Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвисти - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квалификация выпускника: магистр психологии Руководитель программы... 1 37.1kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Программа промежуточного государственного контроля 1 30.59kb.
Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного... 2 564.62kb.
Общей и практической психологии 1 151.41kb.
Экзистенциальная терапия в группах 1 341.52kb.
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с... 2 632.51kb.
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 56.04kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Практикум по теме: «психолого-акмеологические исследования личности... 1 235.55kb.
Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... 1 73.77kb.
А. Голубев (предисловие, главы 1, 9, 10, 11, 12, 13) Л. Трубицына... 19 5396.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия - страница №7/8

Глава 6. НЕЙРО – ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это относительно новое направление в современной психотерапии, получившее свое развитие в 70-х годах ХХ века. Среди ее авторов доктора лингвистики Джона Гриндера, доктора психологии Ричарда Бендлера, доктора антропологии Джудит Дезолье, а также Роберта Дилтса, Лесли Кэмерон Бендлер и др. Большую роль в развитии этого направления сыграл также Грегори Бейтсон - антрополог, занимавшийся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученый, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия. Предпосылками возникновения НЛП послужили, с одной стороны, разработки кибернетиков, с другой – опыт работы таких признанных мастеров психотерапии, как Милтон Эриксон (недирективный гипноз, стратегическая терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия), Фриц Перлз (гештальт-психология).

На сегодняшний день НЛП, или, как его еще называют, ТЕРАПИЯ ОБРАЗА, является одним из самых модных направлений в практической психологии. Только в США подготовку в этой области прошло более ста тысяч человек. В нашей стране впервые заговорили об НЛП в конце 80-х годов, когда стали появляться первые подпольные переводы книг, и в рамках культурного обмена проводились короткие тематические семинары. За последние десять лет это направление стало популярно по всей России. Центрами НЛП в нашей стране стали Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Смоленск, Иваново, Красноярск. Широкую известность нейро-лингвистическому программированию обеспечили не только множество сторонников, но и немало противников, в том числе и среди профессиональных психологов. Неоднозначное отношение к этому виду терапии обусловливается целым рядом моментов. Чтобы разобраться в причинах существования в психологической среде двух полярных мнений, необходимо сначала понять, что же представляет из себя нейро-лингвистическое программирование.

НЛП изучает индивидуальные программы, модели, созданные мозгом человека и проявляемые в его речи. Основатели этого подхода Дж. Гриндер и Р. Бендлер отмечали, что НЛП является моделью человеческого поведения, коммуникации. В отличие от представителей других школ, объектом изучения которых являются “проблемные” личности, терпящие неудачи в той или иной области и потому нуждающиеся в помощи психотерапевта, авторы НЛП изучали людей, добившихся успеха в различных сферах - бизнесе, политике, психотерапии, семейной жизни. Дж. Гриндера и Р. Бендлера интересовало, что объединяет всех этих людей, какие стратегии помогают им достигать своих целей. На основе выявленных характеристик они создали модели коммуникации, поведения и восприятия мира, позволяющие добиваться успеха, и начали обучать этим моделям поведения других людей.

Мы считаем себя людьми, которые создают “модели”, - описывают свой подход Дж. Гриндер и Р. Бендлер. - Мы предаем очень мало значения тому, что люди говорят, и очень большое значение тому, что люди делают. Затем мы строим модель того, что люди делают.” (4, с.5). К характеристикам преуспевающей личности авторы отнесли умение четко формулировать свои цели, гибкость поведения, эффективный доступ к внутренним ресурсам, а также хорошо развитую сенсорную восприимчивость, или умение замечать невербальную информацию во время коммуникации. По сути, достижение этих качеств и представляет собой цель терапии, и все техники НЛП в той или иной степени обеспечивают клиенту возможность приблизиться к этой идеальной модели.

Моделирование успешного поведения и обучение ему позволило использовать НЛП не только в применении к психотерапии, но и в других областях: бизнесе, рекламе, спорте, обучении, политике.


§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЛП
Карта – это не территория
Первый из основных постулатов НЛП звучит следующим образом: “Карта - это не территория”. Суть этого положения сводится к тому, что наши представления о мире - это не сам мир, подобно тому, как карта Земли - это не Земля. Другими словами, то, какой мы видим окружающую действительность, является не зеркальным ее отражением, а результатом преломления внешний информации через призму субъективного опыта и индивидуальных особенностей человека. Одни и те же факты, явления, события воспринимаются разными людьми по-разному. Поскольку мы не работаем непосредственно с миром, в котором живем, то мы создаем его модели или карты и используем их, чтобы направлять свое поведение. В принципе это положение является хрестоматийным для психологической науки.

Свои модели мы создаем посредством трех универсальных процессов человеческого моделирования: ОБОБЩЕНИЯ, ИСКЮЧЕНИЯ и ИСКАЖЕНИЯ. Эти процессы позволяют человеку выживать, развиваться, учиться, понимать и переживать многообразие окружающего мира. Но если индивид ошибочно смешиваем свою субъективную реальность с подлинной реальностью, то эти же самые процессы начинают его ограничивать и подавлять способности, о которых шла речь выше.

По словам Дж. Гриндера и Р. Бендлера, «обобщение это процесс, при котором элементы или части модели отделяются от первоначального опыта и начинают представлять целый класс явлений, одним из примеров которого был этот опыт» (6, с.16). С помощью обобщений мы учимся действовать в этом мире. Ребенок учится открывать дверь, нажимая на ручку. Потом он обобщает этот опыт и, встречая самые различные двери, пытается открыть их, нажимая на их ручки. Входя в темную комнату, человек тянется к выключателю; ему не нужно каждый раз учиться новой стратегии, чтобы включить свет. Однако, этот же процесс может стать ограничением. Если ребенок, обжегшийся о кухонную плиту, делает обобщение, что все кухни опасны и их следует избегать, то он без нужды себя ограничивает. Или если женщина на основе одного или двух неприятных переживаний решает, что все мужчины бесчувственны, то она также ограничивает себя.

Все мы делаем бесконечно много обобщений, которые полезны и уместны в одних ситуациях и не являются таковыми в других. Ребенок, приучившийся в семье к тому, что плачем и хныканьем он добьется своего, от своих школьных товарищей этим же поведением добьется, по-видимому, лишь оскорблений. Если для получения того, чего он хочет, он «обобщает» только это поведение, то он может оказаться неспособным к более подходящему и полезному поведению в компании сверстников.

