Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 1 337.28kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 3 484.9kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная... 1 350.13kb.
Программа дисциплины Информационный менеджмент для направления 230700. 1 70.82kb.
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... 1 247.67kb.
Программа дисциплины «Программная инженерия» 1 130.97kb.
Рабочая программа дисциплины программная инженерия направление подготовки... 1 277.79kb.
Рабочая программа дисциплины математические основы криптографии направление... 1 219.4kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная... 3 491.45kb.
Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика. 1 201.98kb.
Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика. 1 86.66kb.
Междисциплинарные задачи для формирования экологического мировоззрения... 1 68.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная информатика» - страница №1/1



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика» очной формы обучения магистерской программы «Прикладная информатика в экономике»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/ Е.И. Иванова /

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем протокол № 11 от 17.05.2011 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 17 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ А.Г. Ивашко/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, протокол №2 от13.05.2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ И.Н. Глухих/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра информационных систем
Е.И. Иванова


ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика» очной формы обучения магистерской программы «Прикладная информатика в экономике»

Тюменский государственный университет

2011

Е. И. Иванова. Человеко-машинное взаимодействие в информационных системах. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 230700.68 «Прикладная информатика в экономике» очной формы обучения магистерской программы «Прикладная информатика». Тюмень 2011г., 17 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Человеко-машинное взаимодействие в информационных системах [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой
информационных систем,
д.т.н., профессор А. Г. Ивашко.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Е.И. Иванова, 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка, которая содержит:




    1. Цели и задачи дисциплины

Человеко-машинное взаимодействие - дисциплина, имеющая дело с проектированием, развитием и применением информационных систем с точки зрения требований пользователя, а также с изучением явлений их окружающих. Этот курс предназначен для программистов и пользователей и обеспечивает изучение компьютерных технологий с акцентом на разработку и развитие пользовательского интерфейса.

Человеко-машинное взаимодействие – это дисциплина, объединяющая знания в областях: психологии познания, проектирования программного обеспечения и информационных систем, социологии и организации бизнеса, эргономики и системного анализа, управления процессами и промышленного дизайна. Внедрение информационных систем практически во все стороны жизни требует от современного специалиста умения разработать или адаптировать пользовательский интерфейс под широкий класс пользователей, обеспечить эффективное использование элементов человеко-машинного взаимодействия.



Цель дисциплины - изучение принципов и подходов, используемых в построении человеко - машинных интерфейсов информационных систем. Задачами курса являются изучение парадигм и принципов построения человеко-машинных интерфейсов, ознакомление с правилами разработки интерфейсов различных видов для применения в проектировании и развитии ИС, изучение тенденций и проблем развития человеко-машинных интерфейсов.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла ООП. Для успешного изучения дисциплины необходимы знания и умения, полученные в результате освоения ООП бакалавриата по направлению «Прикладная информатика».

До начала изучения дисциплины необходимо освоить: «Математическое моделирование экономических процессов и систем», «ИТ инфраструктура», «Методологии и технологии проектирования информационных систем».




    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • общекультурными:

  • способен использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-5);

  • профессиональными:

  • способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);

  • способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-15);

  • способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);

  • способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28).

В результате изучения дисциплины студенты должны



  • знать:

  • особенности восприятия информации человеком, устройства и режимы диалога;

  • вопросы компьютерного представления и визуализации информации;

  • парадигмы и принципы взаимодействия человека с компьютерной средой;

  • критерии оценки полезности диалоговых систем;

  • уметь:

  • построить и описать взаимодействие с компьютерной средой в заданной проблемной области;

  • пользоваться библиотеками элементов управления диалогом, программами поддержки разработки пользовательских интерфейсов;

  • создать среду, описать события взаимодействия человека и информационной системы и реализовать интерактивную систему по заданию.

  • владеть:

  • навыками использования специализированного инструментария проектирования человеко-машинного взаимодействия;

  • навыками разработки графических интерфейсов.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины


Таблица 1 Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

3

Аудиторные занятия (всего)

98

42

56

В том числе:










Лекции

56

28

28

Практические занятия (ПЗ)

42

14

28

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

82

30

52

Вид промежуточной аттестации




зачет

экзамен

Общая трудоемкость 180 час.

