Учебно-методический комплекс по дисциплине Социологические проблемы изучения общественного мнения Для направления/специальности 04. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социологические проблемы... 5 712.5kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерная социология для... 2 729.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для... 2 507.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 728.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 601.09kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Интернет-участие граждан в политике как механизм взаимодействия государства... 2 429.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Социологические проблемы изучения общественного - страница №4/5

Аспект анализа

Структурные элементы подхода

Структурные элементы подхода

Структурные элементы подхода

Характеристики сущности ОМ,

определения

Ключевые

слова

Сторонники,

разработчики

1. Гносеологический

(характеризует отражательную способность

ОМ, его место в структуре общественного сознания)




1.1. Индуктивная гносеологическая концепция ОМ выводит ОМ из совокупности индивидуальных мнений


1.1.1. Индуктивная гносеологическая концеп­ция ОМ с монистичес­ким объектом

далее

не структурирован



1.1.1. ОМ - это совокупное оценочное суждение народного большинства

индивидуаль­ное мнение, народное большинство

А. Уледов М. Горшков


1.1.2. Индкутивная кон­цепция ОМ с плюра­листическим объектом

Далее

не структурирован




1 . 1 .2. ОМ - это совокупность оценочных суждений (и действий) всех соц.субъектов по поводу объекта, затрагивающего их интерес

мнение, плю­ралистический субъект


Б. Грушин В. Шубрт Ю. Левада

1 .2.Дедуктивная гносео­логическая концепция ОМ трактует ОМ как продукт общественного сознания



1.2.1. Концепция ОМ как продукта целостно­го общественного сознания


1.2.1.1. Концепция ОМ как состояния общест­венного сознания


1.2.2.1.1. ОМ - состояние общественного сознания


состояние об­щественного сознания


А. Уледов М. Горшков С. Хитрова М.Скалецкий

1.2.1.2. Концепция ОМ как состояния массового сознания

1 .2. 1 .2. 1 . ОМ - состояние сознания масс как неклассических обязанностей

состояние массового сознания

Б. Грушин

С. Симоненко





1.2.1.2.2. ОМ - состояние сознания масс как совокупности класс. и некласс. Общностей

состояние реального сознания

Г. Дилигенский

И. Федякин, Д.Гавра



1.2.2. Концепция ОМ как продукта компонен­тов общественного сознания



1.2.2.1. Концепция ОМ как продукта форм об­щественного сознания

1.2.2.1. ОМ - форма бытия морального сознания


моральное сознание


Д. Потапейко Д. Честноков


1.2.2.2. Концепция ОМ как продукта уровней

общественного созна­ния




1.2.2.2.1. ОМ - образование обществен­ного сознания

обыденное

сознание


А. Аникеев

1 .2.2.2.2. ОМ - социально-психологичес­кое образование

социально-пси хологическое явление

Б. Парыгин В. Житенев

Б. Моисеев



2. Социологический

(характеризует

соц.обусловленность,роль и функции ОМ в обществе)


2. 1 . Деятельностная концепция ОМ

далее не структурирован

далее не структурирован

2.1. ОМ - процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятель нести

оценочная деятельность

В. Гарник О. Иванов Д.Гавра

2.2. Институционально-функциональная концеп­ция ОМ

далее не структурирован

далее не структурирован

2.2. ОМ - специфический социальный инс­титут, выполняющий особые функции в об­ществе

социальн. инсти-ут, социальные функции

Р.Сафаров В. Падерин

В. Коробейников



3. Онтологи-ческий

(Характеризует способы бытия ОМ)




3. 1 . Онтологическая мо­ноконцепция ОМ

далее не структурирован

далее не структурирован


3. 1 . ОМ существует как общее в совоку­пности индивидуальных оценок


общее в сово­купности оце­нок индивидов

В. Житенев

Л. Горбунова




3.2. Онтологическая плюралистическая кон­цепция ОМ


далее не структурирован


далее не структурирован


3.2. ОМ может существовать и как общее в совокупности индивид оценок и в сово­купности действий и в объективированной и институциональной форме

общее в оцен­ках, действиях, объективир. форма бытия ОМ

Д.Гавра

Подходы к изучению общественного мнения
Базовая операциональная схема подходов
к сущности общественного мнения





