиционные: беседа, рассказ

опрос, контрольная работа


2

Блочно–модульные


Модуль (7±2 часа)

+ программированное обучение практикум

+ тесты, программиро-ванные кр

3

Цельноблочные

Блок модулей (24±10 часов)

+ проблемное обучение лекция,

семинар


+ зачеты

(рейтинг)




4

Интегральные

Блок модулей (по 24 часа)


+ мультимедиа–технологии самостоятельная работа

+ мониторинг

В то же время, любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях обязательного достижения уровня образованности, определяемого государственным стандартом.



Исследования в области педагогической технологии привели к многочисленным определениям этого понятия известными педагогами и методистами. С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». Ниже представлены некоторые определения педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и ком­поновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педа­гогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реа­лизации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достиже­ния планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспе­чением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаи­модействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология является содержательным обобще­нием, вбирающим в себя смыслы всех вышеперечисленных определе­ний различных авторов (источников) (К.Г. Селевко).

Технология обучения - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффек­тивное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

Технология обучения - система указаний, которые в ходе использо­вания современных методов и средств обучения должны обеспечить под­готовку специалиста нужного профиля за возможно сжатые сроки при оп­тимальных затратах сил и средств (А. Т. Молибога).

Образовательная технология - это совокупность образовательных структур учебных заведений, организационных мероприятий, методов, приемов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания ин­формации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или дея­тельности (В.Н. Бусурин, В.Н. Козлов).

Технология обучения - область знания, связанная с определени­ем системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения (Дж. Брунер).

Педагогическая технология - это научно обоснованная система методов, способов, приемов и технических средств, обеспечивающая обучение с заданными показателями определенной категории учащихся данному предмету в условиях, учитывающих временные и финансово-экономические ограничения (В.А. Сюпанов).

Педагогическая технология — это научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого учите­лем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности (Т.Н. Шамова).

В последнее время в России термин «педагогическая технология» все чаще встречается в работах, посвященных проблемам воспитания (см. исследования Л.Н. Лазутиной, Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюкова. Л.Д. Рагозиной, А.П. Савченко и др.).



Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированная в од­ной точке, чрезвычайно краткой по времени, еле уловимой по спосо­бам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия пер­сональных особенностей личности учителя и ученика.

Педагогическая технология - комплекс знаний, умений и навы­ков, необходимых педагогу для того. чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Три подхода к определению понятия «образовательная техно­логия» рассматриваются в «Глоссарии современного образования» (терминологический словарь):



  • систематический метод планирования, применения, оценива­ния всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия меж­ду ними для достижения более эффективной формы образо­вания;

  • решение дидактических проблем в русле управления учеб­ным процессом с точно заданными целями, достижение кото­рых должно поддаваться четкому описанию и определению (общепринятое определение 70-х годов);

  • выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышаю­щих образовательную эффективность, с помощью конструи­рования и применения приемов и материалов, а также по­средством применяемых методов.

В итоге, можно сделать вывод о том, что сам термин в своей сущности предполагает некое множество содержательных компонентов:

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология — это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека.

Технология — это интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей.

Технология — это совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов.

Технология — это организованное, целенаправленное, преднаме­ренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.

Технология — это содержательная техника реализации учебного процесса.

Технология — это средство гарантированного достижения целей обучения.

Технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

Технология — это минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании.

Таким образом, в обобщенном виде, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости процессами обучения и воспитания.

Обобщая взгляды современных исследователей на проблему использования термина «технология» (М.Е. Бершадский, Д.Г. Левитас, В.В. Юдин, и др.), можно выделить четыре основные области его применения:

1. Понятие применяется интуитивно к любым педаго­гическим процессам и явле­ниям, его значение либо сов­сем не осознаётся, либо осо­знаётся лишь частично и ас­социируется с модным педа­гогическим термином. Любая педагогическая деятельность объявляется технологией.

2. Технология как искус­ство, мастерство преподава­ния, общения с учащимися. Понятие включает множество конкретных приёмов взаимодействия с учениками в самых различных ситуациях.

3. Классическая техно­логия (алгоритмическая па­радигма). Применяется для описания моделей образова­тельного процесса в соответ­ствии с парадигмой произ­водственного технологичес­кого процесса. Модель стро­ится на теоретической осно­ве и включает в себя: модель личности учащегося с описа­нием параметров, подлежа­щих контролю, и способов их диагностики; систему педа­гогических воздействий на учащегося, состоящую из из­вестных операций, реализу­ющих определённую теоре­тическую концепцию науче­ния; систему диагностично и операционально определён­ных целей образования. В данном значении понятие технологии обладает эколо­гической валидностью.

4. Технология личностно центрированного образова­ния (стохастическая парадиг­ма). Применяется для описа­ния стохастических моделей образовательного процесса, основанных на проектирова­нии среды обучения, которая влияет на вероятность его протекания в различных на­правлениях. Термин появился недавно, в этом значении он редко воспринимается в пе­дагогической среде.

Эти данные могут быть представлены в виде таблицы.


следующая страница >>