5 зач. ед.












  1. Тематический план

Таблица 2 Тематический план



Тема

недели семестров

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия

1-2



















1.1

Человек и информационные системы

1

2

1




2

5

0-1

1.2

Взаимодействие

2-3

2

1




6

9

0-1

1.3

Парадигмы и принципы

4-8

12

8




8

28

0-8

1.4

Среда взаимодействия

9-12

6

4




10

24

0-6

1.5

Модель пользователя

13-14

4

5




4

13

0-10




Всего




26

19




30

79

0-26




Модуль 2. Проектирование пользовательских интерфейсов ИC

1-10



















2.1

Проектирование диалога

1-6

12

10




14

37

0-34

2.2

Оценка функционирования

7-8

8

6




12

26

0-12

2.3

Обучение пользователя

9-10

6

4




6

16

0-8




Всего




26

20




32

79

0-54




Модуль 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса

11-14



















3.1

Визуализация данных

11-12

2

2




8

12

0-10

3.2

Системы поддержки работы в группе

13

2

2




6

10

0-6

3.3

Мультимедиа среды и мультисенсорные системы

14

2

2




6

10

0-4




Всего




6

6




20

22

0-20




Итого (часов, баллов):




56

42




82

180

0-100


Таблица 3 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

анализ ситуаций

собеседование

контрольная работа

разработка моделей

Модуль 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия

1.1




0-1







0-1

1.2




0-1







0-1

1.3




0-2




0-6

0-8

1.4




0-1




0-5

0-6

1.5

0-2







0-8

0-10

Всего

0-2

0-5




0-19

0-26

Модуль 2. Проектирование пользовательских интерфейсов ИC

2.1







0-20

0-14

0-34

2.2










0-12

0-12

2.3

0-4

0-4







0-8

Всего

0-4

0-4

0-20

0-26

0-54

Модуль 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса

3.1










0-10

0-10

3.2

0-4

0-2







0-6

3.3

0-2

0-2







0-4

Всего

0-6

0-4




0-10

0-20

Итого

0-10

0-13

0-20

0-57

0-100


Таблица 4 Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обяз-ные

доп-ные

Модуль 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия

Проработка лекций; чтение обязательной и дополнительной литературы




1-14







1.1

Человек и информационные системы







1

5

0-1

1.2

Взаимодействие







2-3

9

0-1

1.3

Парадигмы и принципы

Разработка моделей

Знакомство с содержанием электронных источников

4-8

28

0-8

1.4

Среда взаимодействия

Разработка моделей




9-12

24

0-6

1.5

Модель пользователя

Анализ ситуаций и решение проблем; Разработка моделей

Знакомство с содержанием электронных источников

13-14

13

0-10




Всего по модулю 1:

79

0-26

Модуль 2. Проектирование пользовательских интерфейсов ИC

Проработка лекций; чтение обязательной и дополнительной литературы




1-10







2.1

Проектирование диалога

Разработка моделей

Знакомство с содержанием электронных источников

1-6

37

0-34

2.2

Оценка функционирования

Разработка моделей

Знакомство с содержанием электронных источников

7-8

26

0-12

2.3

Обучение пользователя

Анализ ситуаций и решение проблем;

Знакомство с содержанием электронных источников

9-10

16

0-8




Всего по модулю 2:

79

0-54

Модуль 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса

Проработка лекций; чтение обязательной и дополнительной литературы




11-14







3.1

Визуализация данных

Разработка моделей

Знакомство с содержанием электронных источников

11-12

12

0-10

3.2

Системы поддержки работы в группе

Анализ ситуаций




13

10

0-6

3.3

Мультимедиа среды и мультисенсорные системы

Анализ ситуаций




14

10

0-4




Всего по модулю 3

22

0-20




ИТОГО:

180

0-100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3



Интеграция систем







+







+

+

+

+

+

+



Производственная практика
















+

+

+













  1. Содержание дисциплины

МОДУЛЬ 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия

ТЕМА 1. Человек и информационные системы

Информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология.

