Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для... 9 3678.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в... 1 258.93kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерная социология для... 2 729.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Елецкий учебный центр избавления от вредных привычек В. И. Гринченко... 6 2588.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501 - страница №1/2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ


Кафедра философии и социологии права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА»
Для специальности 030501– юриспруденция

(очная форма обучения)

Составители рабочей программы

Д.ю.н., профессор Посконина О.В.

Ст. преподаватель Балобанов Я.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «14» июня 2007 г.


Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2007
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен:


  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


Требования по циклу общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин:

Юрист должен в области социологии:

  • иметь научное представление об обществе как о целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

  • знать основные функции социологии, главные цели применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, основные методы и направления исследований политической социологии, структуру, содержание и функции юридической социологии;

  • владеть навыками по методике и технике социологических исследований.


Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста-юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин регионального (вузовского)компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте носит рекомендательный характер.

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ВУЗОВСКИЙ) КОМПОНЕНТ
ГСЭ.Р.03 Социология.

История становления и развития социологии; общество как социо-культурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смысла жизни, образца действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики, социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами: групповая динамика, социальные поведение, обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура и стратификация; социальные институты и организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения, социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобальность социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.


При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать пять обязательных дисциплин федерального компонента, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, дисциплины регионального компонента и дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Количество часов для дисциплин федерального компонента определены настоящим государственным образовательным стандартом. Количество часов для остальных гуманитарных и социально-экономических дисциплин определяется вузом;

  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач из профессиональной деятельности.

1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”


Данный курс входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, являясь при этом профессионально ориентированным курсом по выбору студента. Он адресован студентам третьего года обучения, обладающими знаниями как в области философии, так и теории государства и права.

В системе современного юридического образования социология права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину общетеоретического статуса. Изучение общества как социальной системы, социальных отношений, институтов социализации и социального контроля в подготовке юристов должно тесно взаимоувязываться с правом как средством социального регулирования.



Для успешного изучения курса студент должен иметь представления об основных проблемах и этапах развития социальной философии, в рамках которой в XIX веке вызревают гносеологические предпосылки возникновения новой науки об обществе – социологии; знать о социальной роли и значимости права; уметь анализировать взаимодействия и взаимосвязи права с другими явлениями социальной жизни.

Ядро курса составляют исследования социальной природы и назначения права, его взаимодействия с другими социальными явлениями, что позволяет рассматривать в более широком социально-историческом контексте такое важнейшее средство социального регулирования, каким является право, анализировать его в качестве важнейшей подсистемы общества, выявляя их взаимосвязи и взаимодействия. При этом общеметодологические проблемы социологии права тесно увязываются с конкретными методиками эмпирических исследований правовых явлений.

Программа курса включает 14 лекционных тем.

Курс предполагает: написание реферативных работ или выполнение практических заданий, связанных с подготовкой материалов для проведения социологических опросов в качестве самостоятельной работы; два семинара для проведения тестового контроля.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.

ЦЕЛИ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представление:

  • об истории возникновения и развития социологии права как юридической дисциплины, о социально-правовых воззрениях зарубежных и отечественных ученых;

  • об основах формирования социологического подхода к изучению права;

  • о социальном механизме действия права;

  • об основных формах и способах сбора эмпирической информации для поведения конкретных социологических исследований в области юриспруденция.


В ходе изучения курса студент должен:

  • добиться усвоения базовых понятий социологической науки;

  • сформировать представление о социологии права как науке, ее общих проблемах и тенденциях развития;

  • добиться понимания основных функций, главных целей исследований в области политической и юридической социологии;

  • усвоить представления об обществе как целостной социокультурной системе, о месте в ней политики и права;

  • завершить формирование собственного профессионального юридического мировоззрения и правовой культуры;

  • сформировать активную жизненную позицию.


СТРУКТУРА КУРСА


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”.
Распределение часов по темам курса и видам занятий

Наименование тем

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа




часы

часы




Тема 1. Основные этапы формирования социологического знания.

2



















Тема 2. Социология права как наука.

4

1




Тема 3. Методы сбора эмпирической информации в социологии права.

2

1
















Тема 4. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли.

4

1




Тема 5. Общество и право. Социальная обусловленность права.

2



















Тема 6. Социальное действие и социальный контроль. Социальное действие права.

2







Тема 7. Эффективность действия права.

2







Тема 8. Социализация и культура. Правовая социализация личности.

