Курс лекций Абакан 2011 Содержание. Модуль - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 26страница 27страница 28страница 29
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс лекций Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное... 3 1272.62kb.
Курс лекций Направление подготовки бакалавра 080200. 62 «Менеджмент» 2 930.33kb.
Курс лекций Красноярск, 2007 Сенашов, В. И 3 992.09kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 6 2868.2kb.
Управление культуры молодежи и спорта Администрации города Абакана... 1 75.56kb.
Курс лекций для специальностей: 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет... 7 2542.66kb.
Курс лекций Минск 2007 (075. 8) Ббк 65. 01 37 4487.72kb.
Техническое задание на модуль «Методическая работа» в составе образовательного... 1 251.78kb.
Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология... 7 2665.02kb.
Курс лекций «Проблемы безопасности в информационных технологиях» 30 4715.93kb.
Курс лекций. М.: Гоу впо «вгна минфина России» 5 858.83kb.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 3 727.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курс лекций Абакан 2011 Содержание. Модуль - страница №29/29


Модуль 9. Заключение.
История Хакасии, хакасского народа и их предков полна яркими и драматическими событи­ями. В ней нашлось место и выдающимся военным победам в средние века, бросившим к ногам победителей необозримые просторы Центральной Азии, и расцветам культуры в эпоху «Кыргызского великодержавия», когда кыргызские масте­ра-оружейники и ювелиры изготовляли оружие и украшения, ставшие об­разцами для подражания в кочевом мире, и горьким поражениям, когда предки хакасов теряли независимость, утрачивали многие достижения культуры. Одна­ко, несмотря на поражения, утрату самостоятельности, периодическую зависимость от тюрко-монгольских ханств, хакасский этнос вновь возрождался, просуществовав на Енисее более двух тысяч лет. Имеющийся обширный кор­пус древних и средневековых письменных источников, данные этнографии, фольклора, топонимики, лингвистики не оставляют и тени сомнения в том, что в Минусинской котловине, начиная с первых веков нашей эры, обитал один из древнейших тюркоязычных кочевых народов, вошедший в историю под сво­им гордым названием «кыргызы». Употребляющийся в научной литературе термин «хакасы» («хягасы», «сяцзясы» и т.д.) является одной из китайских транскрип­ций этнонима «кыргызы».

Наследием скифской эпохи являются хакасские мифы и героический эпос. В древнетюркский период закладываются основы тюркской кочевой цивилизации – скотоводческое хозяйство, духовная и материальная культура. Поэтому древнетюркский пласт в фольклоре хакасов довольно значителен. Среди имен легендарных героев мы встречаем древнетюркскую титулатуру, ныне забытую или применяемую в переносном смысле. Популярный женский образ богатырской девы Паян -Хыс относится к плеяде культурных героев, наряду с Ир-Тохчыном и Кокетеем. Она была единственной дочерью Барс – бега, ставка которого находилась в Июссских степях. Вполне возможно, что историческая память хакасов донесла до нас имя первого кыргызского кагана Барс-бега, погибшего в битве с тюркским полководцем Тоньюкуком в 711 г.

В IX веке наступил звездный час кыргызской истории. Прорвав оборонительные заслоны уйгуров, кыргызы смогли подчинить степные просторы Центральной Азии и пронести свои боевые знамена до Забайкалья, Маньчжурии, Китая, Алашаня, Восточного Туркестана, Прииртышья и Приобья. Азиатские степи от границ сибирской тайги до северных отрогов Тянь-Шаня вошли в состав Кыргызского каганата.

В X веке, после вторжения в степи Монголии киданей, единый кыргызский этнический массив оказался разделенным надвое. Часть кыргызов осталась на Енисее, а другая группа оказалась в Восточном Туркестане, населяя северные склоны Восточного Тянь-Шаня. Кыргызское государство распалось на отдельные княжества. Когда в начале XIII века к верховьям Енисея подступила могучая сила монгольской конницы, посланная Чингиз-ханом, она погребла под собой кыргызские княжества, которые не смогли оказать монголам серьезного сопротивления. Кыргызские военные отряды несли службу в Каракоруме, в северном Китае, в Маньчжурии, возможно даже в Египте, участвовали в междоусобных войнах чингизидов. В Могулистане окрепла этническая группа туркестанских кыргызов, переселившаяся в XIV веке на Западный Тянь-Шань, которая составила ядро современного кыргызского народа.

В последние десятилетия, благодаря исследованиям проф. В.Я. Бутанаева, было выяснено, что коренное население долины Среднего Енисея в пе­риод позднего средневековья имело общее этническое название хон­горай (хоорай), которое в русских письменных источниках обозначалось именем «кыр­гызы». Факт преемственности современного хакасского населения и народа хоорай (хонгорай) установлен по историческим, этнографическим и фольк­лорным материалам и не вызывает сомнений. В таком случае енисейские кыргызы сохранили себя вплоть до современности.

