Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 113.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Общая экология... 3 789.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... 3 824.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
О предмете этносоциологии 1 137.93kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины - страница №1/3

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет гуманитарный

Кафедра философии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. Этносоциология

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный



(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра философии

Факультет гуманитарный



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОПД.Ф. Этносоциология

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Рещикова И.П. старший преподаватель

Новокузнецк




Структура

учебно-методического комплекса


1. Рабочая программа учебной дисциплины Этносоциология

1.1 Нормативные документы и издания, учтенные при составлении рабочей программы

1.2 Требования государственного образовательного стандарта для специальности 020300 к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине ОПД.Ф.21 Этносоциология

1.3 Пояснительная записка (предисловие)

1.3.1 Цели изучения дисциплины

1.3.2 Задачи курса

1.3.3 Требования к уровню освоения программы студентами, завершившими изучение курса Этносоциология

1.4 Объем курса Этносоциология в учебном плане НФИ КемГУ. Виды учебной работы и формы контроля за ее выполнением

1.5 Учебно-тематический план курса Этносоциология

1.6 Методические указания студентам

1.6.1 График самостоятельной работы студентов по курсу Этносоциология

1.6.2 Критерии оценки знаний и умений студентов

1.7 Содержание учебной дисциплины по разделам курса

1.8 Планы практических и семинарских занятий (темы, задания, материалы и указания по подготовке к занятиям)

1.9 Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине

1.9.1 Справочная литература

1.9.2 Хрестоматии, антологии

1.9.3 Общие вопросы

1.9.4 Методология

1.9.5 Категории этнос и этничность

1.9.6 Категория нация. Национализм. Межэтнические конфликты

1.9.7 Терроризм. Расизм

1.9.8 Традиционные этносы

1.9.9 Этническая картина Западного мира

1.9.10 Этнические процессы в современной России. Русский этнос

1.9.11 Народы Саяно-Алтая. Шорский этнос

1.9.12 Учебная литература

1.9.13 Специальная периодика

1.9.14 Сетевые ресурсы

1.9.15 Основная учебная литература (лист-вкладка)

1.10 Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины; сведения о переутверждении рабочей программы (лист-вкладка)

2. Материалы для проведения промежуточных и итоговых

аттестаций по курсу Культурология

2.1 Примерные вопросы для составления зачетных билетов


1.1 Нормативные документы и издания,


учтенные при составлении рабочей программы
Настоящая программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине Этносоциология (ОПД.Ф.21) для специальности 020300 Социология и входит в состав основной образовательной программы для указанной специальности.
При составлении программы учтены:

  1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников специальности 020300 Социология по дисциплине Этносоциология (цикл ОПД.Ф.21 «Общепрофессиональные дисциплины направления», федеральный компонент);

  2. Требования государственного стандарта к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе подготовки дипломированного специалиста (социолога, преподавателя социологии) в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин направления;

  3. Этносоциология: учебная программа [Электронный ресурс] / сост. вед. сотр. ИЭА РАН к.и.н. Коротеева В. В. – Режим доступа: http://www.sociology.ru/couethno2/html;

  4. Прикладная этносоциология: учебная программа [Электронный ресурс] / сост. д.соц.н. проф. Сикевич З. В.

  5. Этнология: учебная программа [Электронный ресурс] / сост. д.пс.н. Мухина В.; одобрено УМО по специальностям педагогического образования 4 декабря 2000 г. – Режим доступа: http://www.rl-online.ru/authors/28.html;

  6. Формирование гражданского общества и механизмов разрешения социальных и этнических конфликтов [Текст]: серия «Образование в гражданском обществе (научно-методическое обеспечение)». – Вып. 3 / под ред. Ю. Н. Солонина и др. – СПб.: СПб. философское общество, 2002. – 74 с.;

  7. Этнические конфликты на Юге России [Электронный ресурс]: учебная программа. – Режим доступа: www.con-text.ru/

  8. Татунц, С. А. Этносоциология: проблемы, перспективы преподавания [Текст] / С. А. Татунц // Вестник МГУ. – 2000. – № 1.