Второй механизм, который мы можем использовать для эффективного взаимодействия с миром, а также и во вред себе, исключение. Исключение это процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на одни стороны нашего опыта и пропускаем другие» (6, с. 17). Это позволяет сосредоточить сознание и внимание на какой-то одной части нашего опыта за счет других. Так, например, человек может читать книгу, когда люди вокруг него разговаривают, или работает телевизор, или играет музыка. Благодаря этому процессу можно справиться с задачей и избежать перегрузки внешними стимулами. Однако и в этом случае тот же самый процесс может стать ограничением, если мы исключаем части опыта, необходимые для построения полной и богатой модели мира. Человек, убежденный, что с ним все обращаются несправедливо, но исключающий собственное поведение, которое вызывает такую реакцию, не обладает полезной моделью мира. Учитель, исключающий из своего опыта скуку учеников, ограничивает не только собственный, но и их опыт.

«Третий процесс моделирования искажение. Искажение это процесс, позволяющий нам преобразовать восприятие сенсорных данных» (6, с.17). Без этого процесса люди не могли бы строить планы на будущее или воплощать мечты в действительность. Искаженное представление реальности дается в беллетристике, искусстве и даже науке. Микроскоп, роман, картина – все это примеры нашей способности искажать и иначе представлять реальность.

Процесс искажения также может во многих отношениях ограничивать человека. Представьте себе, например, человека, искажающего все критические замечания в свой адрес реакцией: «Меня невозможно любить». В результате такого искажения пропадает вся ценность критики, а часто и всякая возможность изменения и развития. Другим примером искажения является представление о процессе как о веши, предмете. Когда «взаимоотношения» отделяются от процесса отношений, участвующим в них людям наносится ущерб. Отношения становятся чем-то «вне нас», рассматриваются так, будто это не выбор, будто они не поддаются контролю, не имеют динамики.

Таким образом, на основе искажения, исключения и обобщения информации, поступающей из внешнего мира, каждый создает свою СУБЪЕКТИВНУЮ ВНУТРЕННЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Фильтры, через которые мы воспринимаем мир и обеспечиваем свою индивидуальность, называются в НЛП МЕТА-ПРОГРАММАМИ. Примером мета-программы может служить старое изречение о стакане, который для одних наполовину пуст, а для других наполовину полон.

Когда человек меняет свои фильтры, это может принципиально изменить то, как он подходит к ситуациям, и как воспринимает мир и себя самого. Будучи подсознательными характеристиками, мета-программы проявляются в поведении и речи людей. Например, мета-программы “движение к” и “движение от” проявляются в том, что одни люди стремятся к достижению своих целей, а другие к избежанию неприятностей, поиску безопасной ниши. По сути, людям с мета-программой “движение к” свойственна мотивация достижения успеха, тогда как мета-программа “движение от” характеризуется мотивацией избегания неудачи.

Эффективному психотерапевту крайне важно понять МОДЕЛЬ МИРА его клиента. Каким бы причудливым ни казалось человеческое поведение, оно приобретает смысл, если его рассматривать с точки зрения модели или карты мира этого человека. Например, то, как человек реагирует на стрессовую ситуацию, зависит от вариантов поведения, которые есть в его модели, и от количества этих вариантов. Поэтому личность, в модели мира которой есть пять различных способов реакции на внешние потрясения, будет более гибкой и лучше адаптируется к сложной жизненной ситуации, чем та, у которой только один или два стереотипа реагирования.

Так, например, потеряв работу, человек с небольшим количеством поведенческих вариантов может попробовать найти подходящее место на других предприятиях. Если эта попытка окажется неудачной, он испробует что-то еще (позвонит своим знакомым или подаст объявление). Если и эти действия не принесут желаемого результата, этот человек окажется в тупике. По его мнению, все возможное он уже сделал. Однако на самом деле он исчерпал лишь те варианты, которые были в его модели. В реальном мире существует множество других возможностей выбора, как-то получить новую специальность, открыть собственное дело, работать на дому и т.д. Выборов не хватает не в самом мире, а в моделях мира индивида, говорят Дж. Гриндер и Р. Бендлер. (6)

Таким образом, народная мудрость о том, что безвыходных положений не бывает, находит свое подтверждение в основном положении НЛП. Проблема не в том, что люди принимают неверные решения, а в том, что им не хватает вариантов для того, чтобы сделать правильный выбор, когда это необходимо. Психотерапия в рамках этого подхода призвана помочь клиенту расширить границы индивидуальной карты мира и добавить новые возможности выбора. Создаваемые нами модели руководят нами и позволяют осмыслить свой опыт. Их следует оценивать не в терминах «хороший», «плохой» или «сумасшедший», а с точки зрения их полезности, т.е. эффективности, с которой они помогают справляться с окружающим нас миром и творчески на него реагировать.


Элементы субъективного опыта

Другим важным положением нейро-лингвистического программирования является утверждение, что субъективный опыт состоит из ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ, КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ и ОБОНЯТЕЛЬНО-ВКУСОВЫХ переживаний (сенсорная четверка). Это простые элементы опыта, на основе которых формируются более сложные программы деятельности и поведения (8). В соответствии с органами чувств, с помощью которых человек воспринимает мир, выделяют так называемые системы представления (РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ). Это системы получения информации и формирования образов: зрительная, слуховая (аудиально-тональная), кинестетическая система, а также аудиально-дигитальная система (вербальный канал информации). Причем, хотя каждый здоровый индивид использует все эти системы, какие-то из них могут быть предпочитаемыми, то есть доминировать, использоваться чаще, чем остальные.

Система представления, с помощью которой осуществляется доступ к информации, хранящейся в памяти, называется ВЕДУЩЕЙ. Например, первое, что вспоминают люди с ведущей зрительной системой, - это образы, визуальные картинки прошлых событий, тогда как другим легче вспомнить ощущения или звуки. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают.

Для того чтобы определить, в какой из репрезентативных систем происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры (ПРЕДИКАТЫ) каждой. К ним относятся, в частности, особенности речи. “Определить систему представлений можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт”, - пишут Дж. Гриндер и Р. Бендлер (6, с. 10). В своей книге “Из лягушек в принцы” (4, с. 11) они приводят в качестве иллюстрации такой диалог:

“- Вы знаете, доктор Бэндлер, мне очень тяжело. Знаете, похоже, что не могу сам с этим справиться.

