Двадцатые годы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Двадцатые годы - страница №3/3


Восьмидесятые годы
Большие выставочные площади нового здания (актовый зал, физкультурный зал с выгородками, музей) позволили училищу шире представлять творческие работы студентов. В конкурсах политичес­кого плаката «Слава труду», «За мир, гуманизм, против ядерной войны» и в конкурсе эскизов «Москва весен­няя» участвовали сотни учащихся. Сохранились фотографии экспози­ций, которые свидетельствуют о по­исках интересных и нетривиальных решений. В этих же помещениях проходили и выставки художников-педагогов: персональные – директо­ра училища Владимира Ивановича Илюхина в 1981 году, затем – Алек­сандра Ивановича Саханова, груп­повые выставки.

В новых условиях было легко проводить большие совещания с отчетными выставками. Одновре­менно в залах училища экспониро­валось до 1500 студенческих работ из художественных училищ России: живопись, графика, театральные и дизайнерские проекты. В совещани­ях участвовали крупные специалис­ты, академики, художники-педагоги. В 1981-82 учебном году состоялось совещание директоров художест­венных училищ на фоне выставки дипломных работ, выполненных за последние три года. В этом же году прошло совещание преподавателей детских художественных школ. На совещании присутствовало бо­лее ста человек. Экспонировались детские работы по программам художественных школ (рисунок, живопись, композиция). Преподава­тели нашего училища закреплялись за регионами (Москва и Московская область) для методического руко­водства младшей ступенью обуче­ния.

Свободные площади в новом здании подвигали на новые свершения. По инициативе нового директора Бориса Васильевича Власова в 1980 году при училище открываются курсы повышения квалификации для преподавателей-художников. Сюда приезжали со всей России: из техникумов, училищ и детских худо­жественных школ. За четыре месяца занятий на курсах художники поз­навали новые методы преподавания, укрепляли свою творческую форму, а в отдельных случаях сумели подго­товиться к вступлению в творческий союз. В программу курсов входили занятия в мастерских по рисунку и живописи, выезды на пленэр в подмосковное Поленово, экскур­сии в московские музеи и, наконец, защита своей методической темы.

К преподаванию на курсах привле­кались заслуженные художники, опытные преподаватели училища и вузов: Ю.К. Бурджелян, О.Л. Голубева, Р.А. Диденко, A.M. Дубинчик, P.P. Клике, Б.Н. Кокуев, Е.А. Розенб­люм, А.И. Саханов и другие. Препо­даватели-методисты М.Ф. Борисова и Е.М. Дабрундашвили создавали на курсах теплую атмосферу, распола­гающую к учебе и творчеству. За две­надцать лет существования курсов повышения квалификации на них училось более 200 педагогов.

Известность столичного среднего художественного учебного заве­дения притягивала к себе много­численные зарубежные делегации, посещающие Москву. С училищем знакомятся студенческие группы из Хельсинки (Финляндия) и театраль­ного колледжа Англии, чилийские и ливанские студенты, работники культуры из Франции, Кубы, Кам­боджи, Вьетнама.

В октябре 1985 года училище отметило свое шестидесятилетие. Подготовка к юбилею началась задолго до празднества. Автором данного очерка длительное время собирался исторический материал в виде фотографий, репродукций, документов, высказываний. Все это экспонировалось на стендах под названием «Шесть славных десяти­летий Московского художественно­го училища памяти 1905 года». Так определилась основа создаваемого при училище музея.

Торжественный вечер состоялся в Центральном доме работников искусств. На вечере присутствовали многочисленные выпускники са­мых разных лет. Выступали почет­ные гости. Своими воспоминания­ми о первых годах существования училища, о своих учителях поделил­ся выпускник 1930 года профессор Дмитрий Мочальский. Обращаясь к молодежи, он призывал: «Любите жизнь, идеи искусства вечны, умейте учиться». Николай Соломин, люби­мый ученик Крымова, рассказал о методике работы своего учителя.

Трогательно было наблюдать, как взрослые, зачастую маститые люди, приветствовали старейших учителей – Анатолия Федоровича Платова и Анатолия Андреевича Куницына, долгие годы преподавав­ших черчение и перспективу, Осипа Абрамовича Авсияна, Юрия Геор­гиевича Седова, Михаила Владими­ровича Добросердова – и многих других художников-педагогов.

