Интервью Вэнделла и Бэтти Брум с Денисом Козловым на радио - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интервью "Волшебный мир" 1 42.81kb.
Типичные вопросы на интервью 1 100.54kb.
Интервью Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих... 1 30.97kb.
Электроника и радио почти ровесники. Правда, поначалу радио обходилось... 1 108.97kb.
Интервью Таллинн Эстония Дата интервью: июнь 2005 Интервьюер: Элла... 2 566.3kb.
Интервью Таллинн Эстония Дата интервью: октябрь 2005 Интервьюер:... 2 375.86kb.
Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного... 1 183.47kb.
Криминальный Великий Новгород Елена Токарева. Stringer ru, 10 Сентября... 1 172.06kb.
Интервью газете «бизнес online» 1 117.44kb.
Программа «максимум радио» 1 117.05kb.
Интервью интервью слабоструктурированная личная беседа интервьюера... 1 26.94kb.
Использование материалов о современном социально-экономическом положении... 1 47.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Интервью Вэнделла и Бэтти Брум с Денисом Козловым на радио - страница №1/1

Интервью Вэнделла и Бэтти Брум с Денисом Козловым на радио «Теос».

Санкт-Петербург, 25 февраля 2006 г.


ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер, друзья, в эфире радиостанция Теос, с вами я, ведущий этой радиостанции Денис Козлов. Я приветствую жителей Петербурга, приветствую жителей Москвы, приветствую жителей области – Московской и Ленинградской – и с удовольствием сообщаю, что вновь наша станция в эфире, и если вы слышите мой голос, это значит, что приемники ваши настроены на следующие волны: в Петербурге и Ленинградской области это 1089 кГЦ и в Москве 1134 кГц. Друзья мои, я с большой радостью сообщаю вам, что сегодня у меня в гостях необычные гости, необычные люди. Я уже множество людей - замечательных, хороших, добрых – видел на этой станции, но сегодня особенно приятно мне представить моих собеседников (и ваших собеседников, потому что программа идет в прямом эфире, и у вас будет возможность позвонить к нам станцию и задать ваш вопрос или прокомментировать то, что вы услышите в течение этой программы). У меня в гостях иностранцы. У меня в гостях представители Соединенных Штатов Америки, миссионеры, христиане. Почему я так рад? Потому что это люди, умудренные жизненным опытом. Передо мной сидят седовласые люди – Венделл и Бетти Брум. Бетти – его супруга. Она дама, а у нас в стране не принято интересоваться возрастом дамы, поэтому я не буду спрашивать ее, не буду называть, а Венделлу 82 года. Из этих 82 лет Венделл 61 год – это как раз тот период, который отмечает их совместную супружескую жизнь, - и вместе эту супружескую жизнь они посвятили христианской работе, миссионерской работе. 15 лет он проповедовал в церквях у себя дома в Америке, 15 лет он провел в миссионерской работе, в частности, в Африке. Очень интересные он может рассказать истории из жизни африканских народов и из жизни африканских церквей, и 15 лет преподавал в христианском университете. 6 детей, 11 внуков, 3 правнука. Это серьезное наследие, серьезный вес. Даже если бы не было 61 года служения, даже если бы не было 15 лет служения в качестве миссионера в другой стране и в другой культуре, то как минимум тот факт, что они 61 год провели вместе и до сих пор являются крепкой и дружной семьей, друзьями по жизни – мужем и женой – это уже стоило бы того, чтобы проводить с ними эфир. Итак, друзья, я сейчас переключаюсь в режим переводчика, регулярно будут высовываться оттуда в качестве ведущего, и опять переключаться в режим переводчика. ….(говорит по-англ.)

Ну что ж, я попросил Венделла и Бетти рассказать о том (может быть, кратко), как они стали христианами и как они стали служителями христианскими, и может быть даже немножко пару слов о том, как они познакомились.