- Я вижу это, мистер Гриндер...

- Кажется, я сделал что-то не то, со своими детьми, но не знаю, что же именно. Я думаю, может быть, вы сможете мне помочь понять это.

- Конечно, я вижу, о чем вы говорите. Сосредоточимся на одном из конкретных аспектов. Постарайтесь дать мне свою собственную точку зрения на происшедшее. Скажите, как вы видите ситуацию в данный момент.

- Но ... знаете ...я...я чувствую, что кажется не могу ничего ухватить.

- Я вижу это. Для меня важно - что стало ясным из вашего красочного описания - для меня важно, чтобы мы увидели дорогу, по которой мы пройдем вместе.

- Я пытаюсь рассказать вам о том, что моя жизнь была полна тяжелейших событий. И стараюсь найти способ...

- Я вижу, что все выглядит разрушенным ... по крайней мере, это следует из вашего описания. Тона, в которые вы все раскашиваете, отнюдь невеселы”.

Как видно из приведенного диалога, собеседники не могут понять друг друга, поскольку говорят “на разных языках”. Клиент в описании своей проблемы использует кинестетическую систему представления, о чем свидетельствуют такие слова, как “тяжело, ухватить”. Терапевт же пользуется словами, характеризующими визуальную систему: “вижу, точка зрения и т.д.”

Авторы отмечают, что для установления раппорта, хорошего контакта с собеседником, необходимо использовать лексику из той же самой системы представления, что и он. Если нужно установить дистанцию, можно намеренно употреблять слова из другой системы представления, как в описанном диалоге.

Надежным показателем репрезентативной системы человека, участвующей в акте коммуникации, являются ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗНЫХ ЯБЛОК в ситуациях, когда он вспоминает или обдумывает что-либо.

Чаще всего направление взгляда у правши укладывается в следующую схему. Взгляд налево вверх означает, что человек вспоминает какой-либо зрительный образ, направо вверх - он придумывает, конструирует образ в своем воображении. Чтобы вспомнить звуки, человек уводит взгляд горизонтально влево, а при конструировании никогда не слышанных звуков, соответственно, горизонтально вправо. Взгляд вниз и налево означает, что собеседник ведет внутренний диалог с собой, и, наконец, человек смотрит вниз и направо, переживая эмоции, тактильные (прикосновения) или проприоцептивные (чувство движения мышц) ощущения.

Эта схема не всегда соответствуют реальности, например, она может быть иной у левшей. Поэтому часто бывает полезно выявить индивидуальные глазные сигналы доступа с помощью вопросов, направленных на актуализацию той или иной системы представления, для того чтобы иметь возможность в ходе терапевтического сеанса опираться на полученную информацию.

Чаще всего это необходимо, чтобы понимать, соответствуют ли действия клиента инструкциям терапевта, обращение в определенный момент терапии к конкретной репрезентативной системе, а также для выявления стратегий в ходе переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая клиента, каким образом он выполнил задание и наблюдая глазные движения сразу после его произнесения.

1. Визуальная память. Например: “Вспомните, как выглядела ваша первая учительница”.

2. Визуальное конструирование. Например: “Представьте, как бы выглядела эта комната, если бы стены и потолок в ней были синими”.

3. Аудиальное воспоминание. Например: “Вспомните, как звучит голос вашей матери”.

4. Аудиальное конструирование. Например: “Послушайте, как звучит всплеск воды, переходящий в пение птицы”.

5. Аудиально-дигитальная. Например: “Что Вы говорите себе, когда довольны своей работой?”

6. Кинестетическая система. Например: “Что Вы чувствуете, когда прикасаетесь к пушистому меху?”, или “Вспомните, что вы чувствовали, когда сдавали экзамен?”.

Следует обязательно переспросить клиента о том, насколько точно он выполнил задание: увидел ли то, что Вы его просили увидеть, и сразу ли он это сделал. Например, когда человека просят вспомнить образ, он может сначала вспомнить и испытать ощущения, а лишь потом увидеть мысленную картинку. И если произошло именно такое рассогласование, значит, первое движение глаз соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память)(3).

Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, только иногда уточняя какое-либо соответствие между движением глаз и системой представления, и просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз по горизонтали).

Звуковые, слуховые обонятельно-вкусовые и кинестетические составляющие каждого отдельного переживания представляют собой взаимосвязанное целое. Каждый раз, когда вызывается некоторая часть переживания (четверки), при этом в некоторой степени воспроизводятся и другие части этого переживания. Например, уловив запах духов любимого человека, мы вспоминаем его образ и т.д.

На этом основана техника установки ЯКОРЕЙ, используемая в НЛП. ЯКОРЬ есть любой стимул или сочетание стимулов (внутренне или внешне порожденных), которые запускают некоторое представление (четверку) или серию четверок (т. е. стратегию). Установление якорей во многих отношениях напоминает концепцию «стимул – реакция» в бихевиористских моделях. Однако, между ними есть следующие важные различия (6):

1. Для установления якорей не требуется длительное кондиционирование. Кондиционирование способствует установлению якоря, но часто якорь прочно устанавливается уже первым переживанием.

2. Для возникновения ассоциации между якорем и реакцией не требуется прямое подкрепление каким-либо немедленным вытекающим из этой ассоциации результатом. Это значит, что якоря (или ассоциации) устанавливаются без прямого вознаграждения или подкрепления за ассоциацию. Подобно кондиционированию, подкрепление может способствовать установлению якоря, но не является необходимым.

3. Внутреннее переживание (т. е. когнитивное поведение) считается столь же значительным в отношении поведения, как и явные измеримые реакции. Иными словами, внутренний диалог, картина или ощущение составляют реакции в такой же степени, как слюнная реакция Павловской собаки.

Установление якоря создает связь (или синестезию) между некоторым представлением или группой представлений (четверок). Стимул, или представление, «имеет смысл» лишь в терминах реакции, вызываемой им у определенного индивида.

