Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии 2 437.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. История политических... 1 412.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Программа социологического исследования 1 94.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика социологического - страница №3/3


Самостоятельная работа №4

Подготовьте в письменном виде ответы на следующие вопросы:

В рамках выбранных теорий, сформулируйте сущностное и содержательное определения объекта и предмета исследования.

. Исходя из выделенных содержательных характеристик объекта и предмета исследования, проведите операционализацию данных понятий.

. Исходя из выделенной совокупности операциональных понятий, обоснуйте выбор переменных исследования.

. Исходя из выбранных переменных, сформулируйте гипотезы-основания исследования.

. Для переменных, составляющих содержание гипотез-оснований исследования, сконструируйте показатели исследования.

. Исходя из сконструированных показателей исследования, сформулируйте гипотезы-следствия исследования.

. Обоснуйте метод измерения показателей, составляющих содержание гипотез-следствий исследования.


Самостоятельная работа №5.

По материалам научной статьи, опубликованной в журнале «Социологические исследования» и содержащей описание эмпирического исследования, воссоздайте программу, которая легла в его основу. Письменно ответьте на вопросы:

- Какую проблему решают авторы с помощью данного исследования?

- В чём её новизна и актуальность?

- Каковы цель и задачи исследования?

- Какие задачи основные, а какие могут быть представлены как дополнительные?

- Выявите объект и предмет исследования.

- Определите ключевые понятия исследования и, по возможности, дайте их теоретическую и эмпирическую интерпретацию (как это делали авторы статьи).

- Проведите анализ предмета исследования и гипотезу исследования.

- Проанализируйте выборку и способ сбора, обработки и анализа данных, используемых в исследовании.


Самостоятельная работа №6..

Уважаемые студенты!

Вам необходимо составить программу своей научной работы.

Это может быть курсовая работа. Вам необходимо обсудить её в группе. С программой должны заранее ознакомиться назначенные преподавателем « рецензент» и «оппонент» из числа студентов. На занятии моделируется защита студентом своей научной работы.


Самостоятельная работа №7

Уважаемые студенты!

Вам необходимо разработать программу социологического наблюдения и изложить её в следующей последовательности:

- Определить цель и задачи наблюдения.



- Выявить объект и предмет наблюдения.

- В зависимости от вида наблюдения выбрать способы наблюдения

- Определить способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений.

- Разработать регистрационную карточку.

- Представить протокол наблюдения.

После организации наблюдения необходимо обработать и проинтерпретировать полученную информацию. Путём логического обобщения данных сформулировать выводы.

- Составить отчёт о результатах наблюдения. Отчёт должен содержать информацию об объекте, предмете, месте и обстоятельствах проведённого наблюдения информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя, характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов общения и деятельности в определённых ситуациях, рекомендации по практической реализации социологической информации.


Самостоятельная работа №8.

Уважаемые студенты!

Вам необходимо разработать анкету для заочного опроса и провести пилотажное исследование с последующей коррекцией первого варианта ответа.


Самостоятельная работа №9.

Подготовьте в письменном виде ответы на следующие вопросы

Каковы особенности получения знания в методе опроса?

· Каковы достоинства и недостатки анкеты как измерительного инструмента и особенности её построения?

· От чего зависит количество содержательных контактов в телефонном опросе?

· Каковы этапы проведения почтового опроса, позволяющие повысит численность ответов?

· Каковы требования к построению и размещению в газете (журнале) прессовой анкеты?

· Чем обусловлено повышение глубины содержания оценок, получаемых с помощью метода интервью в сравнении с методом анкетного опроса?
Самостоятельная работа №10.

С помощью практикума по «Социальной психологии» под редакцией Т.В. Фоломеевой .-М: Аспект Пресс, 2006.- С 105 -126, Вам необходимо провести социометрический тест по следующей схеме:

- Выбрать группу для исследования. Выделить для неё наиболее значимые сферы совместной деятельности.

- - Составить вопросник, включая в него несколько разных критериев: общий критерий типа «С кем бы Вы хотели оказаться во вновь организованной группе (класс, студенческая группа, отдел) в случае реорганизации?» и специальные критерии, связанные, к примеру, с неформальным общением в группе и с выполнением групповых задач, или проективные ситуации «если бы».

- Составить письменно инструкцию, обратив особое внимание на мотивировку участия группы в исследовании.

- Провести социометрический опрос группы.

- Построить матрицы для каждого критерия отдельно. Подсчитать суммы сделанных выборов. Подсчитать сумму взаимных выборов.

- Отметить номера членов группы, чей статус зависит от критериев, и тех, у кого он не зависит от критерия выбора.

- Построить социограмму выбора по каждому критерию.

- Начертить индивидуальные социограммы двух популярных и двух непопулярных членов группы по общему критерию.

Вычислить индивидуальные положительные статусы членов группы по каждому критерию. Выделить популярных и непопулярных членов группы, чьи статусы не изменились от критериев выбора.

