Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвисти - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квалификация выпускника: магистр психологии Руководитель программы... 1 37.1kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Программа промежуточного государственного контроля 1 30.59kb.
Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного... 2 564.62kb.
Общей и практической психологии 1 151.41kb.
Экзистенциальная терапия в группах 1 341.52kb.
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с... 2 632.51kb.
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 56.04kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Практикум по теме: «психолого-акмеологические исследования личности... 1 235.55kb.
Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... 1 73.77kb.
А. Голубев (предисловие, главы 1, 9, 10, 11, 12, 13) Л. Трубицына... 19 5396.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия - страница №1/8




Методы и техники практической психологии

Психоанализ,

психосинтез,

гештальт-терапия,

психодрама,

транзактный анализ,

нейро-лингвистическое программирование.

Методики и техники практической психологии
(Учебное пособие).


Под общей редакцией Л.М. Попова и

С.В. Петрушина

ББК 88.4


З 35

Печатается

по рекомендации Редакционно-издательского совета

Казанского государственного университета


Авторский коллектив:

М.Е.Валиуллина, И.М.Городецкая, М.Ж.Гусманов, В.П.Зелева,

С.В.Петрушин, Н.Ю.Хусаинова


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, Л.Б. Аболин,

доктор психологических наук, профессор, М.Г. Рогов.

Методики и техники практической психологии. Учебное пособие: М.Е. Валиуллина, И.М.Городецкая и др. Под общей ред. Л.М.Попова и С.В.Петрушина. – СПб.: Речь, 2007. - 224 с.

ISBN 5-9268-0546-5


В учебном пособии рассматриваются основные направления зарубежной практической психологии, такие как психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвистическое программирование.

Назначение пособия состоит в том, чтобы помочь читателю познакомиться со всем многообразием школ практической психологии. Пособие содержит тексты и контрольные вопросы для проверки степени усвоения учебного материала.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, студентов психологических факультетов, а также адресовано тем, кто интересуется проблемами практической психологии.

ББК 88.4


 Издательство «речь», 2007


СОДЕРЖАНИЕ




Вступительная статья


6

Глава 1. Психоанализ

9

Введение

9

§ 1. Основные представления

10

Структура психики в психоанализе

10

Различие между взрослыми и детьми

12

Нормальное развитие ребенка

13

Психологические защиты

18

Сопротивление и его проявления

21

Явление переноса

23

§ 2. Психоаналитическая помощь

25

Условия возникновения психоаналитической ситуации

25

Техника анализа сопротивления

27

Работа с ошибочными действиями

29

Работа со сновидениями

31

Типичные сновидения

33

Вклад психоаналитика в результат психоанализа

36

Задания для самостоятельной проверки


37

Глава 2. Психосинтез

40

Введение

40

§ 1. Основные положения психосинтеза

41

Цель психосинтеза

41

Абстрактная модель психики Р.Ассаджиоли

42

Уровни психосинтеза

44

§ 2. Личностный этап психосинтеза

46

Метод разотождествления

46

Работа с субличностями

48

Метод направленного воображения

52

§ 3. Трансперсональный этап психосинтеза

54

Кризис духовного роста

54

Духовная реализация

59

Задания для самостоятельной проверки


60

Глава 3. Гештальт-терапия

63

Введение

63

П-ф1 «основные принципы гештальт-терапии»


64

Концепция гештальт-терапии


68

Базовые положения гештальт-терапии


72

П-ф2 «Причины и механизмы невротических нарушений»

74

Представление о неврозе


74

Невротические механизмы и из развитие


76

П-ф3 «Направление работы в гештальт-терапии»


