Похожие работы
|
Двадцатые годы - страница №2/3
Сороковые годы Последний довоенный выпуск пришелся на 18 июня 1941 года. Педагогическое отделение окончили 13 человек. Из них многие активно выступали с творческими работами на больших художественных выставках: Ольга и Нина Петровичевы, Георгий Храпак, Владимир Руднев, Петр Богачев, Марина Аллендорф... На других курсах учебный 1940-41 год так и не был закончен. Началась Великая Отечественная война, а у студентов в это время был самый разгар занятий на пленэре. Первые приказы по училищу военного времени касались мобилизации в ряды Красной Армии. На фронт ушла большая группа преподавателей и учащихся. В народное ополчение вступили педагоги Д.И. Соколов, С.Е. Сокотун, Н.Н. Истомин – всего 16 преподавателей и 14 учащихся. Только за один 1941-42 учебный год было призвано на фронт 90 студентов. Всего за годы войны на защиту Родины встали более 150 учащихся. Далеко не все вернулись с полей сражений. Горький список павших так и не был составлен. Вспоминаются отдельные имена: студент второго курса Алексей Редин, студент пятого курса Михаил Пчелкин... Они ушли на фронт и погибли, защищая Родину. Училище перешло на военное положение. Из отпуска были отозваны сотрудники училища, установлено круглосуточное дежурство, введена всеобщая обязательная подготовка по противовоздушной и противопожарной обороне; назначены ответственные по выдаче продовольственных карточек. 16 октября 1941 года поступило телефонное распоряжение из Московского областного управления культуры: «Ликвидировать Московское областное художественное училище, всем сотрудникам выдать их личные документы, трудовые книжки и произвести с ними окончательный расчет. Имущество училища сохранить». Поистине можно было растеряться, тем более что директор училища Е.Я. Марута к этому времени эвакуировалась. Училище фактически возглавили заведующий учебной частью Алексей Константинович Деулин и профессор Семен Иванович Фролов. Развернувшееся наступление под Москвой изменило все. Уже 22 октября 1941 года А.К. Деулин отдает приказ: «Всем сотрудникам училища приступить к исполнению своих обязанностей». Военные условия требовали сокращения срока обучения. Было предложено произвести досрочный выпуск учащихся пятого курса – зимой, а четвертого – весной следующего года. Дирекция и педагогический коллектив училища прилагали все усилия, чтобы произвести выпуск без ущерба для дела. По списку в училище в 1942 году числилось всего 80 учащихся, работало 12 преподавателей. Однако, несмотря на тяжелые условия, холод, занятия не прерывались. Для работы с живой натурой С.И. Фролов отдал под мастерскую свою квартиру в соседствующем со Сретенкой Уланском переулке. Каждый студент, приходя на занятия, приносил с собой полено для поддержания тепла. Несмотря на возраст и болезнь, профессор отдает кровь раненым, став донором первой степени. Два года спустя, в 1944 году училище отметило 40-летие художественно-педагогической деятельности этого замечательного человека. Во время войны, как обычно, каждый учебный год начинался с нового приема учащихся и завершался отчетной выставкой. Художники-преподаватели не оставляли творческую работу. Так, в 1942 году Петр Иванович Петровичев выезжает в только что освобожденный город Клин для выполнения зарисовок. Всю войну вместе с коллективом училища был его художественный руководитель, старейший русский художник, лауреат Государственной премии, академик Василий Николаевич Бакшеев. Наконец пришла долгожданная Победа. В училище возвращаются демобилизованные из армейских рядов преподаватели и учащиеся. К 1946 году контингент учащихся уже достиг довоенного уровня. Но еще долгие годы последствия войны будут напоминать о себе. В 1950 году в приказах, освобождающих от платы за обучение, значится четверть всего состава учащихся. Это инвалиды Отечественной войны, дети погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, сироты. Уходили на фронт мальчики, а возвращались умудренные суровым жизненным опытом взрослые люди. Возвращались полные неистребимого желания рассказать обо всем, что видели, что пришлось пережить. Таким рассказом становились курсовые, дипломные работы, зачастую – все последующее творчество. Примеров привести можно много. На многих республиканских и всесоюзных выставках экспонируются произведения белорусского художника Петра Дурчина, посвященные подвигу защитников Брестской крепости. Дурчин был ранен на фронте, после демобилизации вернулся в Московское училище, где учился у Бакшеева, Петровичева, Бычкова. Все свое творчество он посвятил героико-патриотической теме, воспел величие подвига советского солдата. Это серия графических работ «Брестская крепость», портреты Героев Советского Союза, картина «Крепость над Бугом» и многое другое. Они составляют значительную страницу всей белорусской станковой графики и живописи. Дорогами войны прошли студенты из Феодосии – Панченко, Могильный, Шепель, студенты из Белоруссии – участник боев за Брест Данелия, сражавшиеся в партизанских отрядах Бархатков и Романов (позднее – заслуженный деятель искусств). Будущий скульптор Константин Кошкин начал воевать рядовым, а кончил майором. Несколько персональных выставок состоялось у бывшего выпускника училища Андрея Овчарова. И не случайным оказался такой отклик: «Боевой путь солдата-пехотинца А. Овчарова завершился в Берлине. После победы он вернулся к пре рванной войной учебе в училище. С тех пор тема войны в творчестве художника занимает важнейшее место», – писала газета «Московский художник» от 24 ноября 1984 года. Художник-фронтовик А. Степанок поступил в училище уже после демобилизации. Преподаватели Добросердов и Саханов помогли ему обрести мастерство, определитьсвой художественный почерк. Годы сражений, потерь, ужасов войны обострили в нем чувство любви к родной земле... Излюбленным жанром живописца стал пейзаж. Аналогично сложилась судьба художника из Подмосковья Алексея Соцкова, ученика Бакшеева и Авсияна. Объекты пейзажной живописи Соцкова разнообразны: это и Крым, и Север России, и Балтика. Его пейзажи воспевают гармонию человека и природы. Художник-фронтовик Юрий Пашкеев поступил в училище в 1938 году, а окончил его только через десять лет. «Воевал, пережил все ужасы фашистского плена, бежал, снова воевал», – писал он о себе в