Похожие работы
|
Двадцатые годы - страница №1/3
История Двадцатые годы Москва в эпоху НЭПа... Залечиваются раны, нанесенные гражданской войной и военным коммунизмом. Несмотря на жизненную неустроенность и хозяйственную разруху, у молодежи появляется надежда на лучшее будущее, во многих горит вера в свершение высоких социалистических идеалов. В стране решается задача ликбеза (всеобщей грамотности населения) и подготовки необходимых специалистов для разных областей народного хозяйства. Нужна была целая армия учителей, и по стране создается сеть педагогических вузов и техникумов. Еще в августе 1918 года был подписан декрет Совнаркома о новых правилах приема в вузы и техникумы; в первую очередь туда принимались рабочие, беднейшие крестьяне и их дети; плата за обучение была отменена, нуждающимся выдавались государственные стипендии. Культурная ситуация ориентируется на широкие слои населения. Основной акцент делается на развитие различных форм агитационно-пропагандистского искусства с его своеобразным графическим стилем и декором, отражающими революционные идеи. Организуются массовые зрелища, по-новому используются произведения монументального характера. Бурно развивается новый театр. Наконец, по-иному стало рассматриваться участие художника в строительстве, в производстве вещей, в оформлении празднеств и просто быта. Актуальность лозунгов «Искусство – в жизнь», «Искусство – в массы» считалась бесспорной. Проводниками этих идей на практике могли быть только специалисты, получившие художественное образование. В Москве в первые послереволюционные годы художественное образование осуществлялось несколькими государственными учебными заведениями. Это были Высшие художественно-технические мастерские – Вхутемас, созданный путем слияния Училища живописи, ваяния и зодчества (школа станкового искусства) и Строгановского училища (школа промышленного искусства), Художественная школа кустарных промыслов (в дальнейшем – Училище имени Калинина), открытая в 1920 году, и несколько изопрофшкол. Другие художественные учреждения носили характер частных студий, художественных школ, кружков любителей живописи; многие из них высоко зарекомендовали себя в дореволюционное время. Таковыми были студии Юона, Касаткина, Мешкова, Рерберга, Кардовского. В них обучение велось в традиционном академическом плане. Эти школы и студии давали возможность приобщиться к искусству талантливым молодым людям. Здесь начинали свое художественное образование многие известные мастера. Однако для столицы таких студий было явно недостаточно, тем более что они доступны были, в основном, людям подготовленным и обеспеченным. Кроме них, как грибы росли и более мелкие студии, подверженные всевозможным модным течениям в искусстве. Они старались привлечь к себе учеников броскими названиями, определяющими их педагогическое кредо. Так, например, существовали на Арбате студия «Нет бросового материала» или студия, носившая название никак не менее, чем «Академия художеств». В 20-е годы частные школы под различными предлогами начинают ликвидироваться, а вместо них открываются государственные районные студии. При организации Вхутемаса преследовалась цель – создать учебное заведение нового типа, которое готовило бы «художников-инженеров и художников-техников высшей квалификации для обслуживания промышленности и задач социалистического строительства» (из справочника Вхутемаса). Однако потребность в специалистах была больше, чем могло подготовить одно высшее учебное заведение, тем более, что требовались они незамедлительно, особенно в крупных промышленных центрах. В столице с ее двухмиллионным населением постоянно росло количество средних и начальных школ, профессиональных и красноармейских клубов, рабочих театров. В промышленности, в культурно-просветительских учреждениях – всюду нужны были специалисты-художники. Кроме того, небольшое число студий и художественных школ не могло удовлетворить естественную для молодежи тягу к изобразительному творчеству. Необходимо было создать в Москве учебное заведение с ярко выраженной профессиональной направленностью, определенным профилем, своим учебным планом, программами, и что очень важно на этом этапе – целенаправленным трудоустройством. Такое учебное заведение обеспечило бы в первую очередь запросы города и явилось бы начальной ступенью по подготовке к высшему художественному образованию. Учебные заведения изобразительных искусств среднего звена уже существовали в других городах – Петрограде, Саратове, Одессе, Пензе, Казани. В этих училищах, созданных еще в XIX веке, сложился определенный опыт художественного образования. Обучение велось в традиционной форме, как это устанавливала Академия художеств. А вот в Ярославле в 1920 году открылся художественно-педагогический техникум, построенный по новому принципу, как среднее учебное заведение «пролетарского типа», готовящее кадры педагогов для единой трудовой школы. В апреле 1925 года в Москве по инициативе и при непосредственном участии наркома просвещения А.В. Луначарского Наркомпросом РСФСР была проведена Всероссийская конференция по среднему художественному образованию. В своей вступительной речи Луначарский изложил требования, предъявляемые советской властью к искусству и к художнику. На конференции была отмечена необходимость тесной связи между средним и высшим звеньями художественного образования, что выражалось бы в принципиальном единстве их программно-методических установок, а также рассмотрена возможность расширения сети художественных рабфаков. Так был сделан шаг на пути научно-планового построения художественного образования, достижения которого – при всех издержках – очевидны. На конференции был заслушан доклад директора Ярославского художественно-педагогического техникума С.А. Матвеева, который, кстати, был лично знаком с наркомом просвещения. Луначарский еще ранее посещал это училище и высоко оценил проводимую там работу. Общие принципы художественного образования, задачи работников искусств были сформулированы в основном докладе инспектора народного образования Ф.