Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 2 784.93kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по... 2 1116.19kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской и квалификационной... 1 274.38kb.
Восприятие и изображение третьего пространственного измерения 19. 2 690.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - страница №2/3

1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы).


ДЕ I – Когнитивная психология как часть общей психологии.
Тема 1: Общая психология: когнитивные процессы.

Аудиторное изучение:

  1. Предыстория современной когнитивной психологии.

  2. Общая характеристика психических процессов.

  3. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.

Самостоятельное изучение:

  1. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадца­того века.

  2. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века.



ДЕ II. – Сенсорно-перцептивные психические процессы. Ощущение.
Тема 2: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

Аудиторное изучение:

  1. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.

  2. Классификации ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.

Самостоятельное изучение:

  1. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.

  2. Виды рецепторов. Классификация ощущений в функциональном плане.


Тема 3: Физиологические механизмы и психофизиологические особенности ощущений.

Аудиторное изучение:

  1. Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе.

  2. Психофизика ощущений. Основной психофизический закон.

Самостоятельное изучение:

  1. Понятие порогов ощущений, их виды.

  2. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления.

  3. Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений


ДЕ III. – Сенсорно-перцептивные психические процессы. Восприятие.
Тема 4: Процесс восприятия.

Аудиторное изучение:

  1. Восприятие. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.

  2. Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).

  3. Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.

  4. Объем восприятия. Иконическое и эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.

Самостоятельное изучение:

  1. Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)

  2. Теория обнаружения сигналов. Теория связи и теория информации.


Тема 5: Основные свойства восприятия. Виды восприятия.

Аудиторное изучение:

  1. Основные свойства восприятия.

  2. Восприятие как действие, особенности восприятия пространства, времени, движения.

  3. Иллюзии восприятия. Механизмы.

Самостоятельное изучение:

  1. Контраст как объективное и субъективное свойство восприятия.


Тема 6: Психологическая характеристика представлений.

Аудиторное изучение:

  1. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте.

  2. Психологическая характеристика представлений.

Самостоятельное изучение:

  1. Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций.

  2. Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.


ДЕ IV Интеллектуальные психические процессы. Память, воображение.
Тема 7: Память. Механизмы памяти.

Аудиторное изучение:

  1. Группа интеллектуальных процессов: общая характеристика.

  2. Краткая история развития представлений о памяти.

  3. Модели памяти

  4. Механизмы памяти.

  5. Классификация и характеристика видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, ее объема, способов переработки, значимости и др.

Самостоятельное изучение:

  1. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.

  2. Кратковременная память.

  1. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память.


Тема 8: Основные процессы памяти.

Аудиторное изучение:

  1. Основные процессы памяти.

  2. Запоминание как процесс кодирования информации. Типичные способы кодирования и их закономерности.

  3. Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти.

  4. Воспроизведение: особенности и виды.

  5. Забывание как особый процесс памяти. Теории и механизмы забывания.

Самостоятельное изучение:

  1. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.

  2. Тренировка памяти. Мнемотехнические приемы.


Тема 9: Воображение как преобразовательный процесс.

Аудиторное изучение:

  1. Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении).

  2. Общая характеристика процесса воображения.

  3. Количественная оценка воображения.

Самостоятельное изучение:

  1. Когнитивный подход к воображению Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти. Радикальная теория образов.



Тема 10: Виды, формы, приемы воображения.

Аудиторное изучение:

  1. Виды воображения: произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое.

  2. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации.

Самостоятельное изучение:

  1. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.

  2. Роль воображения в развитии мышления.


ДЕ V Интеллектуальные психические процессы. Мышление.
Тема 11: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.

Аудиторное изучение:

  1. Мышление как высшая форма познания. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.

  2. Особенности мыслительной деятельности.

  3. Краткая история развития представлений о мышлении.

Самостоятельное изучение:

  1. Мышление как процесс формирования и усвоения понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил.

  2. Ассоциативная теория формирования понятий.

  3. Формирования понятий путем выдвижения гипотез.


Тема 12: Мышление как аналитико-синтетическая деятельность.

Аудиторное изучение:

  1. Логика как наука о мышлении.

  1. 2.Силлогизм как система рассуждений. Законы формальной силлогистической логики.

  2. Характеристика основных мыслительных операций.

Самостоятельное изучение:

  1. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения задачи.

  2. Мышление как процесс принятия решения: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность


Тема 13: Индивидуальные особенности мышления.

Аудиторное изучение:

  1. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.

  2. Эвристический подход к мышлению.

  3. Индивидуальные особенности мышления. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.

Самостоятельное изучение:

  1. Речь и мышление. Психология билингвизма.


Тема 14: Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.

Аудиторное изучение:

  1. Человеческий интеллект. Проблема определения. Подходы к исследованию.

  2. Факторный анализ интеллекта.

  3. Когнитивные теории интеллекта.

Самостоятельное изучение:

  1. Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.

  2. Мышление и творчество. Анализ творчества. Психологические особенности творческих личностей.

  3. Креативность и ее диагностика. Концепции креативности.


ДЕ VI – Регуляционные психические процессы.
Тема 15. Общая характеристика регуляционных процессов.

Аудиторное изучение:

  1. Общая характеристика регуляционных процессов. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.

  2. Уровни интегративной деятельности мозга.

  3. Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.

  4. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.

Самостоятельное изучение:

  1. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.

  2. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.


Тема 16: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности.

Аудиторное изучение:

  1. Сознание и регуляция. Роль речи в осознании.

  2. Потребности, мотивация и регуляция поведения.

  3. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.

Самостоятельное изучение:

  1. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.

  2. Влияние эмоций на когнитивные процессы.


