Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического - страница №2/3
Тема 13 Биографический метод, метод отдельного случая Биографический метод: общая характеристика метода. Стратегия проведения. Анализ текстов. Обзор тематических областей. Правила транскрипции на бумаге. Методы оценки качества. Валидность, достоверность и надежность. Социокультурная специфика использования метода. Метод отдельного случая (“case study”) и особенности его использования в социологических исследованиях. Понимание эмпирического объекта исследования. Объект, предмет исследования и генеральная совокупность: их сходство и различие. Определение единиц исследования. Способы отбора единиц исследования. Понимание выборочной совокупности. Способы формирования выборочной совокупности. Случайный отбор и его теоретические основания. Процедура случайного отбора. Виды случайного отбора: простой случайный отбор, районированный отбор, гнездовой отбор. Систематический или псевдослучайный отбор. Неслучайный отбор. Виды неслучайного отбора: квотный отбор, метод основного массива, стихийный отбор. Диспропорциональная выборка и взвешивание. Представительность выборки. Установление необходимого объема выборки. Расчет ошибки выборки. Ремонт выборки. Особенности подготовки анкет к обработке. Системы кодирования данных в анкете. Выявление и исправление ошибок при вводе данных. Типы эмпирических данных. Виды содержательных задач, решаемых при помощи ЭВМ. Психологические особенности взаимодействия социолога с ЭВМ. Основные задачи социологического исследования, решаемые с помощью статистических методов. Компактное описание социологической информации (построение вариационных рядов, группировка данных). Измерение связей между признаками изучаемого социального явления. Частотное распределение: табличные представления, виды частот, графическое распределение. Числовые характеристики массива данных: среднее значение, меры рассеяния, меры ассиметрии и эксцесса распределения, меры концентрации и кривая концентрации. Относительные числа и общие индексы. Анализ данных социологических исследований, измеренных по порядковым и номинальным шкалам. Теория статистических решений. Проверка гипотез: виды ошибок при проверке гипотез, виды критериев, практика проверки гипотез. Методы прикладной статистики. Методы анализа нечисловых данных в социологическом исследовании. Таблицы сопряженности, методы визуализации, анализ текстовых данных, открытых вопросов. Тема 3.. Методы многомерного анализа данных в социологическом исследовании Принцип системности в анализе социологической информации. Латентно-структурный анализ. Задачи разделения объектов. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Факторный анализ. “Сжатие” социальной информации. Отбор наиболее информативных признаков. Тема 4 Объяснение результатов социологического исследования и их прогностический уровень Принципы объяснения результатов исследования: предопределенность задачами исследования; “работа” в рамках концептуальной и операциональной модели исследования; связь с проблемой исследования; истолкование показателей исследования в их взаимосвязи; привлечение “сторонней” качественной и количественной информации, относящейся к проблеме исследования и другие. Процедура объяснения результатов исследования. Переход от индикаторов к показателям. Формирование индексов, шкальных оценок. Типологизация. Ранжирование по значимости. Выделение и ранжирование обусловливающих факторов (причин). Использование гипотез при объяснении результатов. Оценка результатов исследования. Соотнесение данных как форма оценки. Внутреннее соотнесение. Внешнее соотнесение. Выявление взаимосвязи состояния показателей. Методы исключения. Влияние социолога на процесс объяснения результатов. Прогностические возможности результатов социологического исследования. Структура отчета. Обоснование и содержание актуальности исследованной проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Характеристика объекта и предмета исследования. Теоретические и методические основы исследования. Обоснование ответов на гипотезы исследования - основная составляющая отчета. Общие выводы по результатам исследования. Приложение к отчету. Понимание рекомендаций. Цель рекомендаций - получение конкретных и поддающихся измерению результатов работы по решению проблемы. Задачи рекомендаций - обоснование действий, направленных на достижение цели. Вариативность рекомендаций. Виды рекомендаций. Теоретическая и практическая рекомендации. Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность. Социальные группы и организации, заинтересованные в результатах исследования. Способы представления результатов исследования общественности. Семинарское занятие №1. Предмет и методология социологии. Форма работы – групповая дискуссия. Вопросы для обсуждения: 2. Предмет социологии: исходные понятия. 3. Предмет социологии в единстве с методологией. 3.1 Характеристика ранней социологической классики. 3.2. Вклад Ф. Тенниса. 3.3. Предмет социологии в понимании Э. Дюркгейма. 3.4 Проблемы методологии в работах М. Вебера. 3.5. Формальная социология Г. Зиммеля. 4. Анализ зрелой теоретико-методологической классики. 4.1. Предмет социологии в работах П. Сорокина. 4.2 Характеристика предмета социологии Т. Парсонсом. 4.3. Вклад в социологию Р. Мертона, П. Лазарсфельда. 4.4. Вклад школы социальной антропологии. 4.5. Основные идеи Чикагской школы. 4.6.. Символический интеракционизм Дж. Мида, теория социального обмена Дж. Хоманса, п. Блау. 4.7. Основные идеи Франкфуртской школы. 5. Предмет социологии в российской науке. 6. Рабочие определения предмета социологии. 7. Характеристика социального реализма. 8. Анализ социального номинализма. 9. Понимание релятивного реализма. 10.. Научность социологических методов. 11. Классификация социологических методов. 13. Критерии научности социологии. 14. Функции социологического знания. Литература: 1. Лапин Н.Н. Предмет и методология социологии.- «Социологические исследования». – 2002.-№8. Вопросы для обсуждения 1. Проблемы теоретической социологии. 2. Новые процессы в развитии социологической теории. 3. Сущность теории и парадигмы в социологии. 4. Понимание социального факта в социологии. 5. Два аспекта социальных феноменов. 6. Распознавание социальных феноменов. 7. Анализ причин социальных феноменов. 8. Измерение социальных фактов. 9 .Множественность парадигм в социологии. 10. Дескриптивная способность концепций. Литература: 1. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука?– «Социологические исследования».- 2002.- №7. 2. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? .- «Социологические исследования».- 2001.- №8. 3. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе»? – «Социологические исследования».- 2001.- №3. Семинар 3 Виды социологического исследования. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения: 1. Социальное и социологическое исследования. 2. Пробное и пилотажное исследования. 3. Описательное и аналитическое исследования. 4. Точечное исследование. 5. Сплошное и выборочное исследования. 6. Повторные исследования. 7. Мониторинг. 8. Полевое исследование. 9. Анализ случая. 10. Оперативное исследование. Литература
Семинар 4.. Исследовательские центры. Семинар состоит из двух этапов: На первом этапе форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения: 2. Институт Демоскопии. 3. ВЦИОМ. 4. ECOMAR 5/ NORC 6/ NatCen 7/ GfK Group 8/ QUANTUM 9. ИНИОН РАН 10. Консалтинговые центры. На втором этапе семинара студенты в парах должны разработать 6 видов исследовательских проблем: гносеологические, предметные, по носителю, по масштабам, по времени, по глубине. Затем происходит их обсуждение, выявление адекватных исследовательским задачам. Литература
Семинар 5. Где, кем и как работают социологи. Семинар состоит из двух этапов: На первом этапе форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения: 2. Что ожидает социолога – выпускника 3. Клиенты и консультанты. 4. Внутренние и внешние консультанты. 5. Качества консультанта. 6. Консультирование как карьера. На втором этапе практического занятия студенты пишут эссе на тему «Я – социолог». Затем происходит обсуждение их позиций, выявляются типичные стратегии профессиональной деятельности. Литература 1. 1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 249– 281.. Вопросы для обсуждения:
Литература:
Семинар 7. Программа социологического исследования. Форма работы: систематизация и обобщение знания по теме. Вопросы для обсуждения:
. Во второй части практического занятия проводится контрольная работа по закреплению знаний по теме на 30 минут в соответствии с дидактическими единицами №2, №3 Литература
