страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность 080801. 65 Прикладная - страница №1/2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта 2000 г., 52 мжд / сп. 2) Учебный план по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный от «23» мая 2011г., протокол № 12. УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ 1. Программа курса дисциплины «Социология» 1.1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Прикладная информатика (в экономике)».Данный учебно – методический комплекс предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, проведение контрольных работ, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных тестирований, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала. Дисциплина изучается один семестр, после чего, в качестве контрольной точки проводится зачет. Учебная дисциплина «Социология» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления. 1.Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; 2.Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических направлений, школ и концепций; 3.Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, формирует знания в области основных законов развития современного общества, механизмов трансформации социальной структуры, системных изменений, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства. Социология помогает понять генезис межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя у студентов социально – аналитическое мышление, активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений; основных этапов культурно – исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля, понятия личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий; межличностных отношений в группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах; механизма возникновения и разрешения различных видов социальных конфликтов; культурно – исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности; основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; представлений о методологии и методах социологического исследования. 1.2. Тематический план учебной дисциплины Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Заочная (сокращенная) на базе СПО форма обучения
3. Содержание учебной дисциплины 3.1. Содержание ГОС по дисциплине «Социология» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Русская социологическая мысль: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года); социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского; юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский); социологические теории анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд); психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий);русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев); генетическая социология (М.М.Ковалевский); эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин); марксистское направление в русской социологии. Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов); Чикагская школа; доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо; Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа; Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии; теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина; структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона; теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер); символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун);феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель); теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау). Понятие социальной мобильности. Виды мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Интенсивность и всеобщность мобильности. Каналы социальной мобильности. Теория социальной мобильности П. А. Сорокина. Самостоятельное изучение: Маргинальные процессы в современном российском обществе. Тема 5. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации: Аудиторное изучение: Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.Социальные движения. Понятие «социальная общность». Виды социальных общностей. Социальная и структурная характеристика общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Понятие «социальная группа». Критерии выделения социальных групп. Классификация социальных групп. Постоянно существующие группы и квазигруппы (аудитория, публика, толпа, социальные круги). Большие и малые социальные группы. Изучение сплоченности социальной группы (социометрический метод Дж. Морено). Группообразующие процессы в современном обществе. Понятие «социальный институт». Общество и социальные институты. Социальный институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Г.Зиммель, AТеннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Структура и виды социальных институтов. Признаки и функции социальных институтов. Институционализация как процесс образования социальных институтов. Определение дисфункций социального института, причины дисфункций. Мировая система и процессы глобализации. Понятие социальной организации. Признаки социальной организации, ее структура и функции. Типология организаций. Самостоятельное изучение: Теории социальных организаций в западной социологии: организация – машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация – община (Э.Мейо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии. Тема 6. Личность и культура; социализация личности; социальный статус и социальная роль личности: Аудиторное изучение: Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологические концепции личности: ролевая концепция личности; концепция личности З.Фрейда; теория самоактуализации К.Роджерса; марксистская концепция личности и др. Структура личности. Социальные типы личности. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие социального статуса. Виды социального статуса (предписанный, приобретенный). Понятие социальной роли. Статусный набор личности. Социализация личности. Социализация как социокультурный процесс, его особенности и стадии. Формы социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Агенты социализации. Понятие «культура», основные элементы и формы культуры. Феномен культуры в обществе. Материальная и нематериальная культура. Основные функции культуры в обществе: познавательная, аксиологическая, запрещающая, стимулирующая, регулирующая, гармонизирующая, преобразующая, гедонистическая, функция преемственности. Знаки и символы в культуре. Личность как деятельный субъект.Личность как социальный тип. Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада и Востока. «Социальная и культурная динамика» П.А.Сорокина. Цивилизация и культура. Тема 7. Социальный контроль и социальное поведение: Аудиторное изучение: Понятие социальной нормы, социального порядка и социального контроля. Социальный контроль как механизм саморегуляции поведения людей. Элементы социального контроля. Функции социального контроля в обществе: охранительная, стабилизирующая. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и пр. Классификация социальных норм. Функции социальных норм (регулирование хода социализации, объединение индивидов в группы, формирование эталонов поведения, контроль отклоняющегося поведения). Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Формальные позитивные санкции, неформальные негативные санкции. Внешний, неформальный формальный контроль, самоконтроль. Общий и детальный, прямой и косвенный контроль, мягкий и жесткий социальный контроль. Общественное мнение и социальный контроль. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Отклоняющееся (девиантное) и преступное (делинквентное) поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (культурные) теории. Самостоятельное изучение: Понятие социальной аномии у Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона. Тема 8.Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения: Аудиторное изучение:Понятие «социальное действие». Концепция социального действия М.Вебера (четыре типа социального действия: целерациональное, ценнностно – рациональное, аффективное, традиционное). Дальнейшее изучение социального действия в трудах Дж.Мида, Р.Макайвера, Ф.