Практикум по экономике труда часть 1 Методические указания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической... 8 994.88kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 3 1199.85kb.
Учебно-методические указания для самостоятельной работы. Учебно-методические... 1 247.98kb.
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Безопасность... 1 227.93kb.
Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ для... 1 918.56kb.
Методические указания по их проведению, вопросы к экзамену, перечень... 1 301.52kb.
Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Математика»... 1 202.1kb.
Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальностей 5 544.57kb.
Методические указания к домашней контрольной работе по курсу «Линейная... 1 309.99kb.
Методические указания к семинарским занятиям 1 236.28kb.
В. И. Морозова, К. Э. Врублевский 3 596.44kb.
Цель и задачи выполнения курсовой работы. Подготовка к написанию... 1 71.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум по экономике труда часть 1 Методические указания - страница №4/4



6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


Вопросы для проверки знаний

  1. Дайте определение понятию «уровень жизни населения».

  2. Дайте определение понятию «качество жизни населения».

  3. Что общего и различного в уровне и качестве жизни?

  4. Типы политики доходов и качества жизни.

  5. Как определяется индекс человеческого развития?

  6. Какова связь государственной социальной политики
    и уровня и качества жизни населения?

  7. Назовите индикаторы стабилизации уровня жизни населения.

  8. В чем отличие совокупных, номинальных, располагаемых и реальных доходов населения?

  9. Определите способы повышения покупательной способности заработной платы.

  10. Дайте характеристику структурным элементам структуры системы потребительских бюджетов.

  11. Роль и задачи потребительских бюджетов в политике доходов государства.

  12. Потребительские бюджеты: сущность и виды.

  13. Потребительские бюджеты и методы их формирования.

  14. Методика формирования бюджета прожиточного минимума в России.

  15. Минимальный потребительский бюджет и его практическое применение.

  16. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического прожиточного минимума?

  17. Стоимость жизни. Потребительская корзина и методы ее расчета. Приведите примеры.

  18. Бюджет прожиточного минимума. Его применение. Приведите примеры.

  19. Какие существуют формы распределения доходов?

  20. Назовите источники доходов населения.

  21. Государственное регулирование доходов населения: сущность, социальная значимость.

  22. Правовое, административное, согласительное, антиинфляционное регулирование, индексация доходов.

  23. Как устанавливается дифференциация доходов населения? Какие факторы ее определяют?

  24. Какие можно предложить меры по сокращению дифференциации доходов населения?

  25. Какие показатели свидетельствуют о бедности населения?

  26. С помощью каких инструментов государство может вмешиваться в распределение доходов?

  27. Какую роль играют общественные блага в социальной защите населения?

  28. Охарактеризуйте взаимосвязь занятости, уровня и качества жизни.

  29. В чем сущность социальной безопасности населения?


Тестовый контроль знаний


№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

Шифр

1

2

3

4

1

Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей…

Укажите правильное продолжение утверждения.



Отдельного человека

А







Живущего в обществе

Б







Группы людей

В

2

Что является главным показателем улучшения уровня жизни?

Укажите правильный ответ.



Увеличение продолжительности жизни, увеличение доходов населения

А







Увеличение доходов населения, снижение рождаемости

Б







Увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни

В

3

Какие величины должны определяться при помощи бюджета прожиточного минимума?

Укажите правильный ответ.



Размеры минимальной заработной платы

А







Размеры минимальной пенсии по старости

Б







Различные льготы

В







Различные премии

Г







Сумма страховки уровня
жизни

Д

4

Какие показатели уровня жизни населения имеют прямое отношение к организации оплаты труда?

Укажите правильный ответ.



Бюджет прожиточного минимума, инфляция, потребительская корзина, индекс человеческого развития

А







Продовольственная корзина, прожиточный минимум, потребительская корзина, бюджет прожиточного минимума

Б







Индекс человеческого развития, продовольственная корзина, доля бедного населения, бюджет прожиточного минимума

В

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

Что такое уровень жизни?

Укажите правильный ответ.



Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и степень удовлетворения этих потребностей

А







Уровень жизни отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей

Б







Уровень жизни – это экономическая категория, которая характеризует степень удовлетворения социальных потребностей людей

В

6

Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий…

Укажите правильное продолжение утверждения.



Позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни

А







Которые позволят ему жить всю жизнь в достатке

Б







Позволяющих ему обеспечивать своих родных и близких

В

Окончание таблицы



1

2

3

4

7

Инфляция влияет на увеличение реальных доходов населения, укрепляет позиции властных структур, расширяет мотивы к трудовой деятельности.

