Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 2 784.93kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по... 2 1116.19kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской и квалификационной... 1 274.38kb.
Восприятие и изображение третьего пространственного измерения 19. 2 690.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - страница №3/3

2. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ



Экзаменационные вопросы, вопросы к зачету и темы рефератов по курсу «Общая психология Ч2»:


  1. Предыстория современной когнитивной психологии. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы ХХ века.

  2. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.

  3. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях, восприятии, представлениях.

  4. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие ощущения.

  5. Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Физиологические механизмы ощущений.

  6. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.

  7. Классификация ощущений: генетический подход. Характеристика ощущений.

  8. Характеристика механизмов зрительного восприятия. Теории цветового зрения.

  9. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.

  10. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Понятие о сенсибилизации ощущений.

  11. Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии. Апперцепция восприятия.

  12. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов.

  13. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение.

  14. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов – основные характеристики.

  15. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Кофка, В. Вундт). Принципы гештальта (фигура на фоне, объединенения элементов и т.п.).

  16. Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия.

  17. Особенности восприятия времени.

  18. Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения.

  19. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологическая характеристика представлений.

  20. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания

  21. Функции внимания. Основные свойства внимания.

  22. Внимание и ресурсы. Патологии внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Формирование внимания.

  23. Теории внимания.

  24. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере.

  25. Физиологические, нейрофизиологические, и биохимические механизмы памяти.

  26. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения, способов переработки, участия волевых процессов и т.д. Краткая характеристика видов памяти.

  27. Кратковременная память. Объем КВП. Оперативная память.

  28. КВП, ДВП и единицы информации Кодирование информации КВП

  29. Долговременная память: структура и хранение

  30. Процессы памяти: кодирование. Запоминание как процесс кодирования информации. Типичные способы кодирования.

  31. Сохранение как процесс переработки информации. Эпизодическая и семантическая память. Способы организации информации в памяти.

  32. Процессы памяти: воспроизведение. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти.

  33. Процесс забывания: факторы, влияющие на забывание. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.

  34. Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.

  35. Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.

  36. Краткая история развития представлений о мысленных образах. Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.

  37. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению.

  38. Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.

  39. Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.

  40. Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.

  41. Характеристика приемов воображения: агглютинация, схематизация, и др.

  42. Краткая история развития представлений о мышлении. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

  43. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению.

  44. Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.

  45. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.

  46. Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.

  47. Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.

  48. Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление

  49. Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.

  50. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.

  51. Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы влияющие на развитие творческого мышления.

  52. Человеческий интеллект. Проблема определения.

  53. Факторный анализ интеллекта.

  54. Когнитивные теории интеллекта.

  55. Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.

  56. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.

  57. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения.

  58. Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения

  59. Потребности, мотивация и регуляция поведения.

  60. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Влияние эмоций на поведение.

  61. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания.

  62. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.

  63. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.

  64. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регу­ляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


При подготовке к семинарским занятиям следует внимательно изучить вопросы плана и список литературы. Выделите наиболее заинтересовавшие Вас проблемы (2-3), посмотрите что из предложенной литературы наиболее к ним подходит. Для подготовки нужно выбрать 2-3 из предложенных публикаций. Изучите соответствующие разделы учебников по общей психологии (см. список основной литературы по курсу). Сделайте необходимые выписки из литературы.

Одной из форм самостоятельной работы студентов при освоении курса общей психологии является реферат. Реферат выполняется на листах бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал между строк полуторный). В исключительных случаях, по согласованию с преподавателем, реферат может быть написан от руки четким понятным почерком.

Титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в РИ АлтГУ нормами.

Реферат должен иметь содержание, введение, основную часть, разбитую на несколько глав, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить причину выбора данной темы, подчеркнуть ее актуальность, коротко охарактеризовать использованную литературу. В заключении сделать выводы по основной части, дать авторские оценки той проблемы, которая рассматривалась в реферате.

В качестве темы реферата студент вправе взять любую из указанных в разделе 2 тем рефератов.

При определении круга литературы для реферата можно обратиться к спискам, предложенным к теоретической части курса, к планам семинарских занятий, а также самостоятельно подобрать ряд публикаций. Широкую базу источников и публикаций по общей психологии, необходимых для подготовки реферата, дает использование ресурсов интернета.