БЕТТИ: Я стала христианкой, сознательно приняла христианство, когда мне было где-то 13 лет. После того, как я окончила школу, я поступила в христианский колледж, где училась два года. Именно там я познакомилась с Венделлом. Затем уже вместе с ним мы поступили в колледж более высокого уровня - четыре года мы там учились – в Абилине. Как только мы закончили этот колледж, мы вступили в брак, была свадьба, и мы переехали в северо-восточную часть Соединенных Штатов, где начали служить в качестве миссионеров, в качестве служителей.

ВЕДУЩИЙ: Я задал вопрос Венделлу, как он почувствовал, что Бог призывает его к тому, чтобы стать служителем.

ВЕНДЕЛЛ: Я родился недалеко от Оклахома-Сити в штате Оклахома. Моя мама была посвященной христианкой, благочестивой, посвященной христианкой. Но отец мой, так скажем, активно не принимал участия в каких-то церковных собраниях; его вера, его религиозная жизнь никак не проявляли себя. С первой недели моей жизни вообще я стал посещать церковь – конечно, на руках у мамы. Мама носила меня на богослужения, мама носила меня в воскресную школу, то есть с самого детства я был погружен в жизнь христианской церкви. В результате того, что я воспитывался с детства, слушал проповеди, учение христианское в церкви, я видел, как мама ведет себя дома, я видел, как она в своей жизни являет какие-то ценности христианской веры, я могу с уверенностью сказать, что с самого раннего возраста, с детства я стал активно участвовать во всевозможных мероприятиях, которые устраивала церковь для детей, для подростков, я стал изучать Библию со всеми, принимать активное участие. Я хочу сказать, что церковь вообще была центром жизни для нас. Но при этом хочу сказать, что в детстве я никогда не мечтал стать миссионером или проповедником. Такие мысли не возникали у меня. Конечно, когда мне было 14-15 лет, я был намного больше заинтересован участием в организации бойскаутов. Мы постоянно организовывали, будучи бойскаутами, походы. Вообще бойскауты проводили замечательные всевозможные мероприятия, которые доставляли огромное удовольствие детям, ну и тем более подросткам в 14-15 лет. Но в этой церкви был один лидер, у которого не было своих сыновей. И он, будучи все-таки родителем и обладая даром к родительской деятельности, даром воспитателя, просто изливал этот дар на нас. Нас была группа где-то из 10 человек в церкви. Каждое утро в воскресенье он собирал эту небольшую группу из молодых ребят, из 10 человек, и мы ехали вместе с ним 15-20 миль, удаляясь от города и попадая в такую деревенскую местность, где были небольшие церквушки. И он, общаясь с группой этих мальчиков, говорил им о том, что можно им подумать о том, чтобы проповедовать. Он нас подвел к тому, что мы научились проповедовать и стали проповедовать в этих деревенских церквях каждое воскресное утро. Эта такая была, скажем, экономическая система. То есть это была очень рациональная система. Я, например, очень серьезно подходил к этому вопросу, серьезно изучал какую-то тему, и результатом этого исследования была одна конкретная проповедь. Затем мы выезжали в область, и эту одну проповедь я проповедовал в 6 различных церквях. Но затем, когда я исчерпывал, так сказать, свой запас, я готовил следующую проповедь, и эту проповедь уже оттачивал в 6 других церквях, проповедуя одну и ту же проповедь. Однажды он обратился ко мне, и интонация его была отцовской. Он сказал мне: «Венделл, я слушал, как ты проповедуешь. Я наблюдал за тобой, как ты живешь, и как ты в своей жизни являешь христианские ценности. Мне кажется, Венделл», сказал он мне, «ты должен стать проповедником». Я перепугался ужасно от этих слов. Моя реакция первая была: «Да нет, нет, ни в коем случае! Нет!» Но, слава Богу, этот человек не оставлял меня. Он говорил: «Хорошо, в следующее воскресенье давай, приходи опять. В следующее воскресенье мы отвезем тебя в другую церковь». Он был, знаете, вот как есть такие команды по ободрению спортсменов. Он был как будто командиром такой команды, капитаном. В конечном итоге он все-таки преодолел мое сопротивление, преодолел мои страх, боязнь и нежелание. То, что он меня поддерживал и ободрял и вдохновлял, было очень важно. И вскоре старейшины нашей церкви решили специально приглашать людей, которые могут целенаправленно нас обучать. Мне в то время было 15, 16, может быть, 17 лет. И вообще я был одним из лучших бойскаутов. Я вам хочу сказать, что бойскауты собирались тогда во вторник вечером – всегда, каждую неделю. Но когда проповедник в нашей церкви решил воспитывать молодых людей, готовить их к служению, они пригласили специального наставника, который бы помогал нам, и он должен был выступать и учить нас во вторник вечером. Поэтому появился такой конфликт в расписании. И в конечном итоге проповедь победила. Поэтому к 17 годам я уже знал, я решил, что поступлю в христианский колледж. Я буду изучать Библию. Я получу степень в библейской теологии, и затем я свою жизнь оставшуюся посвящу служению. Именно в первом колледже, в который я поступил, я встретил Бетти. Ее отец закончил этот же самый колледж, только 40 лет до того. Он очень сильно ободрял меня, и послал свою дочь также в этот же колледж. Два года мы провели в изучении Библии, а также эти два года помогли нам познакомиться друг с другом получше. После того, как мы закончили этот колледж, мы поступили в другой колледж в Техасе. Мы вдвоем пошли туда и поступили в этот колледж. Мы в то время еще не были мужем и женой, но мы уже решили и мы знали, что мы подходим друг другу и мы будем мужем и женой, мы вступим в брак. Я вам хочу сказать, что у нас было замечательное переживание, замечательный опыт в этом христианском колледже. Поэтому когда я закончил его, мы поженились - в 1945-м году это было. Мировая война только что закончилась. Мы, вступив в брак, переехали, и уехали от родителей достаточно далеко – за полторы тысячи миль. Жили там около семи лет в этом месте. Затем, спустя три года, мы уехали в Африку. Я хотел бы, чтобы Бетти немножко рассказала о том, как мы оказались в Африке.