Новое здание – это не только боль­шие площади, но и возможность организовать учебный процесс на качественно другом уровне. Оформительские специальности буквально расцвели на новом месте, что было заметно с первого взгляда в самом прямом смысле – в обуст­ройстве интерьеров и рабочих мест, в экспозиционных решениях и в декоративных частностях. Надо отметить, что становление таких отделений, как декоративно- оформительское и промграфика, благотворно повлияло на структуру училища в целом. Обязательные там требования: точность, четкость, чистота исполнения проектов и макетов – учили молодежь творчес­кой дисциплине и ответственности, повышали эстетические критерии. Для преподавания на этих отделе­ниях приглашались специалисты с архитектурным и «строгановским» образованием. Владимир Игоревич Бабин, Ольга Леонидовна Голубева, Наталья Владимировна Казак, Эду­ард Вартанович Карсян – каждый из этих молодых педагогов обла­дал индивидуальным творческим почерком и эффективными обучаю­щими системами.

О.Л. Голубева и ныне – уже более двадцати лет – продолжает свою деятельность в училище. Ею была написана новая программа ком­позиции, включающая все методи­ческие достижения прошлых лет, и подготовлен к изданию учебник «Основы композиции». Дипломники О.Л. Голубевой на основе программы своего педагога создали в училище методический кабинет декоративно-оформительского искусства.

Как правило, курсовые и дипломные проекты оформителей выполняют­ся на реальной основе. Так, в 1986 году для музея в Малоярославце была разработана героико-патрио­тическая тема войны 1812 года (к 175-летию Бородинской битвы); в 1988 – осуществлен проект офор­мления фольклорного праздника в Коломенском; студенты учили­ща продумывали декоративные и пространственные компоненты при организации пешеходных зон в Столешниковом переулке, на ули­цах Школьная и Сретенка, решали изобразительный строй праздника газеты «Московский комсомолец» в ЦПКиО имени Горького и тому по­добное. Практическую помощь ока­зывали наши студенты и некоторым учреждениям и учебным заведени­ям: было выполнено художествен­ное оформление Детского дома № 98, Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, Мо­розовской детской больницы, что включило в себя проект окраски интерьеров, исполнение настенных росписей, декоративных занавесов, панно и других элементов.

Продуктивно развивались про­изводственные связи училища с такими крупными организациями, как Производственный комбинат Всесоюзной торговой палаты, комбинат «Продоформление», производственно-оформительский комбинат ВДНХ, издательство «Пла­кат». В период практики студенты встречались с самыми последними достижениями в области декора­тивно-оформительского искусст­ва, наблюдая за работой ведущих художников, присутствуя на худо­жественных советах. Преподаватель Эммануил Бенияминович Минио­вич, главный художник комбината «Продоформление», столь успешно вел свой предмет на отделении промышленной графики и рекламы, что многие его выпускники: Ю. Спиридонов, В. Дронский, Е. Сапунов – вскоре пополнили основной художественный состав комбината.

За 80-е годы в училище было подго­товлено более 500 специалистов по оформлению среды, графической продукции и рекламе.

К 80-м годам богатый опыт нако­пило реставрационное отделение. Успешное обучение реставраторов во многом зависело от высокой ква­лификации ведущих преподавате­лей. В первую очередь здесь следует назвать Галину Сергеевну Клокову, которая – вместе с заведующей мастерской Аллой Куартовной Митюковой – буквально пестова­ла каждого из своих подопечных. Щедро делились с учениками своим мастерством реставраторы-практи­ки, совмещающие работу в музеях и научных центрах с преподаванием: Екатерина Юрьевна Иванова, Мар­гарита Алексеевна Алексеева, Ольга Павловна Пастернак, Валентина Александровна Котухова и другие.

Ценный опыт приобретет учили­ще и вне своих стен: долголетняя дружба связывает реставрационное отделение с коллективом Музея-заповедника Коломенское. В июне 1989 года в выставочном зале музея открылась вторая выставка произ­ведений иконописи, отреставриро­ванных силами учащихся (первая выставка прошла в Ярославле): то были иконы XVI – XX веков из фон­да музея. Редкий случай: к выставке вышел печатный каталог. Тогда же прошла двухдневная конференция по проблемам изучения и реставра­ции произведений иконописи. В конференции принимали участие высококвалифицированные специ­алисты из музеев, художественных вузов и училищ. От Московского училища выступали заведующая реставрационным отделением Г.С. Клокова, преподаватель Ю.М. Егоров, студенты дипломно­го курса Александр Панкратов и Анастасия Савиных. Многие наши выпускники стали в дальнейшем сотрудниками музея-заповедника.

Да и трудно в Москве найти сколь­ко-нибудь крупный музей или реставрационную мастерскую, где бы ни работали наши выпускники. В Центре имени Грабаря трудятся реставраторы высшей квалифи­кации Андрей Гаврилин и Евгения Саленкова, реставраторы первой категории Сергей Добрынин, Юрий Кузнецов, Сергей Леваев, Александр Горматюк.

