Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии 2 437.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. История политических... 1 412.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Программа социологического исследования 1 94.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического - страница №2/3

Тема 13 Биографический метод, метод отдельного случая

Биографический метод: общая характеристика метода. Стратегия проведения. Анализ текстов. Обзор тематических областей. Правила транскрипции на бумаге. Методы оценки качества. Валидность, достоверность и надежность. Социокультурная специфика использования метода.

Метод отдельного случая (“case study”) и особенности его использования в социологических исследованиях.
Тема 14 Выборка в социологическом исследовании.

Понимание эмпирического объекта исследования. Объект, предмет исследования и генеральная совокупность: их сходство и различие. Определение единиц исследования.

Способы отбора единиц исследования. Понимание выборочной совокупности. Способы формирования выборочной совокупности. Случайный отбор и его теоретические основания. Процедура случайного отбора. Виды случайного отбора: простой случайный отбор, районированный отбор, гнездовой отбор. Систематический или псевдослучайный отбор.

Неслучайный отбор. Виды неслучайного отбора: квотный отбор, метод основного массива, стихийный отбор. Диспропорциональная выборка и взвешивание.

Представительность выборки. Установление необходимого объема выборки. Расчет ошибки выборки. Ремонт выборки.
Раздел 6. Анализ и обобщение данных в социологическом исследовании
Тема 1 Подготовка и обработка первичных данных в социологическом исследовании
Уровни и виды технических средств, используемых при обработке социологической информации. Способы использования ЭВМ для обработки и анализа данных. Основные программы статистической обработки социологических данных и их возможности. Моделирование социальных явлений на ЭВМ. Программы автоматического извлечения знания из баз данных и прогнозирования социальных событий. Системы data maining. Система PolyAnalyst и её прогностические возможности.

Особенности подготовки анкет к обработке. Системы кодирования данных в анкете. Выявление и исправление ошибок при вводе данных.

Типы эмпирических данных. Виды содержательных задач, решаемых при помощи ЭВМ. Психологические особенности взаимодействия социолога с ЭВМ.
Тема 2. Обобщение и отображение первичных данных в социологическом исследовании

Основные задачи социологического исследования, решаемые с помощью статистических методов. Компактное описание социологической информации (построение вариационных рядов, группировка данных). Измерение связей между признаками изучаемого социального явления. Частотное распределение: табличные представления, виды частот, графическое распределение. Числовые характеристики массива данных: среднее значение, меры рассеяния, меры ассиметрии и эксцесса распределения, меры концентрации и кривая концентрации. Относительные числа и общие индексы. Анализ данных социологических исследований, измеренных по порядковым и номинальным шкалам.

Теория статистических решений. Проверка гипотез: виды ошибок при проверке гипотез, виды критериев, практика проверки гипотез. Методы прикладной статистики.

Методы анализа нечисловых данных в социологическом исследовании. Таблицы сопряженности, методы визуализации, анализ текстовых данных, открытых вопросов.


Тема 3.. Методы многомерного анализа данных в социологическом исследовании

Принцип системности в анализе социологической информации. Латентно-структурный анализ. Задачи разделения объектов. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Факторный анализ. “Сжатие” социальной информации. Отбор наиболее информативных признаков.


Тема 4 Объяснение результатов социологического исследования и их прогностический уровень

Принципы объяснения результатов исследования: предопределенность задачами исследования; “работа” в рамках концептуальной и операциональной модели исследования; связь с проблемой исследования; истолкование показателей исследования в их взаимосвязи; привлечение “сторонней” качественной и количественной информации, относящейся к проблеме исследования и другие.

Процедура объяснения результатов исследования. Переход от индикаторов к показателям. Формирование индексов, шкальных оценок. Типологизация. Ранжирование по значимости. Выделение и ранжирование обусловливающих факторов (причин).

Использование гипотез при объяснении результатов. Оценка результатов исследования. Соотнесение данных как форма оценки. Внутреннее соотнесение. Внешнее соотнесение. Выявление взаимосвязи состояния показателей. Методы исключения. Влияние социолога на процесс объяснения результатов.

Прогностические возможности результатов социологического исследования.
Тема 5. Подготовка социологического отчета, разработка рекомендаций по результатам исследования и способов их представления общественности
Логика построения отчета. Метод индукции при построении отчета - сведение социологических данных в показатели. Переход от частного к общему как процесс обоснования ответа на основную гипотезу исследования.

Структура отчета. Обоснование и содержание актуальности исследованной проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Характеристика объекта и предмета исследования. Теоретические и методические основы исследования. Обоснование ответов на гипотезы исследования - основная составляющая отчета. Общие выводы по результатам исследования. Приложение к отчету.

Понимание рекомендаций. Цель рекомендаций - получение конкретных и поддающихся измерению результатов работы по решению проблемы. Задачи рекомендаций - обоснование действий, направленных на достижение цели. Вариативность рекомендаций. Виды рекомендаций. Теоретическая и практическая рекомендации. Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность.

