Похожие работы
|
Двадцатые годы - страница №3/3
Восьмидесятые годы Большие выставочные площади нового здания (актовый зал, физкультурный зал с выгородками, музей) позволили училищу шире представлять творческие работы студентов. В конкурсах политического плаката «Слава труду», «За мир, гуманизм, против ядерной войны» и в конкурсе эскизов «Москва весенняя» участвовали сотни учащихся. Сохранились фотографии экспозиций, которые свидетельствуют о поисках интересных и нетривиальных решений. В этих же помещениях проходили и выставки художников-педагогов: персональные – директора училища Владимира Ивановича Илюхина в 1981 году, затем – Александра Ивановича Саханова, групповые выставки. В новых условиях было легко проводить большие совещания с отчетными выставками. Одновременно в залах училища экспонировалось до 1500 студенческих работ из художественных училищ России: живопись, графика, театральные и дизайнерские проекты. В совещаниях участвовали крупные специалисты, академики, художники-педагоги. В 1981-82 учебном году состоялось совещание директоров художественных училищ на фоне выставки дипломных работ, выполненных за последние три года. В этом же году прошло совещание преподавателей детских художественных школ. На совещании присутствовало более ста человек. Экспонировались детские работы по программам художественных школ (рисунок, живопись, композиция). Преподаватели нашего училища закреплялись за регионами (Москва и Московская область) для методического руководства младшей ступенью обучения. Свободные площади в новом здании подвигали на новые свершения. По инициативе нового директора Бориса Васильевича Власова в 1980 году при училище открываются курсы повышения квалификации для преподавателей-художников. Сюда приезжали со всей России: из техникумов, училищ и детских художественных школ. За четыре месяца занятий на курсах художники познавали новые методы преподавания, укрепляли свою творческую форму, а в отдельных случаях сумели подготовиться к вступлению в творческий союз. В программу курсов входили занятия в мастерских по рисунку и живописи, выезды на пленэр в подмосковное Поленово, экскурсии в московские музеи и, наконец, защита своей методической темы. К преподаванию на курсах привлекались заслуженные художники, опытные преподаватели училища и вузов: Ю.К. Бурджелян, О.Л. Голубева, Р.А. Диденко, A.M. Дубинчик, P.P. Клике, Б.Н. Кокуев, Е.А. Розенблюм, А.И. Саханов и другие. Преподаватели-методисты М.Ф. Борисова и Е.М. Дабрундашвили создавали на курсах теплую атмосферу, располагающую к учебе и творчеству. За двенадцать лет существования курсов повышения квалификации на них училось более 200 педагогов. Известность столичного среднего художественного учебного заведения притягивала к себе многочисленные зарубежные делегации, посещающие Москву. С училищем знакомятся студенческие группы из Хельсинки (Финляндия) и театрального колледжа Англии, чилийские и ливанские студенты, работники культуры из Франции, Кубы, Камбоджи, Вьетнама. В октябре 1985 года училище отметило свое шестидесятилетие. Подготовка к юбилею началась задолго до празднества. Автором данного очерка длительное время собирался исторический материал в виде фотографий, репродукций, документов, высказываний. Все это экспонировалось на стендах под названием «Шесть славных десятилетий Московского художественного училища памяти 1905 года». Так определилась основа создаваемого при училище музея. Торжественный вечер состоялся в Центральном доме работников искусств. На вечере присутствовали многочисленные выпускники самых разных лет. Выступали почетные гости. Своими воспоминаниями о первых годах существования училища, о своих учителях поделился выпускник 1930 года профессор Дмитрий Мочальский. Обращаясь к молодежи, он призывал: «Любите жизнь, идеи искусства вечны, умейте учиться». Николай Соломин, любимый ученик Крымова, рассказал о методике работы своего учителя. Трогательно было наблюдать, как взрослые, зачастую маститые люди, приветствовали старейших учителей – Анатолия Федоровича Платова и Анатолия Андреевича Куницына, долгие годы преподававших черчение и перспективу, Осипа Абрамовича Авсияна, Юрия Георгиевича Седова, Михаила Владимировича Добросердова – и многих других художников-педагогов. Новое здание – это не только большие площади, но и возможность организовать учебный процесс на качественно другом уровне. Оформительские специальности буквально расцвели на новом