страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской и квалификационной практике - страница №1/1
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА Факультет психологии Кафедра психологии рекламы и маркетинга Учебно-методический комплекс к научно- исследовательской и квалификационной практике. (Специализация «Психология рекламы и маркетинга») Автор: кандидат психологических наук Н.С.Фомичева Москва 2009 Печатается по решению кафедры «Психология рекламы и маркетинга» НОУ ВПО «Институт психоанализа». Фомичева Н.С. Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской и квалификационной практике по специализации «Психология рекламы и маркетинга» – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 2009, 20 с. © Институт психоанализа 2009г © Фомичева Н.С. 2009г
1. Выписка о требованиях к организации практик из Государственного образовательного стандарта по специальности - направлению «Психология». Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики. Виды практики:
На каждом курсе содержание практики должно соответствовать уровню подготовленности студентов. Для организации практики высшее учебное заведение:
Навыки научно-исследовательской деятельности студенты получают также в процессе подготовки и написания курсовых работ. В течение 5-летнего обучения студенты должны написать не менее 3 курсовых работ. Практика по специализации «Психология рекламы и маркетинга» представляет собой практическую деятельность, в процессе которой студенты должны закрепить основы знаний по психологическим аспектам рекламной деятельности. Основными задачами практики по специализации «Психология рекламы и маркетинга» являются:
3. Особенности научно-исследовательской и квалификационной практики по специализации «Психология рекламы и маркетинга». Практика может проводиться на предприятиях, в организациях, а при необходимости – в образовательных учреждениях: в «учебных офисах», «центрах», в группах-«коллективах» и др. По итогам практики студенты оформляют отчет. Защита отчетов может проходить в виде «открытой защиты», в виде «круглого стола» или индивидуальных отчетов с обязательным обсуждением практической значимости результатов, полученных на практике.
5. Содержание программы квалификационной практики по специализации «Психология рекламы и маркетинга». Вводный инструктаж Постановка целей, задач, времени и места прохождения практики; знакомство с руководителями практики; инструктаж по ведению дневника практики, оформлению и защите отчета по практике; организационные вопросы прохождения практики; проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности, оформление направления на практику, распределение по группам, составление списочного состава групп студентов, направляемых на практику. Студент должен
уметь:
выполнить по выбору:
Литература:
Тема 2 Реклама как средство психологического воздействия
Студент должен знать:
уметь:
выполнить по выбору:
Литература:
Тема 3. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить:
Литература:
Тема 4. Психология рекламы и комплекс маркетинговых коммуникаций.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить по выбору:
Литература:
Тема 5. Психологические проблемы исследования мотивации потребителя.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить по выбору:
Литература:
Тема 6. Психографический анализ в маркетинге и рекламе.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить по выбору:
Литература:
Тема 7. Психология рекламы и проблема изучения потребностей.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить:
Литература:
Тема 8. Имиджи и бренды как предмет социальных потребностей.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить:
Литература:
Тема 9. Психологические исследования содержательных и формально-динамических характеристик рекламы.
Студент должен знать:
уметь:
выполнить:
Литература:
Тема 10. Психологические особенности размещения рекламы в различных средствах массовой информации.
Студент должен знать:
Литература: Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2007. 6. Практическое задание на квалификационную практику по специализации «Психология рекламы и маркетинга». Форма № 1.
7. Формы отчетности. В процессе прохождения практики студенты собирают аналитические справки или отчеты о выполненных работах в папки (оригиналы или копии). Оценки за выполненные работы заносятся руководителем практики от предприятия в форму № 1. По окончании всех выполненных работ студент пишет отчет-эссе, в котором отражается его достижения в области психологии рекламы и маркетинга и его осмысленное отношение к различным видам деятельности в этой профессиональной сфере. Кроме того, практикантом представляется «Дневник» (форма № 2) практики, в котором отражен ежедневный план занятости студента на предприятии. Форма 1
Дневник по квалификационной и научно-исследовательской практике по специализации «Психология рекламы и маркетинга».(Форма 2) Дневник прохождения практики
