Техническое задание на модуль «Методическая работа» в составе образовательного портала тгу (Модуль «Методическая работа» 0) содержан - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о работе Федерального государственного бюджетного 1 408.79kb.
Организационно методическая работа 1 52.98kb.
И. о директора дюц гпв города Кирова 1 69.23kb.
Самостоятельная работа 5 Проектирование уроков с использованием эор... 1 141.69kb.
Методическая работа 1 81.56kb.
Доронина надежда Анатольевна методическая система подготовки социальных... 1 453.88kb.
Курс лекций Абакан 2011 Содержание. Модуль 29 10307.47kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Лабораторная работа «Двоично-десятичный реверсивный счетчик с предустановкой... 1 180.51kb.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для... 1 43.05kb.
Лабораторная работа №2 Разработка требований к информационной системе 1 227.52kb.
Спецкурс "Мен и Джмент"  1 29.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Техническое задание на модуль «Методическая работа» в составе образовательного портала - страница №1/1


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Тольяттинского государственного

университета


Ректор Тольяттинского

Государственного университета




___________________ Дергун Л.И.

__________________ Жилкин С.Ф.

«___» ____________ 2006 г.

«___» _______________2006 г.



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ЦНИТ ТГУ

по информационным образовательным

технологиям


Директор Центра новых

информационных технологий ТГУ



___________________ Боюр Р.В.

__________________ Ефросинин В.В.

«___» ____________ 2006 г.

«___» _______________2006 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на модуль «Методическая работа»

в составе образовательного портала ТГУ

(Модуль «Методическая работа» v2.0)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения 3

1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначение 3

1.2. Наименование разработчика и заказчика 3

1.3. Определения и сокращения 3

1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуля 4

1.5. Рамки разработки 4

1.6. Требования к документированию модуля 4

1.7. Порядок контроля и приёмки модуля 4

2. Требования к функционированию модуля 4

2.1. Общее описание модуля 4

2.1.1. Место модуля в комплексе разрабатываемых модулей 4

2.1.2. Этапы разработки курса 6

2.1.3. Технологическая карта и учебные единицы 7

2.1.4. Визуальный конструктор курсов 7

2.1.5. Выходные формы 10

2.1.6. Мастер создания курса 10

2.1.7. Доработка других модулей 10

2.2. Используемые данные 11

2.3. Группы пользователей 12

2.4. Функции модуля и роли в нем 12

2.5. События, о которых модуль может информировать 14

2.6. Реакция на события в модуле и в других модулях 14

2.7. Сервисы модуля 14

2.8. Пункты, регистрируемые модулем в главном меню портала 14




1. Общие сведения

1.1. Полное наименование модуля и его условное обозначение


Модуль «Методическая работа» v2.0 в составе образовательного портала ТГУ.

Условное обозначение системы: Модуль «Методическая работа» v2.0


1.2. Наименование разработчика и заказчика


Заказчик: ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" в лице ректора Жилкина С.Ф.

Исполнитель: Центр новых информационных технологий Тольяттинского государственного университета в лице заместителя директора по информационным образовательным технологиям Боюра Р.В.


1.3. Определения и сокращения


Дисциплина – структурная единица учебного плана специальности (например, Математика, Детали машин, История литературы). Разделение учебного плана на дисциплины отражает дисциплинарное устройство науки (согласно Брокгаузу и Ефрону, дисциплина – это самостоятельная отрасль какой-либо науки).

Учебный курс (academic course) – единица организации учебного процесса, логически целостный этап обучения. Согласно определению Даля, для курса характерно то, что он «заканчивается в установленном порядке» - в данном случае, зачётом, экзаменом либо другой формой контроля и оценивания результатов его прохождения. Для модуля «Методическая работа» учебный курс в обязательном порядке начинается и заканчивается в пределах одного учебного семестра. В большинстве случаев дисциплина учебного плана раскладывается на один или несколько курсов по количеству читаемых семестров (например, «Детали машин-1», «Детали машин-2»), но возможны и междисцплинарные учебные курсы. Ещё одной важной характеристикой учебного курса является наличие в нём чётко определённых учебных целей – знаний, умений и компетенций, которые обучаемые должны приобрести после прохождения курса.(аналог – course unit)

Модуль учебного курса (course unit) – относительно автономная часть учебного курса, как правило, посвящённая определённой теме либо имеющая отдельную учебную задачу и имеющая промежуточную форму контроля прохождения. Параметры – учебный курс, к которому относится, порядковый номер, название;

Технологическая карта – в производстве – документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструментов, включая продолжительность каждой операции (Глоссарий.ру). Технологическая карта учебного курса – это документ, в котором отражено то, каким образом учебный курс достигает поставленных в нём учебных целей. Технологическая карта состоит из учебных единиц, выстроенных в определённой последовательности.