БЕТТИ: Нас сначала пригласили в западную Африку, в Нигерию. Услышав это название, мы достали карту и посмотрели, где ж находится Нигерия. И честно говоря, никакой специальной подготовки мы не проходили для того, чтобы поехать туда. В то время не существовало специальных классов в семинарии, посвященных миссионерской работе. Не было никаких книг, которые бы писали об этом. Мы узнали, навели справки о том, на каком языке говорят в той деревне, в которую мы собирались ехать. Узнав об этом, мы попытались найти специалистов в области этого языка в Америке – не нашли таких. Поэтому мы поехали туда совершенно не готовыми к встрече. Нашим детям было 8 лет, второму ребенку было 4 года, третьему два года, и четвертому ребенку было 6 месяцев. Когда мы приехали туда, мы обнаружили, что там идет уже весьма бурная, активная работа по христианизации нигерийцев, живущих там. Мы уже увидели, что открылись несколько церквей, люди получают доступ к Библии и в основном работу осуществляли сами нигерийские христиане. Мы лишь помогали им, мы лишь ободряли их. Мы жили в небольшой деревушке. Конечно же, никакой школы не было подходящей, в которую могли бы ходить мои дети, поэтому я обучала их дома. Не было ни электричества, не было ни водопровода там. Поэтому постоянно несколько работников помогало нам по дому. Но днем я посещала специальное место, где я обучала женщин. Несмотря на то, что я никогда не получала профессионального образования в медицинской сфере, они очень хотели открыть клинику, и я помогала им овладевать базовыми навыками медсестер. Дело в том, что в том доме, где мы поселились, до нас жила женщина-миссионер, и у нее было образование медсестры, она оставила какое-то оборудование, оставила лекарства. И вообще людям требовались базовые элементарные знания о гигиене, знания о том, как правильно питаться, и это, конечно же, помогало им улучшать их жизнь. Поэтому для нас это было такое очень богатое переживание, опыт. В течение пяти лет мы трудились среди вот этих людей в этой деревне. Затем мы вернулись в Америку и вернулись в ту самую церковь, где Венделл служил до того, как мы поехали миссионерами в Африку. Но с тех пор в наших сердцах осталось место для этой церкви, для Африки, и мы всегда приезжаем туда, мы приезжали туда много раз либо на несколько месяцев, а иногда даже на год. И вы знаете, всегда испытываешь очень большую благодарность в сердце, когда приезжаешь туда, и встречаешь детей, внуков, а иногда и правнуков тех людей, которых когда-то, много лет назад ты привел к Господу. Венделл, наверное, может рассказать, что происходило с церквями в Африке, как они росли, вот эту динамику за последние 50 лет.