- Подсчитать групповые индексы: взаимности выборов, положительной экспансивности ( индексы экспансивности считать только для непараметрической соцометрии) и интеграции. Вычислить индекс групповой сплочённости. Сделать вывод о значимости критерия , его интегрирующей функции.

- Сделать выводы о надёжности полученных результатов проведённого исследования.

- Составить психологический портрет группы. Его написание предполагает популярное изложение основных результатов социометрического исследования, в котором не используются специальные психологические термины.

Примечание. Задания должны быть аккуратно оформлены, на титульном листе указывается, кто и когда провёл исследование. Таблицы и социограммы должны иметь номер, название и комментарий.
Самостоятельная работа № 11.

Подготовьте письменно ответы на следующие вопросы:

Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследования?

Какова структура методико-процедурного раздела исследовательской программы?

Что представляют собой метод и методика прикладного социологического исследования?

Почему разработка программы исследования требует высокой квалификации социолога?

В каких целях применяется наблюдение в социологических эмпирических исследованиях ?

Какие этапы исследовательской деятельности определяет наблюдение?

Что определяет достоверность и эффективность результатов наблюдения?

Какие преимущества и недостатки у метода включенного наблюдения по сравнению с другими разновидностями метода наблюдения
Самостоятельная работа №12.

Уважаемые студенты!

Вам необходимо обработать методом контент- анализа содержание письма, опубликованного в газете или в журнале по следующим основаниям кодификатора:

Тип автора (один человек, два и более человек, ситуация не ясна)

Группа, к которой принадлежит автор:

Неформальная группа ( семья, друзья),

Формальная группа (производственный коллектив, учебная группа)

Ситуация не ясна.

Пол автора ,

Возраст автора ( молодёжь, лица среднего возраста, лица старшего возраста, ситуация не ясна)

Количество проблем, рассматриваемых в письме,

Локальность проблем, поднятых в письме. (мир, страна, город, предприятие, частная жизнь).

Сфера общественной жизни (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, социальное обеспечение)

Типы суждений (оценочные, аналитические, конструктивные, другие типы суждений).
Самостоятельная работа №13.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какова логическая последовательность проведения традиционного анализа документов?

Каковы особенности выделения смысловых единиц в контент-анализе?

Что представляет из себя категориальная модель предмета контент- анализа?

Что такое система единиц контент- анализа?

Какие стандартные документы используются в процедуре контент- анализа?

Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа?
Самостоятельная работа №14.

Уважаемые студенты!

Проведите исследование образов современной женщины и современного мужчины в СМИ. Качественное выполнение задания требует определённой теоретической подготовки – знание концепций социального восприятия и социальных стереотипов, гендерной концепции маскулинности и феминности.

Цель контент- аналитического исследования: выявить характер освещения в газетных публикациях образов современного современного мужчины и современной женщины

Предмет: сравнительный анализ современного мужчины и современной женщины, их социально-психологических и гендерных характеристик, выявленных в газетных публикациях.

Объект: определённая выборка какой-либо конкретной газеты, номера которой можно выбрать по своему усмотрению.

Единица анализа: отдельная публикация в газете или журнале.

Категориальная сетка контент- анализа

Социально-демографические характеристики ( пол, возраст, социальная общность – этническая, профессиональная и др.)

Виды деятельности (трудовая, общественная, досуг, быт, учебная, игровая)

Отношение к обществу, большим социальным группам (патриотизм, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к другой стране, независимость от социального окружения, интерес к политике, космополитизм, национализм, враждебное отношение к другой стране, зависимость от социального окружения, аполитичность)

Отношение к труду, деловые качества.

Отношения к малым группам непосредственного окружения.

Отношение к людям.

Отношение к себе.

Отношение к собственности.

Общая направленность личности.

Жизненный опыт, образ жизни.

Внешность и поведенческие привычки.


Самостоятельная работа №15.

Уважаемые студенты!

Вам необходимо проанализировать проблематику в социологических журналах.

Цель контент- аналитического исследования – определить частоту и объём упоминаний методологической и методической проблематики в журналах «Социологические исследования»и Вестник Московского университета».-Серия 18.- Социология и Политология. Выборка: каждый второй номер журнала за определённый период.

Качественные (смысловые единицы) контент- анализа:

Проблематика по методологии и методике социологического исследования ( теоретические публикации, эмпирические публикации, обзорно-библиографические публикации)

Количество упоминаний, объём упоминаний.

Авторы (Москва, Санкт- Петербург, другие города, зарубежные).

Ссылки на литературу ( отечественные авторы, зарубежные авторы, англоязычные авторы).

Конкретная проблематика в методологии и методике социологических исследований.

Объекты социологических исследований ( производство, бизнес, управление, образование, наука, силовые структуры, массовая коммуникация, реклама, право, семья, спорт, культура)

Респонденты

Методы


Анализируются только публикации по методологии и методике социологических исследований, где данная проблематика составляет более 50% содержания.

Объём упоминаний категорий подсчитывается в количестве печатных знаков или страниц. После кодирования информации и соответствующей её подготовки необходимо подготовить отчёт и сдать его для проверки преподавателю.