а также:

  1. Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ вуза на основе ГОСов» от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13;

  2. Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15;

  3. Рекомендации Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак;

  4. Гендина, Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения [Текст]: в 3 ч. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. – Кемерово, 1998. – 170 с.;

  5. Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины УМУ КемГУ от 2001 г.;

  6. Стандарт экономического факультета НФИ КемГУ 1.101-01 от 10.12.2001 «Учебная программа: структура, содержание, оформление»;

  7. Правила оформления студенческих работ [Текст]: методические указания по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ / под ред. В. Г. Чуркина; НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2001. – 32 с.;

  8. Положение о составе и структуре учебно-методического комплекса по дисциплине для системы дистанционного обучения, принятое Научно-методическим советом КемГУ в 2002 г.;

  9. Памятка автору: краткая инструкция о порядке оформления учебно-методической литературы [Текст] / составители О. С. Григорьева, З. А. Кунашева, Н. В. Шульгина. – Кемерово: Изд-во РИО КемГУ, 2003. – 24 с.;

  10. Рекомендации по нормам времени для учебной, учебно-методической и организационно-методической работы, утвержденные Ученым советом КемГУ 01.10.2003;

  11. Требования к составу, содержанию и оформлению программы учебной дисциплины, рабочей программы учебной дисциплины, разработанные УМО НФИ КемГУ в 2003 г.;

  12. Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов НФИ КемГУ от 29.04.2004;

  13. Нормативное письмо УМО НФИ КемГУ «О регламенте разработки и структуре программы учебной дисциплины»;

  14. Требования к составу предисловия (или одной из частей введения) учебника, учебного пособия, определенные Комиссией НФИ КемГУ по грифованию (протокол № 2 от 07.02.2005);

  15. Положение о зачетах и экзаменах НФИ КемГУ;

  16. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, утвержденное директором НФИ КемГУ 01.03.2006 (с изменениями от 26.06.2006);



1.2 Требования

государственного образовательного стандарта

для специальности 020300 Социология

к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

по дисциплине ОПД.Ф.21 Этносоциология
Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины.

Этнические факторы социального развития; социальная обусловленность функционирования этнических общностей.

Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем.

Социальная культура этнических общностей.

Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности. Этнические аспекты миграционных процессов.

Этносоциология семейно-брачных отношений, культурной и языковой жизни.

Социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания.

Методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования.




1.3 Пояснительная записка
(предисловие)

Современная трансформация российской высшей школы во многом определена вектором смены научно-исследовательских парадигм, общей деидеологизацией постсоветской науки. Наблюдается отчетливая тенденция к сокращению традиционно большого временного разрыва между достижениями фундаментальной науки и системой образования.

Актуальность введения дисциплины Этносоциология в вузовские учебные программы в начале 2000-х гг. обусловлена как общими тенденциями изменения системы научного знания во второй половине XX века, так и внутридисциплинарными процессами. Важнейшие в числе последних связаны с изменением парадигмы этнологических исследований, с преодолением так называемого «кризиса советской этнографии» и с постсоветской реинституционализацией социологии в отечественной науке.

Теоретико-методологическая специфика возникшей в ХХ в. этносоциологии может быть описана через метафору исследовательского поля, в пределах которого задаются и поддерживаются реальные междисциплинарные связи между такими дисциплинами, как социология, этнология, психология, история, демография, религиоведение, антропология. В связи с этим преподавание этносоциологии как учебной дисциплины должно преследовать выработку такого подхода, который позволит многоаспектно анализировать конкретные социальные проблемы. Базовыми системообразующими понятиями курса являются этнос/этничность, общество, традиция, менталитет, нация, национализм, стереотип.

Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов 4 курса дневной формы обучения гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Этносоциология является необходимым элементом процесса формирования компетенции специалиста-социолога.

Лекционная часть курса призвана создать у слушателей общее представление о сущности этносоциологии как дисциплины среднего уровня, а также познакомить студентов со спектром основных проблем и методологическим инструментарием данной дисциплины; в целом – сформировать базу для самостоятельного овладения предметом в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Задачей лектора является рассмотрение этносоциологии в процессе становления этого сравнительно нового поля гуманитарного знания и продолжающегося формулирования его концептуальных и методологических оснований. Акцент делается на комплементарности существующих этнологических концепций и на общем дискуссионном характере этносоциологии.

В процессе разработки настоящей программы составитель воспользовался возможностью, предусмотренной п. 6.1.2 Государственного образовательного стандарта: «При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право… осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла».

Принцип изложения материала в рамках курса – проблемно-тематический.



1.3.1 Цели изучения дисциплины




  1. Формирование основ профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере организации, проведения этносоциологических исследований, а также анализа полученных результатов;

  2. Формирование установки на последующее самостоятельное изучение этнических проблем общества в ходе профессиональной деятельности;

  3. Формирование установки на внимание к этносоциальному контексту современного общества, а также навыков использования специальной методологии для объяснения различных феноменов повседневной жизни.



