Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность 030401. 65 История Форма обучения очно заочная (вечерняя) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет внешнеэкономической... 3 877.75kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность... 3 871.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ротельство как социально-психологический... 3 542.29kb.
Учебно-методический комплекс Геронтопсихология и коррекционная работа... 1 331.73kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы психолингвистики 1 187.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... 3 908.71kb.
Принято на заседании Педагогического совета 1 57.42kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 23 1 Самостоятельная... 2 465.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Фармакология», специальность... 1 72.72kb.
Общественное мнение не существует 1 168.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность 030401. 65 История - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рубцовский институт (филиал)

c:\users\buterus\desktop\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОЦИОЛОГИЯ

Специальность – 030401.65 История

Форма обучения - очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Программа курса дисциплины «Социология»
1.1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «История».Данный учебно – методический комплекс предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, проведение контрольных работ, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных тестирований, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала.

Дисциплина изучается один семестр, после чего, в качестве контрольной точки проводится зачет.

Учебная дисциплина «Социология» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Курс социологии ставит своей целью:

1.Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

2.Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических направлений, школ и концепций;

3.Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, формирует знания в области основных законов развития современного общества, механизмов трансформации социальной структуры, системных изменений, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства. Социология помогает понять генезис межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя у студентов социально – аналитическое мышление, активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Задачи курса предполагают изучение:

основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

основных этапов культурно – исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля, понятия личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;

межличностных отношений в группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах;

механизма возникновения и разрешения различных видов социальных конфликтов;

культурно – исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности;

основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

представлений о методологии и методах социологического исследования.
2. Тематический план учебной дисциплины
Очная - заочная (вечерняя) форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной () форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего


Лекции

практика

семинары




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Раздел 1. Социология как наука.

24

8

4




4

16

1. Социология как научное знание

12

4

2




2

8

2.История становления и развития зарубежной и отечественной социологии

12

4

2




2

8

Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ II


Раздел 2.Социальная система и социальная структура.

70

14

10




4

56

3. Общество как социокультурная система

10

2

2




-

8

4. Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность

12

4

2




2

8

5. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации

12

4

2




2

8

6. Личность и культура, социализация личности, социальный статус и социальная роль личности

10

2

2




-

8

7. Социальный контроль и социальное поведение

10

2

2




-

8

8. Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения

8

-

-




-

8

9. Социальные конфликты в современном обществе

8

-







-

8




Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ III


Раздел 3. Стратегия социологического исследования.

12

4

2




2

8

10. Программа и методы социологического исследования

12

4

2




2

8

Промежуточный контроль

Устный опрос, реферат




Итоговый контроль

Зачет




Всего

106

26

16




10

80


3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Содержание ГОС по дисциплине «Социология»
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.
3.2. Содержание учебной дисциплины
ДЕ 1. Социология как наука.
Тема 1. Социология как научное знание:
Аудиторное изучение: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Определение места социологии в системе наук. Категория «социального» в предметной области социологии. Объект и предмет социологии. Понятие научного метода социологии. Структура социологического знания. Основные методологические направления и школы в социологии. Функции социологии: функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо – идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая. Уровни социологического знания. Категориальный аппарат социологии. Законы социологии. Отрасли социологии.

Самостоятельное изучение: Основные социологические школы и направления. Позитивизм, антипозитивизм, структурализм, функционализм, марксизм.
Тема 2. История становления и развития

зарубежной и отечественной социологии:
Аудиторное изучение: Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия. О.Конт – основатель социологии. Социологический проект О.Конта. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно – исторического метода у О.Конта. Классические социологические теории. Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Характеристика общественных организаций и социальных институтов. Социология марксизма. Теория общественно – экономических формаций. Социология Э.Дюркгейма. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие аномии. Социология М.Вебера. Концепция «социального действия». Теория «рационализации». Феномен бюрократии. Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит. Современные социологические теории.

Русская социологическая мысль: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года); социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского; юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский); социологические теории анархизма (Л.и.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд); психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий);русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев); генетическая социология (М.М.Ковалевский); эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин); марксистское направление в русской социологии.



Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов); Чикагская школа; доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо; Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа; Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии; теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина; структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона; теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер); символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун);феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель); теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).