месте, что было заметно с первого взгляда в самом прямом смысле – в обустройстве интерьеров и рабочих мест, в экспозиционных решениях и в декоративных частностях. Надо отметить, что становление таких отделений, как декоративно- оформительское и промграфика, благотворно повлияло на структуру училища в целом. Обязательные там требования: точность, четкость, чистота исполнения проектов и макетов – учили молодежь творческой дисциплине и ответственности, повышали эстетические критерии. Для преподавания на этих отделениях приглашались специалисты с архитектурным и «строгановским» образованием. Владимир Игоревич Бабин, Ольга Леонидовна Голубева, Наталья Владимировна Казак, Эдуард Вартанович Карсян – каждый из этих молодых педагогов обладал индивидуальным творческим почерком и эффективными обучающими системами. О.Л. Голубева и ныне – уже более двадцати лет – продолжает свою деятельность в училище. Ею была написана новая программа композиции, включающая все методические достижения прошлых лет, и подготовлен к изданию учебник «Основы композиции». Дипломники О.Л. Голубевой на основе программы своего педагога создали в училище методический кабинет декоративно-оформительского искусства. Как правило, курсовые и дипломные проекты оформителей выполняются на реальной основе. Так, в 1986 году для музея в Малоярославце была разработана героико-патриотическая тема войны 1812 года (к 175-летию Бородинской битвы); в 1988 – осуществлен проект оформления фольклорного праздника в Коломенском; студенты училища продумывали декоративные и пространственные компоненты при организации пешеходных зон в Столешниковом переулке, на улицах Школьная и Сретенка, решали изобразительный строй праздника газеты «Московский комсомолец» в ЦПКиО имени Горького и тому подобное. Практическую помощь оказывали наши студенты и некоторым учреждениям и учебным заведениям: было выполнено художественное оформление Детского дома № 98, Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, Морозовской детской больницы, что включило в себя проект окраски интерьеров, исполнение настенных росписей, декоративных занавесов, панно и других элементов. Продуктивно развивались производственные связи училища с такими крупными организациями, как Производственный комбинат Всесоюзной торговой палаты, комбинат «Продоформление», производственно-оформительский комбинат ВДНХ, издательство «Плакат». В период практики студенты встречались с самыми последними достижениями в области декоративно-оформительского искусства, наблюдая за работой ведущих художников, присутствуя на художественных советах. Преподаватель Эммануил Бенияминович Миниович, главный художник комбината «Продоформление», столь успешно вел свой предмет на отделении промышленной графики и рекламы, что многие его выпускники: Ю. Спиридонов, В. Дронский, Е. Сапунов – вскоре пополнили основной художественный состав комбината. За 80-е годы в училище было подготовлено более 500 специалистов по оформлению среды, графической продукции и рекламе. К 80-м годам богатый опыт накопило реставрационное отделение. Успешное обучение реставраторов во многом зависело от высокой квалификации ведущих преподавателей. В первую очередь здесь следует назвать Галину Сергеевну Клокову, которая – вместе с заведующей мастерской Аллой Куартовной Митюковой – буквально пестовала каждого из своих подопечных. Щедро делились с учениками своим мастерством реставраторы-практики, совмещающие работу в музеях и научных центрах с преподаванием: Екатерина Юрьевна Иванова, Маргарита Алексеевна Алексеева, Ольга Павловна Пастернак, Валентина Александровна Котухова и другие. Ценный опыт приобретет училище и вне своих стен: долголетняя дружба связывает реставрационное отделение с коллективом Музея-заповедника Коломенское. В июне 1989 года в выставочном зале музея открылась вторая выставка произведений иконописи, отреставрированных силами учащихся (первая выставка прошла в Ярославле): то были иконы XVI – XX веков из фонда музея. Редкий случай: к выставке вышел печатный каталог. Тогда же прошла двухдневная конференция по проблемам изучения и реставрации произведений иконописи. В конференции принимали участие высококвалифицированные специалисты из музеев, художественных вузов и училищ. От Московского училища выступали заведующая реставрационным отделением Г.С. Клокова, преподаватель Ю.