1.3.2 Задачи курса




  1. Формирование общего представления об особенностях этнологического знания (концепции, проблемы, понятийно-категориальный аппарат, методы);

  2. Выработка навыков практического анализа конкретных этнических процессов.


1.3.3 Требования к уровню освоения программы

студентами, завершившими изучение

курса Этносоциология
Предполагается, что студенты, завершившие изучение курса Этносоциология по данной учебной программе, будут знать:

  • историко-научные тенденции, обусловившие возникновение этносоциологии как дисциплины среднего уровня в контексте парадигмальных трансформаций науки ХIХ–ХХ вв.;

  • место и специфику этносоциологии в корпусе гуманитарных наук;

  • фундаментальные тенденции и направления развития мировой и отечественной этнологии;

  • основные концепции этноса/этничности;

  • спектр основных проблем этносоциологии как дисциплины, находящейся в стадии институционализации;

  • общие закономерности и национальные особенности возникновения и развития русской культуры;

  • причины актуализации этнических процессов в современном мире;


уметь:

  • квалифицированно анализировать современные социальные проблемы в методологическом поле отраслевой социологии;

  • четко и логично представлять конкретную научную проблему, обосновывая и аргументируя свою точку зрения на ее решение;

  • предметно и корректно вести аргументированную научную дискуссию;


а также будут иметь представление:

  • о мозаичности этнической картины современного мира и России;

  • о соотношении этнического и социального;

  • о методиках и технологиях конкретно-социологических исследований этнических процессов;

  • об отечественных достижениях в области теории и практики этносоциологии;

  • о возможности и границах использования принципов этносоциального анализа как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.


1.4 Объем курса Этносоциология1

в учебном плане специальности 020300

в НФИ КемГУ.

Виды учебной работы и формы контроля

за ее выполнением




Специальность

Виды учебной работы

Форма

итогового

контроля



Всего

Аудиторные

(часов)

Внеаудиторные (часов)


лекции


практические


самостоятельная работа


зачет


экзамен

Социология



100



34


16

50

-

+












1.5 Учебно-тематический план курса Этносоциология



Темы

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

Раздел 1. Этносоциология в системе гуманитарного знания

1.1. Вводное занятие

2







1.2. Историко-научный контекст возникновения этносоциологии

2




2

1.3. Становление этносоциологии в отечественной науке

4




2

1.4. Предмет этносоциологии как научной дисциплины

2




2

1.5. Метод этносоциологии как научной дисциплины. Методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования

4




2

1.6. Методология дискурс-анализа в этносоциологических исследованиях




2

4

Всего по первому разделу

14

2

12

Раздел 2. Категории этнос и этничность: основные подходы к трактовке

2.1. Центральные этносоциологические понятия этнос и этничность

2




2

2.2. Этничность: понятие и квантификация




2

4

2.3. Примордиалистская трактовка этноса

2




2

2.4. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева




2

4

2.5. Конструктивистская модель этничности

2




2

2.6. Этничность в инструментализме

2




2

2.7. Конструирование «новой» этнической истории этноэлитами Сибири




2

4

Всего по второму разделу

8

6

20

Раздел 3. Этнические факторы социального развития.

Социальная обусловленность функционирования этнических общностей

3.1. Этническое пространство и этнические границы

2







3.2. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона




2

4

3.3. Этническая идентичность

2




2

3.4. Социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания

2







3.5. Межэтническая коммуникация

2







3.6. Национализм




2

4

3.7. Этнические стереотипы

2







3.8. Межэтнические конфликты




2

4

3.9. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности




2

4

3.10. Этносоциология культурной и языковой жизни

2







Всего по третьему разделу

12

8

18

Всего по курсу


34

16

50

1.6 Методические указания студентам
1.6.1 График самостоятельной работы студентов

по курсу Этносоциология




Виды

самостоятельной

работы студентов




Трудоемкость



Сроки

выполнения

Формы и порядок осуществления

промежуточного и итогового

и контроля

1.

Подготовка к практическим и семинарским занятиям

32 часов

Восемь занятий в течение семестра с периодичностью раз в две недели

Аудиторное обсуждение вопросов плана занятия: беседа, опрос, дискуссия по проблемным точкам темы, доклады, сообщения

2.

Терминологическая работа над понятийным аппаратом дисциплины


8 часов

Текущая работа – до середины семестра

Составление терминологического конспекта;

опрос на зачете, предваряющий ответ по билету



3.

Подготовка к выполнению контрольных тестов по проблемно-тематическим блокам курса, изученным в рамках семинарских занятий

10 часов

Три теста в течение семестра:

первый – в середине семестра;

второй – в конце предпоследнего месяца семестра;

третий – в середине последнего месяца семестра.