Самостоятельное изучение: Современный этап развития социологии: неомарксизм; концепция постиндустриального общества Д.Белла; социологические концепции Н.Лумана, Э.Гидденса; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; постмодернизм; структурно – функциональный анализ (Дж.Александер); феноменология; структурная социология Э.Тирикьяна.
ДЕ II. Социальная система и социальная структура.
Тема 3. Общество как социокультурная система:
Аудиторное изучение: Понятие об обществе как системном образовании. Различные подходы к рассмотрению общества (системный, детерминационный, функциональный, индивидуалистический). Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Теория органической и механической солидарности Э.Дюркгейма. Понятие общества согласно теории М.Вебера, Ф.Тенниса, Э.Шилза. Основные сферы жизни общества. Типологизация обществ. Общество как социолкультурный организм. Культура как социальное явление и система ценностей и норм. Понятие культурного развития и культурной деградации. Культура как проявление сущностных сил человека и общества. Основные функции культуры в обществе. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада, Востока, России. Основные причины кризиса культуры в современном обществе.Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Тема 4. Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность.
Аудиторное изучение: Социальная структура(горизонтальный срез общества)и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта, Р.Дарендорфа; неравенство как критерий стратификации; основные измерения стратификации: рабство, касты, сословия, классы; многообразие моделей стратификации; основные критерии стратификационного деления(образование, престиж профессии, доход, богатство, степень принадлежности к власти); три метода деления общества на страты (субъективный, репутационный, объективный); четыре основных страты современного общества: высший, средний, рабочий, низший (андеркласс). Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Понятие социальной мобильности. Виды мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Интенсивность и всеобщность мобильности. Каналы социальной мобильности. Теория социальной мобильности П. А. Сорокина.



Самостоятельное изучение: Маргинальные процессы в современном российском обществе.
Тема 5. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации:
Аудиторное изучение: Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.

Понятие «социальная общность». Виды общностей. Общность и личность. Социальная и структурная характеристика общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Понятие «социальная группа». Критерии выделения социальных групп. Классификация социальных групп. Постоянно существующие группы и квазигруппы (аудитория, публика, толпа, социальные круги). Большие и малые социальные группы. Изучение сплоченности социальной группы (социометрический метод Дж. Морено). Группообразующие процессы в современном обществе.

Понятие «социальный институт». Социальный институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Г.Зиммель, AТеннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Структура и виды социальных институтов. Признаки и функции социальных институтов. Институционализация как процесс образования социальных институтов. Определение дисфункций социального института, причины дисфункций. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Понятие социальной организации. Признаки социальной организации, ее структура и функции. Типология организаций.



Самостоятельное изучение: Теории социальных организаций в западной социологии: организация – машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация – община (Э.Мейо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии.
Тема 6. Личность и культура; социализация личности; социальный статус и социальная роль личности:
Аудиторное изучение: Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологические концепции личности: ролевая концепция личности; концепция личности З.Фрейда; теория самоактуализации К.Роджерса; марксистская концепция личности и др. Структура личности. Социальные типы личности.

Понятие социального статуса. Виды социального статуса (предписанный, приобретенный). Понятие социальной роли. Статусный набор личности.

Социализация личности. Социализация как социокультурный процесс, его особенности и стадии. Формы социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Агенты социализации.

Понятие «культура», основные элементы и формы культуры. Феномен культуры в обществе. Материальная и нематериальная культура. Основные функции культуры в обществе: познавательная, аксиологическая, запрещающая, стимулирующая, регулирующая, гармонизирующая, преобразующая, гедонистическая, функция преемственности. Знаки и символы в культуре.



Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада и Востока. «Социальная и культурная динамика» П.А.Сорокина. Цивилизация и культура.
Тема 7. Социальный контроль и социальное поведение:
Аудиторное изучение: Понятие социальной нормы, социального порядка и социального контроля. Социальный контроль как механизм саморегуляции поведения людей. Элементы социального контроля. Функции социального контроля в обществе: охранительная, стабилизирующая. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и пр. Классификация социальных норм. Функции социальных норм (регулирование хода социализации, объединение индивидов в группы, формирование эталонов поведения, контроль отклоняющегося поведения). Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Формальные позитивные санкции, неформальные негативные санкции. Внешний, неформальный формальный контроль, самоконтроль. Общий и детальный, прямой и косвенный контроль, мягкий и жесткий социальный контроль. Общественное мнение и социальный контроль. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Отклоняющееся (девиантное) и преступное (делинквентное) поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (культурные) теории.