Рабочая программа курса – документ в стандартной форме, отражающий цели и задачи курса, ЗУК, получаемые студентом, тематическое планирование, состав УМКД. Для модуля «Методическая работа» рабочая программа – это один из стандартных типов выходных документов, которые распечатывается и хранится на кафедре (в центре). Следовательно, при описании курса в модуле «Методическая работа» должны указываться все данные, которые должны присутствовать в стандартной рабочей программе курса.

Учебная единица (аудиторные занятия – classes, учебные задания – assignments, контрольные мероприятия – tests, exams) – «квант» учебного курса, минимальная планируемая единица учебной деятельности.

Оригинал учебного курса – курс, описанный в модуле «Методическая работа».

Экземпляр учебного курса – копия оригинала учебного курса в модуле «Обучение», сделанная для проведения этого курса в определённом семестре. В экземпляр копируются также все учебные единицы курса, привязки к учебным материалам и тестам, формула расчёта итоговой оценки, описание.

1.4. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию модуля


Плановое начало выполнения работ: 26.02.2007 г.

Плановое окончание работ: 30.04.2007 г.


1.5. Рамки разработки


Модуль «Методическая работа» разрабатывается в составе Образовательного портала v2.0. Основания для разработки системы, требования к системе в целом, к её режимам функционирования и надёжности, к видам обеспечения, состав и содержание работ по созданию системы и требования к персоналу определены в Техническом задании на разработку Образовательного портала v2.0.

1.6. Требования к документированию модуля


Для модуля «Методическая работа» должна быть разработана следующая документация:

  • общее описание модуля;

  • модель данных, выполненная в методологии IDEF1X;

  • электронная помощь, интегрированная в Образовательный портал.

1.7. Порядок контроля и приёмки модуля


После завершения разработки модуля комиссией устанавливается соответствие разработанного модуля техническому заданию и оформляется акт выполненных работ.

После обучения персонала и завершения опытной эксплуатации модуля оформляется акт сдачи-приемки модуля в промышленную эксплуатацию.


2. Требования к функционированию модуля

2.1. Общее описание модуля

2.1.1. Место модуля в комплексе разрабатываемых модулей


Модуль «Методическая работа» v2.0 является следующим этапом разработки рабочего места кафедр (центров) для проектирования, технологической проработки и методического наполнения читаемых учебных курсов.

В настоящее время в портале работает заглушка «Методическая работа» v1.0, в которой реализована структура данных по учебным курсам и их учебным единицам, заполняемая вручную в начале очередного семестра. Технологические карты курсов согласуются с ОВНОТ и заносятся в базу данных, после чего проводится процедура семестрового планирования, и задания привязываются к календарным датам их выдачи и сдачи, а диспетчерская УМУ получает возможность выставлять аудиторные занятия курса в расписание.

Модуль «Методическая работа» v2.0 предоставляет разработчикам учебных курсов полноценные рабочие места для выполнения следующих функций:


  • самостоятельное проектирование и описание технологических карт учебных курсов, включая требования к ресурсам и формулу, по которой рассчитывается итоговая оценка за курс;

  • привязка к своим курсам библиографических ссылок как из каталога научной библиотеки, так и из каталога электронной библиотеки с контролем правильности указания основной и дополнительной литературы;

  • самостоятельная подготовка и размещение в портале банков тестовых заданий;

  • мониторинг (для руководителя дисциплины) наполнения учебных курсов методическим содержанием;

  • мониторинг (для учебно-методического управления и экспертного совета) степени разработанности учебного курса, возможность поэтапного контроля процесса проектирования, разработки и наполнения курса.

