Практикум по экономике труда часть 1 Методические указания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической... 8 994.88kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 3 1199.85kb.
Учебно-методические указания для самостоятельной работы. Учебно-методические... 1 247.98kb.
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Безопасность... 1 227.93kb.
Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ для... 1 918.56kb.
Методические указания по их проведению, вопросы к экзамену, перечень... 1 301.52kb.
Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Математика»... 1 202.1kb.
Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальностей 5 544.57kb.
Методические указания к домашней контрольной работе по курсу «Линейная... 1 309.99kb.
Методические указания к семинарским занятиям 1 236.28kb.
В. И. Морозова, К. Э. Врублевский 3 596.44kb.
Цель и задачи выполнения курсовой работы. Подготовка к написанию... 1 71.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум по экономике труда часть 1 Методические указания - страница №1/4

министерство образования и науки
российской федерации
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН)


Кафедра экономики

строительства и инвестиций

ПРАКТИКУМ

ПО ЭКОНОМИКЕ ТРУДА
Часть 1
Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине «Экономика труда»

для студентов направления 080200 «Менеджмент»
и специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятии (в строительстве)»

НОВОСИБИРСК 2011

Методические указания разработаны канд. экон. наук, ст. преподавателем Л.П. Пулькиной

Утверждены методической комиссией

факультета экономики и менеджмента

8 июня 2011 г.

Рецензенты:


    • Т.А. Ивашенцева, канд. экон. наук, профессор, завкафедрой ЭСИ (НГАСУ (Сибстрин));

    • А.Ф. Лях, канд. экон. наук, доцент кафедры ЭСИ (НГАСУ (Сибстрин))

 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2011

СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА 6

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ 8

3. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 10

4. РЫНОК ТРУДА. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА 18

5. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 33

6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 56

7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ 65

8. Регулирование
социально-трудовых отношений 68


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73



ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Настоящие методические указания составлены в соответствии с действующим в НГАСУ (Сибстрин) учебным планом направления 080200 «Менеджмент» и специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» и рабочими программами дисциплины «Экономика труда» для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов всех форм обучения.

Сборник состоит из двух частей. Первая – теоретические основы экономики труда, формирование трудовых ресурсов, человеческого капитала, рынок труда, занятость и безработица, социальная политика и социально-экономические отношения.

Вторая часть – использование рабочей силы, производительность труда, рабочее время, организация и нормирование труда, оценка эффективности использования трудовых ресурсов в организациях, аудит социально-трудовых отношений.

Сборник может быть использован студентами инженерно-экономических специальностей при изучении экономических дисциплин «Экономика строительства», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли».

Сборник может быть полезен студентам инженерных специальностей для выполнения расчетов экономической эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА


Вопросы для проверки знаний

  1. Что такое труд?

  2. Что изучает экономика труда?

  3. Экономика труда – теоретическая или прикладная наука?

  4. Каковы связи экономики труда с другими экономическими, техническими и гуманитарными дисциплинами?

  5. Раскройте объект и предмет изучения дисциплины «Экономика труда». Какие экономические категории изучает «Экономика труда»?

  6. Какие методы исследования использует экономика труда?

  7. Что определило возрастание внимания к проблеме труда и трудовых отношений начиная со второй половины ХХ века и до настоящего времени?

  8. В чем заключается объективная необходимость и актуальность изучения проблем экономики труда при углублении рыночных реформ?

  9. Что вы знаете об экономистах, внесших наибольший вклад в развитие экономики труда?

  10. Охарактеризуйте содержание учебной дисциплины «Экономика труда» и покажите ее роль в подготовке специалистов управленческого типа высшей квалификации.

  11. Какие положения о труде закреплены в Конституции РФ и как они согласуются с рекомендациями Конвенции МОТ?

  12. Можно ли ранжировать (расставить) по степени значимости общественные, коллективные и личные интересы (какие из них главнее, важнее)? Если да, то что при этом следует учитывать и принимать во внимание:

а) выводы теорий потребностей и мотиваций;

б) психологию и физиологию человека;

в) конкретный вид интереса, лежащего в основе побуждения людей к действию;

г) что-то другое (конкретно)?



  1. Какая из трех теорий: «Х», «Y», «Z» – вам нравится больше и почему?

  2. Что из рассмотренных вами теорий потребностей и мотиваций надо использовать на практике, чтобы ускорить выход экономики из кризиса?

  3. Управление персоналом как направление в изучении дисциплины «Экономика труда» и важнейшая составляющая управленческой деятельности.

  4. Основные методологические понятия при рассмотрении определений управления персоналом: концепция УП, методология УП, система УП, технология УП.

  5. Подходы к управлению персоналом: экономический, гуманистический, органический.

  6. Назовите эволюционные подходы к управлению персоналом: работа с кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, управление человеческим капиталом.

  7. Назовите и обоснуйте отличия управления человеческими ресурсами от традиционного управления персоналом.

