2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к государственному экзамену по общей психологии 3 1165.23kb.
Вопросы к экзамену Особенности, предмет и задачи истории психологии... 1 19.1kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 277.45kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»... 1 292.2kb.
Физика, её методология и методы научного познания. Раздел 11. 1 20.48kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Литература по дисциплине «Социальная психология» 1 32.47kb.
Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования 7 2421.61kb.
Семинарское занятие №1 2 часа Тема: Психология как наука. Объект... 1 141.75kb.
Методы научного исследования 1 61.21kb.
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 56.04kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического исследования - страница №1/1

ПРОГРАММА


Вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности

19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

Утверждена Ученым советом ИП РАН

Протокол № от « 25 » июня 2012 г.

МОСКВА

2012


Раздел 1. Методология психологии, предмет и методы психологического исследования
I. Методология психологии

1.1. Особенности психологии как науки. Про­блема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р.Декарт, Дж.Локк). Возникновение научного метода в психологии.

1.2. Научные подходы к исследованию психики. Основные идеи. Структура­лизм. Экспериментальная лаборатория В. Вундта. Метод интроспекции. Преимущества, трудности и недостатки метода интроспекции. Критика структурализма. Вюрцбургская школа. Функционализм. Бихевиоризм. Классическая парадигма и необихевиоризм. Гештальтпсихология. Генетическая психология Ж. Пиаже. Психоаналитический подход и неофрейдизм (З. Фрейд, А.Адлер, К-Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон). Разработка про­блемы бессознательного в отечественной психологии (Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин). Гу­манистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл). Гуманистические традиции в отечественной психологии. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, П. Жане). Социально-культурная детерминация психики в отечественных теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

1.3. Становление научной психологии в России. Программа И.М. Сеченова: рефлекторная концепция психики, обоснование опытного, объективного, естественно-научного изучения психических явлений. Создание первой экспериментальной лабора­тории В.М. Бехтеревым. Основные течения в русской психологии XIX в.- начала XX в.: объективная психология, интроспективная (экспериментальная) психология и философско- духовная психология.

1.4. Отечественные теории психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выгот­ского. Деятельностный подход: теория А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Теория Б.Г. Ананьева и системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов). Субъектно - деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского.

1.5. Психология и ее разделы. Место психологии в системе наук о человеке, междисципли­нарные связи психологии. Теория, эксперимент, практика и их взаимосвязь в психоло­гии. Методология, метод и методика. Интегрирующая функция психологии в системе наук о человеке. Основные задачи психологов в различных областях психологии.

1.6. Методологические принципы психологии.

Системное строение психики. Феномены и процессы. Функции психики: когни­тивная, коммуникативная, регуляторная. Основные этапы развития представлений о предмете психологии в отечественной и зарубежной науке.

Принцип детерминизма в психологии. Принцип субьектности. Принцип единства сознания и деятельности, психики и поведения. Принцип активности. Принцип взаимо­действия. Принцип развития в психологии. Принцип уровневой, иерархической органи­зации психического. Психика как субъективное отражение объективного мира. Анти­ципация как принцип психической организации.

Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Связь психики и мозга. Психическое как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира. Структурно-уровневая организация психики.



1.7. Методы психологии.

Объективный метод в психологии и нормативы научного мышления. Классификация психологических эмпирических методов. Критерий объективно­сти в психологических исследованиях.

Классификация видов наблюдения. Качественные и количественные оценки в данных наблюдения. Метод самонаблюдения в современ­ной психологии. Беседа и интервью.

Эксперимент. Основные разновидности эксперимента в психологии. Естествен­ный и лабораторный эксперимент. Реальный и мысленный эксперимент. Зависимая и независимая переменные. Факторный эксперимент. Корреляционный подход и экспе­риментальное исследование. Генетический и сравнительный методы. Лонгитюдное ис­следование и метод срезов. Формирующий эксперимент и проблема его применения.

Квазиэксперимент в психологических исследованиях. Планирование эксперимен­та в психологии. Валидность эксперимента. Репрезентативность данных. Достовер­ность данных и артефакты. Проблема интерпретации данных и каузальности вывода.

Психологические шкалы. Психологическое тестирование, Метрологические тре­бования к тесту: надежность, валидность, стандартность. Компьютерная психодиагно­стика. Математическое моделирование в психологии.



Раздел 2. Структура психики.

2.1. Осознаваемые и неосознаваемые процессы.

Общие характеристики сознания (функции сознания, структура сознания, объем сознания, свойства сознания, состояния сознания). Физиологическая и психологическая активация. Измененные состояния сознания. Классификация и действие психоактивных средств на сознание человека. Толерантность. Механизмы действия психоактивных средств.