Социальные группы и организации, заинтересованные в результатах исследования. Способы представления результатов исследования общественности.


Семинарское занятие №1.

Предмет и методология социологии.

Форма работы – групповая дискуссия.

Вопросы для обсуждения:
1. Потребность новой эпохи в социологии.

2. Предмет социологии: исходные понятия.

3. Предмет социологии в единстве с методологией.

3.1 Характеристика ранней социологической классики.

3.2. Вклад Ф. Тенниса.

3.3. Предмет социологии в понимании Э. Дюркгейма.

3.4 Проблемы методологии в работах М. Вебера.

3.5. Формальная социология Г. Зиммеля.

4. Анализ зрелой теоретико-методологической классики.

4.1. Предмет социологии в работах П. Сорокина.

4.2 Характеристика предмета социологии Т. Парсонсом.

4.3. Вклад в социологию Р. Мертона, П. Лазарсфельда.

4.4. Вклад школы социальной антропологии.

4.5. Основные идеи Чикагской школы.

4.6.. Символический интеракционизм Дж. Мида, теория социального обмена Дж. Хоманса, п. Блау.

4.7. Основные идеи Франкфуртской школы.

5. Предмет социологии в российской науке.

6. Рабочие определения предмета социологии.

7. Характеристика социального реализма.

8. Анализ социального номинализма.

9. Понимание релятивного реализма.

10.. Научность социологических методов.

11. Классификация социологических методов.

13. Критерии научности социологии.

14. Функции социологического знания.

Литература:

1. Лапин Н.Н. Предмет и методология социологии.- «Социологические исследования». – 2002.-№8.
Семинарское занятие №2.
Социология – мудьтипарадигмальная наука?
Форма работы – групповая дискуссия.

Вопросы для обсуждения


1. Проблемы теоретической социологии.

2. Новые процессы в развитии социологической теории.

3. Сущность теории и парадигмы в социологии.

4. Понимание социального факта в социологии.

5. Два аспекта социальных феноменов.

6. Распознавание социальных феноменов.

7. Анализ причин социальных феноменов.

8. Измерение социальных фактов.

9 .Множественность парадигм в социологии.

10. Дескриптивная способность концепций.


Литература:

1. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука?– «Социологические исследования».- 2002.- №7.

2. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? .- «Социологические исследования».- 2001.- №8.

3. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе»? – «Социологические исследования».- 2001.- №3.


Семинар 3
Виды социологического исследования.
Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:


1. Социальное и социологическое исследования.

2. Пробное и пилотажное исследования.

3. Описательное и аналитическое исследования.

4. Точечное исследование.

5. Сплошное и выборочное исследования.

6. Повторные исследования.

7. Мониторинг.

8. Полевое исследование.

9. Анализ случая.

10. Оперативное исследование.


Литература

  1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 25- 60.


Семинар 4..
Исследовательские центры.
Семинар состоит из двух этапов:

На первом этапе форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:
1. Институт Гэллапа.

2. Институт Демоскопии.

3. ВЦИОМ.

4. ECOMAR

5/ NORC

6/ NatCen



7/ GfK Group

8/ QUANTUM

9. ИНИОН РАН

10. Консалтинговые центры.


На втором этапе семинара студенты в парах должны разработать 6 видов исследовательских проблем: гносеологические, предметные, по носителю, по масштабам, по времени, по глубине. Затем происходит их обсуждение, выявление адекватных исследовательским задачам.
Литература

  1. 1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 665 – 697..


Семинар 5.
Где, кем и как работают социологи.
Семинар состоит из двух этапов:

На первом этапе форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:
1. Характер и содержание труда – прикладника.

2. Что ожидает социолога – выпускника

3. Клиенты и консультанты.

4. Внутренние и внешние консультанты.

5. Качества консультанта.

6. Консультирование как карьера.


На втором этапе практического занятия студенты пишут эссе на тему «Я – социолог». Затем происходит обсуждение их позиций, выявляются типичные стратегии профессиональной деятельности.

Литература

1. 1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 249– 281..
Семинар 6.
О системности социологических объектов.
Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:




  1. Понимание эффекта эмерджентности.

  2. Слияние наблюдателя и объекта наблюдения,

  3. Характеристика операциональной замкнутости.

  4. Характеристика рефлексивной петли.

  5. Анализ концепции рефлексивности.

  6. Понятие самореферентности.

  7. Понимание непредикативности.

  8. Анализ контингентности Н. Луманна.

  9. Анализ детерминированного хаоса.

  10. Теория систем и её отношение к социологии.

  11. Количественный подход как база для некоторых критериев системности.

  12. Числовые соотношения как критерии системности.

  13. Границы применимости критериев системности в социологии.

