Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования и научных сообществ в системе подготовки менеджера - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для... 2 507.52kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 500.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерная социология для... 2 729.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая социология... 2 487.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 400.27kb.
Программа «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта» 1 44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования и научных сообществ - страница №1/1



ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине


СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУЧНЫХ СООБЩЕСТВ
основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

(подпрограмма «Менеджмент и экономика

в сфере физической культуры и спорта»)
Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры



«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета



« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Автор-разработчик

к.п.н., доцент, доцент кафедры

философии и социологии Н. Г. Закревская


Санкт-Петербург

2009

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине


СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУЧНЫХ СООБЩЕСТВ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА
основной образовательной программы

направления 080500 (68) – Менеджмент

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета



« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Автор-разработчик

к.п.н., доцент, доцент кафедры

философии и социологии Н. Г. Закревская


Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Социология образования и научных сообществ» / «Социология образования и научных сообществ в системе подготовки менеджера» (в дальнейшем – «Социология образования и научных сообществ») дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых ВУЗом, цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (образовательная подпрограмма «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта») для студентов 5 курса очной формы обучения на Педагогическом факультете и по направлению 080500 (68) – менеджмент для студентов 5 курса очной формы обучения на Факультете экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».


I. Организационно-методический раздел


  1. Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины «Социология образования и научных сообществ» – изучение теоретических основ социологии образования, освоение категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм научных сообществ в системе высшего профессионального образования, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного ученого. Освоение факторов, обуславливающих навыки выявления критериев для самоидентификации субъектов научной элиты; взаимодействия между социальным субъектом, социальными группами, общностями и обществом в целом в системе высшего профессионального образования.
1.2. Задачи дисциплины

Основные задачи курса:



  • Формирование знаний о научном содержании социологии образования, ее функций и средств, обуславливающих ее выделение в самостоятельную научно-практическую социологическую систему.

  • Знание целей, задач и методов профессиональной деятельности специалиста в области социологии образования.

  • Представление об истоках, истории и специфике развития теории социологии образования.

  • Понимание зависимости образовательного процесса от изменений, происходящих в социально-экономической, политической жизни общества и научно-технических преобразований в мире.

  • Освоение различных форм научных сообществ, отвечающих потребностям информационного общества.

  • Овладение методами анализа социально-образовательного пространства.

  • Знание основных направлений прикладных исследований в современной социологии образования.


1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «Социология образования и научных сообществ» изучается в магистратуре на первом году обучения (студенты пятого курса), он базируется на знании основ философии и социологии.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий; с умением применять современные методы социологического анализа социокультурных взаимодействий в научных сообществах и прогнозировать их эффективность в определенных социальных условиях


II. Распределение тем по видам занятий


N

п / п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная

работа

лекции

семинарские

занятия

1

2

3

4

5

7

I

Раздел 1. Введение в основы социологии образования

22

8

4

10

1.1.

Теоретические предпосылки возникновения социологии образования

4

2

0

2

1.2.

Исторические аспекты развития социологии образования

4

2

0

2

1.3.

Образование и социальная структура общества

4

2

0

2

1.4.

Развитие и формирование научной элиты как субъекта научного сообщества

10

2

4

4

II

Раздел 2. Научные сообщества в социологии образования

38

12

6

20

2.1.

Научное сообщество как социальный институт

6

2

2

2

2.2.

Методы выявления субъектов научного сообщества в университете

6

2

2

2

2.3.

Университетское образование как фактор творческого роста научного потенциала

8

2

2

4

2.4.

Проблемы мобильности научной элиты

6

2

0

4

2.5.

Модели образа жизни субъектов научного сообщества

6

2

0

4

2.6.

Личность и ее положение в научном сообществе

6

2

0

4

Итого

60

20

10

30

III. Содержание курса
3.1. Разделы, темы, их краткое содержание
Раздел 1. Введение в основы социологии образования
1.1. Теоретические предпосылки возникновения социологии образования

Лекция. Социология образования как объект научного исследования. Предмет социологии образования. Функции социологии образования в обществе. Научные концепции и социологические подходы в системе высшего образования.

Самостоятельная работа. Изучение функций социологии образования в современном обществе и подготовка ответов на вопросы:


  1. Место образования в системе научного знания.

  2. Категории «образование» и «научное сообщество» как ключевые категории социологии высшего образования.