М. Егоров, студенты дипломного курса Александр Панкратов и Анастасия Савиных. Многие наши выпускники стали в дальнейшем сотрудниками музея-заповедника. Да и трудно в Москве найти сколько-нибудь крупный музей или реставрационную мастерскую, где бы ни работали наши выпускники. В Центре имени Грабаря трудятся реставраторы высшей квалификации Андрей Гаврилин и Евгения Саленкова, реставраторы первой категории Сергей Добрынин, Юрий Кузнецов, Сергей Леваев, Александр Горматюк. В Третьяковской галерее мастерскими реставрации заведуют Наталья Коблякова и Андрей Голубейко, там же работают реставраторы первой категории Ирина Бирюкова и Михаил Шитов. В Музеях Московского Кремля, Музее-заповеднике Коломенское, Государственном музее искусств народов Востока – всюду есть выпускники Училища памяти 1905 года: это и реставратор высшей квалификации Любовь Иванова, и реставраторы первой категории Екатерина Сатель, Ирина Соловьева, Ирина Кузнецова и многие другие специалисты. С 1980 года, кроме обучения реставрации, хранению и консервации станковой живописи, была введена новая дисциплина – реставрация монументальной живописи. В 1984 году студенты-реставраторы монументальной живописи приступили к работе над фресками из храма Воскресения, что был в Пучеже. При создании Московского моря храм XVIII века должен был уйти под воду, но – до затопления территории – главные фрески собора были сняты силами энтузиастов под руководством архитектора С.С. Чуракова. Запакованные в ящики, фрески не в самых лучших условиях долгое время хранились в Музее имени Андрея Рублева. По инициативе педагога Юрия Михайловича Егорова его дипломники взяли на себя поистине гигантский труд воссоздать фрески из мельчайших фрагментов. Над этой сложнейшей темой работали два выпуска студентов отделения реставрации монументальной живописи (Андрей Бринцев, Андрей Виноградов, Александр Горматюк, Станислав Бурлаков, Григорий Лощиц и другие). В краеведческом музее Пучежа собирали материал для исследовательской работы. Фрески были отреставрированы и переданы для экспозиции. Работа над фресками подтвердила созданную Егоровым методику реставрационных работ в учебных условиях, при которой студенты уже в процессе обучения вносят свой посильный вклад в сохранение культурного наследия. Подготовка по данной специальности была прекращена в 1998 году по чисто экономическим причинам. За девятнадцать лет из стен училища было выпущено около 60 специалистов по реставрации монументальной живописи. С 1987 года директором училища становится Владимир Ильич Молчанов – художник, заслуженный работник культуры РСФСР, умелый организатор, проработавший многие годы в Министерстве культуры России и в силу этого хорошо знающий структуру средних художественных учебных заведений. Его усилиями была оживлена деятельность Совета директоров художественных училищ, председателем которого он был избран, и налажены систематические заседания, на которых рассматривались важные вопросы: утверждался устав учебного заведения, обсуждалась работа по новым учебным планам, готовились к утверждению Государственные стандарты; обсуждалась и платная форма обучения. При училище начал функционировать Методический центр. Стало традицией проводить расширенные, российского масштаба, методические совещания по рисунку, по работе над дипломом станкового характера и другим сходным проблемам. Организовывались выставки, смотры, поездки за рубеж, а в подмосковной деревне Яковлево была создана база творчества для студентов и преподавателей. Все это содействовало развитию профессиональных навыков у студентов и расширению их культурного кругозора, а педагогам давало возможность проверить на практике принципы своих методических разработок. Художники-преподаватели не замыкаются в своей педагогической деятельности и постоянно работают над совершенствованием своего творческого мастерства. Ранее уже упоминалось о выставках педагогов. Со временем эти отчеты стали регулярными. Для преподавателя это и почетно, и ответственно. Ведь судить его работы будут самые придирчивые зрители – его ученики. Так, в 1989 году к Неделе изобразительных искусств была открыта групповая выставка преподавателей. В ней участвовало 28 авторов, среди которых и известные мастера, и совсем молодые художники – начинающие педагоги. На выставке экспонировались живописные полотна, графические листы, эскизы театральных постановок, декоративные композиции. Преподаватель-искусствовед Д.