страница 1страница 2страница 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины - страница №1/3
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф. Этносоциология (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ОПД (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк Кафедра философии Факультет гуманитарный Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Рещикова И.П. старший преподаватель Новокузнецк Структура учебно-методического комплекса
1.1 Нормативные документы и издания,учтенные при составлении рабочей программы Настоящая программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине Этносоциология (ОПД.Ф.21) для специальности 020300 Социология и входит в состав основной образовательной программы для указанной специальности. При составлении программы учтены:
а также:
1.2 Требования государственного образовательного стандарта для специальности 020300 Социология к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине ОПД.Ф.21 Этносоциология Этнические факторы социального развития; социальная обусловленность функционирования этнических общностей. Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем. Социальная культура этнических общностей. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности. Этнические аспекты миграционных процессов. Этносоциология семейно-брачных отношений, культурной и языковой жизни. Социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания. Методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования. 1.3 Пояснительная записка(предисловие)Современная трансформация российской высшей школы во многом определена вектором смены научно-исследовательских парадигм, общей деидеологизацией постсоветской науки. Наблюдается отчетливая тенденция к сокращению традиционно большого временного разрыва между достижениями фундаментальной науки и системой образования. Актуальность введения дисциплины Этносоциология в вузовские учебные программы в начале 2000-х гг. обусловлена как общими тенденциями изменения системы научного знания во второй половине XX века, так и внутридисциплинарными процессами. Важнейшие в числе последних связаны с изменением парадигмы этнологических исследований, с преодолением так называемого «кризиса советской этнографии» и с постсоветской реинституционализацией социологии в отечественной науке. Теоретико-методологическая специфика возникшей в ХХ в. этносоциологии может быть описана через метафору исследовательского поля, в пределах которого задаются и поддерживаются реальные междисциплинарные связи между такими дисциплинами, как социология, этнология, психология, история, демография, религиоведение, антропология. В связи с этим преподавание этносоциологии как учебной дисциплины должно преследовать выработку такого подхода, который позволит многоаспектно анализировать конкретные социальные проблемы. Базовыми системообразующими понятиями курса являются этнос/этничность, общество, традиция, менталитет, нация, национализм, стереотип. Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов 4 курса дневной формы обучения гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Этносоциология является необходимым элементом процесса формирования компетенции специалиста-социолога. Лекционная часть курса призвана создать у слушателей общее представление о сущности этносоциологии как дисциплины среднего уровня, а также познакомить студентов со спектром основных проблем и методологическим инструментарием данной дисциплины; в целом – сформировать базу для самостоятельного овладения предметом в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Задачей лектора является рассмотрение этносоциологии в процессе становления этого сравнительно нового поля гуманитарного знания и продолжающегося формулирования его концептуальных и методологических оснований. Акцент делается на комплементарности существующих этнологических концепций и на общем дискуссионном характере этносоциологии. В процессе разработки настоящей программы составитель воспользовался возможностью, предусмотренной п. 6.1.2 Государственного образовательного стандарта: «При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право… осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла». Принцип изложения материала в рамках курса – проблемно-тематический. 1.3.1 Цели изучения дисциплины
1.3.2 Задачи курса
1.3.3 Требования к уровню освоения программы студентами, завершившими изучение курса Этносоциология Предполагается, что студенты, завершившие изучение курса Этносоциология по данной учебной программе, будут знать:
уметь:
а также будут иметь представление:
1.4 Объем курса Этносоциология1 в учебном плане специальности 020300 в НФИ КемГУ. Виды учебной работы и формы контроля за ее выполнением
1.5 Учебно-тематический план курса Этносоциология
1.6 Методические указания студентам 1.6.1 График самостоятельной работы студентов по курсу Этносоциология