Одной из самых обычных, хотя и изощренных, систем установления якорей является язык. Написанные слова «собака», «тепло» или «любовь» – это зрительные якоря для внутренних представлений, происходящих из предшествующего опыта читателя. Чтобы осмыслить зрительный символ «собака», вы должны иметь доступ к прошлым переживаниям, связанным с определенным видом млекопитающих и представленным в форме сенсорной четверки. Это отношение можно продемонстрировать следующим образом:

«собака»


Зд < С

З

К

О/В >

Звук лая

вид собаки

Прикосновение

руки к шерсти



запах шерсти

Буквы с-о-б-а-к-а служат якорем определенного набора представлений. Изменяя форму стимула или прибавляя к нему что-либо, мы можем изменить также представления, вызываемые якорем. С выражениями «мокрая собака» или «пятнистая собака» связываются посредством якорей различные представления. Некоторые якоря, в зависимости от типа якоря и от состояния индивида, могут вызвать представления не во всех сенсорных системах. Такие фразы, как «посмотрите на это», «это проберет вас до костей» или «его голос звучал так важно», в каждом случае обращаются к иной системе представления и устанавливают в качестве якорей представления в этой системе больше, чем в других.


Взаимосвязь сознания и тела
Следующим базовым положением НЛП является постулат о том, что РАЗУМ и ТЕЛО являются неделимыми частями одной (кибернетической) системы. Деление на разум и тело условно и служит средством для концентрации внимания. Этот постулат также не вызывает особых споров и принимается практически во всех психотерапевтических школах.

Взаимосвязь сознания и тела проявляется, в частности, в том, что каждое психологическое состояние, переживание сопровождается определенными физиологическими проявлениями. Это позволяет эффективному коммуникатору понимать не только словесное сообщение собеседника, но и невербальную информацию, или мета-сообщения, которые человек не может сознательно контролировать. Так, когда человек испытывает радость, его дыхание, выражение лица, мышечный тонус и другие физиологические характеристики отличаются от характеристик, сопровождающих состояние глубокой печали.

Обладая развитой сенсорной восприимчивостью (наблюдательностью), НЛП-консультант может отмечать едва заметные физиологические проявления внутренних переживаний клиента, что позволит вовремя выявить НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ поведения, то есть несоответствие между вербальными и невербальными его компонентами.

Необходимо помнить, что физиологические проявления индивидуальны, поэтому для того, чтобы не ошибиться, следует выявить поведенческие ключи к определенным реакциям данного конкретного человека. Этот процесс называется в НЛП КАЛИБРОВКОЙ. НЛП-консультант может, например, с помощью нескольких вопросов, ответы на которые он знает, отметить, какие поведенческие проявления соответствуют реакциям клиента “да” и “нет”, или определить, когда клиент думает о приятном человеке или событии, а когда о неприятном. Это может быть микромышечные движения, изменение дыхания голосовые характеристики.

Для того, чтобы заметить несоответствие между тем, что клиент говорит и его реальным переживанием, Лесли Кэмерон-Бендлер советует обращать внимание на: руки (как они жестикулируют, каково положение кистей рук, сжаты они или расслаблены, симметрична ли жестикуляция), дыхание (вздохи, задержки дыхания, углубленное дыхание, ноги (как повернуты носки, одинаково ли стоят ноги на полу, есть ли покачивание ногой) и т.д. (3) Хотя у разных людей будут различные подсознательные поведенческие реакции, они постоянны у одного человека. Поэтому если терапевт знает, как клиент дает положительные и отрицательные ответы или переживает определенные состояния, он может использовать эту информацию в своей работе с целью определения конгруэнтности.

В методическом руководстве, разработанном Е.И. Виль-Вильямсом (3), описываются определенные правила работы с неконгруэнтностью клиента. Неконгруэнтность должна замечаться терапевтом всегда. Можно не обращать внимание клиента на его неконгруэнтность в коммуникации по поводу каких-либо сторон его жизни, но консультант обязательно должен запомнить, в какой момент она возникает и после проведения терапии вернуться к этой ситуации и проверить, стал ли клиент более конгруэнтен по отношению к ней.

Если же необходимо указать клиенту на его неконгруентность, то для этого существует несколько способов (5):

1. Техника “но”. Часто клиент говорит только часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противоречащей первой. Пример:

Клиент: “Я действительно хочу изменить это ...”

Терапевт: “Но ...”

Клиент: “Но боюсь, что мне это не удастся”.

2. Техника комментария.

Пример:

Терапевт комментирует замеченную им несогласованность. “Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон Вашего голоса не согласуются с этим сообщением ...”

3. Техника зеркального повторения.

Терапевт отзеркаливает клиента, пробует произнести фразу тем же тоном голоса и в той же позе.

4. Техника прямого вопроса.

Пример:


Клиент: “Я действительно хочу это изменить

Терапевт: “Возможно, есть какое-то внутреннее противоречие, которое не дает Вам это сделать?”
Помощь подсознания

Другим основополагающим принципом НЛП является положение, что ВЕСЬ СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ закодирован в нервной системе. То есть все, что человек увидел, услышал или почувствовал с момента рождения, хранится в его памяти. Большая часть этой информации не осознается, сознание не имеет к ней доступа. Однако, даже будучи вне сознания, прошлые события и переживания могут сильно влиять на поведение.

Психика человека рассматривается представителями НЛП в единстве двух составляющих ее элементов: сознания и подсознания, что объединяет данный подход с рядом других направлений, в первую очередь, с психоанализом. Однако у создателей НЛП существует свой взгляд как на функции этих подструктур психики, так и на природу внутриличностного конфликта.

Подсознание, согласно данной теории, - это не скопление антисоциальных агрессивных или сексуальных импульсов, а “внутренняя мудрость” человека, нацеленная на оптимизацию его жизни. Будучи кладовой всего жизненного опыта личности, подсознание отвечает за ее безопасность и комфорт. Там находятся все ресурсы, необходимые человеку для достижения своих жизненных целей. Сознание же зачастую не имеет доступа к этим ресурсам, более того, рационализируя все способы поведения человека, сознание может даже мешать ему использовать свою психику в полном объеме.

Когда сознание не блокирует подсознание, например, в экстремальных ситуациях, человек может внезапно вспомнить или сделать то, что ранее казалось ему невозможным. В состоянии транса, когда активизируется подсознание, человек может вспомнить такие факты своей биографии, о которых он даже не подозревал. Автоматически, неосознанное мы можем сделать то, что ранее, казалось, было нам не свойственно. Причем мы делаем лучшее из возможного в этот момент, то есть делаем наилучший выбор, существующий в нашей модели мира.