Семинар 8. Защита программы социологического исследования. Форма работы: публичная защита авторской программы социологического исследования. Проект исследования дожжен отвечать следующим требованиям: - Актуальность исследования. - Формулировка проблемы. Степень изученности проблемы. - Цель исследования. - Основные задачи исследования. - Объект и предмет исследования. - Основная рабочая гипотеза. - Основной метод исследования. - Источники информации. - Интерпретация и операционализация основных понятий. - Системный анализ объекта исследования. - Методы сбора информации. - Обоснование выборки. - Следствия из основной рабочей гипотезы. - Рабочий план исследования. - Инструментарий исследования. Полное описание проекта содержит 8-10 страниц печатного текста формата А-4. Вторая часть практического занятия проходит в интерактивной форме. Каждой группе из 5-6 человек даётся заранее подготовленная социологическая проблема, требующая проведение определённого исследования. Задача студентов заключается в разработке программы этого исследования с учётом того, что все члены этой группы должны принять в нём участие. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения:
Литература:
Семинар 10. Проблемы метода современной теоретической социологии. Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения:
Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 67 –70. Ельмеев В.Я. Проблемы метода современной теоретической социологии.- «Вестник Московского университета».-Серия 18.- Социология и Политология.- 1998.-№2.- С88-99. Зиновьев А. Предмет и методы логической социологии.-«социально-гуманитарные знания».- 2000.-№6.-С 130- 139. Вторая часть семинара проходит в интерактивной форме. В ходе занятия студентам необходимо составить программу прикладного исследования. Студенты выступают в роли заказчиков или исполнителей. «Заказчики» предлагают проблему исследования «Исследователи» разрабатывают его программу. «Заказчики» выступают её главными экспертами. Семинар 11. Применение метода наблюдения в прикладных социологических исследованиях. Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения:
Литература: Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 525 –554. Бизюков П.В., Савельев Е.Б. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта.- Социологические исследования.-1991.-№1.-С88-89. Гуренко Е. Н. Два года «встроенного наблюдения».- Социологические исследования.-1990.-№5.- С 125-129. . Роль и качества наблюдателя. Форма работы – сюжетно-ролевая игра «Мафия» Участники в ходе жеребьёвки получают свои роли: 3 человека – мафия, 1- комиссар, остальные мирные жители. После того, как все посмотрели свои карты, ведущий сообщает: «Наступила ночь. Все закрыли глаза. Мафия открывает глаза. Знакомится». Игроки, изображающие мафиози, идентифицируют друг друга. «Мафия познакомилась и уснула. Наступило утро, все открыли глаза». Происходит обсуждение, в результате которого все жители большинством голосов решают, кто из сидящих в круге, по их мнению, мафиози. При этом мафиози прикидываются честными гражданами. Жертва выбора выбывает, независимо от истинного статуса. Во вторую ночь мафия выбирает свою жертву – жестами и взглядами. Затем «засыпает». Днём снова происходит обсуждение и голосование против мафии. Следующей ночью просыпается комиссар, о статусе которого знает только ведущий. Комиссар показывает на того, кого хотел бы проверить, ведущий открывает ему статус подозреваемого. Игра идёт до полного уничтожения мафии или честных граждан. После завершения игры происходит анализ поведенческой стратегии игроков, отмечаются их особенности поведения, фиксируются особые поведенческие акты. Оценивается наблюдательность игроков. Вопросы для обсуждения:
Вторая часть семинара проходит в интерактивной форме, цель которой состоит в формировании навыков задавать открытые и закрытые вопросы. Ведущий игры загадывает слово, участники задают серию закрытых вопросов, чтобы найти правильный ответ. Затем процедура повторяется только теперь участники имеют право пользоваться только открытыми вопросами. Литература: Бутенко И.А. Трудный вопрос.- «Социологические исследования».- 1989.-№4.- С 112- 118. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования.- «Социологические исследования.- 1990.- №1.- С 89 – 97. Вопросы для обсуждения