ВЕНДЕЛЛ: В то время, когда мы поехали в Нигерию, Нигерия частично оставалась еще колонией, доминировала там Великобритания. Там было множество индустриальных учреждений, которые перерабатывали пальмовое масло. Для британцев, конечно, это был очень выгодный бизнес. Но к концу 2-й мировой войны политическая карта Великобритании и Африки изменилась очень сильно в худшую сторону. После того, как люди научились читать, многие африканцы очень хорошо, в достаточной степени овладели английским языком, и они стали читать Библию, причем читать жадно. Многие африканцы стали верующими в Иисуса Христа. Это происходило с нигерийцами, но также и со многими другими странами по всему лицу Земли именно в это время, в этом поколении людей. Они читали библейские слова о том, что Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. Тогда они стали задаваться вопросом: «Послушайте, если Бог сотворил нас по Своему образу и подобию, почему мы не можем делать то же самое, что делает Великобритания?» Практически по всей территории африканского континента - в Эфиопии, в Кении, в Южной Африке, в Восточной Африке – люди начали задаваться вопросом: «А почему мы должны находиться под политической властью? Мы ведь тоже были созданы по Божьему образу, и мы можем оставаться людьми, не обязательно будучи при этом причастными к Великобритании и ее культуре». Была сгенерирована волна народного возмущения, которая выражалась, прежде всего, в требовании политической независимости. Честно говоря, европейцам это не понравилось. Но все-таки они развили вот эту любовь к свободе, несмотря ни на что. В конце пятидесятых годов двадцатого века Великобритания постепенно начала передавать бразды правления над собственными странами своим колониям. И через десять лет каждая страна на африканском континенте стала независимой. Честно говоря, к этой независимости они еще не были готовы адекватно. Мы, например, читали, что когда французы готовы были покинуть Конго, они даровали коренным жителям политическую независимость, и они им сказали: «Ну все, теперь вы остаетесь сами по себе, разбирайтесь сами». В результате, когда французы ушли, по всей территории, большой территории страны под названием Конго, из всего населения было только десять человек с высшим образованием. Один или два изучали политологию, пара человек была профессиональными архитекторами, вернее, простите, они не были профессиональными архитекторами, а занимались сельским хозяйством профессионально. Внезапно страна с населением 20 миллионов человек оказалась свободной и независимой, при этом не зная ничего, не имея достаточного уровня образования, чтобы управлять этой страной. В политической области, в области сельского хозяйства, в области медицинского обслуживания. Но они остались сами по себе. В течение пятидесяти лет население Конго очень сильно страдало и боролось с этой ситуацией. Инфраструктура, которая была сознана во время колониального правления, полностью развалилась. Она дегенерировала из какой-то централизованной политической структуры в лоскутное одеяло, где между собой делили землю местные князьки. В течение 50 лет политическая жизнь была буквально дикой. Постоянные убийства, постоянные предательства – это все, что можно было видеть, когда люди смотрели на то, что происходит в Конго. Однако некоторые другие африканские страны, получив независимость, стали развиваться лучше. Несмотря на то, что у них было множество бунтов, всевозможных выступлений, стачек, часто к власти приходили диктаторы, несмотря на все это, несмотря на такие откаты назад, можно в целом сказать, что прогресс налицо и прогресс позитивный. Когда мы с Бетти поехали в Африку, - мы переехали туда в пятидесятых годах прошлого века – население было голодно духовно и жаждало возможности узнать больше о Христе и стать христианами. Мы учили их, мы ободряли их оставаться верными. Мы готовили их к тому, чтобы они сами становились учителями, проповедниками, и они были очень восприимчивыми учениками и очень хорошо принимали это. На этой неделе мы с тобой, Денис, обсуждали и говорили, что за эти годы, за 50 лет, в одной только Нигерии, например, общин нашей деноминации, церкви Христа, появилось 3840 церквей, - в одной только Нигерии, одной только деноминации. Многие из них – это маленькие деревенские церквушки; маленькие; многие люди все еще безграмотные, не умеют читать. Но они растут. Многие церкви продвинулись и укоренились в больших городах. Например, в столице, в Лагосе, 127 церквей. В некоторых из этих общин более 1000 человек членов церкви. В маленьких деревушках маленькие церкви. Но они при этом ориентированы на тех, кто находится за их пределами, они учат других людей. Можно сказать, что это история успеха. Наш опыт показывает, что продвижение и динамика там были успешными, наша история в Нигерии.