К. Фортунатова. Новые задачи по подготовке кадров художников-общественников получили дальнейшее одобрение в Московском отделе народного образования. В мае 1925 года в столице состоялась первая конференция учащихся художественно-профессиональных школ. В ее резолюции говорилось: «... считать первоочередной необходимостью всемерную пролетаризацию состава учащихся через привлечение в художественную школу рабочей и крестьянской молодежи, ... считать насущно необходимым для пролетарской молодежи создание Московского техникума изобразительных искусств». Таким образом, вопрос о создании в Москве учебного заведения по изобразительному искусству назрел, задержка состояла лишь в подборе опытных кадров организаторов и преподавателей. И такие энтузиасты нашлись, это были Евгений Николаевич Якуб (1888 – 1978) и Сергей Арсеньевич Матвеев (1887 – 1952). Именно они стали непосредственными основателями Московского училища. Оба художника были выпускниками Строгановского училища, к тому же старыми друзьями. Педагогика была призванием Якуба. Еще будучи студентом IV курса Строгановского училища, он решил заняться педагогической работой. Сначала преподавал в детском клубе воскресного типа, затем в группе рабочих – маляров, альфрейщиков, краснодеревцев, мраморщиков. По рекомендации Строгановского училища работал в Ханчжоу, где преподавал в группе китайских детей. Отслужив в армии и возвратившись в Москву, Якуб был захвачен идеей организации в Москве среднего художественного заведения. У Матвеева к этому времени также был накоплен большой педагогический опыт. Некоторое время он проработал в Ярославле в качестве заведующего секцией Изоотдела народного образования, затем уполномоченным по организации Свободных художественных мастерских и художником Ярославского драматического театра. По его инициативе был создан Ярославский художественно-педагогический техникум, упоминавшийся выше. Получив от отдела народного образования предложение заняться созданием училища, Якуб списывается с Матвеевым и приглашает его в Москву. Матвеев энергично включился в деятельность по художественному образованию в системе Наркомпроса. Его статьи «О задачах и целях художественного воспитания в социалистической школе» и «Художественное образование в РСФСР» были опубликованы в журнале «Наш труд». Со временем организаторский дар Матвеева, педагога и художника, был использован при реорганизации Художественного института (в дальнейшем – имени Репина) в Ленинграде, при создании Полиграфического училища в Москве и в становлении Палехского училища. Учитывая опыт Матвеева, ему была предложена административная часть. Якуб отвечал за подготовку учебного плана, за разработку методики и отдельных программ. Прежде всего необходимо было найти помещение для техникума. Выбор пал на двухэтажный особняк в Краснопресненском районе (Сущевская улица, 14), который до революции принадлежал художнику Алексею Боголюбову, внуку Радищева и основателю музея в Саратове. На втором этаже дома, построенного по специальному проекту, находилась мастерская живописца с огромными эркерного типа окнами. В этом доме Боголюбов устраивал свои творческие вечера. В этих стенах работали Репин, Суриков, Серов, Константин Коровин. После отъезда Боголюбова в Париж дом приобрел Сергей Третьяков для своего сына Николая, художника и собирателя. Здесь хранилось богатое собрание живописных полотен и других художественных ценностей. После смерти Николая Третьякова домом распоряжалась вдова последнего. Возможно, в революционные годы этот особняк занимала студия «Школа живописи», которой руководил художник Николай Григорьев. После революции началось уплотнение помещения. Кроме студии, в особняке разместились библиотека имени поэта Ивана Сурикова и районный педагогический музей. Думается, что не случайно Матвеев и Якуб остановили свой выбор на этом здании. Ими двигало желание приобщить своих воспитанников к высокой художественной культуре прошлого века через саму атмосферу этого дома, где гармония архитектурных форм и уют помещений определяли поведение, располагали к общению. Двусветная лестница с дубовыми перилами, массивные двери с резьбой, такие же деревянные консоли возле окон, изразцовая печь – все это сохранилось до наших дней и украшает интерьер находящейся там ныне районной библиотеки. В новооткрывшемся техникуме предполагалось обучение по нескольким специальностям: художественно-педагогическая – учителя для массовых и профессиональных школ, художественно-инструкторская – художники для легкой промышленности (текстильной, полиграфической, силикатной) и художники-инструкторы для политпросветработы в клубах, театрах, избах-читальнях, и, наконец, живописно-станковая – для художников-живописцев средней квалификации. Наиболее одаренные учащиеся последнего отделения должны были направляться на второй курс вуза. В сентябре 1925 года в техникуме были проведены первые необходимые организационные мероприятия. Первое время он функционировал на основе хозрасчета, и учащиеся вносили плату за обучение. Были назначены сроки приемных экзаменов. Количество абитуриентов определили в 100 человек. В их число входили учащиеся студии Николая Григорьева, которые вместе со своим руководителем влились в состав техникума. 35 человек, как наиболее подготовленные, были приняты сразу на второй курс, 75 человек – на первый курс. 30% учащихся из материально нуждающихся семей были зачислены на бесплатные места. Конечно, со всей строгостью подходили к социальному составу учащихся: преимущество отдавалась молодежи из рабочих и крестьянских семей, 11 человек из первого приема состояли в рядах РКСМ. 15 октября 1925 года следует считать первым днем работы училища. В первое время из-за нехватки помещений занятия в техникуме проводились в три смены. И только на втором году обучения удалось, после длительной переписки, получить дополнительную площадь в том же особняке, где разместили литографскую мастерскую и мастерскую текстильного рисунка. Организаторы училища понимали, что техникум обязан выполнять две функции. Во-первых, давать полноценные знания в области изобразительной грамоты, и, во-вторых, что было основной целью заведения и отвечало задачам времени, вести профессиональную подготовку по избранным специальностям. Ориентируясь на программу Вхутемаса (высшего учебного заведения нового типа с четко выраженными задачами подготовки специалистов), организаторами был составлен учебный план техникума с пояснительной запиской к нему. Две трети времени отводилось художественным дисциплинам, остальное – общеобразовательным предметам. Большое значение