  1. Состояния человека.

Сон и бодрствование Биоритмы человека и животных. Сон, фазы сна. Функции сна. Концепции сна (И.П.Павлов, З.Фрейд, В. Ротенберг и Г. Аршавский, П. Гарфилъд, Т.Т. Ринпоче).

  1. Классификация неосознаваемых процессов. Взаимосвязь и взаимодействие
    сознательных и неосознаваемых процессов. Неосознаваемые механизмы сознательных
    действий (автоматизмы, навыки, сложные психомоторные навыки). Несознаваемые
    побудители сознательных действий. «Надсознательные» процессы.

Раздел 3. Познавательные процессы.

3.1. Основные понятия. Субъект познавательной деятельности. Познание и дея­тельность. Познание и общение. Познавательный процесс. Знание. Познание как действие. Познание как процесс переработки информации. По­знание как процесс решения задач. Моделирование познавательных процессов.

3.2. Основные теоретические подходы. Истоки когнитивного подхода (бихевиоризм и необихевиоризм; гештальтпсихология). Информационный подход (Дж. Миллер, Н. Линдсей и Д. Норман, В.П Зинченко). Компьютерная метафора. Экологический под­ход (Дж. Гибсон, У. Найссер). Метакогнитивный уровень анализа (модель Аткинсона и Шифрина, теория АСТ Дж. Андерсона). Голографическая модель К. Прибрама.

3.3. Ощущения. Природа ощущений. Основные классификации ощущений. Место ощущений в ряду других познавательных процессов. Сенсорно-перцептивная организация человека (Б.Г. Ананьев). Сенсорные системы и их взаимодействия. Специфика ощущений различ­ных модальностей. Фило- и онтогенез сенсорного развития. Синестезия. Закон «специфических энергий» органов чувст (И. Мюллер) и его критика.

3.4. Внимание. Понятие внимания. Виды внимания. Непроизвольное внимание и факторы его обуславливающие. Предвнимание. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Психологические механизмы произвольного внима­ния. Послепроизвольное внимание.

Основные свойства внимания. Объем внимания, зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, условия). Селективность (избиратель­ность) внимания. Концентрация, устойчи­вость колебания внимания. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направ­ленность внимания. Переключение и распределение внимания. Ориентировочный реф­лекс. Активационные теории внимания. Внимание и деятельность. Модели ранней и поздней селекции (Д. Бродбент, А. Трейсман) Мо­дель единых ресурсов Д. Канемана. Критика моделей селекции и ограничения ресурсов. Внимание как перцептивное действие (модель У. Найссера). Внимание как дей­ствие контроля (П.Я. Гальперин). Развитие внимания в онтогенезе. Проблема развития высших форм внимания.



3.5. Восприятие. Перцептивный образ. Основные свойства восприятия (Предметность, целостность, константность, категориальность, историчность). Методы исследования восприятия. «Бессознательные умозаключения» (Г. Гельмгольц).

Перцептивная деятельность, перцептивные действия, перцептивная задача. Пер­цептивный конфликт. Роль движений в перцепции. Перцептивные гипотезы и перцеп­тивные эталоны. Избирательность восприятия. Апперцепция, роль установки в восприятии. Иллюзии восприятия.

«Допускаемая модель мира» (Х. Кантрил, У. Иттельсон). Процесс распознавания образов (Д. Норманн). Перцептивный цикл (У. Найсер). Экологический подход к зрительному восприятию (Дж. Гибсон). Понятие «воспринимаемого качества». Восприятие как событие. Перцептогенез. Общепсихологические аспекты межличностного восприятия (резонанс личностных черт, проекция, интроекция, атрибуция). Коммуникативный подход к исследованию восприятия.

Законы формообразования (отношение фигура - фон, близость, простая структура, сходство, общая судьба, заполнение пробелов и т.д.). Актуалгенез формы. Последействие фигур (Келлер, Уаллах).

Восприятие пространства. Первичные и вторичные факторы восприятия про­странства. Характеристика окуломоторной активности. Роль движений глаз в восприятии пространственных отношений. Монокулярные и бинокулярные зрительные признаки удаленности. Интермодальное взаимодействие при восприятии пространства. Эмпиризм и нативизм в психологии восприятия.

Восприятие движения, факторы и основные закономерности восприятия движе­ния. Пороги восприятия движения. Иллюзии движения.

Восприятие времени. Факторы, закономерности и механизмы восприятия време­ни. Субъективное оценивание и шкалирование длительности стимула и длительности интервала. Научение и восприятие. Восприятие событий.

Восприятие цвета. Теории цветового зрения. Трехкомпонентная теория Юнга - Г. Гельмгольца. Оппонентная теория Г. Геринга. Многоуровневый характер восприятия цвета.