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, друзья, для тех, кто не с начала слушает эту программу, я напоминаю, что в эфире программа «Грани», веду ее я, ведущий радио Теос Денис Козлов. Голос мой слышен сейчас в Москве, в Петербурге, и также в других городах мира, если кто-то слушает нас с помощью глобальной сети Интернет. www.radioteos.ru. На этом сайте вы можете, во-первых, слушать наши программы, во-вторых, вы можете принимать в них участие, посылая текстовые сообщения к нам на пейджер. Напоминаю вам, что телефон нашей студии 233-64-73, код города Петербурга 812. 233-64-73, код города Петербурга 812. Также у нас есть пейджер – 053, абонент «Радио Теос». Друзья мои, вы слышали иностранную речь, английский язык, который я с удовольствием переводил. У нас в гостях Венделл и Бетти Брум, это люди, которые большую часть своей сознательной жизни провели в христианском служении. Венделлу 82 года. Бетти, я не скажу, сколько Вам лет, потому что у нас не принято дамам задавать такой вопрос. Я лишь сообщу, что 61 год они находятся в браке, и все эти годы, то есть 61 год они являются служителями в церкви Христа в Соединенных Штатах. 15 лет примерно они посвятили проповеди в церквях, 15 лет они провели в качестве миссионеров в Африке и в других странах, и 15 лет Венделл преподавал в качестве профессора в Абилинском университете. Невероятный, огромный багаж опыта, который они обрели в служении, работая с представителями других культур, других народов, совершенно отличных. Опыт семейной жизни и опыт христианского служения – все это позволяет нам сегодня просто, ну я не знаю, терзать их вопросами и все, что можно у них узнать, узнать. Поэтому я вас призываю, уважаемые радиослушатели, звонить нам в течение этого часа (вернее, осталось уже полчаса), задавать ваши вопросы и какие-то комментарии может быть делать. Напоминаю вам номер пейджера 053, абонент «Радио Теос», это номер в Петербурге, также наша студия - 233-64-73, сейчас я проверю телефонную линию. Так, я почему-то не слышу сигнала. Я попрошу Александра разобраться. Так, занято. Я слышу сигнал «занято». Так, сейчас сбросим, попробуем еще раз. Так, вот, есть сигнал, и теперь вы смело можете звонить по телефону 233-64-73…. (англ. Яз) Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Роман.

ВЕДУЩИЙ: Роман. Что хотите сказать нам, Роман?

СЛУШАТЕЛЬ: Денис, вопрос у меня такой. Ваш гость, он, очевидно, сталкивался с представителями различных конфессий, и видимо, с мусульманами в Нигерии, и с представителями каких-то, может быть, иных конфессий в Соединенных Штатах Америки, с буддистами, еще с кем-то. Как он видит, то, что, например, сейчас происходит, происходило в Нигерии, когда в связи с этими карикатурами, с карикатурным скандалом, людей убивали в Нигерии, христиан, или, по крайней мере, им угрожали, их избивали…

ВЕДУЩИЙ: Это вопрос или это констатация факта?

