Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 5 1610.6kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения специалитет... 5 2183.27kb.
Магистерская работа студента 2 курса очной формы обучения Допущена... 3 896.61kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очно-заочной формы обучения... 4 1431.47kb.
Курсовая работа студента 2-го курса очной формы обучения 1 140.26kb.
Дипломная работа Допущена к защите 1 302.71kb.
Дипломная работа Студентки 5 курса механико-математического факультета... 1 175.47kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Приказ 2010 г. № ‪ о переводе студентов очной формы обучения на следующие... 9 2008.46kb.
Разработка технологического процесса механической 1 364.38kb.
Дипломная работа студентки V курса отделения романо-германской филологии... 3 700.34kb.
Исчисления и формальные системы 1 252.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк - страница №1/3




МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Кафедра теории и практики общественных связей


Флегонтова Анна Владимировна

СОБЫТИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 030602.65 «связи с общественностью»

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения



Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой,

д. филос. наук, проф.


_______________ С.В.Клягин
«___»__________ 2013г.



Научный руководитель

д. филос. наук, проф.


_______________ С.В.Клягин
«___»__________ 2013г.



Москва 2013

Оглавление
Введение ____________________________________________________________ 3

Глава 1. Исследовательские предпосылки изучения туристической индустрии региона как информационно-коммуникативной системы _____ 12

1.1 Исследовательские социально-коммуникативные подходы к понятию «регион» ___________________________________________________________________ 12

1.2 Содержание информационно-коммуникативных аспектов понятия «туризм» ___________________________________________________________________ 17

1.3 Понятие «туристская дестинация» в изучении информационно-коммуникативной подсистеме туристической индустрии ___________________ 24


Глава 2. Потенциал событийного менеджмента как инструмента PR-деятельности в формировании коммуникативных предпосылок развития туристической индустрии региона ____________________________________ 32

2.1 Коммуникативные подходы к исследованию событийных практик ________ 32

2.2 Современные аспекты изучения и реализации практик событийного менеджмента ________________________________________________________ 39

Глава 3. Коммуникативный потенциал событийного менеджмента в развитии туристической индустрии Вологодской области _______________ 52

3.1 Коммуникативный потенциал влияния событийных практик на развитие туризма в Вологодском регионе ________________________________________ 52

3.2 Коммуникативное взаимодействие на основе специальных мероприятий событийного менеджмента в г. Вологда __________________________________ 62
Заключение ________________________________________________________ 70

Список литературы _________________________________________________ 72

Введение

Актуальность исследования

Актуальность дипломной работы обусловливается несколькими аспектами. Во-первых, это необходимость комплексного изучения понятия туристический регион, который представляет собой систему с характерными экономическими, историческими и социокультурными факторами, влияющими на устойчивое развитие в целом всей региональной территории. Взаимодействие с окружающей средой играет при этом важную роль, так как, именно благодаря формированию связей между внутренней и внешней средой, появляется возможность адекватного функционирования всех региональных подсистем. В настоящее время в сфере туризма усиливается потребность в использовании теоретических и практических аспектов связей с общественностью для достижения конкретных целей. На основе функционирования систем связи региона, работы сложных региональных информационных комплексов выстраивается коммуникативное взаимодействие, объединяющее окружающую социальную среду. Следствием этого становится активизация связи между различными территориями, что, применительно к теме дипломной работы, означает возникновение новых возможностей для привлечения общественного внимания и ресурсных потоков в регион, в том числе и с помощью развитой туристической индустрии.

Важно также учитывать влияние глобальных процессов, таких как социальная мобильность, медиатизация и урбанизация, на преобразования, происходящие в регионах. Эти процессы интересны тем, что они приводят к интенсификации взаимосвязей между центральными и региональными системами.