8. Приложение (Дидактические материалы). 1. Психографическое сегментирование потребителей. Компания Comcon. Психографика позволяет дать количественную оценку образу жизни потребителей, опираясь на личностные характеристики потребителя, на его круг интересов. Несомненно, она применяется как дополнение к другим видам сегментирования. Комкон предлагает 8 психографических типов. Выживающие (Survivors) Хронически бедные, смирившиеся и пассивные. Еле сводят «концы с концами», с трудом удовлетворяют свои повседневные нужды. Затраты на покупку продуктов питания, одежды , обуви и предметов длительного пользования (потребительская активность) - ниже среднего уровня. Главное для них при выборе товаров – цена. Они ищут товары подешевле, практически все деньг тратят на продукты питания. В хозяйстве практически отсутствует сложная бытовая техника. Набор мебели и других предметов длительного пользования ограничен старыми моделями. Активные телезрители и радиослушатели (более 3 часов в день). С раздражением относятся к рекламе, предпочитают традиционные продукты, много работают по хозяйству. Для женщин характерно шитье, вязание, ухаживание за комнатными цветами. Основные потребители дешевых продуктов, бакалеи, секонд-хэнд. Часто покупают продукты про запас. Обычно ходят в магазины, расположенные рядом с домом. Досуг ограничен чтением газет и телесериалами. В прессе предпочитают читать, наряду с местными новостями, публикации на тему медицины, огородничества, переписку с читателями. Книги покупают редко, в основном, детективы и учебники. Наиболее остро переживают распад СССР, обеспокоены ростом цен и работой коммунальных служб. Часто грустят и волнуются. Склонны к морализаторству. Религиозны, стараются соблюдать нормы и обряды. Регулярно отмечают религиозные праздники. Образование преимущественно среднее и неполное среднее. Традиционалисты (Traditionalists) Предпочитают отечественные продукты и товары, потребители местной небрендированной продукции. Покупают продукты подешевле, любят распродажи. Озабочены материальными и семейными проблемами, на решение которых тратят большую часть времени. Преимущественно домоседы. Заботятся о своем садовом участке, который существенно восполняет потребности в продуктах питания. Самые активные дачники. Приверженцы консервативных моральных ценностей, склонны к морализаторству. Стремятся высказать свое мнение, несмотря на возражения окружающих. К рекламе относятся с раздражением. Стремятся покупать товары, в качестве которых убедились на собственном опыте. Заранее планируют покупки, рассчитывают каждый рубль. Откладывают деньги для крупных покупок. Отдают свои предпочтения драматическим и оперным спектаклям. Однако, досуг не организован, редко бывают даже в кино. Наряду с детективами предпочитают книги по ведению хозяйства, рецепты. Из публикаций в прессе специально выбирают для чтения местные городские и областные новости, темы о здоровье, медицине, кулинарии, анонсы телепрограмм. В центре внимания – последствия распада Советского Союза, положение русскоязычных в ближнем зарубежье, межнациональные и религиозные конфликты. Хотели бы, чтобы все было точно и предсказуемо. Стремящиеся (Strivers) Пытаются приспособиться к рыночным отношениям. Материальный уровень позволяет удовлетворить текущие потребности в еде и одежде, однако на покупку качественных товаров приходится откладывать средства. Постепенно обновляют бытовую технику, одежду и обувь. Неплохо ориентируются в марках продуктов и товаров. Стремятся найти лучшее соотношение цены и качества. Принимают решения в семье о покупке продуктов питания и хозяйственных товаров, лекарств, кондитерских изделий, украшений и бюжетерии. Стараются не покупать незнакомые марки товаров и продуктов. С пониманием относятся к рекламе. Впечатлительны и подвержены влиянию извне. Перед серьезными покупками стараются узнать мнение других. Спонтанны и непостоянны в поступках и оценках. Представляют из себя резерв новаторов. Декларируют любовь к классической музыке, джазу, однако, чаще ограничиваются чтением литературы, нежели походом на концерт. Медицина, здоровье, уход за детьми – это их основные темы в прессе, кроме традиционных городской хроники, кроссвордов и гороскопов. Особый интерес проявляют к публикациям о новых товарах и услугах. Отличает покупка детской литературы, поэзии, детективов и любовных романов. Озабочены проблемами здоровья, взаимоотношениями полов, межнациональными конфликтами. Садовый участок или дача –основное место проведения отпусков. Обыватели (Mainstreamers) Декларируют отстраненность от решения бытовых проблем. Самостоятельные покупки совершают ситуативно, чаще – списку, составленному домохозяйкой. Обычно ходят в магазины, расположенные возле дома. Практичны и самодостаточны, ориентируются, скорее на функциональное назначение товаров. Живут преимущественно сегодняшним днем, не всегда заботясь о завтрашнем. Стараются не брать деньги в долг, тратить их аккуратно. Покупают толко самое необходимое. Доверяют тем маркам, в качестве которых убедились сами. Заранее планируют важные покупки. Досуг организован слабо. Летом проводут время на даче, садовом участке, которые не только существенно помогают обеспечить потребность в овощах и фруктах, но и дают дополнительный заработок от продажи выращенного. Читают редко, в основном, профессиональную литературу, фантастику, детективы. В прессе