Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая социология специальность 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 500.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория систем и системный... 1 215.11kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные... 1 223.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине эконометрика специальность... 1 244.39kb.
Экономическая информатика 5 1650.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Интернет-экономика Специальности... 1 103.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент»... 1 195.91kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная... 3 491.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
С. С. Хоружий православная аскеза и философская феноменология сегодняшняя... 1 99.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая социология специальность - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ


Специальность – 080801.65

Прикладная информатика (в экономике)

Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта 2000 г., 52 мжд / сп.

2) Учебный план по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный от «23» мая 2011г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6.



Содержание УМК


1. Программа курса дисциплины «Экономическая социология»



1.1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая социология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Данный учебно – методический комплекс предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, написание реферативных работ, устный опрос, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных опросов - тестирований, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала.

Дисциплина изучается один семестр, после чего, в качестве контрольной точки проводится зачет.

Учебная дисциплина «Экономическая социология» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления. В «Экономической социологии» отражаются проблемы экономической теории и практики с точки зрения социологии, анализируются социально – экономическая структура и доходы, занятость и трудовая мобильность, трудовые конфликты, мотивация труда, отношения собственности и приватизации, поведение больших и малых групп людей и их психологии в экономической жизни и пр.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Курс экономической социологии ставит своей целью:

1. Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику (экономический аспект), раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

2. Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических направлений, школ и концепций;

3. Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социально – экономических проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Экономическая социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их экономико-социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, формирует знания в области основных законов развития современного общества, механизмов трансформации социальной и экономической структуры, системных изменений, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства. Экономическая социология помогает понять генезис межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя у студентов социально – аналитическое мышление, активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Задачи курса предполагают изучение:

основных этапов развития экономической социологии и современных направлений социально - экономической теории;

общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

социальных и экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

основных этапов культурно – исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля, понятия личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;

межличностных отношений в группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах;

механизма возникновения и разрешения различных видов социальных конфликтов;

культурно – исторических типов социально - экономического неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности;

основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

представлений о методологии и методах социологического исследования.
1.2. Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего


Лекции

практика

семинары




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I

30 баллов

Раздел 1. Экономическая социология как наука.

30

14

6




8

16

1. Экономическая социология как научное знание.

12

6

2

-

4

6

2. Краткая история становления и развития экономической социологии.

18

8

4




4

10

Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ II

50 баллов

Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.

88

44

16




28

44

3. Понятие социально – экономических групп и структур.

12

6

2




4

6

4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.

12

6

2




4

6

5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.

16

8

4




4

8

6. Социально – трудовая мобильность.

12

6

2




4

6

7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.

12

6

2




4

6

8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.

12

6

2




4

6

9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.

12

6

2




4

6




Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ III

20 баллов

Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.

16

8

4




4

8

10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.

16

8

4




4

8

Итоговый контроль

Зачет




Всего

134

66

26




40

68


Заочная форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего


Лекции

практика

семинары




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Раздел 1. Экономическая социология как наука.

30

4

2




2

26

1. Экономическая социология как научное знание.

14

2

2

-

-

12

2. Краткая история становления и развития экономической социологии.

16

2

-




2

14

Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ II


Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.

90

6

6




0

84

3. Понятие социально – экономических групп и структур.

14

2

2




-

12

4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.

14

2

2




-

12

5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.

14

2

2




-

12

6. Социально – трудовая мобильность.

12

0

-




-

12

7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.

12

0

-




-

12

8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.

12

0

-




-

12

9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.

12

0

-




-

12




Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ III


Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.

14

0

0




0

14

10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.

14

0

-




-

14

Итоговый контроль

Зачет




Всего

134

10

8




2

124


Заочная сокращенная (на базе СПО) форма обучения

Дидактические единицы

Наименование

тем


Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего


Лекции

практика

семинары




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


Раздел 1. Экономическая социология как наука.

30

4

2




2

26

1. Экономическая социология как научное знание.

14

2

2

-

-

12

2. Краткая история становления и развития экономической социологии.

16

2

-




2

14

Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ II


Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.

90

6

6




0

84

3. Понятие социально – экономических групп и структур.

