Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов экономического факультета - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 318.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для... 2 480.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»... 1 190.86kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организация производства... 2 548.99kb.
Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория измерений» 5 1372.5kb.
Функциональная полнота Замыкание множества. Свойства замыкания. 1 242.43kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов экономического - страница №1/1





Учебно-методический
комплекс дисциплины

Теория
организации

Для студентов экономического факультета,


обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

С о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. А. В. Карапатницкая

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория организации» / сост. А.В. Карапатницкая. – М. : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 20 с.
Подготовлен на экономическом факультете.

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования

© Карапатницкая А.В., 2009

Цели и задачи ДИСЦИПЛИНЫ
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества, поскольку вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций. Организации являются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представляют собой самую распространенную форму их взаимодействия. Организация не может существовать без общества, но и общество не может существовать без организаций. Чем отчетливее организация осознает себя элементом общества, тем лучше цели организации согласуются с глобальными целями общественного развития, тем перспективнее и жизнеспособнее данная организация.

Теория организации представляет собой отрасль управленческой науки, объясняющую законы и закономерности становления, функционирования, развития и упадка организации как формы социального объединения людей. Она представляет собой междисциплинарную науку, находящуюся на стыке общественных, естественных и технических дисциплин. Как учебная дисциплина она необходима для специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев, обеспечивающей их знаниями законов, закономерностей, принципов, методов и правил организаторской деятельности. Знание теории организации необходимо также предпринимателям, особенно молодым, чтобы с самого начала «поставить свое дело» на рациональной организационной основе.



Цель изучения дисциплины – выработка навыков системного и комплексного подхода к решению практических задач организационного развития, умения выявлять причины успехов и неудач в деятельности различного рода организаций и умения формировать более жизнеспособные организации.

Как учебная дисциплина «Теория организации» сориентирована на знания, приобретенные студентами при изучении дисциплин, которые рассматривают характеристики, элементы и свойства различных типов организаций. К ним относятся «Философия», «Социология», «Экономика», «Право», «Статистика», «Менеджмент» и др.



Задачи курса формулируются в процессе анализа конкретных социальных и хозяйственных организаций как упорядоченных систем, которые нуждаются в управлении, и в процессе приобретения необходимых знаний и умений.

По завершении изучения дисциплины студенты должны



знать:

  • основы теории систем, понятие и основные признаки систем, их научно обоснованную классификацию,

  • общенаучные методы изучения сложных систем,

  • сущность понятия «организация», ее признаки, свойства, элементы, структуру,

  • классификацию организаций и их основные характеристики,

  • законы организации, формы их проявления и механизмы использования,

  • принципы организации и организационные процессы,

  • закономерности формирования и методы регламентации организационных отношений,

  • методы проектирования организационных систем,

  • основные тенденции развития организаций;

уметь:

  • использовать законы организации в практической деятельности,

  • анализировать организационные ситуации и принимать адекватные им решения,

  • применять методы научной организации труда и организационного проектирования,

  • практически использовать навыки рационализации управленческого труда,

  • находить альтернативы организационных решений.

Методика преподавания и изучения дисциплины предполагает как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, консультаций. В ходе самостоятельной работы студенты изучают научную и учебную литературу, нормативно-правовые документы, готовят сообщения для семинарских занятий и т. д.

Используются такие формы отчетности студентов, как практические задания и доклады на семинарских занятиях, рефераты, самостоятельные научные работы.

Проверка знаний осуществляется в форме экзамена.
ПРОГРАММА
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
И НАУКА ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 1. Организация как система

Понятие «система» и виды систем. Типология систем: открытые и замкнутые, естественные и искусственные, материальные (физические) и идеальные (абстрактные), детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие, простые и сложные и т. д. Технические, биологические, экологические, социально-экономические системы, их особенности и специфика. Понятие «организация». Организация как социально-экономическая система. Порядок и организованность как свойства материи. Сложность, иерархия, структура как характеристики организации. Системные свойства организации.