1.6.2 Критерии оценки знаний и умений студентов В соответствии с учебным планом специальности студенты, завершившие изучение дисциплины Этносоциология, сдают экзамен в период сессии. Условия и порядок проведения итогового контроля сообщаются студентам в начале учебного семестра. Преподаватель руководствуется Положением об экзаменах и зачетах, утвержденным НФИ КемГУ. Экзамен проводится в форме итогового собеседования по билетам. Перечень примерных экзаменационных вопросов выдается преподавателем в начале учебного семестра. Ответ по билету предваряется терминологическим опросом. Экзаменатор имеет право задавать студентам вопросы по курсу сверх содержания билета. По усмотрению преподавателя процедура экзамена может варьироваться: допускается его проведение в виде письменного или компьютерного тестирования. Требования, предъявляемые к ответам, предполагают проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплиной и ориентированы на ГОС ВПО специальности. Изложенные в госстандарте общие требования к образованности специалиста предполагают, что он, в частности, должен:
Детализация данных общих требований к подготовке специалиста в рамках дисциплины Этносоциология приведена в разделе 1.3.3 настоящего учебно-методического комплекса («Требования к уровню освоения программы студентами, завершившими изучение курса Этносоциология»). На экзамене по дисциплине оцениваются, помимо уровня теоретической осведомленности студента, его навыки и умения:
В зависимости от успеваемости студента в течение учебного и семестра и на основании теоретического опроса на экзамене выставляются следующие оценки:
1.7 Содержание дисциплины по разделам курса Раздел 1. Этносоциология в системе гуманитарного знания (14 часов) Тема № 1 (2 часа) 1.1. Вводное занятие Структура учебного плана специальности. Примерное содержание курса Этносоциология. Значение и формы самостоятельной работы при изучении курса. Общая характеристика учебной литературы по курсу, сетевых ресурсов. Центральные и региональные исследования. Ориентация на чтение источников. Формы текущего и итогового контроля. Вводное анкетирование. Домашнее задание: реконструкция этнической истории семьи:
Тема № 2 (2 часа) 1.2. Историко-научный контекст возникновения этносоциологии Сложности институционализации этносоциологии: причины и следствия. Общая характеристика транзитивного характера социокультурных процессов рубежа XIX–XX вв. Факторы актуальности и динамического развития исследований этнического поля в ХХ в. Активизация процессов этнического самосознания как «ответ» на «вызовы» глобализации (афро-востоко-исламоцентризм, индеанизм, «черный» расизм…). Этноконсолидирующие процессы в этнических сообществах на основе идеи сохранения «этнического своеобразия»: аутентичное и имитативное в моделировании «национальной самобытности». Общемировой этнополитический контекст ХХ в. (полиэтничность большинства стран мира; проблема мирового терроризма; «сужение» ойкумены; «новые племена»; глобальные трансформации мировой политической системы; формирование монополярного мира). Геополитическое значение распада СССР, этнополитические процессы на постсоветском пространстве. Проблема посткоммунистических режимов и постсоветских наций. Предыстория этносоциологии. Датировка древнейших «формулировок» этнического интереса. Античность. Эпоха крестовых походов. Эпоха Великих географических открытий. Мода на экзотизм в XVIII в. Археологические и этнографические открытия. Этнология как фундаментальная дисциплина этносоциологии. Базовые методологические подходы (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, этнопсихология). Понятийный аппарат. Принципиальное отличие этносоциологической методологии от этнологической. Культурная антропология. Р. Турнвальд: взгляды на поле применения новой дисциплины. Западная социология межэтнических отношений. Место этносоциологии среди смежных дисциплин: история, этнология, лингвистика, политология, социальная психология, демография, культурная антропология, этнопсихология. Тема № 3 (4 часа) 1.3. Становление этносоциологии в отечественной науке История становления этносоциологического подхода в отечественной науке.
Отделение этнографии Русского Географического общества (тематика исследований и экспедиций). Изучение «инородческого» и русского населения. Концепт народ. Лингвистические исследования. Социальная история. Персоналии: В. В. Радлов, прот. В. Вербицкий, М. М. Ковалевский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Сорокин.
Этнологический факультет в МГУ. «Северный факультет» в Петрограде. Репрессии по отношению к этнографам и уничтожение этнологии в 1930-е годы. Этнография как отрасль исторической науки. Искусственная ретроспективизация исследовательского взгляда, идеологическое табуирование научного интереса к современным этническим процессам. Возникновение «советской этнографии». Советская теория этноса: концепты интернационализм, советский народ/нация. Советский опыт нациестроительства. Идеи К. Маркса–Ф. Энгельса о трансформации быта как условии построения коммунистического общества и о ликвидации всех «родовых различий». Ротация значений класс и народ: концепт пролетариат. Персоналии: С. М. Широкогоров, Н. Н. Харузин, В. Н. Харузина, С. В. Бахрушин, Л. Я. Штернберг, Н. Я. Марр.
Ситуация после ХХ съезда КПСС: реабилитация социологии. Социально-политические процессы «оттепели». Интерес к этнополитической ситуации стран Восточной Европы после Второй мировой войны. Институт международных молодежных фестивалей 1950–1960-х гг. Оформление поля этносоциологических исследований с конца 1960-х годов. Отдел этносоциологии в Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Направление исследований «Социология национальных отношений» в Институте социологии РАН. Конец 1980-х: признание Л. Н. Гумилева. Персоналии: Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов, И. С. Кон.
