Похожие работы
|
Прикладная психология - страница №16/16
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙАвторитарный (императивный) стиль — жесткий стиль руководства с опорой на приказ, распоряжение, принуждение, подавление инициативы, наказание, отчуждение. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт. Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям. Изменение чувствительности анализаторов. Адаптация психодиагностических, тестовых методик — комплекс мероприятий, обеспечивающий адекватность теста в новых условиях его применения. Особое внимание к адаптации зарубежных тестов. Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Артефакт — феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем. Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Ассертивность — способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Аутентичность — понятие, введенное М. Хайдеггером в связи с проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод широкого профиля, основанный на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффилиация — потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви, потребность быть принятым другими. Проявляется в стремлении оказывать кому-либо поддержку, помощь и принимать их от него; в деятельности проявляется как ориентация на позитивную оценку со стороны окружающих. Безусловное принятие — термин К. Роджерса, описывающий принятие другими людьми человека в целом, без всяких условий. Одно из трех условий, имеющих существенное значение для личностного роста и успешности терапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие). Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, но оказывающих влияние на его поведение. Библиотерапия — форма психотерапевтического воздействия с использованием чтения специально подобранной литературы. Бихевиоральная терапия — вид терапии, базирующийся на использовании принципов научения, изменения поведения. Бихевиоризм — направление в психологии, в центре которого изучение наблюдаемого поведения человека. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула и реакции. Бланк обследования — специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования. Они обязательны для проведения большинства тестов интеллекта, проективных методик, личностных опросников. Валидизации критерий — непосредственная и независимая от валидизи-руемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. Валидность — адекватность и действенность теста, критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства и репрезентативность диагностической процедуры. Валидность конструктная — отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия и т. д. Валидность критериальная — комплекс характеристик, отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному критерию измеряемой способности. Валидность очевидная — представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями и побуждающего испытуемых к обследованию. Валидность прогностическая — информация о методике (тесте), характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после его измерения. Валидность содержательная — характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств. Валидность текущая — отражает способность теста различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данный момент. Валидность эмпирическая — совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания. Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутренняя согласованность (консистентность) — характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий. Выборка — группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования. Выборка статистическая — множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте. Выборки объем — число элементов, включенное в выборочную совокупность. Вытеснение — забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. Генезис — происхождение, возникновение; история закономерного развития. Гештальтпсихология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания (гештальты) и поведения на всех ступенях психического развития; целостный подход к изучению психики и сознания. Гештальттерапия — один из видов гуманистической психотерапии, в основе которого связь между поведением и внутренними переживаниями индивида, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов. Гипноз — техника воздействия на человека путем фокализации его внимания с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю внешнего агента (гипнотезера), внушения которого он будет выполнять. Гипотеза — предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте. Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных и интуитивных процессов, побуждений и мотивов в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения со взрослыми; как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Групповая психотерапия — совместное обсуждение и решение проблем, основанное на феномене общения. Гуманистическая психология — направление в современной западной психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях. Гуманистическая психотерапия — метод психотерапии, целью которого является повышение самооценки человека и стимулирование его личностного роста. Дебрифинг психологический — форма психологической интервенции, особым образом организованное обсуждение, которое проводится в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Девиантное поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям. Деловой лидер — лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели. Депрессия — совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Подавленное печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом. Десенсибилизация — психотерапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обуславливании; проводится поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия. Диагноз психологический — результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Диагностика психического развития — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Дискриминативность заданий теста — способность отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата теста. Достоверность различия (сходства) — аналитико-синтетическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным). Задачи открытого типа — тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Задачи закрытого типа — тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых испытуемым выбирается один или несколько правильных ответов. Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрослого. Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребенка, которые он реализовать самостоятельно без помощи взрослого в настоящий период еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игр. Идентификация — переживание своей идентичности, тождественности с другим человеком или с любым объектом действительности. Уподобление себя (как правило, неосознанное) значимому другому как образцу. Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым. Имаготерапия — психотерапевтический метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с терапевтической целью. Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность — неповторимость, уникальность свойств человека. Инсайт — новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллекта коэффициент — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Интенция — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. Иррациональное мышление — мышление, опирающееся не на логику, а на эмоции. Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Катексис — направленность психической энергии на объект, идею или поведение. Клиенто-центрированная терапия — направление гуманистической терапии, разработанное К. Роджерсом, основанное на принятии и безусловном внимании к клиенту. Особые отношения между психотерапевтом и клиентом как средство достижения личностных изменений. Когнитивная психология — направление в западной психологии, рассматривающее все психические процессы как опосредованные познавательными когнитивными факторами. Когнитивная терапия — метод психотерапии, принимающий за основу лечения коррекцию нерациональности мышления. Компульсия — действия, движения, возникающие вопреки желанию и воле, осознаваемые как чуждые и отличающиеся выраженным упорством. Конгруэнтность — понятие, введенное К. Роджерсом и выражающее отсутствие конфликта между восприятием себя и реальным субъективным опытом. Одно из трех условий, существенных для личностного роста и успешной терапии (эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность). Коннотация — чувства, эмоции и ассоциации, вызванные тем или иным словом. Контрольная группа — группа испытуемых, выделенная из участвующих в эксперименте, для контрольного исследования. Конфликт возможностей — возникает из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных сторон одной и той же перспективы. Конформность — внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; внешнее согласие с группой вопреки внутренней позиции индивида. Корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Один из основных методов статистической обработки эмпирического материала в прикладных психодиагностических исследованиях. Корреляция ранговая — метод корреляционного анализа, отражающий отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Креативность — характеристика полноценно функционирующего человека, способного продуцировать уникальные идеи, результаты и оригинальные способы решения проблем. Творческость мышления. Кривая нормального распределения — колоколообразная кривая, обладающая симметрией относительно средней и характерная для популяции, подчиняющейся закону нормального распределения. Куклотерапия — частный метод арттерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Личностное пространство — буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя. Размер этого пространства субъективен и зависит от степени близости с лицом, находящимся рядом. Личностные опросники — разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Логотерапия — направление психотерапии, основанное В. Франклом, основной задачей которого выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Локус контроля — способность приписывать ответственность за все события своей жизни внешним факторам (экстернальный локус) или внутренним факторам (интернальный локус). Медиана — одна из количественных характеристик центральной тенденции. Метод семантического дифференциала — один из методов построения субъективных семантических пространств для исследований восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. Механизмы психологической защиты — неосознаваемые индивидом способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки. Мода — мера центральной тенденции, соответствующая значению, встречающемуся в распределении чаще других, или классу с самой высокой частотой. «Мозговой штурм» — метод генерации новых творческих идей без опасения критики со стороны. Морита-терапия — метод психотерапевтического воздействия, направленный на выработку у клиента нового отношения к болезненным симптомам и реалистического понимания жизни, создание нового «Я» человека, основанного на фактическом опыте. Мотивация — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве терапевтического средства воздействия. Мышление визуальное — способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы. Надежность — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность параллельных форм — характеристика надежности психодиагностических методик с помощью взаимозаменяемых форм теста. Надежность ретестовая — характеристика надежности психодиагностической методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Неонатальный период — период жизни новорожденного ребенка от момента рождения до двух недель. Область применения теста — характеристика методики, теста, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которого предназначен тест. Обсессии — навязчивые и возникающие против воли человека мысли, воспоминания, сомнения, страхи, требующие психотерапевтического воздействия. Обучаемость — эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности. Окно Джогари — система секторов, которая используется для проверки искренности высказываний, отчетов испытуемых. Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни человека. В психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка в условиях воспитания и обучения. Опросники типологические — группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов. Опросники ценностей — группа опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентации личности. Организация — а) строение чего-либо; б) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт; в) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. Оценки шкальные — способ оценки результатов теста путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутри-групповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Параметр — измеряемый показатель, в определенном отношении характеризующий некоторую совокупность количественных данных (например, среднее арифметическое, медиана или стандартное отклонение). Педология — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей в психологии и экспериментальной педагогике. Запрещено в 30-е годы постановлением ЦК ВКП(б). Перенос — механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, настроений, переживаний на замещающий объект, предмет или человека. Пилотажное исследование — пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования. Плацебо — индифферентный для организма препарат, имитирующий лекарственное вещество, применяемое для контроля при клинических исследованиях действия новых препаратов. Дает возможность установить долю участия внушения в действии препарата и его психотерапевтический эффект. Популяция — совокупность всех элементов реальной или теоретической группы лиц, предметов и т.п. Посттравматический стресс — комплекс реакций человека на травму, которая определяется как переживание, потрясение, беспомощность, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму. Длительность стрессовой ситуации составляет основу психологической травмы и определяет стратегию психологической помощи. Поэтапное научение — последовательное поощрение действий и поступков с целью достижения определенного поведения. Практический психолог системы образования — специалист в области детской практической психологии, работающий в конкретном образовательном учреждении (детском саду, школе, детском доме, интернате, колледже, лицее, УПК, УВК). Прегнантность — одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее насыщенность, содержательность, завершенность гештальтов. Проективный тест — тест, который содержит неясные, двусмысленные стимулы, предназначенный для исследования личности. Проекция — методика конструирования, дополнения, интерпретации неопределенного стимульного материала в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемыми. Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания. Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность антисоциального поведения. Профессиональная консультация — метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами. Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Психоанализ — психологическое учение, основанное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Также метод психотерапии, основанный на изучении содержания бессознательного. Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья населения. Психогимнастика — курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Занятия состоят из игр и этюдов, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза. Разрабатывает методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека. Психодрама — метод группового психотерапевтического воздействия, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психологическая готовность к школьному обучению — единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сфере производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной деятельности. Психометрика — область психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех областях психологии. Разрабатывает математические модели для методов психологического измерения. Распределение — совокупность данных в выборке, сгруппированных и упорядоченных по определенным характеристикам. Рационально-эмотивная терапия — разновидность психотерапии, разработанная Альбертом Эллисом и направленная на оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений, а также на освобождение от идеи самообвинения. Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй. Самоактуализация — высшая потребность человека, согласно иерархии Маслоу. Потребность в развитии и реализации своего потенциала. Самооценка — оценка человеком самого себя, своих качеств и способностей, суждение о собственной ценности. Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам, переживаниям и мыслям. Выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих возможностей. Сексизм — мировоззрение; в котором женщина рассматривается как «низшее существо». Сказкотерапия — психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Содержательная валидность — степень соответствия содержания вопросов теста измеряемой области психических свойств. Социальная желательность — наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально приемлемые ответы на вопросы теста. Среднее отклонение — показатель разброса данных, соответствующий средней арифметической абсолютных значений всех отклонений данных выборки от средней арифметической. Стандартное отклонение — показатель, характеризующий разброс в распределении относительно среднего. Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Танцевальная терапия — форма психотерапевтического воздействия, в основе которого лежат танцевальные движения в сочетании с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием. Тест — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний. Тестовые нормы — установленные стандарты проведения теста (например, средняя, медиана и процентиль). Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Тесты интеллекта — психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления структуры его интеллекта. Тесты личности — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности (отношений, мотивации, интересов, эмоций), а также особенностей поведения индивида. Тесты личности включают в себя проективные тесты, личностные опросники и тесты ситуационные. Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Трансактный анализ — психологическая концепция Э. Берна, согласно которой структура личности характеризуется тремя состояниями: Родитель, Взрослый и Ребенок. Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Уверенность в себе — переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед самим собой. Управление персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Фобия — сильное по интенсивности переживание, преувеличенный и необоснованный страх, оказывающий существенное влияние на развитие личности и поведение индивида. Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием, агрессией и др. Холдингтерапия — метод психотерапии, основанный на тесном телесном контакте матери и ребенка, используется в коррекции эмоциональных расстройств, однако первоначально был разработан для терапии детей, страдающих ранним детским аутизмом. Экзистенциальная терапия — форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого пациента и помогающая ему обрести смысл жизни. Эклектизм — направление, согласно которому психолог сам выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации. Экспериментальная группа — группа людей, отобранная непосредственно для эксперимента. Эмпатия — термин К. Роджерса, описывающий субъекта воспринимать опыт, чувства и их значение с точки зрения другого. Одно из трех терапевтических условий, имеющих существенное значение для успеха терапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие). Я-идеальное — совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Я-коицепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-реальное — система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему. Учебное издание Алла Константиновна Болотова Ирина Вилориевна Макарова ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Редактор И. И. Жиброва Корректор М. П. Молокова, А. А. Баринова Художник Д. А. Сенчагов Компьютерная верстка О. С. Коротковой ИД №00287 от 14.10.99 Тайме. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 24. Подписано к печати 19.03.2001. Формат 60x90'/16. Гарнитура Тираж 5000 экз. Заказ № 3292. Издательство «Аспект Пресс» 111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3. e-mail: info@aspectpress.ru www.aspectpress.ru Тел. 309-11-66, 309-36-00 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200 г. Можайск, ул. Мира, 93. Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ 3 Введение 4 Часть 1 6 Организация профессиональной деятельности практического психолога 6 Глава 1 6 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6 1.1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога 6 1.2. Основные направления деятельности 11 практического психолога 11 1.3. Области применения прикладной психологии 14 1.4. Психолог в структуре организаций 17 1.5. Прикладная психология и средства массовой информации 20 1.6. Маркетинг и реклама психологических услуг 22 1.7. Профессиональная подготовка практического психолога 24 2.1. Задачи кабинета практического психолога 28 2.2. Содержание работы практического психолога в школе 28 2.3. Методическое обеспечение работы практического психолога 30 2.4. Материально-техническое оснащение кабинета 32 2.3. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние 41 2.5. Документация в работе практического психолога 46 3.1. Общие вопросы 51 3.2. Надежность тестовых методик 56 3.3. Валидность тестовых методик 59 3.4. Достоверность психодиагностического исследования 62 3.5. Стандартизация психодиагностических тестов 64 3.6. Требования к конструированию психодиагностических методик 69 3. 7.Использование психодиагностических процедур 71 Часть II 72 Методический инструментарий, направления и методы диагностики 72 Глава 1 76 ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ (до 5 лет) 76 1.1. Диагностика психического развития младенцев 78 1.2. Психологическая диагностика развития детей от 1 года до 5 лет 84 2.1. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека 96 2.2. Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака 98 3.1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра 112 3.2. Методика выявления аналитико-синтетических способностей 121 3.3. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 123 Процедура тестирования 124 Набор заданий № 1А 125 Набор заданий № 1Б 126 ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 2 126 Набор заданий № 2А 127 Набор заданий № 2Б 127 ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 3 128 Набор заданий № ЗА 128 Набор заданий № ЗБ 129 ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 4 130 Набор заданий № 4А 130 Набор заданий № 4Б 130 ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 5 131 Набор заданий № 5А 131 ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 6 132 Набор заданий № 6А 132 КЛЮЧ К ФОРМЕ Б 134 4.1. Диагностика уровня субъективного контроля 138 (авторы: Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) 138 Описание теста 139 Характеристики надежности опросника УСК 140 Текст опросника 140 Ключ для обработки опросника УСК 142 Перевод в стены 142 4.2. Измерение уровня самоактуализации личности 144 (модификация Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза) 144 Описание теста 145 Базовые шкалы 145 Текст опросника 146 4.3. Диагностика направленности личности. Ориентационный опросник 154 Описание теста 154 Данные о валидности и надежности 154 Текст опросника 155 Обработка результатов и интерпретация 157 Оценка результатов 159 4.4. Личностный опросник Г. Шмишека 160 Описание теста 161 Текст опросника 161 Глава 5 165 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 165 5.1 Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова 165 Текст опросника 165 Обработка результатов и интерпретация 167 Лист ответов 167 5.2. Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности 168 (модифицированная методика А. Е. Голомштока) 168 Текст опросника 169 Бланк ответов 174 5.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения 174 (модификация опросника А. Мехрабиана) 174 Текст опросника 175 Форма Б 176 Обработка результатов и интерпретация 177 Глава 6 178 ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ 178 6.1. Опросник способности к самоуправлению в общении 178 Текст опросника 178 6.2. Опросник эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейна 179 6.3. Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера 180 6.4. Шкала самооценки мотивации одобрения 181 6.5. Опросник потребности в общении 182 6.6. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса 183 Часть III 187 Психологическое консультирование, психотерапия и коррекционная работа в практической психологии 187 Глава 1 189 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 189 1.1 Основные направления,области и принципы психологического консультирования 189 1.2. Беседа – базовый метод психологического консультирования 193 2.1. Виды и принципы организации психологической коррекции 198 2.2. Проблема эффективности психологической коррекции 201 2.3.Разработка психокоррекционных программ 204 Примерный план занятий с детьми 205 Схема занятия по психогимнастике 206 Глава 3 209 ПСИХОТЕРАПИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 209 3.1. Психотерапия как основа психологической поддержки личности 210 3.2. Психотерапевтические принципы работы практического психолога 213 3.3. Направления психотерапевтической работы 215 ЛИТЕРАТУРА 220 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 223 |
|