2

1




Тема 9. Социальные группы и общности. Общественное мнение и право.

2







Тема 10. Институты и организации. Социология юридической организации.

2







Тема 11. Личность и поведение. Правовое поведение личности.

2



















Тема 12. Социология преступности.

2







Тема 13. Социологические аспекты проблемы ответственности. Социология уголовного наказания.

2







Тема 14. Юридическая конфликтология.

4







Всего часов:

34

4






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1. Основные этапы формирования социологического знания.

(2часа)
История становления и развития социологии. Изучение общества социальными философами античности. Вклад в развитие социальной теории Никколо Макиавелли. Томас Гоббс и деятели Просвещения ХVIII в. Шарль Луи Монтескье и Чезаре Беккариа.

ХIХ век – и возникновение эмпирической науки об обществе. Огюст Конт и его классификация наук. Место социологии в данной классификации.



Социологическое направление в криминологии: Ламбер Адольф Жан Кетле.

Герберт Спенсер и органическая школа в социологии.

Карл Маркс и развитие социологической науки. Теория социального конфликта.

Эмиль Дюркгейм и структурно-функциональный подход в социологии.

Макс Вебер и научный метод социологического исследования. Теория социального действия М.Вебера. М.Вебер о социологии права.

“Живое право” Евгения Эрлиха.

Социологический подход к праву в России в XIX – начале XX в.

Развитие социологии в ХХ в. и правовая проблематика. Европейская школа социологии права. Американская школа социологии права.
Лекция 2. Социология права как наука.

(4 часа)
Предмет общей социологии и ее влияние на формирование социологии права. Объект и предмет социологии. Основные понятия социологической науки: личность, социальный статус, социальная роль, социальное поведение, действие и взаимодействие, социальная стратификация, социализация, социальная общность, социальный институт. Основные парадигмы социологического знания. Влияние общей социологии на формирование социологического подхода к изучению отдельных сфер социальной жизни. Исторические и теоретические (философско-правовые и политико-правовые) предпосылки возникновения правовой социологии.

Объект и предмет социологии права. Место социологии права в системе обществоведения. Становление социологии права как юридической дисциплины. Структура социологии права. Социология права в системе юридических наук. Социология права и отраслевые юридические дисциплины. Функции социологии права.

Методология и методы социологического исследования. Методы, применяемые социологией права, и их характеристика. Единство теоретических и эмпирических методов социологического знания.


Лекция 3. Методы сбора эмпирической информации в социологии права.

(2 часа)
Социальное исследование и социальное измерение. Уровни социального измерения. Социальные факты.

Основные методы сбора первичных данных.

Опрос. Виды социологического опроса.

Анкетирование. Сплошной и выборочный опрос. Роль выборки в социологическом исследовании. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность. Ошибка репрезентативности.

Интервьюирование. Стандартизованное и нестандартизованное интервью. Респонденты.

Социометрический опрос: его цель и особенности.

Анализ документов. Документ в социологии. Качественный и количественный анализ. Контент-анализ.

Наблюдение.

Эксперимент. Валидность. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента.
Лекция 4. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли.

(4 часа)
Юридический и социологический позитивизм. Э. Дюркгейм как основатель социологии права. Право как наиболее устойчивая форма организации социальной жизни. Право и социальная солидарность. Социологический анализ преступления и уголовного права у Дюркгейма. Критика дюркгеймовской концепции преступления как нормативного явления Габриэлем Тардом.

Социология права и социология политики М. Вебера. Трактовка Вебером легитимного господства. Вебер об особенностях юридического и социологического исследования. Веберовское понимание права и его роли в обеспечении легитимного порядка. Три идеальных типа права у Вебера.

Социальная определенность права Е. Эрлиха и юридический позитивизм. “Живое” право и “живая” норма. Е. Эрлих как родоначальник “свободно-правового движения”. Роль личности судьи в концепции “свободного права” Е. Эрлиха.

Р. Паунд и его концепция “права в действии”. Право и социальный контроль.



Лекция 5. Общество и право. Социальная обусловленность права.

(2 часа)
Общество как объект социологического анализа. Общество как социо-культурная система. Право в общественной системе. Общество и государство.

Понятие права как социального института.

Назначение права. Социальная обусловленность права. Право и интересы. Правообразующий интерес.

Законодательная социология. Понятие «социальная организация» и «социальная группа». Групповые интересы. Группы давления. Правовой компромисс.