1992: статья В. А. Тишкова о системном теоретико-методологическом кризисе в этнологии. Дискуссия на страницах «Советской этнографии». Отход от советской интеллектуальной традиции. Институциональные переименования: Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая; ведущий цеховой журнал «Этнологическое обозрение». Утверждение новой исследовательской парадигмы. Персоналии: В. Тишков и др. Тема № 4 (2 часа) 1.4. Предмет этносоциологии как научной дисциплины Объект этносоциологического исследования. Пересечение предметной области этносоциологии с другими гуманитарными дисциплинами. Специфика этносоциологического подхода. Позиции исследователя: внешнее наблюдение («этнографический» подход, взгляд «аутсайдера») и «внутреннее наблюдение» (культурно-антропологический подход; взгляд «инсайдера»). Внимание к фактам открытого поведения групп и к фактам сознания. Понятие этническая группа/общность. Случаи искусственного конструирования этнической общности в целях классификации (этнографами, лингвистами, миссионерами): «шорцы». Предметно-тематические комплексы этносоциологии. Прикладная этносоциология. Сложности использования количественных методов (фактор – эмоционально-чувственное переживание этничности). Предпочтительность качественных методов. Опрос в этносоциологическом исследовании. Этнокультурная обусловленность организации опроса в полиэтнической среде. Проблема социолингвистической адекватности опросного листа. Исследование этнического статуса респондента. Перечень субъектных характеристик, необходимых для факторного анализа результатов опроса. Соотношение основных и конкретных вопросов по выявлению этнического статуса. Способы изучения устойчивой, амбивалентной и неустойчивой этнической идентичности. Тест Куна-Маркпартленда. Предпочтительность косвенной формы вопроса. Использование проективных ситуаций. Шкала Богардуса при изучении размера и содержания этнической дистанции. Контент-анализ в этносоциологическом исследовании. Контент-анализ при исследовании образа «этнического врага». Метод незаконченных предложений при изучении символических ассоциаций. Способы интерпретации полученных вербальных текстов. Метод анализа человеческих документов. Дискурс-анализ в этносоциологии. Проективный рисунок в изучении этнических стереотипов. Методика анималистической символики в выявлении «социального бессознательного» в оценке этнических групп. Этносоциологический мониторинг. Прогностические возможности этносоциологических исследований. Перепись населения. (8 часов) Тема № 6 (2 часа) 2.1. Центральные этносоциологические понятия этнос и этничность Терминологическая мозаика этнологических и этносоциологических исследований: этнос, этничность, народ, народность, национальность, нация. Формационная парадигма: род – племя – народность – нация. Парадигмальная дифференциация базовых этносоциологических категорий: этнос и этничность (объективизм и конструктивизм). Подходы к трактовке этноса в отечественной традиции. С. М. Широкогоров – первое определение. Официальная наука – определение Ю. В. Бромлея. Критика параметров официальной дефиниции Е. М. Колпаковым. Научный андеграунд – концепция этноса как этногенеза Л. Н. Гумилева. «Реальность» этноса. Западная наука: этничность (ethnicity, 1941 г., Ллойд Уорнер): средство описания этнической принадлежности в пределах национальных меньшинств и диаспор, акцент на самоидентификацию и на «индивидуальную» принадлежность к этнической группе. Теории этничности. Классические подходы: Примордиализм, конструктивизм, инструментализм. «Современные» подходы: трансакционизм, этносимволизм, цивилизационный подход. Тема № 7 (2 часа) 2.3. Примордиалистская трактовка этноса Этнос как онтологически реальный, объективный феномен. Социобиологический примордиализм. Этнос как «расширенная родственная группа». Пьер ван дер Берг: непотизм и реципрокность, «ген альтруизма» и «родственный отбор». Модель этногенеза в социобиологии. Л. Н. Гумилев: этнос как биофизическая реальность в социальной оболочке. Параметры этноса. Этногенез. Эволюционно-исторический примордиализм. Западная модель: Э. Смит. Дискредитация ассимиляционной теории «плавильного котла» (The Melting Pot) в Америке 1970-х годов и утверждение плюралистической теории «миски салата» (The Salad Bowl). Затруднения и ограничения примордиалистской трактовки этнического. Этническая мобилизация и социальное действие: теории рационального выбора и инструментализм. Конструирование «новых» этнических мифов шорской интеллигенцией в 1990–2000-х гг. (14 часов) Тема № 10 (2 часа) 3.1. Этническое пространство и этнические границы Этническое пространство как