газете «Московский художник». В дальнейшем он нашел себя в преподавательской деятельности. Добровольцем ушел на фронт в военно-морской флот семнадцатилетний Виталий Логинов (ныне профессор МВХПУ имени Строганова). Интересны его воспоминания о работе училища в годы войны: «В аудиториях было так холодно, что мы писали постановки в пальто и перчатках, замерзала вода, краски, смоченные кисти, еще труднее было обогревать живую модель времянками – печурками из жести, но работали упорно, с энтузиазмом. Осенью 1941 года старшие учащиеся выезжали для рытья окопов и противотанковых рвов на дальних подступах к столице, по ночам разгружали вагоны для города. Летом 1942 года учащиеся были направлены на трудовой фронт, на лесозаготовки в Рязанскую область. В свободные от работы минуты мы рисовали в альбомы, а по возвращению в Москву делали в училище композиции на эту тему. Некоторые летом работали в «скорой помощи», например Борис Успенский». На выставке художников Подмосковья – ветеранов Великой Отечественной войны, открытой к 40-летию Победы, из восьмидесяти девяти участников тридцать один окончил Московское училище памяти 1905 года в разные годы – на фронте они были танкистами, летчиками, пехотинцами, награждены воинскими орденами и медалями. Все эти годы (начиная с 30-х) наше училище подчинялось Московскому областному управлению культуры, что и было отражено в названии: Московское областное училище памяти 1905 года. Так что создание в 1947 году Московского областного союза художников стало для него значащим событием. К тому же организатором Областного союза был художник и поэт Павел Александрович Радимов, преподававший в училище. С 1928 по 1933 год Радимов являлся председателем и членом правления Ассоциации художников революционной России (АХРР). Это его усилиями и неуемной энергией удалось возродить принцип выставок передвижников. Об активной творческой деятельности Радимова свидетельствовало несколько его персональных выставок. Радимов был избран первым председателем Московского областного союза художников. Большинство членов Областного союза в течение долгого времени составляли наши выпускники, а председателями и членами правления были Алексей Ратников, заслуженный художник РСФСР, Анатолий Чалов, Николай Беляев и другие профессионалы, в разное время окончившие училище. В первой выставке Областного союза, приуроченной к юбилею Октября (1947 год), принимали участие и студенты училища. Первая премия по училищу была присуждена учащемуся третьего курса Юрию Анохину за эскиз «Старая Москва»; позднее автор стал известным художником, членом Московского областного союза. Почти двадцать лет, с 1940 по 1958 год, училище испытывало благотворное влияние творческой личности Василия Николаевича Бакшеева, большого художника и замечательного человека. Экзаменационные просмотры, заседания педагогического совета, защита дипломов не проходили без участия Бакшеева. Несмотря на свой почтенный возраст, он живо интересовался творчеством молодых, его авторитет помогал выбрать правильную методическую линию в преподавании. Бакшеев привлекает к педагогической работе в училище своих учеников – Николая Сергеевича Козочкина, Владимира Ивановича Никонова и Александра Ивановича Саханова. Бакшеев олицетворял своей жизнью и творчеством единение русского искусства второй половины XIX века с искусством нового времени. Его ставшую «крылатой» фразу «живопись – это рисунок цветом» следует рассматривать как большое уважение к принципам академической школы, в которой рисунок занимал первенствующее значение. Бакшеев ратовал за органическую связь рисунка с живописью. Училище, педагогическая работа были дороги Бакшееву. В 1958 году, расставаясь с училищем, он обращается к директору Саханову с письмом: «Многоуважаемый Александр Иванович! С грустью сообщаю Вам, что работать в училище 1905 года не могу – благодаря болезни ног. Мне доктор запретил подниматься по лестнице. Передайте мой привет моим друзьям – А.К. Деулину, Н.Н. Истомину, Д.И. Соколову. Все, чем я жил и что любил, ушло от меня. Желаю Вам всего лучшего. Искренне желаю дальнейшего процветания училищу 1905 года». Александр Иванович Саханов, ученик Бакшеева и Сергея Герасимова, занял пост директора в 1950 году и работал в этой должности до 1965 года, после чего вплоть до своей кончины оставался художественным руководителем училища. Многообразны были его творческие устремления, он работал в жанровой композиции, в портрете, в пейзаже. Его имя можно найти в каталогах крупнейших всесоюзных и республиканских выставок. Активная творческая деятельность Саханова заставляла и других педагогов тянуться за ним. Живой и общительный по характеру, он был душой коллектива преподавателей на вечерах и в творческих поездках. С большим умением он вводит в коллектив педагогов талантливую молодежь, приглашает и опытных специалистов. К педагогической деятельности привлекается Сергей Григорьевич Григорьев, прекрасный рисовальщик и мастер композиции, ученик Ульянова и Грабаря. Сергей Григорьевич оставил по себе добрую память еще и тем, что пополнил методический фонд училища дипломными работами своих талантливых учеников: Беляницкого («На баррикадах»), Сорокина («На Колчака»), Румянцева («Большевистская листовка»). Из молодежи преподают бывшие выпускники училища: отличный живописец Петр Никифорович Богачев и Люциан Александрович Шитов, тогда – недавний студент Института имени Сурикова, позже – главный редактор журнала «Юный художник». С помощью доцента Института имени Сурикова Сергея Николаевича Костина укрепляется раздел театрально-декорационной живописи. Многие его постановки с театральным подсветом, выполненные клеевыми красками, вошли в музейный фонд училища и стали его методическим материалом. В 1950 году к училищу были присоединены Московское городское художественное училище, имевшее театральное (88 человек) и скульптурное (32 человека) отделения, а в 1954 году – студия инвалидов Великой Отечественной войны. Большая группа фронтовиков, влившаяся в студенческий коллектив, придала ему новые качества: серьезность, огромное трудолюбие, упорство в достижении цели. Истосковавшиеся по учебе взрослые люди находили время для занятий, творчества и общественной работы. Вместе с новыми учащимися пришли и их педагоги, пополнив преподавательский состав