в подготовке художников придавалось дисциплинам, повышающим общую культуру, то были: история искусств, история культуры и политпросветработа. Вначале курс обучения был рассчитан на три года, затем увеличен до четырех лет. В декабре 1925 года Советская республика отмечала двадцатилетие первой русской революции. На предприятиях, фабриках, заводах состоялись митинги, в районах – демонстрации, гуляния, собрания. Особенно торжественно отмечалось это событие в районе Красной Пресни. Молодость художников – организаторов училища совпала с революционными событиями 1905 года. Так, Матвеев самолично сражался на баррикадах. Поэтому вполне естественным выглядит их желание увековечить память о революции в названии создаваемого (в районе Красной Пресни) учебного заведения. В пояснительной записке к учебному плану Матвеев пишет: «Принимая во внимание то, что техникум организован и открыт в год, когда Советская власть вместе с пролетариатом вспоминает один из этапов революционной борьбы, а именно – Восстание 1905 года, то вполне явится уместным присвоить открытому техникуму наименование «Государственный техникум изобразительных искусств в память Восстания 1905 года». (Позже техникум перешел в подчинение Московского областного управления по делам искусств и в 1936 году был переименован в Московское областное художественно-педагогическое училище памяти Восстания 1905 года.) Педагогический состав в техникуме был замечательный. Е.Н. Якуб являлся художественным руководителем по учебно-производственной практике; С.А. Матвеев, будучи директором, Н.М. Григорьев, М.К. Соколов преподавали живопись; С.Ф. Николаев занимался вопросами театральной практики. О работе училища в период организации сохранилось немного сведений, но одно, самое существенное, нам известно. С первых же своих шагов училище утвердилось как учебное заведение, воспринявшее лучшие традиции русской художественной школы. Этому, несомненно, способствовали прочное художественное образование основателей техникума, их беззаветная преданность реалистическому искусству, что нашло отражение и в педагогических взглядах, и в личном творчестве преподавателей-художников. В работах Евгения Николаевича Якуба как в зеркале отразились многообразные явления его времени. В остро решенных городских пейзажах, жанровых эскизах прослеживается целая эпоха. Сами за себя говорят названия его работ: «Февраль 1917 года», «НЭП – открытие рынка», «Ларьки на Трубной площади», «На вернисаже АХРР», «Беспризорники лакомятся», «Первомайская демонстрация» и так далее вплоть до наших дней. Его натюрморты 20-х – 30-х годов – это рассказ о скудости быта, но тем ярче проявляется в них трепет автора перед красотой простых полевых цветов. Каждая работа Якуба отмечена художественным вкусом и профессиональной культурой. На графическом автопортрете 1924 года художник изобразил себя как бы напряженно всматривающимся в грядущее, которое представляется ему огромным сверкающим городом с иллюминированными высотными зданиями, с башенными часами, словно олицетворяющими лозунг «Время, вперед!». Может быть, именно таким романтиком видели своего учителя его ученики и таким его любили. В 1977 году на Гоголевском бульваре, в помещении выставочного зала Союза художников СССР состоялась единственная персональная выставка 90-летнего художника, позволившая увидеть и оценить во всей полноте его творчество. Самобытное наследие Николая Михайловича Григорьева, к сожалению, еще не нашло своего исследователя. Ученик Константина Коровина, он тяготел к пейзажной живописи, не чураясь смелых экспериментов в колорите и композиции. Несколько его полотен хранятся в Калужском художественном музее, Третьяковской галерее и в Музее истории города Москвы. Сергей Филиппович Николаев также занимался у Константина Коровина в Училище живописи, ваяния и зодчества по классу живописи, но в отличие от пейзажиста Григорьева продолжил другую линию творчества их общего учителя: стал мастером театральной декорации. Работы Сергея Арсеньевича Матвеева, заведующего техникумом, по отзывам близких учеников, носили камерный характер, но за их скромностью стоял добротный профессионализм. Как подбирался преподавательский состав, сказать трудно, но можно предположить, что С.А. Матвеев, Е.Н. Якуб и М.К. Соколов были знакомы еще по Строгановскому училищу. Михаилу Ксенофонтовичу Соколову выпала самая трудная судьба. Его уникальный, но замалчиваемый талант стал поистине открытием нашего времени. Реабилитированный посмертно, мастер провел годы в ссылке на станции Тайга. Экспрессивный рисовальщик, он обращался к соответствующим его темпераменту сюжетам: эпоха Французской революции, библейские сцены. Живопись его окутана нежной романтикой жемчужно-серых и розовых тонов. Как своего любимого учителя и друга вспоминает Соколова выпускник техникума, а ныне старейший московский живописец Михаил Маторин. Первые ученики с необыкновенной теплотой отзываются об училище. «Наши педагоги любили нас отеческой любовью, – вспоминает заслуженный художник РСФСР Вера Аралова. В училище царила творческая атмосфера. Выполняли оформительские работы. Писали метрами лозунги, сами терли краски, делали подрамники. Не гнушались никакой работы. Педагоги во всем были с нами рядом». Дмитрий Мочальский, действительный член Академии художеств СССР, отмечает: «Школа была живая, реалистическая. Большое значение придавалось работе с натуры, наброскам, скульптуре. Основу искусств закладывали наши учителя. Много было практики в области написания шрифта, создания рисунка для текстиля. Работали много, работали после уроков. Все были полны энтузиазма, была большая работоспособность». Состав учащихся был разновозрастный: от 16 до 40 лет. И когда смотришь на групповую фотографию тех лет, где директор училища – молодой человек в белой рубашке, подпоясанной ремешком, мало чем отличается от учащихся, становится понятной та простота отношений, о которой вспоминают ученики, когда в перемену учащиеся и директор вместе выбегали во двор, чтобы играть в футбол. Окончание первого учебного года решили ознаменовать выставкой-отчетом. На ней экспонировались работы учащихся по рисунку, живописи и учебно-производственной практике. Однако педагоги техникума при отборе задались очень интересной целью: показать не только результат учебного процесса, но и сам метод