14

2

2




-

12

4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.

14

2

2




-

12

5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.

14

2

2




-

12

6. Социально – трудовая мобильность.

12

0

-




-

12

7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.

12

0

-




-

12

8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.

12

0

-




-

12

9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.

12

0

-




-

12




Промежуточный контроль

Устный опрос

ДЕ III


Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.

14

0

0




0

14

10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.

14

0

-




-

14

Итоговый контроль

Зачет




Всего

134

10

8




2

124


1.3. Содержание учебной дисциплины
ДЕ 1. Экономическая социология как наука.
Тема 1. Экономическая социология как научное знание.
Аудиторное изучение: Экономическая социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Определение места экономической социологии в системе наук. Категория «социальное» в предметной области социологии. Объект и предмет экономической социологии. Понятие научного метода экономической социологии: проблемный (диагностический), технологический, структурный, институциональный, оценочный. Структура экономической социологии. Основные методологические направления и школы в экономической социологии. Функции экономической социологии: две главных – экономическая, социальная, а также функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо – идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая и др. Категориальный аппарат экономической социологии: социальная психология, социальная гуманитарология, социальные физика и арифметика.

Самостоятельное изучение: Задачи экономической социологии. Значение дисциплины для экономического образования.
Тема 2. Краткая история становления и развития

экономической социологии.
Аудиторное изучение: Объективные предпосылки возникновения экономической социологии. Становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия. О.Конт – основатель социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно – исторического метода у О.Конта. Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Характеристика общественных организаций и социальных институтов. Социология марксизма. Теория общественно – экономических формаций. Социология Э.Дюркгейма. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие социальной аномии. Социология М.Вебера. Концепция «социального действия». Теория «рационализации». Феномен бюрократии. Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит. Л. Кетле – классик социальной статистики. П. Прудон: теория соотношения анархических идей и социально – экономического порядка. Торстен Веблен (социокультурные факторы в экономике). Дж. Р. Коммонс – представитель институционализма в экономической теории. В. Зомбарт – теоретик «организованного капитализма».

Социология в России: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года). Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского. Юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский). Социологические теории анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин). Социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд). Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий). Русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев). Генетическая социология (М.М.Ковалевский). Эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин). Марксистское направление в русской социологии.



Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов). Чикагская школа. Доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).

Самостоятельное изучение: Современный этап развития социологии: неомарксизм; концепция постиндустриального общества Д.Белла; социологические концепции Н.Лумана, Э.Гидденса; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; постмодернизм; структурно – функциональный анализ (Дж.Александер); феноменология; структурная социология Э.Тирикьяна.
ДЕ II. Социально – экономическая система, социальная структура и труд.
Тема 3. Понятие социально – экономических групп и структур
Аудиторное изучение: Понятие социально – экономической группы. Совокупность социально – экономических групп как основа социально – экономической структуры общества. Основания социально – экономической стратификации: занятость, ее мера и вид; специфика труда; особенности трудовой деятельности; отношение к собственности на средства производства; формальный или неформальный характер труда; доходы, их мера и источники; легитимность труда; образование и квалификация; престижность. Объективные и субъективные социально – экономические группы. Стратегические модели социально – экономических структур: межклассовая модель, внутриклассовая модель, надклассовая модель. Типология социально – экономических групп: традиционные и новые, доминирующие группы, маргинальные группы, проблемные группы, закрытые, открытые, переходные группы, номинальные и реальные группы. Конкретные социально – экономические группы: рабочий класс, интеллигенция, служащие, бюрократия, менеджеры, мелкие и средние предприниматели.

Самостоятельное изучение: динамика социально – экономической группы; значение социально – экономических групп для функционирования социальной структуры общества.
Тема 4. Социально – экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.
Аудиторное изучение: Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта, Р.Дарендорфа. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Основные критерии стратификационного деления (образование, престиж профессии, доход, богатство, степень принадлежности к власти). Три метода деления общества на страты (субъективный, репутационный, объективный). Четыре основных страты современного общества: высший, средний, рабочий, низший (андеркласс).