Методы изучения правообразующего интереса.
Лекция 6. Социальное действие и социальный контроль.

Социальное действие права.

(2 часа)
Понятие действия (акта) в социологии. Действие и деятельность. Роль права в социальном взаимодействии.

Понятие «функция» в социологии. Функции права.

Понятие социального контроля. Социальные нормы. Институты контроля и санкции. Право как способ социального контроля.

Социальный механизм действия права.

Механизм убеждения и принуждения.
Лекция 7. Эффективность действия права.

(2 часа)
Понятие эффективности закона. Цель и ее реализация. Мера конфликтности.

Основные факторы эффективности законодательства. Оценка качества закона. Юридическая форма закона и его социальное содержание.

Методы определения эффективности закона. Методы экспериментального анализа.

Эффективность механизма правового регулирования.


Лекция 8. Социализация и культура. Правовая социализация личности.

(2 часа)
Понятие социализации и ее процессы. Понятие правовой социализации.

Понятие и структура культуры. Культура как система ценностей, смысла жизни, образца действий индивидов. Влияние культуры на социальные отношения. Правовая культура как фактор социализации. Понятие контркультуры. Деликвентная субкультура.

Психологический механизм социализации.

Изучение правового сознания в социологии. Профессиональное юридическое сознание. Догмы и стереотипы в правовом сознании.


Лекция 9. Социальные группы и общности. Общественное мнение и право.

(2 часа)
Общество как совокупность групп. Классификация социальных групп. Публика и толпа.

Понятие общественного мнения. Становление общественного мнения как института гражданского общества. Значение общественного мнения для законодателя.

Понятие социальной стратификации. Доход, власть, престиж. Основные типы социальной стратификации. Сословия и классы в России. Номенклатура.

Стратификация в среде осужденных.



Лекция 10. Институты и организации. Социология юридической организации.

(2 часа)
Понятие организации в социологии. Организация и коллектив. Особенности юридической организации. Функционирование судебных и правоохранительных органов.

Судебная социология. Анализ правосудия и его главного принципа. Суд присяжных. Исследование судебных ошибок. Социологическое толкование законов. Анализ социальных отношений сквозь призму уголовных дел.

Анализ общественного мнения о работе правоохранительных органов. Выявление динамики особо тяжких преступлений.

Понятие института. Социальная функция института. Дисфункция институтов. Дисфункция права.


Лекция 11. Личность и поведение. Правовое поведение личности.

(2 часа)
Человек и личность. Ценности и оценки. Поведение и потребности. Мотивация поведения.

Правовое поведение: особенности исследования в социологии. Общая характеристика правового поведения.

Причина девиантного поведения. Негативные и позитивные формы девиантности. Относительность оценок девиантного поведения. Социальная природа правонарушения.

Особенности личности правонарушителя.


Лекция 12. Социология преступности.

(2 часа)
Преступность как социальное явление.

Особенности социологического анализа преступления. Многомерный подход

Субкультура преступного мира.

Преступность в современной России.

Криминальная личность. Социологический и социально-психологический анализ криминальной личности.
Лекция 13. Социологические аспекты проблемы ответственности.

Социология уголовного наказания.

(2часа)
Социологические аспекты проблемы юридической ответственности. Прагматически понимаемая эффективность юридической ответственности. Механизм воздействия мер ответственности на личность правонарушителя.

Социология уголовного наказания. Общесоциологические подходы к наказанию. Цели, средства и результаты карательной деятельности. “Вирус сломанной личности”. Законы эволюции наказания.

Функции уголовного наказания.

Социологические размышления о высшей мере наказания.


Лекция 14. Юридическая конфликтология.

(4 часа)
Источники социального напряжения. Социальный конфликт и логика его разрешения.

Юридическая конфликтология и ее место в социологии права. Социальный конфликт. Юридический конфликт: понятие и особенности.

Структура юридического конфликта. Конфликтная ситуация. Стороны юридического конфликта и его стадии.

Типология юридического конфликта. Разрешение юридического конфликта.

Юридические конфликты в экономической, политической и культурной сферах.

Криминальный конфликт.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.


Основная литература, обязательная для изучения курса ”Социология права“.

Рекомендуемые учебники:

  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учебник / А.Б. Венгеров . - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 607с.

  2. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи : учеб. для вузов рек. УМО ун-тов России / Ю.Г. Волков - М.: Гардарики, 2003. - 314с.