Тема 2. Классификация организаций

Признаки классификации организаций. Классификация организаций по их социально-экономической сущности, целям и видам деятельности, формам собственности, отраслевой принадлежности, размерам и другим параметрам. Характеристика организаций как юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Признаки юридического лица. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. Формальные и неформальные организации. Формальная организация, ее признаки и значение. Институт права и социальные нормы как инструменты формальной организации общества. Неформальная организация, ее переменные и значение, методы анализа.

Понятие «социальная организация». Социальная организация как сложная система, как продукт сочетания объективного (естественного) и субъективного (искусственного), как место принятия решений и взаимодействия индивидов и групп. Классификация социальных организаций. Особенности их различных типов. Влияние субъективных и объективных факторов на социальные организации.

Понятие «хозяйственная организация». Признаки классификации хозяйственных организаций. Основные типы хозяйственных организаций: общества, товарищества, холдинги, финансово-промышленные группы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, консорциумы, концерны, картели, конгломераты, комбинаты, тресты, синдикаты, корпорации, кооперативы.


Тема 3. Теория организации (предмет, методология)

Предмет, объекты, методология теории организации. Организационные отношения как предмет теории организации и их классификация. Общенаучные методы изучения сложных систем: анализ и синтез, абстракция и конкретность, индукция и дедукция. Системный, комплексный и аспектный подходы к изучению организаций. Развитие различных подходов к анализу организаций и организационных отношений.

Эволюция научных взглядов на сущность и функционирование организаций. Античные и средневековые представления о формах организации и управления. Формирование организационных концепций на различных этапах развития рыночной экономики. Классическая теория организации в работах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и др. Теория «рациональной бюрократии» М. Вебера. «Теория Гласиер», теория организационного потенциала, теория институтов и институциональных изменений. Современные организационные концепции.

Вклад российских ученых в развитие теории организации. «Тектология» А. А. Богданова как наука об универсальных законах развития организаций. Взаимодействие теории организации со смежными областями научного знания.


Тема 4. Внешняя и внутренняя среда организации

Определение внешней и внутренней среды организации. Макро- и микросреда организации. Характеристика факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды. Аналитические размерности факторов внешней среды: сложность, однородность, динамизм, неопределенность и другие, их влияние на организацию.

Восприятие внешней среды и межорганизационные отношения. Характеристика факторов внутренней среды организации.

Цели организации и их классификация. Роль целевой системы организации, требования к целям. Основные целевые ориентации организации во внутренней и внешней среде. Методы установления целей и построение многоуровневого дерева целей организации.

Технология организаций. Классификация производственных технологий. Связь технологий со структурными характеристиками и деятельностью организаций.

Организационная структура: производственная и управленческая структура, инфраструктура организации.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механистические и органические организации. Условия выбора рационального типа организации.

Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционные (линейные, линейно-штабные и линейно-функциональные), дивизиональные и матричные.

Типы организаций по взаимодействию с человеком. Корпоративные и индивидуалистические организации, их характерные черты и особенности.

Новые формы построения организаций: сетевые и многомерные организации, эдхократические и виртуальные организации, партисипативные и предпринимательские организации, интеллектуальные и обучающиеся организации, организации «с внутренними рынками». Характерные черты организаций будущего.

Раздел II. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 5. Классификация законов

Понятия «закономерность», «закон» и «принцип» как общенаучные категории. Иерархия систем и субординация законов. Классификация законов. Объективные (естественные, неизменяемые) и субъективные (юридические) законы. Всеобщие, общие, частные законы. Механизм действия и механизм использования объективных и субъективных законов.
Тема 6. Закон синергии

Закон синергии – основной закон организации. Потенциал организации. Влияние внешней и внутренней среды на потенциал организации. Организационные коммуникационные связи и взаимодействия, их достоинства и недостатки. Тенденции расширения границ систем и объективные предпосылки интеграции хозяйственных организаций.