СЛУШАТЕЛЬ: Это констатация факта, вопрос будет сейчас следующий. С другой стороны, известно, были сообщения на «Голосе Америки», что все-таки вся эта история, она подогревалась той же «Аль Кайадой», теми же специалистами по психологической обработке людей, тем более что они малограмотные, многие люди в исламских странах. И вот ваш гость, как, видимо, очень мудрый человек… были ли у него такие ситуации, когда ему представители каких-то других конфессий, может быть, ислама, угрожали, если да, то как он выходил из этого положения? Проповедовал ли он кроме своих религиозных убеждений еще и терпимость для своих прихожан, то есть терпимость к представителям других конфессий? Спасибо вам большое.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, спасибо, Роман, вопрос понял, сейчас я его переведу нашим гостям, и, надеюсь, они ответят. (говорит по-англ.)

ВЕНДЕЛЛ: Мы с Бетти никогда не жили постоянно в зоне мусульманского владения в Африке. Однако многие наши студенты в Нигерии были родом как раз из мусульманских территорий Африки. Когда они затем возвращались назад на мусульманские территории, они проповедовали Иисуса Христа там. Они проповедовали воскресение из мертвых, и они проповедовали учение Библии. И это привело к очень негативной реакции. В течение последних 25 лет примерно 12 наших проповедников и наших миссионеров были убиты. Регулярно поджигали их дома, иногда убивали детей – их детей, детей миссионеров. Но, честно говоря, если абстрагироваться и посмотреть на цифры, на рост церквей, то, слава Богу, это еще не так много, эти цифры не столь велики, хотя, конечно, это печально. Честно говоря, несмотря на печальную картину, конечный результат был хорошим. Особенно на территориях, где не было доминирующей силы, например, мусульманской или христианской, а скорее было смешанное население мусульманско-христианское, очень часто засуха приводила к очень большим бедствиям и, конечно же, голоду. Когда мы слышали о таких бедствиях, мы оповещали наших американских братьев и сестер, которые хотели как-то помочь, хотели что-то сделать. В течение последних 30 лет мы дюжинами посылали грузовые корабли, заполненные продовольствием. Наши люди, христиане, раздавали эту пищу, помогали людям, и часто не делали предпочтений, не отдавали христианским деревням предпочтения, а в одинаковой степени помогали продовольствием как мусульманам, так и христианам. Такие проекты, такие акции помогли спасти жизни очень многих людей, как христиан, так и мусульман, независимо от их вероисповедания. Но я хочу сказать, что есть еще один источник серьезной угрозы жизни этих людей. Дело в том, что вода – это вообще очень большая драгоценность в этих районах, и ее трудно найти, а если ее находишь, то вода очень плохого качества. Что делали эти миссионеры, которые с чисто практической помощью приезжали? Они помогали копать колодцы. То есть они помогали продовольствием и помогали строительством колодцев. Они поставляли воду в мусульманские деревни и в христианские деревни без какой бы то ни было дискриминации. Конечно, медицинские проблемы тоже очевидными являются в этой области. Мы посылали туда команды врачей, команды медсестер, и лечили и помогали людям, опять таки, повторюсь, независимо от вероисповедания людей, помогали как христианам, так и мусульманам в Африке. То же самое в вопросах образования. Поэтому я хочу сказать, что наш опыт показывает, что мы, оказывая помощь мусульманам, видим, что эта помощь принимается. Когда они видят, что христиане таким образом помогают людям в беде и в нужде, они очень положительно начинают откликаться. Честно говоря, во многих этих деревнях люди в результате такой помощи стали христианами. Не только потому, что у них желудки пустые, и потому они хотят стать христианами, чтобы, так сказать, их кормили лучше, но потому, что они видят, что люди оказывают сострадание, и они видят отношение христиан, что христиане помогают человеку в нужде независимо от того, христианин находится в нужде или мусульманин. И это очень ободряет, очень ободряет людей.