  14. Поиск требующихся соотношений путём механического перебора распределений.

  15. Некорректное использование положений математической статистики.

  16. Способы проверки статистической надёжности результатов.

  17. Неэффективность поиска числовых закономерностей случайным образом.

  18. Недопустимость случайного поиска вида моделей социальной реальности.

Литература:



  1. Толстова Ю.Н. О системности социологических объектов.- «Социологические исследования». – 2001.-№7

  2. Хиценко В.Е. Несколько шагов к новой системной методологии. «Социологические исследования».- 2001.-№3.


Семинар 7.

Программа социологического исследования.
Форма работы: систематизация и обобщение знания по теме.

Вопросы для обсуждения:




        1. Общее представление о программе.

        2. Теоретико-методологическая часть программы:

        3. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

        4. Цели и задачи исследования.

        5. Определение объекта и предмета исследования.

        6. Логический анализ основных понятий.

        7. Теоретическая интерпретация.

        8. Выдвижение гипотез

        9. Эмпирическая интерпретация понятий.

        10. Методическая часть программы.

        11. Выборка.

        12. Обоснование методов сбора эмпирических данных.

        13. Методы сбора информации.

        14. Методы обработки и анализ данных.

        15. Организационный план исследования.

        16. Научный отчёт

.

Во второй части практического занятия проводится контрольная работа по закреплению знаний по теме на 30 минут в соответствии с дидактическими единицами №2, №3

Литература


  1. 1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 147 -187.

Семинар 8.

Защита программы социологического исследования.
Форма работы: публичная защита авторской программы социологического исследования.

Проект исследования дожжен отвечать следующим требованиям:

- Актуальность исследования.

- Формулировка проблемы. Степень изученности проблемы.

- Цель исследования.

- Основные задачи исследования.

- Объект и предмет исследования.

- Основная рабочая гипотеза.

- Основной метод исследования.

- Источники информации.

- Интерпретация и операционализация основных понятий.

- Системный анализ объекта исследования.

- Методы сбора информации.

- Обоснование выборки.

- Следствия из основной рабочей гипотезы.

- Рабочий план исследования.

- Инструментарий исследования.

Полное описание проекта содержит 8-10 страниц печатного текста формата А-4.

Вторая часть практического занятия проходит в интерактивной форме. Каждой группе из 5-6 человек даётся заранее подготовленная социологическая проблема, требующая проведение определённого исследования. Задача студентов заключается в разработке программы этого исследования с учётом того, что все члены этой группы должны принять в нём участие.

Семинар 9.

Понятийный аппарат социологии.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:


  1. Актуальность и значимость понятийного аппарата науки.

  2. Причины кризиса понятийного аппарата.

  3. Сущность категорий в социологии.

  4. Учение Платона и Аристотеля о категориях.

  5. И. Кант о категориях.

  6. Анализ категорий в после кантовской философии.

  7. Идеи Ф.Шеллинга о категориях.

  8. Структура категорий в социологии.

  9. Понятие в социологии и его сущностные основы.

  10. Классификация понятий.

  11. Методологическая стратегия как база и основа понятийного аппарата.

  12. Социология жизни как база оптимального сочетания теоретических и эмпирических возможностей.

  13. Логический анализ основных понятий.

  14. Теоретическая интерпретация.

  15. Дескриптивная, структурная и факторная интерпретация понятий.

Литература:



  1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 167 – 171.

  2. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии.- «Социологические исследования».- 2002.- №9.- С 3- 16.

Семинар 10.

Проблемы метода современной теоретической социологии.

Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:



        1. Многопарадигматический статус метода.

        2. Основные проблемы метода в социологии.

        3. Сущность принципа классической научной объективности Т. Парсонса.

        4. Характеристика субъективного принципа.

        5. Метод как инструмент познающего субъекта.

        6. Объективность метода социального познания.

        7. Проблема единства познания и практики.

        8. Требования к практике.

        9. Специфика метода в социологии.

        10. Требования к социологическому методу.

        11. Предмет и методы логической социологии.

        12. Методы эмпирического исследования в социологии: опросы, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 67 –70.

Ельмеев В.Я. Проблемы метода современной теоретической социологии.- «Вестник Московского университета».-Серия 18.- Социология и Политология.- 1998.-№2.- С88-99.

Зиновьев А. Предмет и методы логической социологии.-«социально-гуманитарные знания».- 2000.-№6.-С 130- 139.

Вторая часть семинара проходит в интерактивной форме. В ходе занятия студентам необходимо составить программу прикладного исследования. Студенты выступают в роли заказчиков или исполнителей. «Заказчики» предлагают проблему исследования «Исследователи» разрабатывают его программу. «Заказчики» выступают её главными экспертами.


Семинар 11.

Применение метода наблюдения в прикладных социологических исследованиях.

Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:



  1. Специфика социологического наблюдения.