Люди выбирают лучшие доступные им возможности, при этом интенция (намерение) этого действия положительно, даже если поведение само по себе бесполезно или имеет отрицательные последствия. Это касается также поведения, которое сам человек считает глупым, неправильным, от которого он тщетно пытается избавиться сознательным усилием. Однако он не может заставить себя измениться, поскольку у этого “плохого” поведения (например, курения, робости, неуверенности и т.п.) есть позитивное намерение, или некоторая вторичная выгода (положительное преимущество, не входившее в первоначальное намерение), не всегда сознаваемая клиентом.

Поэтому чем больше человек пытается избавиться от этих способов поведения или чувств, чем больше критикует себя за “слабоволие”, тем более усугубляется внутренний конфликт и тем несчастнее чувствует себя данная личность. Чтобы понять поведение, его происхождение, а также потенциальные последствия этого поведения, надо понять также окружающую среду, модель реальности или контекст, в котором данное поведение имеет смысл.

Такое предположение предоставляет массу возможностей для внутреннего исцеления. Основываясь на нем, терапевт не будет пытаться избавить своего клиента, например, от курения. Он выяснит, каково положительное намерение данного поведения, а затем поможет расширить модель мира клиента, добавит новые способы удовлетворить это намерение. Тогда старый “неэффективный” способ просто будет не нужен, так как подсознательно человек всегда выберет наилучший из имеющихся вариантов. На этом основана одна из базовых техник НЛП - РЕФРЕЙМИНГ.

Поскольку у любого поведения всегда есть положительное намерение, то есть оно, в конечном счете, нацелено на благо человека, выявление намерений помогает в решении внутренних конфликтов. Даже если кажется, что внутри человека существуют непримиримые части (так метафорически называют независимые программы поведения, вследствие которых человек поступает так, а не иначе), у них всегда есть что-то общее, хотя бы на уровне стремления к выживанию. Поднимаясь с уровня позиций на уровень намерений, мы можем снять противоречие и решить реальную проблему.

Часто положительное намерение или вторичная выгода нежелательного поведения заложены не в самом человеке, а в его окружении. В биологии изучение взаимоотношений между организмом и его окружающей средой называется экологией. В НЛП слово “экология” используется для описания взаимоотношений человека и его окружающей среды. Таким образом, ЭКОЛОГИЯ – это изучение взаимоотношений, исследование стимула поведения и возможных реакций на это поведение.

Когда анализируется вся система, включая личность человека, всю его семью или все его сообщество, то появляется возможность перехода на более высокие логические уровни. Это позволяет избежать потенциальных проблем (парадоксов поведения, внутренних противоречий, непредвиденных последствий, и т.д.), которые могут возникнуть, если определенное поведение оторвано от контекста, где оно происходит. В этой связи логично предположить, что человек не может достигнуть желаемого, потому что у него есть основательные причины не достигнуть этого.

Если при терапии не будет учтена экология данного конкретного клиента, то изменение либо не произойдет, либо будет недолговременным. Для того, чтобы проверить экологические возражения против терапевтического воздействия, психолог, практикующий НЛП может задать клиенту вопросы такого рода:

1. Что мешало ему достигнуть изменения в прошлом?

2. Что мешает ему достигнуть этого сейчас?

3. Какие трудности может вызвать предлагаемое изменение?

4. Принесет ли оно только желаемый результат?

5. Что может быть потеряно, если результат будет достигнут?

(Почти во всех случаях что-то будет потеряно, хотя потеря может быть несущественной или даже желательной).

Поскольку возражения против изменений, возникающие в процессе терапии, преследуют позитивную для клиента цель, специалисты в области НЛП рассматривают их не как сопротивление, а как факторы, повышающие эффективность терапии, помогающие более глубокому и надежному решению проблемы.
Неудача – это всего лишь обратная связь
Позитивное отношение к сопротивлению логически взаимосвязано с еще одним важным постулатом нейро-лингвистического программирования, касающимся отношения к трудностям и неудачам. Все препятствия, возникающие на пути к цели, Дж. Гриндер, Р. Бендлер и их последователи склонны рассматривать как шаги по направлению к осуществлению желаемого. Не существует неудач, есть только обратная связь. Всему важному в жизни люди учатся методом проб и ошибок, поэтому опыт, воспринимаемый как неудача, по своей сути является информацией, которая может помочь нам в достижении желаемого. Если человек совершил ошибку, это означает лишь, что ему необходимо проявить гибкость и изменить поведение. При этом неудача дает возможность приблизить достижение цели, поскольку на основе анализа совершенных ошибок мы можем откорректировать свои действия.

Здесь уместно сравнение с детской игрой “горячо - холодно”, где для того, чтобы найти спрятанную вещь, необходимо внимательно слушать и реагировать на обратную связь. И если мы получаем сигнал “холодно”, необходимо изменить направление. Однако в реальной жизни люди часто повторяют одну и ту же ошибку. “Мы заметили у человеческих существ одну интересную черту, - отмечают Дж. Гриндер и Р. Бендлер. - Если они замечают, что какой-то результат действия, которое они имеют производить, не дает результатов, они все равно повторяют его”(4, с. 13). В НЛП существует золотое правило успеха: если то, что вы делаете не срабатывает, сделайте что-либо другое.

Для того, чтобы начать действовать по-новому, многим людям приходится выйти за рамки ограничивающих представлений о себе как о неспособных сделать что-либо. У каждого человека есть все ресурсы, необходимые для достижения его целей, постулирует нейро-лингвистическое программирование. Задача состоит в том, чтобы воспользоваться ими в нужный момент. Например, даже очень робкий человек в определенных ситуациях чувствует уверенность (дома, с друзьями и т.п.) Другими словами, это чувство ему знакомо, поэтому проблема не в том, как стать уверенным в себе, а в том, чтобы научиться чувствовать уверенность в те моменты, когда это необходимо, получить доступ у этому состоянию.
Результат коммуникации - в реакции собеседника
Среди основополагающих положений НЛП следуют упомянуть еще следующее: смысл сообщения - в отклике, который мы получаем. То есть важно не то, на что было первоначально направлено сообщение, а то, какую реакцию вызвало оно у собеседника.