Источники образования эффекта синергии. Способы согласования действий и обеспечение единства (целостности): информирование, цели и критерии достижения, ограничения и нормы, коммуникации, координация, централизация и децентрализация, убеждение и принуждение, стимулы и взыскания. Групповые коммуникационные сети: «колесо», «звезда», «веер» и др. Факторы, влияющие на эффективность групповых коммуникаций.
Тема 7. Закон информированности (упорядоченности)

Информация: понятие, свойства. Роль информации в создании искусственных систем. Информированность – предпосылка упорядоченности. Закон информированности (упорядоченности): степень организованности определяется степенью информированности. Количественные и качественные характеристики информации, их использование в процессе создания и функционирования организации. Информационные сети и информационные системы как инфраструктура организованного рынка. Защита информации как мера выживаемости организации.


Тема 8. Закон самосохранения

Самосохранение как поддержание и воспроизводство взаимосвязей системы. Накопление и сбережение энергии (ресурсов) на основе взаимодействия с внешней средой – необходимое условие выживания организации. Тактика взаимодействия организации со средой. Самосохранение и мотивация персонала: цели организации и ценностные ориентации личности. Реорганизация, резервирование, «смена вывески» и т. д. как способы сопротивления организации внешнему давлению.


Тема 9. Закон единства анализа и синтеза

Формулировка закона единства анализа и синтеза. Закон единства анализа и синтеза: с одной стороны, диссимиляция, разделение, специализация, обособление, разукрупнение, дифференциация, а с другой – ассимиляция, укрупнение, концентрация, объединение, диверсификация, интеграция. Разделение и кооперация. Дифференциация как способ адаптации, условие синтеза и упрочения интеграции. Попытки введения организационных отношений, противоречащих требованию закона единства анализа и синтеза: «однородность общества», «равенство оплаты», «всеобщее равенство» и т. д. Практическое использование требований закона единства анализа и синтеза в процессе создания хозяйственных организаций.


Тема 10. Закон развития (онтогенеза)

Этапы жизненного цикла организации: становление, устойчивое развитие, стагнация (рождение, юность, зрелость, старость). Взаимосвязь жизненных циклов продукции (услуг) и организации. Основные фазы этапа становления организации и возможные кризисы на этих фазах. Основные предпосылки ухудшения деятельности организации на этапе устойчивого развития. Тактика деятельности организации на этапе стагнации. Развитие как движение от простого к сложному, как изменение соотношения между внутренним и внешним в пользу первого, как качественная трансформация организаций в эволюционном процессе (превращение их в органические системы).


Тема 11. Закон пропорциональности, соотносительности и композиции

Пропорциональность как количественная мера порядка. Пропорции в строении организации, составе и объеме прав, полномочий, обязанностей, ответственности. Соотносительность как качественная мера порядка. Соотношения в характеристиках отдельных частей и элементов организации. Композиция как мера гармонии частей организации.


Раздел III. ПРИНЦИПЫ И КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 12. Принципы организации

Классификация принципов организации по степени обоснованности, по степени универсализации, по способу реализации, по масштабу действия и другим признакам. Иерархическая структура принципов организации. Основные универсальные принципы организации: цепной связи, ингрессии, подбора, подвижного равновесия, слабого звена и др. Специфика проявления тектологических принципов в организующей деятельности человека. Понятия «статическая» и «динамическая» организация.


Тема 13. Принципы статической организации

Статическая организация как «моментный» срез ее состава (структуры). Принципы статической организации как обобщенные правила построения рациональных структур. Принципы статической организации (структуризации): целеполагание, приоритет функций над структурой, приоритет объекта над субъектом, единство распорядительства, диапазон контроля, единство руководства, сочетание централизации и децентрализации, адаптивность, двойная специализация персонала (по объекту и предмету), реальности, полномасштабности, сбалансированности прав, полномочий, обязанностей, ответственности; экономическая эффективность.

Критерии рациональной структуры. Способы установления рациональных постоянных связей: регламентирование, нормирование, инструктирование.
Тема 14. Принципы динамической организации

Процесс как понятие. Динамическая организация – упорядоченный процесс. Типология процессов: закономерные и случайные, дискретные и непрерывные, регулярные и эпизодические, установившиеся и переходные, управляемые и неуправляемые и т. д. Общие принципы динамической организации: прямоточность, ритмичность, синхронность, параллельность, надежность, воспроизводимость, направленность, технологичность, информированность, результативность, эффективность. Частные принципы процесса управления: итеративности, оптимальности, необходимости и достаточности управляющего воздействия, технологичности и самоуправления.