Социальная картина распределения доходов. Понятие дохода. Типы доходов занятых и безработных, представителей разных профессий, собственников и наемных работников, имеющих и не имеющих образование, приближенных к власти, жителей разных регионов, города и деревни, мужчин и женщин, молодежи и пожилых лиц. Социальная картина и условия распределения доходов. Типы социально – экономических структур по критерию дохода. Социальные факторы доходов. Доходы и девиантное поведение. Доходы и социальный контроль. Социальные последствия доходов. Социальные взгляды на бедность и богатство. Категории бедности и богатства. Категории общественного мнения, отражающие социально – экономическую структуру: имидж групп в сознании общества; групповая солидарность; экономическая идеология групп; мнения групп; социальная идентификация.



Самостоятельное изучение: Маргинальные процессы в сфере доходов граждан.

Тема 5. Социально- демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.
Аудиторное изучение: Понятие занятости в социально – экономическом знании. Дискриминация женщин в трудовых отношениях. Проблемы женской безработицы. Молодежь и безработица. Образование как способ смягчения проблемы молодежной занятости. Теория и опыт социологических исследований безработицы и социального поведения. Социально – экономические функции безработицы. Общественные настроения по поводу безработицы. Эгоизм наемного работника. Эгоизм работодателя. Субъективизм в кадровых решениях. Конкуренция и солидарность в трудовом коллективе как социально – психологическая проблема. Противоречия социальной защиты безработных. Особенности переживания безработицы и их факторы (интегративный подход). Поведение безработных. Фактор потребительской психологии как механизм регулирования занятости и безработицы.

Самостоятельное изучение: Возрастные группы и занятость (демографические особенности).
Тема 6. Социально – трудовая мобильность.
Аудиторное изучение: Понятие социально – трудовой мобильности. Типы перемещений: меж – и внутрипоколенные перемещения; горизонтальные и вертикальные перемещения; внешние и внутренние; единичные и групповые перемещения; разовые и перманентные перемещения; вынужденные и добровольные перемещения. Методы анализа социально – трудовой мобильности. Факторы социально – трудовой мобильности: общие социально – экономические причины и мотивы; социально – культурные модели и особенности профессиональных ориентаций; образование и его доступность; возраст и стаж работы; семейное положение и обстоятельства; отношение к конкуренции и профессионально – трудовая самооценка; информированность; принципиальное отношение к работе и привязанность к коллективу.

Самостоятельное изучение: Миграция как вид социально – трудовой мобильности. Причины и виды трудовых миграций. Социальный состав трудовых мигрантов в современной России.
Тема 7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.
Аудиторное изучение: Понятие социальной организации. Социальные формы организаций: семейная, официальная, общинная, социально – трудовая, социально – профессиональная, социально – экономическая, социально – демографическая; социально – культурная, социально – психологическая, социально – политическая, социально – статусная; организация социальной защиты; организация социальной идентификации и принадлежности; организация социальной регуляции; организация общения. Организация с точки зрения типов социальных групп (малая группа, формальная группа, длительно – существующая группа, референтная и нереферентная группа). Влияние стиля работы, неформальных групп, сплоченности, персонального состава, коммуникации на организационно – трудовые отношения людей. Понимание ситуации, характер людей, личные отношения, режим труда, пространственная взаиморасположенность, статусные различия, заинтересованность, культура, контроль - как социальные факторы, определяющие характер трудовых отношений.

Самостоятельное изучение: Организационные формы гуманизации труда: определенность и справедливость задач и функций, участие в управлении, достаточность и открытость информации, условия самореализации, перемена видов трудовой деятельности, взаимозаменяемость работников, нормальный уровень специализации, укрупнение операций, освобождение режима труда, автономизация задач и функций.
Тема 8.Сущность, типы, структура трудового конфликта.
Аудиторное изучение: Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте.