Самостоятельное изучение: Понятие социальной аномии у Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона.
Тема 8.Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения:
Самостоятельное изучение: Понятие «социальное действие». Концепция социального действия М.Вебера (четыре типа социального действия: целерациональное, ценнностно – рациональное, аффективное, традиционное). Дальнейшее изучение социального действия в трудах Дж.Мида, Р.Макайвера, Ф.Знанецкого, Э Шилза, Т.Парсонса. Понятие «социальное взаимодействие». Типы и формы социального взаимодействия. Сферы взаимодействия. Взаимодействие как обмен. Теории социального обмена П.Блау, Дж.Хоманс. Понятие «социальные отношения». Субъекты социальных отношений. Структура социальных отношений. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Факторы, определяющие социальные действия.
Тема 9. Социальные конфликты в современном обществе:
Самостоятельное изучение: Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте. Модели разрешения социальных конфликтов. Последствия социального конфликта.

Национальные конфликты в современной России.


ДЕ III. Стратегия социологического исследования.
Тема 10. Программа и методы социологического исследования.
Аудиторное изучение: Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, методы социологического исследования, методика, техника и процедура. Классификация и характеристика методов сбора первичной социологической информации. Этапы социологического исследования: пилотажный, полевой опросы, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка информации для обработки на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. «Дерево целей»: формулировка проблемы исследования; цель; задачи (теоретические, прикладные); гипотезы исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Программа социологического исследования. Структура программы: теоретико – методологическая часть и методико – процедурный раздел программы. Количественные методы сбора социологической информации: контент – анализ, наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервью, почтовый, телефонный опрос, референдум, экспертный опрос). Измерения социальных явлений.

Самостоятельное изучение:Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.
3.3. Содержание семинарских занятий
Тема 1. Социология как научное знание.
1. Социология как учебная дисциплина.

2. Объект и предмет социологии.

3. Понимание «социального» в обществе.

4. Метод социологии.

5. Структура социологического знания.

6. Функции социологии.

7. Место социологии в ряду других общественных дисциплин.
Список литературы к семинару:
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – С. 7 – 35.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – С. 9 – 44.

3. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2 –е изд. /С.В. Назаренко. – Спб.: Питер, 2009. – С. 11 – 38.

4. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука //Социологические исследования. – 1992, № 9.

5. Руткевич М.Н. О предмете социологии //Социологические исследования. – 1991. №7.

6. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социологические исследования. – 1990. № 2.

7.Бельский В.Ю. Социология: Учебник /Под ред. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С. 56 – 91.

8. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник. 4 – е изд., перераб и доп. /Ж.Т. Тощенко. – М.: Юнити – Дана, 2012. – С. 11 – 40.

9. Бердюгина О.Г. Социология: Учебник /О.Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин, Э.И. Грибакина, Н.А. Гулина. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – С. 7 – 36.
Тема 2. История становления и развития зарубежной и отечественной социологии.

1. Объективные предпосылки возникновения западной социологии.

2. Становление социологии как науки.

3. О.Конт – основатель социологии.

4. Классические социологические западные теории.

5. Основные этапы развития отечественной социологии.

6. Современное состояние социологической науки.
Список литературы к семинару:
1. Капитонов Э.А. История и теория социологии: учебное пособие для вузов /М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 368 с.

2. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.). – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592 с.

3. Капитонов Э.А. Социология XX века: Учебное пособие /Ростов н /Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

4. История социологии: Учебное пособие А.Н. Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; Под общ.ред. А.Н. Елсукова. – 2 – е изд., перераб и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 с.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 2 – е исправ. изд. /А.Б. Гофман. – М.: Книжный дом «Университет», 1997. – 224 с.

6. Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник /В. А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. – Спб.: Лань, 2002 – 384 с.

7. Бутовская Л.В. История социологии в России: Учебное пособие для студентов вузов /Л.В. Бутовская. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2005. – 164 с.

8. Соловей Л.В. Социология: современное состояние науки в регионах: альманах /Л.В. Соловей. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2007. – 124 с.

9. История теоретической социологии. В.4 – х т. Т.1 /Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: «Канон» + ОИ «Реабилитация», 2002. – 396 с.

10. Курбатов в.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие /Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 416 с.

11. Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Института Социологии РАН, 1998. – 696 с.

Тема 3. Социальная структура общества. Социальная стратификация и мобильность.

1. Понятие социальной структуры.

2. Концепции социальной структуры.

3. Социальная стратификация: понятие, критерии выделения страт, происхождение стратификации, теории.

4.Системы социальной стратификации.

