Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление подготовки 030300 психология профиль подготовки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки... 2 555.67kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Рабочая программа дисциплины психофизиология направление подготовки... 2 851.48kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 2 757.33kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 6 1927.39kb.
Образовательная программа по направлению магистерской подготовки... 1 395.14kb.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления... 4 603.3kb.
Рабочая программа дисциплины современные концепции естествознания... 3 1394.66kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Основные принципы экспериментальной психологии 1 57.45kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление подготовки - страница №1/2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий



" 31 " мая 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки



030300 — ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки



Практическая социальная психология

Психология здоровья

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № 8 от 28 мая 2012 г.)

Одобрено кафедрой



(протокол № от 2012 г.)

Зав.кафедрой

(подпись)

Москва

2012
Разработчик Бурмистрова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук


«Экспериментальная психология» представляет собой базовый курс в системе подготовки психологов и знакомит с основами психологического экспериментирования как предметной деятельности психолога-исследователя. Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направлению 030300 «Психология». Программа может использоваться в учебном процессе для широкого круга специальностей и направлений подготовки кадров в области психологии, педагогики, менеджмента.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология (квалификация (степень) «бакалавриат»), утвержденный приказом Минобрнауки России от 21.12. 2009 г. № 759



Рецензент: Телегина Э.Д., д.псх.н., профессор, зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСУ»

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» является формирование у студентов компетенций в области построения экспериментального психологического исследования.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

2.1. Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой части профессионального цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами школьной программы, а также предыдущими курсами основной образовательной программы.
Общая психология (Введение в психологию)

Знать: общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены; психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; основные проблемы психологии человека как субъекта деятельности и субъекта познания; Закономерности функционирования и развития психики человека как субъекта деятельности и познания; содержание основных теоретических подходов к определению предмета психологии

Уметь: применять общепсихологические знания для выявления специфики психического функционирования человека; Использовать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики для решения профессиональных задач; Осуществлять анализ, обобщение и синтез фактов и теоретических положений психологии для решения профессиональных задач; применять общепсихологические знания о психологических феноменах для прогнозирования изменений и динамики уровня развития психики человека

Владеть: методами теоретического изучения закономерностей функционирования и развития психики; нормативами научного мышления; методами теоретического изучения закономерностей функционирования и развития психики.


2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения, владение, формируемые данной учебной дисциплиной



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин

№№ разделов данной учебной дисциплины (модуля), необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей)

1.

методологические основы психологии

1

2

психодиагностика

2

3

общий психологический практикум

1,2

4

психология развития и возрастная психология

4

5

педагогическая психология

4

6

социальная психология

4

7

математические методы в психологии.


1,2


2.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и общими для всех видов профессиональной деятельности компетенциями (ОПК):






п/п

Номер/индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной

дисциплины обучающиеся должны

Знать

Уметь

Владеть

1.

ОК-3


Владение культурой научного мышления: обобщение, анализ и синтез фактов и теоретических положений

- общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены;

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах


- различать уровни организации исследования (уровни методов и методик)

- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования




-нормативами научного мышления;

-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики

- системой понятий, составляющих основу этических норм экспериментального психологического исследования


2.

ОК-4


Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

- основания выбора методов психологического исследования

- основные типы исследований в психологии




-применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики


3.

ОК-5


Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- критерии оценивания валидности исследований


- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом

-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики

- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;



4.

ОК-9


Проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Знать нормы и правила оформления результатов психологического исследования

- осуществлять подготовительную работу для проведения исследования, а также обрабатывать и интерпретировать данные

- уметь оформлять результаты исследования



навыками оформления научных статей и отчетов

5.

ПК-10


Понимание и постановка профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- критерии оценивания валидности исследований


- применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом

-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики

- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;

- навыками оформления научных статей и отчетов


6.

ПК-11


Участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- критерии оценивания валидности исследований


- планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом




-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики

методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;


навыками оформления научных статей и отчетов

7.

ПК-12


Проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

- основания выбора методов психологического исследования

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- основные типы исследований в психологии


- организовывать и осуществлять прикладные исследования в любой области психологии ;

- планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии - различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом



- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
навыками оформления научных статей и отчетов

8.

ПК-17


Подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении

-основы содержательного и формального планирования экспериментов


- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом


- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;


9.

ПК-19


Самообразование на протяжении всей профессиональной жизни

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах


- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования


- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология».


КАРТА КОМПЕТЕНЦИИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Целями освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» является формирование у студентов компетенций в области построения экспериментального психологического исследования.


