Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического - страница №1/3
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Ф. Методология и методика социологического исследования (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ОПД (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра философии Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОПД. Ф. Методология и методика социологического исследования (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Добрынина О.А., к.пс.н., доцент Новокузнецк Рабочая программа Пояснительная записка Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования; методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического исследования; концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования; переменные в социологическом исследовании; гипотезы социологического исследования; измерение в социологическом исследовании; cоциальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом исследовании; выборка в социологическом исследовании; методика, техника и процедура в социологическом исследовании; количественные и качественные методы в социологическом исследовании; анализ документов; метод наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок; социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод исследования случая (case study); биографический метод; анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы анализа данных; обобщение данных и представление результатов; подготовка и представление научного отчета.
Виды и формы контроля освоения дисциплины. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС. 1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины. Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС. 2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.
3. Условия допуска к экзамену. Для допуска к экзамену на очной форме обучения студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы, подготовить в соответствии с требованиями курсовую работу, публично защитить её. 4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине. - «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций. - «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности. - «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации. - «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала. 5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ. Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают: 1. График самостоятельной работы (для очной формы обучения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций. 2. Расписание защит курсовых работ и экзаменов. 3. Материалы, определяющие содержание аттестации: - Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине; - Вопросы к экзамену; - Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной формы обучения; .4.. Материалы для проведения итоговой аттестации: - Экзаменационные билеты; - Тест по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине
1. Очная форма обучения. Студент очной формы обучения организует освоение дисциплины с помощью преподавателя как аудиторную, так и внеаудиторную учебную работу. В аудиторной учебной работе предусмотрены лекционные и практические занятия в объёме 132 часа в 3 и 4 семестрах. Форма контроля – экзамены. Для формирования исследовательских навыков студенты выполняют курсовую работу по актуальным проблемам социологии. 1.1 Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения.
II. Содержание курса Разделы курса: - Раздел 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки.
- Раздел 3. Концептуализация объекта и предмета социологического исследования. - Раздел 4. Измерение в социологии.
Раздел I. . Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Тема 1. Понятие, структура и уровни современной социологической науки. Онтологическая и гносеологическая функции социологической науки. Научная и практическая значимость социологического исследования, его место и роль в социологической науке. Научные принципы и этика социологического исследования. Тема 2. Понятие методологии науки. Понятие методологии, методики и процедуры социологического исследования. Понятие программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания. Раздел 2. Теоретико-методологические основы социологического исследования Тема 1. Парадигмы, теории и понятийный аппарат в социологическом исследовании Понимание парадигмы исследования. Теоретические и методологические парадигмы: основные принципы и взаимосвязь. Позитивизм: принципы и исследовательская логика. Номинализм: принципы и исследовательская логика. Интерпретивизм: принципы и исследовательская логика. Соотношение парадигмы и теории. Логико-методологические функции социологической теории. Методологическая роль специальных социологических теорий. Органическая взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Понимание социального факта. Способы выявления закономерностей и фактов социальной действительности. Качественная и количественная социология. Тема 2. Программа как организационно-логическая основа социологического исследования . Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Структура программы социологического исследования. Вводная, теоретико-методологическая, методико-процедурная, аналитически-объяснительная части программы и их назначение. Принципы программно-целевого подхода и их использование в построении программы социологического исследования. Типология социальных проблем и их выявление. Обоснование актуальности темы. Социологическая проблема. Выделение объекта исследования. Определение разработанности темы и предмета исследования. Проблемная ситуация. Принципы формулирования темы. Выбор цели и задач исследования. Особенности постановки цели и задач в различных видах социологического исследования. Теоретические основания исследования и критерии их определения. Понимание эмпирического объекта исследования. Раздел 3. . Концептуализация объекта и предмета социологического исследования. Тема 1. Понимание