Структура общественного мнения
Первичная базисная структура общественного мнения



Линейная структурная схема





Модифицированная схема базисной структуры общественного мнения


Общая упрощенная схема базисной структуры общественного мнения




Трехстадийная динамическая схема



М
одифицированная
схема динамической структуры ОМ

Диахроническая структурная схема





Объектно-предметная структура совокупности мнений общества



Объектная структура совокупности мнений общества




Основные структурные разрезы общественного мнения



Свойства общественного мнения




Общественное мнение и социально-политические процессы

Схема комплексной характеристики социального механизма

б
ытия и движения общественного мнения


Общественное мнение как социальный институт


Экстернальный тип взаимодействия полит. системы и ОМ




Соотношение экстернального и интервального общественного мнения



Связи общественного мнения с деятельностным аспектом политики




Место общественного мнения в политической системе общества



Функции общественного мнения

Базисная структура функций общественного мнения

Объектная структура функций общественного мнения

Системный разрез функциональной структуры

Источники формирования общественного мнения



Цикл общественного мнения

Этапы формирования общественного мнения:

  1. Зарождение

  • Возникновение интереса к явлению, факту, процессу.

  • Индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего интерес.

  • Стремление субъекта к источникам информации.

  1. Непосредственное формирование общественного мнения

  • Обмен индивидуальных и групповых мнений и формирование общественного мнения.

  1. Функционирование общественного мнения

  • Мнение-оценка вступает как суждение большинства.

  • Переход общественного мнения от вербальной (словесной) формы к поведенческой.

Подходы к этапам формирования общественного мнения*

Этапы

Уледов А.К.

Титаренко Л.Г.

Ганчев Д.

Горшков М.К.

Коробейников В.С.

Первый этап

Возникновение чувств, представлений в сфере индивидуаль – ного сознания

(непосредствен - ное переживание события, рассуждение о нем, его оценка)



Зарождение индивидуальных мнений.

Опосредован - ное или неопо-средованное восприятие информации о событиях (возникновение чувств).

Стадия зарождения.

Признаки: массо-вый интерес к объекту исследо- вания, официаль – ным и неофициа – льным источни – кам инфор-ции, ее накопление, пе- реработка, усвое-ние – и как следствие появле - ние индивидуа - льных оценочно – ценностных суж- дений, стремление сделать их пред -метом гласности.



Знакомство с проблемой на уровне общей информативно-сти (возникнове-ние чувств, пред - ставлений).

Второй этап

Становление мнения (обмен между людьми своими чувствами, представлениями, взглядами, оценками).

Обмен мнениями.

Индивидуаль – ное осмысле- ние получен- ной информа-ции (ее восприятие, оценка на ос-нове собственного опыта, интересов и конкретных ус-ловий, формирую-щих личное мне-ние).

Формирование общественного мнения. Организованный или спонтанный обмен мнениями, кристаллизация доминирующего мнения, его активность, масштабность и уверенность масс в его непогрешимости.

Сталкновение мнений, “обра-ботка” одних мнений други-ми. Обмен ин-формацией, об-суждение пробле-мы.

Третий этап

Формирование единого мне- ния в процессе дискуссии. Объединение мнений вокруг одного.

Кристаллиза- ция общей точки зрения из множества мнений.

Процесс дис-куссии. Обсуждение, обмен, оценки и отношение к проблеме, борьба между индивидуа-льными мнениями.

Стадия функциониро- вания общественного мнения. Об этом можно судить по позиции большин- ства.

Распростране- ние сложив – шегося “типизирован- ного” мнения. С помощью СМИ.

Четвертый этап




Объективиза- ция мнения. Переход к практическому состоянию.

Кристаллиза- ция и форми-ние единого мнения. Группи-ровка вокруг принципиальных проблем.




Воздействие общественного мнения на по- ведение людей, социальную практику.

Пятый этап







Проявление и функциониро- вание сформи- рованного ОМ






(*Источник: Макарова, М. Н. Лекции по социологии общественного мнения.[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fsf.udsu.ru/stud/kurs/mnm/som/metod.doc)



ГЛОССАРИЙ

По дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Базисная структура общественного мнения – основывается на природе и сущностных характеристиках общественного мнения. Выделяют три компонента базисной структуры – эмоциональный, рациональный и волевой.

Воздействия социальные – процессы и результаты стихийных, организованных и целенаправленных институциональных, групповых или индивидуальных проявлений внимания к объекту с помощью конкретных мер и способов, позволяющих получить определенную рефлексию (ответную реакцию).

Внушение – воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.