3.6. Память. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Ре­конструкция образа. Узнавание, влияние модальности заучивания и воспроизведение.

Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А.Смирнов, П.И. Зинченко). Не­посредственное запоминание (опыты Г. Эббингауза). Кривая забывания. Зависимость запоминания от эмоционального фона (З. Фрейд).

Научение. Виды научения: реактивное (привыкание и сенсибилизация, импринтинг, условные рефлексы), оперантное (пробы и ошибки, формирование реакций, ими­тация, викарное научение), когнитивное (латентное, обучение сложным психомотор­ным навыкам, инсайт, обучение путем рассуждения). Роль повторения и подкрепления. Кривые научения. Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологи­ческого навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон "силы" навыка Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Б. Зейгарник, иссле­дования К. Левина.

Мнемотехника. Приемы мнемотехники, психологические механизмы мнемотех­ники.

Забывание, теории забывания. Ретро- и проактквная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти.

Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.

Сенсорная память (иконическая, эхоическая). Эксперименты В.Сперлинга. Крат­ковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долго­временной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивания и опроса на продуктивность припо­минания.

Эпизодическая и семантическая память (Е. Тулъвинг). Эксплицитная и имплицит­ная память (Д. Шехтер). Эффект запечатления. Эпизодическое и семантическое запе-чатление.

Память и представление. Особенности представлений. Классификация представ­лений. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и пр.). Представление и воображение.

Память и мышление. Актуализация знаний в процессе мышления.

Развитие памяти. Этапы развития памяти.

3.7. Мышление и речь.

3.7.1. Общая характеристика мышления. Мышление в струк­туре познавательных процессов. Логика и психология мышления. Роль мышления в ре­гуляции деятельности. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления (О.Кюльпе, О.Зельц). Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скинер, Бойтендайк). Ис­следования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Кросс -культурное исследование мыслительных процессов (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Коул, А Р. Лурия).

Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное. Методы изучения мышления.

Структура процесса мышления. Субъект мышления, Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Смысловая теория мышления О.К. Тихомирова. Проблемные ситуации. Виды проблем­ных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, вы­движение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка). Соот­ношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу, в работах С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкрети­зация, сравнение, классификация, сериация. Анализ через синтез как механизм мышле­ния. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.

Индуктивное и дедуктивное мышление. Аналогии. Практическое и теоретическое мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Интеллект. Про­блемная ситуация. Виды проблемных ситуаций. Мыслительная задача. Классификация задач. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка).

Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий, метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классифи­кации, метод формирования искусственных понятий (методика Н. Аха, методика Л.С. Выготского и Л.Н. Сахарова). Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели дискретных признаков, модели прототипов, модели базовых категорий). Внутрипонятийные и межпонятийные отно­шения.

Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Развитие мышления в филогенезе. Исследование мышления у животных. Сходст­во и различие мышления человека и животных.

Биологические предпосылки возникновения мышления. "Первобытное мышле­ние". Культурно- исторический подход к пониманию развития человеческого мышле­ния Генетические корни мышления и речи (Л.С. Выготский). Теория поэтапного фор­мирования умственных действий (П.Л. Гальперин).

Теория развития мышления по Ж. Пиаже. Стадии развития мышления по Ж.. Пиаже. Критика теории Ж. Пиаже и современные представления о развитии мышле­ния у детей.

Мышление и прогнозирование (А.В. Брушлинский). Мышление и творчество. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности. Критерии выделе­ния творческого мышления. Исследование творческого мышления в российской и зару­бежной психологии.

Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, су­ждение, умозаключение). Теория мышления как деятельности и как процесса (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский). Непрерывность, континуальность процесса мышления (А.В. Брушлинский).

Проблема понимания. Соотношение знания, мышления и понимания. Понимание как когнитивный и экзистенциальный феномен.



3.7.2. Понятие о речи и языке. Предметная область психологии речи и психолингвисти­ки. Подходы к изучению речи и языка в истории науки

Виды речи: речь устная, письменная, монологическая и диалогическая, внеш­няя и внутренняя, эгоцентрическая, разговорная Речевые функции и их классифика­ции. Структура речи: речевые звуки; представление о слове, высказывании, тексте. Ме­тоды изучения внешней и внутренней речи.

Речевая семантика. Семантическая структура слова. «Смысловые поля» и «вер­бальные сети». Слово, понятие, значение, смысл - их соотношение. Понятия знака и символа. Семантическая организация текста (по Н.И. Жинкину, Т. ван Дейку). Подходы к взаимоотношению языка, речи и мышления (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, современные представления). Проблема «язык и сознание»: теория лингвистической относи­тельности (Э. Сепир, Б. Уорф), современные психолингвистические и психосемантиче­ские исследования.