В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ

Перечень компонентов

Технологии формирования

Формы оценочного средства

Уровни освоения компетенции

ИНДЕКС

ФОРМУЛИРОВКА

ОК - 3

Владение культурой научного мышления: обобщение, анализ и синтез фактов и теоретических положений

Знать: - общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены;

- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах



Уметь: различать уровни организации исследования (уровни методов и методик)

- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования



Владеть: нормативами научного мышления; системой категорий и понятий общей и экспериментальной психологии

- лекции и практические занятия;

- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;



- реферат

- экзамен



ПОРОГОВЫЙ

- знание основные понятия экспериментальной психологии


ПОВЫШЕННЫЙ

уметь осуществлять анализ современных представлений об организации научного психологического исследования


ОК-4

Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

Знать: - основания выбора методов психологического исследования

- основные типы исследований в психологии



Уметь: применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики Владеть: методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики



- лекции и практические занятия;

- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;



-реферат

- экзамен



ПОРОГОВЫЙ

- знание основные понятия экспериментальной психологии

- знание основных этапов исследования, способов планирования экспериментов, а также методов обработки и интерпретации данных

ПОВЫШЕННЫЙ

уметь осуществлять анализ современных психологических исследований с точки зрения нормативов организации научного психологического исследования


ОК-5

Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач

Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

-основы содержательного и формального планирования экспериментов

-критерии оценивания валидности исследований

Уметь: различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом

Владеть:

- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;



- практические занятия;

- анализ классических исследований в психологии

- разбор практических ситуаций («case studies»)


-реферат

- ИДЗ


- экзамен

ПОРОГОВЫЙ

- знание основных методов обработки и интерпретации данных


ПОВЫШЕННЫЙ

уметь применять основные методы организации теоретических и экспериментальных исследований при решении различных профессиональных задач



ОК-9

Проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Знать: Знать нормы и правила оформления результатов психологического исследования

Уметь: - осуществлять подготовительную работу для проведения исследования, а также обрабатывать и интерпретировать данные

- уметь оформлять результаты исследования



Владеть: навыками оформления научных статей и отчетов

- лекции и практические занятия;

- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;



- ИДЗ

- экзамен



ПОРОГОВЫЙ

- знание основных способов осуществления библиографической и информационно-поисковой работы


ПОВЫШЕННЫЙ

уметь применять основные способы осуществления библиографической и информационно-поисковой работы для осуществления обоснования актуальности исследования



ПК-10

Понимание и постановка профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности

Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- критерии оценивания валидности исследований

Уметь: - применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом



Владеть: методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики

- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;

- навыками оформления научных статей и отчетов


- лекции и практические занятия;

- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;



- реферат

- НИРС


- ИДЗ

-экзамен


ПОРОГОВЫЙ

- знание основных способов определения источников проблемы психологического исследования


ПОВЫШЕННЫЙ

Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности



ПК-11

Участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

- основы содержательного и формального планирования экспериментов

- критерии оценивания валидности исследований

Уметь:планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом



Владеть:

методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;

навыками оформления научных статей и отчетов


- практические занятия;

- разбор практических ситуаций («case studies»)



- ИДЗ

- НИРС


- экзамен

ПОРОГОВЫЙ

Осуществление отдельных этапов научного исследования


ПОВЫШЕННЫЙ

Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности и проводить исследования



ПК-12

Проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

Знать: - основания выбора методов психологического исследования

- основы содержательного и формального планирования экспериментов



Уметь: - организовывать и осуществлять прикладные исследования в любой области психологии ;

Владеть: методами обработки и интерпретации данных психологического исследования

- практические занятия;

- разбор практических ситуаций («case studies»)



- ИДЗ

- НИСР


- экзамен

ПОРОГОВЫЙ

Осуществление отдельных этапов научного исследования


ПОВЫШЕННЫЙ

Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности и проводить исследования



ПК-17

Подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении

Знать: - основы содержательного и формального планирования экспериментов

Уметь: - различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом

Владеть: - методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;

- практические занятия;

- разбор практических ситуаций («case studies»)



- ИДЗ

-НИРС


-экзамен

ПОРОГОВЫЙ

Осуществление отдельных этапов научного исследования

ПОВЫШЕННЫЙ

Уметь самостоятельно осуществлять психологическое исследование



ПК-19

Самообразование на протяжении всей профессиональной жизни

Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах

Уметь:рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования

Владеть: методами обработки и интерпретации данных психологического исследования

- практические занятия;

- разбор практических ситуаций («case studies»)



- ИДЗ

-экзамен


ПОРОГОВЫЙ

Осуществление отдельных этапов научного исследования

ПОВЫШЕННЫЙ

Уметь самостоятельно осуществлять анализ валидности данных психологического исследования