Понятие социального и трудового конфликта, организационно – трудовых противоречий, конфликтной ситуации. Типы трудовых конфликтов: открытые, закрытые, межиндивидуальные конфликты, прямые, первичные и пр. Понятие конфликтного поведения. Негативные и позитивные последствия трудовых конфликтов. Причины трудовых конфликтов (объективные, субъективные). Конкретные причины трудовых конфликтов: проблемы распределительных отношений, сложности функционирования взаимодействия, ролевые противоречия, сугубо деловые разногласия, раздел вины и ответственности, лидерство, ненормальные условия труда, несовместимость, половозрастной состав организации, социальные различия. Разрешение трудового конфликта: факторы сложности, модели, типы, формы и дисфункции поведения. Факторы, обусловливающие сложность трудового конфликта: масштаб конфликта, длительность конфликтной ситуации, новизна или стандартность конфликта, объективные или субъективные причины конфликта. Формы разрешения трудового конфликта: реорганизация организационно – трудового порядка, информирование о конфликте и пропаганда выхода из него, трансформация конфликта в состояние переговоров, отвлечение от конфликта и перенос внимания на объединяющие смыслы конфликтующих сторон, исключение конфликтующих сторон из трудовых отношений, решение в пользу большинства (компромисс).



Самостоятельное изучение: Автономный, общеорганизационный, самостоятельный, публичный, административный типы разрешения трудового конфликта.
Тема 9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.
Аудиторное изучение: Основные категории инновационного поведения. Основные категории, отражающие инновационное поведение: инновационные настроения, культура и антикультура инноваций, инновационная конфликтность, социальная инерция, оптимизм и пессимизм в инновациях, инновационные ожидания, факторы группового действия в инновациях. Социально – позиционный анализ инновационного поведения. Социально – трудовые роли. Отклоняющееся трудовое поведение: сущность и факторы. Причины организационно – трудовых отношений: вынужденность обстоятельствами, ограниченность способностей к нормальному поведению, неосведомленность, социально – сравнительный мотив, инновации, неучастие в управлении, отсутствие контроля.

Самостоятельное изучение: Внешний и взаимный контроль, самоконтроль, сплошной и избирательный контроль, содержательный и формальный контроль, открытый и скрытый контроль в сфере труда.
ДЕ III. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.
Тема 10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.
Аудиторное изучение: Удовлетворенность трудом как оценочное отношение людей к собственной трудовой деятельности. Структура и уровневые типы удовлетворенности трудом. Структура удовлетворенности трудом: физическая среда, эстетическая среда, инфраструктура «соцкультбыта», режим и график работы, интенсивность и сложность труда, содержательность, квалификация, уровень организации труда, зарплата и пр. Факторы удовлетворенности трудом: объективные характеристики трудовой деятельности, субъективные особенности восприятия и переживания, квалификация и образование, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла, информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда, административный режим в организации, поддержание положительной оценки и самооценки, уровень ожидания, официальное и публичное внимание к проблемам труда, мнение экспертов и общественное мнение. Сущность, виды и уровни мотивов и мотивации в сфере труда. Основные социальные и моральные потребности и их мотивационно – трудовые значения.

Самостоятельное изучение: Сущность, целевая структура, разновидности стимулирования и их проявление в сфере труда. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование. Жесткое и либеральное стимулирование. Актуальное и перспективное стимулирование. Условия эффективности стимулирования труда. Социально – сравнительный мотив и стимулирование труда. Потребительский мотив и стимулирование труда.
1.4. Содержание семинарских занятий
Тема 1. Экономическая социология как научное знание.
1. Экономическая социология как учебная дисциплина.

2. Объект и предмет экономической социологии.

3. Понимание «социального» и «экономического» в обществе.

4. Методы экономической социологии.

5. Структура социально - экономического знания.

6. Функции экономической социологии.

7. Место экономической социологии в ряду других общественных и экономических дисциплин.
Список литературы к семинару:

1. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие /В.В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 368 с.

2. Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие /А.В. Дорин. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. – 254 с.

3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – С. 7 – 35.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – С. 9 – 44.

5. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2 –е изд. /С.В. Назаренко. – Спб.: Питер, 2009. – С. 11 – 38.

9.Бельский В.Ю. Социология: Учебник /Под ред. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С. 56 – 91.

10. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник. 4 – е изд., перераб и доп. /Ж.Т. Тощенко. – М.: Юнити – Дана, 2012. – С. 11 – 11. Бердюгина О.Г. Социология: Учебник /О.Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин, Э.И. Грибакина, Н.А. Гулина. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – С. 7 – 36.