Тема 15. Принципы рационализации

Понятие рационализации. Рационализация и повышение эффективности управления. Основные направления рационализации деятельности организационных систем. Принципы рационализации: концептуализация, алгоритмизация, концентрация на главном объекте, выравнивание потенциала, специализация, стандартизация, унификация, регламентация и др.


Тема 16. Организационная культура и тенденции развития организаций

Понятие «культура». Факторы, влияющие на культуру. Национальные особенности российской культуры. Определение организационной культуры и ее структура. Содержание организационной культуры. Объективная и субъективная организационная культура. Субкультуры в организации. Роль организационной культуры в формировании надлежащей управленческой культуры. Национальные особенности, влияющие на организационную культуру: модель Хофштеде, модель Лэйн и Дистефано, модель Оучи. Типология организационных культур: классификация Р. Блейка и Ж. Моутон. Классификация И. Оучи. Классификация С. Ханди.

Понятие организационных изменений. Виды организационных изменений и причины, их вызывающие. Анализ ситуации изменений. Причины сопротивления переменам. Методы преодоления сопротивления. Выбор стратегии организационных изменений.

Основные тенденции развития организаций. Организационное проектирование и реорганизация. Эффективность организационных изменений.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. Организация как система

Вопросы для обсуждения


  1. Система как понятие.

  2. Классификация систем.

  3. Отличительные признаки сложной системы.

  4. Общие положения в организации систем разной природы.

  5. Организация как понятие.

  6. Общее и различное в понятиях «система» и «организация».

  7. Организация как социально-экономическая система.

  8. Системные свойства организации.

Тема 2. Классификация организаций

Вопросы для обсуждения


  1. Признаки классификации организаций.

  2. Различные подходы к типологии организаций.

  3. Характеристика организаций как юридических лиц.

  4. Коммерческие и некоммерческие организации.

  5. Организационно-правовые формы организаций.

  6. Формальные и неформальные организации.

  7. Сравнительные достоинства и недостатки крупных и мелких предприятий.

Сообщения



  1. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций.

  2. Общества, их специфика, особенности функционирования.

  3. Товарищества, их достоинства, недостатки, особенности.

  4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

  5. Производственные кооперативы

  6. Холдинг как форма организации.

  7. Финансово-промышленные группы.

  8. Картели, тресты, синдикаты

  9. Консорциум, конгломерат, корпорация, комбинат как организационные формы предприятий.

  10. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Тема 3. Теория организации (предмет, методология)

Вопросы для обсуждения


  1. Предмет, объекты, методология теории организации.

  2. Организационные отношения как предмет теории организации.

  3. Классификация организационных отношений.

Сообщения



  1. Классические теории организации.

  2. Теория Гласиер.

  3. Теория организационного потенциала.

  4. Теория институтов и институциональных изменений.

  5. Современные организационные концепции.

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда организации

Вопросы для обсуждения


  1. Понятия внешней и внутренней среды организации.

  2. Факторы среды прямого воздействия.

  3. Факторы среды косвенного воздействия.

  4. Факторы внутренней среды организации.

  5. Цели организации, их классификация.

  6. Требования к целям.

  7. Технологии и задачи организации.

  8. Структура и персонал организации как факторы ее внутренней среды.

  9. Типы организационных структур.

  10. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.

  11. Типы организаций по взаимодействию с человеком.

  12. Организации будущего.

Сообщения



  1. Эдхократические организации.

  2. Многомерные организации.

  3. Партисипативные организации.

  4. Виртуальные корпорации.

  5. Организации с «внутренними рынками».

  6. Сетевые организации.

  7. Интеллектуальные и обучающиеся организации.


Практические задания

  1. Описать внешнюю среду какой-либо конкретной организации: перечислить основные факторы ее внешней среды, определить степень влияния факторов на деятельность организации.

  2. Построить «дерево целей»

Тема 5. Классификация законов

Вопросы для обсуждения


  1. Понятия «закономерность», «закон» и «принцип» как общенаучные категории.

  2. Иерархия систем и субординация законов.

