Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология направление подготовки 030300 психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление... 2 746.13kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки... 2 555.67kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 6 1927.39kb.
Рабочая программа дисциплины психофизиология направление подготовки... 2 851.48kb.
Рабочая программа дисциплины современные концепции естествознания... 3 1394.66kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления... 4 603.3kb.
Программа дисциплины Основы организационной психологии для направления... 1 179.77kb.
Тесты по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» 3 709.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология направление - страница №1/2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки



030300 – ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки




Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения


очная, очно-заочная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой общей психологии

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________

Москва 2012



Зорина Зоя Александровна, д.б.н., профессор, кафедра общей психологии. Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Психология».

В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету


Рецензент: Телегина Э.Д., д.псх.н, профессор, зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСУ»

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная» является обеспечение будущих психологов основными знаниями в области происхождения психики человека. Курс знакомит студента с современными представлениями о поведении и психике животных и об истории их формирования, об ученых, внесших наиболее фундаментальный вклад в развитие этой области науки, о применяемых методах исследования и о возможности практического применения накопленных данных. Особое внимание уделено происхождению высших психических функций человека и поиску их биологических предпосылок.



2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебный курс «Зоопсихология и сравнительная психология», относится к профессиональному циклу (базовая часть) подготовки по направлению: психология. Эту дисциплину изучают на втором курсе после того, как студенты познакомятся с основами общей психологии, а также психофизиологии. Это позволяет им приступить к изучению проблемы происхождения психики человека, в том числе эволюционных истоков (биологических предпосылок) мышления и сознания. Данный курс важен для студентов как в теоретическом плане, так и в практическом. Он способствует формированию мировоззрения психолога и создает основу для использования зоопсихологических знаний в хозяйственной деятельности человека, в развивающей работе с детьми, в разработке методов психотерапии и анималотерапии, в формировании программ реинтродукции в природу редких и исчезающих видов.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • определения объекта и предмета зоопсихологии;

  • основные психологические принципы и научные подходы к изучению поведения и психики животных;

  • историю исследований поведения и психики животных в зарубежной и отечественной психологии;

  • роль зоопсихологии для понимания других отраслей психологии (прежде всего, для психологии развития) и разнообразные направления и школы традиционной и современной зоопсихологии;

  • определения категорий: поведение, психика, мышление, сознание, научение, онтогенез, врожденное и приобретенное, общение и язык;

  • экспериментальные методы изучения поведения и психики животных;

  • стадии эволюции психики;

  • вклад знаний по зоопсихологии в понимание происхождения психики человека.

    Уметь:

  • анализировать теоретический материал по основным проблемам зоопсихологии;

  • использовать результаты изучения поведения для описания психики животных.

    Владеть:

  • культурой научного мышления, приемами анализа как экспериментального материала, так и теоретических положений;

  • методами нахождения и использования информации о современных исследованиях в области зоопсихологии и сравнительной психологии.



    Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    Способностью и готовностью к:

    владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);


проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

    Выпускник должен обладать следующими профессиональнымикомпетенциями (ПК):

    Способностью и готовностью к:



применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

применению знаний по зоопсихологии и сравнительной психологии для решения задач в различных областях профессиональной практики (ПК-дополнительно);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).



4. Структура и содержание дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 ч.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия

Семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

2

32

10




6




16










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

2

12

4




2




6










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

2

8

2




2




4










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

2

4

2










2










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой 6период онтогенеза

2

8

2




2




4










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

2

34

10




8




16










7

Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факуль-тативное научение

2

8

2




2




4










8

Тема 2. Мышление животных:

2

10

4




2




4










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

2

8

2




2




4










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

2

8

2




2




4










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

2

6

2




2




2










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

2

6

2




2




2













ИТОГО

2

72

22




16




34







Зачет

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)