Самостоятельная работа №16.

Цель данного упражнения – обеспечить актуализацию знаний о качественных методах и специфике фокус –групп.

Уважаемые студенты!

Вам необходимо письменно указать основные особенности метода фокус – группы и сформулировать его определение.

Какие требования существую к подбору участников фокус- группы, и каковы приемы организации групповой дискуссии?

Вам предстоит сформулировать тему, цель и задачи исследования для решения которых наиболее адекватен метод фокус – групп.


Самостоятельная работа №17.

Уважаемые студенты!

Вам необходимо подготовить программу качественного исследования, включающую цель, задачи, условия рекрутмента и основные блоки интервью – гайда. Напишите вступительное слово модератора.


Самостоятельная работа №18.

Письменно ответьте на предложенные вопросы:

· В каких случаях применяется квотная выборка и в чем её преимущества перед случайной выборкой?

· В чем различие в отборе единиц исследования в панельном и лонгитюдном исследовании?

· Какие существуют критерии классификации методов сбора данных, и какова совокупность методов, формируемых на основе данных критериев?

· Какие функции могут выполнять эксперты в рамках метода экспертной оценки, и каковы способы реализации этих функций?

· Статус получаемого знания при использовании методов качественного социологического исследования и его особенности в отдельных качественных методах?



Самостоятельная работа №19.

Письменно ответьте на предложенные вопросы:

· В чем преимущества и недостатки контролируемого эксперимента в социологическом исследовании, и каковы этапы его проведения?

· В чем отличие шкал, используемых в тестировании от шкал, используемых в анкетном опросе?

· Какова последовательность подготовки к обработке на ЭВМ открытых и закрытых вопросов?

· Какие методы анализа данных используются при проверке гипотез-следствий в социологическом исследовании?

· Какой метод анализа данных используется для выделения скрытых (латентных) переменных и каким образом определяется их типологические признаки?

· Каким образом используется теоретическая модель исследования для объяснения результатов проверки гипотезы-основания?

· Какова логическая схема построения научного отчета и её отличие от логики анализа данных?


Самостоятельная работа №20.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Чем отличается метод наблюдения от метода анализа документов?

В каких целях применяется метод наблюдения в эмпирических социологических исследованиях?

Что такое карточка наблюдения и какова её структура?

Какие этапы исследовательской деятельности определяет программа наблюдения?

Что представляет собой операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании?

Как определяются цели и задачи прикладного социологического исследования?
Самостоятельная работа №21.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Что представляет:

социологический эксперимент,

независимые переменные,

зависимые переменные,

экспериментальная ситуация,

экспериментальный объект,

В чём заключается различие между:

Реальным и мысленным экспериментом.

Проективным и ретроспективным экспериментом.

Естественным и лабораторным экспериментом.

Теоретическим и методическим этапом подготовки социологического эксперимента.



Самостоятельная работа №22.
Письменно выполните следующие задания:

Обоснуйте метод построение и размер выборочной совокупности исследования

Исходя из показателей исследования и выбранного метода сбора данных, сконструируйте индикаторы исследования.

Обоснуйте методы обработки и анализа первичных данных исследования.

Исходя из выбранных методов обработки и анализа первичных данных, сконструируйте шкалы и индексы, необходимые для измерения и анализа.

Исходя из состава выбранных индикаторов и шкал, постройте инструмент измерения.


Самостоятельная работа №23.

Уважаемые студенты!

Вам предстоит выполнить письменно указанные задания.

Обоснуйте метод построение и размер выборочной совокупности исследования.

Постройте организационную схему исследования.

Проведите пилотажное исследование.

Проведите ввод первичных данных в компьютер.

Проведите обработку и анализ первичных данных исследования.

На основе анализа данных, определите, в какой мере подтверждаются гипотезы-следствия исследования.

Исходя из того, в какой мере подтверждаются гипотезы-следствия, определите истинность или ложность гипотез-оснований исследования.

Дайте теоретическое объяснение истинности или ложности гипотез-оснований исследования.

Определите способы обобщения и представления результатов исследования.

В случае подтверждения истинности гипотез-оснований исследования, разработайте рекомендации по практическому использованию результатов исследования.
Самостоятельная работа №24.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

В чём заключается сущность социологического эксперимента?

Какова структура социального эксперимента?

Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

Укажите типы социальных экспериментов.

В каком виде представляются результаты социальных экспериментов?

Что представляет собой независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая переменная в эксперименте?

Каковы трудности в проведении социальных экспериментов?

Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?
Самостоятельная работа №25.

Письменно объясните, в чём заключается различие

Между закрытыми и открытыми вопросами в анкете.

Основными вопросами и вопросами – фильтрами.

Групповым и индивидуальным анкетированием.

Стандартизированным и нестандартизированным интервью.

Панельным и глубинным (клиническим) интервью.

Интервью с рядовыми респондентами и интервью с экспертами.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какова классификация вопросов анкеты по их логической направленности?

Какова классификация вопросов анкеты по характеру ответов на них?