Терапевт обращает внимание не столько на содержание проблемы клиента, сколько на форму внутреннего опыта, на то, как мозг зашифровал информацию, касающуюся проблемы. Здесь большое значение имеют так называемые СУБМОДАЛЬНОСТИ, то есть конкретные сенсорные характеристики, воспринимаемые каждым чувством. Например, к зрительным субмодальностям относятся местоположение, цвет, расстояние, движение, яркость, прозрачность и т. д., слуховые субмодальности включают громкость, высоту, скорость, интонацию и т. д., кинестетические субмодальности включают давление, температуру, текстуру, местоположение и т. д.

Наиболее важной субмодальностью является АССОЦИИРОВАН-НОСТЬ или ДИССОЦИИРОВАННОСТЬ восприятия. Ассоциация - восприятие себя субъектом, а ситуацию объектом действия. Полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезен-тативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация - восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух репрезентативных системах; отсутствие информации, поступающей по кинестетической репрезентативной системе) (3, 4).

Для того, чтобы получить доступ к ресурсам, существующим в опыте клиента, он должен вспомнить ситуацию, когда ему были свойственны желаемые характеристики, ассоциировано, то есть пережить ее заново, заново почувствовать то, что чувствовал в том момент. Естественно, в ассоциированном состоянии человек не видит себя со стороны, так как находится “внутри” переживания. При работе с отрицательными, “не ресурсными” состояниями задачей консультанта будет следить за тем, чтобы клиент был диссоциирован. То есть ясно осознавал, что неприятная или травмирующая ситуация была в прошлом, и, вспомнив ее, оставался сторонним наблюдателем. Это, во-первых, позволяет получить новое, более объективное видение прошлых событий, во-вторых, сделает терапию более приятной и безболезненной.

Одним из важных убеждений приверженцев подхода НЛП к психотерапии является уверенность в том, что человеку не нужно заново переживать то, что уже причинило страдание. Для того, чтобы измениться, необходимо изменить свое восприятие травмирующего прошлого опыта и научиться вести себя по-новому. Поскольку мозг человека обладает уникальной способностью обучаться очень быстро, то для изменения требуется немного времени. Например, излечение от фобий во многих случаях происходит за 15-20 минут.
§ 2. МЕТА-МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В НЛП

Базовая МЕТА-модель
В основе НЛП – речевое (вербальное) воздействие терапевта на клиента с целью изучения и изменения структуры субъективного опыта, создания новых возможностей выбора, более рациональных программ поведения. Создатели НЛП неоднократно отмечали, что основное значение в рамках данного подхода отводится особенностям речи, языковым процессам людей (5). Причем здесь также более важна форма, а не содержание сообщения. То, как человек говорит, дает НЛП-консультанту много информации о сути его проблемы, об ограничениях, имеющихся в его модели мира. Свои карты мы создаем в результате взаимодействия между внутренним и внешним опытом.

Так как отражением наших внутренних переживаний, убеждений, представлений является язык, то описанные выше процессы искажения, обобщения и исключения, существующие во внутреннем опыте, не могут не проявиться в речи. Чтобы помочь терапевту выявить существующие ограничения в модели мира клиента, понять их причину, заложить основу изменений в НЛП существует набор лингвистических приемов, называемых МЕТА-МОДЕЛЬ.

МЕТА-МОДЕЛЬ – это отчетливо описанный набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации. По сути, это набор вопросов, позволяющий выявить точное значение слов клиента, связать его речь с внутренним опытом.

В основе эффективного применения этого метода лежит идея о том, что язык – это представление опыта, подобно тому, как карта – это представление территории. Однако, если мы хотим добиться изменений, это становится преимуществом. Нам нужно лишь изменить карту; другими словами – изменить не сам мир, а его субъективное восприятие.

Мета-модель имеет целью научить слушателя обращать внимание и реагировать на форму сообщения его собеседника. Содержание может меняться бесконечно, но в зависимости от формы воспринимаемой информации слушатель получает возможность реагировать так, чтобы извлечь из общения наибольший смысл. С помощью мета-модели можно быстро выявить разнообразие и ограничения как предлагаемой информации, так и самих процессов моделирования, используемых собеседником. Мета-модель может применяться для следующих целей.

Сбор информации о модели мира клиента, прояснение значений, которые последний придает словам. Так, описывая суть проблемы, клиент может использовать неконкретные имена, термины, излишне обобщать или упускать важную информацию. Например, фраза «Я хочу, чтобы меня ценили» не содержит никакой конкретной информации, поскольку мы не знаем, что вкладывает клиент в понятие “ценить”. Большой ошибкой терапевта будет автоматически перенести смысл этого высказывания на свой внутренний опыт. Это может привести к неудаче, так как он начнет работать с клиентом на основе того, как он сам понимает это слово, так как в данном случае он ориентирован на свою собственную модель мира, а не на модель клиента. Используя мета-модель, психолог конкретизирует смысл сообщения с помощью вопроса: “Как именно Вас должны ценить?”

Другим примером необходимости получения дополнительной информации о карте мира клиента может служить использование им так называемых НОМИНАЛИЗАЦИЙ, то есть абстрактных существительных, в которых процесс представлен как вещь, как нечто статическое, неизменное. То есть, по сути, в номинализациях происходит подмена слов, описывающих процессы (глаголов) существительными. Следовательно, мы лишаемся возможностей выбора и нуждаемся в воссоединении с продолжающимися динамическими процессами жизни. По мнению Дж.Гриндера и Р.Бендлера, (6) определенное преобразование номинализации помогает человеку понять, что то, что он считал законченным и не зависящим от него событием – это продолжающийся процесс, который можно изменить.

Номинализации можно отличить от обычных существительных несколькими способами. Те, кто любит визуализировать, могут воспользоваться «тестом тачки». Представьте себе, что вы кладете в тачку разные существительные: кошку, стул, автомобиль. А теперь положите в тачку неудачу, важность и растерянность. Как видите, хотя номинализации – это существительные, они не обозначают людей, места и вещи, которые можно положить в тачку. Другой способ выявить номинализации – проверить, можно ли поместить это слово вместо пробела в синтаксическую конструкцию «текущий ...».

