страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа спецпрактикума «Прикладная гендерная психология» - страница №1/2
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА СПЕЦПРАКТИКУМА «Прикладная гендерная психология» Ростов-на-Дону2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии РГУ, протокол № 3 от 2 марта 2006. Автор–Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Рецензент: Сериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры социальная психология ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ1. Цели и задачи практикума. «Прикладная гендерная психология» - дисциплина специализации, которая предназначена для студентов 3-го курса факультета психологии дневной формы обучения (стационар), специализирующихся по кафедре социальной психологии. Предметом дисциплины выступают социально-психологические проявления гендера личности в системе межличностных отношений. Цель практикума – овладение основами гендерного анализа социально-психологических процессов и явлений. Задачи практикума:
2. Место практикума в профессиональной подготовке студента. Спецпрактикум помогает конкретизировать базовые знания, приобретенные в ходе изучения таких дисциплин, как антропология, социология, социальная психология, психология развития, психология личности, а также расширяет представления студентов о возможности интерпретации и анализа основных социально-психологических феноменов в гендерной перспективе. Спецпрактикум построен на основе принципов контрастности и компаративности в освоении содержания курса, что предполагает свободное владение базовыми понятиями социальной психологии и психологии развития, способность к критичному восприятию изучаемого материала, знание различных методологических подходов в социально-психологической науке, умение свободно и творчески использовать психодиагностический инструментарий в соответствии с задачами курса. Практические занятия предполагают групповой формат работы с применением методов активного социального обучения (социально-психологический тренинг) в гетерогенном по гендерному признаку составе. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦПРАКТИКУМА Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты гендерных исследований в социальной психологии. Тема 1. Содержание понятия «гендер» в современной социальной психологии. Проблема содержательного различения понятий «пол» и «гендер» в отечественной социальной психологии. Классическая трактовка понятия «гендер» в качестве сводной биосоциальной характеристики личности. Гендер как совокупность связанных с полом социальных ролей (поведенческих моделей мужчин и женщин). Ограниченность классической трактовки понятия «гендер» в социально-психологических исследованиях. Разновидности содержательной интерпретации понятия «гендер» в модернистской социальной психологии. Гендер как связная система представлений - «культурная схема», типизирующая индивидуальный опыт и поведение (С.Л. Бем). Гендер как социальный институт в системе властных отношений (Дж. Лорбер). Основные компоненты гендера как социального института на личностном уровне. Гендер как особый порядок межличностного взаимодействия и саморепрезентации личности (Г. Гарфинкель). Феномен «гендерного сбоя». Понятие «гендерного дисплея». Постмодернистская трактовка гендера как способа предъявления себя в пространстве социального взаимодействия посредством различных социальных институтов (семья, система образования, СМИ, наука, искусство, мода и т.д.). Множественность оснований для гендерных саморепрезентаций личности. Список обязательной литературы.
Список дополнительной литературы.