Модуль «Методическая работа» является частью комплекса тесно взаимодействующих между собой модулей. Общая схема комплекса представлена ниже.

В результате методических разработок кафедр (центров) в модуле «Методическая работа» накапливается совокупность технологических карт курсов. Следует отметить, что поскольку большинство проводящихся на настоящее время курсов специально разработанных технологических карт не имеют, а ограничиваются стандартной рабочей программой, то имеет смысл автоматически создать для них технологические карты на основе данных их АИСУ «Кафедры» (которая, в свою очередь, импортирует эти данные из шахтинской программы «Планы»). В этом случае разработчики курсов и преподаватели освобождаются от ненужной работы по повторному вводу данных о своих курсах.

Одной из проблем, которую необходимо решать, является наименование учебных курсов. Так, если одна дисциплина, например, «Физика», читается в течение трёх семестров, то в модуле «Методическая работа» сформируется три учебных курса «Физика-1», «Физика-2», «Физика-3». Если же объём часов дисциплины либо требования стандартов к дидактическим единицам отличаются для различных специальностей, то могут появиться курсы «Физика-1а», «Физика-1б», «Физика-1в». Разработчики должны иметь возможность переименовывать такие курсы и объединять их в один, если их отличия несущественны. Должно быть разработано положение, унифицирующее правила условного обозначения курсов.

Приведя в соответствие состав читаемых курсов с реальным положением дел, кафедры (центры) должны приступить к объёмной, но совершенно необходимой работе – привязке к учебным курсам учебных материалов из электронного каталога. Привязывать возможно как электронные материалы (книги, статьи, сайты, видеолекции и т.д.) из электронной библиотеки, так и печатные издания. Контроль того, может ли та или иная книга быть указана как основная учебная литература, а также данные о количестве экземпляров книг будут доставаться из базы данных портала автоматически. Привязка для пользователя происходит в интерфейсе модуля «Методическая работа», но с использованием сервисной страницы модуля «Электронное хранилище». Модуль «Учёт УМКД» позволит на основе привязок материалов к курсам вести текущий мониторинг обеспеченности дисциплин и специальностей учебно-методическими комплексами, автоматически рассчитывать приведённый контингент студентов и вести достоверный мониторинг подготовки к государственной аккредитации.

2.1.2. Этапы разработки курса


В модуле различаются три принципиальных этапа разработки курса:

1. Разработка задания на курс (этап проектирования). На этом этапе формализуются общие требования к курсу (требования к знаниям, умениям и компетенциям студента после прохождения курса, объём аудиторной и самостоятельной работы, специальности направления, которым этот курс может читаться). Этап проектирования курса содержательно связан с процессом разработки и изменения профессиональных образовательных программ – именно оттуда поступают требования на наиболее актуальные методические разработки. Основаниями могут быть и требования работодателей, и выбор студентов, и «стандарт ТГУ». Фактически, можно говорить о том, что в будущем должна быть сформирована своеобразная «биржа» методических разработок, на которой будут заключаться «контракты» на разработку новых учебных курсов.

2. Разработка образовательной технологии. На этом этапе выбирается тип учебного курса (лекционно-практический, семинарский, тестово-тренинговый, имитационно-игровой и т.д.) и детально прорабатывается технологическая карта, формула, по которой рассчитывается итоговая оценка за курс и требования к составу учебно-методического комплекса (УМК). Для одного курса могут быть необходимы конспекты лекций, когда для другого достаточно справочной информации, но совершенно необходимы образцы работ, которые должны выполнить студенты. Для курсов, которые проектируются по уже разработанной технологии, например, 30/70, часть требований может быть уже определена заранее. Но принцип остаётся – до того, как технологическая карта разработана и утверждена, говорить об учебных материалах рано. Ещё одно важное замечание – технологическая карта должна уже содержать требования к ресурсам для каждой учебной единицы – нужна ли аудитория и какая, нужен ли преподаватель, какое дополнительное оборудование требуется – и этот список ресурсов тоже должен быть унифицирован. Наконец, один и тот же курс может иметь несколько различных версий технологической карты.

