страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Техническое задание на модуль «Методическая работа» в составе образовательного портала - страница №1/1
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на модуль «Методическая работа» в составе образовательного портала ТГУ (Модуль «Методическая работа» v2.0) СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие сведения 3 1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначение 3 1.2. Наименование разработчика и заказчика 3 1.3. Определения и сокращения 3 1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуля 4 1.5. Рамки разработки 4 1.6. Требования к документированию модуля 4 1.7. Порядок контроля и приёмки модуля 4 2. Требования к функционированию модуля 4 2.1. Общее описание модуля 4 2.1.1. Место модуля в комплексе разрабатываемых модулей 4 2.1.2. Этапы разработки курса 6 2.1.3. Технологическая карта и учебные единицы 7 2.1.4. Визуальный конструктор курсов 7 2.1.5. Выходные формы 10 2.1.6. Мастер создания курса 10 2.1.7. Доработка других модулей 10 2.2. Используемые данные 11 2.3. Группы пользователей 12 2.4. Функции модуля и роли в нем 12 2.5. События, о которых модуль может информировать 14 2.6. Реакция на события в модуле и в других модулях 14 2.7. Сервисы модуля 14 2.8. Пункты, регистрируемые модулем в главном меню портала 14 1. Общие сведения1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначениеМодуль «Методическая работа» v2.0 в составе образовательного портала ТГУ. Условное обозначение системы: Модуль «Методическая работа» v2.0 1.2. Наименование разработчика и заказчикаЗаказчик: ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" в лице ректора Жилкина С.Ф. Исполнитель: Центр новых информационных технологий Тольяттинского государственного университета в лице заместителя директора по информационным образовательным технологиям Боюра Р.В. 1.3. Определения и сокращенияДисциплина – структурная единица учебного плана специальности (например, Математика, Детали машин, История литературы). Разделение учебного плана на дисциплины отражает дисциплинарное устройство науки (согласно Брокгаузу и Ефрону, дисциплина – это самостоятельная отрасль какой-либо науки). Учебный курс (academic course) – единица организации учебного процесса, логически целостный этап обучения. Согласно определению Даля, для курса характерно то, что он «заканчивается в установленном порядке» - в данном случае, зачётом, экзаменом либо другой формой контроля и оценивания результатов его прохождения. Для модуля «Методическая работа» учебный курс в обязательном порядке начинается и заканчивается в пределах одного учебного семестра. В большинстве случаев дисциплина учебного плана раскладывается на один или несколько курсов по количеству читаемых семестров (например, «Детали машин-1», «Детали машин-2»), но возможны и междисцплинарные учебные курсы. Ещё одной важной характеристикой учебного курса является наличие в нём чётко определённых учебных целей – знаний, умений и компетенций, которые обучаемые должны приобрести после прохождения курса.(аналог – course unit) Модуль учебного курса (course unit) – относительно автономная часть учебного курса, как правило, посвящённая определённой теме либо имеющая отдельную учебную задачу и имеющая промежуточную форму контроля прохождения. Параметры – учебный курс, к которому относится, порядковый номер, название; Технологическая карта – в производстве – документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструментов, включая продолжительность каждой операции (Глоссарий.ру). Технологическая карта учебного курса – это документ, в котором отражено то, каким образом учебный курс достигает поставленных в нём учебных целей. Технологическая карта состоит из учебных единиц, выстроенных в определённой последовательности. Рабочая программа курса – документ в стандартной форме, отражающий цели и задачи курса, ЗУК, получаемые студентом, тематическое планирование, состав УМКД. Для модуля «Методическая работа» рабочая программа – это один из стандартных типов выходных документов, которые распечатывается и хранится на кафедре (в центре). Следовательно, при описании курса в модуле «Методическая работа» должны указываться все данные, которые должны присутствовать в стандартной рабочей программе курса. Учебная единица (аудиторные занятия – classes, учебные задания – assignments, контрольные мероприятия – tests, exams) – «квант» учебного курса, минимальная планируемая единица учебной деятельности. Оригинал учебного курса – курс, описанный в модуле «Методическая работа». Экземпляр учебного курса – копия оригинала учебного курса в модуле «Обучение», сделанная для проведения этого курса в определённом семестре. В экземпляр копируются также все учебные единицы курса, привязки к учебным материалам и тестам, формула расчёта итоговой оценки, описание. 1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуляПлановое начало выполнения работ: 26.02.2007 г. Плановое окончание работ: 30.04.2007 г. 1.5. Рамки разработкиМодуль «Методическая работа» разрабатывается в составе Образовательного портала v2.0. Основания для разработки системы, требования к системе в целом, к её режимам функционирования и надёжности, к видам обеспечения, состав и содержание работ по созданию системы и требования к персоналу определены в Техническом задании на разработку Образовательного портала v2.0. 1.6. Требования к документированию модуляДля модуля «Методическая работа» должна быть разработана следующая документация:
1.7. Порядок контроля и приёмки модуляПосле завершения разработки модуля комиссией устанавливается соответствие разработанного модуля техническому заданию и оформляется акт выполненных работ. После обучения персонала и завершения опытной эксплуатации модуля оформляется акт сдачи-приемки модуля в промышленную эксплуатацию. 2. Требования к функционированию модуля2.1. Общее описание модуля2.1.1. Место модуля в комплексе разрабатываемых модулейМодуль «Методическая работа» v2.0 является следующим этапом разработки рабочего места кафедр (центров) для проектирования, технологической проработки и методического наполнения читаемых учебных курсов. В настоящее время в портале работает заглушка «Методическая работа» v1.0, в которой реализована структура данных по учебным курсам и их учебным единицам, заполняемая вручную в начале очередного семестра. Технологические карты курсов согласуются с ОВНОТ и заносятся в базу данных, после чего проводится процедура семестрового планирования, и задания привязываются к календарным датам их выдачи и сдачи, а диспетчерская УМУ получает возможность выставлять аудиторные занятия курса в расписание. Модуль «Методическая работа» v2.0 предоставляет разработчикам учебных курсов полноценные рабочие места для выполнения следующих функций:
Модуль «Методическая работа» является частью комплекса тесно взаимодействующих между собой модулей. Общая схема комплекса представлена ниже. В результате методических разработок кафедр (центров) в модуле «Методическая работа» накапливается совокупность технологических карт курсов. Следует отметить, что поскольку большинство проводящихся на настоящее время курсов специально разработанных технологических карт не имеют, а ограничиваются стандартной рабочей программой, то имеет смысл автоматически создать для них технологические карты на основе данных их АИСУ «Кафедры» (которая, в свою очередь, импортирует эти данные из шахтинской программы «Планы»). В этом случае разработчики курсов и преподаватели освобождаются от ненужной работы по повторному вводу данных о своих курсах. Одной из проблем, которую необходимо решать, является наименование учебных курсов. Так, если одна дисциплина, например, «Физика», читается в течение трёх семестров, то в модуле «Методическая работа» сформируется три учебных курса «Физика-1», «Физика-2», «Физика-3». Если же объём часов дисциплины либо требования стандартов к дидактическим единицам отличаются для различных специальностей, то могут появиться курсы «Физика-1а», «Физика-1б», «Физика-1в». Разработчики должны иметь возможность переименовывать такие курсы и объединять их в один, если их отличия несущественны. Должно быть разработано положение, унифицирующее правила условного обозначения курсов. Приведя в соответствие состав читаемых курсов с реальным положением дел, кафедры (центры) должны приступить к объёмной, но совершенно необходимой работе – привязке к учебным курсам учебных материалов из электронного каталога. Привязывать возможно как электронные материалы (книги, статьи, сайты, видеолекции и т.д.) из электронной библиотеки, так и печатные издания. Контроль того, может ли та или иная книга быть указана как основная учебная литература, а также данные о количестве экземпляров книг будут доставаться из базы данных портала автоматически. Привязка для пользователя происходит в интерфейсе модуля «Методическая работа», но с использованием сервисной страницы модуля «Электронное хранилище». Модуль «Учёт УМКД» позволит на основе привязок материалов к курсам вести текущий мониторинг обеспеченности дисциплин и специальностей учебно-методическими комплексами, автоматически рассчитывать приведённый контингент студентов и вести достоверный мониторинг подготовки к государственной аккредитации. 2.1.2. Этапы разработки курсаВ модуле различаются три принципиальных этапа разработки курса: 1. Разработка задания на курс (этап проектирования). На этом этапе формализуются общие требования к курсу (требования к знаниям, умениям и компетенциям студента после прохождения курса, объём аудиторной и самостоятельной работы, специальности направления, которым этот курс может читаться). Этап проектирования курса содержательно связан с процессом разработки и изменения профессиональных образовательных программ – именно оттуда поступают требования на наиболее актуальные методические разработки. Основаниями могут быть и требования работодателей, и выбор студентов, и «стандарт ТГУ». Фактически, можно говорить о том, что в будущем должна быть сформирована своеобразная «биржа» методических разработок, на которой будут заключаться «контракты» на разработку новых учебных курсов. 2. Разработка образовательной технологии. На этом этапе выбирается тип учебного курса (лекционно-практический, семинарский, тестово-тренинговый, имитационно-игровой и т.