Знанецкого, Э Шилза, Т.Парсонса. Понятие «социальное взаимодействие». Типы и формы социального взаимодействия. Сферы взаимодействия. Взаимодействие как обмен. Теории социального обмена П.Блау, Дж.Хоманс. Понятие «социальные отношения». Субъекты социальных отношений. Структура социальных отношений. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Самостоятельное изучение: Факторы, определяющие социальные действия. Тема 9. Социальные конфликты в современном обществе: Аудиторное изучение: Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте. Модели разрешения социальных конфликтов. Последствия социального конфликта. Самостоятельное изучение:Национальные конфликты в современной России. ДЕ III. Стратегия социологического исследования. Тема 10. Программа и методы социологического исследования. Аудиторное изучение: Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, методы социологического исследования, методика, техника и процедура. Классификация и характеристика методов сбора первичной социологической информации. Этапы социологического исследования: пилотажный, полевой опросы, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка информации для обработки на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. «Дерево целей»: формулировка проблемы исследования; цель; задачи (теоретические, прикладные); гипотезы исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Программа социологического исследования. Структура программы: теоретико – методологическая часть и методико – процедурный раздел программы. Количественные методы сбора социологической информации: контент – анализ, наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервью, почтовый, телефонный опрос, референдум, экспертный опрос). Измерения социальных явлений. Самостоятельное изучение:Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование. 3.4. Содержание семинарских занятий Тема 1. Социология как научное знание. 1. Социология как учебная дисциплина. 2. Объект и предмет социологии. 3. Понимание «социального» в обществе. 4. Метод социологии. 5. Структура социологического знания. 6. Функции социологии. 7. Место социологии в ряду других общественных дисциплин. 2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – С. 9 – 44. 3. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2 –е изд. /С.В. Назаренко. – Спб.: Питер, 2009. – С. 11 – 38. 4. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука //Социологические исследования. – 1992, № 9. 5. Руткевич М.Н. О предмете социологии //Социологические исследования. – 1991. №7. 6. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социологические исследования. – 1990. № 2. 7.Бельский В.Ю. Социология: Учебник /Под ред. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С. 56 – 91. 8. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник. 4 – е изд., перераб и доп. /Ж.Т. Тощенко. – М.: Юнити – Дана, 2012. – С. 11 – 40. 9. Бердюгина О.Г. Социология: Учебник /О.Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин, Э.И. Грибакина, Н.А. Гулина. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – С. 7 – 36. 1. Объективные предпосылки возникновения западной социологии. 2. Становление социологии как науки. 3. О.Конт – основатель социологии. 4. Классические социологические западные теории. 5. Основные этапы развития отечественной социологии. 6. Современное состояние социологической науки. 2. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.). – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592 с. 3. Капитонов Э.А. Социология XX века: Учебное пособие /Ростов н /Дону: Феникс, 1996. – 512 с. 4. История социологии: Учебное пособие А.Н. Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; Под общ.ред. А.Н. Елсукова. – 2 – е изд., перераб и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 с. 5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 2 – е исправ. изд. /А.Б. Гофман. – М.: Книжный дом «Университет», 1997. – 224 с. 6. Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник /В. А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. – Спб.: Лань, 2002 – 384 с. 7. Бутовская Л.В. История социологии в России: Учебное пособие для студентов вузов /Л.В. Бутовская. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2005. – 164 с. 8. Соловей Л.В. Социология: современное состояние науки в регионах: альманах /Л.В. Соловей. – Барнаул: Изд – во Алт. ун – та, 2007. – 124 с. 9. История теоретической социологии. В.4 – х т. Т.1 /Ответ.ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: «Канон» + ОИ «Реабилитация», 2002. – 396 с. 10. Курбатов в.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие /Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 416 с. 11. Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Института Социологии РАН, 1998. – 696 с. 2. Признаки общества. 3. Основные сферы жизни общества. 4. Типологизация обществ. 5. Культура как социальное явление. 6. Социокультурные институты общества. Список литературы к семинару: 1.Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие. 3 – е изд. /П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. – М.: Дашков и Ко, 2010. – С.212 – 245. 2. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие \А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 83 – 91, 153 – 171. 3. Общая социология: Учебное пособие /Под общ.ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С.330 – 454, 504 – 536. 4. Назаренко С.В. Социология :Учебное пособие. 2 – е изд. – Спб.: Питер, 2009. – С. 135 – 162. 5.Волков Ю.Г. Социология: Учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – С. 153 – 171, 319 – 365. 6. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие /С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. – С. 38 – 67. 7. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, испр. и доп. /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – С. 125 – 223. 2. Концепции социальной структуры. 3. Социальная стратификация: понятие, критерии выделения страт, происхождение стратификации, теории. 4.Системы социальной стратификации. 5. Современные концепции социальной стратификации. 6. Понятие и виды социальной мобильности. 7. Каналы социальной мобильности. 8. Концепции социальной мобильности. Список литературы к семинару: 1.Социология: Учебное пособие /Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд – во НГТУ, 2000. – С. 91 – 102. 2. Золотов В.И. Основы социологии: Учебное пособие /В.И. Золотов. – Барнаул: Изд – во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2001. – С. 81 – 100. 3. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, испр. и доп. /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – С.159 – 203. 4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов /А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С.207 – 227, 254 – 275. 5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, АП.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 197 – 289. 1. Понятие и виды социальных общностей. 2. Понятие социальной группы, критерии выделения социальных групп. 3. Виды социальных групп. 4. Институциональная организация общества. 5. Понятие социального института. 6. Институциализация и изменения в социальных институтах. 7. Понятие и структура социальной организации. 8. Типы социальных организаций. 9. Теория организации М.Вебера. Список литературы к семинару: 1.Социолгия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – С. 139 – 142, 202 – 220. 2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс. 4 – е изд. /А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – С.47 – 61. 3. Нартов Н.А. Социология: Учебник /Н.А. Нартов. – М.: Юнити – Дана, 2012. – С. 167 – 188. 4. Козлова О.Н. Социология: Учебное пособие /О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 154 – 176. 5. Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие /М.Ю. Горбунова. – М.: Экзамен, 2008. – С. 178 – 195. 6. Социология: Учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – С.89 – 109. 7. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие /И.В. Мостовая. – Ростов н /Д: Феникс, 1999. – С. – 84 – 91. |
|