  8. Назовите подходы к управлению взаимодействия человека и организации: человек подбирается для выполнения определенной работы, функции; работа или функция подбирается для человека. Обоснуйте их.

  9. Дайте характеристику основным формам обучения рабочей силы.

  10. По каким признакам подготовка кадров отличается от переподготовки?

  11. В чем суть и каковы основные формы профессионального образования работников?

  12. Назовите основные формы повышения квалификации и охарактеризуйте особенности каждой из них.

  13. Что такое компетенция персонала и как ею управлять?


Задание для семинарских занятий

  1. Технологии эффективного управления человеческими ресурсами: проблемы, подходы, перспективы.

  2. Инвестиции в человеческий капитал: виды инвестиций и эффективность использования для профессионального развития молодежи.

  3. Профессиональный клиринг и эффективность использования специалистов.



2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ


Вопросы для проверки знаний

  1. Дайте определение понятию «труд».

  2. Что такое общественная организация труда?

  3. В чем сущность, функции и содержание основных элементов общественной организации труда?

  4. Перечислите функции общественного труда.

  5. Разделение и кооперация труда на различных уровнях (общество, регион, трудовой коллектив).

  6. Объективное и субъективное в развитии разделения труда.

  7. Проследите взаимосвязь уровней развития производительных сил, производства и общественной организации труда.

  8. В чем различие понятий «характер труда», «содержание труда» и «условия труда»? Проследите наличие связей между ними.

  9. Что такое гуманизация труда?

  10. Потребность в труде, ее развитие и оценка в современный период.

  11. Какие формы принуждения к труду вы знаете? Существует ли принуждение к труду в условиях рыночных отношений?

  12. Профессиональное разделение труда как углубление
    и форма проявления общественного разделения труда.

  13. В какой связи находятся общественная организация труда и рыночные отношения?

  14. В чем заключается противоречие между разделением труда и разделением производства?

  15. Какова взаимосвязь форм соединения рабочей силы со средствами производства и методов поддержания дисциплины труда?

  16. Какие факторы, определяющие эффективность использования рабочей силы, вы знаете?

  17. Назовите типы и методы управления трудом и охарактеризуйте их.

  18. Назовите и охарактеризуйте формы управления трудом.

  19. Назовите уровни управления трудом и дайте им характеристику.



3. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ


Вопросы для проверки знаний

  1. Какую роль выполняет труд в жизни человека и общества?

  2. Определите элементы, участвующие в трудовом процессе, и роль каждого из них. Как человек взаимодействует с этими элементами?

  3. Приведите классификацию видов труда и определите ее значение в оценке труда.

  4. Охарактеризуйте основные направления обогащения социально-экономического содержания труда.

  5. Какие изменения происходят в социально-экономическом содержании труда на современном этапе и как они влияют на развитие сферы труда?

  6. Охарактеризуйте предпринимательство как особый вид трудовой деятельности. Какие направления его развития наиболее эффективны в экономическом и социальном аспектах?

  7. Какие понятия используются в странах для выражения человеческих ресурсов? Раскройте содержание понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал».

  8. Назовите и охарактеризуйте основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов. Как определяется численность трудовых ресурсов?

  9. Раскройте понятия «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

  10. Из чего складывается индекс развития человеческого потенциала?

  11. Дайте характеристику естественного движения населения, покажите его роль в процессе воспроизводства населения.

  12. Раскройте сущность миграции населения, назовите типы и виды миграции.

  13. Каковы причины и формы миграции населения? Какими показателями измеряется миграция?

  14. Что такое кадровый потенциал организации и кадровый потенциал общества? Их различия.

  15. Что такое кадровый потенциал организации и кадровый потенциал работника? Их различия.

  16. Определите понятие «персонал» и назовите его основные признаки.

  17. Определите понятие «человеческие ресурсы». Чем оно отличается от понятия «персонал»?

  18. Дайте характеристику объемным и качественным показателям трудового потенциала.

  19. Почему необходимо изучать региональный и отраслевой «срезы» трудовых ресурсов?


Методические указания

Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона, населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории. Конкретно имеются в виду следующие показатели:



  1. средняя численность населения за год :

,

где Рн численность населения на начало года;



Рк – численность населения на конец года;

  1. общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле):





  1. общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле):





  1. естественный прирост (убыль) населения за год (Е):

E = Ni Nj,

где Ni число новорожденных за год;



Nj – число умерших за год;

  1. коэффициент естественного прироста населения (Ке)
    (в промилле):





  1. механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С):

где Mi – число прибывшего населения за год;



Mj – число выбывшего населения за год;

  1. коэффициент механического прироста населения (Км):





  1. общий прирост населения за год :





  1. коэффициент общего прироста населения (Ко) (в промилле):

10) перспективная (прогнозируемая) численность населения на конец анализируемого года или на начало следующего года (Рк):



Рк = Рн + Е + С.

Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан


в трудоспособном возрасте и работающих в экономике государства граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

В настоящее время, в соответствии с трудовым законодательством России, нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяющей право на получение пенсии, – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных


с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже – на 5–10 лет, а иногда и более. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла), а также профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать «трудовую форму» (например, балет).

В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе


и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава.

Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

Итак, численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом:

Т = Ртр – Ринв + Рпен + Рмол,

где Ртр  – численность населения в трудоспособном возрасте;



Ринв – численность неработающего населения того же возраста, считающегося, согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособным (инвалиды I и II групп и лица льготных пенсионных возрастов);

Рпен – работающие лица пенсионного возраста;

Рмол – работающие подростки до 16 лет.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов :

Естественный прирост трудовых ресурсов (Те):



Те = Рв Рп,

где Рв – численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых в работу в общественном производстве;



Рп – численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте.

Миграционный прирост трудовых ресурсов, а также относительные показатели динамики численности трудовых ресурсов (коэффициенты общего, естественного и механического прироста) определяются аналогично расчету подобных показателей для всего населения.



Задача 3.1

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70 млн человек; численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года – 0,2 млн человек; численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста, – 2,0 млн человек; численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году, – 1,6 млн человек.

Решение

Численность населения трудоспособного возраста на конец года (Ртр. к) рассчитывается следующим образом:



Ртр. к = Ртр. н + (Рв – Рп Nj) = 70 + (2,0 – 1,6 – 0,2) = 70,2 млн чел.,

где Ртр. н – численность населения трудоспособного возраста на начало года.



Ответ. Численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года составляет 70,2 млн человек.
Задача 3.2

Исходные данные. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн человек, в том числе неработающие инвалиды I и II групп – 1,2 млн человек; работающие подростки – 0,1 млн человек, работающие пенсионеры – 4,5 млн человек.

Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов.

Решение

Численность трудовых ресурсов (Т) рассчитывается следующим образом:



Т = Ртр – Ринв + Рпен + Рмол = 80 – 1,2 + 0,1 + 4,5 = 83,4 млн человек.

Ответ. Численность трудовых ресурсов составляет 83,4 млн человек.


Задачи для самостоятельного решения

Задача 3.3

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте составляет 750 тыс. человек, среди них численность инвалидов I и II группы трудоспособного возраста – 10 тыс. человек; численность работающих подростков до 16 лет – 15 тыс. человек, работающих лиц старше трудоспособного возраста – 55 тыс. человек.
Задача 3.4

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого года, если его численность на начало планируемого года составила 1 млн человек; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст, – 30 тыс. человек; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, – 22 тыс. человек; а число умерших в трудоспособном возрасте – 5 тыс. человек; механический прирост населения в трудоспособном возрасте – 3 тыс. человек.
Задача 3.5

Исходные данные. Численность трудоспособного населения области на начало года составила 1 млн человек, работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 40 тыс. человек.

В течение года в составе трудоспособного населения произошли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 250 тыс. человек; прибыло из других областей 90 тыс. человек; вовлечено для работы в экономике 20 тыс. человек пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста; 15 тыс. человек пенсионеров перестали работать; выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста.



Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года, общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.

Задача 3.6

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 10 промилле; доля трудовых ресурсов во всем населении при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 10 промилле, будет ниже на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн человек, трудовых ресурсов – 6 млн человек.
Задача 3.7

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста в регионе на конец года, если численность населения трудоспособного возраста на начало года составила 1 млн человек; вступило в трудоспособный возраст 30 тыс. человек; умерло 5 тыс. человек трудоспособного возраста; выбыло из трудоспособного возраста 35 тыс. человек; прибыло из других районов 350 тыс. человек; убыло в другие регионы 1000 тыс. человек.
Задача 3.8

Исходные данные и постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов города при условии, что коэффициент естественного прироста составляет 20 промилле, коэффициент механического прироста – 30 промилле. Доля трудовых ресурсов во всем населении будет выше на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 1 млн человек, трудовых ресурсов – 500 тыс. человек.
Задача 3.9

Исходные данные. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн человек, в том числе неработающие инвалиды I и II групп – 2%; работающие подростки – 0,1 млн человек, работающие пенсионеры – 7% от населения трудоспособного возраста.

Постановка задачи. Рассчитать численность трудовых ресурсов.

Задание для семинарских занятий

  1. Сбалансированность трудовых ресурсов.

  2. Анализ и оценка уровня конкурентоспособности различных социальных групп.

  3. Человеческий ресурс как фактор экономического развития.


Индивидуальные задания

С использованием данных статистических сборников Роскомстата РФ составить задачи на определение на начало и конец года: численности населения, численности трудовых ресурсов, численности населения в трудоспособном возрасте, перспективной численности населения и численности трудовых ресурсов, механического, естественного и общего прироста, коэффициентов естественного, механического прироста.


следующая страница >>