Многочисленностью и богатством содержания отличаются фольклорные произведения, относящиеся к монгольской (ХIII – Х1У вв.) и хонгорайской (ХУ – ХУII вв.) историческим эпохам. В результате монгольских завоеваний и постоянных насильственных переселений кыргызов в качестве военных поселенцев во времена монгольского владычества происходит растворение и ослабление этноса. Однако это было не гибелью кыргызского общества, а переходом его через трансформацию в новое качество. Хакасский фольклор четко фиксирует данное явление устойчивым выражением – клише – «от девяти братьев кыргызов вырос девятитысячный народ хоорай». Изменения, которые произошли во внутренней структуре этноса, привели к этнотрансфомационным процессам – прежний этноним «кыргыз» был заменен новым «хоорай». Не смотря на многие перемены, произошедшие в этносе, коренного изменения языка, основ материальной и духовной культуры и , вероятно, физического типа не произошло. Совершенно очевидно, что ядро прежней этнической общности осталось, и благодаря этому сохранилась генетическая и культурная преемственность.

Завершающий процесс вхождения Хонгорая в состав России, связан с трагическими страницами в жизни хакасского народа, а именно с угоном населения в Джунгарию. Исходя из результатов работ В.Я. Бутанаева, был выяснен факт массового угона хонгорцев, который не остался незаметным в истории Центральной Азии. Причиной внезапного увода кыргызов послужила военная угроза Джунгарии со стороны Китая, который видел в Хонгорае потенциального союзника. Китайский император стал угрожать в своих грамотах джунгарскому хану Цэван Рабдану, что, ежели он не станет подданным Цинской империи, то маньчжуры разгромят ойратов, наступая двумя дорогами. Первый, главный путь идет с востока через государство Хан - Хонгорай, где, по словам китайского императора, кочуют «российские буруты» (т.е. енисейские кыргызы), настроенные против джунгар.

После разгрома Джунгарии Китаем в 1756-1758 годы «оток кыргызов» был разбит цинскими вой­сками, а оставшаяся часть населения оказалась рассеянной по громадным просторам Центральной Азии, от Калмыкии на западе до Маньчжурии на востоке.

После присоединения Минусинской котловины к России в 1727 году по Кяхтинскому миру название Хонгорай постепенно исчезает с политической карты Южной Сибири и Центральной Азии. В качестве самоназвания корен­ного населения Минусинской котловины в этот период закрепился термин татары (в хакасском языке «тадар»). Этим термином русские стали называть многие тюркские народы, вошедшие в состав Российской империи.

После присоединения Хакасии к России было упразднено военное сословие батыров, исчезла полуфеодальная форма эксплуатации киштымов. Все коренное население Хонгорая было уравнено в правах в каче­стве ясачного инородческого сословия. Вместо господствующей группы кыргызов среди них выдвинулась новая элитарная группа, основой которой служила не принадлежность к определенному роду, а имущественная диф­ференциация, владение скотом и служба в царской администрации.

Современное хакасское население сложилось из близких племенных групп: как бывших кыргызских киштымов, так и поредевшей части кыргызс­кой элиты. К началу XIX века хакасы были объединены в четыре степные думы и уже представляли собой единый этнос с общими чертами культуры и быта, общим разговорным языком и самоназванием «тадар». Этноним татары широко применялся в Центральной Азии для обозначения разных племен и государственных образований. Если в кыргызских памятниках пись­менности IX в. н.э. этнонимом «татар» обозначался враждебный народ, то спустя тысячелетие, в результате превратностей судьбы, он закрепился за коренными жителями Среднего Енисея.

После Октябрьской революции 1917 года, по инициативе С.Д. Майнагашева, был принят в качестве названия коренного населения Хакасского уезда искусственный термин «хакасы», почерпнутый из сибирской, областничес­кой публицистики. Он был официально закреплен решением ВЦИК в 1923 году. Однако за прошедший период искусственный термин «хакас» не при­жился в языке коренного населения Хакасии, которое в обиходе продолжает именовать себя этнонимом «тадар». Среди патриотически настроенной националь­ной интеллигенции ширится понимание того, что необходимо вернуть исто­рически оправданное самоназвание «хоорай» (хонгорай).