Н. Папикян в своей вступительной статье к каталогу отмечала: «Экспозиция позволила говорить об оригинальности художественных почерков, серьезном философском осмыслении жизни и современности. В общей картине творческих поисков новых пластических и колористических решений и достижений можно увидеть плодотворное развитие традиций реалистического языка». К значительным событиям в училище следует отнести Конференцию по проблемам подготовки художников театра (1988 год). Она проходила на фоне ретроспективной выставки театральных работ наших студентов (эскизы декораций и костюмов, макеты, а также элементы бутафории, росписи). Конференция собрала интересных участников; здесь были старейшие педагоги театрально-декорационного искусства (С.Я. Лагутин, Т.Б. Серебрякова, A.M. Каган) и выпускники разных лет (А.П. Васильев, СБ. Бенедиктов, В.Н. Архипов, Н.Н. Меркушев). Присутствовала и театральная общественность, и профессура художественных вузов. С сообщением о системе подготовки художников театра в Училище памяти 1905 года выступил ведущий преподаватель М.В. Дмитриев. Выпускник 1932 года театральный художник А.П. Васильев поделился воспоминаниями о годах своей учебы. Не менее интересным оказался раздел, открытый в выставочных залах МОСХа на Кузнецком мосту. В его состав входили произведения как ныне работающих в училище художников-педагогов, так и тех, кто стоял у истоков организации учебного процесса, кто формировал новую художественную школу в традициях русского реалистического искусства (Крымов, Михаил Соколов, Якуб, Петровичев, Чернышев, Сергей Григорьев и другие). На торжество в зале Академии художеств собрались выпускники разных лет и многочисленные гости. Были поздравления от Академии художеств (президента и президиума) и Министерства культуры. Было объявлено, что училищу присвоено звание «академическое». С теплым приветствием к присутствующим обратился выпускник первого выпуска училища Борис Попов, заслуженный работник культуры России. Юбилей училища стал событием в культурной жизни Москвы. В 1991 году наше училище посетила директор Академии искусств из Маастрихта (Голландия) Наташа Берн. Познакомившись с методом обучения, основанным на принципах реалистического искусства, она предложила заключить договор о сотрудничестве и взаимообмене студенческими группами, что и было сделано. Два потока студентов из Голландии проходили двухмесячную стажировку на факультете повышения квалификации при Училище памяти 1905 года. В свою очередь, наши студенты на этот же срок выезжали на стажировку в Маастрихт. В Академии искусств их особенно заинтересовали оснащенность учебного процесса, условия работы и оборудование мастерских по специальности «дизайн». Для студентов-голландцев художником-педагогом Е.П. Молчановой были прочитаны лекции о художественном образовании в России. В 1993 году училище и директор В.И. Молчанов получили приглашение к участию в очередном биеннале в Маастрихте. Группа лучших учащихся выехала туда со своими работами. Многое из увиденного стало откровением для наших студентов, но и они выступили достойно. В 4-м биеннале участвовало семьдесят шесть академий искусств со всей Европы и фактически все они представляли концептуальные направления в искусстве, так распространенные на Западе. Студенческие работы из России явились единственным проявлением реалистической художественной школы. Работы нашего училища интересовали и удивляли зрителей, нашлись и покупатели работ из Бельгии и Англии. В следующем году на стажировку в Голландию были направлены преподаватели отделения «дизайн» О.Л. Голубева и Е.П. Молчанова. В 90-е годы училище продолжало готовить специалистов трех основных направлений: живопись, дизайн, реставрация. (С 1992 года дополнительно введена специальность «реставрация графики».) Потребность в специалистах-дизайнерах росла постоянно. Коммерческим структурам и частным фирмам требовалась качественная реклама. Чрезвычайным спросом пользовался дизайн графической продукции. К этому времени выпускники 80-х годов по специальности «дизайн» уже стали на ноги, приобрели свое лицо и смело конкурировали в этой области творчества. Благодаря компьютеризации понятия «художник» и «дизайнер» сближаются. Современные технологии стирают границы между логическим и интуитивным. Возрастает роль шрифта, знака-символа, логотипа. Фирменный стиль становится потребностью. Возникает широкая сеть дизайн-студий, рекламных агентств, проходят международные конкурсы, фестивали и всевозможные выставки дизайн-продукции. Так, на