Изучение рекомендованной в планах семинаров литературы;

составление записей по ходу проведения семинарских занятий;

написание теста


4.

Поисково-исследовательская работа по сбору данных о повседневности г. Сталинска (Новокузнецка) советского времени (работа с газетными материалами 1930-1960-х годов, опрос старожилов города по стандартизированной анкете глубинного интервью; поиск и перевод в цифровую форму фотодокументов)

[30 часов]

Семестровое задание. Индивидуальный план работы составляется для каждого студента инициативной группы (5-10 человек)

Проверка выполнения индивидуального плана работы; составление электронных баз данных (текстовых и фотодокументов); подготовка докладов к выступлению на научной конференции


1.6.2 Критерии оценки знаний и умений студентов
В соответствии с учебным планом специальности студенты, завершившие изучение дисциплины Этносоциология, сдают экзамен в период сессии. Условия и порядок проведения итогового контроля сообщаются студентам в начале учебного семестра. Преподаватель руководствуется Положением об экзаменах и зачетах, утвержденным НФИ КемГУ.

Экзамен проводится в форме итогового собеседования по билетам. Перечень примерных экзаменационных вопросов выдается преподавателем в начале учебного семестра. Ответ по билету предваряется терминологическим опросом. Экзаменатор имеет право задавать студентам вопросы по курсу сверх содержания билета.

По усмотрению преподавателя процедура экзамена может варьироваться: допускается его проведение в виде письменного или компьютерного тестирования.


Требования, предъявляемые к ответам, предполагают проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплиной и ориентированы на ГОС ВПО специальности. Изложенные в госстандарте общие требования к образованности специалиста предполагают, что он, в частности, должен:

  • иметь представление о важнейших отраслях этнологического знания, об основных научных школах, направлениях, концепциях, источниках и приемах работы с ними;

  • знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

  • иметь представление об этнокультурной специфике культуры своего края, области;

  • иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Детализация данных общих требований к подготовке специалиста в рамках дисциплины Этносоциология приведена в разделе 1.3.3 настоящего учебно-методического комплекса («Требования к уровню освоения программы студентами, завершившими изучение курса Этносоциология»).
На экзамене по дисциплине оцениваются, помимо уровня теоретической осведомленности студента, его навыки и умения:

  • навыки поиска, сбора, систематизации теоретического материала;

  • навыки его использования в практических целях (для решения конкретных научных проблем);

  • умение видеть сквозные научные проблемы в различных теоретических подходах и концепциях;

  • умение устанавливать междисциплинарные связи (тематического, методологического характера);

  • умение корректно представлять научную информацию в устной и письменной форме.

В зависимости от успеваемости студента в течение учебного и семестра и на основании теоретического опроса на экзамене выставляются следующие оценки:



  • «отлично», если студент обнаруживает систематическое и глубокое знание программного материала, свободно выполняет предусмотренные программой задания, если он усвоил основную и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной в программе, проявляет творческие способности в интерпретации учебного материала, свободно и научно-корректно излагает материал, прекрасно владеет специальной терминологией;

  • «хорошо», если студент обнаруживает полное знание учебно-программного материала, успешно выполняет предусмотренные программой задания, усвоил основную литературу по курсу, без затруднений излагает материал в устной речи, владеет специальной терминологией;

  • «удовлетворительно», если студент обнаруживает знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы в вузе, справляется с выполнением предусмотренных программой заданий, знаком с основной литературой, рекомендованной программой, с незначительными затруднениями устно излагает материал. Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;

  • «неудовлетворительно», если студент обнаружил пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, затрудняется в устном изложении материала, не владеет специальной (по данной дисциплине) и плохо владеет общенаучной терминологией. Такой уровень знаний и умений студента несовместим с его дальнейшим обучением в вузе без серьезной дополнительной работы: студент дисциплину фактически не изучал либо отсутствовал на большинстве занятий.


1.7 Содержание дисциплины по разделам курса
Раздел 1.

Этносоциология в системе гуманитарного знания

(14 часов)


Тема № 1 (2 часа)

1.1. Вводное занятие

Структура учебного плана специальности. Примерное содержание курса Этносоциология. Значение и формы самостоятельной работы при изучении курса. Общая характеристика учебной литературы по курсу, сетевых ресурсов. Центральные и региональные исследования. Ориентация на чтение источников. Формы текущего и итогового контроля. Вводное анкетирование.