В чём состоят особенности индивидуального анкетирования?

Что представляет собой групповое анкетирование?

Каковы особенности массового опроса?

В чём состоит своеобразие экспертного опроса?

Какие способы фиксирования ответов респондентов применяются в процессе интервьюирования?

Каковы структурные компоненты процесса социологического прикладного исследования?

Самостоятельная работа №26.

Письменно объясните, в чём заключается различие:

Между генеральной и выборочной совокупностью.

Случайными и систематическими ошибками выборки.

Случайной и систематической выборкой

.Квотной и кластерной выборкой.

Маршрутной и стратифицированной выборкой.

Раскройте сущность понятий:

Многоступенчатая выборка

Доверительный интервал

Среднее арифметическое

Репрезентативность выборки.

Дополните предлагаемый перечень недостающими компонентами, влияющими на объём выборки.


Самостоятельная работа №27.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Что обеспечивает применение выборочного метода в социологическом исследовании?

Что такое выборка и почему необходима её репрезентативность?

Что представляет собой генеральная совокупность и какова с ней связь совокупности выборочной?

Что называется валидностью?

Укажите ошибки выборки.

Что представляет собой интервал доверительности?

Чем характеризуется случайная выборка?

Каковы особенности систематической выборки?

Раскройте сущность квотной выборки

В чём состоят особенности кластерной выборки?

В чём заключается своеобразие маршрутной выборки?

В чём состоят особенности стратифицированной выборки?

Каковы особенности многоступенчатой выборки?

Каково содержание основных принципов выборочного исследования?
Самостоятельная работа №28.

Письменно объясните, в чём заключается отличие:

Корреляционного анализа от факторного.

Номинальной шкалы от ранговой и интервальной.

Диаграммы от гистограммы.

Выберите правильное определение:

Социологическое измерение- это процедура, посредством которой объекты исследования характеризуются:

А) в количественных измерениях,

Б) в качественных измерениях.

Интерпретация данных – это процесс приписывания …Необходимо продолжить данную фразу, чтобы стала понятной сущность рассматриваемой социологической процедуры.
Самостоятельная работа №29.

Письменно ответьте на предложенные вопросы:

В чём состоит контроль первичной информации, полученной в эмпирическом социологическом исследовании?

Что представляет кодирование социологического инструментария?

Сущность социологического измерения.

Укажите известные Вам типы шкал.

Какие типы группировки используются в социологическом исследовании?

В чём состоит сущность формализации?

Что представляют собой относительные и абсолютные частоты?

Посредством каких графических способов представляются эмпирические социологические данные?

Что такое статистическая связь?

В чём состоит сущность корреляционного анализа?

Что представляет собой факторный анализ?



Самостоятельная работа №30.

Письменно ответьте на предложенные вопросы:

Укажите характерные черты кластерного анализа.

Каковы особенности типологического анализа?

Что такое интерпретация данных и каковы её основные принципы?

Чем характеризуется итоговый отчёт по результатам социологического исследования?

Какова сущность социального прогнозирования?

Каковы особенности реализации результатов социологического исследования на практике?

Самостоятельная работа №31.

Напишите научный отчет по результатам исследования, включающий теоретическое и методическое обоснование программы исследования, содержательный анализ результатов исследования и рекомендации по практическому их использованию, предложения по дальнейшим направлениям исследования данной проблемы.


График организации самостоятельной работы студентов в осеннем семестре.

Неделя

Работа с конспектом лекций

Подготовка студентов к практическим/семинарским занятиям: чтение первоисточников, дополнительной литературы, учебников.

Конспектирование

прочитанного


Разработка проектов/решение

задач и упражнений



Выполнение домашнего задания, направленного на закрепление и систематизацию знаний: ответы на контрольные вопросы/выполнение лабораторных работ

Подготовка студентов к контрольной работе/коллоквиуму

Итого

1

1 час

Конспектирование статьи Н.Н. Лапина «Предмет и методология социологии» из журнала «Социс- 2 часа .




Самостоятельная работа № 1 – 1час



4 часа


2

1 час

Чтение статей из журнала «СОЦИС» Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука?– «Социологические исследования».- 2002.- №7.

2. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? .- «Социологические исследования».- 2001.- №8.

3. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе»? – «Социологические исследования».- 2001.- №3.- 2 часа





Самостоятельная работа №2 – 1час -



4 часа


3

1 час

Чтение раздела базового учебника Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 25- 60.- 2 часа

.

Самостоятельная работа № –3 1час -




4 часа

4

1 час

Подготовка к семинару: . Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 665 – 697..- 2 часа

.

Самостоятельная работа № 4 1час -




4 часа

5

1 час

Чтение главы базового учебника Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 249– 281..- 2 часа.




