Учебно-методический комплекс по дисциплине Социологические проблемы изучения общественного мнения Для направления/специальности 04. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социологические проблемы... 5 712.5kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерная социология для... 2 729.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для... 2 507.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 601.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 728.43kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Интернет-участие граждан в политике как механизм взаимодействия государства... 2 429.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Социологические проблемы изучения общественного - страница №2/5

3. Содержание дисциплины



Тема 1. Предмет и задачи курса. Генезис и развитие теории общественного мнения в социологии

Значение общественного мнения в современном обществе. Предмет, задачи и структура курса.

Общественное мнение как специальная теория, предмет изучения которой – закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения социальных групп, классов, народов к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Представление об общественном мнении в истории философской и социологической мысли. Зарождение представлений об общественном мнении (античная философия, мыслители итальянского гуманизма, Н. Маккиавелли, Ж.-Ж.Руссо, французские материалисты, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон, Г.Гегель, А. де Токвиль и др.). Понимание категорий общественного мнения в социальной мысли ХХ века (Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, В.Липпман, Дж.Гэллап, Ю.Хабермас, Э.Ноэль-Нойман и др.).

Отечественная школа изучения общественного мнения.
Тема 2. Социальная природа и сущность общественного мнения

Двойственная природа общественного мнения. Гносеологический анализ: общественное мнение как способ отражения действительности.

Индуктивный гносеологический подход к сущности общественного мнения. Понятие и природа мнения. Объект и субъект общественного мнения. Плюралистическая и монистическая концепция общественного мнения.

Дедуктивная гносеологическая концепция общественного мнения. Общественное мнение и общественное сознание. Общественное мнение и уровни общественного сознания. Общественное мнение и формы общественного сознания.

Социологический подход к категории «общественное мнение».

Анализ онтологических аспектов общественного мнения как социального явления.


Тема 3.Структура и функции общественного мнения

Подходы к структуризации общественного мнения. Базисная (эмоциональный, рациональный и волевой компоненты), содержательная, динамическая, субъектная, территориальная и др. структуры.

Основные виды функций общественного мнения в современном обществе и их характеристика. Подходы к типологизации функций. Институциональные и неинституциональные функции. Функциональность и дисфункциональность общественного мнения, его явные и латентные функции.
Тема 4. Динамика общественного мнения. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения

Общественное мнение как состояние и процесс. Жизненный цикл монообъектного общественного мнения. Основные этапы и их характеристика. Источники формирования общественного мнения (индивидуальный жизненный опыт, межличностные взаимодействия, СМИ и др.). Факторы и механизмы формирования общественного мнения.

Общественное мнение и всеобщие законы диалектики. Социальная детерминированность общественного мнения. Специфические закономерности функционирования и развития общественного мнения.
Тема 5.Целенаправленное воздействие на общественное мнение. Общественное мнение и СМИ

Система целенаправленного воздействия на общественное мнение. Методы целенаправленного воздействия на формирование общественного мнения. СМИ как важнейший инструмент целенаправленного формирования общественного мнения. Манипулирование общественным мнением.

СМИ как выразитель общественного мнения. Социологическая информация на страницах печати, телевидении, радио, в сетевых СМИ. Основные правила представления социологических данных в СМИ.
Тема 6. Общественное мнение как социальный институт

Определение общественного мнения как социального института. Признаки формирования общественного мнения как социального института. Основные характеристики института общественного мнения. Функционирование общественного мнения как социального института и границы его управляемости. Факторы, сдерживающие потенциал институциализации общественного мнения.

Взаимодействие с другими социальными институтами общества.
Тема 7. Общественное мнение в социальном и государственном управлении

Общественное мнение как фактор демократизации социального управления. Общественное мнение в системе факторов социальных изменений. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

Общественное мнение и власть: общая характеристика взаимодействия, типы и режимы взаимодействия. Роль власти в формировании общественного мнения и общественного мнения в формировании власти.
Тема 8.Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения

Классификация и характеристика приемов изучения общественного мнения (догэллаповский, гэллаповский, негэллаповский). Основные методы изучения общественного мнения (опрос, контент-анализ, фокус-групп и др.). Современные методы изучения общественного мнения.