текущая проблема  номинализация

текущий слон

текущий стул

текущие отношения  номинализация

Чтобы преобразовать номинализацию обратно в слово, относящееся к процессу, используйте ее в своем ответе в качестве глагола. Например:

Клиент: «Я не получаю никакого признания».

Терапевт: «Как бы вы хотели, чтобы вас признали?»

Или


Клиент: «Я жалею о своем решении».

Терапевт: «Что-нибудь мешает вам решить по-другому?»

Мета-модель бывает также полезна при выявлении ограничений, существующих в модели мира клиента. Одним из примеров проявления внутреннего ограничения является использование так называемых “КВАНТОРОВ ОБЩНОСТИ”, то есть таких обобщающих слов, как «все», «каждый», «всегда», «никогда», «вечно», «никто». Один из способов справиться с ними состоит в том, что обобщающее утверждение преувеличивается – как тоном голоса, так и введением дополнительных кванторов общности. Этим можно помочь человеку найти исключение из его обобщения и, тем самым, наделить его большим числом выборов. Другой способ непосредственного изменения – спросить, не было ли у этого человека опыта, противоречащего его собственному обобщению. Например:

Клиент: «Я всегда делаю все неправильно».

Терапевт: «Вы никогда ничего не сделали правильно?»

Или: «Вы когда-нибудь сделали что-нибудь правильно

Кроме того, мета-модель используется для выявления и изменения семантических нарушений в модели мира клиента. «Узнавать предложения с семантическими нарушениями необходимо для того, чтобы помочь человеку найти части его модели, искаженные настолько, что это обедняет доступный ему опыт» (6, стр.60).

В качестве примера семантического нарушения можно привести убежденность клиента в том, что мысли и чувства других людей можно понять без прямого сообщения с их стороны. Мета-модель дает возможность понять, что клиент действует не на основе информации, а на основе собственных иллюзий. Очевидно, чтение мыслей может значительно уменьшить полезность человеческой модели мира. Терапевт реагирует на чтение мыслей вопросом: «Откуда вы знаете о … ?» Это дает говорящему возможность осознать и поставить под сомнение предположения, казавшиеся ему ранее очевидными. Например:

Клиент: «Все думают, что я все делаю слишком медленно».

Терапевт: «Откуда вы знаете, о чем все думают?»

Мета-модель можно использовать для изменения в тех случаях, когда результаты процессов моделирования ограничивают, а не расширяют выборы в поведении человека. Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом, и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это продемонстрирует через физиологические проявления.
Модель S.C.O.R E.

Особенности работы НЛП в области психотерапии выражаются в Модели S.C.O.R.E. Это аббревиатура английских слов: Симптомы, Причины, Результаты (Цели), Ресурсы, Эффекты. Модель S.C.O.R.E. - это минимальное число элементов, о которых НЛП-консультант собирает информацию для получения устойчивых изменений; это траектория движения НЛП-консультанта при работе с клиентом. Особенно важен в этой траектории порядок, в котором происходит сбор информации.

Первое, с чего начинает работу НЛП-консультант - сбор информации о симптомах клиента. Во-первых, они, обычно, и так хорошо видны, так как клиент приходит на консультацию уже в актуальном состоянии. Во-вторых, имея описание актуального состояния, консультант может оценить эффективность своей работы, сравнив его с результатом изменений. У опытного консультанта этот шаг занимает всего несколько минут.

Следующий шаг один из самых объемных - всесторонний сбор информации о желаемом состоянии (цели клиента).

После определения цели следующим шагом терапевта является выяснение препятствий - причин, по которым клиент не мог достигнуть желаемого раньше. Если препятствия существуют, их можно воспринимать как возможности научиться чему-то новому для клиента (и, возможно, для терапевта). Терапевту полезно будет выяснить, какого рода препятствия мешают клиенту, чтобы определить, какие возможности выбора ему нужны.

Далее консультант намечает конкретный план достижения цели клиента: определяет необходимые для этого ресурсы и использует одну или несколько техник (форматов) для изменения. Необходимым элементом терапии является, как отмечалось, проверка экологии.

Когда для достижения желаемого результата важно знать, что было с клиентом в прошлом, сначала собирается информация о причинах, а уже затем о ресурсах. Работа с причинами по возможности сводится к минимуму, поскольку НЛП - это терапия, ориентированная на будущее, а не на прошлое. Все время работы с причинами консультант максимум внимания уделяет сохранению ресурсного (позитивного) состояния клиента.

Вклад клиента в терапевтическое взаимодействие, имеющий первостепенное значение, - это его мотивация. Она является основой изменений. Как бы там ни было, это клиент будет выбирать цель, он будет учиться, делать открытия и исцелять сам себя. Задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой клиент будет чувствовать себя защищенным, побудить клиента мыслить по-новому, помочь ему найти доступ к его внутренним ресурсам и показать ему разные способы достижения цели.

Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время, сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Можно использовать почти любую реакцию (включая «сопротивление»), чтобы помочь клиенту достичь его цели.

При установлении контакта с клиентом, НЛП-практик использует множество способов подстройки, обеспечивающей раппорт, контакт с клиентом. Установив раппорт, он может собрать информацию быстро и изящно. Раппорт означает восприимчивость, а не просто симпатию или согласие, давая людям ощущение того, что их уважают и ценят. В НЛП существуют отточенные приемы подстройки к клиенту, многие из которых заимствованы у непревзойденного мастера в этой области Милтона Эриксона. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели.

Формулировке цели в НЛП придается особое значение. Представление клиента о цели может облегчить ее достижение или сделает это достижение почти невозможным. Достижимой является цель, которая отвечает следующим требованиям:

1. Сформулирована положительно (без отрицания).

Другими словами, задачей терапевта является помочь клиенту точно определить, чего он хочет, вместо того, чтобы выяснять, чего он не хочет. Например, если клиент говорит: «Я устал от этой депрессии», - то внимание все еще сосредоточено на том, чего клиент не хочет. Когда люди думают о том, чего они не хотят или о том, чего они хотят избежать, тем самым они часто программируют себя на это негативное событие.