Во-вторых, актуальность работы связана с увеличением роли событийного менеджмента как одного из инструментов современной PR-деятельности. Благодаря использованию этого инструмента можно достичь необходимых результатов и привлечь дополнительные ресурсы в регион. Разноплановые социокультурные, политические, экономические мероприятия и события, которые сегодня проходят во многих областях России, конструируются в соответствии с определенными особенностями конкретного региона. Поэтому анализ коммуникативной составляющей и практик организации такого рода «доминантных» мероприятий выступает перспективным аспектом изучения событийного менеджмента. В рамках организации специальных событий важно также отметить возникновение межгрупповых и межличностных коммуникаций, которые проявляются в интенсификации организационного и смыслового взаимодействия между социальными группами и субъектами. Яркие мероприятия как бы проявляют и подчеркивают различного рода темы и проблемы, существующие в обществе. Поэтому формирование взаимосвязи на разных уровнях способствует поиску актуальных решений, что, в свою очередь, становится возможным благодаря возникновению меж- и внутрикультурного диалога между различными группами общественности.

В-третьих, актуальность исследования продиктована потребностью в изучении конкретных примеров использования инструментария событийного менеджмента на определенной территории. Необходимо провести анализ социокультурных мероприятий в Вологодской области для того, чтобы показать влияние событийного менеджмента на развитие туристической индустрии в целом в регионе. Следует разобрать степень влияния различных мероприятий на межрегиональную коммуникацию внутри страны, также за ее пределами. Анализ коммуникативного взаимодействия определенной территории важен с точки зрения функционирования в целом всей региональной системы общественных связей.

Степень изученности темы.

Литературу, относящуюся к теме работы, можно сгруппировать в несколько блоков.

Первый блок посвящен рассмотрению понятия «регион», его социальных и коммуникативных аспектов. Так как это многоаспектное понятие, многие авторы используют разные подходы к интерпретированию данного термина. Регион с точки зрения современного феномена глобализации описывает З. Бауман1. В свою очередь, Дж. Урри2 обращается к социологическому аспекту и говорит о том, что современное понятие общества построено вокруг метафоры «регион», в котором объекты взаимосвязаны друг с другом. Однако, в современном мире данное определение начинает терять свои позиции и заменяться метафорой «глобального». Пространственно-коммуникативный аспект рассматривает в своей статье шведский исследователь М. Андерссон3 и применяет концепцию «коммуникативной географии» при изучении пространственных изменений сельской местности, происходящих под влиянием процессов медиатизации и урбанизации. Территориального подхода к исследованию понятия придерживаются многие российские исследователи. В частности, В. Игнатов4 и С. Тяглов5 рассматривают регион как территорию с определенными политическими, экономическими и культурными особенностями. В свою очередь, В. Долятовский6 в своей работе использует экономический подход и описывает регион в качестве территориально-экономического комплекса, имеющего внутреннюю структуру производства и ограниченные ресурсы. К социальному подходу обращаются Н. Н. Некрасов7 и О. М. Барбаков8. Они говорят о регионе как о целостной социальной системе, которая обладает всеми признаками социума и включает в себя не только политический и экономический, но и социальный институт. В. Захаров и В. Бильчак9 обращаются к пространственному подходу определения понятия «регион» как социально-экономической пространственной целостности.

К первому блоку также можно отнести литературу, посвященную исследованиям понятия «туризм» и «туристская дестинация. Так, например, В. А. Квартальнов10 говорит о туризме как о социальной потребности индивида. М. Б. Биржаков11 характеризует данный термин в качестве экономической деятельности по организации путешествий. В свою очередь, Н. Лейпер12 в своих работах рассматривает туризм с точки зрения системного подхода. Его концепция основана на описании трех основных элементов: географического компонента (регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации), а также туристов и туристической индустрии. В. С. Боголюбов и В. П. Орловская13 также отмечают, что туристской дестинации присущ ряд признаков, таких как доступность, специфическая культурная ценность и целостность системы.