нашего училища: Владимир Акимович Рожков, позднее ставший директором Первой детской художественной школы, сценограф Михаил Исидорович Самородский, преподаватель черчения и перспективы Анатолий Федорович Платов и живописец Михаил Владимирович Добросердов. Подготовка скульпторов просуществовала в училище недолго. Однако именно тогда в училище получил основные навыки в пластической области скульптор Олег Комов, в будущем автор известных памятников – Пушкину в Твери, Суворову и Рахманинову в Москве, действительный член Академии художеств СССР. С его участием было выполнено оформление входа в здание училища. Многое давал будущим художникам выезд на летнюю практику. Условия работы на пленэре были не из легких: спали на сене, питались в складчину из общего котла. Но сколько радостных дней давало это общение с природой, творческое соперничество за лучший этюд с вдруг неожиданно подсмотренным состоянием. В 50-е годы практика проходила в Подмосковье: в Новом Иерусалиме, на Истре, в Дединове Луховицкого района, на пристани Притыка на Оке, в Завидове Калининской области, в Починках Ступинского района. Учебные занятия, перенесенные на воздух, когда натурным классом служили колхозный двор или деревенская улица, а вместо знакомых до каждой черточки и морщинки натурщиков Гусева или Осипович, объектом работы становились деревенская девочка в веснушках, местный пастух или девчата в белых халатах с ближней молочной фермы, были и плодотворнее и интереснее, чем в классе. Писали все, работали много, без понукания. Все было необычно и заманчиво. И то, что рядом были опытные педагоги: Дмитрий Иванович Соколов, Анатолий Степанович Карякин, Сергей Григорьевич Григорьев, Александр Иванович Саханов, – которые, выкроив свободную минуту, с упоением писали собственные этюды. С удивлением и почтением смотрели на художников деревенские. Особенно, когда заканчивалась практика и в школе или клубе устраивалась выставка этюдов. Тут начиналось узнавание родных мест, поиски портретного сходства у изображенных. На выставках проходили беседы учащихся с местными жителями. Летняя практика вносила существенные изменения в палитру начинающих художников, цветовая гамма приобретала свежесть и воздушность; содержательней становились темы дипломных работ. В труде и тесном общении на летней практике сплачивался коллектив учащихся. Интересней проходила студенческая жизнь, активизировалась выставочная деятельность. Налаживается шефство над самодеятельными художниками Подмосковья. В.Н. Бакшеев и В.А. Шестаков возглавили комиссию содействия по организации выставки молодых художников Московской области, к которой привлекли и ребят из училища. В 1957 году студенты училища приняли участие в подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов и трудились наравне с профессиональными художниками. Высшую оценку заслужил плакат студента училища Георгия Гаусмана «За мир и дружбу». В 50-е годы резко поднялся престиж театрально-декорационного отделения. Его художественным руководителем и преподавателем композиции с 1946 года стал профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Алексеевич Шестаков, один из ведущих художников советского театра. Его творческий путь, после окончания Вхутемаса, начинался, как и у многих художников 20-х годов, с участия в оформительских проектах. Работа в Театре Революции с Мейерхольдом столкнула художника с новыми возможностями сценографии. В дальнейшем он рассматривал живопись как образный язык, дополняющий драматургию. По его наблюдениям, живопись – это лишь средство к пониманию драматургического произведения, выражение его эмоциональной сущности через пейзаж, интерьер и прочее. Шестаков более десяти лет отдал педагогической деятельности в Московском училище памяти 1905 года, одновременно являясь руководителем театрального отделения повышения квалификации в Институте имени Сурикова, оставаясь при этом активным художником-практиком. Его работа с режиссерами, драматургами, актерами во многих московских театрах помогала ему наметить и сформулировать основные принципы обучения театрально-декорационному искусству. Сам художник так говорил о своей профессии: «Художник театра – это постоянный искатель, проводник нового, передового. Художник театра не только прекрасный умелец в области пластических искусств, но сорежиссер в спектакле, раскрывающий вместе с театральным коллективом тему, идею и образ спектакля. Художник театра должен жить творчески днем сегодняшним, а также преодолевать пространство и время и быть мысленным путешественником по разным местам, странам и эпохам, не забывая заглянуть в будущее». Личные, человеческие качества Шестакова, его глубокая принципиальность, скромность, доброта, уважение к каждой индивидуальности располагали к нему учащихся. Он преподавал в училище до своих последних дней в 1958 году. Вот что пишет в своей автобиографии о жизни в училище того времени живописец Дмитрий Плавинский, затем плодотворно работавший в Нью-Йорке: «С 1951 по 1956 год я учился на театральном отделении Художественного училища памяти 1905 года. Руководил отделением В.А. Шестаков, в прошлом – главный художник театра имени Мейерхольда. Другой учитель – Леонид Федоров – приобщил меня к тайнам техники живописи. Композицией, конечно, я обязан замечательному преподавателю О.А. Авсияну, с которым мы работали в 1952 году. В разное время там же учились мои будущие товарищи: Краснопевцев, Свешников, Зверев. В 1957 году русские художники впервые познакомились с современным искусством Европы и Америки на Московском международном фестивале молодежи. Это явилось мощным толчком для возникновения нового искусства в России». Не один десяток театральных декораторов, учеников Шестакова, работает в различных городах страны. В здании училища установлена мемориальная доска памяти замечательного педагога, выполненная по эскизу Фаворского. Из средств Виктора Алексеевича Шестакова были установлены премии его имени для особо отличившихся учащихся; ими были награждены победители различных конкурсов в 1959 и 1960 годах. В 1958 году с некоторым запозданием училище отметило свое тридцатилетие. Будучи по названию областным, училище постепенно определилось как ведущее среднее художественное учебное заведение, что было признано Академией художеств. За один только 1955-56 учебный год коллектив преподавателей представил четырнадцать программ и методических разработок к ним. 19 апреля в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) состоялся юбилейный вечер. В выставочных залах была развернута методическая выставка лучших работ. С этого времени вечера-встречи стали традиционными. Автор этого очерка пришла в училище в 1959 году, сменив А.