  2. Отличительные черты научного наблюдения.

  3. Виды наблюдения.

  4. Формализованное и неформализованное наблюдение.

  5. Включённое и невключённое наблюдение.

  6. Скрытое и открытое наблюдение.

  7. Полевые и лабораторные наблюдения.

  8. Систематическое и выборочное наблюдение.

  9. Кратковременные и долговременные наблюдения.

  10. Применение метода включённого наблюдения для анализа неуставных отношений в армии.

  11. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта.

Литература:

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 525 –554.

Бизюков П.В., Савельев Е.Б. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта.- Социологические исследования.-1991.-№1.-С88-89.

Гуренко Е. Н. Два года «встроенного наблюдения».- Социологические исследования.-1990.-№5.- С 125-129.

.

Семинар 12



Роль и качества наблюдателя.
Форма работы – сюжетно-ролевая игра «Мафия»

Участники в ходе жеребьёвки получают свои роли: 3 человека – мафия, 1- комиссар, остальные мирные жители. После того, как все посмотрели свои карты, ведущий сообщает: «Наступила ночь. Все закрыли глаза. Мафия открывает глаза. Знакомится». Игроки, изображающие мафиози, идентифицируют друг друга. «Мафия познакомилась и уснула. Наступило утро, все открыли глаза». Происходит обсуждение, в результате которого все жители большинством голосов решают, кто из сидящих в круге, по их мнению, мафиози. При этом мафиози прикидываются честными гражданами. Жертва выбора выбывает, независимо от истинного статуса. Во вторую ночь мафия выбирает свою жертву – жестами и взглядами. Затем «засыпает». Днём снова происходит обсуждение и голосование против мафии. Следующей ночью просыпается комиссар, о статусе которого знает только ведущий. Комиссар показывает на того, кого хотел бы проверить, ведущий открывает ему статус подозреваемого. Игра идёт до полного уничтожения мафии или честных граждан.

После завершения игры происходит анализ поведенческой стратегии игроков, отмечаются их особенности поведения, фиксируются особые поведенческие акты. Оценивается наблюдательность игроков.
Семинар 13.

Вопрос как инструмент социологического исследования.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:



  1. Сущность вопроса в социологическом исследовании.

  2. Инструментальная функция вопроса.

  3. Характеристика тестовой концепции вопроса.

  4. Традиционная или информационная концепция вопроса.

  5. Сущность индикаторной концепции вороса.

  6. Сущность расширенной информационной концепции.

  7. Оценка надёжности ответа.

  8. Характеристика собственно трудного вопроса.

  9. Основные трудности восприятия текста вопросов.

  10. Понятие сложного вопроса.

  11. Особенности наводящего вопроса.

  12. Тактика поведения респондента в ситуации опроса.

Вторая часть семинара проходит в интерактивной форме, цель которой состоит в формировании навыков задавать открытые и закрытые вопросы. Ведущий игры загадывает слово, участники задают серию закрытых вопросов, чтобы найти правильный ответ. Затем процедура повторяется только теперь участники имеют право пользоваться только открытыми вопросами.


Литература:

Бутенко И.А. Трудный вопрос.- «Социологические исследования».- 1989.-№4.- С 112- 118.

Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования.- «Социологические исследования.- 1990.- №1.- С 89 – 97.
Семинар 14

Методология и технология интервью.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения




  1. Дефиниция и особенности интервью.

  2. Интервью в качественной и количественной социологии.

  3. Стандартизированное интервью и новые технологии.

  4. Организация телефонного опроса.

  5. Поведенческие стратегии респондентов.

  6. Роль интервьюера.

  7. Кросс -культурные исследования телефонных разговоров.

  8. Применение телефона.

  9. Специфика телефонного разговора.

  10. Непонимание и предубеждение.

  11. Вежливость.

  12. Ошибочный набор номера и другие затруднения.

  13. Начало разговора.

  14. Деловая часть разговора

  15. Окончание разговора..

Литература

Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии.- «Социологические исследования»- 1997.-№11.- С 100- 105.

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 383 –397.

Красовский Б.П. Разговор по телефону.- «Социологические исследования».- 2000.- №2.- С 110- 114.

Семинар 15.

Обеспечение анонимности в социологическом опросе.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:





  1. Проблема субъективной анонимности респондентов.

  2. Способы обеспечения анонимности.

  3. Роль напоминаний в обеспечении анонимности.

  4. Опросные методы и уровень анонимности.

  5. Методы рандомизации ответов респондентов.

  6. Методы диагностики искренности респондентов.

  7. Анализ экспериментальных стратегий.

  8. Экспериментальный замысел и процедура исследования.

  9. Аналитическая и интерпретационная стратегия.

Литература


Мягков А.Ю\ Обеспечение анонимности в социологическом исследовании.- «Социологические исследования».- 1999.- №5.- С 107- 114.