Самостоятельная работа № 5 1час -




4 часа

6

1 час




Разработка программы соц.исследования – 3 час

Самостоятельная работа № 6 -




4 часа

7

1 час

Чтение раздела базового учебника . Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 147 -187 – 3 часа

Разработка программы соц.исследования –4 часа

Самостоятельная работа № 7




8 часов

8

1 час

Конспектирование статей Толстова Ю.Н. О системности социологических объектов.- «Социологические исследования». – 2001.-№7

Хиценко В.Е. Несколько шагов к новой системной методологии. «Социологические исследования».- 2001.-№ 3 – 2 часа



-

Самостоятельная работа № 8 -1 час




4 часа

9

1 час

Подготовка к семинару Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 167 – 171.

Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии.- «Социологические исследования».- 2002.- №9.- С 3- 16 – 2 часа






Самостоятельная работа № 11- 1 час




4 часа

10

1 час

Чтение раздела базового учебника «Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 67 –70.

Ельмеев В.Я. Проблемы метода современной теоретической социологии.- «Вестник Московского университета».-Серия 18.- Социология и Политология.- 1998.-№2.- С88-99.

Зиновьев А. Предмет и методы логической социологии.-«социально-гуманитарные знания».- 2000.-№6.-С 130- 139 – 2 часа





Самостоятельная работа №12- 1 час




4 часа

11

1 час

Подготовка к семинару Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 525 –554.

Бизюков П.В., Савельев Е.Б. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта.- Социологические исследования.-1991.-№1.-С88-89.

Гуренко Е. Н. Два года «встроенного наблюдения».- Социологические исследования.-1990.-№5.- С 125-129.

2 часа





Самостоятельная работа № 11- 1 час




4 часа

12

1 час




Контент-анализ письма –2 часа

Самостоятельная работа № 12

Подготовка к контрольной работе – 2 часа

5 часов

13

1 час

Подготовка к Семинару №25 Козлова Н.И «Повесть о жизни с Алёшей Паустовским»;:социологическое переписывание.- «Социологические исследования».- 1999.-№5.- С 20-32.

Козлова Н.И Опыт социологического чтения «человеческих документов» или размышления о значимости методологической рефлексии. - «Социологические исследования».- 2000.- № 9.- С 22 – 30.- 2 часа






Самостоятельная работа № 13 – 1 час




4 часа

14

1 час

Подготовка к семинару №26

Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в Российской прессе 90-х годов.- Социологические исследования.-2002.-№8.- С 120- 128.

Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта. – Социологические исследования.- 2003.- №11.- С 41- 50.- 2 часа


Проведение контент-анализа по материалам _ресссы –4 часа

Самостоятельная работа № 14




7 часов

15

1 час


Подготовка к семинару №27

Куркин В.В. Контент-анализ художественных текстов.- Социологические исследования.- 1991 .- №.- С60-66. – 1 час












2 часа

16

1 час




Проведение контент-анализа социологических публикаций –4 часа

Самостоятельная работа № 15




5 часов

17

1 час

Подготовка к семинару №28

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 555–582..

Федотова Социология коммуникаций – 2 часа











3 часа

Всего

17

26 часов

17 часов

10 часов

2 часа

72 часа

Вопросы к экзамену в осеннем семестре

Социологическое исследование как отрасль социологической науки.

Понятие, структура и уровни современной социологической науки.

Понятие методологии науки

Теоретико-методологические основы социологического исследования.

Парадигмы, теории и понятийный аппарат в социологическом исследовании.

Программа как организационно-логическая основа социологического исследования.

Вводная часть программы как замысел исследования: содержание и способы разработки.

Виды социологического исследования.

Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования.

Понимание концепции социологического исследования.

Операционализация концептуальных понятий социологического исследования.

Измерение в социологическом исследовании.

Переменные в социологическом исследовании.

Гипотезы социологического исследования.

Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании.

Шкалы и индексы в социологическом исследовании.

Методы сбора данных в социологическом исследовании.

Количественные и качественные методы в социологическом исследовании.

Методика, техника и процедура в социологическом исследовании.

Анализ документов.

Метод наблюдения в социологическом исследовании.

Метод исследования случая.

Биографический метод.

Анализ и обработка данных в социологическом исследовании.

Многомерные методы анализа данных.

Обобщение данных и представление результатов.

Подготовка и представление научного отчёта.


График организации самостоятельной работы студентов в весеннем семестре


Неделя

Работа с конспектом лекций

Подготовка студентов к практическим/семинарским занятиям: чтение первоисточников, дополнительной литературы, учебников.

Конспектирование

прочитанного


Разработка проектов/решение

задач и упражнений



Выполнение домашнего задания, направленного на закрепление и систематизацию знаний: ответы на контрольные вопросы/выполнение лабораторных работ

Подготовка студентов к контрольной работе/коллоквиуму

Итого

1

1 час

Подготовка к семинару №14 Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии.- «Социологические исследования»- 1997.-№11.- С 100- 105.

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 383 –397.

Красовский Б.П. Разговор по телефону.- «Социологические исследования».- 2000.- №2.- С 110- 114. – 2 часа


Разработать анкету - 4 часа

Самостоятельная работа № 8




8 часов

2

1 час

Чтение статей из журнала

Мягков А.Ю\ Обеспечение анонимности в социологическом исследовании.- «Социологические исследования».- 1999.- №5.- С 107- 114.