Обычное право хакасских скотоводов, возникнув в недрах раннекочевого общества и пережив Кыргызское государство, сохраняло многие архаичные патриархальные нормы, особенно в семейном быту. Приоритет монголо-ойратских законов в эпоху средневековья, а затем российского права, после присоединения Хонгорая к России, обусловили разноречивый характер общественного управления, судоустройства и имущественного права хакасов. Некоторые несовместимые с российским законом обычаи, как, например, институт родовой мести, были вытеснены из жизни. Однако в целом разновременные и разнородные по происхождению пласты обычно-правового комплекса представляли общий «юридический быт» скотоводов Хонгорая, что свидетельствует о единстве хакасского народа.

На рубеже Х1Х – ХХ вв. на Саяно-Алтае возникла особая форма религии – бурханизм. Общественная потребность в создании единой религии произошла под сильным влиянием возрождения национального самосознания и национально-освободительного движения тюрков Саяно-Алтая. Процесс выработки общенациональных ценностей охватил не одно столетие. В эпоху позднего средневековья под сильным влиянием монгольского ламаизма и на базе древних шаманских верований на территории Саяно-Алтая начала складываться религия хакасов и алтайцев под названием «Ах-Чаян» - Белая вера, известная в науке как бурханизм. Основы религиозной системы органично включаются в тексты героических сказаний, что с одной стороны обусловлено тем, что сами герои эпических поэм живут в рамках данной культуры и действуют согласно религиозным воззрениям своего народа. С другой стороны, слушатель знакомится и усваивает их без дополнительной специальной учебы.

«Халы» – миряне Хонгорая, несмотря на сохраняемые в быту шаманские обряды, составляли единое этноконфессиональное общество. За шаманизмом оставались важные обряды жизненного цикла, связанные с рождением детей и отправлением душ умерших в загробный мир. Бурханизм укрепил свои позиции на общественных молениях. И шаманисты, и бурханисты хоронили умерших собратьев на одном кладбище, где стали господствовать христианские каноны. Основы воззрений и культовая практика, уходящие корнями во времена Кыргызского государства, позволяют предположить, что тюрки Саяно-Алтая являются преемниками историко-культурного наследия енисейских кыргызов, духовная жизнь которых формировалась в древнетюркскую эпоху под влиянием Центрально-Азиатского очага цивилизации. Не обошла стороной кыргызов и восточно-азиатская культура Китая, и переднеазиатская культура Ирана.

Развитый культ родной земли – Золотого Хонгорая (Ал Хоорай), с его почитаемыми горами (Борус, Умай-Тас, Хан-сын) и реками (Енисей, Абакан) свидетельствует, что бурханизм неразрывно связан с историей своего народа и территорией его проживания. Вместе с тем, в отличие от древних тюрков, в Хонгорае культ Великого Неба не сливался с культом Земли.

Счастье тюрков Саяно-Алтая заключалось в их многочисленных стадах, успехов на охоте и наличии достойных человеческих сынов. Поэтому главные культы были подчинены процветанию скотоводческого образа жизни и увеличению потомства. Присутствие среди домашних фетишей покровителей охоты и стрелкового оружия (тумен, туг, салыг и т.д.) напоминают нам былую военную славу номадов.

Капиталистический период истории России внес существенные изменения в социально-экономические и политические условия и перспективы развития народов Сибири. Несмотря на значительные отличия в самом типе исторического развития, преобладание в целом докапиталистических общественных отношений у хакасов, этот район входил в обще российскую социально-экономическую систему и включался в сферу действия узловых противоречий в стране - капиталистических, феодальных, колониальных.

Этот период в истории Хакасии является, несомненно, переломным, хотя коренные изменения охватили не все стороны общественной жизни и носили подчас незавершенный и ограниченный характер.

Коренные изменения в общественной жизни хакасов прежде всего проявились в органическом включении Хакасии в основные исторические процессы, характерные для России. Ведущей и необратимой тенденцией исторического развития и для хакасов стали противоречия, порождавшиеся ростом мелкотоварного и капиталистического производства. Капитализм все более подчинял себе другие общественно-экономические уклады. Поэтому, несмотря на продолжавшие доминировать патриархально-феодальные отношения у хакасов, нет оснований их абсолютизировать. Такова была объективная логика и последствия основных изменений производительных сил и производственных отношений у хакасов в XIX - начале XX вв.

Хакасские сеоки, бывшие в ХУII – ХУIII вв. основной формой социально-этнического деления, в XIX в. потеряли свое реальное значение. Пережитки патриар­хально-родового уклада еще поддерживались в какой-то степени родо­вым управлением, введенным царскими властями в национальных регио­нах Сибири. Однако административные роды не соответствовали сеокам, распыленным по всей территории ведомств. В течение XIX в. семейно-брачные функции сеоков взяли на себя фамилии, возникшие под влияни­ем русской администрации.