5. Современные концепции социальной стратификации.

6. Понятие и виды социальной мобильности.

7. Каналы социальной мобильности.

8. Концепции социальной мобильности.

Список литературы к семинару:

1.Социология: Учебное пособие /Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд – во НГТУ, 2000. – С. 91 – 102.

2. Золотов В.И. Основы социологии: Учебное пособие /В.И. Золотов. – Барнаул: Изд – во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2001. – С. 81 – 100.

3. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, испр. и доп. /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – С.159 – 203.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов /А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С.207 – 227, 254 – 275.

5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, АП.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 197 – 289.




Тема 4. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации.

1. Понятие и виды социальных общностей.

2. Понятие социальной группы, критерии выделения социальных групп.

3. Виды социальных групп.

4. Институциональная организация общества.

5. Понятие социального института.

6. Институциализация и изменения в социальных институтах.

7. Понятие и структура социальной организации.

8. Типы социальных организаций.

9. Теория организации М.Вебера.



Список литературы к семинару:

1.Социолгия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – С. 139 – 142, 202 – 220.

2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс. 4 – е изд. /А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – С.47 – 61.

3. Нартов Н.А. Социология: Учебник /Н.А. Нартов. – М.: Юнити – Дана, 2012. – С. 167 – 188.

4. Козлова О.Н. Социология: Учебное пособие /О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 154 – 176.

5. Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие /М.Ю. Горбунова. – М.: Экзамен, 2008. – С. 178 – 195.

6. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – С.89 – 109.

7. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие /И.В. Мостовая. – Ростов н /Д: Феникс, 1999. – С. – 84 – 91.



Тема 5. Программа и методы социологического исследования.

1. Постановка проблемы. Объект, предмет, цель, задачи, гипотезы исследования.

2. Операционализация понятий.

3. Рабочий план социологического исследования.

4. Программа социологического исследования.

5. Применение выборочного метода.

6. Методы социологического исследования.

7. Анализ данных и обобщение результатов исследования.



Список литературы к семинару:
1. Рабочая книга социолога /Под общ.ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3 – е. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.

2. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – С. 339 – 383.

3.Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичева, А.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 353 – 442.

4. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2 – изд. /С.В. Назаренко. – Спб.: Питер, 2009. – С. 68 – 132.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. – М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998. – 596 с.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования /И.Ф. Девятко. - Екатеринбург: Изд - во Урал.ун – та, 1998. – 208 с.



4. Материалы к промежуточному и итоговому контролю
4.1. Перечень вопросов для промежуточного контроля
(ДЕ I)
1. Предпосылки и время возникновения социологии как специфической отрасли научного знания.

2. Структура предметной области социологии.

3. Функции социологии.

4. Методы социологии.

5. Структура социологического знания.

6. Место социологии в системе социогуманитарного знания.

7. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.

8. Категориальный аппарат социологии.

9. Законы социологии.

10. Роль социологии в общественном развитии.

11.Роль О. Конта в обосновании социологии как науки.

12. Социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

13. Принципы позитивизма и неопозитивизма.

14. Особенности русской социологии.

15. Исторические условия и теоретические предпосылки, способствовавшие развитию русской социологии.

16. Основные течения в русской социологии дореволюционного периода.

17. Основные течения, школы и направления в западной социологии.
(ДЕ II)
18. Соотношение понятий «общество» и «социальная система».

19. Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество».

20. О кризисе культуры западной цивилизации в работе П.А. Сорокина «Социокультурная динамика».

21. Общество как социокультурная система.

22. Культурные парадигмы.

23. Единство и многообразие культур.

24. Типы культур.

25. Функции культуры в обществе.

26. Кризис современной культуры.

27. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

28. Понятие механизма социализации личности.

29. Социальный статус и роль современной личности.

30. Социальные отклонения: девиантное и делинквентное поведение.

31. Факторы, определяющие развитие девиантного поведения в обществе.

32. Сущность теории аномии Э. Дюркгейма.

33. Типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона.

34. Основные концепции социальной стратификации.

35. Определение социальной стратификации по П.А. Сорокину.

36. Критерии выделения страт.

37. Социальная структура общества и многообразие форм собственности.

38. Факторы, влияющие на формирование социальной группы.

39. Типы постоянно существующих социальных групп.

40. Квазигруппы.

41. Понятие и характерные черты социальной общности.

42. Виды социальных общностей.

43. Вероятные причины межнациональных конфликтов.