Домашнее задание: реконструкция этнической истории семьи:


  1. генеалогическое древо;

  2. даты жизни предков;

  3. место рождения;

  4. этническая принадлежность («самоприписывание», паспортные данные, «ситуативная» этничность);

  5. вероисповедание;

  6. наличие этнически-смешанных браков;

  7. основные миграции в течение жизни и их причины;

  8. этнически окрашенные события семейной истории (репрессии по этническому признаку, депортации, репатриации, эмиграции, реабилитации).


Тема № 2 (2 часа)

1.2. Историко-научный контекст возникновения этносоциологии

Сложности институционализации этносоциологии: причины и следствия. Общая характеристика транзитивного характера социокультурных процессов рубежа XIX–XX вв. Факторы актуальности и динамического развития исследований этнического поля в ХХ в. Активизация процессов этнического самосознания как «ответ» на «вызовы» глобализации (афро-востоко-исламоцентризм, индеанизм, «черный» расизм…). Этноконсолидирующие процессы в этнических сообществах на основе идеи сохранения «этнического своеобразия»: аутентичное и имитативное в моделировании «национальной самобытности». Общемировой этнополитический контекст ХХ в. (полиэтничность большинства стран мира; проблема мирового терроризма; «сужение» ойкумены; «новые племена»; глобальные трансформации мировой политической системы; формирование монополярного мира). Геополитическое значение распада СССР, этнополитические процессы на постсоветском пространстве. Проблема посткоммунистических режимов и постсоветских наций.

Предыстория этносоциологии. Датировка древнейших «формулировок» этнического интереса. Античность. Эпоха крестовых походов. Эпоха Великих географических открытий. Мода на экзотизм в XVIII в. Археологические и этнографические открытия.

Этнология как фундаментальная дисциплина этносоциологии. Базовые методологические подходы (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, этнопсихология). Понятийный аппарат. Принципиальное отличие этносоциологической методологии от этнологической. Культурная антропология.

Р. Турнвальд: взгляды на поле применения новой дисциплины. Западная социология межэтнических отношений.

Место этносоциологии среди смежных дисциплин: история, этнология, лингвистика, политология, социальная психология, демография, культурная антропология, этнопсихология.


Тема № 3 (4 часа)

1.3. Становление этносоциологии в отечественной науке

История становления этносоциологического подхода в отечественной науке.



  1. Дореволюционные исследования

Отделение этнографии Русского Географического общества (тематика исследований и экспедиций). Изучение «инородческого» и русского населения. Концепт народ. Лингвистические исследования. Социальная история.

Персоналии: В. В. Радлов, прот. В. Вербицкий, М. М. Ковалевский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Сорокин.

  1. 1920–1930-е годы

Этнологический факультет в МГУ. «Северный факультет» в Петрограде.

Репрессии по отношению к этнографам и уничтожение этнологии в 1930-е годы. Этнография как отрасль исторической науки. Искусственная ретроспективизация исследовательского взгляда, идеологическое табуирование научного интереса к современным этническим процессам. Возникновение «советской этнографии». Советская теория этноса: концепты интернационализм, советский народ/нация. Советский опыт нациестроительства. Идеи К. Маркса–Ф. Энгельса о трансформации быта как условии построения коммунистического общества и о ликвидации всех «родовых различий». Ротация значений класс и народ: концепт пролетариат.



Персоналии: С. М. Широкогоров, Н. Н. Харузин, В. Н. Харузина, С. В. Бахрушин, Л. Я. Штернберг, Н. Я. Марр.

  1. 1960–1980-е годы

Ситуация после ХХ съезда КПСС: реабилитация социологии. Социально-политические процессы «оттепели». Интерес к этнополитической ситуации стран Восточной Европы после Второй мировой войны. Институт международных молодежных фестивалей 1950–1960-х гг.

Оформление поля этносоциологических исследований с конца 1960-х годов. Отдел этносоциологии в Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Направление исследований «Социология национальных отношений» в Институте социологии РАН. Конец 1980-х: признание Л. Н. Гумилева.



Персоналии: Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов, И. С. Кон.

  1. Современный этап (с начала 1990-х годов)

1992: статья В. А. Тишкова о системном теоретико-методологическом кризисе в этнологии. Дискуссия на страницах «Советской этнографии». Отход от советской интеллектуальной традиции.

Институциональные переименования: Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая; ведущий цеховой журнал «Этнологическое обозрение». Утверждение новой исследовательской парадигмы.