Это связано с тем, что родной язык подсознания — это не слова, а скорее образы, звуки и ощущения. На уровне первичного опыта отрицания не существует. Так, если человеку сказать: «Не думай о лимоне, не вспоминай, как ты нюхал и лизал большой, свежий, кислый, желтый лимон», - то, несмотря на отрицание «не», бессознательно он начнет вспоминать образ, запах и вкус лимона. Точно так же, если человек думает о том, что он не хочет быть больным, и часто представляет себе болезнь, то это может иметь нежелательные последствия. Естественно, положительные ожидания (например, здоровье) могут тоже стать самоисполняющимся пророчеством.

Поэтому НЛП-практик переключит внимание клиента на позитивное последствие вопросом:

«Что бы вы хотели чувствовать вместо депрессии?»

Для человека гораздо легче достичь той цели, которой он хочет достичь, чем избежать того, чего он не хочет. Другими словами, легче быть оптимистичным, чем не быть подавленным.

2. Определена конкретно и точно.

Здесь терапевт пользуется мета-моделью, помогая клиенту точно определить цель, чтобы терапевт мог понять клиента, и чтобы клиент мог определить для себя контекст, в котором желательно достижение цели.

Для психотерапевта важно понять клиента. Однако, когда человек старается передать свой опыт, неизбежно происходит исключение, искажение и обобщение. Например, если клиент говорит: «Я хочу быть более оптимистичным», - то здесь исключено, к чему он хочет относится более оптимистично. Использование мета-модели дает терапевту возможность собрать более точную информацию из модели реальности клиента, и, следовательно, лучше понять клиента.

Важно определить контекст цели, то есть «где», «когда» и «с кем» клиенту необходимо желаемое состояние, потому что цель может подходить не ко всем ситуациям. Если клиент формулирует свою цель как абсолютную или глобальную, он может ограничить себя. Например, такая цель, как желание быть уверенным, несмотря на свою заманчивость, не всегда уместна. Например, излишняя самоуверенность при отсутствии необходимых знаний и навыков может привести к нежелательным последствиям. Пользуясь мета-моделью, терапевт помогает клиенту прояснить цель, и тем самым сделать ее реальной.

Кроме того, адаптация требует разных реакций в зависимости от ситуации. Если клиент говорит:«Я хочу быть спокойным», не уточняя контекста, то он ограничивает себя одним способом поведения. В самом деле, разве он хочет быть спокойным, когда кто-нибудь вытаскивает у него кошелек? Когда он уточняет контекст, он добавляет подходящие способы поведения и сохраняет при этом все старые варианты поведения. Чем больше у него разных способов поведения и реакций, тем эффективнее он сможет достигать своих целей.

3. Может быть достигнута самостоятельно.

Цель клиента должна быть сформулирована таким образом, чтобы он мог достичь ее сам. Если клиент считает, что достижение цели зависит от других людей, то он может почувствовать себя беспомощным. Хотя все мы хотим определенных вещей от других людей, важно, чтобы человек мог достигнуть своих первичных целей независимо ни от кого. Даже когда работа идет с супружеской парой, самостоятельность и целостность мужа и жены имеют важное значение. В задачу терапевта входит убедиться, что достижение цели находится в руках того человека, который хочет достичь цели. Например, если клиент говорит: «Я хочу, чтобы моя жена обращала на меня больше внимания», - то достижение этой цели зависит от поведения жены.



4. Реалистична.

Если клиент просит о чем-то нереалистичном, полезно подняться на более высокий логический уровень и выяснить, какова цель данной цели, то есть для чего это нужно клиенту. Например, если клиент хочет стать выше на 10 сантиметров, логично спросить у него, что было бы по-другому, если бы он был выше. Узнав цель данной цели, терапевт может предложить клиенту другие способы ее достижения.


Модель Милтона Эриксона
Во время работы много внимания уделяется речи терапевта, поскольку язык в НЛП - это не только способ диагностики проблем клиента, но и инструмент, помогающий в достижении цели. На основе изучения наследия М. Эриксона, создатели НЛП стали применять в своей работе так называемую Модель Милтона, то есть речевые обороты, повышающие эффективность процесса терапии. Эти речевые обороты помогают направлять клиента в процессе терапевтической сессии, действуя недирективно, мягко внушая ему уверенность в успехе терапии и помогая получить доступ к тем ресурсам, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Широко используются высказывания, в которых важная для процесса терапии информация подразумевается, но не говорится открытым текстом. Например, с помощью таких слов и выражений, как: когда; пока; в то время, как; по мере того, как, психолог может соединить текущее состояние или действие клиента с тем состоянием, которое необходимо для успешной терапии, связывая их во времени: «Пока вы устраиваетесь поудобнее в этом кресле, вы можете начать расслабляться . . .», или: «В то время, как вы раскачиваетесь вперед и назад, вы можете войти в транс . . .».

Безусловно, важной является вторая часть высказывания, однако сама фраза построена таким образом, что расслабление и транс рассматриваются как нечто само собой разумеющееся, не требующее усилий со стороны клиента. Если бы клиенту сказали “постарайтесь расслабиться”, то предпосылкой являлось бы сомнение терапевта с том, что это возможно, а также то, что для этого потребуются усилия. Скорее всего, чем больше клиент старался бы почувствовать себя комфортнее, тем меньше ему бы это удавалось, поскольку вряд ли возможно и расслабляться, и стараться одновременно.

В первом высказывании терапевт помогает клиенту, подспудно давая ему понять, что все произойдет легко и естественно. Корме того, используя слово “мочь” (“можете начать расслабляться”, “можете войти в транс”), называемого в НЛП МОДАЛЬНЫМ ОПЕРАТОРОМ ВОЗМОЖНОСТИ, психолог не допускает сопротивления и не прерывает раппорта с клиентом. Если бы вместо этого слова был использован модальный оператор долженствования (“Вы должны начать расслабляться” и т.п.), то, как несложно заметить, фраза не только получилась бы более директивной, но и, возможно, пробудила бы в клиенте излишнюю тревогу и неуверенность.

Оператор возможности подразумевает, во-первых, разрешение расслабиться, во-вторых, уверенность в способности клиента это сделать и в-третьих, если клиент не сможет расслабиться после этого высказывания, он не воспримет это как неуспех, и у терапевта будет возможность попробовать другой способ. Таким образом, Модель Милтона помогает поддерживать раппорт и часто используется в сеансах гипноза или транса.
§ 3. ТЕХНИКИ СОЗДАНИЯ ТРАНСА В НЛП

<< предыдущая страница   следующая страница >>