3. Наполнение учебного курса. На этом этапе «скелет» курса в виде технологической карты начинает обрастать «мясом» учебников, книг, лекций, пособий к лабораторным и практическим работам, банками тестовых заданий и т.д. Визуальный конструктор курса (подробно описанный в п.2.1.4), который до этого помогал расставлять учебные единицы курса по неделям и указывать требования к единицам, теперь может использоваться для контроля наполняемости курса материалами и тестами.


2.1.3. Технологическая карта и учебные единицы


Разработанная образовательная технология фиксируется в виде технологической карты – набора учебных единиц курса, связей между ними и параметров учебных единиц, включая требования к ресурсам. Подробно параметры учебных единиц перечислены в разделе «Используемые данные».

К моменту разработки настоящего технического задания существовало несколько различных форм технологических карт в зависимости от того, какому подразделению и какие сведения об устройстве курса были необходимы:

- для передачи в ОВНОТ и последующего утверждения экспертным советом;

- для приказа о внедрении по технологии 30/70 (документы «График проведения занятий» и «Технические требования к условиям обучения»);

- для занесения на портал;

- стандартная рабочая программа курса также содержит таблицу тем и выделенных на них часов аудиторной и самостоятельной работы;

- диспетчерская УМУ, составляя расписание, пользуется технологическими картами из приказа о внедрении. Однако части информации для планирования в ней не хватает (например, последовательности учебных единиц в пределах одной недели, что делать в случае переноса одной единицы на другую неделю и др.), поэтому часть информации передавалась кафедрами (центрами) в диспетчерскую на словах.

Информация в этих документах зачастую противоречит друг другу, что вызывает серьёзные проблемы планирования расписания и учёта результатов учебного процесса.

Главный принцип, реализуемый в «Методической работе», следующий – разработчикам, ОВНОТ, ЦНИТ, УМУ, включая диспетчерскую, конечно же, требуется различная информация о разрабатываемых и разработанных курсах, но есть ОДНО место, где хранится полная непротиворечивая информация, а остальные рабочие места могут работать с необходимыми им частями этой информации. И если для «разравнивания» графика тестирования потребуется перенести тест по модулю 2 с десятой недели на восьмую, то это производится в одном месте, и все остальные подразделения с этого момента начинают пользоваться новыми данными.

Этот принцип означает, что модуль «Методическая работа» должен обеспечивать вывод информации из технологических карт курсов в тех привычных формах, которые требуются для различных подразделений и рабочих мест. Подробнее об этих формах сказано в п. 2.1.5. «Выходные формы».


2.1.4. Визуальный конструктор курсов


Ключевой составляющей модуля «Методическая работа» является конструктор курсов, позволяющий в визуальном режиме через стандартный web-интерфейс формировать технологические карты курсов, указывать способ итогового оценивания результатов прохождения курса, наполнять курс учебно-методическим содержанием (пособия, учебники, хрестоматии, образцы, тестовые материалы).

Конструктор учебных курсов должен обеспечивать следующую функциональность:



  • чтение из БД информации о параметрах учебного курса, их визуализация на экране;

  • изменение срока начала и длительности учебных единиц;

  • создание логических связей между учебными единицами типа «начать A не раньше, чем закончится B»;

  • выбор типа учебной единицы;

  • описание основных параметров, требуемых для учебной единицы определённого типа – пропускная способность учебной единицы, её требования к ресурсам, включая аудитории, нужны ли преподаватели, сколько и каковы их трудозатраты, трудозатраты студента на освоение учебной единицы, есть ли связанное с данной учебной единицей учебное задание или тест, есть ли связанные с данной учебной единицей учебные материалы в электронном хранилище;

  • сохранение результатов построения структуры учебного курса в БД;

  • различные режимы работы для различных ролей пользователей – проектировщик курса только задаёт его базовые параметры и тип; разработчик технологии создаёт курс из шаблона, уточняет параметры и расположение учебных единиц и связей между ними и указывает, какие методические материалы должны быть созданы; наполнитель курса создаёт для курса учебно-методические материалы, тесты и задания.

