Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для спе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи» для студентов... 1 124.12kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Гендерная социология 3 795.05kb.
Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины... 3 1057.6kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 113.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Общая экология... 3 789.25kb.
Название программы, форма обучения 1 19.71kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи (код и название - страница №1/3

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра философии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. Социология семьи

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный



(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины
ОПД.Ф. Социология семьи

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Исакова Е.В., к.ф.н., доцент

Новокузнецк




Рабочая программа учебной дисциплины

Введение

Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»:

Социология семьи как наука; становление социологии семьи; социология семьи в России история формирования, современные теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии семьи и демографии; основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи; cемья, ее структуры и функции; семейное поведение основные виды и типы; брачность и разводимость; рождаемость и репродуктивное поведение; смертность и самосохранительное поведение; cоциология семейных изменений; эволюция семьи, ее структур и функций; проблемы современной российской семьи; воспроизводство населения России основные проблемы демографической политики в конце 90-х гг.; семья и семейная политика; соотношение социальной, семейной и демографической политики.



Основной задачей курса «Социология семьи» является знакомство студентов с историей развития социологии семьи, с методологией, методикой и результатами исследований современной отечественной и зарубежной социологии семьи. Особое внимание уделяется анализу проблем функционирования семьи как социального института и как малой социальной группы. Рассматриваются основные типы семьи, а также этапы в жизни семьи; особенности трансформации семьи в сфере отношений супругов, родителей и детей, родственников; процессы брачности; особенности репродуктивного поведения; причины и социальные последствия конфликтов и разводов.

Социология семьи читается на 3-м курсе. Исходной базой для усвоения материала курса являются знания, приобретенные в ходе изучения демографии, общей социологии, методологии социологических исследований. Данная дисциплина является базовой для следующего курса «Гендерная социология».



Одной из главных целей курса «Социология семьи» является формирование у студентов навыков социологического анализа социальных проблем современной семьи, тенденций и перспектив ее развития
В результате обучения студенты должны:

  • приобрести знания и навыки в области основ социологии семьи;

  • овладеть её основными понятиями, умением понимать и объяснять особенности семейной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения;

  • получить представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах социологии семьи, об основных направлениях исследований, о теоретических основах семейной политики;

  • приобрести знания в области социологического анализа семейных изменений и семейного поведения (репродуктивного поведения, самосохранительного поведения, брачного поведения).



Требования к уровню освоения содержания курса.

Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы понятий социологии семьи как науки, умения применять эти понятия в анализе семейной ситуации в стране или регионе, а также знакомство с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в фамилистике.





  1. Темы и краткое содержание



Раздел 1. Социология семьи как наука


Социология семьи в ряду социологических дисциплин, её связь с демографией, социальной психологией и экономикой семейного домохозяйства. Предмет социологии семьи, различие макро- и микро-объектов исследования как основа разделения макросоциологии и микросоциологии семьи.

Социальная сущность семьи как исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений. Семья, понятие, основные дефиниции, семья как единство социальных отношений родительства – супружества – родства. Суть семьи как посредника во взаимоотношениях общества и личности, увязки их противоположный интересов. Феноменологический и инструментальный подходы к изучению семьи. Семья в социологической сети координат: социальной структуры – межличностной динамики – межпоколенной социокультурной преемственности. Социология семьи как целостное исследование семьи, одновременно рассматриваемой в качестве социального института и малой группы, имеющей последовательно сменяющиеся фазы возникновения, функционирования и распада. Три критерия эффективности семьи как института. Специфика методов измерения жизненного цикла семьи, элементов семейного поведения и межличностных отношений в семье.


Раздел 2. Функции и структуры семьи.


Функции семьи как социального института, специфические и неспецифические функции. Типы семейного поведения личности, соответствующие реализации семейных функций. Типология семьи – брака, родительства, родства-свойства. Виды расширенной семьи. Разновидности нуклеарной семьи. Нуклеарные позиции. Ядро семьи. Полная и неполная семья. Семейная группа. Основной тип семьи. Типы семей по критерию наследования и власти. Комплектность внутрисемейных ролей. Детность семьи. Структура семьи по составу, размеру, числу поколений. Схемы семьи и условные обозначения элементов структуры и связей между ними. Генеалогическое дерево семьи. Парные и групповые связи в семье по числу интеракций и конфигурациям коммуникативных связей. Созвездия межличностных ролей в семье.

Понятия значимых семейных событий, результатов семейной жизнедеятельности. Критерии классификации семейных событий от момента становления до распада семейной ценности. События, изменяющие структуру семьи. Родительство как главный критерий семейного цикла, стадии семейного цикла, фазы продолжительности брака, возрастные этапы. Схема жизненного цикла семьи, завершающегося "естественным" распадом. Статистическая характеристика семейного цикла жизни, распространенности семейных событий, сокращающих продолжительность семейного цикла (смерти, болезни, разводы и др.) Полный цикл. Типы неполноты семейного (депривация и её виды, разделение и разновидности его). Стрессовый характер семейных событий, ведущих к смене стадий, методы изучения линий жизни семьи, метод генеалогии, метод семейных биографий, геносоциограмма.