В Третьяковской галерее мастерс­кими реставрации заведуют Наталья Коблякова и Андрей Голубейко, там же работают реставраторы первой категории Ирина Бирюкова и Ми­хаил Шитов. В Музеях Московского Кремля, Музее-заповеднике Коло­менское, Государственном музее ис­кусств народов Востока – всюду есть выпускники Училища памяти 1905 года: это и реставратор высшей квалификации Любовь Иванова, и реставраторы первой категории Екатерина Сатель, Ирина Соловьева, Ирина Кузнецова и многие другие специалисты.

С 1980 года, кроме обучения рес­таврации, хранению и консервации станковой живописи, была введена новая дисциплина – реставрация монументальной живописи.

В 1984 году студенты-реставраторы монументальной живописи присту­пили к работе над фресками из хра­ма Воскресения, что был в Пучеже. При создании Московского моря храм XVIII века должен был уйти под воду, но – до затопления тер­ритории – главные фрески собора были сняты силами энтузиастов под руководством архитектора С.С. Чуракова. Запакованные в ящики, фрески не в самых лучших условиях долгое время хранились в Музее имени Андрея Рублева.

По инициативе педагога Юрия Ми­хайловича Егорова его дипломники взяли на себя поистине гигантский труд воссоздать фрески из мельчай­ших фрагментов. Над этой слож­нейшей темой работали два выпуска студентов отделения реставрации монументальной живописи (Анд­рей Бринцев, Андрей Виноградов, Александр Горматюк, Станислав Бурлаков, Григорий Лощиц и дру­гие). В краеведческом музее Пучежа собирали материал для исследо­вательской работы. Фрески были отреставрированы и переданы для экспозиции. Работа над фресками подтвердила созданную Егоровым методику реставрационных работ в учебных условиях, при которой студенты уже в процессе обучения вносят свой посильный вклад в сохранение культурного наследия. Подготовка по данной специаль­ности была прекращена в 1998 году по чисто экономическим причинам. За девятнадцать лет из стен училища было выпущено около 60 специа­листов по реставрации монумен­тальной живописи. С 1987 года директором училища становится Владимир Ильич Мол­чанов – художник, заслуженный работник культуры РСФСР, уме­лый организатор, проработавший многие годы в Министерстве культу­ры России и в силу этого хорошо знающий структуру средних худо­жественных учебных заведений. Его усилиями была оживлена деятель­ность Совета директоров художес­твенных училищ, председателем которого он был избран, и налаже­ны систематические заседания, на которых рассматривались важные вопросы: утверждался устав учебно­го заведения, обсуждалась работа по новым учебным планам, готовились к утверждению Государственные стандарты; обсуждалась и платная форма обучения. При училище начал функционировать Методи­ческий центр. Стало традицией проводить расширенные, россий­ского масштаба, методические совещания по рисунку, по работе над дипломом станкового характера и другим сходным проблемам. Орга­низовывались выставки, смотры, поездки за рубеж, а в подмосковной деревне Яковлево была создана база творчества для студентов и препо­давателей. Все это содействовало развитию профессиональных на­выков у студентов и расширению их культурного кругозора, а педагогам давало возможность проверить на практике принципы своих методи­ческих разработок.

Художники-преподаватели не за­мыкаются в своей педагогической деятельности и постоянно работа­ют над совершенствованием своего творческого мастерства. Ранее уже упоминалось о выставках педаго­гов. Со временем эти отчеты стали регулярными. Для преподавателя это и почетно, и ответственно. Ведь судить его работы будут самые при­дирчивые зрители – его ученики. Так, в 1989 году к Неделе изобра­зительных искусств была открыта групповая выставка преподавателей. В ней участвовало 28 авторов, среди которых и известные мастера, и сов­сем молодые художники – начина­ющие педагоги. На выставке экспо­нировались живописные полотна, графические листы, эскизы теат­ральных постановок, декоративные композиции.

Преподаватель-искусствовед Д.Н. Папикян в своей вступительной статье к каталогу отмечала: «Экс­позиция позволила говорить об оригинальности художественных почерков, серьезном философском осмыслении жизни и современнос­ти. В общей картине творческих поисков новых пластических и ко­лористических решений и достиже­ний можно увидеть плодотворное развитие традиций реалистическо­го языка».