  3. Механизм действия и механизм использования субъективных и объективных законов.

Темы 6–11. Законы организации

Вопросы для обсуждения


  1. Закон синергии.

  2. Источники образования эффекта синергии.

  3. Способы согласования действий и обеспечения единства в организации.

  4. Организационные коммуникационные связи.

  5. Закон информированности-упорядоченности.

  6. Количественные и качественные характеристики информации.

  7. Информационные системы.

  8. Закон самосохранения.

  9. Закон единства анализа и синтеза.

  10. Закон развития.

  11. Закон пропорциональности, соотносительности и композиции.

Темы 12–15. Принципы организации

Вопросы для обсуждения


  1. Классификация принципов организации.

  2. Универсальные принципы организации.

  3. Понятие «статическая организация».

  4. Структура как организационная характеристика системы.

  5. Понятие «принципы организации».

  6. Принципы статической организации.

  7. Критерии оценки качества организационных структур.

  8. Понятие «динамическая организация».

  9. Признаки классификации процессов.

  10. Принципы динамической организации.

  11. Понятие «рационализация».

  12. Основные направления рационализации.

  13. Принципы рационализации.


Дискуссия: Механизм влияния структуры на эффективность деятельности организации.
Тема 16. Организационная культура и тенденции развития организаций

Вопросы для обсуждения



  1. Понятие «организационная культура».

  2. Основные составляющие культуры организации.

  3. Роль знания в сохранении и преемственности культурных традиций.

  4. Соотношение интернационального и этнического в современной культуре.

  5. Ценности, ожидания и нормы как компоненты организационной культуры.

  6. Деловые формальности и служебный этикет как элементы корпоративной культуры.

  7. Знаково-символическая подсистема организационной культуры

  8. Типология организационных культур:

  • классификация Р. Блейка и Ж. Моутон;

  • классификация И. Оучи;

  • классификация С. Ханди.

  1. Сущность и причины организационных изменений.

  2. Причины сопротивления изменениям со стороны неформальных групп.

  3. Методы преодоления сопротивления изменениям.

  4. Выбор стратегии изменений.

  5. Основы организационного проектирования.

  6. Тенденции развития организаций.

Практические задания
Задание 1
На основе личных впечатлений от посещения какой-либо организации (или ее структурного подразделения – приемной, приемного пункта, представительства, филиала, кассы и т. п.), с работниками которой приходилось непосредственно иметь дело, оценить степень рациональности и/или упорядоченности в ее устройстве и функционировании в части выполнения той функции, что связана с целью вашего визита (обращения, нахождения, договора и т. п.). Среди таких организаций могут быть:

  • образовательные учреждения (школы, училища, техникумы, колледжи, вузы и др.);

  • медицинские и санитарно-гигиенические учреждения (поликлиники, диагностические центры, клиники, амбулатории, больницы, бани, парикмахерские и др.);

  • финансово-кредитные учреждения: банки, страховые компании и др.;

  • фабрики и заводы, кооперативы и товарищества;

  • муниципальные учреждения: ремонтно-эксплуатационные конторы и управления, бюро технической инвентаризации, ремонтные мастерские;

  • учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и др.);

  • спортивные общества и секции, стадионы, плавательные бассейны, катки и др.;

  • предприятия бытового обслуживания населения (ателье по пошиву одежды, приемные пункты прачечных и химчисток и т. п.);

  • предприятия торговли и общественного питания (магазины, торговые дома, рынки, столовые, кафе, рестораны, бары и т. д.);

  • учреждения транспорта и связи, рекреационные компании (отделения связи, транспортные агентства, туристические фирмы и пр.);

  • другие организации, не исключая и органы власти и управления.

Задание 2


  1. Распределите организации, с работой которых вам приходилось сталкиваться, по их принадлежности к различным типам или классам организаций.

  2. Проранжируйте – расположите в последовательности снижения относительной частоты (удельного веса) обращений (посещений) – классы организаций, с деятельностью которых вам приходилось сталкиваться.

  3. Классифицируйте наблюдаемые вами внутриорганизационные отношения в учреждениях и предприятиях, где вам приходилось бывать.