1.2. Исторические аспекты развития социологии образования

Лекция. Влияние классической западной социологии на формирование научных взглядов в социологии образования. Русские социологические общества в истории социологии образования. Э. Дюркгейм, Фихте, М. М. Ковалевский, П. Сорокин.

Самостоятельная работа. Изучение первоисточников; составление обзорной информации:

1. Э. Дюркгейм «Социология образования»

2. И. Фихте «О назначении ученого»

3. Д. Н. Овсянико-Куликовский «Психология русской интеллигенции»


1.3. Образование и социальная структура общества

Лекция. Социальное расслоение в системе образования. Социологический анализ элитарного образования. Понятие элитного образования как эталона высшего профессионального образования. Социальные группы в структуре университета. Интеллектуальная и научная элиты в системе высшего образования.

Самостоятельная работа. Работа с текстами: выявление и анализ основных теоретических концепций в работах классиков:

1. М. М. Ковалевский «Современные социологии»

2. Т. Парсонс «Общетеоретические проблемы социологии»

3. М. Хальбвакс «Социальные классы и морфология»


1.4. Развитие и формирование научной элиты как субъекта научного сообщества

Лекция. Познавательная активность как фактор развития творческих способностей. Профессиональное поведение в образовательном процессе. Научная компетентность в образовательной среде. Спрос на интеллектуальный продукт. Одаренность и теоретические идеи ее развития в России.

Семинар 1. Социобиологические факторы и их влияние на развитие личности: cоциобиология как наука о влиянии генетического фактора на формирование личности.

Семинар 2. Изучение одаренности, ее влияние на социальный статус личности: наследственность как природа одаренности.

Самостоятельная работа. Реферирование трудов Ф. Гальтона «Наследственный гений», Г. Спенсера «Личная красота», П. Блонского «Педология».
Раздел 2. Научные сообщества в социологии образования
2.1. Научное сообщество как социальный институт

Лекция. Развитие научных школ в обществе. Подготовка научных кадров. Студенческие научные общества. Магистратура как этап подготовки к статусу ученого. Степени и звания в истории российского образования. Современные проблемы подготовки магистров в структуре высшего образования.

Семинар. Проблемы подготовки научных кадров в структуре высшего профессионального образования.


Самостоятельная работа: Подготовка вопросов для проведения социологического опроса. Выполняется в письменном виде.
2.2. Методы выявления субъектов научного сообщества в университете

Лекция. Экспертная оценка научной деятельности. Атрибутивная оценка: шкала достижений. Социологический опрос. Интервью. Наукометрические методы исследования. Социометрические методы исследования.

Семинар. Изучение и выявление различных методов исследования в литературных источниках. (О. Конт, Р. Мертон, Ч. Кули, М. Малкей).


Самостоятельная работа. Разработка различных показателей в письменном виде.


    1. Университетское образование как фактор творческого роста научного потенциала

Лекция. История возникновения классического университета (теологическое, гуманитарное, научно-исследовательское направления). Факторы инновационной деятельности университета (формирование ученого-исследователя, развитие мыслительной деятельности как формы научного анализа, развитие коммуникативных форм научной аргументации и др.).

Семинар. Классический университет и его задачи.

1. К. Ясперс и его концепция формирования университета.

2. В. Гумбольд и его модель университета в Берлине.

Самостоятельная работа. Выявление ценностных ориентаций ученых. Изучение трудов классиков (Т. Парсонс, П. Бурдье, Ч. Миллс, А. Маслоу, К. Ясперс, В. Гумбольд).

2.4. Проблемы мобильности научной элиты

Лекция. Социальная мобильность ученых. Внутрипрофессиональная мобильность. Воспроизводство научных кадров. Механизм рекрутирования в научном сообществе. Стратегия развития карьеры. Творческая индивидуальность и самостоятельность. Обеспечение продуктивности исследовательской работы в условиях глобальной конкурентоспособной среды.

Самостоятельная работа. Работа над текстами. Нарабатываются навыки фиксирования прочитанной информации. Работа с конспектами, составление аннотаций, реферирование.

1. П. Сорокин «Человек, цивилизация, общество»

2. Р. Мертон «Социальная структура и аномия»
2.5. Модели образа жизни субъектов научного сообщества.

Лекция. Образ жизни ученого как одна из форм интеграции в коммуникативное сообщество исследователей. Социальное окружение и методы исследования социокультурной среды. Межстатусные отношения. Межгрупповые отношения.