Речевое общение. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолин­гвистике. Понятие дискурса. Дискурс-анализ, современные школы и направления. Проблема взаимодействия собеседников в работах школы П. Грайса и конверсационном анализе (Г. Сакс). Речевое воздействие: средства языкового манипулирования, способы представления фактов в диксурсе. Интенциональный аспект дискурса, интент-анализ. Дискурс и ситуация.

Механизмы речи. Проблема порождения и понимания речевого высказывания. Современная трактовка внутренней речи. Модели речеязыковых процессов (Кинча - ван Дейка, В. Левелта, Т.Н. Ушаковой). Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева.

Речевой онтогенез. Дословесная стадия. Развитие речи младенца. Рече­вое развитие в дошкольном возрасте. Эгоцентрическая речь. Детское словотворчество.



Раздел 4 . Мотивация и эмоции.

4.1. Мотивация и потребности. Понятие психологии мотивации. Структура мо­тивации. Теории мотиваций. Теория биологических побуждений. Гидромеханическая модель К. Лоренца. Теория оптимальной мотивации Д. Хебба на основе закона Иеркса-Додсона. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Актуальные и потенциальные потребности. Базовые потребности и их реализация в поведении. Классификация базо­вых потребностей. Боль. Жажда. Голод. Материнское поведение. Привязанность. Сек­суальное поведение. Исследовательское поведение. Соотношение "биологических" и "социальных" потребностей человека. Осознанные и неосознанные мотивы. Уровень притязаний и уровень ожиданий. Ценности и ценностные ориентации.

4.2. Эмоции. Понятие об эмоциях. Психорегулятивная, когнитивная и коммуни­кативная функции эмоций. Функции эмоций в различных концепциях (оценка, мотива­ция, защита, познание). Объективные показатели эмоций в мимике, пантомимике, экст­ралингвистических параметрах речи. Эволюция эмоций. Теория эмоций В. Вундта. Тео­рия В. Джеймса - К. Ланге. Системная психогенетическая теория Р. Плучека. Представле­ние К. Изарда о базовых эмоциях. Классификация эмоций. Аффект, признаки аффекта. Эмоциональные состояния. Психофизиологические механизмы эмоций (теория У. Кэннона, П.К. Анохина, П.В. Симонова). Эмоциональный слух. (В.П. Морозов).

4.3. Стресс. Агрессия. Что такое стресс? Стресс и дистресс. Фрустрация. Психо­физиологические механизмы стресса. Неспецифический адаптационный синдром. Динамика развития стресса. Философские и психологические аспекты теории стресса Г. Селье. Виды стресса. Агрессия: врожденная или приобретенная мотивация. Биологи­ческие и социальные аспекты агрессии. Теории агрессивности. Нативистские теории (К. Лоренц, З. Фрейд). Понимание агрессии с позиций бихевиористического подхода (теория социального обучения А. Бандуры). Нейробиологическая теория П. Карли. Средства массовой информации и агрессивность. Эмоциональное развитие в фило- и онтогенезе.

Раздел 5. Психология личности

5.1. Основные представления. Понятие личности в психологии, социологии, фи­лософии. Соотношение понятий личность и индивидуальность, личность и субъект. Специфика психологического подхода к исследованию личности. Свобода личности и ее трактовка в различных психологических теориях. Личность как система, структура личности. Движущие силы развития личности (биологический, культурно-исторический, системный и субъектно-деятельностный подходы). Социализация и формирование личности, социальная ситуация развития личности. Социальная роль и социальный статус.

Уникальное и типичное в личности. Соотношение номотетического и идиографического подходов.



5.2. Методы исследования личности. Тесты в психологии личности. Личностные опросники. Проблема социальной желательности ответов. Психосемантические методы исследования. Проективные тесты. Клинические методы исследования. Структуриро­ванное интервью. Метод самонаблюдения. Трудности вербализации данных интрос­пекции. Психоаналитически ориентированные методы.

5.3. Отечественные концепции личности. Разработка проблем личности в шко­ле Л.С. Выготского. Концепция Л. И. Божович: предпосылки и этапы становления в дет­стве, подростковом возрасте, юности. Понятие "социальной ситуации развития" и "внутренняя позиция человека". Формирование личности на основе деятельности, об­щения, преобразования своей Среды развития.

Взгляды Д.Б. Эльконина на развитие личности в детстве и юности. Основопола­гающее положение об изменении содержания отношений ''ребенок - взрослый" на каж­дом этапе становления личности

Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна. Взгляды на психологический склад личности. Направленность личности. Динамические тенденции, идеи, интересы. Способности. Темперамент. Личность как субъект жизни. Сознание как способность личности занять собственную жизненную позицию. Проблема воли как сознательной регуляции действий.