п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

3

32

2




4




26










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

3

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

3

8







2




6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

3

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

3

8







2




6










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

3

34

4




6




24










7

Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

3

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

3

10

2




2




6










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

3

8

2




2




4










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

3

8







2




6










11

Раздел 3: Приклад- ные аспекты зоо- и сравнительной психологии

3

6

2




1




3










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

3

6

2




1




3













ИТОГО:

3

72

8




11




53







Зачет


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

3

32

2




4




26










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

3

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

3

8







2




6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

3

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

3

8







2




6










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

3

34

4




6




24










7

Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

3

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

3

10

2




2




6










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

3

8

2




2




4










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

3

8







2




6










11

Раздел 3: Приклад- ные аспекты зоо- и сравнительной психологии

3

6

2




1




3










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

3

6

2




1




3













ИТОГО:

3

72

8




11




53







Зачет


Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

3

32

2




2




28










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

3

12

2




2




8










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

3

8













8










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

3

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

3

8













8










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

3

34







2




32










7

Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

3

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

3

10







2




8










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

3

8













8










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

3

8













8










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

3

6













6










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

3

6













6













ИТОГО

3

72

2




4




66







Зачет


Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

2

32

2




2




28










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

2

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

2

8







2




6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

2

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

2

8













8










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

2

34

2




2




30










7

Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

2

8







2




6










8

Тема 2. Мышление животных:

2

10

2










8










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

2

8













8










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

2

8













8










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

2

6













6










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

2

6













6













ИТОГО:

2

72

4




4




64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

2

32

2




2




28










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

2

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

2

6













6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

2

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

2

8













8










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

2

34













34










7

Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

2

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

2

10







2




8










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

2

8













8










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

2

8













8










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

2

6













6










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

2

6













6













ИТОГО:

2

72

4

2

2




68







Зачет


Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

3

32

2




2




28










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

3

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

3

6













6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

3

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

3

8













8










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

3

34













34










7

Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

3

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

3

10







2




8










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

3

8













8










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

3

8













8










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

3

6













6










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

3

6













6













ИТОГО:

3

72

4

2

2




68







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3,8 года на базе СПО ГВД)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

3

32

2




2




28










2

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных

3

12

2










10










3

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

3

6













6










4

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

3

4













4










5

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

3

8













8










6

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

3

34













34










7

Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение

3

8













8










8

Тема 2. Мышление животных:

3

10







2




8










9

Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация

3

8













8










10

Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

3

8













8










11

Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии

3

6













6










12

Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека

3

6













6













ИТОГО:

3

72

4

2

2




68







Зачет


5. Образовательные технологии

В ходе освоения курса предусмотрено планомерное чередование различных видов аудиторных занятий: лекций и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами.

Обязательными требованиями являются:

использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и видеофильмы);

чередование практических занятий и регулярных опросов и докладов;

периодическое включение занятий по проверке изучения рекомендованных монографий;

постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины
Самостоятельная работа студентов по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» включает изучение презентаций по каждой теме, которые предоставляются преподавателем на каждом занятии, в сочетании с изучением основной и дополнительной литературы. Предлагается следующий список контрольных вопросов для самопроверки знаний по каждой теме.
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных


  1. Какое из определений соответствует понятию «поведение»?

  2. Что такое психика?

  3. Что является источником познания психики животных?

  4. Что такое антропоморфизм?

  5. Какие науки изучают поведение и психику животных?

  6. Задачи зоо- и сравнительной психологии

  7. Назовите основоположников: этологии

бихевиоризма

отечественной зоопсихологии

физиологии ВНД;


  1. Какие важнейшие открытия в науках о поведении и психике животных были сделаны:

в первое десятилетие ХХ века

во второе десятилетие ХХ века



  1. Какой вклад в изучение поведения и психики животных внесли:

  2. Ч. Дарвин, И. П. Павлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, В. А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, Э. Толмен, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц, Н. Тинберген, Л. В. Крушинский, А. Н. Северцов, Дж. Гудолл, Л.А. Фирсов.