Инфляция сужает мотивы трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления и ослабляет позиции властных структур

А







Инфляция влияет на увеличение реальных доходов населения, укрепляет позиции властных структур, расширяет мотивы к трудовой деятельности

Б







Инфляция влияет на обесценение сбережений населения, укрепляет позиции властных структур, расширяет мотивы к трудовой деятельности, а также влияет на усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции

В

8

Каковы основные источники формирования доходов семьи?

Укажите правильные ответы.



Заработная плата

А







Пенсии

Б







Пособия

В







Предпринимательский доход

Г







Дивиденды и другие доходы от собственности

Д







Средства от реализации продукции личного подсобного хозяйства

Е

9

Какой доход представляет собой максимальная сумма средств, которую семья может потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников?

Укажите правильный ответ.



Общий

А







Совокупный

Б







Располагаемый

В

Тест

Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВНП от потенциального составляет: а) 2%; б) 3%; в) 4%; г) 5%; д) значительно больше, чем 5%.


Методические указания

Уровень жизни населения определяется личными доходами, их величиной и степенью дифференциации.

Личные доходы – это сумма всех денежных и натуральных поступлений, источниками которых являются заработная плата, доходы от владения и сдачи в аренду имущества, государственные социальные трансферты, доход на капитал, доходы от лотерей и выигрышей, доходы предпринимателей, рента, доходы от продажи недвижимости и имущества.

Дифференциация доходов населения определяется различиями в уровне доходов на душу населения. Распределение доходов осуществляется в соответствии с результатами экономической деятельности.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют коэффициенты Лоренца и Джини. Коэффициенты дифференциации доходов показывают, во сколько раз минимальные доходы самого богатого населения превышают максимальные доходы наименее обеспеченного населения. Неравномерность доходов определяют с помощью кривой Лоренца.

Индекс концентрации доходов в обществе измеряется коэффициентом Джини, значения которого варьируются от 0 до 1.

Индекс А. Оукена определяет эффективность перераспределения доходов между населением

Качество жизни – интегральный показатель, представлен индексом человеческого развития, воспроизводством человеческого потенциала (ИЧР).

Индекс человеческого развития объединяет три показателя:


  1. Im индекс ожидаемой продолжительности жизни;

  2. Iо – индекс уровня образования;

  3. ВВП – доход на душу населения.

Уровень образования определяется состоянием грамотности населения с учетом количества лет обучения. Для сопоставления дохода на душу населения используется среднемировое значение ВВП на душу населения. Средний уровень ИЧР находится в пределах от 0,5 до 0,8.

Интеллектуальный потенциал общества определяется уровнем образования взрослого населения, удельным весом студентов в общей численности населения, долей расходов на образование в ВВП, долей занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, долей затрат на науку в ВВП.


Задача 5.1

Исходные данные. Фактический ВНП (валовой национальный продукт) составляет 750 млн долл., естественный уровень безработицы – 5%, фактический уровень безработицы – 9%.

Постановка задачи. Какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?

Решение

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% влечет за собой отставание фактического объема ВНП от потенциального на 2,5%.

В нашем примере фактический уровень безработицы превышает естественный на 4% (9% – 5%). Следовательно, фактический объем ВНП отстает от потенциального на 10% (2,5 · 4), что составляет 75 млрд долл. (750 млрд · 10%).

Ответ. В стране недопроизведено продукции на 75 млрд долл.
Задание для семинарских занятий


  1. Бюджет семьи.

  2. Влияние здоровья на заработную плату и занятость: эмпирические оценки отдачи от здоровья.

  3. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России?



Индивидуальные задания

С использованием данных статистических сборников Роскомстата РФ составить расчетные задачи на определение:

– индекса дифференциации и концентрации доходов;

– уровня скрытой и открытой безработицы;

– индекса человеческого развития;

– заработной платы с применением МРОТ, бюджета прожиточного минимума; положений Коллективного договора;

– необходимости государственных социальных трансфертов с применением МРОТ, МПБ, БПМ;

– ФОТ, численность работников бригады, КТУ, метода распределения заработка и рассчитайте заработную плату каждому члену бригады.




7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ


Вопросы для проверки знаний

  1. В чем состоят экономическая природа социальной политики и ее основные функции?

  2. Каковы цели и задачи социальной политики России?

  3. Каковы критерии отнесения работников к числу низкооплачиваемых и семей – к категории малообеспеченных?

  4. Перечислите обобщающие стоимостные показатели уровня жизни населения.

  5. Каковы современные критерии разграничения трудовых и нетрудовых доходов?

  6. Назовите основные направления социальной политики государства.

  7. Каковы основные направления социальной политики организации?