ВЕДУЩИЙ: (говорит по-англ.) Я рассказал Венделлу, что вот у нас есть такое … ну, это цитата Александра Сергеевича Пушкина, но я сказал, что у нас любят повторять это в России, что «опыт – сын ошибок трудных», и я, обращаясь к Венделлу, говорю, что вот вы, как человек, который приехал из Соединенных Штатов, приехали в страну с совершенно другой культурой, которая отличается от вашей. Появился ли у вас такой сын, которого мы зовем опыт, сын ошибок трудных?

ВЕНДЕЛЛ: Я хочу сказать, что ошибок было множество, мы много-много ошибок совершили. Некоторые из них, конечно же, сейчас вспоминаются с улыбкой на устах, они забавные, смешные, они в основном связаны с тем, что это другая культура, которой мы не понимали. Некоторые ошибки, конечно же, были серьезными и имели более глубокие последствия. Мы решили для себя, что, прежде чем мы поедем в Африку, мы для себя решили, что мы ни в коем случае не хотим приехать туда и переделать людей, сделать их более похожими на американцев. Мы готовились изо всех сил. Мы знали о существовании такой опасности, такого искушения, и мы готовились, чтобы не допустить его. Но иногда все-таки мы не были достаточно бдительными, и это происходило. К сожалению, реагировали мы часто на такие ошибки не очень хорошо. Хочется сказать, что там очень бедные люди, там бедность очень сильна. Например, это позволяло нам, когда мы строили здание для церкви, нанимать работников-строителей за 28 центов в день. И так как, вы сами понимаете, мы были миссионерами, и бюджет миссионерской работы весьма ограничен, мы должны были постоянно быть озабоченными вопросами экономии. Во многих случаях из-за того, что деньги у нас определенные были, и мы нанимали работников, к нам приходили люди, и просили у нас помощи, причем в таких областях, где мы реально не могли помочь, или просто не могли. Постепенно стало формироваться такое отношение к американцам, что вот, мол, какие жестокие американцы, жестокосердные и не обращают внимания на то, как бедно мы живем. Хотя они не понимали, например, что те условия, в которых мы жили, - это условия, которые во много-много раз были ниже уровня жизни среднестатистического американца. Но однако по их стандартам и по их меркам дом был шикарным. И поэтому на нас смотрели как на богачей. Нужда в работе, безработица, попытки поиска какого-то решения проблем, связанных с их бедностью, - это все генерировало определенное давление, которое мы постоянно чувствовали. Когда экономика такова, что средняя зарплата человека в день – это 28 американских центов, в такой ситуации, конечно же, великое множество нужд постоянно присутствует в жизни людей, и мы не в состоянии никак помочь им в этих нуждах. Часто в результате этого возникали не очень хорошие отношения, и все они возникали на фоне того, что нас воспринимали богатыми, а вот себя считали очень бедными. Но они действительно бедные люди были. И, конечно, такие истории могут продолжаться долго.

ВЕДУЩИЙ: Я попросил рассказать какую-нибудь забавную историю.

ВЕНДЕЛЛ: Ну, смешные моменты какие? Вот, например, жестикуляция. Я разговаривал с одним человеком, говорил с ним о каких-то спорных вопросах. В конечном итоге, вроде бы как он был удовлетворен нашей беседой. Мы попрощались, он развернулся и начал уходить. Он уже ушел метров на 50 от меня. И я решил ему помахать рукой, мол, до свиданья, прощай. И вот так вертикально машу ладонью руки, как обычно делаешь, чтобы показать, что я прощаюсь. В Европе и в Америке люди обычно понимают, имеется в виду, что я желаю всего доброго, до свидания. Но, оказывается, для африканцев вот такое помахивание означает «иди-ка сюда». Итак, этот человек, уже удалившись прилично, развернулся и пошел обратно ко мне. Вдруг я увидел, что он опять развернулся и идет ко мне, я подумал: «Что это он надумал?» Он пришел ко мне и сказал: «Ну, да, слушаю». Я сказал: «Что ты имеешь в виду? Что ты хочешь?» Он говорит: «Ну, ты же меня позвал», говорит он. А я не звал его. На моем языке этот жест означал «до свидания, доброй дороги». На его языке жестов он увидел меня, как человека, который звал его к себе. Ушло у нас минут 10 на то, чтобы мы, наконец, поняли, в чем суть недоразумения.

