Похожие работы
|
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк - страница №2/5
PR–акции. Бренд ПрезиДент в апреле 2012 г. организовал в сети Ашан консультацию по зубным пастам, а также вручал всем участникам акции подарки100.Прямой маркетинг использует следующие инструменты: прямая почтовая рассылка, телемаркетинг, рассылка по электронной почте, распространение рекламных проспектов, каталогов, буклетов, брошюр по месту жительства для прямой коммуникации с действующими и потенциальными потребителями. 101 Например, фирма Amway при вхождении на российский рынок средств личной гигиены предлагает всем потенциальным потребителям бесплатную рассылку брошюр по зубной пасте Глистер и пробников102. Рекламная коммуникация является одним из средств формирования и продвижения бренда на рынке. Реклама – это наиболее убедительное сообщение, направленное на продажу товара или услуги, обеспечивающее минимальные расходы. Потребитель воспринимает рекламу не только по ее материальному содержанию, но и через символическое значение текста и образов. Бренд должен обладать известностью, которая позволяет потребителю четко идентифицировать его, чтобы впоследствии выбирать, использовать его, а также предлагать и рекомендовать его другим потребителям В связи с этим можно выделить следующие цели рекламы103:
Для создания осведомленности и развития узнаваемости бренда необходимо концентрировать внимание потребителя на визуальных элементах: логотип, шрифт, корпоративные цвета, дизайн и упаковка. Для создания возможности вспомнить бренд необходимо постоянное повторение его названия на телевидении и по радио. Реклама эффективна только в том случае, когда дифференцированный и четко позиционированный бренд предлагается и реализуется по конкурентной цене через широкую сбытовую сеть. Эффективная реклама должна раскрывать главную уникальную выгоду бренда, четко позиционируя его в сознании потребителей как отличный от конкурентных брендов. Существуют следующие формы рекламной коммуникации: концептуальная реклама, стимулирующая реклама 104. Целью концептуальной рекламы является создание позитивного имиджа на основе концепции бренда. Концептуальная реклама содержит сообщения, в которых главное место играет установочная коммуникационная цель: повлиять на отношение покупателя к бренду. В стимулирующей рекламе сообщения в средствах информации даются преимущественно с «поведенческой» коммуникационной целью: повлиять на покупательское поведение потребителей, спровоцировать покупку. Реклама это наиболее агрессивный тип коммуникации. Эффективность рекламы оценивается напрямую по фактическому объему продаж а также ее можно оценить по следующим критериям105:
Телевидение считается самым эффективным средством передачи рекламы, поскольку она может воздействовать на потребителя с помощью изображения и звука, что позволяет создать мощный образ бренда в голове потребителя106. Реклама на российском телевидении обладает двумя особенно важными преимуществами:
Основной особенностью средств гигиены является то, что они носят массовый характер потребления и это предопределило, то что более 50% бюджета крупных компаний приходится на телевидение. Компании Проктер энд Гэмбл, Кимберли-Кларк107, Джонсон и Джонсон108 – это тройка лидеров рекламы на российском телевидении109. Возможности телевидения используют также зарубежные производители зубных паст. Например, бренд Лакалют являлся спонсором таких передач на первом канале как "Король ринга", "Последний герой", КВН.110 Рекламу зубных паст Лакалют, Блендамед, Парадонтакс, Президент, Аквафреш мы постоянно видим на центральном телевидении на нескольких каналах. Реклама на радио. Слоганы зубных брендов Парадонтакс, Блендамед, Лакалют постоянно звучат на радио Love Радио, Ретро ФМ, Хит ФМ, Европа Плюс. Основными видами печатных СМИ считаются газеты и журналы. Их достоинства и недостатки аналогичны. Реклама в печатных СМИ позволяет создавать отчетливое представление об функциональных свойствах бренда111. Размещение рекламы в журналах обладает следующими особенностями: 1.Возможность выхода на строго сфокусированную целевую аудиторию. 2.Способствует повышению осведомленности о бренде и запоминаемости. 3. Журналы как правило читают долго и часто передают знакомым. 4.Журналы обладают незаменимым качеством авторитетного источника информации, вызывающего доверие112. Например, бренд Лакалют публикует статьи в специализированных изданиях: «Новая аптека», «Аптекарь» и размещает рекламу в таких массовых журналах как «Лиза», «Бурда»113 и других. Реклама считается эффективной в СМИ только тогда, когда существует правильно выбранная коммуникационная стратегия: целевой рынок, цели коммуникации и стратегия сообщения114. Еще одним из средств продвижения бренда на рынке является наружная реклама. Под наружной рекламой понимаются все виды рекламы, не использующие традиционных носителей. Особенностью наружной рекламы является то, что она круглосуточно обеспечивает контакты практически с каждым представителем населения. Наружная реклама способствует созданию узнаваемости бренда на этапе вывода его на рынок115. Размещается реклама в следующих местах: 1.Рекламные щиты и объявления. Реклама размещается вблизи торговых центров, на стадионах, в местах парковки, на общественном транспорте, в метро и пригородных поездах. Например, рядом с торговыми центрами сети Metro на бигбордах размещается реклама бренда Жиллет. Колгейт в течение нескольких месяцев в 2013 г. размещал настенную рекламу зубной пасты Оптик Вайт в метро г.