Московском международном биеннале «Золотая пчела – 1996», представлявшем собой турнир графиков мировой квалификации, диплом получил Ю. Сурков (выпуск 1990 года) за экологический плакат «Альтер эко». На VII Московском международном фестивале рекламы 1998 года (печатная реклама) два первых приза получил выпускник 1987 года А. Логвин за рекламные плакаты для фирмы «Русская Аляска»: «Самая вкусная в мире икра тихоокеанских лососей» и «Жизнь удалась». Рекламное агентство «Самолет», удачно выступающее на фестивалях рекламы, возглавляет В. Семенихин (выпуск 1974 года). А. Гусев (выпуск 1982 года) стал дизайн-директором издательского дома «Коммерсант», для которого создал оригинальный фирменный стиль. Л. Фейгин (выпуск 1986 года) известен как ведущий художник рекламного агентства «Директ-дизайн». Ведущим художником в области компьютерной графики на телевидении становится бывший ученик училища А. Одинцов. В должности шеф-дизайнера НТВ работает выпускник вечернего отделения С. Левин (дважды лауреат премии ТЭФИ). Рекламой шоу-бизнеса успешно занимается А. Веселовский («APT-Директор клуб»). Ведущими художниками больших рекламных агентств стали А. Сапожников, Н. Махнова, Ю. Березина, и таких имен можно назвать множество. Училище, откликаясь на требования времени в отношении новых технологий, включает в учебный план освоение компьютерной техники. Инициатива по изучению компьютерной графики принадлежит преподавателю композиции Елене Петровне Молчановой. В дипломных работах выпускников 1999 года на отделении «дизайн графической продукции» впервые полноценно использовалась новая техника. В училище создан компьютерный класс, открыты платные курсы. И теперь, выходя из стен училища в жизнь, молодые специалисты с большим основанием и легкостью могут включиться в современную практическую деятельность. Изменения экономического климата, начавшиеся в стране с 1989 года, привели к резкому сокращению бюджетного финансирования учебных заведений и соответственно – к пересмотру планов приема на обучение. Так, план приема в Московское художественное училище памяти 1905 года сократился со 120 человек до 30. Училище было вынуждено приостановить прием на вечернее отделение. Одновременно было предложено внести изменения в учебные планы и – из-за нехватки средств – уменьшить объем изучения второстепенных предметов. Ситуация, в которой оказались учебные заведения, заставила их искать способы «выживания». Тем более, что, несмотря на возрастающие трудности, количество желающих поступить в училище не уменьшалось. Ежегодно приемная комиссия рассматривала до 700 заявлений от абитуриентов. Это число покажется мизерным, если представить всех тех ребят, что мечтают учиться в нашем училище, – их на порядок больше. Приходится с сожалением признать, что те, кто не прошел по конкурсу, далеко не всегда менее способны или хуже подготовлены, нежели поступившие. Но что делать? В то время не было возможности принять более 30 человек, предусмотренных государственным планом приема, бесплатно. Время и ситуация подсказали, что назрела необходимость в альтернативной форме обучения. В 1989 году по инициативе директора Владими ра Ильича Молчанова училище одним из первых в стране выступило с предложением ввести параллельную платную форму обучения и работать на основе самоокупаемости. Педагогический совет училища единодушно поддержал начинание директора, идея нашла понимание также у руководства Министерства культуры России. На страницах газеты «Советская культура» в мае 1989 года была опубликована статья В.И. Молчанова под заголовком «Диплом за плату. Найдутся ли желающие его получить?» Статья вызвала многочисленные положительные отклики у широкого круга читателей, в том числе и руководителей учебных заведений. Позднее идея платной формы обучения вошла в Закон об образовании. В результате в сентябре того же года был проведен первый прием на платную форму обучения из числа абитуриентов, успешно сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу. У училища появилась возможность не только увеличить план приема для желающих учиться, но и укрепить материальную и учебную базу, финансово поддержать коллектив сотрудников, избежать сокращения педагогических кадров. Кроме того, выяснилось, что платная форма обучения положительно влияет на дисциплину всех учащихся. При отличной успеваемости студент освобождается от платы (полностью или частично), а нерадивый ученик-бюджетник