Тема 17. Внимание и познавательная деятельность.

Аудиторное изучение:

  1. Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания

  2. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.

  3. Основные свойства внимания.

  4. Виды внимания.

Самостоятельное изучение:

  1. Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания



Тема 18. Волевая регуляция познавательной деятельности.

Аудиторное изучение:

  1. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.

  2. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.

  3. Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.

Самостоятельное изучение:

  1. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".

  2. Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.

1.3. Темы семинарских занятий.


Тема №1: Когнитивная психология как часть общей психологии.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Формирование и развитие современной когнитивной психологии: исторические аспекты.

  2. Факторы, повлиявшие на возрождение когнитивной психологии в 50-е гг. прошлого столетия.

Литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. – С. 19-27.

  2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. –С. 3-25.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.

  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. –С. 10-28, 163-177.

  7. Познавательные психические процессы/ Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – С. 8-18.


Тема №2: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Ощущения: понятия, параметры, классификация

  2. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.

  3. Теории ощущений: Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса.

  4. Рецепторы: виды, классификация.

  5. Понятие об анализаторе.


Литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 76-106..

  2. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 25-41.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.

  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 98-105.

  5. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –С. 19-35.

  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999. – С. 177-192.

  8. Познавательные психические процессы/ Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – С. 18-26.


Тема № 3: Физиологические механизмы ощущений
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

  2. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений

  3. Основные методы количественного измерения ощущений.

  4. Пороги: понятия, виды.

  5. Основной психофизический закон.

Литература:

  1. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М., 1976.

  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. – С. 54-106.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 25-41.

  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 97-147.

  5. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 26- 51.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком., 1999. – С. 163-224.

  7. Сенсорно-перцептивные процессы: практикум. Барнаул, 1991.

  8. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 19-35.

  9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №4: Процесс восприятия.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Восприятие: понятие, механизмы.

  2. Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Апперцепция восприятия.

  3. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.

  4. Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).

  5. Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.

  6. Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)

Литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 106-139.

  2. Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

  3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.

  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1986.

  5. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 41-59

  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – 97-147.

  7. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 54-133.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 163-225.

  9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №5: Основные свойства восприятия. Виды восприятия
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Теории формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков.

  2. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

  3. Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи.

  4. Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения.

  5. Механизмы иллюзий восприятия.

Литература:

  1. Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология / под ред. ГГ. Стивенса. М., 1966. Т. 2.

  2. Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 41-59.

  4. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

  5. Ричардсон Дж. Мысленные образы. М.: Когнито-Центр, 2006. – 175 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком., 1999. – С. 225-256

  7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №6: Память: модели, механизмы и виды.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Место памяти в когнитивной сфере.

  2. Физиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.

  3. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.

  4. Характеристика видов памяти в зависимости от времени сохранения информации.

Литература:

  1. Блонский П.П. Память и мышление. М , 1982.

  2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19-39, 63-88.

  3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.

  4. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 79-115.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – 256-295.

  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., МГУ, 1980.


Тема №7: Процессы памяти.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Запоминание как процесс кодирования информации.

  2. Сохранение как процесс переработки информации.

  3. Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации.

  4. Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика.

  5. Забывание: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.

  6. Кривая забывания. Явление реминисценции.

  7. Психологические приемы «борьбы» с забыванием. Тренировка памяти, ее способы и организация.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 491-605.

  2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 54-63, 88-112.

  3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.

  4. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 79-115.

  5. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995.

  6. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

  7. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 203-236.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 273-290.

  9. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 152-165.

  10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №8: Воображение как преобразовательный процесс. Виды, формы, приемы воображения.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Воображение как особый вид психических процессов:

  2. Характеристика основных видов воображения.

  3. Особенности основных форм воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации.

  4. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентиро­вания и др.

  5. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

  2. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 115-145.

  3. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 155-176..

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 295-309.

  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №9: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс, как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности.

  2. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.

  1. 3.Краткая история развития представлений о мышлении. Основные особенности мышления

  1. Характеристика основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.

  2. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 167-262.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч. Т. 2. М., 1982.

  3. Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М , 1991.

  4. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 171-225.

  5. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 355-408.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 309-321.

  7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.

  9. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.


Тема №10: Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию. Проблема определения.

  2. Факторный анализ интеллекта.

  3. Когнитивные теории интеллекта.

  4. Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.

Литература:

  1. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.

  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Рос­тов-на-Дону, 1983.

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995. – 149 с.

  4. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 86-106.

  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  6. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

  7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

  8. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002


Тема №11: Общая характеристика регуляционных процессов.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Уровни интегративной деятельности мозга.

  2. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.

  3. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.

  4. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.

  5. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-463.

  2. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 167-200.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 443-465.

  4. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 246-264.

  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №12: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Сознание и регуляция. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.

  2. Потребности, мотивация и регуляция поведения.

  3. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.

  4. Влияние эмоций на когнитивные процессы.


Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 367-449.

  2. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 33-347. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 551-587

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 150-163; С. 522-535; С. 634-645

  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб.: Питер, 2003 г.

  6. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.


Тема №13. Внимание и познавательная деятельность.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания

  2. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.

  3. Основные свойства внимания.

  4. Виды внимания.

  5. Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-491.

  2. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

  4. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 59-79.

  5. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 199-215.

  7. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 435-445

  8. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 417-435.

  10. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 246-256.

  11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.


Тема №14. Волевая регуляция познавательной деятельности.
Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.

  2. Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.

  3. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".

  4. Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 463-491.

  2. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

  4. Рогов Е.И. Эмоции и воля Азбука психологии. М.: Владос, 2000. – 240 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 587-613.

  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб.: Питер, 2003 г.

  7. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.
<< предыдущая страница   следующая страница >>