Мягков А.Ю\ Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов. - «Социологические исследования».-2003.- №2.- С 115- 124


Семинар 16.

Использование новых технологий при опросах.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:





  1. Специфика телефонного опроса.

  2. Самозаполнение на компьютере.

  3. Характеристика компьютерного вопросника.

  4. Голосовая связь.

  5. Электронная почта.

  6. Ситуации опроса глазами респондента

  7. Выбор метода опроса от возраста респондента.

  8. Связь метода опроса с образованием респондентов.

  9. Роль семейного статуса в ситуациях опроса.

  10. Влияние социального статуса респондента.

  11. Роль профессионального фактора в ситуациях опроса.

Литература

Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах.- «Социологические исследования».- 2000.- №10..- С 118- 124.

Романович Н.А. Ситуации опроса глазами респондента..- «Социологические исследования».- 1999.-№2.-С 123 – 126.



Семинар 17.

Качество опроса.

:

Форма работы – «Круглый стол»



Вопросы для обсуждения

  1. Роль личности интервьюера в продуктивности проведения опроса.

  2. Показательные модели проведения опроса.

  3. Причины отказа респондентов от ответов.

  4. Отсутствие ответа - показатель качества опроса.

  5. Факторы, влияющие на отказ от ответа.

  6. Роль зондажных вопросов.

  7. Учёт адаптированности индикаторов.

  8. Адаптация языка анкеты к тезаурусу респондентов.

  9. Вопросы, которые не следует задавать.

  10. Хорошие и устойчивые вопросы.

  11. Эффект имени при формулировке вопросов.

  12. Ошибки анкетёра и контроль поля.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 359–380.

Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа. – «Социологические исследования».- 1990.- №1.- С 98 – 104.

Мягков А.Ю. Влияние известных политических имён в формулировке вопроса на результаты социологического исследования.- «Социологические исследования».- 2001.-№3.- С 94-103.

Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов.- «Социологические исследования».- 1999.-№11.-С 108-114.
Практическое занятие № 18.

Экспертиза анкет
Цель занятия – формируются навыки оценки качества инструментария, происходит систематизация знаний по анкетированию.
Студентам раздаются варианта различных анкет, им необходимо осуществить их экспертизу по следующим основаниям:

- анализ композиции,

- качество введения,

- оценка реквизитной, информационной, классификационной, заключительной частей,

- Анализ базисной части анкеты: тип вопросов, формат ответов, их содержание и число, последовательность представления вопросов, наличие контрольных вопросов. Наличие вопросов фильтров, контрольных вопросов,

- анализ паспортички

- используется модель «пятивопросника» или модель «воронки»?

- применяется ли модель «батареи»?

- удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха»?

- содержат ли вопросы неясные для респондента термины и понятия?

- соответствует ли формулировка вопросов исследовательской задаче?

- соответствует ли анкета возможностям респондента ( требованиям к объёму памяти, аналитическим способностям респондента)?

- соблюдён ли принцип распределения вопросов «от простого к сложному»?

- используется в проектировании анкеты туннельный подход? ( постепенный переход от общих вопросов к более узким, частным)

- применяется ли секционный подход? ( последовательное рассмотрение вопросов по отдельным темам до их полного исчерпания)

- используется ли комбинация данных подходов?

- анализ введения ( указывается ли какая организация проводит опрос, содержится ли цель исследования, указывается на соблюдение анонимности)

- содержится ли инструкция по заполнению анкеты?

- оценка графического оформления анкеты,

- анализ вопросов ( не имеются ли двусмысленные вопросы? Задаются ли вопросы только об одном предмете? Все ли вопросы являются короткими и простыми? Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента? Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций? Соблюдается ли требование валидности к используемым шкалам? )

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 336–358.


Семинар № 19.

Экспертный опрос.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения




  1. Методология экспертного опроса.

  2. Виды экспертного опроса.

  3. Отбор экспертов.

  4. Факторы валидности экспертных оценок.

  5. Ошибки и трудности экспертного опроса.

  6. Необычные эксперты.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 487–504.
Вторая часть семинара проводится в интерактивной форме, моделируется эффект группового давления.

Необходимо решить 2 задачи:



  1. Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца. Сколько яиц снесут 2 курицы за 3 дня?

Следует записать свой ответ на листочке и отдать преподавателю. Карточку надо подписать.

  1. Вторая задача - .психологическая. Студентам предлагается разобраться с ситуацией, в которой они оказались.

Принятие группового решения:

  1. Наличие вопроса.

  2. Зачитывание вариантов решения.

  3. Предлагается поднять руки тем студентам, кто уверен на 50% в своей правоте.

  4. Студентам предлагается определиться со своей позицией: сесть рядом с теми, кто разделяет ту же позицию, напротив того, у кого альтернатива.