Ко второму блоку литературы по теме исследования можно отнести работы, дающие общее представление о понятиях «событие» и «событийность». Многие философы с своих работах обращались к исследованию указанных терминов. Например, Ж. Делез14 рассматривает событие как системообразующую форму объяснения и понимания мира. Британский философ А. Н. Уайтхед15 интерпретирует данное понятие в качестве пространственно-временного действия, которое выступает посредником между прошлым и будущим. В. Руднев указывает на то, что формированию события способствует несколько аспектов: обязательное наличие наблюдателя; изменение сознания наблюдателя под действием события и необходимость описания не только физической стороны происходящего, но и понимания его сути и значения. Рассмотрение феномена «событийности» нашло свое отражение в работах современных исследователей, в том числе научной коммуникатологической школы факультета истории, политологии и права РГГУ. Так, например, С. В. Клягин16 в своей статье говорит о событии как о важном инструменте воздействия на жизнь человека и общества. Смысловое наполнение и концептуальные основания событийных практик имеют под собой также некоторые исторические основания: прежде всего это обращение к традициям древних ритуалов. В. В. Емельянов17 рассматривает коммуникативную функцию ритуального действия, которая способствует социализации индивидов и возникновению межличностного и группового взаимодействия. Профессор Йельского университета Д. Александер18 представляет современные ритуалы в качестве эпизодов повторяющегося и упрощенного культурного обмена. В свою очередь, можно рассмотреть организацию современных событийных практик с критической точки зрения и обратиться к подходу Э. Ги Дебора19, в котором он отмечает, что в обществах, достигших современного уровня развития, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей и все явления, которые ранее переживались непосредственно, отныне оттеснены в представление. Также и с событийными практиками, так как из-за огромного количества событий, которые проводятся каждый день, зачастую теряется их уникальность и смысловая нагрузка.

Теоретические и практические аспекты событийного менеджмента представлены в работах современных исследователей, занятых непосредственно в функционировании самой индустрии ивента. Так У. Хальцбаур20 исследует само понятие Event (ивент). Он говорит о том, что данное понятие всегда воспринимается субъективно, что оно исключительно по своей сути и оставляет в сознании посетившего и прожившего ивент гамму чувств и эмоций. Другой исследователь Б. Шмитт21, в свою очередь, выделяет несколько характеристик, определяющих успешность ивента. На современном этапе развития событийного менеджмента сформировалось особое направление — событийный туризм, которое совмещает в себе весь потенциал взаимодействия туристической индустрии с практиками event-менеджмента. К рассмотрению данного феномена в своих работах обращаются С. В. Герасимов22 и А. В. Бабкин23 и отмечают, что основным принципом событийного туризма является целенаправленное посещение людьми организуемых международных, национальных или региональных событий.

Третья группа работ посвящена исследованиям, связанным непосредственно с самим регионом (Вологодская область) и с информацией про социокультурные мероприятия, проводимые в регионе, а также труды по теории коммуникации24 25. Так рассматриваются основные работы по общей характеристике Вологодской области, например, печатное издание путеводителя по области «Русский север26». Непосредственно анализируется информация, размещенная на информационных порталах27. Также рассматриваются исследования, проведенные в ВУЗах города, а именно Вологодским институтом бизнеса, и информация, указанная в информационных брошюрах различных мероприятий28 и размещенная в местных печатных изданиях29.

Проблема исследования заключается в необходимости всестороннего рассмотрения влияния мероприятий событийного менеджмента на развитие туристической индустрии региона.

Объект исследования: Туристическая индустрия региона как информационно-коммуникативная система.

Предмет исследования: Подходы к использованию событийного менеджмента в PR коммуникациях, направленных на развитие туристической индустрии региона.

Цель исследования: определить коммуникативный аспект использования событийного менеджмента как инструмента PR-деятельности при формировании и совершенствовании туристической индустрии.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:



  1. Раскрыть подходы к изучению понятий «регион», «туризм», «туристская дестинация» с учетом социально-коммуникативных аспектов содержания этих понятий.

  2. Обосновать содержание феномена событийного менеджмента как инструмента PR-деятельности в контексте его влияния на коммуникативные предпосылки развития туристической индустрии региона.

  3. Изучить примеры использования событийного менеджмента для развития информационно-коммуникативной системы туристического региона на примере конкретной территории (в данном исследовании Вологодской области).

Теоретическое основание составляют работы по исследованию подходов к формированию понятия «регион». В частности, территориальный подход (В. Игнатов и С. Тяглов), рассматривающий регион как территорию с характерными признаками, экономико-пространственный подход (раскрытый в работах В. Долетовского, В. Захарова и Б. Бильчака). Рассмотрение региона с точки зрения целостной системы в рамах социума (Н. Н. Некрасов и О. М. Барбаков), также содержательный подход (Э. Маркузен и А. Г. Гранберг). Анализ работ по исследованию влияния глобализации и социологии мобильностей на самоопределение региона (З. Бауман и Дж. Урри) и субдисциплинарного подхода в рамках «коммуникативной географии» (Mangus Andersson, Paul Cloke, Andreas Hepp). Системный подход при формировании модели туризма и разработке понятия «туристской дестинации» (Н. Лейпер).