К значительным событиям в учили­ще следует отнести Конференцию по проблемам подготовки худож­ников театра (1988 год). Она про­ходила на фоне ретроспективной выставки театральных работ наших студентов (эскизы декораций и костюмов, макеты, а также элементы бутафории, росписи). Конференция собрала интересных участников; здесь были старейшие педагоги театрально-декорационного искус­ства (С.Я. Лагутин, Т.Б. Серебрякова, A.M. Каган) и выпускники разных лет (А.П. Васильев, СБ. Бенедик­тов, В.Н. Архипов, Н.Н. Меркушев). Присутствовала и театральная общественность, и профессура ху­дожественных вузов. С сообщением о системе подготовки художников театра в Училище памяти 1905 года выступил ведущий преподаватель М.В. Дмитриев. Выпускник 1932 года театральный художник А.П. Васи­льев поделился воспоминаниями о годах своей учебы.
Девяностые годы
В 1995 году училище подошло к своему семидесятилетию. Хоте­лось так отметить эту юбилейную дату, чтобы подвести итоги всему наработанному за эти годы. Глав­ным и самым важным моментом явилась ретроспективная юби­лейная выставка, что состоялась в залах Академии художеств России. Это само по себе накладывало ответственность за качество экс­понируемых работ. В экспозицию вошло около 500 произведений: рисунок, живопись, графика, ди­зайн, театральные эскизы и макеты, реставрационные работы. В залах соседствовали акварельные работы первокурсников и произведения известных мастеров России, начи­навших свой путь в стенах Училища памяти 1905 года (Александр Васи­льев, Юрий Кугач, Дмитрий Мочаль­ский, Лина Соколова, Борис Успен­ский и другие). Раздел дипломных работ живописно-педагогического отделения демонстрировал дости­жения за каждое десятилетие. По разделу театральных работ можно было судить о своеобразной системе преподавания театраль­ного дела в разные периоды жизни училища. Московские музеи пред­ставили на выставку отреставриро­ванные студентами произведения из своих фондов. Выставка получилась внушительной.

Не менее интересным оказался раздел, открытый в выставочных залах МОСХа на Кузнецком мосту. В его состав входили произведения как ныне работающих в училище художников-педагогов, так и тех, кто стоял у истоков организации учебного процесса, кто формировал новую художественную школу в тра­дициях русского реалистического искусства (Крымов, Михаил Соко­лов, Якуб, Петровичев, Чернышев, Сергей Григорьев и другие).

На торжество в зале Академии художеств собрались выпускники разных лет и многочисленные гос­ти. Были поздравления от Академии художеств (президента и президиу­ма) и Министерства культуры. Было объявлено, что училищу присвоено звание «академическое». С теплым приветствием к присутствующим обратился выпускник первого вы­пуска училища Борис Попов, заслу­женный работник культуры России. Юбилей училища стал событием в культурной жизни Москвы. В 1991 году наше училище посети­ла директор Академии искусств из Маастрихта (Голландия) Наташа Берн. Познакомившись с методом обучения, основанным на принци­пах реалистического искусства, она предложила заключить договор о сотрудничестве и взаимообмене студенческими группами, что и было сделано. Два потока студентов из Голландии проходили двухме­сячную стажировку на факультете повышения квалификации при Училище памяти 1905 года. В свою очередь, наши студенты на этот же срок выезжали на стажировку в Маастрихт. В Академии искусств их особенно заинтересовали оснащен­ность учебного процесса, условия работы и оборудование мастерских по специальности «дизайн». Для студентов-голландцев художником-педагогом Е.П. Молчановой были прочитаны лекции о художествен­ном образовании в России.

В 1993 году училище и директор В.И. Молчанов получили приглаше­ние к участию в очередном биен­нале в Маастрихте. Группа лучших учащихся выехала туда со своими работами. Многое из увиденно­го стало откровением для наших студентов, но и они выступили достойно. В 4-м биеннале участ­вовало семьдесят шесть академий искусств со всей Европы и факти­чески все они представляли концеп­туальные направления в искусстве, так распространенные на Западе. Студенческие работы из России явились единственным проявлени­ем реалистической художественной школы. Работы нашего училища интересовали и удивляли зрителей, нашлись и покупатели работ из Бельгии и Англии. В следующем году на стажировку в Голландию были направлены преподаватели отделе­ния «дизайн» О.Л. Голубева и Е.П. Молчанова.

В 90-е годы училище продолжало готовить специалистов трех ос­новных направлений: живопись, дизайн, реставрация. (С 1992 года дополнительно введена специ­альность «реставрация графики».) Потребность в специалистах-дизай­нерах росла постоянно. Коммерчес­ким структурам и частным фирмам требовалась качественная реклама. Чрезвычайным спросом пользовал­ся дизайн графической продукции. К этому времени выпускники 80-х годов по специальности «дизайн» уже стали на ноги, приобрели свое лицо и смело конкурировали в этой области творчества.

Благодаря компьютеризации понятия «художник» и «дизайнер» сближаются. Современные техноло­гии стирают границы между логи­ческим и интуитивным. Возрастает роль шрифта, знака-символа, лого­типа. Фирменный стиль становится потребностью. Возникает широкая сеть дизайн-студий, рекламных агентств, проходят международные конкурсы, фестивали и всевозмож­ные выставки дизайн-продукции.