  3. Кто написал, что «разница между психикой человека и животных, как бы велика она ни была, это разница в степени, а не в качестве»?



  4. Назовите основные способы классификации поведения

  5. Как делятся поведенческие акты по способу формирования в онтогенезе?

  6. Какая категория поведения приспосабливает животное к типичным для данного вида условиям среды?

  7. Какую роль в адаптации к среде играют инстинкты?

  8. Какую роль в адаптации к среде играют научение?

  9. Дайте краткую характеристику индивидуального, репродуктивного и социального поведения животных.

  10. Перечислите формы индивидуального поведения

Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения

  1. Какая наука изучает основы врожденного видоспецифического поведения?

  2. Когда возникла этология и кто ее основоположники

  3. Перечислите 4 основные проблемы (4 вопроса по Н. Тинбергену), которые изучает этология

  4. Какая особенность характерна только для исследований этологов

  5. Опишите основные фазы поведенческого акта по Лоренцу

  6. Особенности поисковой фазы и завершающего акта

  7. Примеры изучения приспособительного значения поведенческих признаков.

  8. Что такое этограмма;

  9. Что такое “Фиксированный комплекс действий” (ФКД)?

  10. Примеры видоспецифических ФКД в пищедобывательном поведении

  11. Примеры видоспецифических ФКД в половом поведении

  12. Что такое ключевой стимул и сверхстимул?

  13. Примеры ключевых стимулов (релизеров) для разных видов индивидуального, социального и репродуктивного поведения;

Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных

  1. Вклад этологии в изучение социального поведения животных.

  2. Что такое сообщество?

  3. Признаки, по которым различаются группировки особей.

  4. Основные типы социальной организации животных.

  5. Приведите примеры одиночно живущих видов.

  6. Назовите типы анонимных сообществ.

  7. Чем отличаются агрегации от анонимных сообществ.

  8. Приведите примеры видов, образующих индивидуализированные сообщества.

  9. По какому принципу построена внутренняя структура индивидуализированных сообществ, и какие механизмы способствуют ее поддержанию?

  10. В чем сходство и в чем отличие языка человека и коммуникативных систем животных?

  11. Назовите две основные группы коммуникативных сигналов, с помощью которых устанавливается и поддерживается внутренняя структура сообщества.

  12. Основные общие признаки сигналов доминирования у животных разных видов.

  13. К.Лоренц. Каков основной механизм формирования коммуникативных сигналов в процессе онтогенеза (преимущественно генотип или преимущественно среда)?

  14. От соотношения каких внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов?

  15. За счет чего происходит установление ранговой иерархии в сообществе?

  16. Гипотеза К. Лоренца о ритуализации как процессе формирования сигналов угрозы.

Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза

  1. Этологи о роли врожденного и приобретенного в поведении.

  2. Примеры депривационных экспериментов.

  3. Основные периоды онтогенеза.

  4. Типы онтогенеза позвоночных.

  5. Какие признаки отсутствуют у незрелорождающихся в первые часы жизни?

  6. Примеры фиксированных комплексов действий, которые проявляются в процессе онтогенеза в «готовом» виде.

  7. Виды облигатного научения.

  8. Что такое критические, или чувствительные периоды онтогенеза?

  9. К какой категории поведенческих актов относится запечатление?

  10. Виды запечатления.

  11. Приведите примеры двух видов запечатления.

  12. Формирование видоспецифической песни птиц как пример облигатного научения.

  13. Укажите виды научения, необходимые при формировании видоспецифического пения птиц?

  14. Роль облигатного научения в формирования охотничьего поведения хищных.

  15. Последствия социальной изоляции в раннем возрасте.

  16. Эпигенетическая концепция развития поведения.

  17. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных.

  18. Норма реакции поведенческих признаков.

  19. Определение игры по Фабри и Эльконину.

  20. Формы игры.

  21. Основные функции игрового поведения.

  22. Как называются игры, при которых один детеныш нападает на другого?