Москвы. 2.Кинотеатры, авиалинии, залы ожидания. Например, в аэропорту Домодедово в залах ожидания размещается настенная реклама бренда Л`Ореаль. 3.Реклама в местах покупок. Магазинная реклама - на тележках, на стеллажах, на плазменных панелях, например, в сети Ашан на тележках используется реклама бренда мыла Dove. Реклама в торговых точках воздействует на потребителей во время покупки товаров. Согласно исследованиям 70% всех решений о покупках принимается непосредственно в магазине116. Наружная реклама подходит для закрепления существующих ассоциаций бренда, чем для формирования новых. Двумя наиболее важными способами маркетинговой коммуникации при формировании бренда являются личные коммуникации, осуществляемые торговым персоналом, и неличные, реализуемые в виде рекламы в средствах информации117. Личная продажа это самый эффективный способ коммуникации, когда необходимо сформировать мнение и подтолкнуть потребителя к решению о первой покупке нового товара118.
Стимулирование сбыта119 - это краткосрочные мероприятия, которые проводят для того, чтобы убедить потребителей сделать первую покупку или совершить повторную покупку и получить подарок120. Стимулирование сбыта основывается на проведении промоакций. Существуют следующие типы стимулирования продаж:121
Существует три основных способа убедить людей попробовать новую продукцию: отдать ее бесплатно, предоставить потребителю стимул для покупки или создать такой имидж товару, который убедил бы людей прийти и купить его123. Чтобы сообщить потребителям о новом предложении производителя, привлечь его в магазин и убедить принять участие в промоакции используются разнообразные методы: 1). Промоакции в магазине: а именно скидки, подарки при покупке, листовки и купоны, предназначенные для конкретного товара 2). Промоакции в прессе или в интернете: Обычно информация о специальных ценах или распродаже в магазине в буклетах магазинов 3). Распространение промоматериалов по месту жительства. Все производители регулярно проводят месячные акции в розничных сетях супермаркетов, аптеках, в магазинах формата дрогери. Это такие сети как Ашан, Карусель, Реал, Подружка, Ол!Гуд, сети аптек Витафарм, Старый Лекарь124 и другие. Основным стимулом для покупки зубной пасты для потребителей является подарок или скидка. Процесс создания бренда начинается с разработки нового товара и состоит из следующих основных этапов или стадий126:
Первый этап. Разработка новых товаров всегда начинается с поиска идей, соответствующих выбранной стратегии развития бизнеса компании. Все методы выработки идей можно разделить на две основные категории: А) Методы функционального анализа, целью которых является выявление возможностей совершенствования товаров компании; В) Методы с обязательным участием целевой аудитории потребителей, направленные на обнаружение неудовлетворенных ожиданий, потребностей и нужд127. На данном этапе проводится мониторинг и анализ брендов конкурентов. Второй этап. Разработка концепции будущего бренда предполагает рассматривать новый товар как пакет определенных выгод, как описание определенных характеристик и уникальности. Идет разработка атрибутов бренда. Третий этап. Выпуск товара на рынок предусматривает разработку маркетинговых программ по продвижению нового товара – будущего бренда на рынке с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). После подготовительного этапа исследований на следующей стадии разработки бренда осуществляется переход от идей к концепциям. Концепцию нового бренда можно определить как описание физических характеристик товара и пакета выгод, которые он представляет для целевой аудитории. Существуют следующие этапы формирования бренда у потребителя128:
В основе разработки концепции бренда лежит позиционирование. При позиционировании бренда необходимо сделать акцент на следующих компонентах:
Разработка бренда начинается с сегментации рынка потребителей. Сегментация – это определенная группа потребителей. Рынки потребителей можно разделить на следующие основные сегменты130:
После выбора определенных сегментов следующим этапом является определение целевых групп в том или ином сегменте. Позиционирование – это место в сознании потребителя, которое занимает бренд среди множества конкурентных брендов в данной категории. Цель позиционирования - добиться устойчивого целостного образа в сознании потребителя о бренде как об уникальном единственном в своем роде товаре131. Основная выгода, заложенная в позиционировании должна быть донесена до целевой аудитории на основе PR-программы с применением стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК)132. Одной из самых важных составляющих бренда является дифференциация133. Дифференцировать – это означает выбрать одну из важнейших выгод бренда и в дальнейшем на ней специализироваться134. Существуют следующие основные виды позиционирования бренда на потребительском рынке:
Схему создания позиционирования можно представить в виде последовательности следующих шагов: Исследование рынка – продукты – конкуренты – сегментация – сравнение (выгоды, преимущества) – позиционирование135. Рис.3. Этапы процесса позиционирования При разработке концепции позиционирования бренда необходимо решить следующие задачи136:
Целевая аудитория при позиционирования определяется следующими свойствами:
Бренд – это комплекс разнообразных видов коммуникаций, которые информируют будущего потребителя о том, что представляет собой бренд, кому он предназначен, что предлагает138. Рис.4 Ключевые составляющие бренда при позиционировании. С точки зрения позиционирования бренд также можно представить в виде системы окружностей, которая состоит из нескольких уровней, причем каждый уровень является центром для последующего. Аналогичная структура концепции бренда была рассмотрена в первой главе. Ядром бренда является его сущность, то, что он представляет собой, сущность бренда часто определяется его одной уникальной характеристикой. Следующий слой – это позиционирование. Затем следует целевая аудитория – потенциальные потребители, на которых направлены все коммуникации. Последний уровень – это индивидуальность бренда139. После определения позиционирования следующим этапом является разработкой атрибутов бренда и, в первую очередь, - названия бренда140. При формировании бренда необходимо решить главную задачу его идентичности. Любой бренд должен обладать идентичностью, состоящей из нескольких основных компонентов, которые создают физические свойства или атрибуты бренда. Идентичность бренда складывается из имени, логотипа, слогана, шрифтов, цвета, дизайна упаковки, персонажей. Поэтому важнейшим этапом при формировании бренда является разработка всех его атрибутов. При разработке атрибутов бренда существуют определенные методики, как например, придумать имя бренда или разработать соответствующий логотип. Над созданием атрибутов бренда, как правило, работают специалисты и этот процесс занимает много времени. В настоящее время каждый человек ежедневно получает около тысячи различных сообщений. Поэтому, чтобы пробиться в мир бренд–коммуникаций и занять свое место в умах потребителей нужно чтобы бренд обладал уникальной ценностью141. Нейминг. Разработка текстового названия для бренда – называется нейминг142. Имя бренда – самая сильная коммуникация с потребителем. Наиболее оптимальным вариантом является двух уровневое имя, состоящее из двух слов143. При разработке названия бренда следует учесть ряд следующих рекомендаций: 144
Корпоративный бренд - это бренд носящий название компании. Он всегда занимает наивысшее положение в иерархии брендов. Слоган является важной частью корпоративной идентичности, его также называют лозунгом. Слоган выражает саму суть бренда, его душу, его ценность. Он является инструментом формирования эмоционального образа бренда146. Слоган используется для прояснения или подчеркивания эмоциональных и функциональных выгод, предлагаемых брендом покупателям и потенциальным покупателям. Слоганы говорят покупателю, какие чувства должен вызывать у него бренд147. Логотип является одним из основных факторов формирования успешного бренда. Логотип – рисунок или уникальное графическое изображение – знак, символ, графически представляющее индивидуальность бренда. Логотипы являются графическими послами индивидуальности бренда. Имя и логотип бренда часто используют вместе, чтобы усилить дифференциацию товара на рынке. Шрифт вызывает у потребителя ряд брендовых ассоциаций. Шрифт присутствует везде – от фирменных бланков до упаковки товаров. Он подтверждает брендовый имидж в определенном потребительском поле148. Шрифт создает настроение, улучшает читаемость текста, а также создает образ рекламного сообщения. Типографика — это центральный элемент для любой эффективной программы формирования индивидуальности бренда. Такие компании, как Колгейт, Проктер энд Гэмбл, Юнилевер легко узнаваемы потому, что они умело используют уникальный типографский стиль на протяжении многих лет. Цвет. Одним из самых важных визуальных элементов дизайна считается цвет. Цвет влияет на восприятие товара149. Цвет – это то, что человек замечает в первую очередь. Именно цвет порождает эмоциональную связь покупателя с брендом.150 Цвет используется для того, чтобы вызвать эмоции, выразить индивидуальность и стимулировать полезные для бренда ассоциации. Например, с красным цветом ассоциируется бодрость, активность, возбуждение. Это цвет победителя, один из корпоративных цветов бренда Колгейт. Постоянство в цвете дает бренду прочно утвердиться в умах потребителей151. Шестьдесят процентов решений покупателей сделать покупку основано на цвете152. Упаковка является одним из двух важнейших атрибутов бренда наряду с его именем. Именно эти два атрибута лидируют по частоте контактов с потребителем и активности формирования емкого и точного образа марки. Среди функций упаковки передавать потребителю важное содержание можно выделить две153: информативную и коммуникативную. Упаковка и дизайн товара помогают создать то, что называется тотальным брендингом. Все элементы упаковки призваны подкреплять и выражать имидж бренда154. Форма упаковки, размер и цвет играют важную роль в дифференциации товара. Шрифт Форма Пропорции Графическое решение Идентичность Размер Упаковки Прозрачность Материал Текстура Логотип Рис. 5. Элементы идеальной модели эффективного дизайна брендовой упаковки. Третьим этапом в процессе формирования бренда является вывод и продвижение на рынке новой торговой марки и управление его развитием в соответствии со стратегией продвижения.