Конструктор учебных курсов может быть реализован средствами HTML, в виде модуля Macromedia Flash, Java-апплета либо любым другим образом для того, чтобы обеспечивать следующие возможности интерфейса:

  • чтение из БД / запись в БД Oracle наиболее быстрым для пользователя способом с проверкой ошибок;

  • вывод на экран изображений учебных единиц в соответствии с данными из БД;

  • изменение горизонтального размера учебной единицы для указания её длительности в часах / днях / неделях для тех типов единиц, которые это позволяют;

  • работа на 17-недельной семестровой шкале + две колонки «Зачётные недели» и «Экзаменационные недели» с указанием границ недель и возможностью изменения горизонтального масштаба от «все 19 недель на одном экране» до «одна неделя на одном экране»;

  • вывод для каждой единицы текстовой информации о ней, корректное уменьшение объёма этой информации при изменении масштаба;

  • выделение (подсветка) учебной единицы на экране по щелчку на неё, появление свойств данной единицы на выделенной панели, возможность изменения этих свойств с сохранением результата в БД;

  • автоматический вывод якорей «Начало курса» и «Окончание курса», которые в дальнейшем могут быть сдвинуты пользователем в том случае, если курс проходит в более сжатый период;

  • соединение учебных единиц с «Началом курса», «Окончанием курса» и между собой логическими связями типа «Начать A не раньше, чем закончится B»;

  • автоматическое изменение соединительной линии при независимом друг от друга перемещении связанных учебных единиц;

  • выделение нескольких учебных единиц (например, стандартной «муравьиной дорожкой») и перемещения выделенной группы;

  • при перемещении единиц, их групп – учёт логических связей между единицами и границ экрана, накладывающих ограничение на перемещение;

  • визуальное выделение занятий цветом, формой либо иконками (в зависимости от разработанного дизайна) аудиторных занятий, занятий-тестов, учебных заданий, единиц с учебными материалами;

  • автоматическое рисование на экране модулей, из которых состоит учебный курс, автоматическое изменение их границ при перетаскивании учебных единиц;

  • запись в БД результатов отрисовки структуры курса – как общих параметров курса, так и GIS-параметров каждой единицы на экране.

Конструктор курсов помимо собственно процесса разработки технологической карты должен использоваться для решения следующих задач:

  • контроль со стороны УМУ и экспертного совета процесса разработки новых курсов, особенно экспериментальных. Должна быть реализована возможность визуально отражать процесс наполнения технологической карты методическими, учебными и тестовыми материалами (возможно, цветом либо в процентах). После утверждения технологической карты должна быть возможность запретить их дальнейшую корректировку разработчиками, за исключением сдвигов учебных единиц по неделям;

  • быстрое «разравнивание» графиков аудиторных занятий в процессе понедельного семестрового планирования, исходя из требования равномерной загрузки ресурсов.

Таким образом, визуальный конструктор работает как с оригиналами курсами, создаваемыми в модуле «Методическая работа», так и с их экземплярами, запланированными в конкретном семестре. Важной задачей является создание прозрачного и удобного интерфейса, позволяющего пользователю выбирать, с чем именно он работает в настоящий момент – с оригиналом = принципиальным устройством курса, либо с экземпляром = курсом, планируемым на конкретный семестр и конкретными праздниками, неполными неделями, форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Для одного и того же курса возможны несколько версий технологических карт, которые также необходимо выбирать. Необходимо также предусмотреть возможность синхронизации построенных карт, например, по следующим цепочкам:

  • разрабатывается новый учебный курс (т.е. оригинал в модуле «Методическая работа»), создаётся его технологическая карта. При планировании этого курса в следующий семестр эта карта и все привязанные учебные материалы и тесты должны скопироваться в экземпляр курса в модуле «Обучение»;

  • в текущем семестре учебный курс проводится в экспериментальном порядке, и по ходу его проведения в его технологическую карту вносятся изменения. Изменения проводятся только с экземпляром курса, но в любой момент возможно сделать синхронизацию экземпляра в оригинал с тем, чтобы и в дальнейшем курс читать по новой технологической карте. Кроме того, возможно по итогам семестра сохранить итоговую технологическую карту как другую версию карты того же курса в модуле «Методическая работа»;

  • проводится учебный курс в текущем семестре, и его технологическая карта уже не исправляется либо исправляется только при форс-мажорных обстоятельствах. Параллельно уточняется технологическая карта оригинала курса в модуле «Методическая работа» с тем, чтобы изменённый вариант читать уже в следующем семестре.