Теория личности Б.Г. Ананьева. Личность в системе человекознания. Характери­стики человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Структура личности как система ее отношений, установок, целостности. Фазы жизнен­ного цикла. Гетерохронность и разнотемповость развития основных параметров лич­ности в обществе.

Теория личности В.Н. Мясищева. Личность как система отношений человека к миру. Психологические модальности отношений функция отношений Понимание характера.

Подход к личности в работах А.Н. Леонтьева. Личность и ее жизненные отноше­ния. Личность и деятельность. Личность как внутренний момент деятельности. Мотивы деятельности и структура личности. Личность и сознание. Проблема смысла и значе­ния. Три основных параметра личности.

Концепция персонализации в трудах А.В. Петровского. Процесс персонализации; индивид, его потребность и способность быть личностью. Система межличностных от­ношений как условие становления личности.

5.4. 3арубежные теории личности.

5.4.1. Психодинамические теории. Теория личности З. Фрейда. Структура и ди­намика душевной жизни по Фрейду. Отношения между внешним миром. Оно, Я, Сверх Я. Определение сексуального инстинкта, либидо Фрейдом. Основные функции Я, Оно, механизмы формирования Сверх Я. Проблема сознательного и бессознательного. Ме­ханизмы вытеснения, сопротивления, сублимации. Проблема сновидений. Различное понимание сновидений у З. Фрейда и К. Юнга. Психологические приемы выявления забытого или вытесненного. Механизм ошибочных действий, оговорок Феномен перено­са и контрпереноса. Детерминация возникновения неврозов.

Теория личности в индивидуальной психологии А. Адлера. Основные мотивы личности. Стремление к превосходству. Значение социального чувства. Анализ процес­са жизни человека. Цель, планы, основная линия жизни Личность как субъект жизни. Учение о характере. Учение о невротической личности Практика психотерапии. Метод анализа детских воспоминаний. Врожденные креативные силы человека.

Архетипическая концепция К. Юнга. Принципы запечатления в "психическом" человека истории развития человечества. Структура психической организации челове­ка. Сознание и функции Эго. Личное бессознательное и коллективное бессознательное. Развитие личности как процесс индивидуации. Учение о психических типах. Вербально-ассоциативный тест для выявления комплексов.

Личность в системе гуманистического психоанализа Э. Фромма. Драматичность человеческого существования в мире. Цель человеческой жизни. Основные потребно­сти человека. Основные категории гуманистической этики Фромма: совесть, счастье, любовь. Понимание любви. Социальные условия, способствующие росту и развитию личности. Проблема характера. Типы характера продуктивной и непродуктивной ори­ентации. Проблема социального и бессознательного в человеке.

Психосоциальная теория личности Э. Эриксона и концепция ее развития на всем жизненном пути. Связь теории Эриксона с психоанализом и "эго- психологией". Эпи­генетическая концепция развития личности. Влияние объективно-исторических усло­вий на развитие личности. Основные стадии жизни человека. Понятие "нормальные кризисы" развития, их отличия от кризисов вызванных негативными жизненными со­бытиями. Понятие "идентичность". Условия порождения кризиса идентичности в юно­сти. Роль совпадения индивидуально-личностных и общественно-исторических кон­фликтов. Социальные реформации как способы разрешения индивидуально-психологических кризисов.

5.4.2. Гуманистические теории

Теория личности А. Маслоу. Маслоу о гуманистической природе человека. Роль общества в развитии творческого потенциала человека. Основные потребности челове­ка. Структура Д и Б - ценностей. Учения о метамотивации и метапатологии. Критика в зарубежной и отечественной психологии понятия "самоактуализация". Характеристика "аутентичных" личностей. Особенности трансцендирующей личности.

Феноменологически-экзистенциальная теория личности К. Роджерса. Роджерс о природе человека. Значение психологической свободы и безусловного положительного отношения в адекватном восприятии человеком своего "организационного" опыта и в конструктивных его действиях. Феноменологическое понимание Роджерсом сферы Я. Последствия рассогласования Я-концепции человека и его реального опыта. Недирек­тивная психотерапия - модель межличностных отношений, положительно влияющих на актуализацию способностей человека и гармонизацию Я-концепции с его реальным опытом.

Когнитивная теория личности Дж. Келли. Понятие личностного конструкта. Ак­тивность личности в построении конструктов и их системы. Объективная реальность и личностные конструкты. Типы конструктов (ограничительный, констеляторный и про-позиционный). Основной постулат Келли и следствия постулата. Реализация принципа развития в теории Келли проницаемость и непроницаемость конструктов. Критика Келли понятия "мотивации".