преподавания. Поэтому на выставке большинство учеников было представлено отдельными работами, а другие – всеми своими «уроками», расположенными в порядке методической последовательности. Все это говорило об очень серьезном и профессиональном отношении к разработке учебных программ. Выставку предполагалось устроить в помещении Вхутемаса, но неожиданно ситуация приобрела конфликтный характер. Следует напомнить, что во главе Вхутемаса стояли представители «левого» искусства, объединявшиеся в группы «Октябрь» и РАПХ. Традиции классического искусства подвергались ими сомнению. Станковому искусству эксперименты «левых» нанесли чувствительные удары. Поэтому естественно, что, когда руководство училища обратилось в вуз с просьбой выделить выставочную площадь, ему было отказано под предлогом «реакционности» метода обучения молодежи. И только после вмешательства Наркомпроса выставка открылась в помещении по улице Рождественка, 11. И хотя профессура Вхутемаса открыто агитировала против скромных работ училища, у массового зрителя выставка имела успех. Отзывы о ней прошли в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», «Рабочая газета». «Основное, что оставляет эта выставка, говорит за то, что молодежь делает четкую ставку на всестороннее овладение художественным мастерством. Проблема рисунка, проблема цвета – вот что стоит в центре внимания и руководителей, и учеников этого техникума»; «Показательность выставки в той методической установке на овладение ремеслом, которое так ярко подчеркивается всеми работами», – писалось в рецензиях. На докладе С.А. Матвеева, прочитанном в связи с открытием выставки, присутствовало двадцать рабочих Трехгорной мануфактуры – членов Моссовета, которые высказали свое удовлетворение успехами, достигнутыми училищем по подготовке художников для производства. Отзыв рабочей общественности не только укрепил престиж училища, но и помог руководству решить ряд организационных вопросов. С 1927-28 учебного года училище зачислили на государственный бюджет, что значительно улучшило его материальную базу. В том же году было принято решение о передаче училищу помещения по улице Сретенка, 6/2 – адрес, ставший легендарным. В этом здании постройки середины XIX века размещались: на первом этаже – фотостудия и продмаг, на третьем этаже – складские помещения владельцев мебельного магазина Хазовых. Основной второй этаж занимали последовательно: театр миниатюр Южного, затем более десяти лет – кинематограф, а в 1920 году эта часть здания, с оборудованным зрительным залом на триста мест и театральной сценой, была передана Театральному техникуму имени Луначарского и Музыкальной школе имени Рахманинова. Здание уже тогда находилось в ветхом состоянии, не было водопровода и канализации, более 30% площади не имело дневного света, а из-за «непрочности и колебаний полов уроков танцев и занятий по физкультуре производить невозможно» (выдержка из акта обследования за 1924 год). Чтобы подготовить здание к эксплуатации, потребовались большие усилия руководства техникума. На капитальный ремонт Московский отдел народного образования выделил сорок тысяч рублей. В строительных работах участвовали учащиеся техникума и наравне с ними – преподаватели. 1927-28 учебный год техникум начал в новом помещении. Расширение площади позволило организовать мастерские и кабинеты, там было размещено вновь приобретенное оборудование. К этому времени произошли изменения и в структуре училища. Продолжительность курса обучения увеличилась до четырех лет. Прием на отделения текстильное и литографическое был закрыт, так как они дублировали факультеты отделившихся от Вхутемаса Полиграфического и Текстильного институтов. Третий по счету учебный год дал возможность подвести некоторые итоги работы изотехникума. Несмотря на организационные трудности, техникум продолжал развиваться. В своем годовом отчете С.А. Матвеев отмечает, что финансовое положение укрепилось: отпущены дополнительные суммы на зарплату педагогов и сотрудников, выделены средства на стипендии учащимся. За трехлетний период подтвердились действенность учебного плана, качество первых программ. Заведующий подчеркнул, что в учебном процессе достигнуты взаимопонимание учащихся и преподавателей, активность учеников в овладении специальностью. В методическом плане разрабатывались такие проблемы, как увязка между собой учебных дисциплин, учет работы учащихся и так далее. Тогда же, весной 1928 года в Москве проходила конференция преподавателей художественных техникумов, рассматривавшая вопросы подготовки художника для работы в различных отраслях промышленности и культуры. Остро стоял вопрос о создании нового, созвучного эпохе стиля и соответствия ему учебных программ. Единый цикл художественных, общественных и педагогических дисциплин готовил учащихся к профессионально осмысленному и адекватному ответу на культурные запросы общества, в данном случае такие, как оформление революционных празднеств, клубов, территорий, подготовка стенгазет, написание лозунгов и так далее. Художественные техникумы становились методическими центрами по приобщению людей к языку искусств. Конференция сопровождалась выставкой работ учащихся различных художественных техникумов из Москвы, Ленинграда, Омска, Саратова, Вятки и других городов. Для оценки работ было создано специальное жюри из представителей компетентных организаций в области художественного образования, которое определило, что из всего показанного «выявил себя лучшим с учебно-методической стороны Государственный техникум изобразительных искусств памяти Восстания 1905 года, экспонаты которого были посланы за границу, согласно просьбе из Парижа». Особенно удачными и художественно выразительными оказались агитационные и промышленно-технические плакаты, а также эскизы набивных тканей. Процесс обучения увязывался с предприятиями Москвы. Практику учащиеся проходили в Первой Образцовой типографии, на Трехгорной мануфактуре, в театрах, клубах, школах столицы. О творческой активности учащихся, о их быстром профессиональном росте и умении решать очень сложные задачи говорят следующие факты. В 1927 году в Москве торжественно отмечалось десятилетие Октябрьской революции. Все художественные организации города, в том числе и учебные заведения, приняли участие в оформительских работах. Почин на себя взял Вхутемас, который