  8. Что включает понятие «социальная защита»? Назовите основные законодательные акты, ее регулирующие.

  9. Что такое минимальные социальные стандарты и каково их место в формировании системы социальной защиты?

  10. В чем состоят экономическая природа и существо социальных трансфертов, каковы их виды и роль в формировании семейных доходов?

  11. Раскройте существо социальной помощи и системы социальных гарантий. Каковы условия их предоставления гражданам?

  12. Дайте определение понятий «пособие», «пенсия», «стипендия» и назовите контингент граждан, которым они выплачиваются.

  13. Каковы принципы предоставления и финансирования социальных трансфертов?

  14. Охарактеризуйте виды социальных пособий и их целевое назначение.

  15. Назовите государственные социальные фонды и перечислите важнейшие выплаты, государственные компенсации и гарантии, предоставляемые за счет средств, аккумулируемых в каждом из них.

  16. Что понимается под социальным страхованием и каково его место в системе социальной защиты населения?

  17. Охарактеризуйте основные современные формы (виды) социального страхования.

  18. Каковы финансовые источники формирования фондов социального страхования?

  19. Основные направления и задачи совершенствования системы социального страхования.

  20. Какова экономическая природа пенсий? Каково их назначение, место в поддержании и формировании семейных доходов.

  21. Основные формы социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов.


Задание для семинарских занятий

  1. Основные направления государственной социальной политики.

  2. Приоритетные направления социальной политики
    региона.

  3. Направления социальной политики организации.

  4. Социальные внебюджетные фонды: источники формирования средств, направления их использования.

  5. Сущность обязательного социального страхования.

  6. Характеристика социальной защиты населения: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная поддержка.

  7. Социальная политика как фактор мотивации.


Индивидуальные задания

С использованием данных статистических сборников Роскомстата РФ составить расчетные задачи на определение:

– количества пенсионеров по любым основаниям и размеров установленных пенсий, выплаченных пенсий;

– коэффициента замещения трудовых ресурсов за последние 5 лет;

– динамики использования ВВП на социальные трансферты за последние 5 лет;

– оценки выплаты социальных трансфертов различным слоям населения и оказания адресной помощи населению.











8. Регулирование
социально-трудовых отношений


Вопросы для проверки знаний

  1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте основы их развития.

  2. Охарактеризуйте структуру социально-трудовых отношений.

  3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различных этапах трудовой жизни человека?

  4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений
    и в чем их различия?

  5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества, в рамках организации.

  6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как измеряется показатель «качество трудовой жизни»?

  7. Какой механизм используется для регулирования социально-трудовых отношений в России?

  8. Что такое «социальное партнерство» и какой механизм используется в его развитии?

  9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства
    в России.

  10. Каково содержание и значение тарифных соглашений
    и коллективных договоров?

  11. Каков статус общероссийских законодательных актов, регулирующих условия оплаты труда?

  12. Как осуществляется информационное обеспечение трудового посредничества?

  13. Какие проблемы существуют в развитии социального партнерства в России?

  14. Раскройте содержание генеральных, специальных и коллективных договоров.

  15. По каким направлениям предполагается совершенствовать социальное партнерство в Российской Федерации?

Тестовый контроль знаний


№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

Шифр

1

2

3

4

1

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве?

Укажите правильный ответ.



Только три

А







Только две

Б







Как две, так и три

В

2

На каком уровне заключается Генеральное соглашение?

Укажите правильный ответ.



Федеральный

А







Региональный

Б







Локальный

В

3

Что является объектом системы социального партнерства?

Укажите правильный ответ.



Работники

А







Государство

Б







Социально-трудовые отношения

В







Работодатели

Г

4

Какой государственный орган контролирует деятельность Системы социального партнерства (ССП) в Российской Федерации?

Укажите правильный ответ



Министерство труда Российской Федерации

А







РТК

Б







Администрация Президента России

В

5

Какой правовой акт является основополагающим в ССП в Российской Федерации?

Укажите правильный ответ.



Указ Президента России «О социальном партнерстве и решении трудовых конфликтов»

А







Закон «О коллективных договорах и соглашениях»

Б







Постановление Правительства Российской Федерации «О службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации»

В

Продолжение таблицы



1

2

3

4

6

Как классифицируются социально-трудовые отношения?

Укажите неправильный


ответ.

Социально-трудовые отношения, связанные
с организацией и эффективностью труда

А







Социально-трудовые отношения, связанные
с использованием предметов и орудий труда

Б







Социально-трудовые отношения занятости

В







Социально-трудовые отношения, связанные
с использованием новой технологии

Г







Социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд

Д

7

Какие типы социально-трудовых отношений нежелательны для социально-ориентированной рыночной экономики?