Персоналии: В. Тишков и др.
Тема № 4 (2 часа)

1.4. Предмет этносоциологии как научной дисциплины

Объект этносоциологического исследования. Пересечение предметной области этносоциологии с другими гуманитарными дисциплинами. Специфика этносоциологического подхода. Позиции исследователя: внешнее наблюдение («этнографический» подход, взгляд «аутсайдера») и «внутреннее наблюдение» (культурно-антропологический подход; взгляд «инсайдера»). Внимание к фактам открытого поведения групп и к фактам сознания.

Понятие этническая группа/общность. Случаи искусственного конструирования этнической общности в целях классификации (этнографами, лингвистами, миссионерами): «шорцы». Предметно-тематические комплексы этносоциологии.
Тема № 5 (4 часа)

1.5. Метод этносоциологии как научной дисциплины.

Методы сбора информации

и процедуры этносоциологического исследования

Прикладная этносоциология. Сложности использования количественных методов (фактор – эмоционально-чувственное переживание этничности). Предпочтительность качественных методов.

Опрос в этносоциологическом исследовании. Этнокультурная обусловленность организации опроса в полиэтнической среде. Проблема социолингвистической адекватности опросного листа. Исследование этнического статуса респондента. Перечень субъектных характеристик, необходимых для факторного анализа результатов опроса. Соотношение основных и конкретных вопросов по выявлению этнического статуса.

Способы изучения устойчивой, амбивалентной и неустойчивой этнической идентичности. Тест Куна-Маркпартленда. Предпочтительность косвенной формы вопроса. Использование проективных ситуаций.

Шкала Богардуса при изучении размера и содержания этнической дистанции.

Контент-анализ в этносоциологическом исследовании. Контент-анализ при исследовании образа «этнического врага».

Метод незаконченных предложений при изучении символических ассоциаций. Способы интерпретации полученных вербальных текстов.

Метод анализа человеческих документов.

Дискурс-анализ в этносоциологии.

Проективный рисунок в изучении этнических стереотипов. Методика анималистической символики в выявлении «социального бессознательного» в оценке этнических групп.

Этносоциологический мониторинг. Прогностические возможности этносоциологических исследований. Перепись населения.


Раздел 2.

Категории этнос и этничность:

основные подходы к трактовке

(8 часов)


Тема № 6 (2 часа)

2.1. Центральные этносоциологические понятия этнос и этничность

Терминологическая мозаика этнологических и этносоциологических исследований: этнос, этничность, народ, народность, национальность, нация. Формационная парадигма: род – племя – народность – нация.

Парадигмальная дифференциация базовых этносоциологических категорий: этнос и этничность (объективизм и конструктивизм).

Подходы к трактовке этноса в отечественной традиции. С. М. Широкогоров – первое определение. Официальная наука – определение Ю. В. Бромлея. Критика параметров официальной дефиниции Е. М. Колпаковым. Научный андеграунд – концепция этноса как этногенеза Л. Н. Гумилева. «Реальность» этноса.

Западная наука: этничность (ethnicity, 1941 г., Ллойд Уорнер): средство описания этнической принадлежности в пределах национальных меньшинств и диаспор, акцент на самоидентификацию и на «индивидуальную» принадлежность к этнической группе.

Теории этничности. Классические подходы: Примордиализм, конструктивизм, инструментализм. «Современные» подходы: трансакционизм, этносимволизм, цивилизационный подход.


Тема № 7 (2 часа)

2.3. Примордиалистская трактовка этноса

Этнос как онтологически реальный, объективный феномен.

Социобиологический примордиализм. Этнос как «расширенная родственная группа». Пьер ван дер Берг: непотизм и реципрокность, «ген альтруизма» и «родственный отбор». Модель этногенеза в социобиологии. Л. Н. Гумилев: этнос как биофизическая реальность в социальной оболочке. Параметры этноса. Этногенез.

Эволюционно-исторический примордиализм. Западная модель: Э. Смит. Дискредитация ассимиляционной теории «плавильного котла» (The Melting Pot) в Америке 1970-х годов и утверждение плюралистической теории «миски салата» (The Salad Bowl).

Затруднения и ограничения примордиалистской трактовки этнического.
Тема № 8 (2 часа)

2.5. Конструктивистская модель этничности
Тема № 9 (2 часа)

2.6. Этничность в инструментализме

Этническая мобилизация и социальное действие: теории рационального выбора и инструментализм.

Конструирование «новых» этнических мифов шорской интеллигенцией в 1990–2000-х гг.
Раздел 3.

Этнические факторы социального развития.

Социальная обусловленность

функционирования этнических общностей

(14 часов)


Тема № 10 (2 часа)

3.1. Этническое пространство и этнические границы

Этническое пространство как разновидность социального. Подходы к изучению «пространственных» процессов. Проблема определения этнических границ: концепции Л. Нидерле и Ф. Барта. Этнодифференцирующие маркеры.