Мягков А.Ю\ Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов. - «Социологические исследования».-2003.- №2.- С 115- 124 – 2 часа





Самостоятельная работа № 9 – 1час -




4 часа

3

1 час

Подготовка к сминару №16 Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах.- «Социологические исследования».- 2000.- №10..- С 118- 124.

Романович Н.А. Ситуации опроса глазами респондента..- «Социологические исследования».- 1999.-№2.-С 123 – 126.- 2 часа.



.

Самостоятельная работа № 11 1час -




4 часа

4

1 час

Подготовка к семинару: . Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 359–380.

Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа. – «Социологические исследования».- 1990.- №1.- С 98 – 104.

Мягков А.Ю. Влияние известных политических имён в формулировке вопроса на результаты социологического исследования.- «Социологические исследования».- 2001.-№3.- С 94-103.

Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов.- «Социологические исследования».- 1999.-№11.-С 108-114. – 3 часа.



.

Самостоятельная работа № 16 1час -




4 часа

5

1 час

Подготовка у семинару Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 336–358.- 2 часа

Разработать топик -гайд

Самостоятельная работа № 17 1час -




4 часа

6

1 час

Подготовка к семинару

Дж. Морено «Социометрия»






Самостоятельная работа № 18 -




4 часа

7

1 час

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 397–414

Дмитриева Е.В. Фокус группы в маркетинге и социологии.-М.-1998.

Дмитриева Е.В Метод фокус – групп: проблемы подготовки, проведения, анализа.- «Социологические исследования».- 1999.- №8.

Колбин Г.А., Фросина Е.В. Фокус – группы на предприятии.- Социологические исследования.-1999.-№2.

Фоломеева Т.В. Метод фокус – групп в исследовании московской радиоаудиториии-би-си .-Вестник Московского. ун-та. Сер. 14. Психология 1994. №3. – 4 часа.





Самостоятельная работа № 19




8 часов

8

1 час

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 583–607- 2 часа

-

Самостоятельная работа № 20




4 часа

9

1 час




Проведение опроса по заказу


Самостоятельная работа № 21- 1 час




4 часа

10

1 час

Подготовка к семинару №29

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 81– 143..- 2 часа..






Самостоятельная работа № 22- 1 час




4 часа

11

1 час

.Подготовка к семинару № 30

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 505–515..

Полис .- 2000.- №2, №3 , №4,

Полис.- 1997.-№4., №6.






Самостоятельная работа № 23- 1 час




4 часа

12

1 час

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 449– 484.




Самостоятельная работа № 24

Подготовка к контрольной работе – 2 часа

5 часов

13

1 час

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.- С 187– 242




Самостоятельная работа № 25 – 1 час




4 часа

14

1 час




проведение социологического исследования

Самостоятельная работа № 26




7 часов

15

1 час




Проведение социометрии

Самостоятельная работа № 10.







16

1 час

Подготовка у семинару, «Публичная защита научных отчётов»

Подготовка научного отчёта

Самостоятельная работа №27







Всего

16 часов
















Темы курсовых работ

1. Репрезентация социальных проблем в российской прессе.

2. Роль гендерного фактора в телевизионной рекламе.

3. Социально-психологическая оценка политической активности современных студентов.

4. Анализ читательских интересов современных школьников.

5. Причины распространения незарегистрированных браков среди молодёжи.

6. Психологический портрет Интернет - зависимых студентов.

7. Особенности трудовой мотивации персонала в государственных и негосударственных учреждениях.

8. Формы распространения девиантного поведения среди подростков.

9. Анализ предпочтений молодёжи в кинематографе.

10. Образ семьи по материалам российской печати.

11. Характеристика профессионального стереотипа психолога по материалам Интернета.

12. Восприятие образа красоты по материалам глянцевых журналов.

13. Социально-психологические проблемы молодой семьи.

14. Характеристика молодежных субкультур.

15. Социокультурные предпочтения в Кузбассе.

16. Идеальный родитель в представлении старшеклассника.

17. Социально-психологические проблемы разведённых родителей.

18. Анализ цветового восприятия школьниками образа политических деятелей.

19. Отношение к религии старшеклассников и студенческой молодёжи.

20. Социально-психологические проблемы инвалидов.

21. Исследование доверия политическим лидерам России и региона.

22. Проблемы детей разведённых родителей.

23. Репродуктивные установки молодых супругов.

24. Положение молодёжи на современном рынке труда.

25. Проблемы работающих студентов

26. Анализ детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

27. Характеристика идеального брачного партнёра по материалам городской прессы.

28. Анализ игровой компьютерной зависимости у школьников.

29. Проблемы семейного насилия.

30. Анализ ситуации безработицы в Кузбассе.

31. Потребность в психологических услугах на рынке труда.

32. Анализ требований работодателей к специалистам – психологам.

33. Анализ демографических процессов в современной России.

34. Отношение жителей города к жилищно-коммунальной реформе.

35. Анализ этнических стереотипов.