Самостоятельная работа. Изучение концептуальных проблем по первоисточникам. Сдают в письменном виде.

1. Т. Хойруп «Модели жизни»

2. Ч. Миллс «Социологическое воображение»

3. П. Бурдье «Начала»


2.6. Личность и ее положение в научном сообществе

Лекция. Социальный заказ на подготовку научной элиты. Корпоративная культура университета. Субкультура научного сообщества. Этос науки (объективность и независимость; всеобщее достояние знания; запрет на использование в личных целях; ответственность ученого за оценки коллег ). Хартия и кодекс поведения ученого.

Самостоятельная работа. Работа с текстами.

1. М. Поланьи «Личностное знание»

2. И. Г. Фихте «О назначении учёного»

3. П. Н. Милюков «Интеллигенция и историческая традиция»




    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов


3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
1. Основные направления развития научных сообществ в социологии образования.

2. Социальные расслоения в социологии образования.

3. Научная элита в системе образования.

4. Научное сообщество в сфере высшего профессионального образования.

5. Развитие профессионального поведения научного сообщества.

6. Проблемы воспроизводства научных кадров.

7. Магистратура в структуре научного сообщества.

8. Университетское образование как фактор творческого роста в научном сообществе.

9. Формирование интеллектуальной элиты в классическом университете.

10. Элитное образование как эталон знаний в социологии образования.

11. Функции образования в сфере культуры.

12. Профессорско-преподавательский состав как социальная группа.




      1. Методические указания к видам контроля самостоятельной

работы студентов и критерии их оценивания
Реферат выполняется в разделе самостоятельной работы и сдаётся до зачёта. Контрольная работа выполняются в разделе самостоятельной работы и сдаются до зачёта.


      1. Тематика рефератов

1. Мертон Р. Социальная структура и аномия.

2. Бергер П. Приглашение в социологию.

3. Арон Р. Этапы социологической мысли.

4. Хойруп Т. Модели жизни.

5. Миллс Ч. Р. Властвующая элита.

6. Бурдье П. Начала.

7. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение.

8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.

9. Бердяев Н. А. Об аристократии.

10. Ильин И. А. Идея ранга.

11. Хабермас Ю. Познание и интерес.

12. Малкей М. Наука и социология знания.

13. Кун Т. Структура научных революций.

14. Блур Д. Знание и социальные представления.

15. Маннгейм К. Идеология и утопия.

16. Шелер М. Положение человека в космосе.

17. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.

18. Поланьи М. Личностное знание.
3.2.4. Методические указания по выполнению рефератов
Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке.

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы.

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.

Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию реферата.


      1. Задания для контрольной работы

1. Подготовка программы исследования на тему: «Научное сообщество в сфере физической культуры».

2. Подготовка вопросов для проведения социологического опроса «Подготовка научной элиты в университете физической культуры».

3. Схематическая разработка структуры концептуальной модели исследования на тему: «Формирование научного сообщества».




      1. Методические указания по выполнению контрольных работ

Данные указания не ставят перед собой задачу научить студентов фундаментальным знаниям в области теории социологии физической культуры. Задача рекомендаций разъяснить основные направления программы проведения социологического исследования.

Каждая контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с планом.

План к контрольной работе 1.



  1. Выбор темы и обоснование проблемы. Литературный обзор не менее 5-ти источников(можно использовать интернет-ресурсы).

  2. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования.

  3. Анализ объекта и выработка гипотез.

  4. Определение выборки.

  5. Описание метода исследования.

Описание контрольной работы 1.

Проблема исследования — это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами). Проблемная ситуация — объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.

Выделяют три типа проблем в социологических исследованиях:

1) теоретическая проблема - для своего решения она нуждается в новых научных знаниях;

2) прикладная проблема - решение лежит в плоскости известных знаний, но требует иных подходов с учетом определенных условий;

3) проблема смешанного типа - предполагает сочетание двух предыдущих.

Объект исследования — это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут быть различные социальные группы. Нередко в качестве объекта выделяют отдельные стороны деятельности этих групп.

Предмет исследования — это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога. Чаще всего формулировка предмета исследования социологического исследования включает основной вопрос проблемы В пределах одного и того же объекта исследования может быть несколько предметов исследования. Например, в рамках конкретного студенческого коллектива в качестве предмета исследования может выступать: дисциплина, социально-психологический микроклимат в группах, гражданские позиции студентов, их досуг и другие показатели.

Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам), важным для исследуемой проблемы. Если генеральная совокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объему исследований. Подразделяется на виды:

а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);

б) квотная выборка (создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. В вероятностной выборке (или случайном отборе) используются приемы теории вероятности. Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - принцип «жребия»;

б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда ( студенческие группы, различные подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки.



Задачи исследования бывают различных типов: основные и неосновные. К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых — конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.

Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о социальных фактах, явлениях и процессах, выдвинутое для предварительного анализа исследуемого объекта. Гипотеза определяет направленность социологического исследования и требует подтверждения или опровержения.

План к контрольной работе 2.

Разработка не менее 20 вопросов.

Описание контрольной работы 2.

В конкретном социологическом исследовании используют­ся различные методы сбора информации:

1) изучение документов в трех его формах: традиционный анализ документов, количественный метод - контент-анализ и комбинированный метод;

2) опрос в его разновидностях, среди которых: анкетный опрос, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, тестирование;

3) социологическое наблюдение, включая эксперимент как наблюдение в искусственно созданных условиях.



Анкеты по структуре могут быть самых различных видов и форм. Вводная часть анкеты содержит цель опроса.

Вопросы подразделяются:

- закрытые – разновидность формулировки вопроса, содержащая возможные варианты ответов, из которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов.

- открытые – в которых присутствует только побудительная часть.

Описание контрольной работы 3.

Схема разработки концептуальной модели должна включать все вышеперечисленные указания в схематическом варианте. Вместе с тем магистранты должны учитывать все особенности концептуального вида моделей. Формирование концептуальной модели предмета социологического исследования - ключевой этап разработки теоретико-методологического раздела программы исследования. Это этап, на котором происходит теоретическое самоопределение социолога-исследователя, когда он выбирает уже существующую объяснительную схему, адаптирует ее с учетом поставленной прагматической задачи и особенностей конкретной исследовательской ситуации или предлагает свой вариант теоретической объяснительной схемы.


      1. Дополнительные методические указания для студентов очной

формы обучения по направлению 032100 (68) – физическая культура


        1. Общая схема формирования итоговой накопительной стоимости

1. Выполнение самостоятельных работ на семинарских занятиях (при 100% посещаемости и успешном выполнении всех видов текущего контроля) может дать до 50 баллов.

2. Подготовка одной контрольной работы может дать 10 баллов. Возможны 2 контрольные работы за семестр.

3. Подготовка одного реферата может дать 10 баллов. Возможны 2 реферата за семестр.

4. По завершении курса проводится обязательный для всех промежуточный контроль. Максимальная стоимость 30 баллов.

5. При успешном выполнении пунктов 1-4 студент набирает 100 баллов за семестр.




        1. Критерии оценки выполнения заданий

1. Самостоятельная работа на семинарах оценивается по двум параметрам: усвоение терминологического аппарата соответствующей темы и самостоятельность размышления.

2. Контрольная работа оценивается по полноте ее выполнения в соответствии с предложенным планом.

3. Промежуточный контроль в форме зачёта включает в себя устный опрос по 3 вопросам курса, каждый из вопросов может быть оценен до 10 баллов.

4. Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию реферата.


    1. Объёмные требования к зачёту

(перечень вопросов для промежуточного контроля)
1. Обьект и предмет социологии образования.

2. Образование как социальный институт.

3. Теоретические концепции социологии образования в России.

4. Особенности высшего профессионального образования в современном обществе.

5. Социальные проблемы высшего профессионального образования.

6. Проблема социальных отношений в системе образования.

7. Воспроизводство социальных групп в системе образования.

8. Вузовская субкультура как предмет исследования.

9. Магистры как социальная группа в воспроизводстве научных кадров.

10. Научное сообщество в структуре университета.

11. Научная элита в структуре научного сообщества.

12. Проблемы подготовки научных кадров.

13. Методы выявления субъектов научной элиты.

14. Факторы принадлежности к научному сообществу.

15. Проблемы профессиональной мобильности в научном сообществе.

16. Моделирование как метод изучения научного сообщества.

17. Корпоративная культура университета.

18. Этос науки в контексте субкультуры научного сообщества.

19. Социологический анализ элитарного образования.

20. Понятие элитного образования в структуре университета.