Опыт организации изучения общественного мнения за рубежом. Организация исследований общественного мнения и включения его в практику управления в СССР и Российской Федерации. Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в современных условиях.
Содержание семинарских занятий
Тема 1. Генезис и развитие теории общественного мнения (4 часа)

  1. Роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания.

  2. Трансформация понятия «общественное мнение». Становление и развитие общественного мнения как социального явления в обществе.

  3. Становление теории общественного мнения в зарубежной и российской +социологии

Рефераты:

    • Понимание общественного мнения в трудах представителей психологического направления в социологии

    • Теория «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман.


Тема 2. Методологические подходы к исследованию общественного мнения (4часа)

      1. Гносиологический анализ общественного мнения: Индуктивный и дедуктивный подходы.

      2. Субъект и объект общественного мнения. Границы их определения в теоретическом анализе и прикладном исследовании.

      3. Социологический анализ общественного мнения.

      4. Онтологический анализ общественного мнения.


Рефераты:

  • Соотношений понятий «индивидуальное мнение», «групповое мнение», «коллективное мнение» и «общественное мнение»

  • Взаимосвязь общественного сознания и общественного мнения

  • Монистическая и плюралистическая традиции в современной социологии


Тема 3. Структура и свойства общественного мнения (2 часа)

    1. Основные способы структуризации общественного мнения

    2. Свойства общественного мнения и их анализ.


Рефераты:

      • Интенсивность как комплексное свойство общественного мнения

      • Показатели устойчивости и изменчивости общественного мнения

      • Динамические свойства общественного мнения и их характеристика


Тема 4. Функции общественного мнения (2 часа)

  1. Подходы к классификации функций общественного мнения.

  2. Гносеологические и социологические функции общественного мнения.

  3. Институциональные и неинституциональные функции общественного мнения.


Рефераты:

    • Явные и латентные функции общественного мнения (примеры).

    • Понятие эуфункции и дисфункции.


Тема 5. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения (4 часа)

  1. Факторы формирования общественного мнения.

  2. Динамические закономерности функционирования и развития общественного мнения.

  3. Функционально-институциональные закономерности функционирова-ния и развития общественного мнения.


Индивидуальные задания:

    • На конкретных примерах проанализировать жизненный цикл общественного мнения.


Тема 6. Целенаправленное воздействие на общественное мнение. Общественное мнение и СМИ (4 часа)

  1. Возможности целенаправленного воздействия на общественное мнение.

  2. Методы воздействия на общественное мнение.

  3. Общественное мнение и средства массовой информации и коммуникации.


Рефераты:

    • Пресса и межличностное общение: двухступенчатая коммуникация.

    • СМИ: зеркало мнений общества или средство манипулирования?


Индивидуальные задания:

    • Определите роль стереотипов в формировании общественного мнения.

    • Найти публикации данных общественного мнения в СМИ и проанализировать с точки зрения соблюдения правил их представления.


Тема 7. . Общественное мнение как социальный институт (4 часа)

  1. Признаки общественного мнения как социального института.

  2. Факторы, сдерживающие институциализацию общественного мнения.

  3. Институциализация общественного мнения в России.


Рефераты:

    • Условия институциализации общественного мнения.

    • Генезис общественного мнения как социального института в современном российском обществе.

    • Каналы выражения общественного мнения.


Тема 8 . Общественное мнение в социальном и государственном управлении (4 часа)

1. Общественное мнение в системе социального управления.

2. Место и функции общественного мнения в политической системе.

3. Учет общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.


Рефераты:

  • Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере


Индивидуальные задания:

  • На конкретных примерах покажите роль общественного мнения в различных сферах общественной жизни.


Тема 9. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения (4 часа)

  1. Сравнительный анализ современных методов изучения общественного мнения.