Тема 2. Основные подходы к изучению связанных с полом характеристик личности в социальной психологии. Содержание понятия «сексуальность» в социальных науках. Биолого-эволюционный и социокультурный подходы к анализу сексуальности человека. Классическая традиция социально-психологического исследования связанных с полом характеристик личности в социальной психологии. Биологические различия как основа социально-психологических различий мужчин и женщин. Полоролевая теория Т. Парсонса и Р. Бэйлза. Феминистская критика полоролевой теории. Модернистский подход к исследованию проблемы пола в социальной психологии (структурализм и культурный символизм). Возникновение понятия «гендер». Пол как биологический факт и гендер как социальный конструкт пола. Дискурс (способ изложения, описания) как основной предмет социально-психологического исследования гендерных характеристик личности. Значение контекста межличностных отношений: социальное конструирование гендера через взаимодействие людей. Постмодернистский подход в гендерных исследованиях. Отказ от двойственной трактовки проблемы пола: пол как частный случай гендера. Случай Агнес (Г. Гарфинкель). Гендерная стратификация как следствие нормативистского социального порядка. Связь гендерных различий с системой властных отношений в обществе. Нормативные и ненормативные гендерные сообщества. Концепция пяти гендеров (Т. де Лауретис). Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Тема 3. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерных исследований в социальной психологии. Различия в понимании маскулинности/фемининности в биологически ориентированном психологическом знании и в гендерном подходе. Персонологическая модель маскулинности и фемининности. Маскулинность и фемининность как стабильные биполярные личностные черты. Биологически детерминированные различия в паттернах мужского и женского поведения. Идея культурной детерминации гендерных различий. Полоролевая концепция маскулинности и фемининности. Ортогональная модель маскулинности и фемининности (А. Константинопль, С.Л. Бем). Неортогональная модель маскулинности и фемининности. Понятие андрогинной личности. Социально-психологическая интерпретация маскулинности и фемининности как форм социальной идентичности личности. Основные значения терминов маскулинность/фемининность в социальной психологии (описательные, нормативные и аскриптивные категории анализа). Методологические подходы к анализу маскулинности/фемининности в социальной психологии: биолого-эволюционный, психодинамический, социально-конструктивистский, постмодернистский. Принципы анализа маскулинности/фемининности в социальной психологии. Принцип сконструированности социальных феноменов. Отказ от определения устойчивых характеристик маскулинности/фемининности. Принцип вариабельности. Зависимость содержания конструктов маскулинности/ фемининности от социально-психологических характеристик группы. Принцип двухуровневого анализа. Взаимосоответствие объективной (институциализированной) и субъективной («повседневной») реальности. Принцип интерпретации. Интерпретация личностных свойств и качеств в качестве механизма конструирования гендера. Понятие «гендерная интерпретационная схема». Принцип объективации. Репрезентация маскулинности/фемининности во внешнем облике и особенностях общения и межличностного взаимодействия. Понятие «гендерного типа» внешнего облика. Принцип анализа маскулинности/фемининности в контексте социального общения. Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Тема 4. Социально-психологическое содержание понятий сексуальной и гендерной идентичности. Понятие гендерной идентичности личности. Основные индикаторы гендерной идентичности: ценностные ориентации, социальные представления, социальные установки, направленность общения и взаимодействия, набор специфических социально-психологических черт личности, эмоциональная значимость группового членства. Гендерная идентичность как ценностно окрашенный групповой образ личности мужчины или женщины. Формирование гендерной идентичности на основе поведенческих паттернов и социальных представлений. Сексуальный опыт как один из критериев социальной категоризации. Сексуальная идентичность в социально-психологическом тезаурусе: совокупность способов и форм знаково-символического самоопределения и самовыражения личности в сфере сексуальных отношений. Виды сексуальной идентичности. Феномен диффузной сексуальной идентичности. Вторичная гендерная идентификация: переосмысление образа Я в соответствии с актуальным сексуальным опытом. Феномен queer-идентичности. Гендерные сообщества. Проблема самоопределения трансгендерных личностей. Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Тема 5. Гендерная социализация личности. Нормативная функция и содержание гендерных стереотипов. Гендерная социализация в детском и подростковом возрасте. Теории усвоения гендерной роли: психодинамическая, социального научения, когнитивного развития, «новая психология пола». Механизмы гендерной социализации личности: дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Институты гендерной социализации личности: семейные и внесемейные источники информации. Проблемы сексизма и асимметрии в процессе гендерной социализации. Специфика гендерной социализации во взрослом возрасте. Ограничения личностного развития, накладываемые традиционными гендерными ролями. Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим гендерным сообществам. Гендерная дискриминация и гендерные манипуляции. Гендерные проблемы профессионального развития личности: влияние гендерных стереотипов на самооценку, на профессиональный выбор и карьеру. Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Раздел 2. Прикладные аспекты гендерных исследований в социальной психологии. Тема 6. Гендерные исследования межличностного общения. Взаимозависимость гендера и коммуникации. Феномен лингвистической дискриминации гендеров. Коммуникация как отражение содержания понятия гендера. Коммуникация как формирование понятия гендера. Влияние лингвистической практики на возникновение гендерных субкультур. Гендерная коммуникация: общение субкультур. Основные элементы гендерной коммуникации (мировоззрение, язык, невербальное поведение). Барьеры гендерной коммуникации: предполагаемое сходство, язык, ложная интерпретация невербального поведения, предубеждения и стереотипы, тенденция оценивать, повышенная тревожность. Стиль межличностного общения и взаимодействия как проявление гендерной идентичности. Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Тема 7. Гендерные исследования и общество. Кризис традиционных гендерных представлений. Проблема внутригендерных различий. Зависимость типов маскулинности/фемининности от социального статуса, классовых, культурных и этнических различий, сексуальной ориентации. Женское движение (феминизм) и мужское движение за гендерное равенство (равенство прав и возможностей). Проблема сексизма в социальных и межличностных отношениях. Гетеросексизм и гетеросексуальная маскулинность. Гомофобия. Проблемы гендерной идентичности мужчин-инвалидов. Женский сексизм. Гендерные стереотипы в средствах массовой информации. Проблема изменения дискриминационных гендерных стереотипов. Обязательная литература.
Дополнительная литература.
Тема 8. Методология количественных и качественных гендерных исследований в социальной психологии. Цели гендерных исследований в социальной психологии. Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к социальным группам, образованным по критериям пола и сексуальности. Анализ психологических характеристик представителей таких групп. Связь гендерных характеристик личности с социальным статусом самой гендерной группы и представителя этой группы. Применение количественных методов исследования для определения общих закономерностей поведения и структурных различий, характеризующих личности с определенными гендерными идентичностями. Функция нормативизации гендерных различий в количественной парадигме гендерных исследований. Схема проведения количественных гендерных исследований: теоретические обобщения, дедукция, эмпирическая верификация. Понятие о «качественной» выборке в количественных гендерных исследованиях. Индуктивный метод проведения количественного гендерного исследования: предположение об условиях, ограничивающих сферу проявления изучаемого феномена. Абдуктивный метод проведения количественного гендерного исследования. Качественные методы гендерного исследования. Интерпретативный и реконструктивный методы. Нарративное («глубинное») интервью. Фокус-группы и групповые дискуссии в качественной парадигме гендерного исследования. Биографический метод в качественной парадигме гендерного исследования. Этапы биографическо-нарративного интервью. Фаза основного рассказа. Проведение интервью с целью уточнения услышанного. Герменевтическая реконструкция (оценка). Транскрибирование текста. Секвенцирование текста. Принципы оценки данных: реконструктивный и селективный анализы. Гендерная биография как метод изучения процесса формирования гендерной идентичности личности. Обязательная литература.