4. Структура и содержание дисциплины «Экспериментальная психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

5

16

5




1

4

10










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

5

22

5




2

4

11










3

Теория психологического эксперимента

5

25

4




2

6

12










4

Типы психологических экспериментов

5

25

4




2

6

12










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

5

28

4




4

6

12










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

5

28

6




4

6

12













ИТОГО

5

0

28




15

32

69







Экзамен



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16

2




1

2

11










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

2




1

2

17










3

Теория психологического эксперимента

4

24

1




1

3

19










4

Типы психологических экспериментов

4

26

1




1

3

21










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

3




2

3

20










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

3




2

3

20













ИТОГО

4

144

12




88

16

108







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16

2




1

2

11










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

2




1

2

17










3

Теория психологического эксперимента

4

24

1




1

3

19










4

Типы психологических экспериментов

4

26

1




1

3

21










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

3




2

3

20










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

3




2

3

20













ИТОГО

4

144

12




8

16

108







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

5

16







1




15










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

5

22

1







1

20










3

Теория психологического эксперимента

5

24







1

1

22










4

Типы психологических экспериментов

5

26

1







1

24










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

5

28

1




1




26










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

5

28

1




1

1

25













ИТОГО

5

144

4




4

4

132







Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16







1

1

15










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

1




1




20










3

Теория психологического эксперимента

4

24

1







1

22










4

Типы психологических экспериментов

4

26







1




24










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

1







1

26










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

1




1

1

25













ИТОГО

4

144

4




4

4

132







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16







1

1

15










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

1




1




20










3

Теория психологического эксперимента

4

24










1

22










4

Типы психологических экспериментов

4

26

1







1

24










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

1




1




26










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

1




1

1

25













ИТОГО

4

144

4




4

4

132







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16







1

1

15










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

1







1

20










3

Теория психологического эксперимента

4

24

1







1

22










4

Типы психологических экспериментов

4

26







1




24










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

1




1




26










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

1




1

1

25













ИТОГО

4

144

4




4

4

132







Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

4

16







1

1

15










2

Эксперимент в системе методов психологического исследования

4

22

1







1

20










3

Теория психологического эксперимента

4

24

1







1

22










4

Типы психологических экспериментов

4

26







1




24










5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

4

28

1




1




26










6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

4

28

1




1

1

25













ИТОГО

4

144

4




4

4

132







Экзамен



Содержание дисциплины




раздела

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии


Экспериментальная психология как отрасль современной психологии. Предмет, цель и задачи экспериментальной психологии.

Наука как система знаний и как вид деятельности. Нормативы научного мышления. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация теории. «Психологическая реальность», мир теорий и экспериментальные модели.

История развития экспериментального метода в психологии. Первые психологические эксперименты Э. Вебера, Г. Фехнера и др. Экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта. Вклад Г. Эббингауза, А. Бинэ, Ф. Гальтона в развитие экспериментального метода в психологии.

Развитие экспериментальной психологии в России (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, О.К. Тихомиров и др.)




2

Эксперимент в системе методов психологического исследования


Методология экспериментального психологического исследования. Понятие парадигмы научного исследования. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы исследования. Методологические принципы психологического исследования. Виды психологических исследований. Структура психологического исследования.

Этика психологических исследований.

Основные источники научных проблем.

Научное исследование, его принципы и структура. Типы эмпирических данных в психологии. Эмпирические методы в психологии. Классификация исследовательских методов в психологии.

Метод наблюдения. Методики наблюдения в экспериментальных схемах.

Измерение в психологии. Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных. Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.

Эмпирические методы в психологии Неэкспериментальные психологические методы Эксперимент в системе методов психологического исследования


3

Теория психологического эксперимента

Теория психологического эксперимента. Определение эксперимента. Специфика психологического эксперимента.

Эксперимент как средство проверки гипотез о причинно-следственных отношениях. Понятие психологической причинности.

Виды переменных в психологическом эксперименте. Способы задания независимых переменных в психологическом эксперименте. Измерение зависимых переменных. Управляемые и субъективные переменные.

Экспериментальная гипотеза. Виды психологических гипотез, проверяемых в эксперименте. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез. Уровни гипотез: теоретические, экспериментальные и статистические.

Понятия надежности, репрезентативности и валидности психологического эксперимента. Валидность психологического эксперимента. Виды валидности. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экспериментальном эффекте. Конструктная валидность и концептуальные репликации.

Внешняя валидность.

Артефактные выводы как результат невалидности эксперимента.

Установление экспериментального эффекта. Понятие артефакта.