Раздел 3. Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи.


Фамилистическая парадигма – основа для теорий и концепций изучения семьи и семейной политики. Фамилистика – система наук, объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной семьи с несколькими детьми. Фамилистическая критика основных положений феминистских и прогрессистских теорий. Критерии определения сути семьи в парадигме модернизации, противопоставление "современной" и "традиционной", количественного подхода качественному, редукция семьи к супружеству и интересов семьи к индивидуальным, интерпретация социального воздействия как вмешательства в семью, сведение семейной политики к социальной защите отдельных семей.

Антисемейная сущность феминизма – семья как средство "эксплуатации" и "неравенства" женщин, "репрессивной" социализации детей. Фамилизм и марксизм. Гендерный подход как основа разъединения семьи на три изолированных друг от друга института супружества, родительства и родства. Краткая история феминистского движения в мире. Феминизм первой и второй волны. Гендерный феминизм и семья. Социализация семей и домашний труд. Поиск идентичности, права и обязанности полов и гендерные роли в семье. Несовместимость антисемейной сути феминизма с попытками создания "контрсоциологии семьи".


Раздел 4. Теории семейных изменений.


Становление теории семейных изменений. Первоначальный интерес к происхождению семьи. Эволюционный подход и парадигмы устойчивости, приспособляемости семьи к любым изменениям общества. Эволюционный подход и парадигма изменяемости, возникновения и исчезновения социальных институтов. Функциональные теории семьи как социального института (институционалистские). Русская социология семьи. Функционализм и переход семейных функций к другим социальным институтам. Функционализм и подход к изучению семьи как первичной группы, концепция жизненного цикла семьи. Эмпирические исследования семейных взаимоотношений. Групповой подход как единство исследований семейного цикла жизни и межличностной динамики. Сходство и различие институционального и группового подходов, их взаимодополнительность. Конструирование социологических теорий семьи, типологии теоретических подходов к изучению семьи. Три парадигмы объяснения семейных изменений: фамилистическая (кризисная), "прогрессистская" и феминистическая. Конвенциональные предпосылки альтернативных теорий семьи и их воздействие на интерпретацию фактов изменения структуры семьи, тенденций и перспектив семейных процессов, их прогнозов, причин и последствий. Противоположность подходов к теоретическому обоснованию целей и средств семейной политики.

Раздел 5. Семейное поведение: социализация и социализационное поведение.


О семейном поведении вообще. Социокультурные модели социализации детей и исторический процесс. Семейное поведение как общий термин для брачного, репродуктивного, социализационного и самосохранительного видов социального поведения. Семейное поведение и индивидуальное поведение, семейное поведение как психологическое единство МЫ, не сводимое к сумме индивидуальных поведений членов семьи. Семья и другие проводники социализации детей, семейная социализация как приобщение к опыту семейно-родственных поколений. Два типа социально нормативной регуляции поведения личности, нормы-образцы и нормы-принципы, их соотношение при регуляции индивидуального поведения в "традиционных" и "современных" обществах. Семейная преемственность (традиция) как передача стандартов семейной жизнедеятельности посредством семейных ритуалов и стереотипов поведения. Интернализация социокультурных и семейных норм. Позитивные и негативные санкции. Трансляция семейного статуса, семейно-родственный контроль, интеграция семьи. Роль непосредственного контакта старших и младших поколений в стабильности линеальной семьи. Лаговый эффект семейно-родственных норм. Фамилизм как средство ограничения индивидуализма. Семейный конформизм (свое-чужое). Семейные обряды рождения, возрастной инициации, взрослости, заключения брака, стереотипы мужского и женского, мужа и жены, отца и матери, родительства и детства. Становление структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения в ходе семейной социализации ребенка. Основные элементы структуры: система потребностей личности, система социальных ситуаций, система определения ситуаций удовлетворения потребностей (способов и средств), результаты линии поведения, пути их достижения. Возрастной цикл жизни и формирование личности – теории Пиаже Ж., Мида Дж., Эриксона Э. Характеристика диспозиционной регуляции поведения на ранних возрастных стадиях. Влияние различных структур семьи на становление и функционирование элементов регуляции поведения ребенка. Диспозиционная регуляция семейного поведения, система диспозиций – потребности, семейные ситуации, блок определения ситуации (диспозиция МЫ), результаты поведения как итог реализации потребностей в контексте оценки семейных ситуаций. Схема диспозиций семейного и индивидуального поведения. Система потребностей как движущая сила семейного поведения. Пирамида потребностей А Маслоу. Динамика уровней и видов потребностей, типы (и схемы) совместимости потребностей супругов.
следующая страница >>