Так, на Московском международном биеннале «Золотая пчела – 1996», представлявшем собой турнир графиков мировой квалификации, диплом получил Ю. Сурков (выпуск 1990 года) за экологический плакат «Альтер эко». На VII Московском международном фестивале рекламы 1998 года (печатная реклама) два первых приза получил выпускник 1987 года А. Логвин за рекламные плакаты для фирмы «Русская Аляс­ка»: «Самая вкусная в мире икра тихоокеанских лососей» и «Жизнь удалась». Рекламное агентство «Самолет», удачно выступающее на фестивалях рекламы, возглавляет В. Семенихин (выпуск 1974 года). А. Гусев (выпуск 1982 года) стал дизайн-директором издательского дома «Коммерсант», для которого создал оригинальный фирменный стиль. Л. Фейгин (выпуск 1986 года) известен как ведущий художник рекламного агентства «Директ-дизайн». Ведущим художником в области компьютерной графики на телевидении становится бывший ученик училища А. Одинцов. В долж­ности шеф-дизайнера НТВ работает выпускник вечернего отделения С. Левин (дважды лауреат премии ТЭФИ). Рекламой шоу-бизнеса успешно занимается А. Веселовский («APT-Директор клуб»). Ведущими художниками больших рекламных агентств стали А. Сапожников, Н. Махнова, Ю. Березина, и таких имен можно назвать множество.

Училище, откликаясь на требования времени в отношении новых тех­нологий, включает в учебный план освоение компьютерной техники. Инициатива по изучению ком­пьютерной графики принадлежит преподавателю композиции Елене Петровне Молчановой. В диплом­ных работах выпускников 1999 года на отделении «дизайн графической продукции» впервые полноценно использовалась новая техника. В училище создан компьютерный класс, открыты платные курсы. И теперь, выходя из стен училища в жизнь, молодые специалисты с большим основанием и легкостью могут включиться в современную практическую деятельность.

Изменения экономического кли­мата, начавшиеся в стране с 1989 года, привели к резкому сокраще­нию бюджетного финансирования учебных заведений и соответствен­но – к пересмотру планов приема на обучение. Так, план приема в Мос­ковское художественное училище памяти 1905 года сократился со 120 человек до 30. Училище было вы­нуждено приостановить прием на вечернее отделение. Одновременно было предложено внести изменения в учебные планы и – из-за нехватки средств – уменьшить объем изуче­ния второстепенных предметов.

Ситуация, в которой оказались учеб­ные заведения, заставила их искать способы «выживания». Тем более, что, несмотря на возрастающие трудности, количество желающих поступить в училище не уменьша­лось. Ежегодно приемная комиссия рассматривала до 700 заявлений от абитуриентов. Это число покажется мизерным, если представить всех тех ребят, что мечтают учиться в нашем училище, – их на порядок больше.

Приходится с сожалением признать, что те, кто не прошел по конкурсу, далеко не всегда менее способны или хуже подготовлены, нежели поступившие. Но что делать? В то время не было возможности при­нять более 30 человек, предусмот­ренных государственным планом приема, бесплатно. Время и ситуация подсказали, что назрела необходимость в альтерна­тивной форме обучения. В 1989 году по инициативе директора Владими­ ра Ильича Молчанова училище од­ним из первых в стране выступило с предложением ввести параллельную платную форму обучения и рабо­тать на основе самоокупаемости.

Педагогический совет училища единодушно поддержал начинание директора, идея нашла понимание также у руководства Министерства культуры России. На страницах газеты «Советская культура» в мае 1989 года была опубликована ста­тья В.И. Молчанова под заголовком «Диплом за плату. Найдутся ли жела­ющие его получить?» Статья вызвала многочисленные положительные отклики у широкого круга читате­лей, в том числе и руководителей учебных заведений. Позднее идея платной формы обучения вошла в Закон об образовании.

В результате в сентябре того же года был проведен первый прием на платную форму обучения из числа абитуриентов, успешно сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу. У училища появилась воз­можность не только увеличить план приема для желающих учиться, но и укрепить материальную и учебную базу, финансово поддержать коллек­тив сотрудников, избежать сокраще­ния педагогических кадров. Кроме того, выяснилось, что платная фор­ма обучения положительно влияет на дисциплину всех учащихся. При отличной успеваемости студент ос­вобождается от платы (полностью или частично), а нерадивый ученик-бюджетник уступает свое место спо­собному и талантливому учащемуся из параллельного коммерческого потока. Одновременно в том же 1989 году на основе самоокупаемос­ти были открыты подготовительные курсы. Работа с начальным звеном в среднем художественном учебном заведении позволяет осуществить часть стройной системы обучения «школа – училище – вуз».