К тому же к теоретическому основанию относятся философские труды, раскрывающие суть понятий «событие» и «событийность» (Ж. Делез, А. Н. Уайтхед, В. Руднев). Работы по теории практик общественных связей (Ф. Китчен, С. Катлип), по анализу общества (Э. Ги Дебор) и труды, где рассматривается понятие «ритуал» (В. В. Емельянов, Д. Александер).



Методологические основания исследования опираются на использование системного и структурно-функционального подходов, а также применение ряда общенаучных методов: анализа и синтеза, обобщения; и эмпирических методов, а именно описания, сравнения, наблюдения и контент-анализа документов.

Эмпирическое основание исследования составляют материалы, представленные в архивах номеров печатной периодики «Вологодская афиша» и «Резонанс» и размещенные на интернет порталах Туристско-информационного центра Вологодской области и сайтах «Туризм в Вологде», «Культура в Вологодской области». Наряду с этим используется информация из информационных брошюр, посвященных социокультурным мероприятиям Вологды и области, разного рода путеводителей и исследований, проведенных непосредственно Вологодскими высшими учебными заведениями, в том числе Вологодским институтом бизнеса.

Новизна исследования заключается в нескольких аспектах. Во-первых, раскрываются коммуникативные подходы к изучению понятий «регион», «туризм», «туристская дестинация» с учетом социально-коммуникативных аспектов. Во-вторых, проводится анализ событийного менеджмента в рамках связей с общественностью, а именно, что представляет собой данный феномен как инструмент PR-коммуникаций. В-третьих, выполняется исследование коммуникативных аспектов мероприятий событийного менеджмента, проводимых в интересах развития туристической индустрии, на конкретном примере Вологодской области.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается обзор литературы и источников, формулируются цель, задачи, объект и предмет данной работы, а также приводятся доказательства новизны исследования.

Основная часть работы состоит из трех глав.

В первой главе «Исследовательские предпосылки изучения туристической индустрии региона как информационно-коммуникативной системы» рассматриваются основные подходы к изучению понятий «регион», «туризм» и туристическая индустрия, Также обосновывается роль коммуникативного взаимодействия на региональном и глобальном уровнях.

Во второй главе «Потенциал событийного менеджмента как инструмента PR-деятельности в формировании коммуникативных предпосылок развития туристической индустрии региона» дается философское обоснование понятий «событие» и «событийность». К тому же рассматриваются теоретические и практические аспекты событийного менеджмента в качестве эффективного инструмента конструирования современной системы коммуникаций.

В третьей главе «Коммуникативный потенциал событийного менеджмента в развитии туристической индустрии Вологодской области» дается краткий обзор основных мероприятий, проводимых на территории региона, также анализируется коммуникативный аспект и влияние, оказываемое на развитие сферы туризма в Вологодской области.

В заключении подводятся итоги проделанной работы и формулируются основные выводы исследования.

Глава 1. Исследовательские предпосылки изучения туристической индустрии региона как информационно-коммуникативной системы

1. 1 Исследовательские социально-коммуникативные подходы к понятию «регион»

Понятие «регион» является одним из самых сложных для рассмотрения в современных исследованиях. Оно относится не только к регионоведческой категории, но также захватывает многие междисциплинарные области. «Как известно, тривиальный на первый взгляд термин «регион» на самом деле многоаспектное понятие, исследование которого требует междисциплинарного подхода»30. Многие исследователи утверждают, что определение региона зависит именно от той специфической области знаний, исследованием которой занимается тол или иной эксперт. Поэтому ученые придерживаются мнения о том, что единого определения понятия «регион» и касающихся его областей не существует, так как каждая область знаний по-своему дополняет его31.

