Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины современные концепции естествознания направление подготовки - страница №1/3
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Направление подготовки
030300 – ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
_____________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва
2012 г.
Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент
Кафедра «естественно-научных дисциплин»
Программа «Современные концепции естествознания» предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. В рабочей программе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные концепции естествознания»».
Рецензенты: Холодова М.В., докт. биол. наук, вед. н. с.
Березина Т.Н. докт. псих. наук., профессор
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Современные концепции естествознания» являются:
- дать представление об современной научной картиной мира, об основных идеях современного естествознания, и основных идеях в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии, перспективах развития этих наук.
- ознакомление с историей науки, с современными достижениями науки, с основными с глобальными проблемами человечества и путями их решения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Современные концепции естествознания» относится к циклу ООП Б.2. Математический и естественно-научный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких «Философия», « Введение в психологию».
Данная дисциплина является базовой для большинства дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Анатомии ЦНС», «Психофизиологии», а также для дисциплин вариативной части профессионального цикла по профилю «Антропологии» и «Экологии».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные концепции естествознания».
-
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
К пониманию современных концепций картин мира на основании сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК – 2)
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК -5);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК - 9);
овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
Отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК- 2).
В результате освоения дисциплины «анатомия центральной нервной системы» обучающийся должен:
- знать
-
основные задачи курса «современные концепции естествознания»;
-
краткую историю науки;
-
общие положения современной научной картины мира;
-
основные идеи современного естествознания;
-
основные глобальные проблемами человечества
- уметь
-
выделить основные этапы развития естествознания, начиная с первых шагов науки;
-
описать основные научные картины мира прошлого и общие положения современной научной картины и показать мировоззренческую значимость основных положений современной науки;
-
выделить общенаучные идеи в основных разделах естествознания;
-
связывать знания полученные из дисциплины «концепции современного естествознания», с другими естественно-научными дисциплинами;
- владеть
-
представлением о современном состоянии естествознания в России и в мире, об основных тенденциях в естественных науках, об основных современных открытиях в естествознании и применении этих знаний в практике,
-
владеть информацией о возможных сценариях будущего развития человечества; и о путях в решении мировых глобальных проблем.
-
навыками работы с литературой и с Интернетом по изучаемым проблемам, основными методами естественно-научных исследований.
4. Структура и содержание дисциплины «Современные концепции естествознания»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Очная форма (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Естественно-научные и гуманитарные культуры.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
0,5
|
|
1
|
|
|
|
2
|
История естествознания.
|
1
|
12
|
1
|
|
2,5
|
|
8,5
|
|
|
|
3
|
Естествознание как единая наука о природе.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
4
|
Панорама современной науки и естествознания.
|
1
|
4
|
0,5
|
|
1
|
|
2,5
|
|
|
|
5
|
Логика и методология научного познания.
|
1
|
4
|
0,5
|
|
1
|
|
2,5
|
|
|
|
6
|
Порядок и беспорядок в природе, хаос.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
7
|
Системный взгляд на природу.
|
1
|
4
|
0,5
|
|
1
|
|
2,5
|
|
|
|
8
|
Структурные уровни организации материи.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
9
|
Мегамир.
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
10
|
Фундаментальные принципы Природы: материя, движение, пространство и время.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
11
|
Концепция детерминизма в естествознании.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
12
|
Принципы симметрии.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
13
|
Химические системы.
|
1
|
4
|
0,5
|
|
1
|
|
2,5
|
|
|
|
14
|
Особенности биологического уровня организации материи.
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
15
|
Эволюционное учение.
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
16
|
Учение о биосфере.
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
17
|
Феномен человека.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
18
|
Время и функции организма.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
19
|
Загрязнение окружающей среды и человечество.
|
1
|
2
|
0,5
|
|
1
|
|
0,5
|
|
|
|
20
|
Глобальные проблемы человечества.
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
21
|
Концепция саморазвития и самоорганизации материи
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
1
|
72
|
14
|
|
22
|
|
36
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Естественно-научные и гуманитарные культуры.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
2
|
История естествознания.
|
3
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
|
3
|
Естествознание как единая наука о природе.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
4
|
Панорама современной науки и естествознания.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
5
|
Логика и методология научного познания.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
6
|
Порядок и беспорядок в природе, хаос.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
7
|
Системный взгляд на природу.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
8
|
Структурные уровни организации материи.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
9
|
Мегамир.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
10
|
Фундаментальные принципы Природы: материя, движение, пространство и время.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
11
|
Концепция детерминизма в естествознании.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
12
|
Принципы симметрии.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
13
|
Химические системы.
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
14
|
Особенности биологического уровня организации материи.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
15
|
Эволюционное учение.
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
16
|
Учение о биосфере.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
17
|
Феномен человека.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
18
|
Время и функции организма.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
19
|
Загрязнение окружающей среды и человечество.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
20
|
Глобальные проблемы человечества.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
21
|
Концепция саморазвития и самоорганизации материи
|
3
|
4
|
|
|
0,5
|
|
3,5
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
4
|
|
2
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Естественно-научные и гуманитарные культуры.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
2
|
История естествознания.
|
3
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
|
3
|
Естествознание как единая наука о природе.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
4
|
Панорама современной науки и естествознания.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
5
|
Логика и методология научного познания.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
6
|
Порядок и беспорядок в природе, хаос.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
7
|
Системный взгляд на природу.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
8
|
Структурные уровни организации материи.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
9
|
Мегамир.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
10
|
Фундаментальные принципы Природы: материя, движение, пространство и время.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
11
|
Концепция детерминизма в естествознании.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
12
|
Принципы симметрии.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
13
|
Химические системы.
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
14
|
Особенности биологического уровня организации материи.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
15
|
Эволюционное учение.
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
16
|
Учение о биосфере.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
|
|
3,5
|
|
|
|
17
|
Феномен человека.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
18
|
Время и функции организма.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
19
|
Загрязнение окружающей среды и человечество.
|
3
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
20
|
Глобальные проблемы человечества.
|
3
|
4
|
0,5
|
|
0,5
|
|
3
|
|
|
|
21
|
Концепция саморазвития и самоорганизации материи
|
3
|
4
|
|
|
0,5
|
|
3,5
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
4
|
|
2
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
следующая страница >>
|