даже включил эти виды работ в задания учебного года и производственной практики. Учащиеся нашего техникума также внесли свою лепту в эти мероприятия, выполнив большую работу по оформлению выставки Моссовета, приуроченной к данному событию. Ежегодно техникум участвовал и в оформительских работах к майским и ноябрьским праздникам, к посевной кампании (для чего даже был произведен ускоренный выпуск учащихся). В духе времени складывалась общественная жизнь: проводились беседы с неграмотными, была создана ячейка «воинствующих безбожников», на что несомненно повлияло находившееся в соседнем доме (Сретенка, 10) правление этой массовой атеистической организации, возглавляемое недоброй памяти Емельяном Ярославским. Комсомольцы участвовали в антирелигиозной кампании. Еще один аспект той жизни: борясь за пролетаризацию состава техникума, проводили постоянные чистки ученической среды от «чужеродных» элементов, осуществляли народный контроль через организацию «легкой кавалерии». Эти действия подчас носили жесткий, бескомпромиссный характер. Поднимем документы той поры: «Ввиду того что [учащаяся] Пухова является дочерью бывшего фабриканта и крупного торговца, расстрелянного в Октябре, что не было указано в анкете, поданной при поступлении и заверенной жилтовариществом, и лишена избирательных прав – Пухову из числа учащихся исключить» (позднее несправедливость была исправлена, и Пухова училище окончила); «Исключить Андрианова за сокрытие социального лица при поступлении в техникум – сын кулака – за участие в вылазке классового врага в техникуме, за злостные прогулы»; «Отчислить за прогулы Краснобаева – как дезертира с фронта просвещения»; «Отчислить Буднянскую – как злостного летуна, занявшего место рабочего при поступлении»; «Премировать» группу второго курса оформительского отделения за недисциплинированность и низкую успеваемость рогожным знаменем» (из протокола заседания Президиума техникума от 24 ноября 1929 года). Злоба дня ощущается и в таких решениях: «Слушали: Об антирелигиозной кампании. Работа в этой области слаба. Ячейка безбожников не работает, не втянуты преподаватели. Проведена одна лекция. Постановили: Провести ряд бесед об антирождественской кампании. Вывесить ряд лозунгов и плакатов. Провести беседу с неграмотными, сделать уголок, организовать антирелигиозный вечер с приглашением родителей» (из протокола заседания Президиума техникума от 11 декабря 1929 года). Тридцатые годы Так прошли четыре учебных года. И, наконец, в 1929 году состоялся первый выпуск училища по специальностям «плакатисты-графики» и «художники для текстильной промышленности», а в 1930 – училище закончили 19 клубных работников и 11 художников-педагогов. Уже из первых двух выпусков можно отметить столь известные и славные имена, как живописец Дмитрий Мочальский, художник-плакатист Виктор Иванов, лауреат Государственных премий, сценограф Александр Васильев – все трое избраны в Академию художеств; живописцы Борис Попов и Вера Аралова-Паттерсон, лауреат премии Дж. Неру; художники-декораторы Большого театра Тамара Дьякова и Владимир Зимин и другие. Значение изотехникума еще более возросло в связи с закрытием в 1931 году Вхутемаса. Фактически на некоторое время училище остается в столице единственным учебным заведением с преподаванием станковых форм. И если 1929-30 год стал для факультета живописи во Вхутемасе последним, то в этом же году наше училище осуществило свой первый выпуск талантливой молодежи, будущих ведущих художников, как бы приняв эстафету подготовки творческой молодежи. А потребность в специалистах только возрастала. После распределения на работу выпускников 1929-30 учебного года вакантными остались восемьдесят мест. Качество специалистов проверялось на местах, куда по прошествии трех месяцев работы высылался диплом об окончании училища. В 30-е годы контингент учащихся техникума достиг 136 человек, педагогический коллектив возрос до 25 человек. Местная комсомольская организация насчитывала 35 членов. По причинам как объективного, так и субъективного свойства развитие училища не могло идти без трений и временных отступлений. Здесь, как и во многих других учебных заведениях, применялись ошибочные методы в преподавании и общеобразовательных, и специальных предметов. Не дали положительных результатов ни «дальтон-план», ни «лабораторно-бригадный» метод, ни «метод проекта», насаждаемые в 30-е годы. К тому же все эти эксперименты требовали особой оснастки, а в училище не всегда было самое необходимое, не хватало оборудования, лабораторий и мастерских. Налаженный учебный процесс нарушался: учитель становился в положение консультанта, классно-урочная система занятий приходила в упадок. Вводились элементы самоуправления. В штабы по приему и выпуску специалистов наравне с дирекцией входили и учащиеся. Представители ученических организаций участвовали с правом решающего голоса в обсуждении учебных программ, в работе цикловых комиссий, что не всегда, мягко говоря, приводило к правильным выводам. На преподавании специальных предметов не могла не сказаться и та острая борьба, которая шла в 30-е годы между художественными группировками. После закрытия Вхутемаса в педагогический коллектив училища влились некоторые художники, ранее там преподававшие. Их взгляды не всегда совпадали с установками техникума на воспитание художников в русле реалистического искусства. Возникали разногласия. Много ошибочного было и в учебных планах. В учебном плане 30-х годов недостаточное время отводилось рисунку и живописи. В примечании к плану было сказано: «В предмете «технология живописных материалов» допускаются в порядке лабораторных занятий практические работы по живописи». Такое же место было отведено рисунку в предмете «пластическая анатомия». Видимо, как проявление одного из «лабораторных опытов» и явилась пресловутая постановка – известная натурщица Осипович в виде «обнаженной с красным флагом в руках». Как отголосок борьбы за новое искусство звучали сомнения отдельных педагогов в целесообразности преподавания станковой живописи, особенно на декоративно-оформительском отделении. В ряде случаев умение рисовать подменялось манипулированием условными элементами и формами. Преподавание оформительского дела скатывалось до узкого практицизма, где не признавалось никакого другого искусства, как только