44. Современные тенденции в развитии нации.

45. Важнейшие социальные институты общества.

46. Функции и типы социальных организаций в обществе.

47. Функции и механизмы социального контроля в обществе.

48. Теории социального конфликта К. Маркса.

49. Социальный консенсус в обществе.

50. Теория социального действия М. Вебера.

51. Социальная структура и ее основные элементы.

52. Типы обществ в истории.

53. Виды и каналы социальной мобильности.

54. Маргиналы и маргинальность.


(ДЕ III)

55. Программа социологического исследования.

56. Объект и предмет исследования.

57. Цель исследования.

58. Задачи исследования: теоретические, прикладные.

59. Процедурный раздел программы.

60. Генеральная и выборочная совокупность.

61. Репрезентативность выборки.

62. Формулировка гипотез.

63. Измерение в социологическом исследовании. Виды шкал.

64. Методы сбора социологической информации.

65. Написание, виды и структура научного отчета.



4.2. Темы реферативных работ
1. Становление социологии в России: основные направления ее развития.

2. Социология в Алтайском крае: зарождение и первые этапы развития.

3. Эмпирическая социология: сущность, достижения, проблемы.

4. Использование Интернета для организации социологических исследований.

5. Молодежные субкультуры.

6. Качественные и количественные методы в социологии.

7. Влияние географических условий на способы социальной организации.

8. Анатомия социального действия.

9. Социокультурный анализ механизмов регулирования социальных отношений.

10. П. Сорокин о социокультурных суперсистемах.

11. Российский менталитет: анализ точек зрения.

12. Социологические исследования девиантного поведения в России.

13. система институтов социализации.

14. Социальная стратификация современного российского общества.

15. П. Сорокин - о социальной стратификации и социальной мобильности.

16. Основные тенденции изменения классовой структуры в России.

17. Маргинальные группы в России.

18. Национальный вопрос и причины национальных конфликтов в современной России.

19. Л.Козер о функциях социального конфликта.

20. Основные стили конфликтного поведения.

21. Деградация природной и социальной среды: проблемы и перспективы.

22. Глобализация: плюсы и минусы.

23. Концепции прогресса в современной социологии.

24. Структурно – функциональные теории общества.

25. Социальный миф.

26. Социальная адаптация личности.

27. Обмен как основа социальных отношений. Теории социального обмена.

28. Неформальная коммуникация в социальном пространстве: слухи.

29. Интеллигенция и интеллектуалы: проблемы соотношения.

30. Социальный портрет российского предпринимателя.

31. Социально – психологические механизмы контроля и оптимизации социального конфликта.

32. Интеллигенция как социальная группа. Проблемы интеллигенции в современной России.

33. Современная российская социология: основные научные школы.

34.Социальные движения: ретроспектива и современные классификации.

35. Жизненное пространство и жизненные силы современного человека.

36. Институциональные структуры: проблемы трансформации.

37. Особенности американской социологии.

38. Личность как субъект жизнедеятельности.


4.3. Вопросы к зачету

1. Объект и предмет социологии как науки.

2. Определение «социального» в обществе.

3. Структура социологии.

4. Специфика метода социологии.

5.Категории и законы социологии.

6. Взаимодействие социологии и других общественных наук.

7. Основные функции социологии на современном этапе развития российского общества.

8. Основные этапы развития западной социологии. Формирование классической социологии.

9. О.Конт – основатель социологии.

10. Становление и развитие отечественной социологии, ее основные этапы.

11. Социологический подход к пониманию общества. Типы обществ в истории.

12. Социальная система: понятие, признаки, типы, уровни организации.

13. Социальные действия, связи и взаимодействия.

14. Социальные отношения.

15. Культура как предмет социологического исследования.

16. Структура, содержание и формы культуры (миф, религия, искусство, наука, идеология).

17. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

18. Теории личности в социологии (марксистская, бихевиористская, теория роста А. Маслоу, теория диспозиционной концепции личности и др.).

19. Социальный статус и социальные роли личности.

20. Социализация личности: понятие, этапы, агенты. Десоциализация. Ресоциализация.

21. Понятие социальной структуры общества.

22. Социальные общности и социальные группы.

23. Квазигруппы.

24. Девиантное поведение: понятие, сущность, основные концепции.

25. Делинквентное поведение.

26. Социальная аномия: понятие и теории.

27.Сущность, виды и роль социального контроля в обществе.

28. Социальные институты: сущность, виды, признаки, функции.