  5. Необходимо выработать такую позицию, с которой был бы согласен участник.


Семинар 20

Метод социометрии в социологии.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения




        1. Сущность социометрии.

        2. Три точки приложения социометрического исследования.

        3. Понятие о локограмме.

        4. Отношение социометрии к другим социальным наукам.

        5. Типы социометрических процедур.

        6. Представление и анализ социометрических данных.

        7. Понятие социального атома.

        8. Социометрическая модель исследования и социология К. Маркса.

        9. Степень социометрического сознания.

        10. Социометрия и экспериментальный метод.

        11. Правила применения социометрического метода

        12. Различие между социометрией и психологией.

        13. Различие между социометрией и социологией.

        14. Прогресс социометрии.

Литература

Морено Я.Л. «Социометрия».- 50-53, С 60- 99, С 112- 115, С 290, С 302.
Семинар 21.

Метод фокус – группы в прикладных исследованиях.
Форма работы – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения




  1. Организация фокус – групп.

  2. Состав и численность фокус –группы.

  3. Ограничения на участие в фокус – группах.

  4. Процедура проведения.

  5. Устройство помещения.

  6. Функции и качества модератора.

  7. Отбор, подготовка, инструктаж модераторов.

  8. Эффект интервьюера.

  9. Фокус –группы на предприятии.

  10. Составление сценария фокус группы и плана интервью.

  11. Стратегии модератора на разных этапах фокус группы.

  12. Анализ данных, определение их репрезентативности.

  13. Методические проблемы представления результатов.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 397–414

Дмитриева Е.В. Фокус группы в маркетинге и социологии.-М.-1998.

Дмитриева Е.В Метод фокус – групп: проблемы подготовки, проведения, анализа.- «Социологические исследования».- 1999.- №8.

Колбин Г.А., Фросина Е.В. Фокус – группы на предприятии.- Социологические исследования.-1999.-№2.

Фоломеева Т.В. Метод фокус – групп в исследовании московской радиоаудиториии-би-си .-Вестник Московского. ун-та. Сер. 14. Психология 1994. №3.
Вторая часть семинара проходит в интерактивной форме, цель которой состоит в актуализации знаний о качественных методах и специфике фокус –групп. Студентам необходимо сформулировать тему, цель и задачи исследования, для решения которой наиболее адекватен метод фокус – групп. Необходимо написать вступительное слово модератора.

Семинар 22.

Методология социального эксперимента..
Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения


1. Сущность научного эксперимента.

2. Методология и методика зксперимента.

3. Процедура экспериментирования.

4. Формирование групп в эксперименте.

5. . Ошибки и трудности в эксперименте

.. 6. Классификация экспериментов

7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты.

8. Экспериментальные планы..

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 583–607.


Вторая часть занятия проводится в интерактивной форме. Организуется ассоциативный эксперимент, цель которого состоит в выявлении через серию ассоциаций образа человека. Эксперимент организуется по следующей схеме: Один человек выходит из учебной аудитории, группа выбирает участника, которого предстоит угадать.

Задаются следующие вопросы:

- Какай он по цвету?

- Какой геометрической фигуре соответствует?

- С каким цветком ассоциируется?

- С каким животным ассоциируется?

- Какой эмоции соответствует?

Путём синтеза ассоциаций участнику эксперимента необходимо идентифицировать

Загаданный образ.

Семинар 23

Применение тестов в прикладной социологии.
Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения



  1. Методология тестирования.

  2. Классификация тестов.

  3. Социометрические процедуры.

  4. Технология тестирования.

  5. Компьютерное тестирование.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 627– 665..

Вторая часть семинара – диагностика межличностных отношений с помощью теста Т. Лири. Тест предназначен для исследования представлений субъекта о себе (реальное «Я» и идеальном «Я»), а также для изучения отношений в малых группах. Студенты получат представление о способах обработки и интерпретации полученных результатов.
Практическое занятие 24.

Проведение опроса.
Цель занятия: формирование навыков проведения опроса.

По заказу Центра непрерывного образования или структурных подразделений НФИ КемГУ студенты проводят опрос респондентов, обрабатывают полученную информацию, подготавливают фрагмент отчёта. Работа организуется в малых группах. На занятии лидеры малых групп представляют результаты своих исследований для публичного обсуждения, анализируют процедуру проведения опроса, мотивацию респондентов, фиксируют особенности их поведения, обобщают полученную информацию, предлагают рекомендации. Студенты выявляют проблемы и трудности, с которыми они столкнулись в ходе проведения опроса.


Семинар 25

Применение биографического метода в прикладной социологии
Форма работы – анализ статей Н.И. Козловой «Опыт социологического чтения «человеческих документов», или размышления о значимости методологической рефлексии», «Повесть о жизни с Алёшей Паустовским»: социологическое переписывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Понимание личной истории.