36. Анализ миграционных процессов на примере Кемеровской области.

37. Причины разводов в молодых семьях.

38. Взаимосвязь психологического климата коллектива с эффективностью
. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.

Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме в процессе обучения по специальности. Являясь учебно-исследовательской работой, она должна быть приближена по своему содержанию и форме к научному тексту, например, статьи или книги.

Курсовая работа по дисциплине «Методология и методика социологического ияяледования» представляет собой первую научно – исследовательскую работу, которая

кроме теоретической главы должна включать и эмпирическую часть проведенного исследования. Ее объем не превышает 40 – 45 машинописных страниц. В ходе работы студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, правильным составлением библиографии, что в дальнейшем сбережет ему много сил в дальнейшей работе над дипломом.

Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде. Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Она не является и собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо (чаще всего) на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.

Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д. и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения. Этот принцип является непреложным: структура курсовой работы остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание: углубляется фундаментальность исследования проблемы, что внешним образом проявляется в росте количества первоисточников и удлинения списка литературы.

Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Порядок подготовки курсовых работ содержит следующие этапы:


      1. Выбор темы.

      2. Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана.

      3. Подготовка первого варианта работы.

      4. Сдача подготовительного текста научному руководителю.

      5. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

      6. Сдача окончательно доработанного и оформленного текста.

      7. Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя

      8. Защита курсовой работы.

При подготовке курсовой работы помимо самостоятельной работы студента, необходимой составляющей успешного выполнения работы является взаимодействие студента с научным руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы.

Студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим планом и один раз в две недели встречается с научным руководителем в день его консультации. На консультациях научный руководитель обязан оказать помощь в составлении личного рабочего плана студента, в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата работы, основной источниковой литературы и материалов (что не исключает самостоятельный поиск источников и их изучение), в разработке структуры работы.

Курсовая работа должна быть сдана не позднее, чем за неделю до защиты, она должна быть правильно оформлена и подписана автором на последней странице. Научный руководитель знакомится с работой, оценивает ее содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению.

Студенты защищают свою работу на заседании кафедры. Процедура защиты курсовой работы состоит из краткого выступления студента о содержании работы и ее выводах, отзыва научного руководителя о работе студента над темой и заключительного слова студента, в котором он высказывает свое отношение к замечаниям и пожеланиям в адрес своей работы. Члены кафедры принимают решение об оценке курсовой работы на закрытой части заседания кафедры. Оценка работы оформляется дифференцированным зачетом. Лучшие работы выдвигаются на конкурсы и выставки. В дальнейшем студент подробно обсуждает с научным руководителем итоги работы над темой.

При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы, научный руководитель возвращает ее для доработки. Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются.
.Структура курсовой работы и стиль изложения текста

Курсовая работа содержит следующие части:


  • Титульный лист;

              1. Содержание;

  • Введение;

  • Основная часть;

  • Заключение;

  • Список использованной литературы;

  • Приложения.

План представления курсовой работы выглядит следующим образом:

Титульный лист

Оглавление

Введение


Актуальность исследования

Цель работы.

Гипотеза исследования.

Задачи.


Объект исследования.

Предмет исследования.

Объем выборки.

Методы исследования.

Методики.

Методологические принципы.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Научная новизна.

Практическая значимость.

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования ………………………………

Глава 2. Организация и методы исследования.

Характеристика выборки.

Этапы исследования.

Методы исследования

Методики исследования

Глава 3.Результаты экспериментального исследования ……


……………………..

Выводы


Заключение

Рекомендации

Список литературы

Приложения

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении делается обоснование выбора темы, формулируется предмет исследования, т.е. ставится научная проблема, раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты.

Введение должно обязательно включать следующие элементы: актуальность исследования, цель, гипотеза, задачи, объект, предмет, выборка, методологические принципы, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования темы дипломной работы).

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Для заключения могут быть использованы разные названия: «Заключение», «Выводы», «Итоги работы» и пр.

Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая имеет название темы курсовой работы. Основная часть, как правило, состоит из нескольких, как минимум, из двух глав.

Главы могут быть (но не должны обязательно) разделены на параграфы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

При делении текста работы на части следует руководствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Введение и заключение никогда не делится на части. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей основного текста. Деление текста на части и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Главы и параграфы следует выделять в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений.

Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: глава - это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф - это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который говорит о чем пойдет речь дальше.

В современной научной литературе используется безличная манера изложения. Местоимение «я» не употребляется, местоимение «мы» также редко используется, следует использовать безличные фразы: «Можно считать, допустим, что...». В научном тексте не используются слова и словосочетания обыденного языка: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Также не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.



3.6.4.Общие требования к оформлению курсовой работы
Работы оформляются на одной стороне листа формата А4 210 x 297 мм.

На каждой странице работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое –10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее 20 мм.

Курсовая работа может быть оформлена двумя способами: печатным или рукописным. В первом случае текст печатается с использованием шрифта Times New Roman Cyr размером «14» через полтора межстрочных интервала. Во втором случае текст пишется разборчивым почерком чернилами (пастой) синего или черного цвета, высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм.