К. Деулина в должности заведующего учебной частью, и сочла за счастье войти в на редкость сплоченный и творческий коллектив профессионалов. В центре были художники старшего поколения: М.В. Добросердов, П.А. Плахотный, С.С. Помазов, Е.Д. Седова, Д.И. Соколов, преподаватель пластической анатомии B.C. Полозова. Наравне с ними работала группа педагогов среднего поколения, энергичных, активных в творческой и методической работе: О.А. Авсиян, П.Н. Богачев, Р.А. Диденко, A.M. Дубинчик, В.И. Илюхин, А.С. Карякин, Л.А. Шитов. Позднее к ним присоединились Н.Д. Быканова, В.И. Пастухов, Ю.Г. Седов. То были единомышленники, приверженцы единой системы преподавания изобразительного искусства, что делало столь продуктивным обсуждение этюдов и рисунков, работу с дипломниками, да и просто облегчало человеческие взаимоотношения. Эта система подразумевала высокие принципы, но в ней не было ни грана косности. Постоянно составлялись новые программы, пересматривались старые. Соколов и Шитов работали в области рисунка, Добросердов – живописи. Авсиян, специалист в области композиции, уже тогда начинал собирать материал, на основе которого создал в дальнейшем стройную систему обучения станковой композиции. Студенты 60-х – 70-х годов развитием своих живописных данных во многом обязаны Михаилу Владимировичу Добросердову. Отзывы и воспоминания тех, кто встречался с ним или учился у него, приведены в монографии, посвященной творчеству замечательного художника. Необыкновенная доброта отвечала его фамилии и сочеталась с требовательностью к учащимся, вниманием к каждому из них, с искренним желанием помочь, научить. К его мудрым советам прислушивались все – и студенты, и педагоги. Будучи скромным и глубоко человечным, он становился непримиримым и жестким, когда встречался с чем-то фальшивым и неискренним. В основе живописного метода Добросердова лежала естественная простота. Первые постановки, посредством которых он знакомил учащихся с масляной живописью, представляли собой незамысловатые натюрморты – крынка, обвязанная белой тканью, светлая кружка, картофелина на серо-охристой драпировке. Но уже с первых шагов ученик приобщался к гармонии, сдержанности, понятию колорита, ответственности и точности в передаче формы и цвета. Такими же ясными и сдержанно-благородными были его натурные постановки. Душой коллектива педагогов был Дмитрий Иванович Соколов. Внешне он напоминал офицера белой гвардии... Сухощавый, подтянутый, в очках с тонкой оправой, он входил в учительскую и громогласно приветствовал всех, прищелкивая каблуками. Он вращался в артистических кругах, близко знал актера Бориса Тенина, был прекрасным рассказчиком. Он очень дорожил училищем, знал его досконально. Много вспоминал о годах учебы в студии Кардовского и следовал в своем педагогическом методе установкам любимого учителя: «Изучающий рисунок должен в своей работе руководствоваться формой. Форма – это масса, имеющая тот или иной характер, подобно геометрическим телам – кубу, шару, цилиндру. Одновременно надо прививать ученику умение видеть живую форму, живую натуру, подчиняющуюся тем же законам света, перспективы, что и геометрические формы». Соколов много говорил о необходимости работы в рисунке «отношениями», о ведении рисунка от общего к частному, об «обрубовке» формы, о тоне в рисунке. Рисунки его учеников отличались крепостью формы, ясностью освещения, законченностью. Особенно удавались портретные изображения, одетая фигура. Несмотря на возраст, Соколов постоянно выезжал с учащимися на пленэрную практику не только в Подмосковье, но и в далекие Апатиты. Прямой противоположностью Соколову был его друг, преподаватель Николай Николаевич Истомин, ученик Бакшеева. Полный, медлительный, в пенсне, был спокоен, доброжелателен, говорил тихим голосом. Рисунки его студентов были всегда светлые, пространственные, наполненные воздушной средой. В методическом фонде сохранились рисунки, выполненные учениками Истомина Федором Коняхиным и Сергеем Наумовым: женский портрет, двойная постановка «Чаепитие», обнаженная модель (натурщица Кукушкина) и ряд других. Незабываема колоритная фигура Елены Дмитриевны Седовой. Выросшая в интеллигентной московской семье, она училась живописи в Париже у Рауля Дюфи, а затем в Москве – у Шевченко. Елена Дмитриевна обладала изысканным художественным вкусом, что позволяло ей ставить богатые «мирискуснические» натюрморты из ваз, роскошных драпировок, букетов. Это было полезно для театральной специальности. Она заведовала методическим фондом училища, и ей всегда поручали организацию экспозиции на выставках, что она делала с присущим ей умением. Острая на язычок, она постоянно пикировалась с Соколовым, посмеивающимся над ее прической из огненно окрашенных волос – «отголоском фовизма». С возрастом ей стало тяжело вести занятия, но характер ее мало изменился, и она оставалась живым напоминанием о культуре ушедшей эпохи. С 1960 года на педагогическом отделении на протяжении девятнадцати лет дипломными работами руководил Александр Михайлович Дубинчик. «Ученики и Мастер» – так можно было бы озаглавить повесть о его работе с выпускниками. Их общение не заканчивалось защитой диплома, мастер продолжал влиять на становление молодого художника вплоть до вступления последнего в творческий союз. В золотой фонд училища вошли дипломные эскизы его учеников – выпускников 60-х годов: «Белое платье» Жанны Оглы, «Русская зима» Владимира Егорова, «А ты ревнуешь» Галины Чвоновой, «У источника» Миши Мушаилова и ряд других не менее интересных работ. Надо отметить, что влияние педагога на учеников редко ограничивалось рамками предметной специализации. Так, преподаватель рисунка Люциан Александрович Шитов, будучи обладателем разносторонних знаний, проводил в классах беседы о мастерах изобразительного искусства, о памятниках русского зодчества; выезжая с учениками на пленэр, он самолично подбирал для этого интересные объекты, а на досуге – становился