Рабочая программа дисциплины психофизиология направление подготовки 030300 психология - страница №1/2
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Направление подготовки
030300 – ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
_____________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой общей психологии
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва
2012 г.
Корсун Ксения Петровна, старший преподаватель
Кафедра «естественно-научных дисциплин»
Программа предназначена для студентов обучающихся по
направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. В рабочей программе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Психофизиология».
Рецензенты: Холодова М.В., докт. биол. наук, с. н. с.
Березина Т.Н. докт. псих. наук, доцент
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психофизиология» являются:
ознакомить студентов с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и сформировать у них умение использовать эти знания при анализе психологических данных
освоение студентами основных положений психофизиологии – науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознания;
ознакомление с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставление необходимых знания для научно - исследовательской и научно педагогической работы.
ознакомление студентов с основами психофизиологии как науки, с её предметом, задачами и методами.
ознакомление студентов с принципами переработки информации в центральной нервной системе.
ознакомление студентов с психофизиологическими основами сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.
ознакомление студентов с основами прикладной психофизиологии.
ознакомление студентов с основами дифференциальной психофизиологии.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психофизиология» относится к циклу ООП Б3. Профессиональный цикл, базовая часть.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких дисциплин как «Введение в психологию», «Современные концепции естествознания», «Физиология ВНД и СС», «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология».
Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Возрастной и клинической психологии», «Специальной психологии», «Основы психогенетики».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психофизиология».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
способность и готовность к:
К пониманию современных концепций картин мира на основании сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК – 2);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК -5);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК - 9);
профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
способность и готовность к:
Реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1).
Отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК- 2).
Осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4).
Выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5).
Прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и психических отклонениях (ПК-7).
Ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК -8).
Применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).
Пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).
Участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11).
Проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).
Просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК- 20).
Проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК -22).
В результате освоения дисциплины «Психофизиология» обучающийся должен:
- знать
основы психофизиологии движений, познавательных процессов и индивидуальных.
методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно – резонансной томографии мозга.
закономерности и механизмы формирования психических процессов, памяти, обучения, функциональных состояний.
о нейронных механизмах сенсорных процессов.
механизмы организации высших психических функций.
Принципы переработки информации в ЦНС.
- уметь
использовать знания по системной психофизиологии, психофизиологии индивидуальных различий (дифференциальной психофизиологии) для практической профессиональной деятельности.
анализировать психофизиологические феномены с позиций системного подхода.
- владеть
навыками работы с литературой и с Интернетом по изучаемым проблемам;
основными методами естественно-научных исследований.
4. Структура и содержание дисциплины «Психофизиология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,72 часа.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
1
|
|
2
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
2
|
|
4
|
|
2
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
1
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
1
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
1
|
|
2
|
|
2
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
16
|
|
22
|
|
34
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
Дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
4
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
4
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
4
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
4
|
5
|
0,5
|
|
|
|
4,5
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
4
|
8
|
0,5
|
|
0,5
|
|
7
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
4
|
9
|
|
|
0,5
|
|
8.5
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
4
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
4
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
4
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
4
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
4
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
4
|
8
|
|
|
0,5
|
|
7,5
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
72
|
2
|
|
4
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успевае-мости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
5
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
5
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
5
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
5
|
5
|
0,5
|
|
0,5
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
5
|
8
|
0,5
|
|
0,5
|
|
7
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
5
|
9
|
1
|
|
|
|
8
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
5
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
5
|
8
|
1
|
|
1
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
5
|
72
|
4
|
|
2
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4,5 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успева-емости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
1
|
|
0,5
|
|
3,5
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
|
|
3
|
|
5
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
0,5
|
|
3
|
|
5,5
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
1,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
0,5
|
|
|
|
4,5
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
0,5
|
|
0,5
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
0,5
|
|
1
|
|
6,5
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
8
|
|
11
|
|
53
|
|
|
Зачет
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успева-емости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
1
|
|
0,5
|
|
3,5
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
|
|
3
|
|
5
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
0,5
|
|
3
|
|
5,5
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
1,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
0,5
|
|
|
|
4,5
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
0,5
|
|
0,5
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
0,5
|
|
1
|
|
6,5
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
8
|
|
11
|
|
53
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успевае-мости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1
|
|
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
2
|
|
4
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успевае-мости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1
|
|
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
2
|
|
4
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.года 8 месяцев на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успевае-мости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Предмет и задачи психофизиологии
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Методы психофизиологии
|
3
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Психофизиология функциональных состояний
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
6
|
Психофизиология внимания
|
3
|
9
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
7
|
Психофизиология памяти
|
3
|
5
|
1
|
|
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Психофизиология речевых процессов
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
9
|
Психофизиология мыслительной деятельности
|
3
|
5
|
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Сознание как психофизиологический феномен
|
3
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
11
|
Психофизиология двигательной активности
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Основы возрастной психофизиологии
|
3
|
8
|
|
|
1
|
|
7
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
2
|
|
4
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
следующая страница >>