разновидность социального. Подходы к изучению «пространственных» процессов. Проблема определения этнических границ: концепции Л. Нидерле и Ф. Барта. Этнодифференцирующие маркеры. Этнические процессы. Этноконсолидирующие процессы (этноэволюционные: этническая фузия, консолидация, интеграция; этнотрансформационные: этническая ассимиляция, этногенетическая миксация). Этнодифференцирующие процессы (этническая парциация, сепарация). Понятие этническая идентичность. Типы этнической идентичности (по Г. У. Солдатовой). Позитивная (этноцентрическая); гиперидентичность (этнодоминирующая; этнический фанатизм); гипоидентичность; этническая индифферентность; амбивалентная этничность. Трансформации этноидентичности: факторы, протекание процесса. Индеанизм. Движение «касканес». Негритюд. Этапы становления этнической идентичности (в соответствии с моделью психологии развития Ж. Пиаже). Развитие этноидентичности в филогенезе. Этническое сознание и этническое самосознание как компоненты этнической идентичности. Формирование этноидентичности в процессе этнической идентификации. Уровни идентичности (личностно-психологический, социально-психологический). Пути формирования этноидентичности: естественный (естественный: социализация) и в результате сознательного выбора (отказ от естественно возникшей идентичности; «случай Асты»). Космополитизм. Структура этнической идентичности. Понятие этнодифференцирующий признак/маркер. Объектные группы «мы» – «они». Концепция «центральной зоны» этнической культуры по С. Я. Лурье. Компоненты этнической идентичности по Т. Г. Стефаненко и Л. М. Дробижевой. Когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Статические и динамические компоненты. Этническое сознание (самосознание, т. е. идентичность в узком смысле – и контридентичность). «Этнологическое» самосознание (этноцентризм, национализм). Психологическая трансформация этнического самосознания: фазы, процессы. Межэтническая коммуникация как поле междисциплинарных исследований. Отечественная традиция изучения «межнациональных отношений», зарубежная «социология расовых и этнических отношений». Понятие этнический контакт. Виды этнических контактов. Статус этноса. Титульные этносы; национальные/этнические меньшинства (этнические диаспоры, «народы внутренней колонизации», «новые меньшинства»). Теории этнокультурного взаимодействия. Концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего к олониализма. Этническая систематика. Антропосфера, этносфера. Таксономические уровни этносферы: микроэтнический (семья, консорция), этнический (этнос), макроэтнический (субэтнос), метаэтнический (суперэтнос), гиперэтнический («эфемеры»). Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем. Этнические и межэтнические установки. Понятие стереотип в социологии, его операционализация к проблемному полю этносоциологии. Тема № 15 (2 часа) 3.8. Межэтнические конфликты Этнический конфликт и его субъекты. Причины возникновения этнических конфликтов. Этническая напряженность, массовая невротизация. Социально-психологическая динамика: стадии развития этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов (по различным основаниям). Формы и способы урегулирования, условия разрешения этнических конфликтов. Дискурсивное конструирование межэтнической напряженности. Язык как символическая среда этничности. Модальные символы языка в исследовании особенностей «психологии народа». Русская лингвистическая традиция (А. А. Потебня, И. Э. Бодуэн-де-Куртене, В. И. Даль). Фольклор как источник этносоциологического исследования. Контент-анализ волшебных и бытовых сказок при изучении системы этнических ценностных ориентаций. Пословица как индикатор групповой установки на общий стиль поведения. Фразеологизм в изучении этнической дистанции и соотношения авто- и гетеростереотипов. Концепция лингвистической относительности Э. Сепира–Б. Уорфа. 1.8 Планы практических и семинарских занятий:темы, задания, материалы и указания по подготовке к занятиям Семинарское занятие № 1 Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
Источники
Электронный ресурс: http://humanities.edu.ru/db/msg/41216.
Электронный ресурс: http://ecsocman.edu.ru/ons/msg/163936.html.
Литература
Семинарское занятие № 2 Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева
7. Теоретический фундамент концепции пассионарности: основания, проблематичные тезисы. Источник Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с. – (Серия «Историческая библиотека»). [Электронный ресурс]: http://www.kulichki.com/~gumilev/EBE/index.html. Литература
Семинарское занятие № 3 Этничность: понятие и квантификация
следующая страница >> |
|