  4. Какие недостатки вам бросились в глаза при первом же посещении организации, в которой затем приходилось регулярно бывать, а какие вы обнаружили позднее?

  5. Что вам особенно понравилось в постановке дела какой-либо организации (настолько, что вы стали рекомендовать ее своим друзьям и знакомым)? Что, по-вашему, заслуживает распространения на все другие организации подобного типа? Обоснуйте свое заключение.

  6. Что вам особенно не понравилось в порядке работы (временнóм режиме, действующих правилах, действиях персонала) какой-либо организации? Какие замеченные недостатки оттолкнули вас как клиента (контрагента, покупателя) от организации настолько, что вы перестали в ней бывать (пользоваться ее услугами)? Определите: ваша реакция – свидетельство амбициозности ваших требований или симптом нерациональной постановки дела?

  7. Что бы вы предприняли для наведения порядка в какой-либо организации, если бы были там по своему официальному статусу организатором дела (собственником, президентом компании, генеральным директором, директором, председателем правления, администратором, сотрудником службы организационного развития и т. п.)? Обоснуйте свои рекомендации.

ТЕМы РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ


И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

  1. Значение и роль организационных отношений в обществе.

  2. Институт права как инструмент формальной организации государства и общества.

  3. Теория организации, ее предмет и место в системе научных знаний.

  4. Единство организационных процессов в неживой, живой природе и обществе.

  5. Предприятие как организационная система.

  6. Формы организации и управления от античной до постиндустриальной эпохи.

  7. Эволюция организационных форм предприятий.

  8. Развитие организации как социальной системы.

  9. Организационные проблемы современного предприятия.

  10. Ретроспективный анализ развития теории организации.

  11. Развитие организационно-управленческой мысли в России.

  12. Всеобщая организационная наука (тектология) А.А. Богданова и её значение в наши дни.

  13. Современные представления о будущем в сфере организации социотехнических систем.

  14. Классификация организаций и ее использование в процессе формирования организаций.

  15. Типы социальных организаций, их специфика. Особенности формирования и функционирования.

  16. Проблемы сочетания формального и неформального в социальной организации.

  17. Сущность и особенности коммерческих организаций.

  18. Сущность и особенности некоммерческих организаций.

  19. Холдинг как форма организации.

  20. Общественные организации.

  21. Особенности организации государственных хозяйственных организаций в России.

  22. Тенденции и формы производственно-хозяйственной интеграции.

  23. Современные формы интеграции и кооперации организаций.

  24. Жизненные циклы хозяйственной организации.

  25. Факторы внешнего окружения и значение их учета для эффективного функционирования организаций.

  26. Организация собственного дела.

  27. Факторинговые, инжиниринговые и лизинговые фирмы.

  28. Управление организационным развитием компании.

  29. Закон синергии, его использование в практике деятельности организаций.

  30. Информационные технологии и их влияние на деятельность организации.

  31. Принципы научной организации и их прикладное значение.

  32. Задачи и методологические принципы организационного проектирования.

  33. Оценка и показатели эффективности организационных проектов.

  34. Организационная культура.

  35. Этические ценности и организационный стиль.

  36. Взаимосвязь самоорганизации и самоуправления.

  37. Условности, обычаи, правила, нормы, ритуалы как элементы общест­венного порядка.

  38. Основные тенденции развития организаций.

  39. Организационные нововведения: разработка и осуществление.

  40. Рационализация организационных систем.

  41. Бизнес-процессы в корпорации и ее организационная структура.

  42. Реинжениринг корпорации и революционная перестройка ее организационной структуры.

  43. Эволюционные способы перестройки организационной структуры фирмы с использованием реинжениринговых технологий.

  44. Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении.

  45. Человеческие аспекты управления в условиях стратегических организационных изменений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие «система». Виды систем. Свойства системы.

  2. Понятие «организация». Системные свойства организации.

  3. Организация как социально-экономическая система.

  4. Классификация организаций.

  5. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций.

  6. Общества, их характеристики и особенности.

  7. Товарищества, их характеристики и особенности.

  8. Холдинги как организационная форма хозяйственных организаций.