Устройства ввода-вывода, текстовый и графический режимы, гипертекст, печать и сканирование, управление памятью, 2, 2,5 и 3D графика, устройства позиционирования и указания, моделирование визуальной среды, мультимедиа и распознавание речи и визуальных образов.
ТЕМА 2. Взаимодействие

Общая характеристика проблемы человеко-машинного взаимодействия в сложных системах. Понятие информационного взаимодействия. Психологические аспекты человеко-машинного взаимодействия, уровни сложности и ориентация на пользователя.

Определение интерфейса. Основные принципы классификации. Классификация по логической и физической организации, классификация по конструктивному исполнению. Принципы организации интерфейсов. Структура связей интерфейсов. Функциональная организация интерфейсов.

Модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия. Контекст и протоколы взаимодействия. Эргономика.


ТЕМА 3. Парадигмы и принципы

Генерация требований к проектированию пользовательских интерфейсов. Бумажное прототипирование. Моделирование вариантов использования, пользовательских историй.


ТЕМА 4. Среда взаимодействия

Мультимедиа среды. Гипермедиа среды. Управление процессами - документооборот, управление системами и обучение. Базы данных - справочные системы, хранилища данных, электронные библиотеки и т.д. Имитационное и математическое моделирование - системы автоматизации научных исследований по областям знаний, виртуальные миры.

Анализ задач и модель среды – отображение структур, процессов, объектов.
ТЕМА 5. Модель пользователя

Модели мышления, целевые установки, обратная связь и отображение информации. Моделирование объектов, поведение в виртуальной среде. Математическое моделирование, разумные ограничения.

Социально-психологические портреты пользователя.
МОДУЛЬ 2. Проектирование пользовательских интерфейсов ИC

ТЕМА 1. Проектирование диалога

Описание и проектирование диалога: нотации для проектирования диалога: граф диалога, нотации, использующие диаграммы, описание диалога с использованием сетей Петри, текстовый диалог, описание режимов и виртуальных устройств графического диалога, семантика диалога, сообщения и события, объектно-ориентированная парадигма.

Создание модели интерактивной системы - использование стандартных формализмов, модели взаимодействия, анализ состояний и событий, действия и проработка сообщений об их результатах.

Поддержка разработки - элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя, использование библиотек и наборов инструментов, инструментальные среды программирования графического диалога.


ТЕМА 2. Оценка функционирования

Оценка функционирования: цели и стили оценивания, оценка на этапе проектирования, формальные методы анализа диалога на тупики, оценка реализации, оценка времени реакции, целостность диалога, комплексирование методов оценки, оценка полезности.


ТЕМА 3. Обучение пользователя

Требования к системам помощи, помощь при указании на объект, гипертекстовая документация, системы интеллектуальной помощи, обучающие системы, проектирование систем помощи.


МОДУЛЬ 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса

ТЕМА 1. Визуализация данных

Визуализация данных: визуальный интерфейс для систем поддержки принятия решений, OLAP-технологии.

Web представление данных –функции браузеров и поведение в виртуальной среде, виртуальные многопользовательские среды.
ТЕМА 2. Системы поддержки работы в группе

Групповая работа в локальных и глобальных сетях, системы семинаров, работа с фреймами и мультидоступ, вопросы синхронизации группового взаимодействия.


ТЕМА 3. Мультимедиа среды и мультисенсорные системы

Применение элементов мультимедиа сред и мультисенсорных систем: речевой интерфейс, звуковые сигналы, распознавание текстов, анимация и видеофрагменты, распознавание жестов, компьютерное зрение, в информационных системах.




  1. Планы семинарских занятий

МОДУЛЬ 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия

ТЕМА 3. Парадигмы и принципы

Генерация требований к проектированию пользовательских интерфейсов. Бумажное прототипирование. Моделирование вариантов использования, пользовательских историй.


ТЕМА 4. Среда взаимодействия

Исследование сред взаимодействия. Анализ задач и создание модели среды – отображение структур, процессов, объектов.


ТЕМА 5. Модель пользователя

Разработка модели пользователя. Создание социально-психологических портретов пользователя информационной системы.


МОДУЛЬ 2. Проектирование пользовательских интерфейсов ИC

ТЕМА 1. Проектирование диалога

Проектирование диалога: граф диалога (с использованием сетей Петри), текстовый диалога.