Литература Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии.- «Социологические исследования»- 1997.-№11.- С 100- 105. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 383 –397. Красовский Б.П. Разговор по телефону.- «Социологические исследования».- 2000.- №2.- С 110- 114. Вопросы для обсуждения:
Литература Мягков А.Ю\ Обеспечение анонимности в социологическом исследовании.- «Социологические исследования».- 1999.- №5.- С 107- 114. Мягков А.Ю\ Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов. - «Социологические исследования».-2003.- №2.- С 115- 124 Семинар 16. Использование новых технологий при опросах. Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения:
Литература Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах.- «Социологические исследования».- 2000.- №10..- С 118- 124. Романович Н.А. Ситуации опроса глазами респондента..- «Социологические исследования».- 1999.-№2.-С 123 – 126. Семинар 17. Качество опроса. : Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения
Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 359–380. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа. – «Социологические исследования».- 1990.- №1.- С 98 – 104. Мягков А.Ю. Влияние известных политических имён в формулировке вопроса на результаты социологического исследования.- «Социологические исследования».- 2001.-№3.- С 94-103. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов.- «Социологические исследования».- 1999.-№11.-С 108-114. - анализ композиции, - качество введения, - оценка реквизитной, информационной, классификационной, заключительной частей, - Анализ базисной части анкеты: тип вопросов, формат ответов, их содержание и число, последовательность представления вопросов, наличие контрольных вопросов. Наличие вопросов фильтров, контрольных вопросов, - анализ паспортички - используется модель «пятивопросника» или модель «воронки»? - применяется ли модель «батареи»? - удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха»? - содержат ли вопросы неясные для респондента термины и понятия? - соответствует ли формулировка вопросов исследовательской задаче? - соответствует ли анкета возможностям респондента ( требованиям к объёму памяти, аналитическим способностям респондента)? - соблюдён ли принцип распределения вопросов «от простого к сложному»? - используется в проектировании анкеты туннельный подход? ( постепенный переход от общих вопросов к более узким, частным) - применяется ли секционный подход? ( последовательное рассмотрение вопросов по отдельным темам до их полного исчерпания) - используется ли комбинация данных подходов? - анализ введения ( указывается ли какая организация проводит опрос, содержится ли цель исследования, указывается на соблюдение анонимности) - содержится ли инструкция по заполнению анкеты? - оценка графического оформления анкеты, - анализ вопросов ( не имеются ли двусмысленные вопросы? Задаются ли вопросы только об одном предмете? Все ли вопросы являются короткими и простыми? Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента? Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций? Соблюдается ли требование валидности к используемым шкалам? ) Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 336–358. Семинар № 19. Экспертный опрос. Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения
Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 487–504. Необходимо решить 2 задачи:
Следует записать свой ответ на листочке и отдать преподавателю. Карточку надо подписать.
Принятие группового решения:
Семинар 20 Метод социометрии в социологии. Форма работы – «Круглый стол» Вопросы для обсуждения
Литература Морено Я.Л. «Социометрия».- 50-53, С 60- 99, С 112- 115, С 290, С 302. Вопросы для обсуждения
Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 397–414 Дмитриева Е.В. Фокус группы в маркетинге и социологии.-М.-1998. Дмитриева Е.В Метод фокус – групп: проблемы подготовки, проведения, анализа.- «Социологические исследования».- 1999.- №8. Колбин Г.А., Фросина Е.В. Фокус – группы на предприятии.- Социологические исследования.-1999.-№2. Фоломеева Т.В. Метод фокус – групп в исследовании московской радиоаудиториии-би-си .-Вестник Московского. ун-та. Сер. 14. Психология 1994. №3. Вопросы для обсуждения 1. Сущность научного эксперимента. 2. Методология и методика зксперимента. 3. Процедура экспериментирования. 4. Формирование групп в эксперименте. 5. . Ошибки и трудности в эксперименте .. 