Волевая составляющая общественного мнения – компонент общественного мнения, который формируется на основе социальной оценки и характеризует направленность субъекта на практическую деятельность по реализации интересов, связанных с содержанием объекта.

Воля – это способность индивида к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Восприятие – получение и интерпретация стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Подразумевает индивидуальную интерпретацию событий, на которые оказывают воздействие общество и культура.

Гносеологический анализ общественного мнения –характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания.

Двухступенчатый поток массовой информации – идея о том, что в плюралистическом обществе поток массовых коммуникаций опосредуется деятельностью лидеров, формирующих мнение («лидеров мнений»), которые действуют как привратники в таком «двухступенчатом потоке». Автор идеи П.Лазарсфельд.

Дедуктивный подход – подход, в рамках которого общественное мнение рассматривается как состояние сознания масс, как классических, так и неклассических общностей

Деятельностная концепция общественного мнения– концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как процесс совместной оценочной и вытекающей из ее практической деятельности и результаты этой деятельности.

Динамика общественного мнения – представляет собой жизненный цикл общественного мнения по поводу конкретного объекта. Выделяют следующие этапы: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание.

Идеология– система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Идеология вырабатывает социальные интересы в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения. Идеология выполняет функцию сплочения представителей данной социальной общности, формирует солидарность, служит идейной основой политических программ.

Индивидуальное мнение – продукт индивидуального сознания, оценка им окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. Так же в той или иной мере индивидуальное мнение отражает позицию той социальной группы, к которой принадлежит индивид и всего общества в целом.

Индуктивный поход– аспект рассмотрения общественного мнения как совокупности оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов, по поводу объектов, затрагивающих их интерес

Институциональная концепция общественного мнения – концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как специфический социальный институт, выполняющий особые социальные функции в обществе.

Интерес– направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, полезностью.

Коллективное мнение – совокупность оценочных суждений людей, входящих в те или иные формальные и неформальные группы. Основой возникновения коллективного мнения являются групповые интересы.

Манипуляция – вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Массовое сознание – это сознание, распространенное среди представителей той или социальной группы или общества в целом.

Монистическая концепция общественного мнения– концепция, в рамках которой народ выступает единственным субъектом общественного мнения как подлинный носитель общественных интересов, основная сила, творящая и преобразующая социальную действительность

Общественная психология– уровень сознания, непосредственно отражающий общественное бытие и активно на него воздействующий через эмоции, настроения, переживания и волю людей.

Общественное мнение –1) состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности.

2) социальный институт, обеспечивающий включение массовой оценочно-практической деятельности в процессы социальной регуляции, играющий особую роль в общественной системе, имеющий свои функции и характер взаимодействия с другими институтами, способный функционировать во всех сферах жизни общества.



Общественное сознание– система духовных (рационально-логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и др.) способов отношения людей к миру и к себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и обслуживающих эту жизнедеятельность

Объект общественного мнения– то на что направлено внимание субъекта общественного мнения. Объект характеризуется: информационной доступность, интересом к нему субъекта, дискуссионностью.

Объективированное общественное мнение – это социальные оценки (и, возможно, действия) социального субъекта, которые уже сформировались, выражены и существуют в политике и управлении в относительно независимой от субъекта форме.

Обыденное сознание –продукт повседневно социального опыта, эмпирического освоения и осмысления действительности.

Онтологический анализ общественного мнения – характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в объективированной и в институциональной форме, возможно бытие в невыраженном (латентном) состоянии.

Плюралистическая концепция общественного мнения –концепция, в рамках которой в качестве субъекта выступает не большинство, придерживающееся господствующего мнения, а вся совокупность компонентов социума с широким многообразием представленных в ней мнений, включая и господствующее, таким образом субъектом общественного мнения может быть территориальная и национальная общность, население региона или какая-то его часть

Поведенческий блок общественного мнения –совокупность актов массового поведения субъекта общественного мнения, то есть практически-преобразующая деятельность субъекта.

Популизм– линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки среди них, часто с помощью выдвижения упрощенных, реально невыполнимых лозунгов и требований.

Представительная демократия– форма правления, которая представляет собой способы реализации массовых оценок в политической практике через всеобщие выборы, референдумы, плебисциты, общие собрания на локальных объектных уровнях.

Природа общественного мнения – общественное мнение имеет двойственную природу. С одной стороны, это форма духовного освоения действительности, с другой – способ преобразования мира.