Можно выделить несколько основных подходов к формированию определения «регион»: территориальный, экономический, пространственный и социальный. Территориального подхода придерживается ряд российских исследователей. Так, например, В. Игнатов рассматривает данное понятие как территорию в административных границах субъекта Российской Федерации, наделенную характерными признаками: целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью, а именно наличием политико-административных органов управления32. Схожее представление формируется в работах С. Тяглова, однако, он дополняет определение своего коллеги и представляют развернуто характерные признаки региона. В частности, С. Тяглов говорит о регионе как о территории с однородными природными условиями и своеобразной демографической, экономической, исторической ситуацией, на которой функционирует определенный комплекс производственной и социальной инфраструктуры33.

Приверженцы экономического подхода, например В. Долятовский, придерживаются трактовки понятия региона как сложного территориально-экономического комплекса, имеющего ограниченные внутренние ресурсы, свою особую структуру производства и определенные потребности во взаимоотношении с внешней средой34. Основными идеями в данной области можно считать ориентирование на экономические составляющие, такие как специализация на производстве тех или иных товаров и услуг, характерных для конкретной местности; общность и особое отношение к другим территориям; комплексность, целостность хозяйства и наличие органов государственного и местного управления, гарантирующих решение поставленных перед регионом целей и задач.

В работах исследователей также подчеркивается важность пространственного подхода к изучению фактора регионального развития. В. Захаров и В. Бильчак дают следующее определение региона - «это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика)35». Региону здесь также приписывается роль посредника между макро- и микроэкономикой, который при этом обеспечивает функционирование всех систем не только на локальном, но и на федеральном уровне.

Советский экономист Н. Н. Некрасов в своей работе рассматривает понятие «регион» с точки зрения социального подхода. Он выделяет регион как «крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой36». В свою очередь, О. М. Барбаков, который тоже придерживается социального подхода, говорит о регионе как о «целостной социальной системе, обладающей всеми характеристиками социума»37. Данная система имеет единую структуру, которая включает в себя несколько подструктур: политическую, экономическую, социокультурную, этническую и другие, каждой из которых соответствует свой социальный институт. Основным субъектом и объектов управления в региональных образованиях является человек, который объединен в социальные общности и вступает во взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, «регион представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности социума как системы»38.

Американский политолог Энн Маркузен в своих работах рассматривает регион, как территориально компактное, исторически эволюционирующее сообщество, которое включает в себя политическую, социально-экономическую и культурную среды, а также физическое окружение и пространственную структуру39. В своей работе она обращается к содержательному подходу к выявлению значения термина «регион», который, по ее мнению, необходимо рассматривать отдельно от схожих территориальных единиц, таких как «город» и «нация». Автор работ по региональной экономике А. Г. Гранберг также дает более содержательное определение и говорит о регионе как об определенной территории, отличающейся от других по ряду признаков и обладающей некой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов40.

Интеграционные процессы, возникшие во второй половине XX века, побудили исследователей обратиться к понятию «регион» и рассмотреть его в контексте современных явлений «глобализации» и «мобильности». Так в своей работе З. Бауман рассматривает влияние, оказываемое феноменом «сжатия» пространства и времени на структуризацию территориальных обществ и групп. Наряду с этим, он изучает перспективы политического суверенитета, в особенности самоопределение и самоуправление национальных и, в более общем плане, территориальных сообществ в условиях глобализации экономики, финансов и информации41.

Британский социолог Дж. Урри утверждает, что «социологическое понятие общества построено вокруг метафоры региона, в котором объекты связаны друг с другом, а вокруг каждого регионального кластера проведена граница. Следовательно, должны существовать различные общества с характерными для них сгустками социальных институтов и четкими и контролируемыми границами, окружающими каждое из этих обществ как регион»42. В современном обществе культура, политика, экономика все больше глобализируются, что приводит к постепенному стиранию границ между сообществами. Метафора «регион» утрачивает свое значение и заменяется на более подходящую современной ситуации мобильности метафору «глобального».