Руководство отделениями платной формы принадлежит заместите­лю директора Ивану Эрвеновичу Латышеву. Он же является авто­ром-разработчиком материалов по Государственным стандартам и составителем ряда учебных планов и другой методически важной доку­ментации.

Несколько десятилетий отдали учебной деятельности преподавате­ли: зарубежной литературы – Мар­гарита Григорьевна Садовская, педагогики – Аделина Вячеславовна Чернец, литературы – Маргарита Васильевна Вахитова, английского языка – Евгения Иосифовна Гохберг – все заслуженные педагоги России. Школьницей пришла в училище на должность лаборанта Елена Михай­ловна Титова; сейчас Е.М. Дабрун­дашвили – заместитель директора по воспитательной работе, заслу­женный работник культуры России, она же обучает студентов французс­кому языку.

Не будем приводить здесь имена всех преподавателей и названия всех учебных дисциплин (их много: это и эстетика, и фотодело, и чер­чение, и право, и технологические исследования и т.д.). Коллектив учи­лища прочен не только педагогами. Отдельные сотрудники трудились здесь не один десяток лет.

Александр Петрович Стацкевич, по должности хозяйственник, человек с широкими гуманитарными зна­ниями, тридцать лет добросовестно служил на своем посту. В 1950 – 60-е годы был инициатором создания драматического кружка, без него не обходилось ни одно выступле­ние училищной самодеятельности. Игорь Степанович Басанько – уни­кальная личность – единственный натурщик, получивший звание заслуженного работника культуры РФ, начал работать в училище еще до войны. Это он послужил моделью для Мухиной, Вучетича, Орлова в скульптурах «Рабочий и колхозни­ца», «Воин-освободитель», «Юрий Долгорукий» и других. До последних дней в 1998 году он преданно тру­дился, участвуя в учебном процессе. А незабвенная «тетя Груня», гар­деробщица Агриппина Ивановна Стефанова, в полном смысле слова прожила в стенах училища около сорока лет.

Лина Рудольфовна Брауде в долж­ности заведующей библиотекой сорок пять лет жизни отдала учили­щу. Библиотека всегда являлась пре­красным подспорьем для учащихся и помощником для педагогов.

Библиотека училища, как и другие подобные службы: методический фонд и музей, методический центр – выполняют не только свои пря­мые функции, но и поддерживают творческий статус нашего учебного заведения.

Заботясь о кругозоре студентов, старший библиотекарь Людмила Ивановна Савченко знакомит их с раритетными изданиями, информи­рует о новых поступлениях, прово­дит беседы и выставки тематическо­го характера.

Поддерживаются активные связи училища с различными учебными и творческими организациями, идет постоянный обмен опытом, прохо­дят многочисленные конференции благодаря деятельности методичес­кого центра во главе с Антониной Алексеевной Клейменовой.

Постоянная забота заведующего методическим фондом Сергея Геор­гиевича Стручкова и его сотрудника Светланы Максимовны Горбачевой – различного рода выставки: теку­щие студенческие (по семестрам и летней практике), методические (по жанрам и т.п.) и тематические (например, пушкинская), групповые и персональные, ретроспективные и, наконец, цикл экспозиций к юби­лею училища. Одновременно они проводят отбор, комплектацию и хранение наглядного художествен­ного материала.

Проходят годы, училищу идет седь­мой, восьмой десяток. Но это тот случай, когда не происходит старе­ния, напротив, ритм жизни убыстря­ется, расширяются границы позна­ния, профессий, выбора жизненных путей.

Оканчивая училище, многие сту­денты продолжают обучение в художественных вузах. Это, как правило, Московский государс­твенный художественный институт имени Сурикова, ВГИК, Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова, Школа-студия МХАТа и так далее. Выбор института зависит от профиля подготовки студента. Высшее образование получают бо­лее 60% от каждого выпуска.

Наиболее тесные дружеские связи сложились у училища с институтом имени Сурикова.
2000–2010 годы
Новый век принёс училищу много испытаний и изменений. Прежде всего – кадровых. Проис­ходит смена поколений. Уходят на отдых старейшие педагоги и ру­ководители, большую часть жизни посвятившие воспитанию молодых художников: Е.В. Журавлёва – наш бессменный завуч на протяжении пятидесяти лет, человек, которого с теплом и благодарностью вспо­минают сотни выпускников раз­ных поколений во многих уголках нашей страны. Для всех нас имя Ели­заветы Васильевны неотделимо от понятия МГАХУ памяти 1905 года; Б.Н. Малинковский – прекрасный художник, педагог, председатель методического объединения препо­давателей композиции. Проработав в училище более 40 лет, он и сегодня не теряет с ним контакта, присутс­твует на важных событиях, прини­мает участие в принятии решений.