Дополнительная литература. 1. А. Страусс, Дж. Корбин. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. Стр. 52-62, 81-120. Планы практических занятий. Практические занятия интегрированы в соответствующие темы практикума: изложение теоретических вопросов сопровождается интерактивными формами обучения через групповой опыт. План практического занятия № 1. Цель – подготовка студентов к усвоению содержательного различия понятий «пол» и «гендер» в социальной психологии. Занятие проводится в три этапа. На первом этапе студентам предлагается представить себя в произвольной манере: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, одно прилагательное, наиболее ёмко характеризующее личность участника с его/её точки зрения, а также немного рассказать о себе (что считает нужным для презентации своего публичного «Я»). Второй этап - презентация личного гендерного образа: студентам предлагается представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины (в соответствии со своим полом). Третий этап - обсуждение личных презентаций - групповая дискуссия, в которой теоретические представления о гендере переводятся в плоскость обыденных представлений о сферах мужского и женского в личностном и поведенческом планах. План практического занятия № 2. Цели - исследование гендерных ролей, знакомство с полоролевым опросником С.Л. Бем, овладение навыками критического распознавания различных методологических подходов к анализу связанных с полом характеристик личности. Каждому студенту в качестве домашнего задания к этому занятию предлагается собрать данные о двух людях (мужчине и женщине) посредством полоролевого опросника С.Л. Бем и интервью, направленного на получение информации о демографических характеристиках, имеющих отношение, по мнению студентов, к различиям в гендерных ролях. Также необходимо провести опрос этих людей с помощью других методик изучения личности, выявляющих гендерные характеристики: например, СМИЛ (MMPI) или «16PF» Р. Кеттелла. На занятии все собранные по опроснику Бем данные объединяются и подсчитываются групповые и индивидуальные показатели гендерных ролей испытуемых. После этого показатели гендерных ролей по опроснику Бем сравниваются с показателями других опросников. Проводится групповая дискуссия по поводу обнаруженных результатов. Методический инструментарий:
План практического занятия № 3. Цели – овладение навыком критического анализа литературных источников по гендерной проблематике; усвоение содержательных различий в трактовке понятия «гендер» в разных методологических подходах. Студентам предлагается проанализировать текст доклада Бабетт Франсэ «Гендер: социальный конструкт или биологический императив» (Приложение 1), обращая внимание на следующие вопросы:
После анализа текста предполагается групповая дискуссия в соответствии с поставленными вопросами. Практическое занятие № 4. Цель – исследование действия механизмов гендерной социализации в различных социальных институтах. Студентам предлагается вспомнить историю отношений мужчин и женщин в своей семье с акцентом на следующих темах:
Затем участники занятия делятся своими впечатлениями и мыслями в групповой дискуссии. В качестве продолжения темы влияния гендерных стереотипов на процесс гендерной социализации личности студентам предлагается нарисовать образ мужчины/женщины. Затем участники занятия обсуждают свои рисунки в групповой дискуссии. Можно актуализировать влияние СМИ и других социальных институтов на формирование образов маскулинности/феминнности студентов. Цель – приобретение навыка распознавания и анализа гендерных стереотипов и элементов сексизма в средствах массовой информации. Студентам раздается случайная подборка материалов из различных массовых журналов и газет (статьи, иллюстрации, рекламные страницы и т.п.) и предлагается проанализировать их с точки зрения наличия/отсутствия в них сексизма: что на их взгляд является признаком сексизма и можно ли передать смысл предложенной статьи без сексизма. Затем проводится групповая дискуссия. На следующее занятие студентам дается задание самостоятельно выбрать какое-нибудь средство массовой информации (газету, журнал, теле- или радиопрограмму), определить выборку исследования (определенное число выпусков СМИ) и материал для исследования (статьи, реклама, фильмы, новости, музыкальные передачи, ток-шоу и т.п.) Вопросы для групповой дискуссии:
Практическое занятие № 7. Цель – выявить и изучить гендерные стереотипы в воспитании детей. Студенты делятся на «двойки»: «родитель» и «ребенок». Каждой «двойке» предлагается разыграть проблемную ситуацию общения родителя и ребенка, связанную с гендерно нетипичным поведением/желанием «ребенка» (например, сын решил стать воспитателем детского сада/стриптиз-дансёром в ночном клубе, дочь решила стать слесарем автосервиса/спортсменом-гонщиком и т.п.). Каждый должен выступить в роли родителя и ребенка. После ролевого взаимодействия проводится групповая дискуссия. Практическое занятие № 8. Цель – осознание неизбежности гендерной структурированности повседневной практики общения и взаимодействия. Студентам предлагается учебная игра «Интервью с политиком». В качестве интервьюируемых политиков выбираются видные фигуры – мужчина и женщина. Группа делится на две части. В каждой части один человек выбирается в качестве протагониста политика (независимо от совпадения пола студента и изображаемого политика). Противоположная подгруппа готовит для него/нее список вопросов. По очереди подгруппы выступают в роли журналистов на пресс-конференции политика из противоположной подгруппы. Задачи игры: отследить, как будут задаваться вопросы; на что они будут направлены, что будет интересовать в первую, во вторую и т.д. очередь; какие вопросы чаще задаются мужчине, а какие – женщине-политику. По окончании игры проводится групповая дискуссия. Цель – исследование ограничений самоактуализации в гендерной роли. Студентам предлагается за короткое время написать небольшое эссе (1-1,5 страницы) на тему «Если бы я на один день стал/а женщиной/мужчиной». После выполнения задания проводится групповое обсуждение эссе. Студентам предлагается составить список свойств характера, которые мешают или помогают им достигать поставленных целей. После этого проводится групповая дискуссия, в которой акцент делается на обнаружении того, насколько выделенные качества личности соотносятся с гендерными стереотипами маскулинности/фемининности. Практическое занятие № 10. Цель – исследование гендерной дискриминации в профессиональных отношениях. Студентам предлагается подумать над тем, где, в чем и в каких формах в нашем обществе встречается дискриминация мужчин (женщин), чем вызваны эти дискриминационные отношения в профессиональной сфере, и чем можно помочь человеку в этой ситуации? Затем проводится групповая дискуссия. Цель – исследование гендерных особенностей коммуникации. Перед студентами ставится задача: определить, зависит ли стиль коммуникации от гендера говорящего или слушающего. Для выполнения этого занятия студентам предлагается выполнить домашнее задание. Необходимо наблюдать за разговорами пар людей одного и разных гендеров и записывать характерные особенности их речи. Необходимо понаблюдать, как минимум, за тремя парами: пара лиц одного гендера, и две пары лиц разных гендеров. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000, стр. 203-205 (задание 5.3). Практическое занятие № 12. Цели – исследование содержания конструктов маскулинности и фемининности; обнаружение гомофобных установок восприятия маскулинности/фемининности. Студентам предлагается подумать над следующими вопросами:
Таблица 1 Распределение фонда учебного временипо семестрам и видам занятий, формы контроля
Таблица 2Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий
ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (ЭССЕ).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ГЕНДЕР (в психологии) – социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления маскулинных/фемининных качеств в контексте социального взаимодействия. Или - зафиксированный в культуре набор личностных и поведенческих характеристик («социальные ожидания»), ожидаемых от лиц того или иного пола, а также разнообразные формы проявления «мужского» и «женского» стиля общения, действия и взаимодействия. Гендерная идентичность представляет собой твердо усвоенный, стабильный образ себя в качестве мужчины или женщины. Она включает в себя ценностные ориентации (то, что позволяет считать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной» в своих глазах и в глазах общества, определяет цели поведения), социальные установки по отношению к исполнению связанных с полом ролей, модели межличностного взаимодействия и общения, определенный набор личностных качеств, которыми должен (должна) обладать мужчина (женщина). Сексуальная идентичность представляет собой твердо усвоенный, субъективно приемлемый, стабильный образ себя в качестве человека, имеющего определенный сексуальный опыт (влечения, чувства, предпочтения по отношению к лицам своего, противоположного или обоего пола). СЕКСУАЛЬНОСТЬ – комплекс биологических, психических, поведенческих и социальных характеристик, связанных с особенностями функций и процессов, которые определяют активность индивида, направленную на размножение и/или удовлетворение разнообразных потребностей посредством репродуктивной системы. СЕКСИЗМ – предвзятые установки и дискриминирующее поведение одного человека или группы людей в отношении другого человека или группы людей по признаку его (их) пола или сексуальной ориентации. Форма контроля знаний – зачет. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ПРИКЛАДНАЯ ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Инструкция: выбери один правильный, на твой взгляд, ответ на предложенные вопросы.
|
|