Таким образом, визуальный конструктор должен обеспечивать возможность независимого редактирования как оригинала, так и экземпляров курса, при этом синхронизируя их один с другим при необходимости. В любом случае, изменения технологических карт, привязок к материалам и тестам для экземпляров курсов в уже прошедших семестрах запрещены.

2.1.5. Выходные формы


Модуль «Методическая работа» должен обеспечивать вывод следующих форм в электронном и печатном виде:

  • «Единая технологическая карта» по стандартной форме утверждения, включения в приказ о внедрении либо апробации, последующего хранения в ОВНОТ, а также для работы диспетчерской по составлению расписания до тех пор, пока не будет внедрена система общевузовского автоматизированного составления расписания;

  • «Рабочая программа курса» в стандартной форме для хранения на кафедре и отчётности при процедуре государственной аккредитации.

2.1.6. Мастер создания курса


Создание технологической карты «с нуля» путём вынесения на рабочее поле конструктора учебных единиц – долгий и трудоёмкий процесс, подходящий лишь для проектирования совершенно новых курсов. При запуске же модуля «Методическая работа» встанет задача описать технологические карты для тех курсов, которые уже готовы и давно читаются.

Для решения этой задачи в модуле «Методическая работа» должен быть реализован мастер создания курса. При указании общих параметров курса (тип курса, количество лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, заданий для самостоятельной работы, типовая формула подсчёта итоговой оценки, потоки студенческих групп, стандартный способ распределения занятий по неделям семестра, типовые требования к аудиториям для лекционных и других занятий) мастер автоматически создаст технологическую карту.

Мастер создания курса будет удобен и в случае создания совершенно нового курса. Достаточно будет указать в начале общее количество аудиторных занятий, и нужное количество учебных единиц будет создано автоматически, достаточно будет лишь уточнить их типы и распределить по неделям шкалы «17 недель + сессия».

Наконец, мастер сможет автоматически создать технологические карты для всех курсов, читаемых в ТГУ, при запуске модуля «Методическая работа». Все необходимые ему общие параметры курсов мастер сможет получить из АИСУ «Кафедры».


2.1.7. Доработка других модулей


Для полноценной работы модуля «Методическая работа» потребуется разработка дополнительных сервисных страниц в ряде других модулей. Эти сервисные страницы могут вызываться из интерфейса модуля «Методическая работа» в виде новых окон броузера либо DIV-диалогов:

  • в модуле «Электронное хранилище» должен быть доработан удобный интерфейс для редактирования сборников – учебных материалов;

  • в модуле «Тесты» должен быть сделан интерфейс создания банков тестовых заданий, формирования тестов и их первичной проверки;

  • в модуле «Электронная библиотека» должен быть сделан интерфейс поиска единиц хранения и их выбора для привязки к учебному курсу.

2.2. Используемые данные


Модуль «Методическая работа» работает с собственными данными:

  • «Учебный курс». Параметры: идентификатор, тип (лекционно-практический, тестово-тренажёрный, игровой, по технологии 30/70 и т.д.), полное название, сокращённое название для расписания, описание, задачи обучения, ЗУКи, оценка в кредитах, тип итогового контрольного мероприятия (экзамен, зачёт, тест, просмотр, сдача курсовой работы, отсутствует), формула расчёта итоговой оценки за курс (с учётом посещаемости, баллов за выполненные задания, тесты, оценки на экзамене, просмотре, за курсовую работу, набранных в игре баллов и т.д.), предполагается ли в курсе организация форума, предполагается ли в курсе организация сайтов студентов или студенческих групп, минимальное количество студентов на поток, максимальное количество студентов на поток, кафедра-автор, авторы-персоны, дата и автор последнего изменения структуры курса, статус (в разработке, готов, удалён). После привязки курса к дисциплинам ГОС в модуле «Учебные планы» появляются следующие параметры курса: специальности, для которых он реально читается, к какой дисциплине относится, к какому блоку и компоненту ГОС;

  • «Модуль курса». Параметры – учебный курс, к которому относится, порядковый номер, название;