Этнические процессы. Этноконсолидирующие процессы (этноэволюционные: этническая фузия, консолидация, интеграция; этнотрансформационные: этническая ассимиляция, этногенетическая миксация). Этнодифференцирующие процессы (этническая парциация, сепарация).
Тема № 11 (2 часа)

3.3. Этническая идентичность

Понятие этническая идентичность. Типы этнической идентичности (по Г. У. Солдатовой). Позитивная (этноцентрическая); гиперидентичность (этнодоминирующая; этнический фанатизм); гипоидентичность; этническая индифферентность; амбивалентная этничность. Трансформации этноидентичности: факторы, протекание процесса. Индеанизм. Движение «касканес». Негритюд.

Этапы становления этнической идентичности (в соответствии с моделью психологии развития Ж. Пиаже). Развитие этноидентичности в филогенезе.
Тема № 12 (2 часа)

3.4. Социальный контекст формирования

этнического сознания и самосознания

Этническое сознание и этническое самосознание как компоненты этнической идентичности.

Формирование этноидентичности в процессе этнической идентификации. Уровни идентичности (личностно-психологический, социально-психологический). Пути формирования этноидентичности: естественный (естественный: социализация) и в результате сознательного выбора (отказ от естественно возникшей идентичности; «случай Асты»). Космополитизм.

Структура этнической идентичности.

Понятие этнодифференцирующий признак/маркер. Объектные группы «мы» – «они».

Концепция «центральной зоны» этнической культуры по С. Я. Лурье. Компоненты этнической идентичности по Т. Г. Стефаненко и Л. М. Дробижевой. Когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Статические и динамические компоненты. Этническое сознание (самосознание, т. е. идентичность в узком смысле – и контридентичность). «Этнологическое» самосознание (этноцентризм, национализм).

Психологическая трансформация этнического самосознания: фазы, процессы.
Тема № 13 (2 часа)

3.5. Межэтническая коммуникация

Межэтническая коммуникация как поле междисциплинарных исследований. Отечественная традиция изучения «межнациональных отношений», зарубежная «социология расовых и этнических отношений».

Понятие этнический контакт. Виды этнических контактов.

Статус этноса. Титульные этносы; национальные/этнические меньшинства (этнические диаспоры, «народы внутренней колонизации», «новые меньшинства»).

Теории этнокультурного взаимодействия. Концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего к олониализма.

Этническая систематика. Антропосфера, этносфера. Таксономические уровни этносферы: микроэтнический (семья, консорция), этнический (этнос), макроэтнический (субэтнос), метаэтнический (суперэтнос), гиперэтнический («эфемеры»).

Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем.
Тема № 14 (2 часа)

3.7. Этнические стереотипы

Этнические и межэтнические установки. Понятие стереотип в социологии, его операционализация к проблемному полю этносоциологии.


Тема № 15 (2 часа)

3.8. Межэтнические конфликты

Этнический конфликт и его субъекты. Причины возникновения этнических конфликтов. Этническая напряженность, массовая невротизация. Социально-психологическая динамика: стадии развития этнических конфликтов.

Типология этнических конфликтов (по различным основаниям). Формы и способы урегулирования, условия разрешения этнических конфликтов. Дискурсивное конструирование межэтнической напряженности.
Тема № 16 (2 часа)

3.10. Этносоциология культурной и языковой жизни

Язык как символическая среда этничности. Модальные символы языка в исследовании особенностей «психологии народа». Русская лингвистическая традиция (А. А. Потебня, И. Э. Бодуэн-де-Куртене, В. И. Даль).

Фольклор как источник этносоциологического исследования. Контент-анализ волшебных и бытовых сказок при изучении системы этнических ценностных ориентаций. Пословица как индикатор групповой установки на общий стиль поведения. Фразеологизм в изучении этнической дистанции и соотношения авто- и гетеростереотипов.

Концепция лингвистической относительности Э. Сепира–Б. Уорфа.



1.8 Планы практических и семинарских занятий:


темы, задания, материалы

и указания по подготовке к занятиям

Семинарское занятие № 1


Концепция «столкновения цивилизаций»

С. Хантингтона


  1. Как автор обосновывает принципиальную новизну своего подхода к анализу современных политических процессов?

  2. Смысл понятия цивилизация в рамках концепции С. Хантингтона.

  3. Какие цивилизации выделяются С. Хантингтоном? Насколько последовательно, на Ваш взгляд, создается этот перечень?

  4. Каковы причины «неизбежного столкновения цивилизаций»?