организатором художественной самодеятельности. Поколению шестидесятых хорошо запомнилась политическая кампания по «укреплению связи школы с жизнью». Занятия все чаще проводились на крупных предприятиях района, а затем туда же была перенесена студенческая летняя практика. И вновь, как уже было и будет не раз, жесткие идеологические установки смягчались и на самом деле увязывались с жизнью благодаря профессионализму, культуре и все тому же, ставшему уже привычным, подвижничеству художников-преподавателей. Учащиеся получали новые для себя впечатления и искали адекватные им художественные средства и образы. Их работы того периода отличало жанровое разнообразие: портреты, живые композиции, индустриальные пейзажи, производственные интерьеры. Кроме того, активнее стала выставочная деятельность: предприятия, дома культуры и клубы охотно предоставляли свои площади. Значительно расширилась и география поездок. Например, не раз ездили студенты на целину в Кустанайскую область. Везли с собой передвижные выставки, часть работ оставалась в местных сельских музеях. Педагог-художник Л.А. Шитов и историк В.К. Пирогов, руководители групп учащихся, читали лекции, проводили семинары для учителей рисования и самодеятельных художников. Вместе с учащимися выезжал на целину директор А.И. Саханов. Итогом студенческих путешествий стала выставка под названием «Целина сегодня», развернутая в московском кинотеатре «Ударник» (1962 год). Затем была поездка на строительство железной дороги Тюмень – Сургут с Дмитрием Воронцовым (тогда комсоргом), где, несмотря на трудные бытовые и климатические условия, студенты работали с большим энтузиазмом. В последующие годы во время летней практики учащиеся вместе с преподавателями Д.А. Воронцовым, Д.И. Соколовым, В.И. Пастуховым, Л.А. Шитовым выезжали на Яйвинскую (Урал), Ток-тогульскую (Киргизия), Прибалтийскую электростанции, на Кольский полуостров в Териберку, к рыбакам Мурманска, на горнообогатительный комбинат «Апатиты», путешествовали по Костромской, Тульской и другим областям. Наблюдения и впечатления от поездок легли в основу дипломных работ многих выпускников училища. В те годы общественная жизнь в училище била ключом. Встречи со значительными людьми, праздничные вечера, «капустники» с неизменными острыми и злободневными частушками собирали полный зал зрителей. В училище приглашались известные личности: искусствовед Алпатов, молодой поэт Евтушенко, график Андрей Гончаров, ученый-антрополог Герасимов, разработавший метод восстановления лица по черепу. Был организован вечер памяти поэта-художника Павла Радимова. Спортивные «баталии» команд педагогов и студентов у волейбольной сетки, у столов настольного тенниса, на шахматных досках еще больше сплачивали училищный коллектив. До 1960 года в училище сохранялась двухпрофильная структура: художественно-педагогическая и театрально-декорационная специализации. Однако достаточно широкая и разносторонняя подготовка на обоих отделениях позволяла выпускникам искать и находить свое место в разных сферах изобразительного искусства. Так, ведущими мастерами советского плаката стали выпускник театрального отделения Борис Успенский и выпускники педагогического отделения Олег Масляков, Николай Бабин, Георгий Гаусман. (Борис Успенский к тому же и живописец, член-корреспондент Академии художеств.) Одни, выйдя из училища, продолжали образование в высших учебных заведениях, специализируясь в области графики, плаката, живописи, кино, прикладного искусства, другие достигали своей цели, совершенствуясь самостоятельно. И все большее число художников обращалось к сфере искусства декоративного оформления. Этого требовала сама жизнь. В декабре 1959 года на четырнадцатой сессии Академии художеств СССР, посвященной вопросам художественного образования, было заявлено о целесообразности создания в училищах художественно-оформительских отделений (по подготовке художников-исполнителей для так называемого «временного» оформления предприятий, культурных и торговых учреждений, для работы в области прикладной и промышленной графики и торговой рекламы). Предлагалось также расширить систему обучения без отрыва от производства. Эти положения были немедленно взяты училищем на вооружение. Практическую помощь в создании программ по новой специальности смогли оказать преподаватели училища С.Я. Лагутин и Ю.Г. Седов, в прошлом окончившие художественно-инструкторское отделение «Пятого года», где читались соответствующие дисциплины. Перед руководством училища встала задача определить конечную цель обучения будущего «оформителя» – будет ли это узкий специалист по шрифту или, напротив, разносторонний мастер по оформлению интерьера и окружающей среды. Основываясь на прошлом опыте, училище стояло за подготовку художника-оформителя широкого профиля, тем более, что специалистов подобного рода высшие учебные заведения не выпускали. Таким образом, с 1960 года начало работать декоративно-оформительское отделение, причем не только по дневной форме обучения, но и по вечерней. На вечернем отделении конкурс был особенно велик: на многочисленных московских предприятиях вводились должности художников, а грамотных специалистов не хватало. Принимались лица со средним образованием и начальным опытом работы художника-оформителя. Обучение длилось пять лет. В программу входили художественные и специальные предметы. Уже за первые десять лет на вечернем отделении получили образование более 200 специалистов. Карьера многих выпускников сложилась очень успешно, они выступали экспонентами на престижных выставках и конкурсах, удостаивались премий и званий. Вечернее отделение просуществовало тридцать лет. Все три десятилетия там преподавал композицию Федор Николаевич Прусаков – художник-проектант, заслуженный работник культуры РФ. Много сил и знаний отдали вечерникам преподаватели-художники Сергей Яковлевич Лагутин и Ольга Леонидовна Голубева. В 1964 году – за год до первого выпуска по новой специальности – на базе училища прошло республиканское совещание по вопросу подготовки художников-оформителей в художественных средних учебных заведениях. Совещание сопровождалось большой выставкой студенческих проектов из училищ различных регионов. Справедливость избранного Московским училищем памяти 1905 года направления сказалась здесь со всей очевидностью. В отличие от специалистов с высшим образованием, выпускники училища выступали одновременно как организаторы, сопроектировщики и исполнители рекламного и тематического оформления. В создании, организации и работе декоративно-оформительского отделения принимали деятельное участие художники-преподаватели Елизавета Васильевна Журавлева, Борис Николаевич Малинковский, Леонид Иосифович Нижний, Юрий Георгиевич Седов. Одни разрабатывали учебные планы, программы по композиции и другим дисциплинам; другие осуществляли практическую деятельность. В 1967 году выпускники оформительского отделения (руководитель Л.