Процесс коммуникации является основной функцией стратегии продвижения бренда155. Бренд-коммуникации – это система установления прямых и косвенных контактов с потребителями для информирования, убеждения и напоминания о бренде156. Бренд является коммуникативным средством между производителем и потребителем. При продвижении используется двусторонняя симметричная модель коммуникаций. На рис.6. представлены 8 элементов процесса двусторонней коммуникации157: Рис.6. Модель коммуникаций бренда Процесс двусторонней коммуникации идеально отвечает задачам эффективной бренд- коммуникации, так как с ходом времени создается история бренда, за счет обратной связи производитель получает информацию о привлекательности бренда, о соответствии его потребностям покупателя. Эта модель коммуникации является одной из эффективной для создания доверия и наиболее подходит для PR – деятельности158. Сообщение бренда воспринимается потребителем не только словесно, но и в культурном смысле. Определенные слова, символы, образы имеют связанное культурное значение159. Рис.7. Сочетание вербальных и невербальных элементов, формирующих значение. Одним из основных способов классификации сообщений исходящих от бренда является разделение их на рациональные и эмоциональные элементы или компоненты160. Рациональные компоненты бренда – это мысли, которые главным образом сообщают потребителю о том, что бренд может сделать для него. Они сконцентрированы на содержании коммуникаций бренда, его функциональных предложений и обещаний. Эмоциональные компоненты бренда - это чувства, которые главным образом сообщают потребителю о том, каким образом бренд выражает себя. Эти чувства формируют стиль бренда, его характер и настроение. Решение задачи как эффективно спроецировать бренд на рынок и в сознание потребителей выполняют интегрированные маркетинговые коммуникации, центром которых является бренд. Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) - это сочетание следующих компонентов: традиционной рекламы ATL, методов и средств стимулирования сбыта, связей с общественностью PR, директ-маркетинга, BTL, персональных продаж, product placement, каждый из которых обладает широким спектром возможностей коммуникации с целевой аудиторией161. В последнее время появился термин TTL (Throw the Line – сквозь черту), сочетание ATL, BTL технологий и PR для достижения максимальной эффективности бренд- коммуникаций162. Главной задачей в процессе продвижения у бренд – коммуникаций является комплекс последовательных мероприятий направленных на формирование образа торговой марки в сознании потребителей, формирование их преданности и лояльности. Стратегия продвижения бренда предлагает планирование, реализацию и контроль коммуникационного процесса между компанией и целевой аудиторией163. Продвижение бренда основывается на чувствах, эмоциях потребителя. При продвижении бренда необходимо найти решение следующих вопросов:164
Чем больше мы получаем положительных ответов на каждый вопрос – тем выше вероятность совершения выбора в пользу бренда. Поэтому продвижение направлено на повышение максимальной информированности потребителей о бренде, формировании устойчивого имиджа бренда и стимулирование потребителя на совершение положительного выбора непосредственно в момент принятия решения о покупке166. Отличие PR от других видов маркетинговой коммуникации проявляется в следующих моментах: Во-первых, ставятся другие цели. Пиар направлен не на продажу товара, как это делают реклама, стимулирование сбыта или директ маркетинг, а на создание поддержки со стороны общественного мнения, повышение осведомленности и узнаваемости бренда. Основной целью PR – кампании при продвижении бренда на рынке является установление доверительных взаимоотношений между потребителем и брендом с помощью различных средств и методов PR-коммуникаций, создание позитивного имиджа бренда и компании. Это происходит за счет того, что источником информации являются средства массовой информации. Именно они формируют доверие потребителя. Во – вторых, рассматриваются разнообразные сегменты целевой аудитории. Это не только потребители, а все заинтересованные лица, группы влияния, которые прямо или косвенно играют активную роль на рынке. Сегментация происходит как по традиционным критериям: географическая, демографическая, психографическая, социально-экономическая сегментация, так и по специфическим показателям. Например, выделяется сегменты должностных