вывеска, витрина, лозунг. Вероятно, к этому времени относится неудача, постигшая училище при оформлении здания ГУМа к октябрьским праздникам. Декорация была сделана с явно левацким уклоном. Нагромождение геометрических форм и схематических изображений не украшало здание. Правительственная комиссия, принимавшая оформление, забраковала его, назвав «футуристическим издевательством над рабочим классом», а Демьян Бедный в своей обычной манере «прошелся» по этому поводу в центральной прессе. В этой ситуации руководство и ведущие преподаватели училища ясно сознавали необходимость всеми возможными способами расширять культурно-образовательную базу с тем, чтобы все большее число учеников разной возрастной и социальной принадлежности было охвачено системой традиционного классического обучения. С 1930 года при техникуме начинает работать подготовительное отделение – вечерние рабочие курсы. Кстати пришлись здесь известные постановления ЦК партии от 1931 и 1932 годов о перестройке литературно-художественных организаций, о работе средней школы, о преподавании истории и так далее. В расписание занятий по праву вошли теоретические дисциплины, соответственно увеличился и штат педагогов. В 1934 году открывается детская художественная школа, взаимодействующая с училищем. Все это позволило резко поднять уровень профессиональной подготовки и качество выпускных работ. По-прежнему учащиеся и преподаватели выступают с пропагандой искусства в воинских частях, участвуют в городских субботниках, в оформлении массовых революционных кампаний. В октябре 1931 года и в мае 1932 года при оформлении трибун Каланчевской площади и улиц Москвы (12 панно, 20 макетов) училище последовательно занимало первое место по городу. 30-е годы – это новый поворот в жизни страны: началась сплошная коллективизация сельского хозяйства. Городское население, как потребителя сельскохозяйственных продуктов, также не миновала сия горькая чаша. И вот живой пример из жизни училища. В одном из приказов 1932 года читаем: «Учитывая, что заготовка хлеба и картофеля проходила в ожесточенной классовой борьбе с классовым врагом и его агентурой, которые пытаются сорвать план снабжения, то нашим хлебом и картофелем должны пользоваться те, кто его заслужил, то есть ударник, а не прогульщик». Распределение продовольственных карточек и обеденных талонов производилось с учетом дисциплины, посещаемости и работоспособности учащихся. Но все равно молодость брала свое, а кроме того сохранным оставался дух русской интеллигенции, культурного подвижничества, носителями которого были преподаватели училища. Выпускник училища 30-х годов театральный художник и педагог Сергей Лагутин вспоминает о той живой обстановке, которая царила в техникуме: учащиеся чувствовали себя хозяевами положения; при переполненном зале проводились горячие собрания, торжественные заседания, вечера художественной самодеятельности, в которой принимали участие и преподаватели. Искренний интерес к занятиям специальностью объединял всех в неформальный творческий союз. К работе в техникуме, хотя и на короткий срок, привлекались замечательные люди, педагоги вузов, известные и как крупные мастера и как авторитетные художники-теоретики. Владимир Андреевич Фаворский проводил отдельные занятия, отражающие определенные достижения и находки в теории живописи. После закрытия изофакультета в 1922 году Крымов целиком отдался творческой работе, ища в ней подтверждения своих теоретических положений. И только через двенадцать лет живописец с осторожностью и некоторыми колебаниями принял предложение поработать в училище. Предварительно им были поставлены определенные условия по подбору учащихся и мастерской для занятий. Поэтому группа, к работе с которой приступил Крымов, была собрана из лучших учащихся различных отделений, которые должны были выпускаться как художники-станковисты. К четвертому, последнему году здесь сложился серьезный коллектив, достаточно подготовленный и взрослый, чтобы с полным пониманием воспринять все творческие положения и суметь реализовать их на практике. Это были учащиеся Петр Малышев, Федор Глебов, Виктор Киселев, Сергей Викторов, Юрий Кугач, Виктор Мельников, Николай Соломин, Дмитрий Домогацкий и другие – все впоследствии выросшие в крупных мастеров отечественного искусства, художников, добившихся признания и успеха. На фоне хаоса, который царил в то время среди молодежи во взглядах на изобразительное искусство, четкие и ясные требования нового педагога сразу расположили к нему его учеников. Крымов не просто следовал установившейся еще в дореволюционной школе реалистической системе обучения, но, используя свой богатый опыт, внес в преподавание живописи свои методы. В постановках, простейших на первый взгляд, – картонная ширма с раскрашенными створками, белый куб с одной черной гранью, подсвеченный электрической лампой, или более сложный натюрморт – ставились перед учащимися определенные, очень точные задачи: верно видеть, отучаться от приблизительности, от заученности в изображении, доверять наблюдению. Большое значение придавал Крымов понятию тона в живописи: «Кто пишет картину тоном и верно передает его, умея при всем разнообразии оттенков сохранить общий тон, тот называется живописцем, – тоном Крымов называл степень светосилы цвета. – Верно взятый тон дает глубину картине, размещает предметы в пространстве». Крымов учил писать среду, в которой находятся предметы, искать верные цветовые и тональные отношения. Он познакомил учеников со своим открытием «камертона» в живописи, каким является пламя огня, равное по светосиле белому предмету, освещенному солнцем. Основные положения данной теории легли в основу его метода обучения. Обладая большим педагогическим талантом, он сумел увлечь молодежь и на простых примерах поставить перед ними сложные живописные задачи. По настоянию Крымова срок обучения данной группы был продлен еще на один год, что позволило 13 выпускникам поступить без вступительных экзаменов на второй курс во вновь организованный в Москве Художественный институт (в дальнейшем – имени Сурикова). Это был поистине беспрецедентный случай, когда в училище специально для отбора дипломников приехали ректор института Грабарь, заведующий кафедрой живописи Иогансон, заведующий кафедрой рисунка Сергей Герасимов. Однако следует отметить, что не