уступает свое место способному и талантливому учащемуся из параллельного коммерческого потока. Одновременно в том же 1989 году на основе самоокупаемости были открыты подготовительные курсы. Работа с начальным звеном в среднем художественном учебном заведении позволяет осуществить часть стройной системы обучения «школа – училище – вуз». Руководство отделениями платной формы принадлежит заместителю директора Ивану Эрвеновичу Латышеву. Он же является автором-разработчиком материалов по Государственным стандартам и составителем ряда учебных планов и другой методически важной документации. Несколько десятилетий отдали учебной деятельности преподаватели: зарубежной литературы – Маргарита Григорьевна Садовская, педагогики – Аделина Вячеславовна Чернец, литературы – Маргарита Васильевна Вахитова, английского языка – Евгения Иосифовна Гохберг – все заслуженные педагоги России. Школьницей пришла в училище на должность лаборанта Елена Михайловна Титова; сейчас Е.М. Дабрундашвили – заместитель директора по воспитательной работе, заслуженный работник культуры России, она же обучает студентов французскому языку. Не будем приводить здесь имена всех преподавателей и названия всех учебных дисциплин (их много: это и эстетика, и фотодело, и черчение, и право, и технологические исследования и т.д.). Коллектив училища прочен не только педагогами. Отдельные сотрудники трудились здесь не один десяток лет. Александр Петрович Стацкевич, по должности хозяйственник, человек с широкими гуманитарными знаниями, тридцать лет добросовестно служил на своем посту. В 1950 – 60-е годы был инициатором создания драматического кружка, без него не обходилось ни одно выступление училищной самодеятельности. Игорь Степанович Басанько – уникальная личность – единственный натурщик, получивший звание заслуженного работника культуры РФ, начал работать в училище еще до войны. Это он послужил моделью для Мухиной, Вучетича, Орлова в скульптурах «Рабочий и колхозница», «Воин-освободитель», «Юрий Долгорукий» и других. До последних дней в 1998 году он преданно трудился, участвуя в учебном процессе. А незабвенная «тетя Груня», гардеробщица Агриппина Ивановна Стефанова, в полном смысле слова прожила в стенах училища около сорока лет. Лина Рудольфовна Брауде в должности заведующей библиотекой сорок пять лет жизни отдала училищу. Библиотека всегда являлась прекрасным подспорьем для учащихся и помощником для педагогов. Библиотека училища, как и другие подобные службы: методический фонд и музей, методический центр – выполняют не только свои прямые функции, но и поддерживают творческий статус нашего учебного заведения. Заботясь о кругозоре студентов, старший библиотекарь Людмила Ивановна Савченко знакомит их с раритетными изданиями, информирует о новых поступлениях, проводит беседы и выставки тематического характера. Поддерживаются активные связи училища с различными учебными и творческими организациями, идет постоянный обмен опытом, проходят многочисленные конференции благодаря деятельности методического центра во главе с Антониной Алексеевной Клейменовой. Постоянная забота заведующего методическим фондом Сергея Георгиевича Стручкова и его сотрудника Светланы Максимовны Горбачевой – различного рода выставки: текущие студенческие (по семестрам и летней практике), методические (по жанрам и т.п.) и тематические (например, пушкинская), групповые и персональные, ретроспективные и, наконец, цикл экспозиций к юбилею училища. Одновременно они проводят отбор, комплектацию и хранение наглядного художественного материала. Проходят годы, училищу идет седьмой, восьмой десяток. Но это тот случай, когда не происходит старения, напротив, ритм жизни убыстряется, расширяются границы познания, профессий, выбора жизненных путей. Оканчивая училище, многие студенты продолжают обучение в художественных вузах. Это, как правило, Московский государственный художественный институт имени Сурикова, ВГИК, Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова, Школа-студия МХАТа и так далее. Выбор института зависит от профиля подготовки студента. Высшее образование получают более 60% от каждого выпуска. Наиболее тесные дружеские связи сложились у училища с институтом имени Сурикова. Мы глубоко скорбим по ушедшим из жизни нашим коллегам, составившим гордость училища. Это его директор В.И. Молчанов, преподаватели: И.Н. Вишнякова, М.И. Королёв, В.И. Пастухов, С.Г. Стручков, М.