И. Нижний) в качестве дипломной работы выполнили оформление вводного зала Исторического музея в Москве. Государственная квалификационная комиссия на своем выездном заседании высоко оценила художественный уровень исполнения. В 1969 и 1970 годах две бригады учащихся под руководством Б.Н. Малинковского проектировали народный музей Боевой славы в поселке Снегири Истринского района. Экспозиция была оформлена с большой выдумкой и профессиональным мастерством. Шефство над музеем продолжалось в течение нескольких лет, и это стало для многих студентов хорошей практикой. В 1965 году Московское училище перешло в непосредственное подчинение Министерства культуры РСФСР. Директором училища к этому времени стал Владимир Иванович Илюхин, художник-живописец, выпускник Саратовского училища и Рижской Академии художеств. Фронтовик, боевой командир, награжденный орденами и медалями, он стремился воплотить в жизнь свою мечту – создать учебное заведение, сочетающее в преподавании лучшие традиции прошлого с исканиями современности. Он самым активным образом поддержал создание в училище новых специальностей, заручившись соответствующим решением Министерства культуры. Опираясь на постановление «Об улучшении качества оформления и упаковки промышленных товаров», училище в 1965 году, в виде эксперимента, открывает отделение промышленной графики и рекламы. В дальнейшем эта специализация оказалась наиболее престижной и жизненно важной. По специальности «промышленная графика» композицию вели Эммануил Беньяминович Миниович, Валерий Александрович Волков, Леонид Иосифович Нижний, Борис Николаевич Малинковский, им удалось воспитать не один десяток талантливых молодых художников. Через пять лет на Всероссийской выставке средних художественных учебных заведений, проведенной в Казани, училище с гордостью представляло своих экспонентов – оформителей и промграфиков. То были Н. Гузь (плакат «Пушкин»), М. Бакушев (плакат «Время, снова ленинские лозунги развихрь!»), А. Шитиков (плакат «Иоганн Себастьян Бах»), О. Фролов (интерьер выставки «Революционное искусство 20-х годов»), А. Филимонов (интерьер выставки «История русского парусного флота»), В. Омельченко (интерьер выставки «Композитор Скрябин») и многие другие. За участие в выставке училище было награждено тридцатью четырьмя дипломами. Как ведущему художественному учебному заведению в системе Министерства культуры, училищу вменялось в обязанность методическое руководство другими российскими заведениями того же статуса, составление учебных планов и программ по новым специальностям, разработка вопросов художественного образования. В течение многих лет лучшие преподаватели училища оказывали необходимую методическую помощь вновь открываемым художественным училищам в Орле, Астрахани, Воронеже, Новоалтайске, Ставрополе. Неоднократно выезжали они и в другие города России для обмена опытом со старейшими художественными заведениями (училища в Пензе, Саратове, Краснодаре, Казани, Горьком, Ярославле, Иванове и другие). Связи училища не ограничились территорией России. Побывали преподаватели-художники во многих республиканских художественных училищах: Л.А. Шитов – в Ташкенте, Фрунзе, Алма-Ате, Туркмении; Е.В. Журавлева – в Риге, Кишиневе, Тбилиси; В.И. Пастухов – в Минске, и так далее. Опыт столичного учебного заведения использовался и в зарубежье, куда в длительные командировки направлялись преподаватели училища: Ю.Г. Седов в 60-е годы – во Вьетнам и Китай (Пекинская Академия художеств), Р.А. Диденко в 70-е годы преподавал в художественном вузе сначала на Кубе, а затем в республике Мозамбик, А.В. Бенедский в 80-е годы – в художественном училище республики Гайаны. Профессиональный потенциал педагогов и руководства училища был поистине безграничен. Потому в 1966 году, когда остро стал вопрос о сохранности памятников архитектуры и изобразительного искусства, училище приняло предложение Министерства культуры РСФСР по созданию реставрационной специальности. До этого времени ни в одном учебном заведении страны не осуществлялась подготовка художников-реставраторов. Совместно с сотрудниками Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации (ВЦНИЛКР) были определены исходные данные для этого профиля. Первыми, кто принял на себя весь труд по организации реставрационного отделения, стали художники-реставраторы высшей категории Александр Александрович Зайцев и Юрий Александрович Рузавин, Виктор Васильевич Филатов, ведущий специалист по реставрации монументальной живописи, и теоретик-искусствовед Яков Израйлевич Гренберг. Несмотря на сложные условия работы – сырое, полуподвальное помещение, отсутствие нужного оборудования и материалов, – энтузиазм учителей и учеников не ослабевал. Поверившие в это начинание музеи предлагали для реставрации свои произведения. Поступали картины из Иркутского художественного музея, Дмитровского краеведческого музея, Художественного музея Минска, иконы из Серпуховского историко-художественного музея. Училище в те годы готовило художников-реставраторов по масляной и темперной живописи. Специальность «реставрация» стала самой притягательной для абитуриентов. Конкурс на приеме был огромный. Заинтересованность самих студентов, их ответственность при работе с музейными произведениями, опытные мастера-педагоги – все это стало залогом высокого качества подготовки художников-реставраторов. Семидесятые годы В 1975 году за заслуги в области подготовки художественных кадров, за большую общественную работу училище было награждено грамотой президиума Верховного Совета СССР. Преподавателей отметили благодарностями, студентов – премиями. Училищу было в чем отчитаться к своему пятидесятилетнему юбилею. Это и десять лет активной методической деятельности, и прекрасные результаты выпусков по старым и вновь открытым специальностям, и оживленная творческая деятельность студентов. В училище с успехом проходят конкурсы творческих студенческих работ: «30 лет победы под Москвой», конкурс плакатов «Юность обличает империализм», «Октябрь» и другие. Поездки в ГДР, Польшу, медали ВДНХ – таковы были награды победителям. К этим годам относится поездка группы учащихся в составе агитбригады на строительство Байкало-Амурской магистрали. По пути следования агитпоезда студенты выполняли необходимые оформительские работы, проявляя свои организаторские и творческие способности. В 70-е годы среднему художественному образованию самое пристальное внимание уделяет Академия художеств СССР. При Академии был создан Научно-методический совет по художественному образованию, в состав которого вошли представители училища: директор В.