Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 - страница №1/4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет психологии
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс)
для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра
Авторы программы:
Агадуллина Е.Р. кандидат психологических наук, доцент, eagadullina@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2012 г
Зав. кафедрой: В.А. Штроо
Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г.
Председатель В.А.Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________ 20 г.
Ученый секретарь Старовойтенко Е.Б. _________________________
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
-
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социальная психология».
Программа разработана в соответствии с:
-
Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;
-
Образовательной программой 030300.62 «Психология».
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология», утвержденным в 2012 г.
-
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются:
-
формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания;
-
усвоение знаний об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом; механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом;
-
формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов;
-
формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать особенности методологии социальной психологии, основные методы социально-психологического исследования, основные принципы групповой динамики, специфику передачи информации между людьми, принципы невербальной коммуникации, специфику межличностного и межгруппового взаимодействия.
-
Уметь организовывать работу группы, определять способ обработки информации, определять систему невербальной коммуникации, определять тип социального влияния, распознавать тип манипулятивного воздействия, определять причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.
-
Иметь навыки разрешения конфликтных ситуаций, организации работы группы, интерпретации невербального поведения, определения типа социального влияния.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен работать в команде
|
СК-Б8
|
-
Знает основные принципы групповой динамики:
-
Знает основные этапы развития группы.
-
Знает основные принципы лидерства и руководства.
-
Знает основные принципы принятия групповых решений.
-
Знает основные формы и виды взаимодействия участников группы.
-
Знает основные принципы фасилитации групповой работы.
-
Умеет организовывать работу группы:
-
Умеет определять ролевой состав группы.
-
Умеет определять тип взаимодействия в группе.
-
Умеет определять уровень развития группы.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
|
СК-Б9
|
-
Знает специфику передачи информации между людьми:
-
Знает типы коммуникативных барьеров.
-
Знает основные этапы передачи информации между людьми.
-
Знает основные условия протекания процесса коммуникации.
-
Знает принципы невербальной коммуникации:
-
Знает определение невербальной коммуникации.
-
Знает особенности невербальной коммуникации.
-
Знает функции невербальной коммуникации.
-
Знает системы невербальной коммуникации.
-
Знает основные трудности, связанные с регистрацией невербальной коммуникации.
-
Умеет определить способ обработки информации:
-
Уметь привести примеры на различные способы обработки информации.
-
Умеет определить способ обработки информации по описанной ситуации.
-
Умеет определить систему невербальной коммуникации:
-
Уметь привести примеры на различные системы невербальной коммуникации.
-
Умеет определить систему невербальной коммуникации по описанной ситуации.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.
|
ИК-Б7.1/7
|
3.1. Знает особенности методологии социальной психологии:
-
Знает историю возникновения социальной психологии как самостоятельной дисциплины.
-
Знает психологические предпосылки социальной психологии.
-
Знает социологические предпосылки социальной психологии.
-
Знает основных отечественных представителей социальной психологии.
-
Знает методологические предпосылки отечественной социальной психологии.
-
Знает основных представителей американской социальной психологии.
-
Знает методологические предпосылки американской социальной психологии.
-
Знает основных представителей европейской социальной психологии.
-
Знает методологические предпосылки европейской социальной психологии.
-
Знает особенности организации исследований с участием человека.
3.2. Знает основные методы социально-психологического исследования и воздействия:
-
Знает определение каждого метода.
-
Знает основные сферы применения каждого метода.
-
Знает достоинства и недостатки каждого метода.
-
Знать типы социально-психологических исследований.
-
Знает основные проблемы социально-психологического эксперимента.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.
|
СЛК-Б1
|
4.1. Знает правовые и этические нормы деятельности социального психолога.
4.2. Знает принципы социального влияния:
-
Знает основные психологические последствия для человека, подвергнувшегося манипуляции.
-
Знает условия ослабления/усиления разных видов социального влияния.
-
Знает отличия одного вида социального влияния от другого.
-
Знает определения разных видов социального влияния.
-
Знает критерии манипулятивного влияния.
4.3. Умеет определить тип социального влияния:
-
Умеет привести примеры на различные типы социального влияния.
-
Умеет определить тип социального влияния по описанной ситуации.
4.3. Умеет распознать тип манипулятивного воздействия:
-
Умеет привести примеры на различные типы социального влияния.
-
Умеет определить тип социального влияния по описанной ситуации.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
|
СЛК-Б4
|
5.1. Знает основные формы и виды социального взаимодействия:
-
Знает типы контроля, представленные в матрицах диадического взаимодействия.
-
Знает принципы кооперативного взаимодействия.
-
Знает основные факторы, усиливающие/снижающие кооперативность взаимодействия.
-
Знает основные формы конкурентного взаимодействия.
-
Знает основные факторы, усиливающие/снижающие конкурентность взаимодействия.
5.2. Знает основные принципы конфликтного поведения:
-
Знает определение конфликтного поведения.
-
Знает вероятные причины возникновения конфликтного поведения.
-
Знает способы поведения в конфликтных ситуациях.
-
Знает способы разрешения конфликтов.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
|
СЛК-Б6
|
6.1. Знает основные подходы к исследованию межгрупповой агрессии:
-
Знает причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.
-
Знает условия ослабления/усиления агрессии в межгрупповых отношениях.
-
Знает основные последствия конкурентного межгруппового взаимодействия.
6.2. Умеет определить причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.
|
Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий
|
-
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Научно-исследовательский семинар (1 г/о, 2 г/о), «Общая психология», «Возрастная психология».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Иметь представление о психологии как о науке, о специфике научного знания.
Иметь представление о поведении человека в обществе.
Уметь разделять научную и научно-популярную информацию.
Иметь навыки поиска научной литературы, релевантной условиям поиска, написания аналитических обзоров, составления программы исследования
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
Организационная психология, Психология массовых коммуникаций, Психология управления персоналам, Психология делового общения.
-
следующая страница >>