6. Классификация экспериментов 7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты. 8. Экспериментальные планы.. Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 583–607. Вторая часть занятия проводится в интерактивной форме. Организуется ассоциативный эксперимент, цель которого состоит в выявлении через серию ассоциаций образа человека. Эксперимент организуется по следующей схеме: Один человек выходит из учебной аудитории, группа выбирает участника, которого предстоит угадать. Задаются следующие вопросы: - Какай он по цвету? - Какой геометрической фигуре соответствует? - С каким цветком ассоциируется? - С каким животным ассоциируется? - Какой эмоции соответствует? Путём синтеза ассоциаций участнику эксперимента необходимо идентифицировать Загаданный образ. Вопросы для обсуждения
Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 627– 665.. Вторая часть семинара – диагностика межличностных отношений с помощью теста Т. Лири. Тест предназначен для исследования представлений субъекта о себе (реальное «Я» и идеальном «Я»), а также для изучения отношений в малых группах. Студенты получат представление о способах обработки и интерпретации полученных результатов. По заказу Центра непрерывного образования или структурных подразделений НФИ КемГУ студенты проводят опрос респондентов, обрабатывают полученную информацию, подготавливают фрагмент отчёта. Работа организуется в малых группах. На занятии лидеры малых групп представляют результаты своих исследований для публичного обсуждения, анализируют процедуру проведения опроса, мотивацию респондентов, фиксируют особенности их поведения, обобщают полученную информацию, предлагают рекомендации. Студенты выявляют проблемы и трудности, с которыми они столкнулись в ходе проведения опроса. Семинар 25 Применение биографического метода в прикладной социологии Форма работы – анализ статей Н.И. Козловой «Опыт социологического чтения «человеческих документов», или размышления о значимости методологической рефлексии», «Повесть о жизни с Алёшей Паустовским»: социологическое переписывание. Вопросы для обсуждения: 1. Понимание личной истории. 2. Отношение к качественным методам в социологии. 3. Специфика метода анализа личных документов. 4. Понимание методологической рефлексии. 5 Проблема онтологического соучастия подопытного наблюдателя. 6. Сущность операции объективации объективирующего субъекта. 7. Понятие акта признания. 8. Способы работы с документами. 9. Проблема идиографии. 10. Понимание символической идиомы. 11.Понимание объективации общих социальных процессов. 12. Сущность реконструкции кристаллической решётки социального знания группы. 13. Объясните тезис: :Сама история – социальная база данных:. 14. Сущность социальной идентичности. 15. Сущность генлерной идентичности. 16. Идентичность в пространстве. 17. Понимание свободы от необходимости. 18. Свобода пересечения социальных границ и нарушения табу. 19. Сущность спонтанной социологии господствующих. 20 Понимание ритуальной профанации советских святынь. 21. Понимание стратегии смены идентичности. 22. Сущность кризиса идентичности. 23. История и миф. 24. Проблемы воспроизводства элиты. Литература
Семинар 26. Применение контент -анализа в российской прессе. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения: 2. Количественный анализ. 3. Качественный анализ.. 4. О формировании прессой образа этнического иммигранта. 4.1. Исследование проблемы этнической адаптации иммигрантов. 4.2. Особенности экономического предпринимательства. 4.3. Сущность термина «взаимности перспектив» 4.4. Понимание формулы Томаса. 4.5. Сущность социального образа. 4.6. Стратегии самообвинения и самооправдания. 4.7. Роль прессы в формировании образа иммигранта. 4.8. Характеристика эмоциональной тональности восприятия. 5 Приёмы, используемые прессой. 6. Анализ поведенческих и психологических характеристик этнического мигранта. 7. Образ кавказского иммигранта. 8. Два типа образа этнического иммигранта. 9. Какие последствия жизни иммигрантов для России?. 10. Анализ социально-психологических механизмов обвинения и стигматизации Литература Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в Российской прессе 90-х годов.- Социологические исследования.-2002.-№8.- С 120- 128. Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта. - Социологические исследования.- 2003.- №11.- С 41- 50.