29. Институционализация и ее социальная роль.

30. Теория социальной стратификации. Критерии стратификации.

31. Социальное неравенство в современной России.

32. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы.

33. Маргиналы, маргинальность, маргинализация.

34. Социальные изменения: понятие, структура, виды, механизмы, факторы.

35. Понятие, сущность, виды и методология анализа социальных процессов.

36. Социальные процессы в современном обществе.

37. Социальные движения: понятие, виды, функции. Социальные движения современности.

38. Социальные организации: понятие, виды. Теория социальных организаций М. Вебера.

39. Понятие социального конфликта, его психология, структура, виды, способы разрешения. Понятие социальной напряженности.

40. Социологическое исследование: логика проведения и основные процедуры (виды исследования, этапы, методы).

41. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Типы выборки.

42. Пилотажное и полевое исследование.

43. Область целеполагания в исследовании (формулировка проблемы, объект, предмет, цели, задачи, гипотезы). Актуальность, разработанность изучаемой проблемы. Новизна исследования.

44. Понятие измерения в социологии. Основные виды шкал измерения.

45. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей.

45. Подготовка научного отчета по итогам социологического исследования.

5. Методические рекомендации по усвоению дисциплины «Социология».
5.1. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов представлена многообразными видами индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемых под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которого требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи.

Моделирование самостоятельной работы студентов включает:

повторение пройденного теоретического материала,

установление главных вопросов темы,

определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме,

упражнения, решение задач,

анализ выполняемой деятельности и ее самооценка,

приобретенные умения и навыки, составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов предполагает: текущее собеседование и контроль, консультации, рецензирование, анализ, оценка, коррективы СРС, перекрестное рецензирование, дискуссия, подведение итогов и т. д.
Дифференциация заданий: обзор литературы, подбор литературы для практических работ, решение задач, ситуаций.

В заключении проводится тестовый контроль знаний.


Этапы и приемы СРС: подбор рекомендуемой литературы, знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме, определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу, с оставление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии.
Виды самостоятельной работы студентов: Конспектирование. Реферирование литературы. Аннотирование книг, статей. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. Углубленный анализ научно-методической литературы.
Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Контрольная работа – письменное выполнение.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С.


Руководство преподавателя


Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера


Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой


Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий



Руководство самостоятельной работой студентов:

проведение консультаций проходит за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя.

Во время руководства преподаватель консультирует студентов:

по методике самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организации труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы; по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов.



Контроль выполнения самостоятельной работы:

Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.

Формы: тестирование, презентации, доклады, контрольные работы, реферирование.

Методы контроля: семинарские занятия, коллоквиум, собеседования, зачет.

Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса.

Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

уровень освоения студентом учебного материала; умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; сформированность общеучебных умений; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление отчетного материала в соответствии с требованиями; творческий подход к выполнению самостоятельной работы; уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений; уровень владения устным и письменным общением; уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации; уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.


Самостоятельная работа по изучению тем и разделов социологии предусматривает следующие формы работы, в зависимости от изучаемого материала; чтение основной и дополнительной литературы; работа со словарем или справочником; подготовка доклада по некоторым актуальным вопросам изучаемой дисциплины; вопросы для самоконтроля; подготовка к промежуточной аттестации (контрольная работа).

1. Чтение основной и дополнительной литературы оценивается от «0» до «2» баллов, а именно, изучение основной литературы – до «2» - х баллов, изучение дополнительной литературы, включая электронные версии – до «1» балла.

2. Работа со словарем или справочником осуществляется для уточнения «границ» основных понятий изучаемой темы (оценивается от «0» до «2» баллов). Критерием оценки будет являться количество выявленных основных понятий и категорий и степень оригинальности и своеобразия формулировок.

3. Подготовка доклада по некоторым актуальным вопросам дисциплины оценивается от «0» до «5» баллов. Доклад можно подготовить по предварительному соглашению студента и преподавателя в рамках темы одного из семинарских занятий. Докладчик озвучивает подготовленный им материал в рамках семинарского занятия. Высшую оценку получает доклад, имеющий актуальность, четкую структурированность, научную обоснованность излагаемой проблемы, разнообразие ее представленности в научном сообществе.

4. Вопросы для самоконтроля по социологии представлены вниманию студентов в следующих учебниках и учебных пособиях:

а). Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- Спб: Питер, 2010. – 432 с.

б). Волков Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012.- 667 с.