Тема 2. Краткая история становления и развития экономической социологии.

1.Объективные предпосылки возникновения экономической социологии.

2. Становление экономической социологии как науки.

3. О.Конт – основатель социологии.

4. Классические социологические западные экономические теории.

5. Основные экономические концепции в отечественной социологии.

6. Современное состояние экономической социологии.

Список литературы к семинару:
1. Верховин В.И. Экономическая социология: Учебное пособие / В.И. Верховин, В.И. Зубков. – М.: Издательство РУДН, 2005. – 460 с.

2.Экономическая социология /Под ред. В.И. Верховина. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 729 с.

3. Капитонов Э.А. История и теория социологии: учебное пособие для вузов /М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 368 с.

4. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.). – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592 с.

5. Капитонов Э.А. Социология XX века: Учебное пособие /Ростов н /Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

6. История социологии: Учебное пособие А.Н. Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 2 – е изд., перераб и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 с.

7. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 2 – е исправ. изд. /А.Б. Гофман. – М.: Книжный дом «Университет», 1997. – 224 с.

8. Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник /В. А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. – Спб.: Лань, 2002 – 384 с.

9. Бутовская Л.В. История социологии в России: Учебное пособие для студентов вузов /Л.В. Бутовская. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2005. – 164 с.

10. Соловей Л.В. Социология: современное состояние науки в регионах: альманах /Л.В. Соловей. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2007. – 124 с.

11. История теоретической социологии. В.4 – х т. Т.1 /Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: «Канон» + ОИ «Реабилитация», 2002. – 396 с.

12. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие /Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 416 с.

13. Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Института Социологии РАН, 1998. – 696 с.

Тема 3. Понятие социально – экономических групп и структур.
1. Понятие социально – экономической структуры общества.

2. Типология социально – экономических групп: традиционные и новые группы, доминирующие группы, маргинальные группы, проблемные группы, закрытые, открытые, переходные группы, номинальные и реальные группы.

3. Стратегические модели социально – экономических структур: межклассовая модель; внутриклассовая модель; надклассовая модель.

4. Конкретные социально – экономические группы (рабочий класс, интеллигенция, служащие, бюрократия, менеджеры, предприниматели).



Список литературы к семинару:
1. Соколов Г.Н. Экономическая социология: Учебник /Г.Н. Соколов. – М.: «ВШ», 1998. – 368 с.

2. Рязанцев И.П. Экономическая социология. Региональный аспект: Учебное пособие /И.П.Рязанцев, М.С.Халиков. – М.: Академический Проект, 2005. – 384 с.

3.Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие. 3 – е изд. /П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. – М.: Дашков и Ко, 2010. – С.212 – 245.

4. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие \А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 83 – 91, 153 – 171.

5. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С.330 – 454, 504 – 536.

6. Назаренко С.В. Социология :Учебное пособие. 2 – е изд. – Спб.: Питер, 2009. – С. 135 – 162.

7. Волков Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – С. 153 – 171, 319 – 365.

68 Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие /С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. – С. 38 – 67.

8. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, испр. и доп. /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – С. 125 – 223.

Тема 4. Социально - экономическая структура общества. Доходы и общественное мнение.
1. Понятие социально – экономической структуры.

2. Социальная картина распределения доходов.

3. Социально - экономическая стратификация: доход и богатство как критерий.

4.Типы социально – экономических структур по критерию доходов.

5. Социальные факторы доходов.

6. Социальные последствия доходов.

7. Социальные взгляды на бедность и богатство.

8. Социально – экономические группы с точки зрения категорий общественного мнения.


Список литературы к семинару:
1. Верховин В.И. Экономическая социология: Учебное пособие. В 2 – х томах. /В.И. Верховин. – М.: Книжный дом «Университет», 2009.

2.Социология: Учебное пособие /Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд – во НГТУ, 2000. – С. 91 – 102.

3. Золотов В.И. Основы социологии: Учебное пособие /В.И. Золотов. – Барнаул: Изд – во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2001. – С. 81 – 100.

4. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, испр. и доп. /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – С.159 – 203.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов /А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С.207 – 227, 254 – 275.

6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, АП.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 197 – 289.



следующая страница >>