  5. Почему религиозный «индикатор» становится важнейшим в «модели грядущего конфликта»?

  6. Прокомментируйте степень соответствия понятий, употребляемых автором статьи, этнологической терминологии. Если попытаться осуществить «перевод» идей Хантингтона на этносоциологический язык, какая проблематика им рассматривается?

  7. Судьба русского этноса в рамках концепции Хантингтона (прошлое, настоящее, будущее).


Источники

  1. Хантинтон, С. Столкновение цивилизаций? [Текст] / Сэмюэль Хантингтон // Полис. – 1994. – № 1. – С. 33–48.

Электронный ресурс: http://humanities.edu.ru/db/msg/41216.

  1. Хантинтон, С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России? [Текст] / Сэмюэль Хантингтон // Общественные науки и современность. – 1995. – № 3. – С. 133–136.

Электронный ресурс: http://ecsocman.edu.ru/ons/msg/163936.html.

  1. Хантинтон, С. Запад: уникальность, а не универсальность [Электронный ресурс] / Сэмюэль Хантингтон // www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-civil/globaliz/lib.


Литература

  1. Баранов, В. П. Доктрина Тоффлера–Фукуямы–Хантингтона и реальность мира [Электронный ресурс] / В. П. Баранов. – Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/nepogoda/tfh_doctrine.html.

  2. Каноныкин, А. Ошибка Хантингтона [Электронный ресурс] / А. Каноныкин. – Режим доступа: http://www.moral.ru/Hantington.htm.

  3. Бжезинский, З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы [Текст] / Збигнев Бжезинский. – М.: Международные отношения, 1998.

Семинарское занятие № 2


Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева


  1. Этнос как система социальных и природных единиц (гл. VII).

  2. Этническая систематика: уровни (этносфера, суперэтнос, этнос, субэтнос) и типы (жесткие – дискретные, открытые – закрытые) этнических систем (гл. VII).

  3. «Алгоритм» этногенеза. Персистентное и динамическое состояния этноса. Этнические контакты (гл. Х).

  4. Взрывы этногенеза (гл. ХVII).

  5. Пассионарность в этногенезе (пассионарная индукция; типы пассионариев и субпассионариев; способы утраты пассионарности) (гл. ХХII–ХVI).

  6. Возрасты этноса (фазы этногенеза) (часть VIII):

    • рождение этноса;

    • пассионарный толчок;

    • фаза подъема пассионарности;

    • акматическая фаза;

    • пассионарный надлом;

    • инерционная фаза;

    • фаза обскурации;

    • (фаза регенерации);

    • мемориальная фаза и переход в реликт.

7. Теоретический фундамент концепции пассионарности: основания, проблематичные тезисы.

Источник

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с. – (Серия «Историческая библиотека»).

[Электронный ресурс]: http://www.kulichki.com/~gumilev/EBE/index.html.


Литература

  1. Гумилев, Л. Н. Этнические процессы: два подхода к изучению [Текст] / Л. Н. Гумилев, К. П. Иванов // Социологические исследования. – 1992. – № 1.

  2. Гумилев, Л. Н. Биография научной теории, или Автонекролог [Текст] / Л. Н. Гумилев // Знамя. – 1988. – № 4; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article11.htm.

  3. Исхаков, Р. Этногенез как природный процесс (по материалам исследований Л. Гумилева) [Электронный ресурс] /Р. Исхаков / Электронная версия в папке к семинару.

  4. Гуц, А. К. Этнические системы [Текст] / А. К. Гуц // Глобальная этносоциология: учебное пособие / А. К. Гуц. – Омск: Изд–во ОмГУ, 1997; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univer.omsk.ru/MEP/mesp.koi8.htm. – См. главу 3.

  5. Шильман, М. О теории этногенеза Л. Н. Гумилева [Электронный ресурс] / М. Шильман / Электронная версия в папке к семинару.

Семинарское занятие № 3


Этничность: понятие и квантификация



  1. Понятие этничность: сущность, компоненты, формы актуализации, уровни (личностный, групповой). Степени выраженности этничности (ситуативный и коммуникативный варианты). Функции этничности.

  2. Понятия этническая самоидентификация и этническая идентичность. Русскоязычные эквиваленты. Этническая идентичность как разновидность социальной идентичности. Факторы изменения этнической идентичности.

  3. Исследования формирования этнической самоидентификации: гипотезы, стратегия исследования и результаты. Понятие институционализация этничности.

  4. Этническая идентичность в дореволюционной и Советской России.

  5. Этническая идентичность в переписях населения.


следующая страница >>