Прямая демократия –форма правления, в которой полномочные представители, получившие власть в результате прямого волеизъявления в ходе всеобщих выборов выступают в роли носителей и выразителей аккумулированной воли, интересов и оценок своих избирателей.

Рациональная составляющая общественного мнения– знания, сведения об объекте, которые формируются в ходе поиска и освоения информации об объекте, как специализированной, так и житейской, сопоставление этой информации с собственными знаниями и представлениями.

Содержательная структура общественного мнения(структура направленности) – фиксирует наиболее важные свойства общественного мнения – тип отношения субъекта к объекту. Это отношение может быть позитивным, негативным, нейтральным (неопределившимся) и отсутствовать вообще.

Социологический анализ общественного мнения– характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения.

«Спираль молчания» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение во избежание социальной изолированности. Автором концепции «спирали молчания» является Э. Ноэль-Нойман.

Стереотип– формирование в сознании людей упрощенного, схематизированного, зачастую искаженного представления о происходящих процессах и явлениях.

Субординированно-плюралистический подход – с одной стороны, он исходит из плюралистической парадигмы, признающей потенциальную возможность множественности субъектов общественного мнения, с другой _ он требует соблюдения определенной субординации в структуре субъекта и в качестве ведущего, главного субъекта является нард, народное большинство.

Субъект общественного мнения – носитель социальных настроений, оценок, переживаний, умонастроений. Субъектом общественного мнения являются общности различного уровня.

Теоретическое сознание – специфическая форма отражения действительности, связанная с производством научных идей и теорий. Оно нацелено на познание внутренних, сущностных свойств и закономерностей, строится на основании особой логики научного познания.

Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляет аргументация, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.

Целенаправленное формирование общественного мнения– комплекс приемов и механизмов воздействия на массовое сознание, с целью создания желаемой социальной оценки поводу определенных событий, социальных процессов и явлений.

Эмоциональный компонент общественного мнения –чувства, переживания, настроения, образующиеся в обществе по поводу актуальных социально значимых событий.

«Эффект прицепного вагона» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение, для того чтобы оказаться на стороне победителя, что впоследствии предполагает наличие какого-либо вознаграждения. Автор идеи П. Лазарсфельд.

ПЕРСОНАЛИИ
Отечественные социологи, изучающие общественное мнение
Докторов Борис Зусманович (род. в 1941 г., Ленинград) профессор, доктор философских наук, независимый исследователь и консультант, ассоциированный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Научные интересы: исследования общественного мнения, методы социологии, становление опросов общественного мнения в США и СССР/России, история постхрущовской российской социологии, развитие Рунета.

Окончил ЛГУ математико-механический факультет

С 1968 г. преподаватель кафедры философии Ленинградской ВПШ, с 1973 г. ст. научный сотрудник ленинградского сектора ИСИ АН СССР, а с 1975 Института социально-экономических проблем, с 1989 по 1994 г. руководил сектором ленинградского филиала Института социологии АН СССР. Параллельно участвовал в различных социологических проектах, с 1988 г. сотрудничал с ВЦИОМ. С 1994 г. живет в США.

В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии «Факторный анализ в психофизиологическом исследовании человека», 1985 г. защитил докторскую диссертацию по теме, связанной с надежностью результатов исследования общественного мнения. Автор более 250 научных работ.

Большое внимание в своих работах уделяет истории изучения общественного мнения в США и России, анализу становления современных технологий опросов общественного мнения.
Докторов, Б. З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. - М.: Центр социального прогнозирования. 2006.

Докторов, Б. З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005.

Докторов, Б. З., Ослон А. А., Петренко Е. С. Эпоха Ельцина: Мнения россиян. Социологические очерки. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2002 и др.

Гавра Дмитрий Петрович (род. 25.08.1956г., Ленинград) – специалист в области проблем общественного мнения, массового сознания, социального управления и социальной политики. Окончил Ленинградский политехнический институт и ЛГУ. Канд. экон. наук (1986), доктор социол. наук (1996).

1980-1990 – ст. лаборант, мл. науч. сотр., ст. науч. сотр., руководитель группы социально-экономических проблем образования и подготовки кадров Института социально-экономических проблем (ИСЭП).

1990-1995 – заместитель руководителя Санкт-Петербургского научного центра изучения ИСЭП РАН, зам. заведующего отделом ИСЭП.

С 1996 г. – руководитель исследовательского центра ф-та социологии Санкт-Петербургского университета.