Мы глубоко скорбим по ушедшим из жизни нашим коллегам, соста­вившим гордость училища. Это его директор В.И. Молчанов, преподава­тели: И.Н. Вишнякова, М.И. Королёв, В.И. Пастухов, С.Г. Стручков, М.М. Федоренко. Мы никогда не забудем этих людей, судьба которых была прочно связана с жизнью учи­лища и его воспитанников.

Теперь в училище вливаются новые силы. Приходят молодые педагоги, многие из которых по традиции являются нашими же выпускниками.

Среди них: Л.И. Абдуллаева, Д.А. Доб­росердов, В.А. Лагутенкова.

Вернулись в свою «альма-матер» и специалисты среднего поколения, накопившие большой професси­ональный опыт, но не забывшие за долгие годы традиций старого МАХУ и той удивительной доброже­лательной и творческой атмосферы, которую они стараются поддержи­вать в меру своих сил. Это А.Н. Ива­нов, В.М. Круглов, Ю.М. Кузнецкий, М.В. Куинджи, Т.Н. Спасоломская.

С 2007 года училищем руководит новый директор – А.Е. Денисов.

С 2005 года новым заместителем директора по учебной работе стала С.А. Петропавловская.

В 2000 году своё семидесятипяти­летие училище отметило большой ретроспективной выставкой в вы­ставочном зале «Новый Манеж».

На выставке были представлены работы выпускников МГАХУ памяти 1905 года, хранящиеся ныне в Госу­дарственной Третьяковской галерее:

С.Г. Айтиева, В.Н. Забелина, Д.М. Крас­нопевцева, Ю.П. Кугача, Д.К. Мочаль­ского, Н.К. Соломина и других.

Экспонировались работы разных лет – от давних до последних вы­пусков: Е.М. Акишина, А.В. Васина, В.Б. Скуридина, И.Н. Шумилова,

Ю.М. Карпушина, Г.В. Щеголя и ещё многих художников, окончивших в своё время наше училище.

На выставке были показаны работы действующих педагогов и, наконец, большой раздел учебных и диплом­ных работ. Всего было подготовле­но к выставке 240 экспонатов.

В том же году был опубликован большой труд Е.В. Журавлёвой – первый исторический очерк, ох­вативший семидесятипятилетнюю историю училища, частично вошед­ший и в это новое издание.

В 2005 году, к 80-летию училища, был подготовлен специальный номер журнала «Юный художник», посвящённый МГАХУ памяти 1905 года.

Были организованы юбилейные выставки.

Активная выставочная деятельность является важным аспектом жизни нашего училища. Она охватывает разные направления. Это и методи­ческие выставки, необходимые для более продуктивного учебного про­цесса, такие, как выставка живописи и рисунка «Обнажённая модель» в 2003 году, на которой было пред­ставлено около 50 лучших работ 50 – 60-х годов прошлого века из художественного фонда училища. Обязательные ежегодные выставки по итогам текущих просмотров и пленэров, осенние выставки лучших дипломных работ выпускного курса. Это и выставки по специальностям, значение которых выходит за рамки учебной деятельности. В 2001 году в Центральном музее древнерус­ского искусства им. Андрея Рублёва проходила выставка икон, отрестав­рированных студентами.

Многие произведения из собрания МГОМЗ, отреставрированные уча­щимися реставрационного отде­ления, стали частью экспозиции и участвовали в выставках музея. В июне 2010 года в Государствен­ном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-за­поведнике «Коломенское» откры­лась выставка дипломных работ театрально-декорационного отде­ления разных лет «Молодые худож­ники театра». Прекрасная экспози­ ция, организованная работниками музея и училища, в очередной раз продемонстрировала высокий уро­вень нашей школы сценографии.

Помогают творческому воспитанию молодых художников персональные и коллективные выставки педагогов, творческие выставки самих учащих­ся и, конечно, те выставки, которые можно назвать «историческими» в жизни нашего училища. Это персональные выставки ста­рейших педагогов: заслуженного работника культуры РФ В.И. Пасту­хова (2001г.); заслуженного работ­ника культуры РФ Е.В. Журавлёвой (2003 г.); заслуженного художника России Д.А. Воронцова (2008 г.);

заслуженного работника культуры РФ Б.Н. Малинковского с учениками (2004, 2009 г.); заслуженного работ­ника культуры РФ, ветерана Великой Отечественной войны В.А. Конягина (2004, 2010 г.).

Благодаря открытию в 2009 году второго выставочного зала училище получило возможность расширить свою выставочную деятельность и положить начало целой серии рет­роспективных выставок «Истории и судьбы». Персональные выставки старейших выпускников МГАХУ

Ю.М. Ефремова и Ю.М. Пильстрова, выставка живописи нашего выпуск­ника 1961 года В.С. Куколя.

