Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» - страница №2/3
1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы).
ДЕ I – Когнитивная психология как часть общей психологии.
Тема 1: Общая психология: когнитивные процессы.
Аудиторное изучение:
Предыстория современной когнитивной психологии.
Общая характеристика психических процессов.
Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
Самостоятельное изучение:
Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века.
ДЕ II. – Сенсорно-перцептивные психические процессы. Ощущение.
Тема 2: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений.
Аудиторное изучение:
Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.
Классификации ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.
Самостоятельное изучение:
Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
Виды рецепторов. Классификация ощущений в функциональном плане.
Тема 3: Физиологические механизмы и психофизиологические особенности ощущений.
Аудиторное изучение:
Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе.
Психофизика ощущений. Основной психофизический закон.
Самостоятельное изучение:
Понятие порогов ощущений, их виды.
Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления.
Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений
ДЕ III. – Сенсорно-перцептивные психические процессы. Восприятие.
Тема 4: Процесс восприятия.
Аудиторное изучение:
Восприятие. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.
Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).
Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.
Объем восприятия. Иконическое и эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
Самостоятельное изучение:
Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)
Теория обнаружения сигналов. Теория связи и теория информации.
Тема 5: Основные свойства восприятия. Виды восприятия.
Аудиторное изучение:
Основные свойства восприятия.
Восприятие как действие, особенности восприятия пространства, времени, движения.
Иллюзии восприятия. Механизмы.
Самостоятельное изучение:
Контраст как объективное и субъективное свойство восприятия.
Тема 6: Психологическая характеристика представлений.
Аудиторное изучение:
Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте.
Психологическая характеристика представлений.
Самостоятельное изучение:
Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций.
Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.
ДЕ IV – Интеллектуальные психические процессы. Память, воображение.
Тема 7: Память. Механизмы памяти.
Аудиторное изучение:
Группа интеллектуальных процессов: общая характеристика.
Краткая история развития представлений о памяти.
Модели памяти
Механизмы памяти.
Классификация и характеристика видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, ее объема, способов переработки, значимости и др.
Самостоятельное изучение:
Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
Кратковременная память.
Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память.
Тема 8: Основные процессы памяти.
Аудиторное изучение:
Основные процессы памяти.
Запоминание как процесс кодирования информации. Типичные способы кодирования и их закономерности.
Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти.
Воспроизведение: особенности и виды.
Забывание как особый процесс памяти. Теории и механизмы забывания.
Самостоятельное изучение:
Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.
Тренировка памяти. Мнемотехнические приемы.
Тема 9: Воображение как преобразовательный процесс.
Аудиторное изучение:
Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении).
Общая характеристика процесса воображения.
Количественная оценка воображения.
Самостоятельное изучение:
Когнитивный подход к воображению Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти. Радикальная теория образов.
Тема 10: Виды, формы, приемы воображения.
Аудиторное изучение:
Виды воображения: произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое.
Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации.
Самостоятельное изучение:
Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.
Роль воображения в развитии мышления.
ДЕ V – Интеллектуальные психические процессы. Мышление.
Тема 11: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
Аудиторное изучение:
Мышление как высшая форма познания. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.
Особенности мыслительной деятельности.
Краткая история развития представлений о мышлении.
Самостоятельное изучение:
Мышление как процесс формирования и усвоения понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил.
Ассоциативная теория формирования понятий.
Формирования понятий путем выдвижения гипотез.
Тема 12: Мышление как аналитико-синтетическая деятельность.
Аудиторное изучение:
Логика как наука о мышлении.
2.Силлогизм как система рассуждений. Законы формальной силлогистической логики.
Характеристика основных мыслительных операций.
Самостоятельное изучение:
Мышление как процесс решения задач. Этапы решения задачи.
Мышление как процесс принятия решения: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность
Тема 13: Индивидуальные особенности мышления.
Аудиторное изучение:
Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.
Эвристический подход к мышлению.
Индивидуальные особенности мышления. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
Самостоятельное изучение:
Речь и мышление. Психология билингвизма.
Тема 14: Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.
Аудиторное изучение:
Человеческий интеллект. Проблема определения. Подходы к исследованию.
Факторный анализ интеллекта.
Когнитивные теории интеллекта.
Самостоятельное изучение:
Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.
Мышление и творчество. Анализ творчества. Психологические особенности творческих личностей.
Креативность и ее диагностика. Концепции креативности.
ДЕ VI – Регуляционные психические процессы.
Тема 15. Общая характеристика регуляционных процессов.
Аудиторное изучение:
Общая характеристика регуляционных процессов. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.
Уровни интегративной деятельности мозга.
Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.
Самостоятельное изучение:
Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.
Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
Тема 16: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности.
Аудиторное изучение:
Сознание и регуляция. Роль речи в осознании.