  • «Учебные единицы курса». Параметры – учебный курс, к которому относится, модуль курса, к которому относится, тип (лекция, семинар, практическое или лабораторное занятие, игровое мероприятие, тест, эссе, просмотр и т.д.), тема, требуемые аудитории, требуемые ресурсы ППС и УВП и их трудозатраты, другие требуемые ресурсы, продолжительность в часах (для занятий и тестов), трудозатраты студента в часах, продолжительность в днях и получаемые баллы (для заданий), привязка к Заданию, которое можно сдать через сайт при помощи модуля «Тесты» (если есть), на какой неделе предполагается к выставлению в расписание (из расчёта шкалы «17 недель + сессия»);

  • «Тип учебной единицы». Параметры – название, описание, является ли контрольным мероприятием, параметры единицы по умолчанию (является ли аудиторным, нужен ли преподаватель/консультант/лаборант, имеется ли учебное задание);

  • «Формула расчёта итоговой оценки». Параметры – название для выбора из списка, формула (которая может учитывать входное тестирование, посещаемость, оценки за централизованное тестирование, оценки по всем остальным заданиям, оценку за итоговое тестирование, оценку за экзамен/зачёт/просмотр);

  • «Привязка учебных материалов» – указание, к каким курсам / модулям / занятиям относятся те или иные учебные материалы в электронном хранилище. Параметры: идентификатор страницы в хранилище, идентификатор сборника в хранилище, тип родителя (курс, модуль, занятие, задание), идентификатор родителя, видим ли проводящим учебный курс (Руководителю, Преподавателям, Тьютору), видим ли студентам.

Модуль «Методическая работа» использует следующие данные из других модулей, шлюзов и заглушек:

  • «Пользователи» (от ядра Образовательного портала). Параметры – идентификатор (0 означает, что пользователь не аутентифицирован), фамилия, имя, отчество, пол. Данные необходимы для указания автора размещаемого материала, публикатора этого материала, назначения пользователям ролей в модуле;

  • «Контакты» (от заглушки «Контакты ТГУ»), информация о группе пользователя-студента, месте работы и должности пользователя-сотрудника, список подразделений ТГУ и их иерархия. Данные нужны для вывода соответствующей информации об авторах, публикаторах и пользователях, имеющих роли в модуле, а также для указания подразделения-владельца публикуемого материала;

  • Страницы и сборники Электронного хранилища. Данные необходимы для копирования готового сборника, опубликованного в Электронном хранилище, в электронную библиотеку.

  • «Задание» из модуля «Тесты», включая их тип (задание, тест, тренинг) и привязку к учебным единицам курсов».

Важным моментом является тот факт, что процесс методических разработок в ТГУ пока не проработан и не нормирован и, следовательно, в дальнейшем будут появляться новые правила, технические задания, формы и другие нормирующие документы. Соответственно будет уточняться глоссарий, типы учебных единиц, отчётные формы, типовые формулы расчёта итоговой оценки и т.д. Модуль «Методическая работа» должен разрабатываться так, чтобы предусмотреть эти уточнения и дополнения.

2.3. Группы пользователей


Модуль «Методическая работа» не работает с группами пользователей. Все роли в модуле выделяются только индивидуальным пользователям.

2.4. Функции модуля и роли в нем


Модуль «Методическая работа» разрабатывается исходя из представления о будущей единой бирже методических разработок в ТГУ. В нём предусмотрена возможность различных бизнес-процессов:

  • традиционный (кафедральный). Кафедра (центр) отвечает за прочтение дисциплин учебного плана, заведующий кафедрой распределяет курсы между сотрудниками, они разрабатывают для них рабочую программу через интерфейс визуального конструктора;

  • биржевой. Внешняя система оценки учебных планов (в том числе и от работодателей) выявляет проблемы постановки тех или иных компетенций, ответственный за образовательную программу выставляет соответствующие технические задания на разработку новых курсов на биржу, сотрудники ТГУ либо его подразделения проектируют образовательную технологию и в случае победы в тендере получают контракт на наполнение курса методическими и учебными материалами.