  3. Гаджиев К.С. Политология : Учеб.для вузов рек.МО РФ / К.С. Гаджиев . - М.: Логос, 2004. - 485,[1]с. ;

  4. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде : учеб. пособие для вузов рек. УМО вузов России / Т. П. Галкина - М.: Финансы и статистика, 2004. - 224 с.

  5. Добреньков В. И. Социология: учебник для вузов рек. МО РФ / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова - М.: Инфра-М, 2004. - 623 с.


Дополнительная литература для изучения отдельных тем курса ”Социология права“

  1. Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье ; пер.с фр. Н.А. Шматко - М.,СПб.: Ин-т эксперимент. социологии ; Алетейя, 2005. - 288 с

  2. Жильцов С. В. Смертная казнь в истории России / С. В. Жильцов ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. ; отв. ред. В. С. Комиссаров. - М.: Зерцало-М, 2002. - 460 с.

  3. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская ; Акад.нар.хоз-ва при Правительстве РФ, Моск.шк.соц.и экон.наук. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2003. - 566,[1]с.

  4. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

  5. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 301, [1] с.

  6. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология / В. Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

  7. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества / В.Н. Кудрявцев. - М.: Гардарики, 2002. - 237,[1]с.

  8. Кудрявцев В.Н. Современная социология права : Учеб.для юрид.фак.и ин-тов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук . - М.: Юристь, 1995. - 303с.

  9. Лейст О.Э. Сущность права: Социал.-филос. понимание генезиса, развития и функционирования юрид. формы обществ. отношений / Л. С. Явич. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 207 с.

  10. Лапаева В.В. Социология права : Крат.учеб.курс / Под ред. В.С. Нерсесянца - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - 287с.

  11. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; Государь / Пер.с итал., прим., науч.ст. М.А. Юсима. - М.: РОССПЭН, 2002. - 543с.

  12. Минкина, Н. Шкала культурных ценностей преступника /Н. Минкина. // Российская юстиция. 2003. №9.

  13. Поленина С.В. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии. // Государство и право, 2003г. №9

  14. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. Сборник научных трудов. / Под ред. проф., доктора пед. наук, Подвойского В.П., – М., 2002. Выпуск №3.

  15. Тростянский С.Н. Инновационный подход к процессу формирования девиантного поведения и преступности // Российский следователь. 2003, №10.

  16. Чинчиков А.М. Социология права: Учеб. пособие для студ. юрид. ин-тов и фак. / А.М. Чинчиков, А.А. Чинчиков, В.С. Теслин - М.: Манускрипт, 1993. - 83,[1]с.

  17. Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исслед. / Ф.Э. Шереги - СПб.: Алетейя, 2002. - 447с.

  18. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. С-Пб., 2003.




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Глубокое и прочное усвоение студентами вопросов социологии права способствует выявлению и освещению общегуманитарного смысла и потенциала права, его социальных функций, целей и ценностей. Общесоциальный аспект права приобретает особую актуальность для отечественного высшего юридического образования в условиях современных радикальных преобразований постсоциалистической России, направленных на утверждение идей и ценностей прав и свобод человека и гражданина, правового государства и гражданского общества.

Процесс овладения данной дисциплиной должен осуществляться систематически в определенном порядке.

Изучение конкретной темы обычно начинается с усвоения лекционного материала. Необходимо внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать его в виде конспекта. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради. Необходимо указывать тему лекции и рассматриваемые вопросы. Рекомендуется оставлять широкие поля для заметок, дополнительных вопросов и уточняющей информации, которые появляются в ходе изучения лекционного материала.

Поскольку в ходе учебного процесса планируется проведение семинарских занятий лишь для тестирования студентов по основным темам, постольку существенно возрастает роль самостоятельной работы по изучению каждой темы данного курса.

Изучение начинается с усвоения круга наиболее важных вопросов рассматриваемой темы. Для этого необходимо уяснить круг вопросов, выделяемых преподавателем в ходе лекции и дополнить его вопросами, анализируемыми в учебниках, рекомендованных для обязательного изучения. Далее прорабатывается лекционный материал, в ходе чего выявляются неточности и сложные вопросы, недостаточно хорошо усвоенные студентом. Эти трудности следует разрешить в процессе последующей работы с учебниками и учебными пособиями. Завершить работу необходимо анализом того, какие вопросы данной темы выносятся на тестирование или зачет. Студент должен осуществить самоконтроль своих знаний: убедиться, что имеет достаточно полное представление о содержании рассмотренных вопросов, выявить сложные моменты, по поводу которых он должен получить дополнительную консультацию преподавателю.