Полевая (структурно-динамическая) теория К. Левина. Движущие силы человека. Истинные потребности и квазипотребности. Основные характеристики динамики по­требностей. Строение волевого действия. Понятие цели и намерения. Возвращение к прерванному действию. Воспроизведение незавершенного действия. Проблема заме­щающего действия. Понятие психологического поля. Психологическое единство субъ­екта и окружающей ситуации. Валентность окружающих предметов. Жизненное про­странство индивида, его зоны и векторы. Понятие временной перспективы. Проблема уровня притязаний. Значение для развития личности ее умения разводить реальную и идеальную цель. Проблема психологических конфликтов и барьеров, их типы, способы преодоления.

5.4.3. Факторные теории личности (Дж. Кеттел, Г. Айзенк, В. Норман).

Понятие личностной черты и личностного свойства. "Объективный" тестовый подход к изучению личностных свойств. Психосемантический подход к изучению лич­ности. Гипотеза Ф. Гальтона о фиксации наиболее важных свойств личности в естественном языке и ее применение Кеттелом. Три вида данных, использованных Кеттелом для факторизации:



  1. L-данные (real-live ratings), полученные формализацией оценок экспертов пове­дения испытуемых в течение некоторого периода времени.

  2. Q-данные (guestionnaire data), полученные с помощью опросников и других ме­тодов самооценки.

  3. Т-данные (objective test data)— результаты измерения объективных (физиологических, динамометрических, моторных, вербальных и т. п.) характеристик поведения испытуемых.

16-факторная модель Кеттела и его подход к диагностике личностных черт. Поня­тие первичных и вторичных личностных факторов. Иерархические модели личностных черт. Исследования воспроизводимости факторной структуры, полученной Кеттелом.

Представления Г. Айзенка об иерархии описания личностных черт. Формирова­ние личностных черт: "поведенческий акт — устойчивая форма поведения — черта личности". Нейропсихологические основы индивидуальных различий по Айзенку. Трехфакторная модель личности (Г. Айзенк). Интроверсия — экстраверсия, нейротизм — эмоциональная стабильность и психотизм.

Пятифакторная модель личности NEOAC (Норман, Мак-Крей и Коста). Кросс-культурные исследования по проверке этой модели.

Взаимоотношения моделей Айзенка, Кеттела и Нормана по результатам эмпири­ческих исследований. Критерии, предъявляемые к современным теориям личности (таксономическая парадигма по Айзенку: 8 таксономических и 6 каузальных критериев).



5.5. Психология субъекта. Субъект и его деятельность. Соотношение понятий
«субъект», ((индивидуальность», «личность». Взаимосвязь социального, общественного
и индивидуального в психике человека (АВ. Брушлинский),

5.6. Развитие личности и ее жизненный путь.

Теории жизненных сил развития личности. Теория социального научения (Т. Роттер, А. Бандура). Стремление к самоактуализацки (А. Маслоу), к поддержанию психического напряжения, к постановке новых целей (Г. Олпорт). Поиск смысла жизни

(В. Франкл, К. Роджерс), своего призвания, собственной уникальности (К. Юнг). Понятие психологической зрелости личности (социальная зрелость, биологическая зрелость).

Жизненный путь личности, взгляды на его периодизацию (К.А. Абульханова). Жизненный путь человека как диахроническая система значимых для него событий, накопление способов совладания с трудными жизненными проблемами, изменение систем межличностных отношений. Концепция человека как субъекта своей жизни (С.Л. Рубинштейн). Самоорганизация себя и своей жизни. Методы изучения жизненно­го пути. Лонгитюдные исследования. Биографический метод.



6. Основные проблемы психологии личности

6.1. Проблема структуры Я. Определение Я-концепции. Содержание когнитив­ной, эмоционально-оценочной и поведенческой установки в структуре Я. Механизм самооценки. Значение оценок со стороны "значимых других" для формирования Я-концепции. Степень согласования реального и идеального Я и уровень психического здоровья. Проблема психосоциальной идентичности. Я-концегщия как важный фактор в интерпретации опыта личности. Теории, разрабатывающие вопрос Я-концепции (Ч. Кули, Дж. Мид, Е.Т. Соколова). Методы изучения Я-концепции.

6.2. Проблема мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Побуж­дения, влечения, потребности, мотивы и мотивировки, смысл, значимость, цели, на­правленность, ценности. Теория М. Рокича. Потенциальные и актуальные, смыслообра-зующие и ситуативные, осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Положение о зональ­ном строении мотиваций. Проблема потребностей в психологии. Классификация по­требностей. Материальные и духовные потребности. Механизмы опредмечивания по­требностей. Механизмы мотивообразования. Сдвиг мотива на цель действия (А.Н. Леонтьев). Функциональная автономия мотивов (Г. Олпорт). Проблема полимоти­вированности всех форм деятельности.

