Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвисти - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квалификация выпускника: магистр психологии Руководитель программы... 1 37.1kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Программа промежуточного государственного контроля 1 30.59kb.
Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного... 2 564.62kb.
Общей и практической психологии 1 151.41kb.
Экзистенциальная терапия в группах 1 341.52kb.
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с... 2 632.51kb.
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 56.04kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Практикум по теме: «психолого-акмеологические исследования личности... 1 235.55kb.
Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... 1 73.77kb.
А. Голубев (предисловие, главы 1, 9, 10, 11, 12, 13) Л. Трубицына... 19 5396.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия - страница №8/8

Техники подстройки и присоединения

Гипнотическим техникам в НЛП уделяется особое внимание. Вслед за М. Эриксоном, создатели НЛП понимают гипноз не как некоторое состояние, а как особую форму коммуникации, при которой терапевт апеллирует к подсознанию клиента (6).

В основе эффективного использования трансовых техник лежит глубокий раппорт терапевта с клиентом. Терапевт использует для этого техники ПРИСОЕДИНЕНИЯ, или ПОДСТРОЙКИ. В подстройке важно принятие поведения и мышления другого человека, что помогает присоединиться к его модели мира. Терапевт принимает и использует любое поведение клиента для установки и поддержания раппорта.

Подстроиться можно к любому наблюдаемому поведению, меняя свои действия в соответствии с тем, как меняется поведение другого человека. Например, можно отзеркалить позу, положение тела, головы собеседника, повторить темп его речи, громкость и т.д. Более тонкими и эффективными способами подстройки является присоединение к дыханию клиента. Причем можно подстроиться к дыханию не напрямую, то есть своим дыханием, а перекрестно, например, кивать головой в такт дыханию клиента, или говорить на его выдохе. Можно подстроиться темпом речи к дыханию клиента или к частоте пульса, которую терапевт определяет, наблюдая за расширением и сокращением вен клиента.

В процессе присоединения терапевт действует наподобие изощренного механизма биологической обратной связи. Он может использовать свое положение тела и движения, свой тон голоса и скорость речи в качестве механизмов присоединения, как это с поразительной эффективностью делал Милтон Эриксон. Он часто перенимал тон голоса, скорость речи клиента и ее синтаксическое строение, приспосабливая свое дыхание, положение тела и жесты, чтобы подстроиться к нему.

Таким образом, клиент ощущает свое дыхание, поднятие и опускание своей груди, и одновременно видит тело терапевта, повторяющее те же ритмические движения. В сущности, терапевт превращает все свои выходные каналы в механизм обратной связи, осуществляющий подстройку к субъективным переживаниям и на сознательном, и на подсознательном уровне. Клиенты редко осознают сложные способы, с помощью которых опытный терапевт подстраивается к ним. Эта неосознанность, по-видимому, является важной составляющей в быстром, эффективном наведении транса.

Важным инструментом для ПОДСТРОЙКИ и последующего ВЕДЕНИЯ во время трансовой коммуникации является речь. Во-первых, поскольку речь клиента дает НЛП-консультанту много информации о его модели мира, то, соответственно, подстроиться к этой модели он также может через подстройку к речи, основным предикатам, повторяющимся оборотам и т.д. СЛОВЕСНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ терапевта к клиенту можно считать успешным, когда речевые обороты терапевта принимаются клиентом, как точное описание его текущих переживаний.

Есть две основных категории, эффективных в словесном присоединении к клиенту:



  1. Описания текущих, наблюдаемых переживаний клиента.

  2. Описания текущих, внешне ненаблюдаемых переживаний клиента.