В своих работах Д. П. Гавра обосновывает комплексный подход к изучению общественного мнения, его институциализации в современном обществе; считает, что продуцирование общественного мнения следует изучать как процесс ценностного взаимодействия, в том числе с институтами власти и управления. Д. П. Гавра рассматривает теоретико-методологические вопросы эмпирического выявления структуры и характера экономических интересов населения, диагностики тенденций изменения социальной структуры общества в условиях реформирования. Им разработаны практические схемы использования данных массовых опросов в процессе внедрения социально-экономических инноваций и программ социального развития.
Гавра, Д. П. Выявление экономических интересов социальных групп населения крупного города на основе опросов общественного мнения // Общественное мнение населения крупного города.– СПб., 1992.

Гавра, Д. П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. –СПб, 1995.

Гавра, Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб, 1995.

Гавра, Д. П. Общественное мнение в системе социального управления. –СПб, 1995.


Грушин Борис Андреевич (13.08.1929-18.09.2007) – специалист в области философии и социологии. Окончил философский фак-т МГУ (1952), аспирантуру там же (1955). Доктор философских наук (1966), профессор.

1956-1962 – редактор газеты «Комсомольская правда» по отделу пропаганды.

1962-1966 и 1977-1981 – консультант по проблемам социологии журнала «Проблемы мира и социализма».

1966-1988 – зав. сектором лаборатории Института философии АН СССР, Института социологии АН СССР, ВНИИСИ.

1988 -1989 – первый зам. директора ВЦИОМ. С 1989 г. – руководитель независимой службы изучения общественного мнения «Vox populi».

Главный предмет исследования Б.А.Грушина – массовое сознание. Один из первых в СССР Грушин стал исследовать массы как особого типа человеческие общности и массовое сознание как особого типа общественное сознание. Основные характеристики массы, по мнению Грушина, заключаются в следующем: 1) статический характер общности, 2) стохастическая природа общности, 3) ситуативный характер существования, 4) выраженная гетерогенность (разнородность) состава общности.

В 90-е гг. занимался анализом процессов, происходящих в России; разрабатывал концепцию смены цивилизаций как особого типа социальных изменений.
Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений – М., 1967.

Грушин, Б. А. Массовое сознание в советском промышленном городе. –М., 1980.

Грушин, Б. А. О двух подходах к изучению общественного мнения // Социологические исследования. – 1982. – № 4.

Грушин, Б. А. Структура и состав общественного сознания // Социологические исследования – 1983. – № 4.

Грушин, Б. А. Масса как объект исторического и социального действия // Рабочий класс и современный мир. – 1984. – № 5.

Грушин, Б. А. Массовое сознание. – М., 1987.



Коробейников Валерий Семенович (род. 18.09.1932, г. Пермь) – российский социолог и философ, специалист в области социологии общественного мнения и социологии права.

Окончил МГИМО (1956). Доктор философских наук (1978), профессор (1989).

После защиты канд. дис., посвященной контент-анализу в американской социологии (1970) работал ст. науч. сотрудником ИМЭМО. В 1974 возглавил сектор, а затем отдел социол. проблем общественного мнения в Институте АН СССР. 1990-1992 – зав. отделом в Институте законодательства и сравнительного правоведения РФ. С 1993 – руководитель социологической службы Парламентского центра РФ. С 1994 – директор Института проблем самоуправления при «Российском земском движении».

В. С. Коробейников – один из основателей российской школы контент-аналитических исследований материалов СМИ. В 1955 проанализировал содержание информационных материалов российских телеканалов (ОРТ, РТР, НТВ) о деятельности Госдумы по своей методике, и эмпирическими данными подтвердил верность ранее предложенной им концепции о зависимости развития духовного общения людей от социальных и экономических факторов. В. С. Коробейников был одним из инициаторов включения в проблематику опросов общественного мнения вопросов о межгосударственных отношениях. В рамках исслед. проекта «Барометр мира» подготовил и провел несколько совместных с зарубежными учеными социологических опросов общественного мнения. С начала 90-х гг. В. С. Коробейников разрабатывает новое междисциплинарное социологическое направление: политико-правовую социологию, связанную с изучением деятельности представительных органов государственной власти и функционированием органов местного самоуправления в современных условиях РФ.


Коробейников, В. С. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба. – М., 1976.

Коробейников, В. С. Возрастание роли и значения общественного мнения в жизни социалистического общества. – М., 1979.

Коробейников, В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. – М., 1981.

Коробейников, В. С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. – М.: Наука, 1983.