6.3. Проблема воли. Понятие воли. Произвольность и воля. Волевое действие и
волевая регуляция поведения и деятельности. Концепция воли как произвольной мотивации (В.А. Иванников). Структура воли в концепции Ю. Куля. Психологические меха­низмы волевой регуляции. Волевое усилие. Проблема свободы воли.

6.4. Проблема способностей. Понятие способностей. Классификация способно­стей. Проблема происхождения способностей. Генетические и средовые детерминанты развития способностей. Механизмы развития способностей. Сензитивные периоды в развитии способно­стей. Общие и специальные способности. Роль мотивации в развитии способностей. Проблема способностей в работах Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н Дружинина. Понятие ин­теллекта. Модели интеллекта. Измерение общего интеллекта. Концепция коэф­фициента интеллектуальности. Вербальный и невербаль­ный интеллект. Интеллект как ментальное самоуправление (Р. Стернберг). Интеллект как форма организации ментального опыта субъекта (М. А. Холодная). Теория наследственного фактора (Г. Айзенк). Теория интеллектуальной семейной среды (Г. Зайонц). Спо­собности и когнитивные стили.

Тесты интеллекта и креативности. Психологическая ди­агностика отдельных способностей. Компьютерная психодиагностика способностей.



7. Дифференциальная психология.

7.1. Основные понятия. Индивидуальность, структура индивидуальности. Поня­тия «темперамент», «характер», «личность», «конституция», их соотношение в разных
подходах. Возрастные, половые и индивидуально-типологические различия. Стилевые особенности индивидуально­сти, когнитивный стиль.

7.2. Темперамент: определение и сферы проявления. Классические теории темперамента. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Учение
о типах нервной системы и эволюция взглядов на темперамент. Теория И.П. Павлова.
Исследование парциальных и общих свойств темперамента (Б.М. Теплов,
В.Д. Небылицын). Теория темперамента В.М. Русалова. Личностные факторы Г. Айзенка.
Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамен­та в теориях Э. Кречмера и В. Шелдона. Различие подходов к исследованию основ индивидуальности в отечественной и западной психологических школах.

7.3. Характер. Соотношение темперамента и характера. Представление о соотношении темперамента и характера В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Э. Кречмера,
В. Шелдона. Роль конституциональных признаков в индивидуально-психологических
различиях. Типы конституциональных различий. Выраженность характера: психопа­тии, их признаки. Критерии патологического характера по Ганнушкину - Кербикову. Акцентуации, их типы, понятие главных черт и мест наименьшего сопротивления харак­теров. Биологические предпосылки и прижизненное формирование. Характер и лич­ность. А.Ф. Лазурский о соотношении характера и личности. Проблема " нормального " характера.

7.4. Гендерные различия. Проблема половой дифференциации. Многоуров­невая детерминация полового развития. Особенности изучения половых и гендерных различий в психологии. Психологические особенности мужчины и женщины.
ЛИТЕРАТУРА

Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.- Воронеж, 1999.

Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Абульханова-Славская К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные

методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Общ. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.



Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

Александров И.О. Максимова Н.Е Типология исследований Д.Кэмпбелла: основания и возможности развития// Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. Ред. В.А.Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

Ю.И.Александров, Н.Л.Александрова. Комплементарность культуроспецифичных типов познания. Вестн. Моск. Ун—та. Сер.14. Психология.2010.№ 1. С. 22-35; .№ 3. С. 18-34

Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1967.

Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики М., 1999.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб, 2002.

Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006.

Барабанщиков В.А Восприятие выражения лица. М., 2009.

Барабанщиков В.А., Белопольский В.И. Стабильность видимого мира. М., 2008.

Барабанщиков В.А, Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.

Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С. Общение и познание. М., 2007.

Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности. М., 1976.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития., М.,2000.

Беллак Л., Абт Л. Проективная психология / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Белопольский В.И. Взор человека. М., 2007.

Берн III. Гендерная психология. Спб, Москва, 2001.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Психологи отечества (се­рия), Москва - Воронеж, 1997.

Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб, 2000.

Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология лично­сти. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Райгородского Д.Я. Т.2. Самара, 1999, с.95 - 145.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение воображение. М.. 1996.

Брушлинский А.В., Поликарпов В А. Мышление и общение. Самара, 1999.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; СПб.: Алетейя, 2003.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб, 2001.

Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.

Веккер Л.М. Психические процессы, т.1, 2, 3. Л., 1974, 1976, 1981.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М., 1976.