Разработка укрупненной модели взаимодействия информационной системы, анализ состояний и событий.

Разработка многооконных интерфейсов информационной системы в инструментальной среде разработки.


ТЕМА 2. Оценка функционирования

Разработка модели оценки на этапе проектирования используя формальные методы анализа диалога на тупики.

Реализация модели оценки полезности информационной системы.
ТЕМА 3. Обучение пользователя

Разработка модели системы помощи информационной системы.


МОДУЛЬ 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса

ТЕМА 1. Визуализация данных

Исследование проблем и тенденций визуализации данных в современных фреймворках для создания информационных систем.

Разработка web-интерфейса многопользовательской информационной системы.
ТЕМА 2. Системы поддержки работы в группе

Анализ и исследование проблем и тенденций развития систем поддержки работы группового взаимодействия.


ТЕМА 3. Мультимедиа среды и мультисенсорные системы

Анализ и исследование проблем и тенденций развития мультимедиа и мультисенсорных элементов в информационных системах.




  1. Темы контрольных работ

Название: Проектирование и разработка многооконных интерфейсов информационной системы в инструментальной среде разработки.

Цель контрольной работы: Законченное поэтапное решение содержательной задачи (постановка задачи, спецификация требований пользователя, разработка модели пользователя, разработка портретов пользователей, выбор структур данных, программная реализация интерфейса информационной системы с переходами, оценка полезности).

Типы заданий содержательно ориентированы на разработку и реализацию информационных систем, предназначенных для использования в системе графического диалога.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации:

  1. Регламентация и психологические проблемы работы человека;

  2. Компьютер как средство пользователя;

  3. Особенности взаимодействия человека с информационной системой;

  4. Концептуальные модели взаимодействия человека и информационной системы;

  5. Особенности взаимодействия человека и мультимедиа и гипермедиа сред;

  6. Особенности взаимодействия человека и сред управления процессами;

  7. Рациональное проектирование;

  8. Модель пользователя. Портрет пользователя;

  9. Нотации для проектирования диалога. Формальные методы описания диалоговых систем;

  10. Парадигмы проектирования пользовательских интерфейсов. Требования, предъявляемые к пользовательскому интерфейсу;

  11. . Параллельный и последовательный интерфейсы. Системный интерфейс. Интерфейсы распределенных информационных систем.

  12. Средства графического диалога и мультимедиа-устройства, виртуальные устройства диалога; граф диалога, время ответа и отображения результата;

  13. Помощь пользователю и его обучение;

  14. Инструментальные среды разработки пользовательских интерфейсов. Типовое инструментальное программное обеспечение. Прикладные аспекты человеко-машинного взаимодействия при визуальном проектировании процессов, структур, объектов.

  15. Проблемы и тенденции развития визуализации данных в системах принятий решений;

  16. Проблемы и тенденции развития web-представления данных;

  17. Проблемы и тенденции развития систем поддержки групповой работы;

  18. Проблемы и тенденции развития информационных систем с мультимедиа и мультисенсорными элементами взаимодействия.




  1. Образовательные технологии

В рамках учебного курса предусматривается разбор конкретных ситуаций, связанных с внедрением ИС (комплексные ситуационные задания) по темам 1.5, 2.3, 3.2 и 3.3., а также применение применение игр-симуляций - «Оценка значимости для бизнеса» («Business Value Game»), «Бумажное прототипирование», в качестве интерактивной формы проведения семинарских занятий.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия / Купер А., Рейман Р., Кронин Д. 2009 г.

  2. Современные методы описания функциональных требований / Алистер Коберн, 2002 г.

  3. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия / Д.Гаррет, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Нильсен Я., Тахир М. Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов. Издательство: Вильямс, 2002 г.

  2. Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие / Алан Купер. 1999 г.

Интернет-ресурсы:

  1. www.iteam.ru/discussions/

  2. www.oracle.com

  3. www.intuit.ru

  4. www.usabilitylab.ru/

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Инструментарий:

  • Microsoft Office;

  • Microsoft Project;

  • Microsoft Visio;

  • Microsoft Visual Studio.