Укажите правильный ответ.



Солидарность

А







Патернализм

Б







Субсидиарность

В







Партнерство

Г







Конфликт

Д







Дискриминация

Е

8

Какой из показателей не имеет прямого отношения к оценке качества трудовой жизни?

Укажите правильный ответ.



Уровень технологии

А







Уровень организации труда

Б







Распределение заработка

В







Использование рабочего времени

Г







Безопасность условий труда

Д







Степень равенства в распределении собственности

Е

Окончание таблицы



1

2

3

4

9

Какой из перечисленных нормативно-правовых актов является основополагающим в формировании ССП?

Укажите правильный ответ.



Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении трудовых конфликтов» от 15 ноября 1991 г.

А







Указ Президента России «О некоторых вопросах деятельности РТК по регулированию социально-трудовых отношений» от 21 марта 1994 г.

Б







Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.

В

10

Чем являются социально-трудовые отношения в ССП?

Укажите правильный ответ.



Объектом

А







Субъектом

Б







Принципом

В


Задачи для самостоятельного решения,
задание для семинарских занятий

1. Преодоление трудовых конфликтов коллективного характера.

2. Используя законодательные и нормативно-правовые акты: Трудовой кодекс, Кодекс административных правонарушений, «Закон о коллективных договорах и соглашениях», – составьте проект Коллективного договора хозяйственной организации.

3. Составьте локальные нормативные документы «Правила внутреннего трудового распорядка», «Кодекс этики сотрудника организации» (конкретно).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция Российской Федерации [Электронный
    ресурс] : [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2006 г. и 20 апреля 2007 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  3. Закон о занятости населения [Электронный ресурс] : федеральный закон от 20.04.1996 № 36-ФЗ (с изм. на 18.10.2007) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  4. Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (с изм. на 12.03.2001) [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 28.04.2000 № 36, Госкомитета РФ по статистике от 28.04.2000 № 34 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  5. О Коллективных договорах и соглашениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 24.11.1995 № 176 (в ред. от 01.05.1995 № 93) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  6. Об основных направлениях и нормах социальной политики [Электронный ресурс] : Конвенция 117 МОТ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  7. О минимальном размере оплаты труда [Электронный ресурс] : федеральный закон от 02.06.2000 № 82-ФЗ
    (с изм. и доп. по сост. на 01.05.2008) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  8. Аудит и контроллинг персонала организации : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Э. П. Шдендера. – М. : Вузовский учебник, 2010. – 262 с.

  9. Еловиков Л. А. Экономика труда : учеб. пособие / Л. А. Еловиков. – Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. – 335 с.

  10. Ерохина Р. И. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии : учеб. пособие / Р. И. Ерохина, Е. К. Самраилова ; под ред. А. И. Рофе. – М. : МИК, 2000. – 160 с.

  11. Жуков А. Л. Аудит человеческих ресурсов организации : учеб. пособие / А. Л. Жуков. – М. : МИК, 2010. – 256 с.

  12. Остапенко Ю. М. Экономика труда : учеб. пособие / Ю. М. Остапенко. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 267 с.

  13. Социальное развитие предприятия : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М. : АТИСО, 2008. – 280 с.

  14. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (с изм. и доп. от 27.05.2000
    № 75-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  15. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс] : федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. ВерсияПроф.

  16. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала / С. А. Шапиро. – М. : ГросСедиа, 2005. – 186 с.

  17. Экономика труда : учеб. пособие / под ред. М. А. Винокурова, Н. А. Горелова – СПб. : Питер, 2004. – 656 с.

  18. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М. : Экзамен, 2004. – 735 с.

  19. Журнал «Человек и труд» за 2005–2011 гг.

  20. Журнал «Экономист» за 2005–2011 гг.

  21. Газета «Экономика и жизнь» за 2005–2011 гг.

Составитель


Людмила Павловна Пулькина

ПРАКТИКУМ

ПО ЭКОНОМИКЕ ТРУДА
Часть 1
Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине «Экономика труда»

для студентов направления 080200 «Менеджмент»
и специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятии (в строительстве)»

Редактор Э.Е. Полякова


Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 54.НС.05.953.П.006252.06.06 от 26.06.2006 г.

Подписано к печати 14.11.2011. Формат 60×84 1/16 д.л.

Гарнитура Таймс.

Бумага газетная. Ризография.

Объем 4,25 п.л. Тираж 180 экз. Заказ №


Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113

Отпечатано мастерской оперативной полиграфии

НГАСУ (Сибстрин)



<< предыдущая страница