2. Отношение к качественным методам в социологии.

3. Специфика метода анализа личных документов.

4. Понимание методологической рефлексии.

5 Проблема онтологического соучастия подопытного наблюдателя.

6. Сущность операции объективации объективирующего субъекта.

7. Понятие акта признания.

8. Способы работы с документами.

9. Проблема идиографии.

10. Понимание символической идиомы.

11.Понимание объективации общих социальных процессов.

12. Сущность реконструкции кристаллической решётки социального знания группы.

13. Объясните тезис: :Сама история – социальная база данных:.

14. Сущность социальной идентичности.

15. Сущность генлерной идентичности.

16. Идентичность в пространстве.

17. Понимание свободы от необходимости.

18. Свобода пересечения социальных границ и нарушения табу.

19. Сущность спонтанной социологии господствующих.

20 Понимание ритуальной профанации советских святынь.

21. Понимание стратегии смены идентичности.

22. Сущность кризиса идентичности.

23. История и миф.

24. Проблемы воспроизводства элиты.


Литература

  1. Козлова Н.И «Повесть о жизни с Алёшей Паустовским»;:социологическое переписывание.- «Социологические исследования».- 1999.-№5.- С 20-32.

  2. Козлова Н.И Опыт социологического чтения «человеческих документов» или размышления о значимости методологической рефлексии. - «Социологические исследования».- 2000.- № 9.- С 22 – 30.


Семинар 26.

Применение контент -анализа в российской прессе.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:
1\Метод и исследовательская стратегия.

2. Количественный анализ.

3. Качественный анализ..

4. О формировании прессой образа этнического иммигранта.

4.1. Исследование проблемы этнической адаптации иммигрантов.

4.2. Особенности экономического предпринимательства.

4.3. Сущность термина «взаимности перспектив»

4.4. Понимание формулы Томаса.

4.5. Сущность социального образа.

4.6. Стратегии самообвинения и самооправдания.

4.7. Роль прессы в формировании образа иммигранта.

4.8. Характеристика эмоциональной тональности восприятия.

5 Приёмы, используемые прессой.

6. Анализ поведенческих и психологических характеристик этнического мигранта.

7. Образ кавказского иммигранта.

8. Два типа образа этнического иммигранта.

9. Какие последствия жизни иммигрантов для России?.

10. Анализ социально-психологических механизмов обвинения и стигматизации


Литература

Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в Российской прессе 90-х годов.- Социологические исследования.-2002.-№8.- С 120- 128.

Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта. - Социологические исследования.- 2003.- №11.- С 41- 50.
Семинар 27.

Контент -анализ художественных текстов.
На основании статьи В.В. Куркина «Контент- анализ художественных текстов» происходит обсуждение возможностей применения данного метода в литературе. Вопросы для обсуждения


  1. Концепция несовместимости контент – анализа с литературными текстами.

  2. Причины неприложимости методов социальных наук к художественным текстам.

  3. Понимание неявного содержания текста.

  4. Декодирование скрытого содержания текста.

  5. Значение языковых единиц текста.

  6. Сущность лингвоформального контент- анализа.

  7. Характеристика культурно-контекстуального континиума.

  8. Анализ предметной темы.

  9. Характеристика единиц анализа художественных текстов.

  10. Анализ текстового смысла.

  11. Сущность этапов перекодирования художественной информации.

  12. Понимание структурного и сравнительного анализа.

На втором этапе практического занятия студенты выявляют особенности их восприятия современного мужчины и современной женщины и проводят сравнительный анализ их образов.В начале занятия студентов просят быстро, не задумываясь о логичности и важности, написать 10 коротких ответов на вопросы:

Современный мужчина – какой он?

Современная женщина – какая она.?

Время на ответы – 10 минут. На бланках – ответах следует отметить пол респондента.

После этого происходит обсуждение целей исследования, студенты выделяют предмет и объект , единицы контекста и счёта.

Оставшаяся часть занятия посвящена кодированию ответов, которое проводится с помощью категориальной сетки. По результатам занятия студенты пишут отчёт.
Литература

Куркин В.В. Контент-анализ художественных текстов- «Социс» - 1991.- С 60-66


Семинар 28

Применение контент – анализа на телевидении и в прессе.
Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:


1. . Методология и методика социологического исследования.

2. Контент – анализ в жанре рекламных сообщений.

3. Контент – анализ в зарубежной и российской прессе.

4. Типичные ошибки документов в социологическом исследовании.

5. Разработка классификатора.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 555–582..

Федотова Социология коммуникаций.



Семинар 29.

Теория и методология выборки.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения
1. Основные понятия и сущность выборочной совокупности.

2. Типы и методы выборки.

3. Методы вероятностной (случайной) выборки:

3.1. Простой случайный отбор.

3.2. Систематический отбор.

3.3. Районированная и стратифицированная выборка.