БЕТТИ: Однажды забавная вещь тоже случилась, когда дома у нас была встреча, и Венделл беседовал с несколькими нигерийцами. Вообще есть такой обычай у них, что когда молодые вступают в брак, то родителям невесты жених должен вручить серьезный подарок в виде большой суммы денег, и зачастую это серьезная сумма денег, например, годовой доход. И этот человек задал Венделлу вопрос: «Ну вот ты жену себе взял, Бетти, а сколько тебе пришлось заплатить за нее родителям?» И Венделл сказал: «Ничего не заплатил». Человек серьезно был озабочен тем, что пытался понять, какой же дефект у меня был, как у жены, что это такая за жена, что за нее даже платить не надо, бесплатная как бы. А потом он узнал, что, оказывается, я всю жизнь была домохозяйкой, и никогда не работала в какой-нибудь организации, и сказал: «Ну, конечно, понятно теперь, что жена бесплатная».

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, друзья, время нашей программы подходит к концу, у нас осталось только 3 минуты. Я хотел бы, наверное, чтобы за эти три минуты Венделл сказал что-то важное, что-то главное, обращаясь как к христианам, так и к неверующим людям, к нехристианам и, может быть, кратко помолился.

ВЕНДЕЛЛ: Несмотря на то, что мотивы, которые зачастую движут людьми, желающими идти в церковь и посылать своих детей в воскресные церковные школы, могут быть весьма светскими, секулярными мотивами, но мы видели, узнавая ближе людей в этих африканских деревнях, что они приходят, искренне в сердце, ища истину, желая познать Бога. Мы смогли познакомиться достаточно близко с некоторыми из этих людей. Мы видели их мотивы, мы видели отсутствие эгоизма в их жизни, и это были люди, которых мы очень ценили и которыми дорожили. Даже среди тех людей, которые так и не стали христианами, со многими у нас были очень хорошие, дружеские отношения, очень большая степень взаимного уважения. Я хочу сказать, что многие эти люди были очень умными, очень разумными людьми. Один из них приехал в Америку для того, чтобы получить высшее образование в Америке, и на английском языке, который не являлся его родным языком, он за 3 года полностью освоил и закончил четырехлетнюю программу обучения. Это происходит очень часто, и всегда очень ободряет и вызывает большую благодарность. Мы считаем, что наши пять лет, проведенные в Нигерии, - это были самые лучшие годы нашей жизни. Наша связь, которая возникла у нас с этими людьми, с этим народом, она глубока и она остается очень сильной. Поэтому я хочу сказать, что это очень-очень хорошее чувство.

ВЕДУЩИЙ: Я попросил Венделла кратко помолиться о нашей стране, потому что время наше закончилось.

ВЕНДЕЛЛ: Господь Бог, мы молимся, оглядываясь назад, и видим, что за эти 50 прошедших лет американцы и русские часто вступали в противостояние друг с другом. Но эти дни закончились. Мы с Бетти смогли приехать, и нас тепло приняли в этом городе, в Санкт-Петербурге, приняли как героев. Мы знаем, что вера в Иисуса Христа жива в сердцах русского народа сегодня. Она растет, и она меняет жизнь многих людей. Мы благодарим Тебя за это, и молимся, чтобы американцы и русские, и их дружеские связи, которые возникают, росли и укреплялись. Бог, мы молимся и просим Тебя, благослови эти два народа. Во имя Иисуса Христа, Сына Божьего. Аминь.