В преддверии юбилейного 2010 года серию персональных выставок педагогов открыли две выставки: заслуженного художника РФ, дирек­тора училища А.Е. Денисова и Н.В. Пархоменко.

Очень значимы для учащихся и для педагогов такие академические выставки, как выставка народного художника РСФСР, члена-коррес­пондента Академии художеств СССР, профессора МГАХИ им. Сурикова В.Г. Цыплакова, ученика И.Э. Гра­баря и Г.М. Шегаля, проходившая в училище в апреле 2010 года. Они дают возможность почувствовать живую связь нашей системы обуче­ния с лучшими традициями русской реалистической школы, протянуть через поколения ниточку к художес­твенному наследию Московского училища живописи, ваяния и зодчес­тва. Знакомство с произведениями такого уровня формирует у нынеш­них студентов высокие представле­ния об искусстве, воспитывает их художественный вкус и понимание профессиональных задач. Выставка стала событием не только в жизни училища, но и в культурной жизни Москвы. На открытии присутство­вали члены Российской Академии художеств, Союза художников Рос­сии, ученики и члены семьи худож­ника.

Одно из важных направлений работы МГХАУ памяти 1905 года связано с его ролью координаци­онного и методического центра для всех училищ страны. На базе учи­лища постоянно проводятся Со­веты директоров художественных училищ Российской Федерации, курсы повышения квалификации для руководящих работников и для преподавателей специальных дис­циплин, разрабатываются рабочие программы и авторские методики.

Начиная с первой Всероссийской выставки в Рязани в 1998 году,

регулярно проводятся выставки дипломных работ художественных училищ в разных городах страны. За последнее десятилетие было проведено ещё три таких выставки: это вторая Всероссийская выставка 2001 года в г. Орле, третья Всерос­сийская выставка-конкурс 2004 года в Ярославле, где компетентное жюри впервые стало выявлять луч­шие работы и награждать победи­телей почётными дипломами. В октябре 2009 года в Саратовском художественном училище им. А.П. Боголюбова прошла последняя до настоящего времени выставка дипломных работ учащихся худо­жественных училищ страны.

После большого перерыва, вызван­ного объективными причинами, директор МГАХУ памяти 1905 года А.Е. Денисов выступил инициатором возобновления этих выставок, важ­ных для координации деятельности и развития художественной школы.

Выставка получилась масштабная. Было представлено 439 дипломных проектов из 51 учебного заведе­ния сорока субъектов Российской федерации, большая часть которых вошла в каталог выставки, изданный к началу её работы.

Дипломами I и II степени были на­граждены работы семи выпускников

МГАХУ памяти 1905года в номина­циях «Станковая живопись», «Теат­рально-декорационная живопись» и «Дизайн».

В период реформ, проводимых в стране в сфере образования,

огромное значение для обмена опытом и решения общих проблем имела научно-практическая конфе­ренция, посвящённая проблемам развития среднего художественного образования в России.

МГАХУ памяти 1905 года совместно с Академией переподготовки работ­ников искусства, культуры и туризма и Научно-методическим центром по художественному образованию в ноябре 2009 года подготовили и провели Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам обучения детей в облас­ти изобразительного искусства в детских художественных школах и школах искусств с показом методи­ческой выставки «Основы академи­ческого художественного образова­ния».

Впервые на базе училища в мае 2010 года была организована Всероссий­ская выставка детского художест­венного творчества: «Я горжусь, что родился в России, и я помню заветы отцов», приуроченная к праздно­ванию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Участниками выставки стали учащи­еся детских художественных школ и детских школ искусств в возрасте от 7 до 15 лет из 35 регионов Российс­кой Федерации.

В октябре 2010 года на базе МГАХУ памяти 1905 года прошла Всерос­сийская научно-практическая кон­ференция по проблемам развития

среднего профессионального обра­зования в области дизайна. Задачей конференции явилось совершенс­твование и повышение качества подготовки специалистов среднего профессионального художествен­ного образования в области дизай­на.

В октябре 2010 года прошли тор­жества, посвященные 85-летию со дня основания училища. Ми­нистерство культуры Российской Федерации наградило Почетными грамотами, объявило благодарнос­ти преподавателям и сотрудникам училища. Союз художников России наградил Золотой медалью МГАХУ памяти 1905 года за выдающийся вклад в изобразительное искусство. Ряд преподавателей спецдисциплин были награждены Золотыми, Сереб­ряными наградными знаками ВТОО «Союз художников России».



Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова на­градил училище Памятной медалью за огромный вклад в воспитание мо­лодых художников в духе великих традиций русской реалистической школы.


2010г.<< предыдущая страница