  2. Методический опыт исследовательских фирм, работающих на российском рынке изучения общественного мнения.


Рефераты:

    • Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии.

    • Методология и методика проведения он-лайн опроса общественного мнения.

    • Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения

    • Проблема верификации в социологическом исследовании общественного мнения.

    • История изучения общественного мнения в США.

    • Общественное мнение и проблемы глобализации.



  1. Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература:

Сведения об учебниках

Количество экземпляров в библиотеке на момент утверждения программы

Наименование, гриф

Автор

Год издания

Общественное мнение: история и современность [Текст] / М. К. Горшков.– М., 1988.– 280 с.

Горшков, М. К.

1988

1

Общественное мнение в социальном управлении [Текст] / В. Б. Житенев.– Новосибирск, 1987. – 168 с.

Житенев, В. Б.

1987

2

Социология общественного мнения : учеб. пособие / В. А. Михайлов. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2005. – 383 с.


Михайлов, В. А.

2005

1

Общественное мнение: открытие спирали молчания [Текст] / Э. Ноэль-Нойман; пер. с нем.; под общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова.— М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.— 352 с.


Ноэль-Нойман, Э.

1996

Электронный ресурс. Режим доступа: http://socioline.ru/_seminar/ predmet/om/reader_nn.doc




  1. Гавра, Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д. П. Гавра. – СПб, 1995.

  2. Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений / Б. А. Грушин.– М..: Политиздат.– 1967. – 400 с.

  3. Коробейников, В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции / В. С. Коробейников. – М., 1981.


Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использования в управлении социальными процессами. – М., 1987.

  2. Возьмитель, А. А. Формирование и изучение общественного мнения. – М., 1987.

  3. Гавра, Д. П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект / Д. П.. Гавра. – СПб., 1995.

  4. Гавра, Д. П. История и перспективы изучения общественного мнения в СССР и Российской Федерации / Д. П. Гавра // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. – С. 190-204.

  5. Гавра, Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия / Д. П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т.3. – №4. – С.45-65.

  6. Герасимов, В. М. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере / В. М. Герасимов. – М., 1999.

  7. Грушин, Б. А. Общественное мнение в системе управления / Б. А. Грушин // Социологические исследования. – 1998. – №3.

  8. Демидов, А. М. Общественное мнение на пути институционализации / А. М. Демидов // Социс. – 1992.– № 2. – С. 75-78.

  9. Докторов, Б. З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина: Монография / Б. З. Докторов.– М., 2005. – 237 с.

  10. Докторов, Б. З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения / Б. З. Докторов // Мониторинг общественного мнения.– 2004.– № 3.– С.58-69.

  11. Докторов, Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет ''среднего'' человека» (к 100-летию со дня рождения) / Б. Докторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – № 5. – С.48– 58.

  12. Гоуайзер, Ш. Путеводитель по опросам общественного мнения / Ш. Гоуайзер, Э. Уитт. – М.: «ВАГРИУС», 1987.– 208 с.

  13. Грушин, Б. А. Массовое сознание / Б. А. Грушин.– М.: Политиздат, 1987. –368 с.

  14. Заславская, Т. И. Как рождался ВЦИОМ / Т. И. Заславская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.– 1998.– №1. – С. 8–11.

  15. Иванов, О. И. Изучение общественного мнения населения крупного города. (Достижения, проблемы, перспективы) / О. И. Иванов.– Л., 1990.

  16. Иванов, О. И. Общественное мнение и власть / О. И. Иванов // Общественно-политический журнал. – 1993. – №7. С. 35-44.

  17. Иванов, О. И. Методология и методика изучения общественного мнения / О. И. Иванов. – СПб, 1996.

  18. Игнатов, Н. Г., СМИ в процессе формирования общественного мнения / Н. Г. Игнатов, С. И. Мотков // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. – 1997. –№1. С.19-28.

  19. Коробейников, В. С. Социологические проблемы общественного мнения / В. С. Коробейников. – М., 1985.

  20. Короткова, Л. Н. Социология общественного мнения / Л. Н. Короткова. – Спб., 2000.