По курсу предусмотрено 4 часа семинарских занятий на студенческую группу.

На первом занятии проводится промежуточный контроль в виде обзорных тестов по лекционному курсу с последующим анализом результатов тестирования.

Обзорные тесты проводятся по следующим темам лекционного курса:



  • Тема 2. Социология права как наука.

  • Тема 3. Методы сбора эмпирической информации в социологии права.

  • Тема 4. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли.

  • Тема 8. Социализация и культура. Правовая социализация личности.

Второе занятие посвящено заслушиванию и критической оценке со стороны обучающихся лучших реферативных работ и практических заданий.
3.1. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО «СОЦИОЛОГИИ ПРАВА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Для получения положительной оценки обучающиеся должны показать знания по следующим вопросам:
Тема. Социология права как наука:


  1. Предмет социологии права;

  2. Различия между понятиями «социология права», «юридическая социология», «социологическая юриспруденция»;

  3. Парадигма социальных дефиниций Т. Парсонса;

  4. Функций социологии права как научной дисциплины;

  5. Цели социологических исследований в праве;

  6. Е. Эрлих и школа свободного права;

  7. Предмет социология права изучает;

  8. Объект социологии права;

  9. Н. Луман и его толкование права как средства социальной коммуникации;

  10. Понятие «социология права» как науки;

  11. Статус социологии права как науки;

  12. Понятие «парадигма» в философии и социологии;

  13. Парадигму социального факта Э. Дюркгейма;

  14. Парадигма социального поведения М. Вебера;

  15. Критерии социологического знания;

  16. Институализация науки (основные этапы)

  17. Парадигма социального детерминизма


Тема. Методы сбора эмпирической информации в социологии права:


  1. Виды социологического исследования;

  2. Понятия «группировка», «типологизация» и их виды;

  3. Понятие «эксперимент» и его виды;

  4. Виды исследований;

  5. Понятие «опрос» и его виды;

  6. Понятие «выборка» и ее виды;

  7. Понятие «генеральная совокупность»;

  8. Понятие «репрезентативность»;

  9. Понятие «наблюдение» и его виды;

  10. Понятие «валидность»;

  11. Понятие «контент-анализ»


Тема. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли:


  1. О.Конт как основоположник социологии;

  2. Закон трех стадий развития общества О. Конта;

  3. Понятие «аномия» Э. Дюркгейма;

  4. Общественная солидарность по Э. Дюркгейму;

  5. Общество в понимании Э. Дюркгейма;

  6. Типы самоубийств по Э. Дюркгейму;

  7. Реститутивное и репрессивное право Э.Дюркгейма;

  8. Социальный конфликт ожиданий Н. Лумана;

  9. Типы легитимации власти, легитимный порядок, идеальные типы права М. Вебера;

  10. Типа господства М. Вебером;

  11. Принципы материалистического учения об обществе;

  12. Г. Спенсер как основоположник органической школы в социологии;

  13. Эволюционализм Г. Спенсера

  14. Юридически защищенные интересы Р. Паунда


Тема. Социализация и культура. Правовая социализация личности:


  1. Понятие «социализация» и ее типы;

  2. Процесс социализации и ее функциональное назначение;

  3. Формы и методы осуществления социализации;

  4. Механизмы социализации личности

  5. Правовая социализация личности и ее виды;

  6. Профессиональная деформация личности;

  7. Уровни проявления профессиональной деформации;

  8. Понятие «социальный институт»;

  9. Понятия «человек», «индивид», «личность»;

  10. Понятия «социальный статус» и «социальная роль»;

  11. Агенты социализации личности


ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


  1. Подготовить социологические материалы и составить проблемно-аналитическую записку по материалам опроса “Правовая культура студентов, обучающихся в УдГУ”.

  2. Разработать социологические материалы для опроса судей “Отношение к судебной реформе”.

  3. Разработать социологические материалы для опроса и последующего анализа документов по проблеме “Эффективность уголовного наказания”.

  4. Разработать социологические материалы для опроса “Профессиональный престиж”

  5. Составить юридический социологический словарь.

  6. Разработать персоналии юристов-социологов.