79

Цели и задачи гештальт-терапии


80

Методология гештальт-терапии

Практические упражнения



Задания для самостоятельной проверки



87

Глава 4. Психодрама

90

Введение

90

§ 1. Философские и социально-психологические основы психодрамы

90

Определение метода

92

Психодрама и ролевые игры

93

Действующие лица и исполнители

94

Психодраматический театр

95

Терапевтические функции психодрамы

95

§ 2. Организация психодраматической сессии

97

Принципы психодрамы

97

Психодраматический процесс

99

Фазы психодраматической сессии

102

Пример психодраматической сессии

104

Заключение

107

Задания для самостоятельной проверки


107

Глава 5. Транзактный анализ

109

Введение

109

§ 1. Структурный анализ

110

Основные характеристики Я-состояний

111

Структурная патология

113

§ 2. Транзактный анализ

115

Виды транзакций

115

Процесс общения с точки зрения ТА

117

Основные способы структурирования времени

118

Игры, в которые играют люди

119

Искренность в противовес играм

122

§ 3. Сценарный анализ

122

Возникновение сценария

122

Сценарный процесс

124

Основные понятия для анализа жизненного сценария

125

Основные приказания

127

§ 4. Психотерапия в транзактном анализе

130

Характеристики эффективного контракта

130

Цели изменения в ТА

131

Задания для самостоятельной проверки

133







Глава 6. Нейро-лингвистической программирование

136

Введение

136

§ 1. Основные принципы НЛП

137

Карта – это не территория

137

Элементы субъективного опыта

140

Взаимосвязь сознания и тела

143

Помощь подсознания

145

Неудача – это всего лишь обратная связь

147

Результат коммуникации - в реакции собеседника

148

§ 2. Мета-модели общения НЛП

149

Базовая МЕТА-модель

149

Модель S.C.O.R E.

151

Модель Милтона Эриксона

154

§ 3. Трансовые техники

155

Техники подстройки и присоединения

155

Лингвистические техники


158

Заключение

159

Задания для самостоятельной проверки

161



ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Вашему вниманию предлагается учебное пособие, в котором дается расширенный обзор основных направлений зарубежной психологии, таких как психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, психосинтез, психодрама и нейро-лингвистическое программирование. В качестве объединяющего их принципа нами было выбрано то, что все эти направления можно отнести к бурно развивающейся сегодня отрасли психологии, которая обозначается как практическая. Она возникла наряду уже с существующими – академической и прикладной психологией.

Но если академическая и прикладная психология уже имеют свой статус в обществе, то практическая психология только начинает завоевывать свои права. Такое отставание имеет свои социальные и политические причины, поскольку в годы советской власти практическая психология была фактически под запретом (например, психоанализ). Но в настоящее время социальный заказ на нее неуклонно растет. К практическим психологам относятся эксперты, консультанты и ведущие социально-психологического тренинга.

В качестве основных отличий практической психологии от академической различные авторы выделяют следующие:

- в практической психологии основная ориентация в работе направлена не на исследование, а на воздействие (Г.М. Андреева, 1996). Академические и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: они призваны дать анализ и обеспечить прогноз развития какой-либо ситуации или феномена. Продуктом таких исследований является некоторая рекомендация тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная – он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему;

- в академической науке прилагаются значительные усилия для борьбы с “эффектом экспериментатора”. Метод должен работать “сам по себе”, независимо от того, кто его использует. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть его метода. Психолог работает, прежде всего, собой, то есть использует самого себя в качестве рабочего инструмента. Поэтому невоспроизводимость результатов одного психолога другими, ставящая под сомнение ценность экспериментальных данных, в сфере практической психологии считается нормальным явлением. Более того, это говорит о большем профессионализме одного над другими. Таким важным в экспериментальных исследованиях факторам, как критерии надежности, валидности и репрезентативности, в практической психологии придается мало значения. Главное для практического психолога, “работает” метод или нет (А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, 1994);

- психолог-исследователь обычно локализует объект своего внимания и это отражено в обозначении классических психологических направлений – глубинная психология, когнитивная психология, поведенческий подход и т.п. Соответственно, в каждой традиции вырабатывается свой монистический подход. В результате человек, как единая психологическая реальность, оказывается как бы поделенным между различными психологическими ориентациями. В отличие от этого у психолога-практика возникает тенденция к плюрализму, так как в ситуации психологической помощи он имеет дело с человеком как с целостным существом (Л.А. Петровская, 1993). Споры о том, чей метод более правильный, например, психоанализ или гештальт-подход, сегодня уже не актуальны. В работах современных психологов все чаще отмечается тенденция к эклектике как синтезу положений указанных направлений, а не ориентации на строгую концепцию (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен, 1998; В.В.Макаров, 2000).