  9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  10. Картель, синдикат, трест.

  11. Комбинат, концерн, консорциум, конгломерат.

  12. Внешняя среда организации, ее основные характеристики.

  13. Факторы среды прямого и косвенного воздействия.

  14. Внутренняя среда организации.

  15. Цели организации, функции целей, требования к целям.

  16. Классификация целей организации. Миссия организации.

  17. Организационная структура управления организацией и ее основные элементы. Критерии рациональной структуры.

  18. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.

  19. Типы организаций по взаимодействию подразделений.

  20. Традиционные типы организаций: линейная, линейно-функциональ­ная и линейно-штабная, области их применения.

  21. Дивизиональные организации, их достоинства и недостатки.

  22. Матричные организации, условия их применения.

  23. Типы организаций по взаимодействию с человеком.

  24. Формальные и неформальные группы в организациях.

  25. Предмет и метод теории организации.

  26. Классификация организационных отношений.

  27. Классические теории организации.

  28. Теория организации Гласиер.

  29. Теория организационного потенциала.

  30. Теория институтов и институциональных изменений.

  31. Понятия «закономерность», «закон», «принцип». Классификация законов.

  32. Закон синергии.

  33. Источники образования эффекта синергии.

  34. Закон информированности – упорядоченности. Количественные и качественные характеристики информации.

  35. Закон самосохранения.

  36. Закон единства анализа и синтеза.

  37. Закон развития. Основные этапы жизненного цикла организации.

  38. Основные показатели ухудшения деятельности организации. Тактика деятельности организации в условиях стагнации.

  39. Закон пропорциональности, соотносительности и композиции.

  40. Использование законов организации в практической деятельности. Механизм действия и механизм использования объективных и субъективных законов.

  41. Классификация принципов организации. Универсальные принципы организации.

  42. Принципы статической организации.

  43. Принципы динамической организации.

  44. Принципы рационализации.

  45. Понятия «культура» и «организационная культура». Содержание организационной культуры.

  46. Типология организационных культур.

  47. Национальные особенности, влияющие на организационную культуру.

  48. Понятие организационных изменений. Виды организационных изменений.

  49. Причины организационных изменений. Анализ ситуации изменений.

  50. Методы преодоления сопротивления переменам.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ



Закон – необходимые, существенные, постоянно повторяющиеся отношения и взаимосвязи между явлениями, характеристиками, процессами в природе и обществе. Понятие «закон» родственно понятию «сущность», ибо закон – это форма всеобщности, так как он выражает общие отношения и связи, присущие всем явлениям данного рода или класса. Различают три основные группы законов: всеобщие, или универсальные, действующие везде (законы диалектики), общие (характерные для больших групп явлений, например, законы сохранения и превращения энергии, естественного отбора); частные, или специфические (действующие в отдельных явлениях – закон сложения скоростей в механике, закон Ома). Между различными законами существует взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих. Законы могут быть естественными, объективными, действующими независимо от воли и сознания людей (например законы организации, отражающие связи и отношения, существующие во всех организациях), и искусственными, субъективными, разработанными людьми и устанавливающими особые отношения, действующие в определенной области (юридические законы, законы для организации, действующие только в определенной, отдельной организации).

Иерархия – (от греч. hieros – священный и arche – власть) расположение частей или элементов целого в определенном порядке от высшего к низшему. Иерархическое построение организации характеризуется наличием уровней организации, каждый из которых обладает определенным объемом власти, причем более высокий уровень имеет больший объем власти, чем нижележащий, то есть он обладает правом управлять нижним уровнем организации.

Информация – (от лат. informatio – разъяснение, изложение) неизвестные ранее сведения о процессах, явлениях, характеристиках или событиях в окружающем нас мире, то есть сообщение или ряд сообщений, уменьшающих неопределенность в какой-либо области знаний. Информация является основой управления, выступая как совокупность символов, отражающих те или иные свойства систем (объектов управления).

Коммуникации – (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) каналы общения, связи, передачи информации между определенными элементами, в качестве которых могут выступать люди и отдельные подсистемы.