Первая категория словесного описания зависит, прежде всего, от способности терапевта проводить тонкие зрительные и слуховые различия, когда он наблюдает за клиентом и слушает его, и включать эти различия в свое продолжающееся описание поведения клиента. Например, терапевт может воспользоваться такими описаниями:

«Вдыхая и выдыхая – с каждым вдохом и с каждым выдохом…»

«Рука поднимается, поднимается …»

Причем эти описания, в действительности, располагаются во времени так, чтобы они являлись точными описаниями переживания клиента. Они произносятся, когда клиент и в самом деле вдыхает или выдыхает, или когда рука клиента и в самом деле поднимается. В присоединении этого рода также очень важна сенсорная восприимчивость терапевта, его способность проводить тонкие зрительные и слуховые различия. Он использует слова и фразы, услышанные им от клиента и интонации голоса клиента.

Таким образом, первая категория присоединения предполагает способность терапевта словесно подстраиваться к текущим переживаниям клиента. Сюда входят очевидные способы поведения, например: «Когда вы сидите здесь, слушая мой голос…»; и менее очевидное поведение. Здесь уместно привести случай, где М. Эриксон делает внушение клиенту, чтобы его руки поднялись. Он делает это в тот момент, когда клиент вдыхает. Если руки у вас лежат на бедрах, и вы делаете вдох, у вас возникает ощущение, будто ваши руки приподнимаются. М. Эриксон подстраивает свои словесные внушения к тем переживаниям, которые, как ему уже заранее известно, будут у клиента. Он выбирает момент вдоха и говорит клиенту, что его рука поднимается. Клиент не может этого отрицать.

В присоединении к текущим переживаниям клиента, цель терапевта – присоединиться настолько успешно, чтобы он мог повести клиента в его переживаниях. Другими словами, как только клиент принимает (обычно на подсознательном уровне) описание терапевта как точное отображение его текущих переживаний, то размывается граница между описанием нынешнего поведения клиента и того, что он будет переживать в следующий момент. Типичный прием – сделать ряд присоединяющихся высказываний, таких, что клиент может сразу же убедиться в их истинности, а потом связать их с высказыванием, описывающим поведение, которое терапевт хочет вызвать у клиента. СВЯЗКИ между высказываниями могут различаться по своей силе. Самой СЛАБОЙ связкой является простой союз “и”:

Пример: «Вы сидите здесь, слушая мой голос и расслабляясь все больше и больше…»

Несколько БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ связку представляют собой приемы, в которых используются выражения, упомянутые выше, соединяющие высказывания, связывая их во времени (косвенно-причинная связка).

Пример: «В то время как ваша голова наклоняется вперед, вы можете начать вспоминать…»

СИЛЬНЕЙШУЮ употребляемую форму связки называют причинно-следственной; в ней используются слова, прямо указывающие на причинность, такие, как: заставляет, делается, становится.

Пример: «От покачивания головой вам становится все удобнее… »

Важной чертой этих типов соединения является не логичность всего высказывания, а действенность самой связки между текущим поведением клиента и его следующим переживанием. Применение этих принципов соединения основано на способности терапевта использовать свойственные самому клиенту принципы моделирования, чтобы присоединиться к нему и повести его в новом, терапевтически полезном направлении. Применяя любой из этих типов соединения, терапевт начинает с чего-то уже происходящего и связывает это с желательным следующим шагом. Терапевт будет особенно эффективен, если он начнет с самой слабой формы соединения и постепенно перейдет к более сильной форме.

Ко второму типу присоединяющихся высказываний относятся описания текущих, внешне ненаблюдаемых переживаний. В данном случае клиенту предлагается ряд туманных и многозначных высказываний, которые для неподготовленного уха звучат очень конкретно. Терапевт говорит, например: «…И вы можете обратить внимание на особое ощущение…»

У клиента, безусловно, будет какое-нибудь ощущение, и когда он слышит слова терапевта об особом ощущении, он относит эту фразу к одному из своих нынешних ощущений; следовательно, это высказывание является точным описанием текущего, внешне ненаблюдаемого опыта клиента. В такой фразе (“особое ощущение”) не уточняется, о каком именно ощущении идет речь, что позволяет связать ее с чем-то определенным в личных переживаниях клиента. Про такие фразы, где не указывается, о каких именно переживаниях клиента идет речь, говорят, что в них нет УКАЗАТЕЛЬНОГО ИНДЕКСА.