  21. Левада, Ю. Человек, толпа, масса в общественном мнении / Ю. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1997. - № 5. - С.7–12.

  22. Мансуров, Н. С. Общественное мнение и его роль в жизни общества / Н. С. Мансуров.– М., 2000.

  23. Мансуров, В. А. Изучение общественного мнения в России и СССР / В. А. Мансуров, Е. С. Петренко // Социология в России.– М., 1998. – С. 569-586.

  24. Общественное мнение и пропаганда / отв. ред. А. К. Уледов. – М.: Мысль, 1980. – 270 с.

  25. Общественное мнение : методологические рекомендации для проведения социологических опросов / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., 1980.

  26. Падерин, В. К. Общественное мнение в политической жизни общества / В. К. Падерин. – Казань, 1987.

  27. Руткевич, М. Н. Социология, власть, общественное мнение / М. Н. Рудкевич // Социс. – 1993 – № 7. – С. 3-14.

  28. Социология в России / отв. ред. В. Я. Ядов.– М., 1998. –С. 569-586.

  29. Судас, Л. Г. Социология общественного мнения /Л. Г. Судас // Социально-политический журнал. – 1995 – № 1. – С.83-96.

  30. Формирование общественного мнения населения крупного города (опыт изучения) / под ред. О. И. Иванова. – СПб, 1996.

  31. Хевеши, М. А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы / М. А. Хевеши // Филос. науки.– 2001. – №2. С.5-17.

  32. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шампань. – М., 1997.

  33. Шубина, Л. В. Общественное мнение об опросах общественного мнения / Л. В. Шубина // Социс.– 2005.– №11.– С.138-141.


Перечень наглядных и методических пособий

– Глоссарий по курсу

– Опорный конспект в схемах по курсу

– Персоналии в зарубежной и российской социологии, разрабатывавшие проблемы общественного мнения




  1. Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля


Контрольные вопросы к зачету

  1. Общественное мнение как специальная социологическая теория. Ее роль и место в структуре современного социологического знания.

  2. История становления социологии общественного мнения за рубежом.

  3. Российская традиция социологического изучения общественного мнения.

  4. Становление и развитие понятия «общественное мнение».

  5. Природа и сущность общественного мнения.

  6. Гносеологический анализ общественного мнения.

  7. Дедуктивный подход к изучению общественного мнения.

  8. Индуктивный подход к изучению общественного мнения.

  9. Объект общественного мнения.

  10. Субъект общественного мнения. Монистическая и плюралистическая точки зрения.

  11. Анализ соотношения понятий: индивидуальное, групповое, коллективное и общественное мнение.

  12. Социологический анализ общественного мнения.

  13. Онтологический подход к анализу общественного мнения в социологии.

  14. Способы бытия общественного мнения.

  15. Структура общественного мнения, ее виды.

  16. Свойства общественного мнения.

  17. Классификация функций общественного мнения. Проблема их систематизации в социологии.

  18. Характеристика функций общественного мнения.

  19. Динамическая структура общественного мнения. Этапы формирования общественного мнения.

  20. Факторы формирования общественного мнения.

  21. Целенаправленное воздействие на формирование общественного мнения. Роль средств массовой коммуникации.

  22. Особенности и возможности системы целенаправленного воздействия на общественное мнение.

  23. Закономерности функционирования и развития общественного мнения.

  24. Общественное мнение как социальный институт.

  25. Взаимосвязь общественного мнения и политики.

  26. Роль общественного мнения в государственном и социальном управлении.

  27. Каналы и формы выражения общественного мнения.

  28. Основные социологические центры и службы изучения общественного мнения за рубежом.

  29. Основные социологические центры и службы изучения общественного мнения в России.

  30. Классификация приемов изучения общественного мнения.

  31. Методические проблемы совершенствования изучения общественного мнения.

  32. Новые информационные и технические возможности изучения общественного мнения в социологии.

6. Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины
<< предыдущая страница   следующая страница >>