Организация – (франц. organisation от позднелат. оrganizo –сообщаю стройный вид, устраиваю): а) упорядоченная система; б) объединение двух или более людей, работающих для достижения общей цели; в) основная функция управления – совокупность работ и действий, осуществляемых для рационального упорядоченного расположения и взаимодействия частей системы.

Формальная организация – организация, функционирующая на основе официально установленных и зафиксированных строений организации, правах, обязанностях, полномочиях и ответственности ее членов.

Неформальная организация – такая организация, где взаимосвязи и взаимоотношения формально не установлены и не закреплены. Они возникают на основе межличностных отношений в организации.

Некоммерческая (социальная) организация – организация, целью которой является не получение прибыли, а удовлетворение духовных, властных, социальных и иных нематериальных потребностей. Прибыль, если она существует, направляется на достижение целей организации.

Коммерческая (хозяйственная) организация – организация, целью которой является удовлетворение потребностей человека и получение прибыли, используемой для достижения целей организации и вознаграждения ее членов.

Организационная культура – система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая большинством работников организации.

Порядок – правильное, налаженное расположение элементов и частей организации во времени и пространстве, обеспечивающее рациональное достижение целей ее деятельности.

Принцип – (от лат. principium – начало, основа) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д., а также внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы и правила поведения или деятельности.

Система – (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, которое обладает свойствами, отсутствующими у любого элемента системы в отдельности.

Структура – (от лат. structura строение, расположение, порядок) совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему.

Структура управления – совокупность ступеней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчиненности.

Социально-экономическая система (СЭС) – специально созданная человеком система, предназначенная для удовлетворения его разнообразных потребностей. СЭС являются искусственными, сложными, вероятностными, динамическими и открытыми системами.

Теория организации – социально-экономическая наука, изучающая организационные отношения, то есть отношения, возникающие вследствие упорядочения состава и взаимодействия частей системы. Теория организации также изучает законы и принципы организации.
ЛИТЕРАТУРа

Основная


Веснин В.Р. Теория организации. – М.: Проспект, 2008.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. – М.: Экономистъ, 2007.

Дафт Р.Л. Теория организации: Учеб. для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2006.

Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2008.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Теория организации: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.Г. Алиева. – М.: Экономика, 2003.



Олянич Д.В. Теория организации: Учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2008.
Дополнительная

Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Астахова Т.А., Смирнова Н.К., Самарина О.Г. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление. – М.: Бератор, 2008.

Атаманчук Г.В. Теория организации: Учеб. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

Баранников А.Ф. Теория организации: Учеб. для вузов. ­ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Беляеев А.А. Теория организации. – М.: ИМПЭ, 1997.

Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организаций: Учеб. – М.:
ИНФРА-М, 2000.

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 1989.

Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. – М.: Дашков и К, 2009.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука, 1970.

Доблаев В.Л. Теория организаций. – М.: Ин-т молодежи, 1995.

Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М.: КНОРУС, 2006.

КафидовВ.В., Скипетрова Т.В. Теория организации. – М.: Академический проект, 2005.

Кожухар В.М. Основы теории организации: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2004.

Козлов В.В. Корпоративная культура. – М.: Альфа-Пресс, 2009.

Коротоков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.

Корпоративная культура и управление изменениями / Harvard Business Review on Culture and Change. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.



Лапыгин Ю.Н. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2003.

Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление. – М., 2008.



Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

Подлесных В.И. Теория организации: Учеб. для вузов. – М.: Бизнес-пресса, 2006.

Радченко Я.В. Организация – порядок: Учеб. пособие по курсу «Теория организации». – М.: БЕК, 1998.

Радченко Я.В., Смирнов Э.А. Теория организации / ГУУ. – М.: Финстатинформ, 2000.

Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2007.

Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Франчук В.И. Начала общей теории организаций. – М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1996.

Фролов С.С. Социология организаций. – М.: ГАРДАРИКИ, 2001

Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001.

Шаталова Н.И. Организационная культура: Учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2006.

Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.

Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от Тейлора до японизации. – СПб.: Питер, 2001.

Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.

Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях. – СПб., Изд-во «Дом» СПбГУ, 2006.

Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. – СПб., 2005.

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.