Лингвистические техники

Вслед за М. Эриксоном, специалисты НЛП используют и множество других лингвистических приемов. Один из самых мощных приемов, относящихся к лингвистическому моделированию – ИСКЛЮЧЕНИЕ, при котором часть смысловой нагрузки предложения (глубинная структура) не представлена в его поверхностной структуре, т.е. в самом высказывании, предложенном клиенту. Например, терапевт может сказать: «… И продолжая раздумывать … на самом деле раздумывать …»

Глагол “раздумывать” описывает процесс чьего-то размышления о чем-то. Однако, кто именно раздумывает и о чем в этом предложении не уточняется; эти части смысловой нагрузки предложения исключены. Тогда слушатель получает возможность (обычно бессознательно) вложить свой смысл, заполняя пропуски, где недостает информации.

Терапевт применяет свои лингвистические умения, присоединяясь к внешне наблюдаемому опыту клиента, выбирая неконкретные глаголы, прилагательные, номинализации, максимально увеличивая вероятность того, что высказывания подойдут клиенту. Такие глаголы, как раздумывать, думать, знать, чувствовать, переживать, понимать, помнить, замечать, осознавать, делать, двигаться, изменить часто встречаются в присоединяющих и ведущих высказываниях. Это относительно НЕКОНРЕТНЫЕ ПРЕДИКАТЫ. Вдобавок, многие из этих предикатов, когда они употребляются в речи, переводят внимание клиента на определенную часть его личного опыта, и, используя их, терапевт успешно присоединяется, а затем направляет текущий опыт клиента.

НЛП-консультант часто употребляет неконкретные слова в сочетании с приемом «ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ». Высказывания можно отнести к чтению мыслей, когда в них один человек заявляет о своем знании мыслей другого человека, не уточняя, каким образом он получил эту информацию. В каком-то смысле основа всего способа, с помощью которого М. Эриксон присоединяется к ненаблюдаемому поведению клиента, а потом ведет это поведение, это его способность к «чтению мыслей». Примером этого подхода будут высказывания:

«Я знаю, что вы раздумываете...»;

«Наверное, вам любопытно…»;

«Вы можете заметить особое ощущение...»

Здесь терапевт заявляет о своем знании внутреннего, ненаблюдаемого опыта клиента, не определяя, каким образом он получил эту информацию. Если чтение мыслей слишком конкретно, то коммуникатор рискует сказать что-нибудь противоречащее опыту слушателя и в результате потерять раппорт.

По мере наведения транса соотношение присоединения и ведения в работе терапевта значительно меняется. Наведение транса и внушения, предлагаемые клиенту в трансе, обычно сочетают в себе и подстройку и ведение. Когда терапевт переходит к ведению, он характерным образом не дает клиенту прямых указаний, скорее он пользуется рядом естественных языковых процессов моделирования. Например, вместо того, чтобы дать клиенту указание сесть на стул, он может сказать: «…да, и я раздумываю, заметили ли вы стул, на котором, как вы скоро обнаружите, вам будет удобно сидеть ...»

Здесь используется принцип ПРЕДПОСЫЛКИ. Когда в естественных языковых системах придаточные предложения («на котором, как вы скоро обнаружите, вам будет удобно сидеть») присоединены к существительному “стул” то слушателю приходится признать точным описание, сделанное в придаточных предложениях, чтобы предложение в целом имело какой-то смысл. Предпосылки – это лингвистическое обозначение того, что обычно называется просто предположением, основные организующие принципы, без которых предоставленная информация не имеет смысла. Вот другой пример использования предпосылок: «Мне интересно, понимаешь ли ты, что ты уже глубоко в трансе».