Хакасия, войдя в XVIII веке в состав Российского государства в качестве административной территории, в XX столетии, в период советской власти, прошла сложный путь национально-государственного строительства: от уезда, округа, автономной области до республики в составе РСФСР. Политика национального строительства, проводимая советским руководством, способствовала завершению процесса консолидации «минусинских татар» и формированию хакасов как самостоятельной этнической общности, сохранению их этнической культуры.

Значительное влияние на процессы хакасского национально-государственного строительства и в начале, и в конце ХХ века, оказали идеи этнонационального самоопределения хакасов. В основе этих идей лежит непрерывная политическая традиция тюркоязычного населения Хакасско-Минусинского края, включающая в себя опыт обладания собственной государственностью до вхождения в состав Российской империи, опыт самоуправления на основе обычного права и «инородческого законодательства» в рамках Российской империи, а также обладания собственной национальной государственностью в составе советского государства.

Республика Хакасия по объему властных полномочий и предметов ведения приближена к статусу административно-территориального образования. Несмотря на это, хакасская этническая интеллигенция весьма положительно оценивает изменение государственно-политического статуса Хакасии и сохранение асимметричной структуры Российской Федерации, учитывающей не только территориальный, но и этнический фактор.

Изучение процесса становления Хакасии как субъекта федерации в период советской власти (от уезда, округа, автономной области до республики в составе РСФСР) позволяет сделать вывод о значительном влиянии на процессы хакасского этногосударственного строительства и в начале, и в конце ХХ века, идей этнонационального самоопределения хакасов.

Положение хакасского этноса в Республике Хакасия на рубеже XX-XXI вв. в значительной степени обусловлено особенностями формирования российской федеративной системы и ее спецификой. Наличие собственной национальной государственности в форме республики, ставшей важнейшим результатом деятельности хакасских общественно-политических объединений в начале 1990-х гг., в свою очередь послужило основой для этнокультурного развития и дальнейшей консолидации хакасского этноса. Идея национальной государственности является основой групповой идентификации хакасов, фундаментом их самоидентификации как этноса.

Наиболее актуальными проблемами этнокультурной жизни хакасов остаются: сохранение и функционирование хакасского языка, развитие национального образования и подготовка педагогических кадров для национальной школы, восстановление ценностей традиционного мировоззрения, возрождение традиционной религии хакасов и сохранение историко-культурного ландшафта. Несомненный вклад в возрождение и развитие хакасской традиционной культуры вносит национальная научная и творческая интеллигенция. Мы приходим к выводу о ключевой роли этнической научной интеллигенции в развитии процессов этнического возрождения хакасов, в выработке стратегии развития хакасского этнического сообщества, о значительном влиянии научного дискурса на процессы становления этнического самосознания. Успешность этнокультурного строительства связывается хакасами с фактом обладания собственной государственностью.

Нами выделяются такие структурные элементы в групповой идентичности хакасов, как род (административно-родовая или этнородовая принадлежность), национальная государственность и государственная символика (принадлежность к титульному этносу), родной язык, традиционные религиозные верования, хакасская традиционная культура, историко-культурный ландшафт и соотнесенная с ним этническая история. Ощущение самобытности хакасов поддерживается осознанием принадлежности к общетюркской культуре и тюркскому языковому сообществу в целом. Хакасское этническое сообщество постоянно предъявляет и защищает свои групповые интересы и принимает самое активное участие в формировании культурного пространства республики.

Результаты исследования позволяют констатировать завершенность процессов этнического возрождения и этнонационального строительства хакасов. Среди этнических элит сохраняются различия в оценках и мнениях по вопросам о путях возрождения этнической культуры и этнонационального строительства. Это в определенной степени осложняет процессы становления этнического самосознания хакасов, однако в целом, стратегии и деятельность этнической интеллигенции можно охарактеризовать как «позитивный вариант» научно-политического моделирования этничности.

В числе важнейших факторов, определяющих самочувствие титульного этноса в условиях поликультурного сообщества и состояние межэтнических отношений в республике выступают миграционные процессы, степень согласия и взаимного доверия русского и хакасского населения, политика Правительства Республики Хакасия в сфере межэтнических отношений, а также позиция хакасских этнических элит. Положение в сфере межэтнических отношений в республике оценивается как относительно стабильное.



Особую значимость в условиях поликультурного сообщества для хакасов имеет сохранение национальной государственности. Установка на упразднение республики как национального субъекта федерации и создании НКА, а также идея замены этногосударственного устройства Российской Федерации территориально-административным, оценивается как неприемлемые. Национальная государственность стала одним из факторов, способствующих формированию регионального самосознания. Хакасы, как и все остальное население республики, свое историческое будущее безусловно связывают с судьбой Российской Федерации.<< предыдущая страница