Для обеспечения обоих типов бизнес-процесса методической разработки в модуле создаются следующие роли:

  • «Заказчик» – пользователь, имеющий право создавать новые курсы и описывать рамочные требования к ним. После создания биржи методических разработок ТГУ ей могут быть делегированы эти функции. Роль создаётся в контексте всего модуля. После создания нового курса Заказчик автоматическим становится Владельцем этого курса. Роль Заказчика получают все заведующие кафедрами и руководители центров;

  • «Владелец» – пользователь, имеющий право изменять рамочные требования к своим курсам, назначать и снимать разработчиков курса, удалять устаревшие курсы. Роль создаётся в контексте учебного курса;

  • «Разработчик» - пользователь, имеющий право создавать технологическую карту курса, описывать параметры учебных единиц, их требования к ресурсам и выбирать формулу расчёта итоговой оценки (в том случае, если это разрешено Администратором). Роль создаётся в контексте учебного курса. При получении роли Разработчика пользователь автоматически становится автором этого учебного курса;

  • «Наполнитель» - пользователь, имеющий право наполнения курса учебным содержанием – учебно-методическими материалами и тестами. Роль может создаваться как в контексте всего курса, так и для его отдельных учебных единиц;

  • «Аудитор» – пользователь, имеющий право просмотра всех разрабатываемых учебных курсов, включая контроль степени их наполнения. Роль создаётся в контексте всего модуля «Методическая работа»;

  • «Администратор – пользователь, имеющий право назначения ролей других пользователей и смены владельцев учебных курсов, а также установки и снятия запрета на редактирование курсов. Роль создаётся в контексте всего модуля «Методическая работа»

Ниже приведена таблица ролей, которые определяются в модуле «Методическая работа» и функций, которые разрешены этим ролям.

№ п/п

Функции

«Заказчик»

«Владелец»

«Разработчик»

«Наполнитель»

«Аудитор»

«Администратор»

1

Создание нового курса, указание его рамочных параметров

+













+

2

Изменение рамочных параметров курса, управление версиями




+










+

3

Назначение и удаление Разработчиков для своих курсов




+










+

4

Разработка технологической карты и формулы выведения оценки за курс, указание статуса готовности курса к наполнению







+







+

5

Привязка к курсу материалов из каталога электронной библиотеки







+







+

6

Назначение Наполнителей курса и его отдельных учебных единиц







+







+

7

Создание материалов в электронном хранилище и тестов для выделенных учебных единиц либо всего курса







+

+




+

8

Просмотр технологических карт курсов, степени их наполненности учебно-методическими и тестовыми материалами

+

+

+

+

+

+

9

Разрешение и запрещение редактирования технологических карт и формул расчёта итоговой оценки

+













+

10

Раздача прав пользователей
















+


2.5. События, о которых модуль может информировать


Поскольку методическая разработка не является процессом, требующим немедленной on-line реакции его функциональных мест, то в модуле не генерируются события.

2.6. Реакция на события в модуле и в других модулях


Модуль «Методическая работа» реагирует на события увольнения сотрудника и роспуска подразделения, генерируя информационные сообщения для Администратора о необходимости сменить владельцев учебных курсов.

2.7. Сервисы модуля


Визуальный конструктор курса изначально разрабатывается как сервис, доступный также модулям «Обучение» (для оперативного исправления технологической карты) и «Учебные планы» (для «разравнивания» технологических карт при предварительном понедельном планировании ресурсов).

Модулю «Методическая работа» требуются следующие сервисы от других модулей:



  • стандартная функция поиска человека из списка студентов или сотрудников;

  • стандартная функция поиска подразделения;

  • стандартные функции сообщения об ошибке, предупреждения, запроса подтверждения важного действия.

2.8. Пункты, регистрируемые модулем в главном меню портала


Модуль регистрирует пункт «Методическая работа», которая показывается всем пользователям, имеющим какую-либо роль в модуле. В этом пункте регистрируются следующие подпункты:

«Список курсов» - страница со списком учебных курсов с указанием их авторов и подразделений-владельцев, а также интерфейсом создания новых курсов и назначения им Разработчиков.

«Отчёты» - отдельная страница, позволяющая вывести стандартные формы отчётности (Единая технологическая карта, Рабочая программа дисциплины) сразу для нескольких курсов.

«Назначение прав» - страница Администратора для назначения прав.



Центр новых информационных технологий ТГУ

Тольятти 2007