3.4. Гнездовая выборка.

4. Методы невероятностной (неслучайной) выборки:

4.1. Квотная выборка.

4.2. Многоступенчатая выборка.

5. Идеальные и реальные совокупности.

6. Расчёт объёма выборки.

7. Ошибка выборки.

8. Контроль и ремонт выборки.

9. Паспортичка выборки.

10. Репрезентативность выборки.

Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 81– 143...


Семинар 30.

Методы политических исследований.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения
1. Опросы на входе и выходе.

2. Сущность праймериза.

3. Специфика опросов на выходе.

4. Политический рейтинг.

5. Эмоциональная составляющая политической культуры.

6. Образ политика – лидера и возможности его изменения.

7. Образы политиков в представлении россиян.

8. Барьеры восприятия публичного образа политика.

9. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера.

10. Динамика и прогнозирование рейтинга доверия политическим лидерам России.


Литература

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 505–515..

Полис .- 2000.- №2, №3 , №4, №6

Полис.- 1997.-№4., №6.


Семинар 31.

Маркетинговое исследование.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения
1. Цели и задачи маркетингового исследования.

2. Проблема выборки и репрезентативности.

2. Трудности в общении заказчика и исследователя.

4. Бриф и брифинг.

5. Методические и технические приёмы исследования.

6. Лабораторный опрос.

7. Домашний тест.

8. Личное интервью.

9. Кабинетное исследование.

10. Телефонный опрос.

11. Содержание вопросника: человеческие ценности и стили жизни.

.

Литература



Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 449– 484.

Семинар 32.

Анализ эмпирических данных.

Форма работы – эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения
1. Общие принципы анализа данных.

2. Анализ одномерных распределений.

3. Характеристика номинальной шкалы.

4. Характеристика ранговой шкалы.

5. Интервальная шкала.

6. Анализ двумерных распределений.

7. Табличное представление данных.

8. Техника редактирования таблиц.

9. Графическое представление данных.
Вторая часть занятия проходит в форме практической работы по отработке навыков анализа представленных социологических данных, осуществляется их одномерное и двумерное распределение.. Студенты используют табличное и графическое представление данных.
Литература
Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 187– 242.
Семинар 33.

Публичная защита научных отчётов.
Семинар проходит в виде публичной защиты отчётов по результатам проведённых социологических исследований.

Методические указания студентам по организации самостоятельной работы.
Уважаемые студенты!
Целью изучения данного курса является формирование исследовательских навыков, развитие аналитических способностей, систематизация знаний по методологии и методике социологического исследования

Вам необходимо письменно на формате А-4 выполнять предложенные задания. Условием допуска к экзаменам является полный объём представленных работ.



Самостоятельная работа №1.

Ответьте письменно на вопросы:

· В чем состоит различие и взаимосвязь онтологической и гносеологической функций социологической науки?

· Каким образом и почему меняется последовательность этапов социологического исследования в отдельных исследовательских парадигмах?

· Какие функции выполняют отдельные части программы социологического исследования?

· Чем обусловлено содержание цели исследования и в чем состоит её отличие от исследовательской темы?

· Откуда выводятся содержательные задачи исследования?

· Какие виды концептуальных понятий используются в модели исследования и откуда выводятся их определения?
Самостоятельная работа №2.

На формате А-4 подготовьте ответы на следующий перечень вопросов:
· Какие признаки объекта и предмета исследования подвергаются опреационализации и чем отличаются операциональные понятия от концептуальных понятий?

· Как связаны операциональные понятия и переменные социологического исследования и чем обусловлен их выбор?

· Чем отличается природа причинности в естественных науках и в социологии?

· Какие виды переменных лежат в основе построения объяснительной модели исследования?

· Какова логическая структура гипотезы в социологическом исследовании?

· Что составляет содержание гипотезы-основания и гипотезы следствия?

· Что составляет содержание показателя исследования и какова природа его связи с исследовательской переменной?

· Чем по своему содержанию показатель исследования отличается от индикатора?

· Как выбор измерительной шкалы зависит от вида переменной исследования?

· Каковы преимущества и недостатки различных способов построения индексов?

· Какие существуют виды типологизации и в чем состоит отличие в их построении?
Самостоятельная работа №3.

Вам предстоит выполнить письменно следующие задания:

. Выделите социальную проблему и определите её содержание.

. Определите объект и предмет исследования в рамках данной проблемы, характер их соотнесенности.

. Опираясь на понимание объекта, предмета исследования, их соотнесенности, сформулируете тему исследования.

Исходя из темы исследования и степени её разработанности, сформулируйте цель исследования.

Выделите отдельные составляющие содержания цели исследования, и на их основе сформулируйте задачи исследования.

Исходя из существующих теоретических знаний, определите теоретические основы исследования.

Определите эмпирический объект исследования.

<< предыдущая страница   следующая страница >>