Тут терапевт использует глагол “понимать”, предполагающий истинность следующей за ним части предложения. Чтобы осмыслить сообщение, клиенту нужно признать истинность придаточного предложения, идущего за глаголом “понимаешь”, то есть, признать, что “ты глубоко в трансе”. Более того, в придаточном предложении “ты глубоко в трансе” содержится другое образующее предпосылку устройство – использование наречия “глубоко”. Когда в придаточном предложении используется наречие, то все остальное в нем воспринимается, как само собой разумеющееся. Если терапевт задает вопрос клиенту: «Глубоко ли ты в трансе?”; то вопрос не в том, в трансе ли он, а в том, насколько глубоко он вошел в это состояние.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, НЛП - это достаточно стройная модель, основанная на исследовании тесной связи мышления и языка. Часть основополагающих идей (о несоответствии субъективной модели и реального мира, о связи мышления, тела и речи и ряд других) принимаются практически во всех школах психотерапии.

Однако, многие из методов и положений, лежащих в основе данного подхода, спорны и сложно доказуемы. НЛП часто обвиняют в технологичности, в поверхностности. Одним из основных обвинений является проблема влияния, активного вмешательства терапевта во внутренний мир клиента. Безусловно, не приходится отрицать манипулятивный характер этого подхода. Но долг специалиста - показать ему, где выход из трудной ситуации, расширить модель его реальности, активно вмешавшись в эту модель. Неприятие и даже страх стать жертвой нечистоплотного специалиста по НЛП во многом вызван к жизни мифом об универсальности этой технологии. Причиной этого стали заносчивость и самоуверенность стиля реклам некоторых тренингов и семинаров.

В действительности, область применения, хотя и очень широка, все же ограничена. Как отмечает Е.И. Виль-Вильямс, НЛП как терапевтический метод применим к пациентам, имеющим расстройства невротического, экзогенного круга и его не стоит применять, как метод помощи при эндогенном процессе или подозрениях на него (3). Данных о применении в этой области недостаточно для обеспечения безопасности пациентов. Корме того, как уже отмечалось, важным является исследование экологии, на что иногда уходит большая часть терапевтического сеанса.

Что касается применения НЛП в бизнесе, политике, рекламе, то здесь, как, впрочем, и в терапии, необходимо помнить, что, несмотря на гуманистическую направленность, НЛП - это обоюдоострый меч, поскольку область и цели применения эффективных приемов влияния, разработанных в русле этого подхода, зависит от морально-этических качеств владеющего ими. Как и любое знание, в руках одних оно становится благом, тогда как другие используют его в корыстных целях.

Что касается НЛП в России, то актуальной здесь является следующая проблема. Будучи лингвистически-ориентированной терапией, это направление формировалось на основе английского языка, с учетом его особенностей, а также особенностей мышления людей, пользующихся английским как родным языком.

Известно, что язык - это отражение ментальности народа, создавшего его, национальных особенностей и психологии нации в целом. Английский язык более лаконичен и менее эмоционален, чем русский, поэтому некоторые приемы выглядят в переводе слишком упрощенными и неестественными для русскоговорящего человека. Кроме того, оставляет желать много лучшего качество переводимой литературы, большое количество малопонятных “калек” с английского, что затрудняет понимание и снижает эффективность.

Решение этой проблемы в развитии “русского НЛП”, учитывающего особенности русского языка и психологии русскоговорящих людей. Развитие НЛП открывает множество практических перспектив, поскольку это, безусловно, утилитарно-ориентированное направление. Предупреждая дискуссии, авторы НЛП пишут: “Мы не психологи, не теологи и не теоретики. Мы не думаем о том, какова же “реальность” на самом деле. Функция моделирования - создавать описания, которое является полезным… Мы не предлагаем ничего истинного, а предлагаем только полезное”(3, с. 5).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ


  1. Какие научные разработки послужили предпосылками создания НЛП?

  2. Чем характеризуется модель успешного поведения согласно Дж. Гриндеру и Р. Бендлеру?

  3. Назовите процессы, лежащие в основе создания индивидуальной картины мира и объясните их суть.

  4. Что такое мета-программа и как она проявляется?

  5. Какие системы представления вам известны и как определить репрезентативную систему собеседника, участвующую в коммуникации?

  6. Что такое “якорь”? Приведите примеры якорей и опишите технику их установки.