Студент, делая попытки ответить на тот или иной вопрос, сверяет его правильность, изучая материал того или иного параграфа учебника. Следовательно, студентом осуществляется более эффективное запоминание изучаемого материала. Степень подготовки изучаемого вопроса студент оценивает самостоятельно.

5. Подготовка к промежуточной аттестации осуществляется согласно указанным ниже вопросам к промежуточному контролю.
Перечень вопросов для промежуточного контроля
(ДЕ I)

1. Предпосылки и время возникновения социологии как специфической отрасли научного знания.

2. Структура предметной области социологии.

3. Функции социологии.

4. Методы социологии.

5. Структура социологического знания.

6. Место социологии в системе социогуманитарного знания.

7. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.

8. Категориальный аппарат социологии.

9. Законы социологии.

10. Роль социологии в общественном развитии.

11.Роль О. Конта в обосновании социологии как науки.

12. Социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

13. Принципы позитивизма и неопозитивизма.

14. Особенности русской социологии.

15. Исторические условия и теоретические предпосылки, способствовавшие развитию русской социологии.

16. Основные течения в русской социологии дореволюционного периода.

17. Основные течения, школы и направления в западной социологии.


(ДЕ II)

18. Соотношение понятий «общество» и «социальная система».

19. Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество».

20. О кризисе культуры западной цивилизации в работе П.А. Сорокина «Социокультурная динамика».

21. Общество как социокультурная система.

22. Культурные парадигмы.

23. Единство и многообразие культур.

24. Типы культур.

25. Функции культуры в обществе.

26. Кризис современной культуры.

27. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

28. Понятие механизма социализации личности.

29. Социальный статус и роль современной личности.

30. Социальные отклонения: девиантное и делинквентное поведение.

31. Факторы, определяющие развитие девиантного поведения в обществе.

32. Сущность теории аномии Э. Дюркгейма.

33. Типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона.

34. Основные концепции социальной стратификации.

35. Определение социальной стратификации по П.А. Сорокину.

36. Критерии выделения страт.

37. Социальная структура общества и многообразие форм собственности.

38. Факторы, влияющие на формирование социальной группы.

39. Типы постоянно существующих социальных групп.

40. Квазигруппы.

41. Понятие и характерные черты социальной общности.

42. Виды социальных общностей.

43. Вероятные причины межнациональных конфликтов.

44. Современные тенденции в развитии нации.

45. Важнейшие социальные институты общества.

46. Функции и типы социальных организаций в обществе.

47. Функции и механизмы социального контроля в обществе.

48. Теории социального конфликта К. Маркса.

49. Социальный консенсус в обществе.

50. Теория социального действия М. Вебера.

51. Социальная структура и ее основные элементы.

52. Типы обществ в истории.

53. Виды и каналы социальной мобильности.

54. Маргиналы и маргинальность.


(ДЕ III)

55. Программа социологического исследования.

56. Объект и предмет исследования.

57. Цель исследования.

58. Задачи исследования: теоретические, прикладные.

59. Процедурный раздел программы.

60. Генеральная и выборочная совокупность.

61. Репрезентативность выборки.

62. Формулировка гипотез.

63. Измерение в социологическом исследовании. Виды шкал.

64. Методы сбора социологической информации.

65. Написание, виды и структура научного отчета.


5.2. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «Социология» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных домашних заданий. Оценка осуществляется по системе рейтинга.

Балльно - рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по социологии, включает в себя:

Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на зачете.

С этой целью весь курс социологии разбивается на тематические разделы, знания по которым оценивается в следующим порядке: 

посещение лекции – 0,5; составление конспекта -1 балл; собеседование/коллоквиум – 4 балла; работа на семинарах-3 балла.

Самостоятельная работа студентов также включена в систему балльно - рейтенговой оценки. Самостоятельная работа студента оценивается следующим образом: написание реферата- 4 балла; выполнение самостоятельной работы по ДЕ – 4 балла; реферирование научно статьи, монографии - 2/4 балла.

К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на зачете.

6. Материально-техническое обеспечение курса

Рубцовский институт (филиал) АлтГУ располагает материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных ГОС.

Реализация программы дисциплины «Социология» требует наличия оборудованной учебной аудитории.

Оборудование и технические средства учебной аудитории (аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные): компьютерная техника, проективная доска, проектор.