Потребности, мотивация и регуляция поведения.
Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.
Самостоятельное изучение:
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.
Влияние эмоций на когнитивные процессы.
Тема 17. Внимание и познавательная деятельность.
Аудиторное изучение:
Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания
Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.
Основные свойства внимания.
Виды внимания.
Самостоятельное изучение:
Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания
Тема 18. Волевая регуляция познавательной деятельности.
Аудиторное изучение:
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.
Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.
Самостоятельное изучение:
Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".
Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
1.3. Темы семинарских занятий.
Тема №1: Когнитивная психология как часть общей психологии.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Формирование и развитие современной когнитивной психологии: исторические аспекты.
Факторы, повлиявшие на возрождение когнитивной психологии в 50-е гг. прошлого столетия.
Литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. – С. 19-27.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. –С. 3-25.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. –С. 10-28, 163-177.
Познавательные психические процессы/ Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – С. 8-18.
Тема №2: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Ощущения: понятия, параметры, классификация
Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.
Теории ощущений: Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса.
Рецепторы: виды, классификация.
Понятие об анализаторе.
Литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 76-106..
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 25-41.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 98-105.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –С. 19-35.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999. – С. 177-192.
Познавательные психические процессы/ Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – С. 18-26.
Тема № 3: Физиологические механизмы ощущений
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова.
Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений
Основные методы количественного измерения ощущений.
Пороги: понятия, виды.
Основной психофизический закон.
Литература:
Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М., 1976.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. – С. 54-106.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 25-41.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 97-147.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 26- 51.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком., 1999. – С. 163-224.
Сенсорно-перцептивные процессы: практикум. Барнаул, 1991.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 19-35.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №4: Процесс восприятия.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Восприятие: понятие, механизмы.
Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Апперцепция восприятия.
Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.
Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).
Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.
Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)
Литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 106-139.
Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 41-59
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – 97-147.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 54-133.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 163-225.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №5: Основные свойства восприятия. Виды восприятия
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Теории формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи.
Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения.
Механизмы иллюзий восприятия.
Литература:
Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология / под ред. ГГ. Стивенса. М., 1966. Т. 2.
Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 41-59.
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
Ричардсон Дж. Мысленные образы. М.: Когнито-Центр, 2006. – 175 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком., 1999. – С. 225-256
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №6: Память: модели, механизмы и виды.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Место памяти в когнитивной сфере.
Физиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.
Характеристика видов памяти в зависимости от времени сохранения информации.
Литература:
Блонский П.П. Память и мышление. М , 1982.
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19-39, 63-88.
Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 79-115.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – 256-295.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., МГУ, 1980.
Тема №7: Процессы памяти.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Запоминание как процесс кодирования информации.
Сохранение как процесс переработки информации.
Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации.
Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика.
Забывание: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
Кривая забывания. Явление реминисценции.
Психологические приемы «борьбы» с забыванием. Тренировка памяти, ее способы и организация.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 491-605.
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С. 54-63, 88-112.
Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 79-115.
Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 203-236.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 273-290.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 152-165.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №8: Воображение как преобразовательный процесс. Виды, формы, приемы воображения.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Воображение как особый вид психических процессов:
Характеристика основных видов воображения.
Особенности основных форм воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации.
Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.
Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.
Литература:
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 115-145.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 155-176..
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 295-309.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №9: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Мышление как познавательно-преобразовательный процесс, как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности.
Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.
3.Краткая история развития представлений о мышлении. Основные особенности мышления
Характеристика основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.
Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 167-262.
Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М , 1991.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 171-225.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 355-408.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 309-321.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Тема №10: Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию. Проблема определения.
Факторный анализ интеллекта.
Когнитивные теории интеллекта.
Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.
Литература:
Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995. – 149 с.
Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 86-106.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002
Тема №11: Общая характеристика регуляционных процессов.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Уровни интегративной деятельности мозга.
Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.
Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.
Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-463.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 167-200.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 443-465.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 246-264.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №12: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Сознание и регуляция. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.
Потребности, мотивация и регуляция поведения.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.
Влияние эмоций на когнитивные процессы.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 367-449.
Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 33-347. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 551-587
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 150-163; С. 522-535; С. 634-645
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб.: Питер, 2003 г.
Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.
Тема №13. Внимание и познавательная деятельность.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания
Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.
Основные свойства внимания.
Виды внимания.
Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-491.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 59-79.
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. – С. 199-215.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 435-445
Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 417-435.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С. 246-256.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Тема №14. Волевая регуляция познавательной деятельности.
Семинарское занятие - 2 часа
Вопросы:
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.
Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.
Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".
Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 463-491.
Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
Рогов Е.И. Эмоции и воля Азбука психологии. М.: Владос, 2000. – 240 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 587-613.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб.: Питер, 2003 г.
Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.
<< предыдущая страница следующая страница >>
|