д.) и детально прорабатывается технологическая карта, формула, по которой рассчитывается итоговая оценка за курс и требования к составу учебно-методического комплекса (УМК). Для одного курса могут быть необходимы конспекты лекций, когда для другого достаточно справочной информации, но совершенно необходимы образцы работ, которые должны выполнить студенты. Для курсов, которые проектируются по уже разработанной технологии, например, 30/70, часть требований может быть уже определена заранее. Но принцип остаётся – до того, как технологическая карта разработана и утверждена, говорить об учебных материалах рано. Ещё одно важное замечание – технологическая карта должна уже содержать требования к ресурсам для каждой учебной единицы – нужна ли аудитория и какая, нужен ли преподаватель, какое дополнительное оборудование требуется – и этот список ресурсов тоже должен быть унифицирован. Наконец, один и тот же курс может иметь несколько различных версий технологической карты. 3. Наполнение учебного курса. На этом этапе «скелет» курса в виде технологической карты начинает обрастать «мясом» учебников, книг, лекций, пособий к лабораторным и практическим работам, банками тестовых заданий и т.д. Визуальный конструктор курса (подробно описанный в п.2.1.4), который до этого помогал расставлять учебные единицы курса по неделям и указывать требования к единицам, теперь может использоваться для контроля наполняемости курса материалами и тестами. 2.1.3. Технологическая карта и учебные единицыРазработанная образовательная технология фиксируется в виде технологической карты – набора учебных единиц курса, связей между ними и параметров учебных единиц, включая требования к ресурсам. Подробно параметры учебных единиц перечислены в разделе «Используемые данные». К моменту разработки настоящего технического задания существовало несколько различных форм технологических карт в зависимости от того, какому подразделению и какие сведения об устройстве курса были необходимы: - для передачи в ОВНОТ и последующего утверждения экспертным советом; - для приказа о внедрении по технологии 30/70 (документы «График проведения занятий» и «Технические требования к условиям обучения»); - для занесения на портал; - стандартная рабочая программа курса также содержит таблицу тем и выделенных на них часов аудиторной и самостоятельной работы; - диспетчерская УМУ, составляя расписание, пользуется технологическими картами из приказа о внедрении. Однако части информации для планирования в ней не хватает (например, последовательности учебных единиц в пределах одной недели, что делать в случае переноса одной единицы на другую неделю и др.), поэтому часть информации передавалась кафедрами (центрами) в диспетчерскую на словах. Информация в этих документах зачастую противоречит друг другу, что вызывает серьёзные проблемы планирования расписания и учёта результатов учебного процесса. Главный принцип, реализуемый в «Методической работе», следующий – разработчикам, ОВНОТ, ЦНИТ, УМУ, включая диспетчерскую, конечно же, требуется различная информация о разрабатываемых и разработанных курсах, но есть ОДНО место, где хранится полная непротиворечивая информация, а остальные рабочие места могут работать с необходимыми им частями этой информации. И если для «разравнивания» графика тестирования потребуется перенести тест по модулю 2 с десятой недели на восьмую, то это производится в одном месте, и все остальные подразделения с этого момента начинают пользоваться новыми данными. Этот принцип означает, что модуль «Методическая работа» должен обеспечивать вывод информации из технологических карт курсов в тех привычных формах, которые требуются для различных подразделений и рабочих мест. Подробнее об этих формах сказано в п. 2.1.5. «Выходные формы». 2.1.4. Визуальный конструктор курсовКлючевой составляющей модуля «Методическая работа» является конструктор курсов, позволяющий в визуальном режиме через стандартный web-интерфейс формировать технологические карты курсов, указывать способ итогового оценивания результатов прохождения курса, наполнять курс учебно-методическим содержанием (пособия, учебники, хрестоматии, образцы, тестовые материалы). Конструктор учебных курсов должен обеспечивать следующую функциональность:
Конструктор учебных курсов может быть реализован средствами HTML, в виде модуля Macromedia Flash, Java-апплета либо любым другим образом для того, чтобы обеспечивать следующие возможности интерфейса:
Конструктор курсов помимо собственно процесса разработки технологической карты должен использоваться для решения следующих задач:
Таким образом, визуальный конструктор работает как с оригиналами курсами, создаваемыми в модуле «Методическая работа», так и с их экземплярами, запланированными в конкретном семестре. Важной задачей является создание прозрачного и удобного интерфейса, позволяющего пользователю выбирать, с чем именно он работает в настоящий момент – с оригиналом = принципиальным устройством курса, либо с экземпляром = курсом, планируемым на конкретный семестр и конкретными праздниками, неполными неделями, форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Для одного и того же курса возможны несколько версий технологических карт, которые также необходимо выбирать. Необходимо также предусмотреть возможность синхронизации построенных карт, например, по следующим цепочкам:
Таким образом, визуальный конструктор должен обеспечивать возможность независимого редактирования как оригинала, так и экземпляров курса, при этом синхронизируя их один с другим при необходимости. В любом случае, изменения технологических карт, привязок к материалам и тестам для экземпляров курсов в уже прошедших семестрах запрещены. 2.1.5. Выходные формыМодуль «Методическая работа» должен обеспечивать вывод следующих форм в электронном и печатном виде:
2.1.6. Мастер создания курсаСоздание технологической карты «с нуля» путём вынесения на рабочее поле конструктора учебных единиц – долгий и трудоёмкий процесс, подходящий лишь для проектирования совершенно новых курсов. При запуске же модуля «Методическая работа» встанет задача описать технологические карты для тех курсов, которые уже готовы и давно читаются. Для решения этой задачи в модуле «Методическая работа» должен быть реализован мастер создания курса. При указании общих параметров курса (тип курса, количество лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, заданий для самостоятельной работы, типовая формула подсчёта итоговой оценки, потоки студенческих групп, стандартный способ распределения занятий по неделям семестра, типовые требования к аудиториям для лекционных и других занятий) мастер автоматически создаст технологическую карту. Мастер создания курса будет удобен и в случае создания совершенно нового курса. Достаточно будет указать в начале общее количество аудиторных занятий, и нужное количество учебных единиц будет создано автоматически, достаточно будет лишь уточнить их типы и распределить по неделям шкалы «17 недель + сессия». Наконец, мастер сможет автоматически создать технологические карты для всех курсов, читаемых в ТГУ, при запуске модуля «Методическая работа». Все необходимые ему общие параметры курсов мастер сможет получить из АИСУ «Кафедры». 2.1.7. Доработка других модулейДля полноценной работы модуля «Методическая работа» потребуется разработка дополнительных сервисных страниц в ряде других модулей. Эти сервисные страницы могут вызываться из интерфейса модуля «Методическая работа» в виде новых окон броузера либо DIV-диалогов:
2.2. Используемые данныеМодуль «Методическая работа» работает с собственными данными:
Модуль «Методическая работа» использует следующие данные из других модулей, шлюзов и заглушек:
Важным моментом является тот факт, что процесс методических разработок в ТГУ пока не проработан и не нормирован и, следовательно, в дальнейшем будут появляться новые правила, технические задания, формы и другие нормирующие документы. Соответственно будет уточняться глоссарий, типы учебных единиц, отчётные формы, типовые формулы расчёта итоговой оценки и т.д. Модуль «Методическая работа» должен разрабатываться так, чтобы предусмотреть эти уточнения и дополнения. 2.3. Группы пользователейМодуль «Методическая работа» не работает с группами пользователей. Все роли в модуле выделяются только индивидуальным пользователям. 2.4. Функции модуля и роли в немМодуль «Методическая работа» разрабатывается исходя из представления о будущей единой бирже методических разработок в ТГУ. В нём предусмотрена возможность различных бизнес-процессов:
Для обеспечения обоих типов бизнес-процесса методической разработки в модуле создаются следующие роли:
Ниже приведена таблица ролей, которые определяются в модуле «Методическая работа» и функций, которые разрешены этим ролям.
2.5. События, о которых модуль может информироватьПоскольку методическая разработка не является процессом, требующим немедленной on-line реакции его функциональных мест, то в модуле не генерируются события. 2.6. Реакция на события в модуле и в других модуляхМодуль «Методическая работа» реагирует на события увольнения сотрудника и роспуска подразделения, генерируя информационные сообщения для Администратора о необходимости сменить владельцев учебных курсов. 2.7. Сервисы модуляВизуальный конструктор курса изначально разрабатывается как сервис, доступный также модулям «Обучение» (для оперативного исправления технологической карты) и «Учебные планы» (для «разравнивания» технологических карт при предварительном понедельном планировании ресурсов). Модулю «Методическая работа» требуются следующие сервисы от других модулей:
2.8. Пункты, регистрируемые модулем в главном меню порталаМодуль регистрирует пункт «Методическая работа», которая показывается всем пользователям, имеющим какую-либо роль в модуле. В этом пункте регистрируются следующие подпункты: «Список курсов» - страница со списком учебных курсов с указанием их авторов и подразделений-владельцев, а также интерфейсом создания новых курсов и назначения им Разработчиков. «Отчёты» - отдельная страница, позволяющая вывести стандартные формы отчётности (Единая технологическая карта, Рабочая программа дисциплины) сразу для нескольких курсов. «Назначение прав» - страница Администратора для назначения прав. Центр новых информационных технологий ТГУ Тольятти 2007 |
|