Для реализации лекционного курса используется аудитория, оборудованная: компьютером с лицензионным программным обеспечением, мультимедийным проектором, интерактивной доской. Для подготовки и проведения семинарских занятий используется библиотечный фонд Института, учебно-методический кабинет, некоторые виды семинарских занятий (семинар-конференция) предполагают использование специально-оборудованные аудитории. Для осуществления текущего контроля знаний и некоторых видов самостоятельной работы студентов используется компьютерный класс, имеющий доступ к ресурсам корпоративной сети и Internet.

7. Список основной и дополнительной литературы, другие информационные источники


Основная учебная литература


  1. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 667с.

  2. Назаренко, С.В. Социология: Учебное пособие /С.В. Назаренко. – Спб: Питер, 2009. – 496 с.

  3. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб: Питер, 2010. – 432 с.

  4. Волков, Ю.Г. Социология: Учебное пособие /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 568 с.

  5. Горбунова, М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы6 Учебное пособие /М.Ю.Горбунова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2008. – 367 с.

  6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебное пособие /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра – М, 2006. – 489 с.


Дополнительная учебная литература


  1. Добреньков, В.И. Социология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М: ИНФРА - М, 2001. – 624 с.

  2. Общая социология: Учебное пособие /Под общ.ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 654 с.

  3. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество: Учебник /Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА – М, 2002. – с.656.

  4. Мостовая, И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие /И.В. Мостовая. – Ростов н /Д: Феникс, 1999. – 320 с.

  5. Харчева, В.Г. Основы социологии: Учебник / В.Г. Харчева. – М.: Логос, 1997. – 304 с.

  6. Григорьев, С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных факультетов вузов /С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2001. – 252 с.

  7. Социология: Учебное пособие /Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд – во НГТУ, 2000. – 236 с.

  8. Золотов В.И.Основы социологии: Учебное пособие /В.И. Золотов. – Барнаул: Изд – во АлтГТУ, 2001. – 193 с.

  9. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – 272 с.

  10. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие /А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.

  11. Шляпентох В.Э. Как сегодня изучают завтра. (Современные методы социального прогнозирования.): Учебное пособие /В.Э. Шляпентох – М.: Советская Россия, 1975. – 264 с.

  12. Бельский В.Ю. Социология: Учебник /В.Ю. Бельский, Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Под ред. канд. фил. наук, доц. Д.Г.Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 304 с.

  13. Рабочая книга социолога: Монография /Под общ ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3 – е. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.

  14. Парникель Ю.Л. Прикладная социология: Учебное пособие /Ю.Л. Парникель. – Псков: Изд – во ПОИ, 1997. – 249 с.

  15. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд – во Урал. ун – та, 1998. – 208 с.

  16. Социология: Учебник для вузов /В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 407 с.

  17. Как провести социологическое исследование: Учебное пособие /Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990 – 288 с.

  18. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996 – 461 с.

  19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: учебное пособие /Ж.Т. Тощенко. – М.: Прометей, 1994. – 384 с.

  20. Кравченко, А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов /А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998 – 384 с.

  21. Социология на пороге ХХI века: Основные направления исследований /Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен – Хуттера (Швейцария). – 3 – е изд., доп. и перераб. – М.: РУСАКИ, 1999 – 360 с.

  22. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие /С.С.Фролов. – М.: Юристъ, 1997 – 344 с.

  1. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Монография /В.А. Ядов. – Козлова, О.Н. Социология: Учебное пособие /О.Н. Козлова. – М.: Изд – во «Омега», 2006. – 397 с.

  2. Бабосов, Е.М. Социология: Учебник /Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 285 с.

  3. Бердюгина, О.Г. Социология: Учебник /О.Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин, Э.И. Грибакина, Н.А. Гулина. 4 – е изд., испр. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 400 с.

  4. Багдасарьян,Н.Г. Социология: Учебник /Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян. – М.: Юрайт, 2010. – 591 с.

  5. Тощенко, Ж.Т. Социология: Учебник /Ж.Т. Тощенко. 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 608 с.

  6. Нартов, Н.А. Социология: Учебник/Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 512 с.

  7. Павленок, П.Д. Социология: Учебное пособие /П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Журавлев, Г.Т. – М.: Дашков и К, 2010 – 734 с.

  8. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс: Учебное пособие /А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2010 – 128 с.

  1. М.: Добросвет, 1998. – 596 с.


Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http //www.ecsocman.edu.ru

  2. Поисковые системы: Google, Yandex, Rambler.

  3. Научная электронная библиотека bookarchive (электронный ресурс). – Режим доступа: //www. book archive.ru/

  4. Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru/book