М. Федоренко. Мы никогда не забудем этих людей, судьба которых была прочно связана с жизнью училища и его воспитанников. Теперь в училище вливаются новые силы. Приходят молодые педагоги, многие из которых по традиции являются нашими же выпускниками. Среди них: Л.И. Абдуллаева, Д.А. Добросердов, В.А. Лагутенкова. Вернулись в свою «альма-матер» и специалисты среднего поколения, накопившие большой профессиональный опыт, но не забывшие за долгие годы традиций старого МАХУ и той удивительной доброжелательной и творческой атмосферы, которую они стараются поддерживать в меру своих сил. Это А.Н. Иванов, В.М. Круглов, Ю.М. Кузнецкий, М.В. Куинджи, Т.Н. Спасоломская. С 2007 года училищем руководит новый директор – А.Е. Денисов. С 2005 года новым заместителем директора по учебной работе стала С.А. Петропавловская. В 2000 году своё семидесятипятилетие училище отметило большой ретроспективной выставкой в выставочном зале «Новый Манеж». На выставке были представлены работы выпускников МГАХУ памяти 1905 года, хранящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее: С.Г. Айтиева, В.Н. Забелина, Д.М. Краснопевцева, Ю.П. Кугача, Д.К. Мочальского, Н.К. Соломина и других. Экспонировались работы разных лет – от давних до последних выпусков: Е.М. Акишина, А.В. Васина, В.Б. Скуридина, И.Н. Шумилова, Ю.М. Карпушина, Г.В. Щеголя и ещё многих художников, окончивших в своё время наше училище. На выставке были показаны работы действующих педагогов и, наконец, большой раздел учебных и дипломных работ. Всего было подготовлено к выставке 240 экспонатов. В том же году был опубликован большой труд Е.В. Журавлёвой – первый исторический очерк, охвативший семидесятипятилетнюю историю училища, частично вошедший и в это новое издание. В 2005 году, к 80-летию училища, был подготовлен специальный номер журнала «Юный художник», посвящённый МГАХУ памяти 1905 года. Были организованы юбилейные выставки. Активная выставочная деятельность является важным аспектом жизни нашего училища. Она охватывает разные направления. Это и методические выставки, необходимые для более продуктивного учебного процесса, такие, как выставка живописи и рисунка «Обнажённая модель» в 2003 году, на которой было представлено около 50 лучших работ 50 – 60-х годов прошлого века из художественного фонда училища. Обязательные ежегодные выставки по итогам текущих просмотров и пленэров, осенние выставки лучших дипломных работ выпускного курса. Это и выставки по специальностям, значение которых выходит за рамки учебной деятельности. В 2001 году в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублёва проходила выставка икон, отреставрированных студентами. Многие произведения из собрания МГОМЗ, отреставрированные учащимися реставрационного отделения, стали частью экспозиции и участвовали в выставках музея. В июне 2010 года в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка дипломных работ театрально-декорационного отделения разных лет «Молодые художники театра». Прекрасная экспози ция, организованная работниками музея и училища, в очередной раз продемонстрировала высокий уровень нашей школы сценографии. Помогают творческому воспитанию молодых художников персональные и коллективные выставки педагогов, творческие выставки самих учащихся и, конечно, те выставки, которые можно назвать «историческими» в жизни нашего училища. Это персональные выставки старейших педагогов: заслуженного работника культуры РФ В.И. Пастухова (2001г.); заслуженного работника культуры РФ Е.В. Журавлёвой (2003 г.); заслуженного художника России Д.А. Воронцова (2008 г.); заслуженного работника культуры РФ Б.Н. Малинковского с учениками (2004, 2009 г.); заслуженного работника культуры РФ, ветерана Великой Отечественной войны В.А. Конягина (2004, 2010 г.). Благодаря открытию в 2009 году второго выставочного зала училище получило возможность расширить свою выставочную деятельность и положить начало целой серии ретроспективных выставок «Истории и судьбы». Персональные выставки старейших выпускников МГАХУ Ю.М. Ефремова и Ю.М. Пильстрова, выставка живописи нашего выпускника 1961 года В.С. Куколя. В преддверии юбилейного 2010 года серию персональных выставок педагогов открыли две выставки: заслуженного художника РФ, директора училища А.Е. Денисова и Н.В. Пархоменко. Очень значимы для учащихся и для педагогов такие академические выставки, как выставка народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, профессора МГАХИ им. Сурикова В.