И. Илюхин, заместитель директора Е.В. Журавлева и преподаватель В.И. Пастухов. Академики принимают непосредственное и серьезное участие в разработке учебных программ: A.M. Грицай руководит иллюстрированной программой по рисунку; Е.А. Кибрик дает рекомендации при создании программы по композиции по педагогической специальности; Ю.М. Непринцев ведет секцию, где одобряется программа по станковой композиции. В 1971 году Академия проводит в Ленинграде Всесоюзное научно-методическое совещание, посвященное задачам художественного образования. Мероприятие памятно сообщениями, с которыми активно выступила группа московских преподавателей (О.А. Авсиян, А.А. Зайцев, Е.В. Журавлева, В.И. Пастухов, Ю.Г. Седов). На выставке в залах Академии художеств экспонировалось около 300 работ учащихся, опосредованно раскрывающих метод преподавания той или иной дисциплины. Московское художественное училище памяти 1905 года было отмечено совещанием как одно из лучших в стране. В том же году Академия художеств проводит научно-методическое совещание по вопросу преподавания композиции в вузах, училищах и художественных школах. Московское училище представило методическую выставку, состоящую из работ по композиции, выполненных учениками педагогического и театрального отделений. Тогда же обсуждались и проекты программ этих отделений, в том числе – по композиции. Автором программы по станковой композиции был преподаватель училища Осип Абрамович Авсиян. Подобной программы не было даже в вузах. Авсиян предлагал принципиально новое построение учебного процесса, основанное не на перечислении тем, как было ранее, а идущее от усложнения методических задач при изучении базисных положений композиции. На экзаменационных сессиях с особым интересом просматривались работы студентов по композиции. И, хотя пестрота заданий из-за наличия разных специализаций требовала дифференцированного подхода, главное и общее требование оставалось одно – наличие художественного вкуса. Порицалось ремесленничество, бездумность замысла, небрежность исполнения. Замечания Авсияна были точными, деловыми и часто были окрашены теплым юмором. И студенты и преподаватели с уважением выслушивали замечания Авсияна, и не только потому, что он был председателем комиссии по композиции и обладал к этому времени огромным педагогическим стажем. Авсиян владел особым чутьем к наличию таланта, оригинальности замысла в работах учеников. Разработанная Авсияном программа по композиции для живописно-педагогического отделения и, конечно, его замечательная книга «Натура и рисование по представлению» о роли наблюдений за натурой в творчестве художника были результатом многолетних раздумий автора. Как программа, так и книга надолго стали опорой в работе художников-педагогов не только нашего училища, но и многих художественных школ России. Мысли и положения книги обусловлены анализом и обобщением методов работы западных и русских мастеров изобразительного творчества; неординарный подбор иллюстраций поясняет идеи автора. Привить учащимся любовь к предмету, развить их воображение, фантазию, активизировать творческую деятельность – вот цель метода Авсияна. Этот метод продолжили его ученики Михаил Петров и Анатолий Шелегеда в качестве педагогов училища. В 70-е годы крупные методические совещания, сопровождающиеся выставками, становятся регулярными. Они помогали учебным заведениям сравнивать себя с другими, предостерегая от возможных ошибок в обучении. В 1974 году подобное совещание было посвящено преподаванию живописи. Живописные работы Училища памяти 1905 года всегда можно узнать в экспозиции любой выставки. Они несут в себе традиции московской живописной школы с ее сочностью и плотностью цвета, крепостью формы. И в тот раз, а представлено было 60 работ, они были замечены. Особенно – натюрморты. Поистине мастером постановки живописного натюрморта следовало считать преподавателя Матильду Михайловну Булгакову. Каждый задуманный ею натюрморт уже имел ключ к своему решению. Это мог быть натюрморт из старинных металлических предметов или изысканный – «белое на белом», или натюрморт с черной бутылкой на черном же подносе. Эти произведения обогатили методический фонд училища, внесли в него дух современного подхода в живописи. На юбилейной выставке училища, прошедшей в Академии художеств в 1995 году, немало талантливых живописных постановок принадлежало ученикам Матильды Михайловны; запомнились работы Александра Тараканова, Бориса Булгакова, Юрия Фонина, Александра Резникова и других. Несколькими годами позже ученики Булгаковой на вечере памяти своего педагога в 1999 году с теплотой и нежностью вспоминали о ней и ее методе. Училище всегда было славно своими педагогами. Именно этот фактор был решающим в воспитании молодого художника. Но для становления твердого профессионализма, развития разносторонних художественных навыков необходимо предусматривать гармоничное сочетание различных дисциплин, техническую оснащенность мастерских и вообще совокупность условий, которые влияют на процесс обучения. Практика и даже общественная деятельность также способствуют получению организаторского и жизненного опыта учащихся. Эти проблемы и были определены в выступлении заместителя директора училища Е.