все педагоги восприняли метод Крымова как откровение. Не всем импонировал мастер и как сложная личность. Педагогический метод Крымова был присущ лично ему, с его багажом знаний, разносторонностью, увлеченностью. У другого преподавателя это не дало бы нужного эффекта. Но творческая одержимость и самоотдача большого мастера сыграли существенную роль в признании высокого назначения педагога-художника. О Крымове – художнике и человеке – его учениками написано немало. Они с большой теплотой и благодарностью вспоминают своего учителя. Выпускник училища и ученик Крымова Валерий Скуридин продолжил его дело в качестве профессора Института имени Сурикова. Примерно в те же годы (1932 – 1936) композицию на оформительском отделении училища преподавал Яков Дорофеевич Ромас, талантливый мастер художественного оформления, ученик Крымова. Советское оформительское искусство освобождалось к тому времени от причудливых символов, эмблем и аллегорий и сменивших их беспредметных или конструктивистских форм, обращаясь к пластической ясности и наглядно-доходчивым художественным образам. Эта линия определялась группой молодых выпускников Вхутемаса начала 30-х годов, среди которых был и Ромас. Он довольно быстро завоевал ведущее место среди художников оформительского искусства: выполнял проекты праздничного оформления центральных площадей Москвы, оформлял внутреннюю архитектуру метро, участвовал в создании экспозиций на международных выставках, был главным художником ВДНХ. Его высокая художественная и общая культура привлекала к нему учащихся. К.Ф. Морозов вспоминает: «Особенность его педагогического дара выражалась в глубоком внимании и уважении к творчеству студента. Достижения студента анализировались с особой тщательностью, и раскрывались перспективы для дальнейшего совершенствования дарования. Неудовлетворительные работы оценивались с очень тонким и мягким юмором, с удивительной точностью раскрывающим перед автором его промахи». Влияние Ромаса несомненно сказалось в улучшении оформительской практики, которая стала более профессиональной. К празднованию Первого мая для завода «Серп и молот» учащимися были выполнены портреты, панно, крупные маски, фотомонтажи. Во всем этом ощущалась рука опытного руководителя. Нельзя пройти мимо одной из крупных фигур в преподавательском коллективе 30-х годов, а именно художника-педагога Семена Ивановича Фролова. Первоначальную художественную подготовку он получил в Училище живописи, ваяния и зодчества по классу Серова, где был премирован заграничной поездкой по Италии и Франции, затем продолжил образование в Академии художеств в мастерской Репина. Тяготея к преподавательской деятельности, окончил Высшие педагогические курсы при Академии художеств с дипломом первой степени. В училище Фролов пришел в 1932 году, имея за плечами большой педагогический опыт, поработав уже в школе Юона, в Институте изобразительных искусств и в Инженерно-строительном институте, где по кафедре рисунка получил звание профессора. С.И. Фролов был из тех педагогов, что содействовали становлению в училище прочной художественно-методической базы. Будучи человеком высокой культуры, он вносил в преподавание рисунка и живописи стройность и логичность. Им были подготовлены программа по перспективе и пособие о взаимосвязи перспективы и рисунка. Его роль в совершенствовании учебного процесса и методики преподавания неоспорима. Она тем более ощутима, что Семен Иванович работал в училище длительное время, до конца своих дней (он скончался в 1949 году 72 лет от роду). В связи с воссозданием в 1933 году Всероссийской Академии художеств остро встала проблема дальнейшего развития высшей художественной школы. Однако теперь стало ясно, что без решительного укрепления художественных заведений среднего звена невозможно решать задачи высшего образования. Поэтому в 1936 году было проведено методическое совещание по среднему художественному образованию с приуроченной к нему выставкой работ учащихся техникумов в залах ленинградской Академии. В основном докладе директора Всероссийской Академии художеств, заслуженного деятеля искусств И.И. Бродского отмечалось в целом довольно плачевное состояние училищ страны, даже тех, которые раньше имели хорошие традиции и подготовили целую плеяду больших художников (училища в Пензе, Одессе, Саратове, Казани). Бродский говорил о явном несовершенстве всей системы художественного воспитания, о недостаточной профессиональной подготовке в художественных училищах, что перестали находиться в непосредственном подчинении Академии художеств. Разобрав представленные на выставке работы, Бродский отмечает: «Вполне благополучно, в общем, обстоит дело на пятом курсе Московского техникума, работы которого говорят о неплохой постановке композиции и довольно высокой живописной культуре. Было бы удивительно, если бы этого не было, ибо не будем забывать, что техникум находится в Москве, в большом культурном центре, где есть у кого учиться. Работы Малышева, Смирнова, Глебова, Киселева, Кугача, Мельникова и других говорят о том, что студенты знают, что такое картина, и умеют подойти к ней в своей работе». От училища в методическом совещании приняли участие преподаватели К.Ф. Морозов, С.И. Фролов, Ю.Г. Ряжский, С.С. Алексеев. С докладом о структуре художественных училищ выступил Морозов. На основании удачно проведенного опыта с подготовкой группы станковистов он призывал к увеличению срока обучения в училище до пяти лет, указывал на приоритет педагогического профиля, определял назначение оформительской специальности как призванной решать задачи монументального характера. На совещании утверждались программы по специальным предметам. Морозов выступал и на секционном заседании по проекту программ рисунка. Он ратовал за введение в программу рисунка по впечатлению и представлению, рисунка фигур в движении, за сочетание длительного рисования и штудии с кратковременным наброском. О значении композиции как источника познания действительности говорил на совещании и Фролов. Конференция стала существенной вехой в жизни художественных училищ. Вновь появилась возможность увеличить штат педагогов и привлечь к работе известных, опытных, старейших художников. В 1936 году на педагогическую работу был приглашен замечательный живописец – певец русского пейзажа Петр Иванович Петровичев. Для