обращают внимание на местные новости, криминальную хронику, анонсы телепрограмм. Среди актуальных социально-политических проблем выделяют военные конфликты, положение в армии. Беззаботные (Careless) Не принимают участия в работе по дому, за покупками оправляются неохотно. Увлекаются современной музыкой, модными видами спорта. Круг интересов – компьютеры, компьютерные игры, интернет. В марках товаров ориентируются неплохо, хотя к рекламе относятся с некоторым недоверием. Несколько самоуверенны. Считают себя экспертами в аудио и видеотехнике, компьютерах и автомобилях. Мало читают периодическую прессу. Активные телезрители и радиослушатели (более 3 часов в день). Не любят выделяться, живут в «своем мире». Новаторы (Innovators) Энергичны и полны энтузиазма. Активные подражатели, модники. Ищут разнообразия, склонны к риску и к необычному. Могут декларировать презрение к комфорту, но стремятся к престижу и успеху в жизни. Покупают зарубежную литературу, учебники, справочники и фантастику. Активно пользуются компьютером и интернетом. В прессе прежде всего обращают внимания на публикации, связанные с проведением досуга, компьютерными технологиями, путешествиями. Любят анекдоты и кроссворды, светские новости, гороскопы. Активные потребители импортных марок. Самостоятельны в выборе безалкогольных и алкогольных напитков, бытовой техники, косметики и предметов туалета. Значительную часть расходов составляют покупки модной одежды, посещение фаст-фудов, развлечения. Ориентированы на покупку известных марок, преимущественно импортных. Могут переплатить, но купить товар известной фирмы. Любят кино, концерты рок- и поп-музыки, выступления сатириков. С удовольствием тратят деньги, совершают спонтанные покупки. Азартны, активно принимают участие в лотереях и розыгрышах. Стремятся поддерживать себя в спортивной форме. Многие ходят в спортивные и танцевальные секции. Пожиратели» рекламы. Заработки и курс валют, секс, учеба – наиболее актуальные для них проблемы. Благополучные (Successful) Зрелые, удовлетворенные своим материальным уровнем. Любят комфорт, ценят порядок и ответственность. Заботятся о семье. Хорошо ориентируются в ассортименте. Стараются подбирать удобные и комфортные вещи. «Охотники за качеством», склонны к демонстративному, «вебленовскому» стилю потребления. Если выбрали марку, то стараются ее покупать. Активные покупатели художественной литературы различных жанров, профессиональной литературы. Имеют разносторонние хобби: от музицирования и дрессировки домашних животных до рисования и резбы по дереву. Готовы заплатить за высокое качество, как они его понимают. В меру консервативны, лояльные покупатели брендированнной продукции, в том числе и отечественной. В меньшей степени влияют на принятие решений о покупках продуктов питания в семье, cамостоятельны в выборе марок косметики, мужской и женской парфюмерии, автомобильных принадлежностей, компьютерной техники, строительных и отделочных материалов. Склонны отдавать другим старые, но добротные вещи. Активные телезрители и радиослушатели (более 3 часов в день). Дача – хорошее место для отдыха от городской жизни, но стремятся проводить отпуск в новых местах, в т.ч. за границей. К рекламе относятся терпимо. Предпочитают музеи, выставки, классическое искусство. Демонстрируют озабоченность общесоциальными проблемами. Активные читатели периодической прессы, «пожиратели» информации. Энергичны и целеустремленны. Достигшие успеха (Achievers) В основной массе - высокообеспеченные и преуспевающие. «Охотники» за престижем. Готовы платить любые деньги за соответствие имиджу успешного человека. Посетители дорогих магазинов, антикварных салонов, бутиков. Ведут активный образ жизни. Адаптивны и целеустремленны. Демонстрируют высокую лояльность выбранным маркам. Предпочитают переплатить, но купить товар известной фирмы. Если что-то понравилось, готовы сразу сделать покупку. Старые вещи склонны выбрасывать, либо отдавать нуждающимся. Самостоятельно принимают решения о покупке сложной бытовой техники, аудо- и видеоаппаратуры, автомобилей и аксессуаров в к ним. Активно пользуются компьютером и интернетом. Влияние на покупки хозяйственных товаров, лекарств, кухонных принадлежностей незначительно. Любят концерты поп-музыки, часто ходят в кино и театры. Предпочитают энциклопедии, словари, профессиональную и классическую литературу различных жанров. Сконцентрированы на работе. В центре внимания – общеэкономические проблемы, курсы валют, взаимоотношения на работе и в семье, личная безопасность. В прессе интересуются аналитическими материалами на экономическую тему, современными технологиями, автомобилями, туризмом. Любят видео, предпочитают комедии, боевики и легкую эротику. Дача – хорошее место для отдыха от городской жизни, но стремятся проводить отпуск в новых местах, в т.ч. за границей. Ценят свою свободу, общительны. Ориентированы на жизненный успех, карьеру. Считают, что деньги-лучший показатель успеха. Восхищаются теми, кто много зарабатывает, и хотят выглядеть так же в глазах окружающих. По данным Comcon население России в соответствии с выше представленной психографикой разделятся следующим образом: |
|