Горшков Михаил Константинович(род. 1950, г. Москва) – специалист по методологии и методике социологических исследований.

Окончил Московский мед. институт им. Н. А. Семашко. 1976-1989 – работал в АОН мл. науч. сотрудником, ст. науч. сотрудником, референтом ректора, доц. кафедры идеологической работы, зам. руководителя кафедры социологии и соц. психологии. 1989-1990 – в аппарате ЦК КПСС. С 1991 – директор Института теории и истории социализма. С 1992 – ген. директор Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Кандидат филос. наук (1978), доктор филос. наук (1989).

Основные научные интересы М.К.Горшкова: методология и методика социологических исследований, теория и практика изучения общественного мнения, социология политических процессов. В последние годы активно работает в области социологии избирательных кампаний, изучения специфики электорального сознания и поведения российских граждан. Руководитель и участник около 150 прикладных социологических исследований, как федерального, так и регионального масштабов.

Директор Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН.


Горшков, М. К. Общественное мнение советского общества: сущность, становление, динамика обновления. – М., 1979.

Горшков, М. К. Общественное мнение. История и современность. – М., 1980.

Горшков, М. К. Общенародное общественное мнение. – М., 1986.

Горшков, М. К.Основы прикладной социологии. – М., 1996 (соавт.).


Бритвин Виктор Григорьевич (род. 29.03.1940, г. Сталинград, ныне г.Волгоград) – специалист в области изучения общественного мнения.

Окончил филос. факультет и аспирантуру МГУ (1973). Защитил канд. диссертацию на тему: «О влиянии НТП на профессионально-квалификационный состав работников в промышленности». Доктор филос. наук, диссертацию по проблемам воздействия внутриорганизационных условий на личность (1983).

Работал в ИСИ (с 1974). После создания Центра по изучению общественного мнения в ИСИ (1985) назначен его руководителем, затем – зам. директора Института.
Бритвин, В. Г. Общественное мнение и ускорение социально-экономи­ческого развития общества: поиск новых подходов к изучению // Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использования в управлении социальными процессами. – М., 1987.

Бритвин, В. Г. Общественное мнение на этапе перестройки: некоторые черты утверждения нового статуса //Общественное мнение в условиях перестройки: проблемы формирования и функционирования. – М., 1990.



Житенев Вячеслав Борисович(род. 20.05.1945 г., г.Валуйки Белгородской области) доктор философских наук, профессор социологии и психологии государственной службы. В 1971 г. закончил философский факультет Уральского государственного университета им. А.М.Горького. С 1972 г. преподавал философию, научный коммунизм, этику и эстетику в Новосибирском высшем военно-командном училище ВВ МВД СССР, Новосибирском государственном университете, Уральском государственном университете им. А.М.Горького, Уральской академии государственной службы. Работал старшим научным сотрудником в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР, заведующим научно-исследовательской лабораторией Новосибирской высшей партийной школы, заведующим отделом политической социологии в Институте философии и права УрО АН СССР. В 1991 году защитил докторскую диссертацию по теме «Демократическая ценность общественного мнения». С 1995 г. работает в Уральской академии государственной службы на должностях директора информационно-аналитического центра региональной политики и национальной безопасности, проректора по научной работе, директора Научно-исследовательского института государственного управления. Преподает на кафедре социологии и управления общественными отношениями. Под руководством и при его личном участии ученые академии активно участвуют в разработке проектов законодательных и нормативных актов, ведут исследования экономических и социально-политических процессов на Среднем Урале, проводят социологические исследования, помогают органам власти в осуществлении кадровой политики. Творческая активность и новаторский подход к решению актуальных проблем российского общества нашли отражение в нескольких монографиях и более 200-х научных и научно-методических публикациях

Впервые в России разработал оригинальную методологию и методику измерения социальной напряженности, с 1997 г. внедрил ее в практику управления Ямало-Ненецким автономным округом, создав автоматизированную информационно-аналитическую систему «Мониторинг социальной напряженности».

Житенев, В. Б. Общественное мнение в социальном управлении.– Новосибирск, 1987.

Житенев, В. Б. Эффективные избирательные технологии.

Житенев, В. Б. Ямал на рубеже веков: реформы в зеркале общественного мнения.

Левада Юрий Александрович (род. 24.04.1930, г. Винница, Украина, умер 2006) – специалист по методологии истории и социологии, социологии религии, социологии общественного мнения и философии истории.