московского училища это стало большой удачей. Петровичев не был ни теоретиком, ни методистом, тем не менее его роль в развитии художественной школы представляет несомненную ценность. Здесь сказывался его авторитет живописца, выпускника Училища живописи, ваяния и зодчества, носителя живых традиций русского искусства конца XIX – начала XX века. Не меньшее значение имели человеческие качества преподавателя, умевшего завоевать уважение и любовь учеников чуткостью и добротой. Продолжая педагогическую линию своего учителя Левитана, Петровичев внимательно относился к сохранению творческой индивидуальности учащихся, не навязывал им своей манеры письма. Он старался привить им любовь к искусству через любовь к пейзажной живописи. Выезжая на этюды с учащимися, обычно писал вместе с ними. Один из его учеников вспоминает: «Петровичев требовал не срисовывания, а глубокого понимания формы предметов, их сущности... не терпел никакой приблизительности в работе над натурой, требовал исчерпывающей конкретности в передаче формы, цвета и пространства». Петровичев продолжал преподавать в училище еще в первые годы Великой Отечественной войны, совмещая педагогическую работу с активной творческой. Среди имен преподавателей изобразительного искусства нельзя не упомянуть живописца Юрия Георгиевича Ряжского, педагога по призванию. Неординарной фигурой в коллективе преподавателей-художников следует считать Антона Николаевича Чиркова. Крупный, русоголовый, с привлекательной внешностью, он сразу располагал к себе учащихся. По воспоминаниям К.Ф. Морозова, Антон Николаевич был «непрерывно работающим художником, искусством он жил всецело, училище считал родным домом, к студентам относился нежно и любовно, называл их «голубчиками», «миленькими», тихий и восторженный, был легко уязвим... Обладал удивительно верным глазом на живописное дарование в студенте». Чирков учился во Вхутемасе в мастерской Машкова и Осмеркина, в ранних работах был близок к первому. Его живописи присущи ярко выраженное духовное начало, иносказательность, душевная полнота; колорит работ насыщенный и плотный. Его искусство долго не было востребовано, и художник материально нуждался. Были и претензии со стороны осторожной дирекции училища к отдельным его постановкам (натюрморты), педагога упрекали в том, что они «противоречат коммунистическому воспитанию» (из приказа 1939 года). В своих воспоминаниях Дмитрий Краснопевцев, выпускник училища и знаменитый представитель московского андеграунда, впоследствии удостоенный на Родине престижной премии «Триумф», называет Чиркова любимым учителем, который «учил не только живописи, рисунку и композиции, но и самым главным законам искусства — искренности и любви к творчеству». Работы Чиркова были представлены на двух персональных выставках: в залах училища – в 1937 году и в Музее искусств народов Востока – в 1997. Скончался Антон Николаевич в 1946 году, подорвав здоровье при росписи храма, и был похоронен по христианскому обычаю; провожала его большая группа учеников (за что они получили порицание от администрации). Личности преподавателей общеобразовательных предметов также нередко оставляли значительный след в истории училища, определяя его особый культурный статус. С 1929 по 1938 год литературу и педагогику в училище читал Александр Алексеевич Фортунатов, человек большой эрудиции и обширных знаний. На своих занятиях Фортунатов всегда искал пути сближения с дисциплинами, непосредственно формирующими художника. Его увлекательные уроки-лекции сопровождались музыкой и чтением поэтических произведений. Он прекрасно знал своих питомцев, глубоко вникал в воспитательные вопросы. Длительное время Фортунатов руководил педагогической практикой студентов. Рядом с ним трудились преподаватель истории Борис Александрович Скорупский, проработавший в училище более 30 лет, математик Степан Григорьевич Чернышев, физик Семен Ефимович Сокотун и многие, многие другие. Шли годы, выпуск следовал за выпуском, усложнялись программы и ставились новые задачи. Все большее значение начинает придаваться изучению композиции. Если в учебных планах 20-х годов такого предмета вообще не существовало, то в конце 30-х – начале 40-х все чаще на методических совещаниях обсуждаются вопросы о том, можно и нужно ли учить композиции, кому поручать ведение этого предмета, какова должна быть программа. Первоначально композицию на педагогическом отделении вели преподаватели рисунка и живописи, которые в процессе обучения постепенно подводили учащихся к этой области творчества. Темы брались свободные, а иногда предлагались целым списком по выбору, но и здесь не обходилось без идеологического давления. В приказе № 888 от 2 ноября 1939 года говорится: «Направленность и содержание композиционных работ должны воспитывать у учащихся безграничную преданность делу партии Ленина – Сталина, преданность и любовь к своей Родине, к своему народу». Соответственно определялись темы курсовых и дипломных работ. К 25-летию Октябрьской революции предполагалось организовать большую выставку на тему «Москва социалистическая». Война не позволила осуществить как этот, так и другие замыслы, разрушив уклад всей жизни. А в предвоенные годы культурная жизнь училища была весьма разнообразна. Устраивались выставки, вечера, творческие встречи. Выставки учащихся и преподавателей проходили в подшефной части, на предприятиях района. Был проведен конкурс на лучший эскиз эмблемы училища. Творческие встречи расширяли кругозор студентов, раскрывали глаза на традиции русской реалистической школы живописи. К.Ф. Юон, П.И. Петровичев, С.И. Фролов делились воспоминаниями о годах учебы, рассказывали о своих учителях – Левитане, Серове, Репине, Васнецове. В училище состоялись персональные выставки с печатными каталогами преподавателей-художников А.Н. Чиркова, В.Н. Руцая, С.И. Фролова, В.Р. Эйгеса. Выпуски 30-х годов дали отечественному искусству не один десяток интересных художников – живописцев, декораторов, оформителей. Назовем некоторых из них: живописцы Гапар Айтиев и Юрий Кугач, художник театра Алексей Пархоменко – все трое лауреаты Государственных премий; художник театра и кино Михаил Богданов; живописцы Федор Глебов, Виктор Киселев, Виктор Мельников, Николай Соломин; график Виктор Цигаль и многие другие деятели изобразительного искусства. следующая страница >> |
|