страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная экология - страница №1/1
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет информационных технологий Кафедра экологии и естествознания УТВЕРЖДАЮ: Директор В.С. Гершгорин ______________ «11»____09___206_ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (ОПД.Ф.12)-Социальная экология (код и название дисциплины по учебному плану специальности) ____________________________________________________________________ Для специальности ___040201 – «Социология» ____________________________ (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ___ОПД______________________________ (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: ____федеральный_________________________ (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения _________дневная__________________________________ Новокузнецк, 2006 Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Кафедра ____экологии и естествознания_______ Факультет ___информационных технологий____ У Т В Е Р Ж Д Е Н О: Декан Каледин В.О.________ (ф.и.о. декана) «_08_» __сентября__2006_ г. (подпись) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплины(_ОПД.Ф.12__)-Социальная экология ( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП) для специальности _(040201) – «Социология» ( шифр и название специальности) для ______дневной_____ формы обучения Составитель(и) / разработчик(и) программы __Климов П.В., доцент, канд. биол. наук___________________ (Ф.И.О., должность и ученая степень) __________________________________________ (Ф.И.О., должность и ученая степень) Новокузнецк 2006 Рабочая программа составлена на основании _______________________________________ __экологии и естествознания_______________________________________ «_31_» _августа_ 2006 г. Протокол №_1_ Заведующий кафедрой _________________ _______Сенкус В.В._____ /подпись/ (Ф.И.О) Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой
Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета «_06_» __сентября_ 2006_ г. Протокол №_1_____ Председатель комиссии _________________ ____Ермак Н.Б.______ /подпись/ (Ф.И.О) _______________________ОПД.Ф «Социальная экология»_______________ шифр и название дисциплины Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины на текущий учебный год
Примечания:
Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины ______________________________Социальная экология,_ ОПД, Федеральный компонент__________________ (название дисциплины, цикл, компонент) Список основной учебной литературы
1.1. Пояснительная записка Социальная экология относится к дисциплинам федерального компонента общепрофессионального цикла. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – Социология: «Экология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи; значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека; методы оценки состояния окружающей среды; особенности социальной экологии; общие принципы и способы защиты окружающей среды; экологическая токсикология, ее виды и влияние на образ жизни и здоровье человека; служба экологического контроля и мероприятия по охране окружающей среды; контроль за соблюдением регламентов содержания химических, биологических, радиационных и других элементов окружающей среды; роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды; понятие "экологическая культура", значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту». Цель дисциплины: формирование системы научных представлений и знаний о взаимодействии общества, человека и природы. Задачи дисциплины:
Требования к уровню изучения дисциплины «Социальная экология»: после изучения дисциплины специалист должен:
Содержание дисциплины «Социальная экология» тесно взаимосвязано с философией, социологией, экономикой, безопасностью жизнедеятельности. Экологические знания являются необходимым компонентом подготовки социолога поскольку: Во-первых, от успешного решения экологических проблем зависит полноценная жизнедеятельность общества, поиском путей выхода из экологического кризиса и проведением природоохранных мероприятий заняты многочисленные общественные организации и движения; Во-вторых, способствуют развитию экологической культуры личности и профессиональной культуры будущих специалистов-социологов. Социальная экология изучается в течение одного семестра третьего курса. По очной форме обучения предусматриваются лекции и практические/семинарские занятия. Итоговая оценка знаний проводится на зачете. 1.2. Учебно - тематический план рабочей программы
1.3. Содержание дисциплины Раздел 1. Экология как научная и учебная дисциплина Тема 1.Экология как научная и учебная дисциплина. Особенности социальной экологии Предмет и задачи экологии. Структура экологического знания. Основные этапы истории развития экологии. Значение экологического образования. История появления понятий «социальная экология» и «экология человека». Предмет и задачи социальной экологии. Место социальной экологии в исследованиях по экологии человека. Место социальной экологии в системе наук, изучающих проблемы взаимодействия природы и общества. Тема 2. Значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека Хозяйственная деятельность человека и разрушение природной среды. Рост народонаселения. Изменение климата. Загрязнение природных вод. Производство энергии. Изменение ландшафтов. Сокращение природного разнообразия. Законы взаимоотношений человек-природа. Законы Б. Коммонера. Проблемы экологии России. Раздел 2. Защита окружающей среды Тема 3. Антропогенное воздействие и методы оценки состояния окружающей среды Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Загрязнение атмосферы. Состав, количество и опасность аэрополлютантов. Оценка состояния воздушного бассейна. Кислотные осадки. Смог. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Противодействие изменениям климата. Виды загрязнение гидросферы и экологические последствия. Антропогенное воздействие на почвы. Загрязнение среды отходами. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир. Оценка состояния окружающей среды. Радиационное загрязнение. Экологические катастрофы. Тема 4. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Экологическая токсикология Виды воздействия вредных выбросов на образ жизни и здоровье человека. Экологические аспекты здоровья и заболеваемости. Патологии «образа жизни». Классификации вредных выбросов. Экологическая токсикология. Связь показателей здоровья с загрязнением окружающей среды. Поражения организма человека, обусловленные физическим загрязнением. Тема 5. Общие принципы и способы защиты окружающей среды Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Мероприятия по охране окружающей среды. Экология и экономика. Совершенствование производства. Административно-правовое направление преодоления экологического кризиса. Эколого-просветительское направление преодоления экологического кризиса. Международно-правовое сотрудничество. Концепция устойчивого развития. Тема 6. Экологический контроль и мониторинг Система экологического мониторинга. Нормирование качества окружающей среды. Контроль за соблюдением регламентов содержания химических, биологических, радиационных и других элементов окружающей среды. Экологический контроль и общественные движения. Роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Раздел 3. Экологическое сознание и культура Тема 7. Формирование экологического сознания Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания. Универсальная этика. А. Швейцер. Ноосфера. В.И. Вернадский. Биосферная этика. Экологическое образование, воспитание и культура. Значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту. 1.4. Темы практических занятий