Данное пособие не претендует на полное изложение представленных направлений. Нашей целью являлось познакомить читателей с основными школами практической психологии, с тем, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно продолжить их изучение. Но при этом нам бы хотелось остановиться на двух моментах.

Во-первых, следует особо обратить внимание на специфику описания психологических явлений в литературе по практической психологии. Оно отличается от научного изложения тем, что авторами не ставилась задача рассмотреть психику такой, “как она есть на самом деле”. Тексты по практической психологии – это описание технологий психологической работы. Поэтому их надо воспринимать не буквально, а метафорически. Только через метафору можно хоть как-то обозначить невидимые глазу психические процессы.

“На самом деле” нет ни Бессознательного, ни субличностей, ни Родителя-Взрослого-Ребенка. Психологи дают лишь описание своих моделей психики (“Предположим, что психика устроена так …”), которые служат своеобразными костылями-подпорками для психологической помощи. Но если человек поверит, что есть “бессознательное”, тогда он может участвовать в процедуре по избавлению от иллюзий, которая называется психоанализ. Если он допускает возможность существования субличностей, тогда возможна их интеграция в целостное образование. Принимая как реальность наличие в психике Родителя, Взрослого и Дитя, человек может по-новому проструктурировать самообщение и общение с окружающими людьми.

Во-вторых, при чтении следует учитывать, что знания по практической психологии невозможно адекватно передать через текст. Это не информация о чем-либо, а умение делать что-либо. Знания психолога-практика существуют в форме умений. Отсюда возникает сложность обучения практической психологии. Только посредством чтения литературы нельзя стать квалифицированным специалистом в этой области. Лекционно-семинарские формы обучения, используемые в традиционном академическом образовании, тоже для этого не подходят. Существующие традиционные методы обучения, ориентированные в основном на академическую и прикладную психологию, нередко формируют “фантомизированное сознание психолога как следствие шизоидной интоксикации психологической информацией” (Г.С. Абрамова, 1995), что делает его профессионально непригодным с точки зрения практической психологии. Знания практической психологии можно передать только при живом общении в непосредственном контакте с Мастером более высокого класса, а не через книги. Кроме этого, можно предположить, что практическая психология больше тяготеет к искусству (целостность, невоспроизводимость результата и т.п.). Поэтому психологу - практику, помимо знаний, необходимы определенные творческие способности.

Практическому психологу помимо инструментальной необходима личностная подготовка. Он должен овладеть знаниями особого рода, и именно – познать себя. Если успешность научного психолога мало напрямую связана с проработкой его личных проблем, то для психолога-практика своевременное решение внутренних конфликтов является необходимым условием профессиональной деятельности. Нерешенная личная проблема служит ограничителем возможностей практического психолога.

Данный учебник следует рассматривать лишь как одно звено в формирующейся сегодня на кафедре психологии Казанского госуниверситета целостной программе по практико-ориентированной подготовке студентов психологов. Помимо традиционных лекционно-семинарских занятий и спецкурсов, в ней предусматриваются многоступенчатые тренинги по повышению профессионального уровня студентов-психологов, супервизорство, индивидуальные консультации, мастер-классы и психологические мастерские.

Авторская группа признательна всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания.

Соответствующие параграфы пособия были написаны следующими авторами:

Вступительная статья – С.В. Петрушиным.

Глава 1. Психоанализ - Н.Ю. Хусаиновой..

Глава 2. Психосинтез – М.Е. Валиуллиной..

Глава 3. Гештальт-терапия – О.К. Граужаниной..

Глава 4. Психодрама – В.П. Зелеевой..

Глава 5. Транзактный анализ – С.В. Петрушиным.

Глава 6. Нейро-лигвистическое программирование – И.М. Городецкой..


следующая страница >>