3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов предполагает:

  • выполнение реферативной работы, включающее составление библиографии, сбор материала, его теоретическая обработка и оформление; защита рефератов осуществляется в ходе собеседования на консультациях, обсуждения на заключительном семинаре (2 часа) и завершающей студенческой научной конференции на потоке;

  • подготовку отчетов по практическим заданиям, которым предшествует сбор эмпирического материала, его группировка, обработка и оформление;

отчет по практическим заданиям осуществляется в виде собеседования с преподавателем на консультации или обсуждения результатов отчета на заключительном семинаре (2 часа)

  • подготовку к тестированию по темам курса; тестирование в форме промежуточного контроля проводится на первом семинаре (2 часа);

  • подготовку к собеседованию в форме зачета.



График самостоятельной работы по курсу «Социология права»


Семестр


Недели




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

VI







В/Т







К







К

Р

Р




С1




С2




З


Обозначения:

ВТ – выбор темы реферативной работы;

К – консультации;

Р – оформление рефератов (сроки сдачи для проверки);

С1 – семинар для проведения промежуточного контроля в виде тестирования с его последующим анализом;

С2 – заключительный семинар для обсуждения реферативных работ и практических заданий;

З – зачет.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ.
РЕФЕРАТ (от лат. - сообщать) является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Его написание способствует более глубокому, чем в учебной литературе уяснению конкретного вопроса. Для его написания потребуется изучение нескольких научных статей (или монографий), посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы.

Содержание реферата представляет собой изложение конкретного вопроса, вынесенного в качестве его названия, поэтому текст обычно не разбивается на разделы и параграфы. Объем реферата колеблется от 10 до 15 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом.

В ходе изучения тем учебного курса студент выбирает наиболее заинтересовавший его вопрос для написания реферата. Тема реферата обычно согласуется с преподавателем.

Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст:



  1. содержание реферата представляет освещение конкретного вопроса;

  2. в тексте должны обязательно присутствовать ссылки на авторов, мнения которых анализируются;

  3. ссылки оформляются в соответствии с требованиями научного исследования: или постранично (внизу страницы под конкретным номером указываются автор, название работы, место издания, год издания, страница), или при помощи сквозной нумерации (непосредственно в тексте в квадратных скобках через запятую указывается номер, под которым в списке литературы указывается цитируемая работа, и страница, где высказывается мнение, приводимое в реферате);

  4. поскольку реферат освещает отдельный вопрос, то для изложения не требуется разбивать текст на главы и параграфы, при этом допускается выделение подвопросов непосредственно в тексте жирным шрифтом или курсивом;

  5. оформляется реферат на одной стороне пронумерованных листов формата А4, которые обязательно сшиваются в папку (папка скоросшиватель), нумерация проставляется со 2-ой страницы в середине верхнего поля, где располагается текст;

  6. страницы с оглавлением для реферата отсутствует;

  7. первым считается титульный лист реферата, оформленный соответствующим образом (см.: Приложение №1 на стр. 7);

  8. объем реферата составляет 10-15 машинописных страниц (14-ый шрифт через полуторный интервал);

  9. реферат должен иметь следующие поля: левое 30мм, правое 10мм, верхнее 25мм, нижнее 20мм

  10. реферате отсутствует «введение» и «заключение» как отдельные разделы работы; допускаются лишь несколько вступительных фраз, предваряющих изложение конкретной проблемы, и заключительные выводы, содержащиеся непосредственно в тексте по ходу изложения вопроса;

  11. в конце реферата на отдельной странице приводится список используемой литературы, оформленный соответствующим образом: если сноски в тексте реферата даются внизу страницы, то литература в списке указывается в алфавитном порядке, если же ссылки показываются непосредственно в тексте (цифра в квадратных скобках), то литература в списке располагается не по алфавиту, а в порядке цитирования (под тем номером, какой указан в квадратных скобках).


ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Учебники и монографии:

  • Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исслед. / Ф.Э. Шереги - СПб.: Алетейя, 2002. - 447с.

  • Кудрявцев В.Н. Современная социология права : Учеб.для юрид.фак.и ин-тов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. - М.: Юристь, 1995. - 303с.

  1. Периодические издания:

  • Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика // Основы безопасности жизни. 2002. № 4.

  1. Электронные ресурсы

  • Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880—1882 гг. — Электрон. дан. — М. : ACT [и др.], 1998. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

  1. Ресурсы удаленного доступа

  • Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997. — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

Для студентов дневного отделения, изучающих данный курс, реферат засчитывается в виде письменной работы с оценкой от 2 до 5 баллов. Неудовлетворительная оценка предполагает переработку реферата или его существенную доработку. Студенты, не представившие реферат, до зачета не допускаются. На проверку реферата преподавателем отводится 10 календарных дней.



ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ.


  1. Дискуссионность проблемы соотношения теории, философии и социологии права.

  2. Огюст Конт и юридическая социология.

  3. Предыстория “общей социологии” и “Государство” Платона.

  4. Уравнительная и распределительная справедливость Аристотеля.

  5. Поведение политического лидера в трактовке Никколо Макиавелли (“Государство”).

  6. Шарль Луи Монтескье и основы “теории факторов”.

  7. Историческая школа права и ее влияние на возникновение юридической социологии.

  8. “Преступление” и “наказание” Чезаре Беккариа и юридическая социология.

  9. Психологическое направление в социологии и Габриэль Тард.

  10. Уголовная социология Энрико Ферри.

  11. Социологическое толкование права Максимом Максимовичем Ковалевским и его значение для развития правоведения.

  12. Право как социальное явление в концепции Богдана Александровича Кистяковского.

  13. Питирим Александрович Сорокин об общественном поведении и морали.

  14. “Свободное право”, его критики и сторонники.

  15. Идеальные типы права в интерпретации Макса Вебера.

  16. Преступление как нормальное социальное явление в социологической теории Эмиля Дюркгейма.

  17. Право в структурном функционализме Толкотта Парсонса.

  18. Методологические возможности системного подхода Т. Парсонса

  19. Концепция “изменчивого” позитивного права Никласа Лумана.

  20. Критика Н.Луманом классического позитивизма.

  21. Концепция юридической системы Н. Лумана.

  22. Методология функционализма Н. Лумана.

  23. Факторы влияния на правотворческий процесс. Их устранение и корректировка.

  24. Теневое нормотворчество.

  25. Закон и общественное мнение.

  26. Право как социальный институт.

  27. Дисфункции и социальный институт. Дисфункции в действии права.

  28. Законодательная социология.

  29. Герберт Спенсер о грехах законодателей.

  30. Почему не работает закон.

  31. Динамика ценностей населения в современных условиях.

  32. Конфликт ценностей в современной России.

  33. Социальный портрет профессиональной группы юристов.

  34. Функции судебной социологии.

  35. Роль материалов судебных дел в анализе социальных конфликтов и нравов.

  36. Виды социального давления на правоохранительные органы и правовой процесс.

  37. Истоки обвинительного уклона в российском правосудии.

  38. Суды присяжных и общественное мнение.

  39. Состояние законности в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века.

  40. Понятие эффективности права.

  41. Эффективность правосудия.

  42. Функции судьи в рамках социологического анализа.

  43. Судебные ошибки.

  44. Поведение должностного лица юридического учреждения.

  45. Профессиональная деформация.

  46. Развитие представлений о социальной норме и девиантности.

  47. Характеристика девиантности в современной России.

  48. Концепция аномии и ее развитие.

  49. Проблемы социологического толкования закона.

  50. Основные социологические теории анализа преступности.

  51. Особенности социологического подхода в изучении преступности.

  52. Социальные корни криминализации российского общества.

  53. Социальная опасность коррупции.

  54. Социологический взгляд на теорию уголовного наказания.

  55. Исключительная мера наказания и ее аргументация.

  56. Отличие социологического подхода к смертной казни от этического и философского.

  57. Способы применения смертной казни: история и современность.

  58. Цели уголовного наказания.

  59. Специфика юридического конфликта.

  60. Проявление юридического конфликта в сфере экономики.

  61. Проявление юридического конфликта в сфере политики и идеологии.

  62. Ложный конфликт.

  63. Способы разрешения юридического конфликта.

  64. Стратификация среди лиц, отбывающих наказание.


Дополнительная литература для выполнения реферативных работ по курсу ”Социология права“

  1. Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская социология и социология права. Ростов н/Д: Изд-во Феникс,·2005. 400 с.

  2. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений. – М.: Юриспруденция, 2004.

  3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. – Новосибирск, 2003.

  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. -2-е изд. – М: Омега-Л. 2005, 608 с.

  5. Глазырин В.А., Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. Юридическая социология: Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. 368 с.

  6. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. 1993. №6.

  7. Графский В.Г. Общая теория права П.А.Сорокина на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию //Государство и право. 2000. №1.

  8. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. 467 с.