Основы планирования психологического эксперимента. Формальное и содержательное планирование. План эксперимента и план обработки данных. Планирование эксперимента и контроль переменных. Схема контроля в межгрупповых панах. Схема контроля во внутригрупповых планах. Смешения переменных. Схемы контроля сопутствующих смешений.

Критерии классификации экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы. Истинные экспериментальные планы.




4

Типы психологических экспериментов

Типы психологических экспериментальных исследований. Типы экспериментов в психологии. Основания типологий.

«Естественный» и «социальный» эксперименты.

Педагогический и психолого-педагогический эксперименты.

Генетический метод и метод срезов.

Специфика экспериментирования в рамках культурно-исторической концепции.

Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в возрастной психологии и социальной психологии.

Эксперименты при реализации лонгитюдного исследования.

Кросс-культурные исследования.




5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

Понятие квазиэксперимента. Цели квазиэксперимента. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействиях в квазиэкспериментальном исследовании. Измерения в квазиэксперименте.

Квазиэкспериментальная проверка гипотез.

Квазиэкспериментальные планы.

Факторные планы. Цели проведения факторных экспериментов.



6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

Корреляционный подход как метод «пассивно-наблюдающего» исследования. Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и корреляции.

Формы контроля в корреляционных исследованиях. Основные планы корреляционных исследований. Моделирование причинно-следственных отношений между переменными в корреляционных исследованиях. Основные виды корреляционных исследований: Простые, сравнительные, структурные. Стратегии формирования групп в сравнительных корреляционных исследованиях. Области применения корреляционных исследований.




5. Образовательные технологии «Экспериментальная психология»


Наименование

раздела

учебной

дисциплины


Виды аудиторных занятий

Формы проведения интерактивных занятий

Особенности проведения интерактивных занятий (индивидуальные / в малых группах / групповые)

Формы

Часы

Эксперимент в системе методов психологического исследования.

Л

Проблемная

лекция


1

Групповые

Типы

психологических

экспериментов


ПЗ

Реферат с презентацией

1

Групповые

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

ПЗ

Доклад с презентацией

1

Групповые

Корреляционный подход в психологических исследованиях

ПЗ

Доклад с презентацией

1

Групповые










4





Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Проблемная лекция - это активный педагогический метод, ведущий к интенсификации учебного процесса. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

Дискуссия — это групповое обсуждение проблем по заранее заданной теме. Участие в дискуссии обязательно для каждого студента. Студент должен изучить учебную и научную литературу по теме дискуссии, ориентироваться в действующем законодательстве. Оцениваться будет не только степень активности в форуме, но, прежде всего, аргументированная позиция студента относительно поставленного в дискуссии вопроса.

Показ видеоматериалов. Данный вид работы предполагает просмотр научных и научно-популярных видеоматериалов по изучаемым темам с последующим письменным анализом просмотренных эпизодов на основе изученных психодиагностических понятий, законов, закономерностей. Анализ проводится по вопросам, обозначенным в контрольной карте к видеоматериалам, разработанной преподавателем.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Виды СРС


раздела


Наименование раздела учебной дисциплины


Виды СРС

1

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям

Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями)

Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы

Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка реферата)



2

Эксперимент в системе методов психологического исследования


Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям

Выполнение заданий при подготовке к тестированию

Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями)

Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы

Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка реферата)


3

Теория психологического эксперимента

Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям

Изучение и конспектирование основной литературы

Изучение и конспектирование дополнительной литературы

Выполнение заданий при подготовке к тестированию



4

Типы психологических экспериментов

Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям

Выполнение индивидуальных домашних заданий

Изучение и конспектирование основной литературы

Изучение и конспектирование дополнительной литературы




5

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям

Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы

Выполнение индивидуальных домашних заданий

Выполнение научно-исследовательской работы



6

Корреляционный подход в психологических исследованиях

Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям,

Изучение и конспектирование основной литературы

Изучение и конспектирование дополнительной литературы

Выполнение индивидуальных домашних заданий





6.2. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств


раздела

Виды контроля и аттестации (ВК, Тат, ПрАт)

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Количество вопросов в задании

Количество независимых вариантов

1

Тат

Экспериментальная психология как отрасль современной психологии

Реферат

10

1

2

Тат

Эксперимент в системе методов психологического исследования.


Реферат

10

1

Тестирование


20

2

3

Тат

Теория психологического эксперимента

Тестирование

20

2

4

Тат

Типы

психологических

экспериментов


ИДЗ

1

1

5

Тат

Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты

НИРС

1

1

ИДЗ

1

1

6

Тат

Корреляционный подход в психологических исследованиях

ИДЗ

1

1

1-6

ПрАт

Экспериментальная психология

Экзамен

2

25
следующая страница >>