На втором этапе практического занятия студенты выявляют особенности их восприятия современного мужчины и современной женщины и проводят сравнительный анализ их образов.В начале занятия студентов просят быстро, не задумываясь о логичности и важности, написать 10 коротких ответов на вопросы: Современный мужчина – какой он? Современная женщина – какая она.? Время на ответы – 10 минут. На бланках – ответах следует отметить пол респондента. После этого происходит обсуждение целей исследования, студенты выделяют предмет и объект , единицы контекста и счёта. Оставшаяся часть занятия посвящена кодированию ответов, которое проводится с помощью категориальной сетки. По результатам занятия студенты пишут отчёт. Куркин В.В. Контент-анализ художественных текстов- «Социс» - 1991.- С 60-66 Семинар 28 Применение контент – анализа на телевидении и в прессе. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения: 1. . Методология и методика социологического исследования. 2. Контент – анализ в жанре рекламных сообщений. 3. Контент – анализ в зарубежной и российской прессе. 4. Типичные ошибки документов в социологическом исследовании. 5. Разработка классификатора. Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 555–582.. Федотова Социология коммуникаций. Семинар 29. Теория и методология выборки. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения 2. Типы и методы выборки. 3. Методы вероятностной (случайной) выборки: 3.1. Простой случайный отбор. 3.2. Систематический отбор. 3.3. Районированная и стратифицированная выборка. 3.4. Гнездовая выборка. 4. Методы невероятностной (неслучайной) выборки: 4.1. Квотная выборка. 4.2. Многоступенчатая выборка. 5. Идеальные и реальные совокупности. 6. Расчёт объёма выборки. 7. Ошибка выборки. 8. Контроль и ремонт выборки. 9. Паспортичка выборки. 10. Репрезентативность выборки. Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 81– 143... Семинар 30. Методы политических исследований. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения 2. Сущность праймериза. 3. Специфика опросов на выходе. 4. Политический рейтинг. 5. Эмоциональная составляющая политической культуры. 6. Образ политика – лидера и возможности его изменения. 7. Образы политиков в представлении россиян. 8. Барьеры восприятия публичного образа политика. 9. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера. 10. Динамика и прогнозирование рейтинга доверия политическим лидерам России. Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 505–515.. Полис .- 2000.- №2, №3 , №4, №6 Полис.- 1997.-№4., №6. Семинар 31. Маркетинговое исследование. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения 2. Проблема выборки и репрезентативности. 2. Трудности в общении заказчика и исследователя. 4. Бриф и брифинг. 5. Методические и технические приёмы исследования. 6. Лабораторный опрос. 7. Домашний тест. 8. Личное интервью. 9. Кабинетное исследование. 10. Телефонный опрос. 11. Содержание вопросника: человеческие ценности и стили жизни. . Литература Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 449– 484. Семинар 32. Анализ эмпирических данных. Форма работы – эвристическая беседа. Вопросы для обсуждения 2. Анализ одномерных распределений. 3. Характеристика номинальной шкалы. 4. Характеристика ранговой шкалы. 5. Интервальная шкала. 6. Анализ двумерных распределений. 7. Табличное представление данных. 8. Техника редактирования таблиц. 9. Графическое представление данных. Вам необходимо письменно на формате А-4 выполнять предложенные задания. Условием допуска к экзаменам является полный объём представленных работ. Самостоятельная работа №1. Ответьте письменно на вопросы: · В чем состоит различие и взаимосвязь онтологической и гносеологической функций социологической науки? · Каким образом и почему меняется последовательность этапов социологического исследования в отдельных исследовательских парадигмах? · Какие функции выполняют отдельные части программы социологического исследования? · Чем обусловлено содержание цели исследования и в чем состоит её отличие от исследовательской темы? · Откуда выводятся содержательные задачи исследования? · Какие виды концептуальных понятий используются в модели исследования и откуда выводятся их определения? · Как связаны операциональные понятия и переменные социологического исследования и чем обусловлен их выбор? · Чем отличается природа причинности в естественных науках и в социологии? · Какие виды переменных лежат в основе построения объяснительной модели исследования? · Какова логическая структура гипотезы в социологическом исследовании? · Что составляет содержание гипотезы-основания и гипотезы следствия? · Что составляет содержание показателя исследования и какова природа его связи с исследовательской переменной? · Чем по своему содержанию показатель исследования отличается от индикатора? · Как выбор измерительной шкалы зависит от вида переменной исследования? · Каковы преимущества и недостатки различных способов построения индексов? · Какие существуют виды типологизации и в чем состоит отличие в их построении? . Выделите социальную проблему и определите её содержание. . Определите объект и предмет исследования в рамках данной проблемы, характер их соотнесенности. . Опираясь на понимание объекта, предмета исследования, их соотнесенности, сформулируете тему исследования. Исходя из темы исследования и степени её разработанности, сформулируйте цель исследования. Выделите отдельные составляющие содержания цели исследования, и на их основе сформулируйте задачи исследования. Исходя из существующих теоретических знаний, определите теоретические основы исследования. Определите эмпирический объект исследования. << предыдущая страница следующая страница >> |
|