Окончил филос. факультет МГУ (1952). С 1956 работал в различных институтах АН СССР. Канд. диссертация (1955) посвящена особенностям народной демократии в Китае, докторская диссертация (1966) – социологическим проблемам религии. В 1969 издал «Лекции по социологии», в которых оспорил официальную точку зрения на сущность и познание социологии, что послужило основной причиной для критики многих социологических воззрений. Долгое время Ю. А. Левада был лишен возможности публичных выступлений и публикации своих работ.

С момента организации Всесоюзного (Всероссийского) Центра по изучению общественного мнения в 1989 был зам. директора, затем директором. В этот период основной интерес Ю. А. Левады был сосредоточен на изучении феномена общественного мнения.
Есть мнение! Итоги социологического опроса / под ред. Ю. Левады. – М., 1990.

Левада, Ю. Что нынче лежит на весах // Известия. – 1993. – 24 апр.

Левада, Ю. Большинство москвичей за демократию в условиях чрезвычайного положения // Известия. – 1993. – 16 окт.

Левада, Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. – М.: Московская школа политических исследований, 2000.



Падерин Валерий Константинович – Выпускник Казанского государственного университета 1971 года. Работал заведующим кафедрой Елабужского педагогического института, исполнял обязанности заведующего кафедрой социологии КГУ. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1989 году - докторскую диссертацию в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. С 1987 г. (с момента создания кафедры) возглавляет кафедру социологии в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Автор более 150 научных работ, в том числе монографий, двенадцати учебных пособий для студентов высших учебных заведений, ряда глав в коллективных монографиях, а также статей в отечественных и зарубежных социологических журналах.

Заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Является действительным членом (академиком) Международной академии информатизации, Российской академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), Международной Славянской академии наук и искусств. Является членом специализированных советов по присуждению ученой степени кандидата и доктора наук.


Падерин, В. К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. – Казань, 1980. – 128 с.

Падерин, В. К. Общественное мнение в политической жизни общества. – Казань, 1987.

Падерин, В. К. Общественное мнение в политической системе советского общества: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – М.: Знание, 1987.
Уледов Александр Константинович – (р. 08.08.1920—21.07.1999) — спец. по соц. филос. и соц. психол.; д-р филос. наук, проф. Род. в д. Кротово Архангельской обл. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1948), асп. там же (1951). В 1951—1975 работал в МГУ: ст. преп., доц., проф. В 1975—1992 работал в АОН в качестве проф., рук. кафедры соц. психол. С 1992 проф. Росс. академии управления. Заслуженный деятель науки РФ. Канд. дисс. посвящена проблеме полит. сознания, докт. дисс. (1964) — обществ. мнению. В его работах, посвященных проблемам обществ. мнения, последнее определяется как соц.-психол. феномен, выявляется его место в дух. жизни общества, выполняемые им функции; предлагаемая концепция послужила предпосылкой для исследования проблем обществ. мнения в отечественном обществознании. У. обосновывает методологические принципы исследования динамической и статической структур общественного сознания и выделил в структуре обществ. сознания виды, сферы, типы и состояния сознания; предложил определение социологического закона, разработал основания и соответствующую классификацию социологических законов; применил гносеол.-социол. подход к исследованию духовной жизни общества и рассмотрел последнюю в двух планах: как один из основных типов жизнедеятельности людей, соотносящихся с материальной жизнедеятельностью и как относительно самостоятельную сферу жизни общества, функционирующую наряду с экономической, политической и др. сферами.

Уледов, А. К. Общественное мнение советского общества. – М., 1963; Уледов, А. К. Структура общественного сознания. – М., 1968; Уледов, А. К. Социологические законы. М., 1975; Уледов, А. К. Духовная жизнь общества. – М., 1980; Уледов, А. К. Перестройка и сознание. – М., 1988; Уледов, А. К. Духовное обновление общества. – М., 1990; и др.




Зарубежные социологи

Гэллап Джорж(1901-1984) – американский социальный исследователь и инициатор развития и применения современных методов выборки в изучении политических предпочтений и общественного мнения. Гэллап одним из первых показал возможность точного измерения электоральных симпатий и политических «мнений» посредством изучения представительных выборок электората.

Дж. Гэллап начал свою карьеру в фирме «Янг энд Рубикем», занимаясь исследованием рекламы. Получив подготовку в области методов изучения рынка, он применил их к изучению общественного мнения и политических процессов. Докторская диссертация его была посвящена новому методу изучения читательской аудитории газеты. В частности, он проводил тестирование, чтобы узнать, какие разделы газеты читатели находят интересными.