  7. Объясните понятия “конгруэнтность-неконгруэнтность”. Как определить неконгруэнтность собеседника? Каковы правила работы с неконгруэнтностью?

  8. Каковы взгляда создателей НЛП на функции подсознания и чем они отличаются от взглядов З. Фрейда и его последователей?

  9. Какова, согласно взглядам НЛП на подсознание, логика работы с поведением, которое клиент считает ненужным или нежелательным?

  10. Что такое “экология” с точки зрения НЛП? Как определить экологическое возражения?

  11. Как звучит золотое правило успеха?

  12. Поясните постулат о том, что смысл сообщения содержится в отклике на него.

  13. Что такое “субмодальность”? Приведите пример наиболее важных субмодальностей.

  14. Для каких целей используется лингвистический прием, называемый мета-моделью?

  15. Какие способы выявления номинализаций вы знаете?

  16. По какой схеме проходит психотерапия в НЛП?

  17. Назовите основные требования к постановке цели.

  18. Что такое Модель Милтона и для чего она используется?

  19. Каковы взгляды создателей НЛП на гипноз и что является основой эффективного использования трансовых техник? Как осуществляется подстройка и ведение в трансовой коммуникации?

  20. Справедливы ли критические высказывания по поводу манипулятивного характера НЛП-технологий. Каковы ваши комментарии по этому вопросу?

  21. Существуют ли ограничения в использовании методов НЛП?

  22. Каковы проблемы, связанные с использованием НЛП в России?



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. – Новосибирск.: “Экор”, 1995.

2. Андреас К., Андреас С. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности измениться с помощью Нейро-Лингвистического Программирования. – Новосибирск.: “Экор”, 1995.

3. Виль-Вильямс Е.И. Базовые модели применения НЛП в психотерапии. Методическое руководство, - Новосибирск, 1995.

4. Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. – Воронеж.: НПО “МОДЭК”, 1993.

5. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии (в 2-х т.) - СПб.: 1993.

6. Гриндер Д., Бендлер Р. Формирование транса. – Новосибирск: 1997.

7. Искусство коммуникации. Семинары Ричарда Коннера. - Новосибирск, 1998.

8. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. - М.: “Рефл-бук”; К.: “Ваклер”, 1997.

9. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону.: “Феникс”, 1995.

10. Современные психотерапевтические форматы. Семинары Ричарда Коннера. - Новосибирск, 1998.

11. Dilts R. Changing Belief Systems With NLP; Meta Publications, Cupertino, California, 1990.

СПРАВКА ОБ АВТОРАХ
1.Валиуллина Марина Евгеньевна – ассистент кафедры психологии Казанского государственного университета, кандидат биологических наук. Занимается вопросами духовного развития человека.
2.Граужанина Ольга Константиновна – школьный психолог. Исследует проблемы саморазвития личности. Преподает на отделении дополнительного образования “Психология” Казанского университета.
3.Городецкая Инна Михайловна – старший преподаватель специального факультета психологии Казанского государственного технологического университета, психолог-консультант, кандидат психологических наук. Сфера интересов: психологическое консультирование, НЛП, проблемы ценностно-мотивационной сферы.
4.Зелеева Вера Петровна – доцент кафедры педагогики Казанского государственного университета, кандидат педагогических наук. Член Восточно – Европейской ассоциации экзистенциональной терапии, ведущий и участник международных практических семинаров по психодраме. Изучает проблемы философии и психологии образования, антропологии творчества.
5.Петрушин Сергей Владимирович – доцент кафедры психологии Казанского государственного университета, кандидат психологических наук, практический психолог. Региональный представитель Общероссийской Профессиональной Лиги Психотерапевтов. Занимается проблемами подготовки практических психологов, психологического консультирования, социально-психологического тренинга.
6.Хусаинова Наира Юсуповна – профессор кафедры психологии Казанского государственного университета, доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной Академии Наук. Сфера интересов: “Я-концепция” личности, психоанализ и психопедагогика.

1 2 3 4 5 6 7



<< предыдущая страница