В. Журавлевой на двадцать седьмой сессии Академии художеств СССР, посвященной теме «Воспитание художника-гражданина». Училище умело отстаивать принципы своих методик, доказывая их эффективность не на словах, а на деле. Не надо забывать, что, являясь частью общей системы художественного образования, среднее звено не было изолировано от новых веяний, временами – ошибочных, появлявшихся изначально в художественных вузах. В те годы это коснулось преподавания рисунка. Работы студентов художественно-промышленных вузов Москвы (бывш. Строгановское училище), Харькова, Львова и некоторых других городов отличались ярко выраженной жесткой конструкцией и схематизмом. Способ такой трактовки объекта пленял быстротой и легкостью усвоения: «Голова – это шар, рука – цилиндр, торс – призма». Метод, требующий анализа формы, возник в противовес формальной тушевке, присущей учебным рисункам начала 60-х годов. Однако отдельные средние учебные заведения – более того, детские художественные школы – взяли этот подход к рисунку себе на вооружение, не задумываясь о последствиях. Малоопытные преподаватели, понимая термин «конструкция» буквально, лишали учеников возможности познать изобразительный язык во всем его богатстве и выразительности, по существу, обедняли их видение мира. Подобные тенденции просочились и в методику отдельных педагогов нашего училища. Однако довольно быстро они были отвергнуты, и уже в 1976 году на расширенном заседании научно-методического совета по художественному образованию Ленинградское училище имени Серова и Московское – памяти 1905 года на основании экспозиции рисунков, представленных в Рафаэлевском зале Академии художеств, были названы ведущими в этой дисциплине. Замечательный след в преподавании рисунка оставил в училище Юрий Георгиевич Седов. Громогласный, полный сил и энергии, он был любимцем учеников. В рисунках он требовал не дотошной проработки деталей, а большой формы и пластической выразительности. Его постановки живой модели были интересными, порой излишне сложными. Поставленные перед учениками задачи решались в методической последовательности. Седов строго следил за тем, чтобы фигура натурщика была хорошо вписана в лист, четко выделена опорная нога, соблюдены верные пропорции. Седов учил студентов видеть и отбирать в натуре главное, настаивая на активной позиции художника и подтверждая это своим темпераментом. Тридцать лет провел Юрий Георгиевич в стенах училища и был вынужден оставить преподавание из-за давшего знать о себе фронтового ранения. Седов воспитал многих хороших рисовальщиков. Его метод ведения рисунка благотворно влиял на других педагогов и формировал общее направление в этом важном разделе художественного образования. Театрально-декорационное отделение традиционно оставалось одним из ведущих в училище. После Виктора Алексеевича Шестакова композицию преподавали художники театра Павел Львович Роднянский, Михаил Исидорович Самородский, Сергей Яковлевич Лагутин. Художественными руководителями последовательно были: Исаак Моисеевич Рабинович, заслуженный художник, Александр Федорович Лушин, заслуженный деятель искусств, Михаил Михайлович Курилко-Рюмин, член-корреспондент Академии художеств, профессор Института имени Сурикова. И каждый талантливый преподаватель открывал в специальности все новые и новые возможности. В 1966 году в училище на педагогическую работу пришла Татьяна Ильинична Сельвинская. Активный художник-постановщик, она вводила молодых людей в мир сцены, заражая их своей увлеченностью и творческим горением. Многочисленные ученики вверялись ей безоглядно. За двенадцать лет из мастерской Сельвинской вышли десятки художников театра, профессионалов, наделенных индивидуальным видением, способных к творческому поиску, в том числе Станислав Бенедиктов, Ксения Шимановская, Татьяна Спасоломская и другие, чьи имена приведены в списке выпускников-сценографов за 70-е годы. Всем им, как и их учителю, присущи свой стиль в искусстве и умение сочетать работу в театре с занятиями живописью и графикой. Подлинным счастьем для училища стало появление в его стенах в качестве преподавателя талантливого сценографа-исполнителя Татьяны Борисовны Серебряковой. Потомственный художник, дочь знаменитой Зинаиды Серебряковой и родственница всех Лансере, она одним своим присутствием создавала артистическую атмосферу. Прекрасный человек, тонкий художник, она была уникальна уже потому, что обладала редкой специальностью – претворяла эскизы в «живые» декорации. Все, что на сцене выглядит совершенно натуральным, выполняется в мастерских умелыми руками художника. Научить студента, как из «пионерсукна» сделать парчу, из зерен – жемчужный убор, как расписать задник, изобразить гобелен – всему этому практически обучала Татьяна Борисовна. Находясь по своей основной работе в мастерских МХАТа, она активно привлекала своих учеников туда на практику. Освоив благодаря ей выполнение декораций в натуре, молодые люди без страха вступали на поприще театральной деятельности. К тому времени Серебрякова уже могла общаться со своими родными, проживающими за рубежом. Ее поездка во Францию стала событием и для училища. Возвратившись, Татьяна Борисовна провела несколько вечеров, посвященных творчеству своей матери; показ подлинных произведений, редких фотографий и документов сопровождался интереснейшими воспоминаниями. К концу 70-х годов укрепляются международные связи училища. В 1978 году был заключен договор о сотрудничестве и обмене студенческими группами с Улан-Баторским художественным училищем (Монголия). Результатом поездки московской группы стала интересная выставка зарисовок, этюдов, набросков; наши преподаватели оказывали посильную методичес кую помощь монгольским коллегам. К этому времени в нашем училище стали обучаться зарубежные студенты: сначала – из Монголии, Венгрии, Болгарии, Йемена, позднее – из Чили, Швеции, с островов Зеленого Мыса. В 1978 году закончилось строительство нового здания училища по адресу: Сущевский вал, 73/2. И как ни жаль было расставаться с обжитым, уютным старым домом в центре Москвы, преимущества нового помещения были очевидны: это светлые мастерские и аудитории, просторные залы – актовый и спортивный, большие рекреации; здание окружала зеленая зона. Открывались новые возможности совершенствовать преподавание специальных дисциплин. Значительно улучшалась материальная база реставрационного отделения, методического фонда, библиотеки. << предыдущая страница следующая страница >> |
|