Г. Цыплакова, ученика И.Э. Грабаря и Г.М. Шегаля, проходившая в училище в апреле 2010 года. Они дают возможность почувствовать живую связь нашей системы обучения с лучшими традициями русской реалистической школы, протянуть через поколения ниточку к художественному наследию Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с произведениями такого уровня формирует у нынешних студентов высокие представления об искусстве, воспитывает их художественный вкус и понимание профессиональных задач. Выставка стала событием не только в жизни училища, но и в культурной жизни Москвы. На открытии присутствовали члены Российской Академии художеств, Союза художников России, ученики и члены семьи художника. Одно из важных направлений работы МГХАУ памяти 1905 года связано с его ролью координационного и методического центра для всех училищ страны. На базе училища постоянно проводятся Советы директоров художественных училищ Российской Федерации, курсы повышения квалификации для руководящих работников и для преподавателей специальных дисциплин, разрабатываются рабочие программы и авторские методики. Начиная с первой Всероссийской выставки в Рязани в 1998 году, регулярно проводятся выставки дипломных работ художественных училищ в разных городах страны. За последнее десятилетие было проведено ещё три таких выставки: это вторая Всероссийская выставка 2001 года в г. Орле, третья Всероссийская выставка-конкурс 2004 года в Ярославле, где компетентное жюри впервые стало выявлять лучшие работы и награждать победителей почётными дипломами. В октябре 2009 года в Саратовском художественном училище им. А.П. Боголюбова прошла последняя до настоящего времени выставка дипломных работ учащихся художественных училищ страны. После большого перерыва, вызванного объективными причинами, директор МГАХУ памяти 1905 года А.Е. Денисов выступил инициатором возобновления этих выставок, важных для координации деятельности и развития художественной школы. Выставка получилась масштабная. Было представлено 439 дипломных проектов из 51 учебного заведения сорока субъектов Российской федерации, большая часть которых вошла в каталог выставки, изданный к началу её работы. Дипломами I и II степени были награждены работы семи выпускников МГАХУ памяти 1905года в номинациях «Станковая живопись», «Театрально-декорационная живопись» и «Дизайн». В период реформ, проводимых в стране в сфере образования, огромное значение для обмена опытом и решения общих проблем имела научно-практическая конференция, посвящённая проблемам развития среднего художественного образования в России. МГАХУ памяти 1905 года совместно с Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Научно-методическим центром по художественному образованию в ноябре 2009 года подготовили и провели Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам обучения детей в области изобразительного искусства в детских художественных школах и школах искусств с показом методической выставки «Основы академического художественного образования». Впервые на базе училища в мае 2010 года была организована Всероссийская выставка детского художественного творчества: «Я горжусь, что родился в России, и я помню заветы отцов», приуроченная к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Участниками выставки стали учащиеся детских художественных школ и детских школ искусств в возрасте от 7 до 15 лет из 35 регионов Российской Федерации. В октябре 2010 года на базе МГАХУ памяти 1905 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития среднего профессионального образования в области дизайна. Задачей конференции явилось совершенствование и повышение качества подготовки специалистов среднего профессионального художественного образования в области дизайна. В октябре 2010 года прошли торжества, посвященные 85-летию со дня основания училища. Министерство культуры Российской Федерации наградило Почетными грамотами, объявило благодарности преподавателям и сотрудникам училища. Союз художников России наградил Золотой медалью МГАХУ памяти 1905 года за выдающийся вклад в изобразительное искусство. Ряд преподавателей спецдисциплин были награждены Золотыми, Серебряными наградными знаками ВТОО «Союз художников России». Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова наградил училище Памятной медалью за огромный вклад в воспитание молодых художников в духе великих традиций русской реалистической школы. 2010г.<< предыдущая страница |
|