Абзацный отступ в тексте равен 1,27 см. В тексте используются перенос слов и расположение текста по ширине листа.

Заголовки структурных частей работы печатают на отдельной строке, по середине листа, прописными буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и т.д.). Заголовки глав печатаются с абзацевого отступа прописными буквами, а заголовки разделов, подразделов печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой). Заголовки и подзаголовки выделяются «полужирным» шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются, точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между текстом и заголовком должно быть равно двойному межстрочному интервалу, а между заголовками должно быть равно одному полуторному интервалу. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Страницы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист входит в общую нумерацию работы, но на нем номер страницы не указывается. Страницы ставят в середине верхнего или нижнего поля страницы.

Главы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой конце. Введение и заключение не нумеруется. Разделы глав нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенные точкой. Например, номером 1.3. обозначается третий раздел первой главы. При необходимости каждый раздел может иметь подразделы. Номер главы, раздела, подраздела от названия заголовка следует отделять отступом.

Объем курсовой работы должен составлять 40- 45 страниц.

Оформленная курсовая работа должна иметь переплет. В случае необходимости папка со скоросшивателем или специальная папка.

При написании курсовых работ автор обязан давать библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Библиографическая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме, языке текста и т.п.



Внутритекстовые ссылки.

Внутритекстовые библиографические ссылки применяют в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст работы и изъять ее из текста и перенести под строку за текст невозможно, не заменив этот текст другим.

Внутритекстовые ссылки оформляются в тексте работы в квадратных скобках.

Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты, в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке [22].

Если ссылаются на определенные страницы какого-либо источника, то в квадратных скобках указывают номера страниц после номера источника через запятую [20, с.45].
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В каждом семестре студент должен сдать экзамен. Условием допуска к экзамену является выполнение всех видов самостоятельных работ и активная работа на семинарских и

практических занятиях.



  1. Понятие о методологии науки. Основные методологические принципы.

  2. Предмет социологии в единстве с методологией.

  3. Программа социологического исследования и социологический исследовательский проект.

  4. Логическая последовательность действий при разработке социологической программы.

  5. Постановка исследовательской проблемы. Классификация проблем.

  6. Определение объекта и предмета исследования.

  7. Целеполагание в социологическом исследовании.

  8. Определение и интерпретация понятий.

  9. Операционализация понятий. Критерии отбора индикаторов.

  10. Построение гипотез. Классификация гипотез.

  11. Понятие метода, инструментария, методики, техники, процедуры исследования.

  12. Классификация методов.

  13. Выбор методической стратегии.

  14. Проблема понятийного аппарата в социологии.

  15. Причины кризиса понятийного аппарата в социологии.

  16. Основные категории в социологии.

  17. Классификация понятий в социологии.

  18. Виды социологического исследования.

  19. Социальное и социологическое исследования

  20. Пробное и пилотажное исследования.

  21. Точечное исследование.

  22. Сплошное и выборочное исследования.

  23. Описательное и аналитическое исследования.

  24. Повторные исследования.

  25. Полевое исследование.

  26. Анализ случая.

  27. Функции социологического знания.

  28. Системность социологических объектов.

  29. Социологическое наблюдение. Виды социологического наблюдения.

  30. Этапы социологического наблюдения.

  31. Метод опроса. Виды опроса.

  32. Анкетирование. Композиция анкеты.

  33. Виды анкетных вопросов.

  34. Характеристика открытых вопросов. Процедура обработки открытых вопросов: посткодирование и лексикометрия

  35. Характеристика закрытых вопросов. Основные типы закрытых вопросов.

  36. Методология и техника интервью. Виды интервью.

  37. Экспертный опрос.

  38. Методы экспертного опроса.

  39. Маркетинговое исследование.

  40. Методы политических исследований

  41. Тестовая концепция вопроса.

  42. Информационная концепция вопроса.

  43. Индикаторная концепция вопроса.

  44. Сущность расширенной информационной концепции вопроса.

V. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендуемая литература (основная)


  1. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М: ИНФРА – М, 2004.-

  2. Как провести социологическое исследование. М. 1985.

  3. Морено Дж. Социометрия. М. 1958.

    1. Сравнительная социология: избранные переводы. М. 1995.

  4. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М. 1994.

  5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М. 1998.

    1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М. 1998.


Рекомендуемая литература (дополнительная)


  1. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группа как качественный метод в прикладном социально-психологическом исследовании// Введение в практическую социальную психологию. М. 1994.

    1. Давыдов А.А. Социология как метопарадигмальная наука// Социс. N9. 1992.

  2. Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии// Вопросы философии. 1978. №2.



Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины

Методология и методика социологического исследования

Список основной учебной литературы

*Указание о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках



Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение/ Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания







1

2

3

4

5

6

7







Методы социологического исследования.- М: ИНФРА.


Добреньков В.И, Кравченко А.И.

2004

Соответствует

30
<< предыдущая страница