IV. Форма итогового контроля
Освоение курса «Социология образования и научных сообществ» предполагает в качестве формы контроля сдачу зачёта.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (68) – физическая культура. Освоение курса «Социология образования и научных сообществ» предполагает в качестве формы контроля текущий и промежуточный контроль. За прохождение текущего контроля студент может получить 70 баллов. Промежуточный контроль (в форме зачёта по материалу всей дисциплины) может быть оценен максимум в 30 баллов.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)
1. Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. – М. : Изд-во МГУ, 1999.

2. Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования / Ф. Г. Зиятдинова. – М. : РГУ, 1999.

3. Современная социология образования. – Ростов н / Д. : Феникс, 2005.

4. Мирский, Э. М. Социология науки. Хрестоматия (Сетевая версия) // www.courier.com.ru/pril/posobie (Обновляется в режиме мониторинга).


5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
К разделу I.

1. Труды по социологии образования. – М. : Центр социологии образования РАО, 1994.

2. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1995.

3. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.

4. Шереги, Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования / Ф. Э. Шереги. – М. : Academia, 2001.
К разделу II.

1. Ашин, Г. К. Теоретические основы элитологии образования / Г. К. Ашин, Л. Н. Бережнова, П. Л. Карабущенко, Р. Г. Резаков. – М., 1998.

2. Закревская, Н. Г. Элитологические исследования / Н. Г. Закревская. – СПб, 2002. –52 с.

3.Захаров, И. В. Миссия университета в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. – М., 1994.



4. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М., 1996.


  1. Словарь основных терминов и понятий


Власть – функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы.

Группа – совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.

Группа социальная – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Демократизация в широком смысле слова – процесс, ведущий к все более полному развитию народовластия.

Динамика социальная – теория общественного прогресса, разработанная О. Контом.

Дистанция социальная – восприятие различного социального статуса участниками социального взаимодействия.

Дифференциация – разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы.

Дифференциация социальная – разделение между макро - и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

Иерархия социальных систем – форма построения сложных социальных систем в порядке подчинения и перехода от высшего к низшему.

Изменение социальное – переход социального объекта из одного состояния в другое.

Инженерия социальная – совокупность подходов социологии прикладной, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль над ним.

Карьера – продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии.

Каста – обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной.

Классы социальные – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественно производства, по их отношению к средствам производства.

Конфликт социально-ролевой – противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.

Маргинальность – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, но не примыкающих полностью, ни к одной из них.

Мобильность социальная – изменение индивидом или группой индивидов места в социальной структуре общества.

Нормы социальные – требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Общность социальная – относительно устойчивая совокупность людей.

Ориентация социальная – осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя и т.п.

Престиж – авторитет, влияние, уважение.

Равенство социальное – состояние отношений общественных, которое характеризуется отсутствием или несущественностью социально-классовых различий.

Роль социальная – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Слои социальные – социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования и т.п.

Стратификация – 1) социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход и т.п.; 2) постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

Элита – наиболее видные представители какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии; избранный, изысканный круг людей.


  1. Методические рекомендации для преподавателей

Основное внимание преподавателя, работающего с данной программой, должно быть обращено на творческое осмысление и донесение до студентов структуру современной социологической науки, как области комплексного человекознания.

Преподаватель должен творчески подойти к подготовке лекций, используя научную литературу, предлагаемую в данной программе. На занятиях рекомендуется использовать мультимедиа материалы по тематике занятия.

Преподаватель должен быть разносторонне компетентным – не только в современных достижениях общей социологии, социологии спорта, но и в основах смежных областей знаний - педагогики, философии, психологии, культурологии и др. Уметь излагать в доступной форме учебные материалы, увязывать их с запросами будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. В процессе проведения лекционных и групповых занятий преподаватель должен использовать различные наглядные средства. Следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины проводить консультации для студентов, четко вести отчетность по посещаемости и успеваемости студентов.

Преподаватель проводит контроль знаний студентов в соответствии с технологической картой дисциплины.

Текущий контроль учебной деятельности студентов предназначен для стимулирования каждодневной работы студентов. Видами текущего контроля являются выполнение и сдача практических работ, индивидуальные домашние задания, устные ответы на опросы на занятиях, выполнение рефератов и письменных работ. Сроки сдачи всех видов текущего контроля определяются технологической картой дисциплины, представленной в конце учебной программы. Каждому студенту в зависимости от его уровня знаний и умений преподавателем начисляется число баллов по соответствующему виду текущего контроля.