Восприятие и деятельность (под ред. А.Н. Леонтьева). М., 1976.

Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч., т.3. М, 1983.

Выготский Л С. Мышление и речь. Собр. соч. т.2. М. 1982, с.184-189, 196-207,246-269.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по общей психологии Выпуск 3. Субъект познания. / Отв. Редактор Петухов В.В. М., РПО, С.432- 436.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1987.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб, 2001.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.,1993

Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. / Отв. Редактор Петухов В.В. М., РГЮ, с.429

- 432.



Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М, 1995.

Дружинин В.Н. Психология способностей. СПб, 2000.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 1998, с.465- 476.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994 или Самара, 1998, 2000.

Знаков ВВ. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. Журнал, 2000. Т.21. № 2, С.7 - 15

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,1991.

Изард К. Психология эмоций. СПб, 1999.

Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации. // Хрестоматия по обшей психологии Выпуск III. Субъект познания / Отв. Ред. Петухов В.В. М., РПО, с. 386-389.

Клацки Р. Кратковременная память: хранение и переработка информации // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Отв. Ред. Петухов В.В. М., РПО, с.378- 386.

Клацки Р. Сенсорные регистры.// Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Отв. Редактор Петухов В.В. М., РПО, с.374 - 378.

Когнитивная психология. Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В., М., 2002.



Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М., 2002.

Коул М. Культурно - историческая психология. М., 1997.

Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2004.

Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов - на Дону, 1999.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного об­щения. М., 2001.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.

Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Л., 1930.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994.

Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психоло­гии. М. - Воронеж, 2001.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Лекции но общей психологии. М., 2000.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965 (или 1972).

Логвиненко А.Д. Перцептивные взаимодействия и построение видимого мира. // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. Под ред. Гиппен-рейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 1999, с.383-403.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Москва - Воронеж, 1996.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 2000.

Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997.

Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т. Н. Основы психогенетики. М., 1998.

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.

Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000, с.360- 367.

Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. М., 1988.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.

Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Райгородского Д.Я. Т.2. Самара. 1999, с. 223 - 227.

Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005.

Найссер У. Познание и реальность. М.„ 1981.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.,1966.

Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. М., 2000, с.352- 360.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2001.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М., 1998.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969


Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1972.

Проблемы субъекта в психологической науке. Под. Ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина.. М., 2000.

Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология дискурса / в кн. Психология XXI века. М., 2003.

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Состав. Куликов Л.В.

Изд-во Питер. СПб, 2000.

Психология личности. Хрестоматия по психологии личности в 2-х томах / Под. ред. Райгородского Д.Л. Самара. 1999.

Психология личности. Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.

Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гип­пенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. М., 1999.

Психология памяти. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. М., 1998.

Психология развития / Под ред. Марцинковской Т.Д. М., 2001.

Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под. ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под ред. Реана А.А. СПб., 2001.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, СПб., 2001.

Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.А Александрова. СПб., 2001.

Равич - Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е. Психогенетика. М., 1999.

Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991.



Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980, т. I, 2.

Рубинштейн С.Л. Избранные философско- психологические труды. Основы он­тологии, логики и психологии. М., 1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М„ 1999, 4-е изд.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. М., 1979.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Ред. Райгородский, Самара, 2000.



Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

Сергиенко Е.А. Дискуссия о происхождении знаний // Иностранная психология, 2000, 12, с. 3- 13.

Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. Брушлинского А.В., Воловиковой М.И. М., 2002.

Системная детерминация и организация психики /Отв. ред. Барабанщиков В.А. М., 2009.

Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Отв. ред. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д. М. 2000.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. // Психология памя­ти. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я М, 2000, с. 476 - 487.

Соколов Е.Н., Измайлов И.А. Цветовое зрение. М., 1984.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980,

Солсо Р.Л. Когнитивная психология М., 1996.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии / Под ред. Райгородского Д.Л., Самара, 1996.



Теплов Б.М. Проблемы индивидуальньгх различий. М., 1961.

Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных раз­личий. Хрестоматия по психологии / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000, с. 172 - 179.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных разли­чий. Хрестоматия по психологии / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000, с.262 -273.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва - Воронеж, 1997.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М., 1989.

Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

Фрейд 3. Психология бессознательного, "Я" и "Оно" и др. (разные издания).

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и 2, М., 1966; вып. 4, М., 1973; вып. 5, М, 1975; вып. 6, М., 1976.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

Хрестоматия по общей психологии. Вып. Ш. Субъект познания / Под ред. Петухова В.В. М., 1998.



Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006..

Шмелев А.Л. Введение в экспериментальную психосемантику. М.,1981.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. М, 1996.

Ярошевский М.Г. Л. Выготский в поисках новой психологии. СПб., 1993.