лиц, политиков, инвесторов, финансовых аналитиков. В – третьих, существует многообразие методов. Это информационные: пресс-релизы, корпоративный журнал, брифинги, пресс-конференции, рекламные материалы, либо специальные события: спонсорство, благотворительность, патронаж, выставки и другие167. Для продвижения бренда на рынке фирме необходимо периодически проводить PR – кампании. PR – кампания можно определить как совокупность PR – действий и соответствующих акций или мероприятий, направленных на решение актуальной проблемы и достижении конкретной цели168. PR-кампании могут быть плановыми и внеплановыми. Главной целью любой PR- кампании должна быть благоприятное общественное мнение к образу бренда и к компании в целом, созданию ее позитивного имиджа и репутации. 1.Исследование: На этом этапе происходит исследование рынка, сбор и анализ данных, оценка ситуации на рынке, на котором работает компания, формулирование проблемы. 2.Планирование. На этом этапе компания устанавливает ключевые цели и задачи, определяет средства и методы коммуникаций, определяет целевую аудиторию, выбирает стратегию и тактику. Осуществляет подбор каналов распространения информации. Здесь происходит разработка PR-сообщения и определение календарного плана и бюджета. 3.Реализация: В зависимости от сферы, масштаба и целевой аудитории мероприятия могут быть различными. PR-сообщение. Сюда могут относится – презентация, интервью, пресс-конференция, брифинг, пресс-релизы, в том числе в интернете. PR-акциями могут быть специальные события - презентация, выставки, спонсорство и благотворительные акции, конкурс и т.д. В PR-кампании могут быть мероприятия двух типов: 1) организованные собственными силами фирмы с привлечением сторонних организаций – партнеров. 2) мероприятия глобального масштаба- День знаний, День города, в которых можно участвовать достигая целей PR - кампании. 4. Итоги и оценка эффективности170. В данном случае используются количественные и качественные методы. Составляется отчет. Собираются отзывы от участников. Одним из методов количественных методов является опрос. К качественным методам относят фокус группы и глубинные интервью. Например, количественной оценкой может быть число публикаций в СМИ, охваченная аудитория и т.д. При продвижении бренда на рынке PR использует следующие методы171: 1.Пресс-релизы или пресс-конференции, отражающие информация о компании, а именно о выпуске новых товаров, о подписании крупного контракта, о слиянии или приобретении другой компании и т.д. После выбора информации специалисты по PR выпускают пресс-релизы, устраивают пресс-конференции или брифинги. 2. Публикации, годовые отчеты, корпоративные каталоги 3. События или специальные мероприятия такие как:
Интернет и цифровой PR.172 Сегодня продвижение нового бренда невозможно представить без новых технических средств- интернета и мобильных коммуникаций. Интернет преобразовал мир товарно-рыночных отношений в информационный интерактивный мир. Коммуникации стали децентрализованными. В интернете активно развивается цифровой или сетевой PR. Сетевой PR - это комплекс различных средств - онлайн-медиа, социальных сетей, поисковых систем и других технологий Web 2.0, которые используются в качестве инструментов коммуникации с целевой аудиторией173. Под цифровым PR понимается максимальное количество положительных упоминаний о бренде, о компании и сайтах, посещаемых потребителям целевой аудитории. Как канал коммуникаций, интернет обладает следующими особенностями:174 -интерактивность коммуникаций; -возможность реализации PR – кампаний; -возможность фокусировать воздействие на конкретную целевую аудиторию; -неограниченное коммуникативное пространство; -возможность своевременной обратной связи и принятия оперативных управленческих решений; -отсутствие централизованной организационной структуры; -высокая скорость распространения информации; -незначительные материальные затраты. В настоящее время в интернете активно развиваются социальные медиа175. К ним относятся блоги, микроблоги, например twitter.com, фото и видео хостинги, например, youtube.com, RSS - каналы, социальные сети, например, facebook.com, vkontakte.ru, доски объявления, подкасты (аудиоблоги) форумы, чаты, сервисы вопросов и ответов, например, wikipedia.org и сервисы знакомств. Более 43% пользователей интернета сегодня активно общаются через коммуникационные площадки176. Существует определенная специфика работы с аудиторией и брендом в социальных сетях177. |
|