концепции социологического исследования . Задачи концептуализации объекта и предмета исследования. Развертывание концептуальной модели исследования. Многопарадигмальный и междисциплинарный подходы при построении концептуальных моделей. Роль системного подхода при построении концептуальных моделей. Функции и статус концептуально-понятийного аппарата социологии в исследовании. Роль философских и общенаучных понятий в социологическом исследовании. Структура концептуальных понятий. Сущностное и содержательное определения объекта и предмета исследования. Концептуальная модель как множество свойств и состояний объекта и предмета исследования. Теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления. Форма изложения концептуального анализа: рассуждение и обоснование. Тема 2 Операционализация концептуальных понятий социологического исследования Понятие операционализации. Связь операционализации с исследуемой проблемой. Операционализация концептуальных понятий предмета и объекта исследования. Операциональные определения. Процесс выделения содержательных характеристик исследуемого явления, поддающихся наблюдению. Построение операциональной модели. Раздел 4. Измерение в социологическом исследовании. Тема 1. Переменные в социологическом исследовании . Понимание переменных. Зависимые и независимые переменные. Промежуточные переменные. Сетка переменных. Взаимосвязь количества переменных и количества единиц исследования. Зависимость между количеством переменных и видом социологического исследования. Переход от операциональных понятий к переменным социологического исследования. Выбор переменных исследования. Понимание гипотезы. Основы выдвижения гипотезы. Логическая структура гипотезы. Разработка исходной гипотезы. Выдвижение гипотезы следствия. Истинность и ложность гипотезы. Критерии классификации и типы гипотез по содержанию предмета предположения, по характеру связи между переменным, по степени разработанности и обоснованности, по степени охвата единиц исследования, по степени сложности и др. Общие требования к гипотезе. Тема 3 Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Понимание эмпирической системы. Эмпирическая интерпретация сетки переменных. Процедура эмпирической интерпретации. Процесс построения эмпирической модели исследования. Понимание социального показателя. Разработка показателей исследования. Множественность показателей. Конструирование пространства показателей. Модель показателей в социологическом исследовании. Измерительная интерпретация показателя исследования как его конкретизация. Понимание индикатора в социологическом исследовании. Критерий классификации и виды индикаторов. Построение индикаторов и надежность измерения. Множественность индикаторов. Конструирование пространства индикаторов. Модель индикаторов в социологическом исследовании. Построение измерительных шкал. Формы приписывания значений при шкалировании. Вербальная, графическая и числовая формы. Градуирование социологической шкалы. Связь содержания шкалы и цели исследования. Индексы в социологическом измерении. Назначение индексов. Конструирование индексов. Типология в социологическом измерении. Роль типологии в социологическом исследовании. Конструирование социальных типов. Соотношение типологизации и классификации. Раздел.5. Методы сбора данных в социологическом исследовании Тема 1 Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Понимание метода сбора данных. Критерии выбора метода сбора данных. Типология методов сбора данных. Количественные и качественные методы сбора данных. Характеристики количественных методов. Возможности и ограничения количественных методов сбора данных. Качественные методы в социологии. Характеристики качественных методов. Теоретические основания качественных методов. Особенности стратегии качественного анализа. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных. Сочетание методов количественного и качественного анализа. Понятие документа в социологии. Документы как важнейший источник социологической информации. Классификация документов. Общая характеристика традиционных приемов в социологическом изучении содержания документальных источников. Методологические и методические вопросы формализованного анализа документов. Проблема языка документов. Возможности семантического анализа. Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Основные направления использования. Сущность метода, его сильные и слабые стороны. Специфика применения метода контент-анализа при изучении документов, их систематизация. Анализ публикаций в прессе, писем и других источников. Инструментарий метода контент-анализа, его основные параметры. Техническая сторона контент-анализа. Соотношение метода контент-анализа с другими приемами социологического анализа документов и методами социологического исследования. Анализ статистических документов. Виды статистики и основные формы статистической отчетности (переписи, сводки, бюллетени, сборники и т.д.). Методологическое обоснование метода наблюдения в социологическом исследовании, место в системе сбора первичной социальной информации. Определение метода наблюдения. Применение в российской и зарубежной социологической практике. Наблюдение в познании социальной действительности. Специфика социального наблюдения. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Процедура проведения наблюдений. Планирование наблюдений. Программа проведения наблюдения. Объект и предмет наблюдений. Условия наблюдения. Выбор единиц наблюдения. Этапы и процедуры проведения наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя. Анализ и обработка материалов наблюдения. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении метода наблюдения Понятие опроса в социологической литературе. Методологические предпосылки использования метода опроса в социологическом исследовании. Роль и значение опроса в комплексе социологических методов сбора информации. Познавательно-исследовательские возможности метода опроса и его пределы. Программа опроса, ее структура и функции. Этапы и процедуры опроса. Методика и техника проведения опроса. Структурно-классификационные принципы проектирования инструментария при использовании метода опроса в социологическом исследовании. Преимущества и недостатки метода. Проблемы достоверности информации. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. Виды опроса, их качественные характеристики и специфика использования. Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества. Этапы анкетного опроса. Социологическая анкета, ее логическая и организационная структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Виды вопросов анкеты, ее композиция и оформление. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования. Характер выборки при проведении телефонного опроса. Способы увеличения содержательных контактов при телефонном опросе. Разновидности телефонного опроса, их специфика. Формирование выборки, уровень представительности данных при телефонном опросе, способы её повышения. Обработка и обобщение информации при телефонном опросе. Почтовый и прессовый опросы как разновидности анкетирования. Их преимущества и недостатки. Методико-организационные задачи проведения опросов, разработка почтовой и прессовой анкеты. Специфика почтовой и прессовой анкет, характер вопросов, лингвистическое оформление, объем анкеты. Характер выборки при проведении почтовых и прессовых опросов. Способы увеличения количества ответов при данных опросах. Разновидности почтового и прессового опросов, их специфика. Формирование выборки, уровень представительности данных при почтовом и прессовом опросах, способы её повышения. Обработка и обобщение информации при почтовом и прессовом опросах. Тема 7. Интервьюирование в социологическом исследовании Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Сущность и характерные особенности интервью. Преимущества и недостатки метода. Этапы подготовки и проведения интервью. Типы интервью. Трудности применения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. “Эффект интервьюера”. Особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью. Тема.8. Метод фокус -группы в социологическом исследовании Понятие фокус - группы. Метод фокус -группы - качественный метод сбора социологической информации. Место метода фокус -группы в системе методов социологического исследования. Групповая динамика и этнографический подход как основные методологические принципы метода фокус - группы. Методические процедуры проведения фокус - группы. Методы “снежного кома”, видеозаписи, “одностороннего зеркала” и другие. Решающая роль модератора (организатора дискуссии) в фокус - группе. Методы анализа данных фокус -группы. Контент - анализ. Метод межгрупповых сравнений. Лингвистический анализ. Дискурс -анализ. Анализ видеоданных. Составление отчета по результатам проведения фокус - группы. Границы и сферы применения метода фокус - группы. Определение метода экспертной оценки. Методологическое обоснование применения метода экспертной оценки в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применения метода. Место метода экспертной оценки в системе методов социологических исследований. Классификация экспертных методов. Тестирование в рамках метода экспертной оценки. Процедура проведения экспертного опроса. Подготовительный этап: его основные характеристики. Проблема измерения: требования к шкалам суждений экспертов. Этап подбора экспертов: поиск потенциальных экспертов, оценки компетентности экспертов, определение численности экспертных групп. Этап сбора экспертной информации: его процедурные особенности, преимущества процедур с обратной связью без непосредственного взаимодействия экспертов (метод Дельфи, метод качественной обратной связи, метод индивидуальной обратной связи). Этап анализа экспертной информации: его процедура и назначение. Методы обработки экспертных суждений. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении экспертных методов в социологии. Тема 10. Метод социометрии в социологическом исследовании Общая характеристика социометрического метода, его возможности и ограничения. Социометрические критерии, их виды. Процедура проведения социометрического опроса. Социометрическая картотека: ее структура и разновидность. Виды записи результатов социометрического опроса. Социометрическая матрица. Анализ результатов социометрических измерений. Социометрические индексы и их виды. Социограмма. Проблема измерения групповой сплоченности. Использование социометрической методики для изучения иерархии групповых ценностей. Тема 11. Социальный эксперимент в социологическом исследовании Общая характеристика, применение и значение экспериментального метода в науке. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Основные черты экспериментального метода социологических исследований: контроль за экспериментальными условиями, проблема изоляции контрольных факторов, выравнивание экспериментальных условий. Логическая структура эксперимента. Планирование и основные схемы эксперимента. Контрольные экспериментальные группы, виды применения и средства их измерения в эксперименте. Способы выравнивания характеристик в экспериментальных условиях и контрольных группах. Структура вывода по результатам измерения. Виды экспериментов: полевой, лабораторный и естественный. Классификации социальных экспериментов по характеру логической структуры доказательства гипотез и по типу создаваемой экспериментальной обстановки. Основные виды и этапы деятельности социолога в проведении социального эксперимента. Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Принципы тестирования. Процедура и методика тестирования. Ситуационные переменные в процессе тестирования. Шкалы в тестировании. Выборка в тестировании. Анализ первичной информации. Основные статистические понятия в тестировании. Надежность тестов. Стандартная ошибка измерения. Интерпретация результатов теста. следующая страница >> |
|