  23. В каком периоде онтогенеза детеныши больше всего играют?

  24. Как называются игры, при которых детеныш обследует предметы?

  25. Примеры "образного фантазирования" в играх шимпанзе.

  26. Игра ребенка и детеныша шимпанзе: сходство и отличие.

  27. Примеры уточнения систематики благодаря использованию поведенческих признаков.

  28. Гипотеза К. Лоренца о двух путях эволюции поведения.

  29. Опишите вклад Ч. Дарвина в изучение эволюции поведения.

Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных

Тема 1. Индивидуально-приспособительная деятельность животных. Факультативное научение

  1. Назовите два основных вида научения.

  2. Какова приспособительная функция облигатного научения?

  3. Какова приспособительная функция факультативного научения?

  4. Перечислите основные категории факультативного научения

  5. В какие периоды онтогенеза происходит облигатное научение?

  6. В какие периоды онтогенеза происходит факультативное научение?

  7. Кто является автором методики классических условных рефлексов

  8. Назовите автора теории "Стимул-реакция"

  9. Кто является автором методики «проблемных ящиков»?

  10. Кто является автором методики изучения «инструментального обучения»?

  11. Что лежит в основе когнитивных процессов и их отличие от ассоциативного научения?

  12. Какая методика позволяет исследовать наиболее универсальную форму когнитивного научения?

  13. Что такое социальное научение?

  14. Приведите примеры роли подражания в формировании культурных традиций в сообществах животных.

Тема 2. Мышление животных:

  1. Определения мышления

  2. Приспособительная роль актов поведения, основанных на мышлении.

  3. Ключевые слова в определении мышления по А. Р. Лурия.

  4. Какую сторону мышления подчеркивают определения Брушлинского, Лурия, Крушинского?

  5. Верно ли, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной для человеческого общества

  6. Что такое «когнитивная наука»?

  7. Какие науки изучают зачатки мышления у животных.

  8. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных?

  9. Какие требования являются общими для методов наблюдения и эксперимента.

  10. Что такое «орудийная деятельность» и кто ввел в науку эту модель для изучения мышления животных?

  11. Кто первым доказал в эксперименте способность приматов к решению новых задач без совершения проб и ошибок, при первом же предъявлении?

  12. Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов?

  13. Определение «инсайта» по В. Келеру

  14. Какие виды животных решают орудийные задачи при первом же предъявлении, без предварительного обучения?

  15. К какой категории поведения вы отнесете орудийные действия обезьяны, впервые строящей пирамиду из ящиков?

  16. Примеры необходимости применения канона К. Л. Моргана при изучении мышления животных.

  17. Сопоставление природы орудийных действий дарвиновых вьюрков и шимпанзе, использующих палки.

  18. Какое условие, по мнению В. Келера, необходимо для решения орудийных задач?

  19. Определение каких параметров включает «целостная оценка отношений внутри ситуации» (по В. Келеру)?

  20. Приведите примеры определения антропоидами пространственных соотношений между целью-приманкой и возможными средствами для ее решения;

  21. Приведите примеры определения птицами пространственных соотношений между целью-приманкой и возможными средствами для ее решения (орудийные и протоорудийные задачи);

  22. Какие опыты на капуцинах показывают, что низшие приматы не способны самостоятельно выявить роль предмета как орудия для достижения цели, если он заранее не совмещен с приманкой в пространстве?

  23. Приведите примеры составления «мысленного плана» серии операций, необходимых для достижения цели, у птиц и у антропоидов (промежуточные действия, подготовительные операции по А. Н. Леонтьеву).

  24. Какие особенности орудийной деятельности шимпанзе и новокаледонских ворон свидетельствуют о том, что у них формируется мысленный образ-представление о свойствах орудия, необходимого для решения данной задачи.

  25. Перечислите опыты, в которых животные использовали воду в качестве орудия для достижения цели.

  26. Что свидетельствует о наличии «мысленного плана» при изготовлении орудий у новокаледонских ворон?