Объем реферата –18-25 стр. машинописного текста. Особо ценится авторская позиция и авторское отношение к проблеме.

Одной из форм промежуточного контроля является контрольная работа. Контрольная работа будет проходить в письменной форме. Для подготовки к контрольной работе необходимо повторить основные определения, формулы, схемы по пройденным темам. Для этого необходимо использовать конспекты, а также списки литературы, предложенные к теоретической части курса и к семинарским занятиям.


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. - 685 с.

  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х т. Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2006. – т.1. – 448 с., т.2. – 432 с.

  3. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  4. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995. – 149с..

  6. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. -480 с.

  7. Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного отражения // Проблемы развития пси­хики. М., 1972.

  8. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. СПб.: Питер, 2001. 480 с.

  9. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – 442 с.

  10. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7 т. / Под ред. Братуся Т.3. М.: Академия, 2006.

  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

  12. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 246-264.

  13. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб.: Питер, 2003 г.

  14. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: ИЦ «Академия», 2005. – 288 с.

  15. Ушакова Т.Н. Психология высших когнитивных процессов. М.: ПерСэ, 2004. – 304 с.

  16. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002

  17. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.

  18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

  19. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., МГУ, 1980.

  20. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М., 1975.


Дополнительная литература:

  1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когнито-Центр, 2006. – 240 с.

  2. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М., 1976.

  3. Батищев ГС. Диалектика творчества. М., 1984.

  4. Блонский П.П. Память и мышление. М , 1982.

  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.

  7. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.

  8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

  9. Будилова Е.А. Учение Сеченова И.М. Об ощущении и мышлении. М., 1994.

  10. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. М., 2001.

  11. Вавилов СИ. Глаз и солнце. М., 1981.

  12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. - 685 с.

  13. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х т. Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2006. – т.1. – 448 с., т.2. – 432 с.

  14. Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч., т. 2. М., 1982.

  15. Гейвин Х. Когнитивная психология: Учебник. СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

  16. Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

  17. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. М.: Когнито-Центр, 2005. – 858 с.

  18. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001

  19. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996.

  20. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  21. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

  22. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991

  23. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

  24. Гурова Л.Л. Психология мышления: Учебное пособие. М.: ПерСэ, 2005. – 320 с.

  25. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: ИЦ «Академия», 2005. – 176 с.

  26. Джалд Д., Выщецки Г. Цвет в науке и технике. М., 1978.

  27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.

  28. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

  29. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

  30. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. М.: Гуманитарный Центр, 2005. – 632 с.

  31. Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М , 1991.

  32. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.

  33. Ковалин В.М. Рефлекторная теория ощущений. Минск, 1963.

  34. Крылов А.А., Манычев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2006. – 560 с.

  35. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995.

  36. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

  37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

  38. Линдсей Д., Норман П. Переработка информации у человека. М., 1976.

  39. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

  40. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  41. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

  42. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. СПб.: Питер, 2001. 480 с.

  43. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2005. – 480 с.

  44. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003. – 768 с.

  45. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

  46. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – 442 с.

  47. Общая психология / под ред. А.В. Петровского М., 1986.

  48. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общест­венные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. 1988. №4. С. 88-92.

  49. Подаем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета, М., 1978.

  50. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М., 1988. С. 21-25.

  51. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.

  52. Ричардсон Дж. Мысленные образы. М.: Когнито-Центр, 2006. – 175 с.

  53. Рогов Е.И. Эмоции и воля Азбука психологии. М.: Владос, 2000. – 240 с.

  54. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.

  55. Романов В.Я. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, 2003. – 336 с.

  56. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 86-106.

  57. Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация: Динамика и структура. М.: Когнито-Центр, 1998 г. – 320 с.

  58. Скороходова О. Как я ощущаю, воспринимаю и понимаю окружающий мир. М., 1991.

  59. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. -304 с.

  60. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2006. – 319 с.

  61. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.

  62. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Т.2. М.: Академия, 2006.

  63. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

  64. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: Учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2002. – 304 с.

  65. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.

  66. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб. : Питер, 2003.

  67. Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М., 1966.



<< предыдущая страница