В 1935 г. Дж. Гэллап вместе с предпринимателем Г. Андерсоном основали в Пристоне Американский институт общественного мнения. В 1947 г. частное учреждение было преобразовано в Международную Ассоциацию Гэллапа (Gallup International Association).
Лазарсфельд Пауль (1901-1976) – родившийся в Австрии и впоследствии обосновавшийся в США социальный исследователь и социолог, внесший выдающийся вклад в развитие обзорного исследования и методики количественного анализа данных в социологии. После ранних работ в Австрии, посвященных классам и безработице, в 1933 г. он эмигрировал в США, занимаясь изучением средств информации до перехода в Колумбийский университет, где он учредил один из ведущих центров эмпирических социологических исследований – Бюро прикладных социальных исследований. Среди наиболее известных направлений были исследования электорального поведения.

Он внес большой вклад в развитие исследовательских методов, в построении показателей. Сохраняется влияние множества его идей в изучении средств массовой коммуникации, в частности, идеи о двухступенчатом потоке массовой коммуникации, лидерах, формирующих мнение, «эффекте прицепного вагона».

Работы по методологии и применению математических методов в социологии: «Язык социального исследования» (совместно с М. Розенбергом, М. Rosenberg; 1955), «Латентноструктурный анализ» (1959).
Липпман Уолтер – (1889-1974) родился в Нью-Йорке. Закончил Гарвардский университет, где изучал языки и философию. Уже к 20 годам У. Липпман сумел получить ученую степень, однако отказался от академической карьеры. Был политическим обозревателем, общественным деятелем, участвовал в предвыборных кампаниях, в 1917 г. был назначен помощником военного советника Вильсона. В 1920 г. карьера Липпмана продолжалась в издании Нью-Йорк Уорлд, где с 1929 г. стал одним из его редакторов.

В 1922 г. издал книгу «Общественное мнение», в 1925 г. «Призрак общественности», в которых изложил оригинальную трактовку феномена общественного мнения и проблематизировал возможность развития демократии в сложных современных обществах.

Ввел в научный обиход понятие «стереотип», широко используемое до настоящего времени. Рассматривал социальный стереотип как ведущий фактор механизма формирования общественного мнения.
Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсона, К. В. Петренко – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
Ноэль-Нойман Элизабет (род. 1916, Берлин) – доктор философии и экономики. В 1947 г. вместе с мужем – политиком, социологом, членом бундестага – организовала в городке Алленсбах частный исследовательский институт по изучению общественного мнения, который известен как Институт демоскопии. С 1967 – директор организованного ею Института публицистики при университете в г. Майнц. На этом посту она находилась вплоть до выхода на пенсию в 1983.

Институт Демоскопии проводит исследования по различным направлениям. Основными из них являются: составление прогнозов при выборе в бундестаг, изучение аудитории средств массовой коммуникации и их эффективность, настроения населения, общественное мнение по различным вопросам, маркетинговые исследования и др.

Э. Ноэль-Нойман интересуется не только проведением коммерческих опросов, но и такими исследованиями, которые позволяют анализировать общественные явления. Она является автором концепции «Спирали молчания».
Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.


Габриэль Тард(1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа" (1903), "Социальные законы" (1906) и др.

Г. Тард рассматривает общественное мнение, как некое надындивидуальное психическое образование. Общественное мнение порождается публикой: промежуточным звеном между индивидом и толпой, в которой человеческая индивидуальность подавляется, (он становится чрезмерно возбудим, внушаем, теряет интеллектуальность) Формируется публика за счет психологических механизмов, через духовные процессы, общение, с помощью средств массовой коммуникации. Социальные границы ее четко не определены.

Тард дает определенную классификацию публики, считая, что это можно сделать по множеству признаков, но важнейшим является цель, объединяющая публику, ее вера. И в этом он усматривает сходство между толпой и публикой. И та, и другая — нетерпима, пристрастна, требует, чтобы все ей уступали. И толпе, и публике присущ дух стадности. Толпы не только легковерны, но порой и безумны, нетерпимы, постоянно колеблются между возбуждением и крайним угнетением, они поддаются коллективным галлюцинациям. Хорошо известны преступные толпы. Но то же самое можно сказать и о публике. Порой она становится преступной из-за партийных интересов, из-за преступной снисходительности к своим вождям.

В работах Г. Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл "социальной логикой".


<< предыдущая страница  следующая страница >>