  27. Что свидетельствует о наличии «мысленного плана» при использовании орудий у шимпанзе?

  28. Кто автор концепции о биологических основах рассудочной деятельности (мышления) животных

  29. Определение рассудочной деятельности

  30. Какие задачи для изучения элементарного мышления животных разработал Л.В. Крушинский?

  31. Какое определение соответствует понятию «способность к экстраполяции»?

  32. Какая когнитивная способность лежит в основе решения задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур?

  33. Кто из животных не решает задачу на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения и кто ее решает (фильм)?

  34. Какие животные решают задачу на оценку свойств объемных и плоских фигур и оперирование ими в новой ситуации

Тема: Обобщение.

  1. Перечислите основные операции мышления.

  2. Перечислите основные формы мышления.

  3. Назовите способы мышления.

  4. Дайте определение операции обобщения

  5. Дайте определение операции абстрагирования.

  6. Кто из ученых первым доказал способность животных к обобщению и абстрагированию?

  7. Дайте определение понятия.

  8. Из каких основных стадий должно состоять исследование способности животных к обобщению.

  9. Что такое «феномен Умного Ганса» и как должен быть организован эксперимент, чтобы избежать его повторения?

  10. Назовите основные экспериментальные процедуры, которые используют для исследования способности животных к обобщению.

  11. Назовите, на какие две основные группы делят признаки, по которым могут различаться стимулы, и приведите примеры этих признаков.

  12. Что такое относительные признаки?

  13. Что такое сходство по аналогии?

  14. Что такое критерий обученности и каким он должен быть?

  15. Что такое «тест на перенос»?

  16. Какие две принципиально разные группы стимулов можно использовать в тестах на перенос?

  17. Назовите два принципиально разных уровня обобщения.

  18. Как можно выявить способность животного к допонятийному уровню обобщения?

  19. Как можно выявить способность животного оперировать довербальным понятием?

  20. Какой уровень обобщения доступен даже низкоорганизованным животным?

  21. Объясните, что представляет собой метод обучения дифференцировке стимулов.

  22. Как Леонид Александрович Фирсов применил метод обучения дифференцировке стимулов для сравнительной оценки способности к обобщению признака «большее» у животных разных видов и какие получил результаты?

  23. Объясните, что представляет собой метод обучения выбору по сходству с образцом.

  24. Использование какого довербального понятия лежит в основе отвлеченного правила выбора по образцу?

  25. Кто ввел метод выбора по образцу в широкую практику сравнительно-психологических исследований?

  26. У каких животных обнаружена способность к образованию довербальных понятий».


Тема: «Биологические предпосылки речи человека: символизация»

  1. Кто первым сформулировал представление о наличии у высших позвоночных довербального мышления и считал способность к обобщению не следствием наличия языка, а, наоборот, его основой?

  2. Кто сформулировал представление о первой и второй сигнальной системах?

  3. Кто автор гипотезы о существовании в эволюции сигнальных систем переходного типа?

  4. Что представляет собой первая сигнальная система?

  5. Что представляет собой вторая сигнальная система?

  6. Какие эксперименты подтверждают гипотезу Орбели о возможности существования сигнальных систем переходного типа. Дайте определение языка человека.

  7. Что такое символизация?

  8. Какое определение соответствует понятию «символизация»?

  9. Какие бывают знаки?

  10. Способны ли животные устанавливать эквивалентность понятий и знаков?

  11. Что такое счет в строгом смысле этого слова («истинный счет»)?

  12. В чем заключается вклад Сары Бойзен в сравнительную психологию?

  13. В чем заключается вклад Ирен Пепперберг в сравнительную психологию?

  14. Какие знаки-символы для каких понятий усвоил попугай «Алекс»?

  15. В чем особенность процедуры, примененной для исследования способности серых ворон к символизации?
  16. На каких моделях изучают способность животных к символизации?
  17. следующая страница >>