1.5. Вопросы для подготовки к зачету Раздел 1. Экология как научная и учебная дисциплина Тема 1.Экология как научная и учебная дисциплина. Особенности социальной экологии
Тема 2. Значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека
Раздел 2. Защита окружающей среды Тема 3. Антропогенное воздействие и методы оценки состояния окружающей среды
Тема 4. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Экологическая токсикология
Тема 5. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
Тема 6. Экологический контроль и мониторинг
Раздел 3. Экологическое сознание и культура Тема 7. Формирование экологического сознания
1.7. Список дополнительной учебной литературы
2.Методические указания студентам 2.1. Пояснения по освоению курса Успешное освоение дисциплины предполагает повседневную активную, творческую работу студента. Изучение дисциплины «Социальная экология» следует начинать с прослушивания курса лекций. Лекционный материал обязательно дополняется изучением учебников из списка основной, дополнительной литературы и других источников. Обязательным условием успешного освоения дисциплины является выполнение практических заданий. При подготовке к выполнению практического задания (см. темы практических занятий, с. 9) студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей. В течение занятия студенту необходимо решить задания, выданные преподавателем, выполнение которых зачитывается, как текущая работа студента на «зачтено» и «не зачтено». Не выполненные своевременно практические работы должны быть отработаны и сданы преподавателю. Последний срок сдачи практических работ - заключительное занятие по курсу. Самостоятельная работа студента по дисциплине «Социальная экология» включает в себя изучение теоретического материала по всем разделам курса (см. график самостоятельной работы студентов, с. 16), подготовку к практическим занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы (см. задания для самостоятельной работы студентов, с. 18) и написание реферата (см. темы рефератов, с. 19). Контроль выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу, осуществляется в ходе практических занятий и консультаций. Семинарские занятия (см. темы и вопросы для подготовки к семинарским занятиям с. 17) призваны способствовать закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения. На них вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, умение публичных выступлений, культура речи, навыки ведения полемики. Реферат представляет собой краткое, обобщенное изложение информации по интересуемой проблеме. Выполнение реферата способствует развитию навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы. Подготовка реферата начинается с изучения литературы, сбора и обобщения материала, затем следует составить план работы, следующим этапом идет написание и оформление реферата. Реферативная работа обязательно должна включать в себя введение, основную часть, заключение и список литературы. Во введении необходимо показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, сформулировать цель, которая ставится в реферате. В основной части теоретически освещается тема в целом, приводится конкретный фактический и цифровой материал. Эта часть разбивается на подразделы в соответствии с планом. В заключении кратко излагается проблема и методы ее решения, практическое применение. Объем реферата 15-18 печатных листов формата А4. Реферат должен быть выполнен в соответствии с общепринятыми требованиями по выполнению письменных работ в НФИ КемГУ. Приводимые в тексте цитаты из специальной литературы, статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, их которых они взяты. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно и утверждается преподавателем. Следует избегать механического комбинирования, дословного переписывания разделов учебников и другой литературы, использования устаревшей литературы, отсутствия четкой структуры, непоследовательности в изложении материала. Дисциплина «Социальная экология» изучается в течение одного семестра. Текущая проверка знаний студентов проводится в ходе практических занятий. Итоговый контроль знаний осуществляется на зачете. 2.2. График организации самостоятельной работы студентов
2.3. Вопросы к семинарским занятиям Тема: Взаимоотношения общества и природы в истории человечества Цель занятия: усвоение знаний о взаимоотношениях общества и природной среды на различных этапах исторического развития человечества. Вопросы:
Тема: Опасные и вредные факторы городской среды Цель занятия: усвоение знаний об экологической ситуации в крупном городе Вопросы:
Тема: Глобальные проблемы человечества Цель занятия: усвоение знаний о глобальных проблемах человечества как основном аспекте взаимоотношений общества и природы. Вопросы:
Тема: Пути решения экологических проблем Цель занятия: усвоение знаний о направлениях выхода человечества из экологического кризиса.
Тема: Экологическое сознание и культура Цель занятия: усвоение знаний о роли экологического сознания и культуры в решении природоохранных проблем. 1. Нравственный аспект взаимоотношений общества и природы.
2.4. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Заполните таблицу Влияние вредных веществ на здоровье человека
2.5. Темы рефератов
3. Методические указания преподавателю Экологические знания являются необходимым компонентом подготовки социолога поскольку: Во-первых, от успешного решения экологических проблем зависит полноценная жизнедеятельность общества, поиском путей выхода из экологического кризиса и проведением природоохранных мероприятий заняты многочисленные общественные организации и движения; Во-вторых, способствуют развитию экологической культуры личности и профессиональной культуры будущих специалистов-социологов. Основные проблемы учебной дисциплины рассматриваются на лекциях. Рекомендуется приведение конкретных примеров влияния загрязнения окружающей среды на жизнь общества (рост экологически обусловленной заболеваемости населения, регионы России и мира, переживающие экологический кризис и пр.). Практические работы 1 и 2 нацелены на приобретение знаний по методам оценки загрязнения окружающей среды и воздействия на здоровье населения. Рекомендуется знакомство обучающихся с деятельностью экологических общественных организаций и движений (в регионе, в городе). Дисциплина изучается в течение одного семестра. Итоговая проверка знаний осуществляется на зачете. |
|