  9. Жоль К.К. Философия и социология права: Учеб. пособие для вузов / К.К. Жоль.-2-е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. (Bibliotheca Studiorum). 415 с.

  10. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика // Основы безопасности жизни. 2002. № 4.

  11. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Мартышина. М., 1996.

  12. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 408 с.

  13. Керимов Д.А. Социология и правоведение //Государство и право. 1999. №8.

  14. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 536 с.

  15. Криминология /Под ред. А.И.Долговой. М., 1997.

  16. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. 297 с.

  17. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. – М.: Финансы и статистика, 2003. 336 с.

  18. Лапаева В.В. Социологическое обеспечение законотворчества // Сов. Государство и право. 1989 №9.

  19. Лапаева В.В. Социология права в поисках новой парадигмы //Государство и право. 1992. №7.

  20. Лапаева В.В. Социология права. / Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца – М.: Норма, 2004. 304 с. (краткие учебные курсы юридических наук)

  21. Посконин В.В. Правопонимание Толкотта Парсонса. Ижевск, 1995.

  22. Посконин В.В. Социально-политическая теория Т.Парсонса: методологический аспект. Ижевск, 1994.

  23. Посконин В.В., Посконина О.В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. Ижевск, 1998.

  24. Посконина О.В. Никлас Луман в политической и юридической подсистемах общества. Ижевск, 1997.

  25. Посконина О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: методологический аспект. Ижевск, 1997.

  26. Посконина О.В. Философия государства Никласа Лумана. Ижевск, 1996.

  27. Социология права: Учебное пособие / В.В. Глазырин, Ю.И. Гревцов, В.В. Зенков и др.; Под ред. проф. В.М. Сырых; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федера­ции.-3-е изд., стереотип – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. 464 с.

  28. Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве //Государство и право. 1988. №1.

  29. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.

  30. Халин К.Е. История политических и правовых учений. Учебник. – М. ТК Велби, КноРус, 2006.

  31. Шереги Ф. Э. Социология права: прикладные исследования. СПб., 2002.

  32. Эффективность правовых норм. М., 1980.

По итогам реферата, тестирования и самостоятельной работы студенты получают зачет.


4. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль знаний осуществляется в виде зачета. Промежуточной формой контроля является тестирование. Основой для получения зачета служит раскрытие основных понятий социологии права, их отличительных признаков и характеристик, знание основных социологических концепций и их представителей, навыки по использования методов сбора эмпирической информации.

Студент может сдавать зачет традиционным способом в виде подготовки соответствующих тем курса и последующего устного собеседования с преподавателем по отдельным вопросам данного учебного курса или получить его в соответствии с бально-рейтинговой системой оценки знаний: набирая определенное количество баллов за выполнение конкретных видов работ в течение учебного процесса.


Студентам предлагается следующая шкала баллов:




Виды работ оцениваются

Количество баллов

Среднее количество баллов для зачета

1.

Посещение 2-х часового лекционного занятия

от 0,25 до 4 баллов

2 балла

2.

Выполнение тестового задания по Теме: «Становление социологической науки»

от 0 до 5 баллов

3 балла

3.

Выполнение тестового задания по Теме: «правовая проблематика в работах классиков социологической мысли»

от 0 до 5 баллов

3 балла

4.

Выполнение тестового задания по Теме: «Методы сбора эмпирической информации в социологии права»

от 0 до 5 баллов

3 балла



Виды работ оцениваются

Количество баллов

Среднее количество баллов для зачета

5.

Выполнение тестового задания по Теме: «Социализация и культура. Правовая социализация личности»

от 0 до 5 баллов

3 балла

6.

Содержание реферата, раскрытие темы вопроса (реферат, оцениваемый ниже 3, возвращается на доработку; без подготовки реферата обучающийся до зачета не допускается)

от 3 до 5 баллов

4 балла

Студенты, набравшие 18 баллов, получают зачет.

Для успешной сдачи зачета традиционным способом обучающимся необходимо повторить соответствующие темы курса «Социологии права», обратив внимание на проработку составляющих каждую тему дидактические единицы (основных понятий курса). При этом предполагается самостоятельное изучение обучающимися основной и дополнительной литературы предложенной в программе курса, с последующим обсуждением отдельных вопросов на семинарском занятии. Для более качественной проработки вопросов помимо вопросов изложенных в учебной программе, необходимо учесть следующие методические указания для каждой темы курса:
следующая страница >>