Большое влияние на пространственную организацию регионов оказывают современные феномены медиатизации информационного пространства. Все больше рассматривается посредническая роль средств массовой информации в ситуации социальной мобильности. В своей статье шведский исследователь Магнус Андерссон обращается пространственному подходу изучения медиа, который также называют «коммуникативной географией». Изучение современной пространственной сложности и преобразований сельской местности, возникающих в условиях медиатизации, интересно тем, что указанные процессы приводят к увеличению и укреплению городских и сельских взаимоотношений, но вместе с тем вызывают смещение территориальных и социокультурных границ. Ученый в своей работе исследует влияние СМИ на различные аспекты формирования самоидентификации сельской местности: будь то сельское воображение, placemaking (комплексный подход к планированию, разработке и управлению инфраструктурой, который извлекает выгоду из активов местного сообщества и, в конечном итоге, создает благоприятные общественные места), социальную сплоченность и мобильности. М. Андерссон также рассматривает различные области исследования средств массовой информации в контексте коммуникативных наук. Во-первых, по его мнению, важным является анализ интегрирования медиа и коммуникации во все аспекты жизни общества в целом и в повседневную жизнь в частности, а также взаимосвязи медиа-коммуникативного и социально-культурного измерений. Похожие исследования поля медиатизации проводили различные ученые, например, Фридрих Кротс и Пол Клоук, работы которых М. Андерссон использует в своей статье. В данном подходе изучения медиа необходимо отметить, что значимость СМИ выходит далеко за рамки только контекстного производства и потребления информации. Во-вторых, автор анализирует вопрос о «не-медиа-ориентированных» исследованиях медиа, которыми занимались Давид Морлей и Андреас Хепп, в которых СМИ сразу выступают в качестве элементов, образующих социальное пространство, и в качестве средств связи. Это означает то, что глобальная инфраструктура связи включает в себя сети масс-медиа, точно также как, например, дороги или маршруты полетов и судоходства43.

Из всех, приведенных выше, трактовок следует, что на сегодняшний день не сложилось единого представления о понятии «регион». Каждая область знаний формирует свое понимание термина по-своему. Однако, можно выделить несколько базовых признаков, присущих данному понятию:


  1. Территориальный и географический принцип. Регион подразумевает под собой территорию с четко очерченными границами и схожими природными условиями.

  2. Принцип «принадлежности». Подразумевает включенность и взаимосвязь региона с более крупными единицами (например, государством или мировым сообществом), также роль посредника при взаимодействии между внутренней и внешней средой.

  3. Принцип «комплексности» хозяйства. Социально-экономическая целостность региона обуславливается наличием политико-административных органов управления, производственного комплекса и объектов инфраструктуры.

  4. Принцип «уникальности». Специализация региона на производстве тех или иных товаров и услуг, характерных для данной территории. Также здесь можно отметить особые признаки самоопределения региона в рамках современных глобальных интеграционных процессов.

Вывод по параграфу

На основании всех проанализированных исследовательских подходов можно сделать вывод, что регион представляет из себя территорию с четко очерченными границами, с характерными для нее процессами функционирования и развития, стабильностью внутренних связей между социально-экономическими, административными, производственными, культурными институтами и взаимосвязью с другими регионами, а также наличием критериев для самоопределения в рамках современных глобализационных процессов. Это сложная система, в которой все элементы взаимозависимы и связаны друг с другом. Уникальные особенности, характерные для каждого региона, формируют особые цели, задачи, потребности, интересы и стратегии регионального развития.



1. 2 Содержание информационно-коммуникативных аспектов понятия «туризм»

В современном мире туризм перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного широким массам потребителей. Он рассматривается в значении массового социального явления, в некотором роде современного стиля жизни. З. Бауман в своей работе «Глобализация. Последствия для человека и общества» писал: «Идея «состояния покоя», неподвижности имеет смысл лишь в мире, воспринимаемом как неподвижный; там, где стены крепки, дороги проложены, а указатели расставлены так давно, что успели заржаветь. Нельзя «сохранять неподвижность» в зыбучих песках. Точно так же нельзя сохранять неподвижность и в нашем позднесовременном или постсовременном мире»44.

Важность и уникальность туризма определяет многогранность данного понятия. Также как и понятие «регион», туризм нельзя охарактеризовать с одной точки зрения. Существует несколько научных подходов к определению понятия туризма. Некоторые из них основаны на формировании выбора индивида. Например, для становления туризма как физиологической потребности можно обратиться к определению, принятому ООН в 1954 году и обозначить данное понятие как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

В. А. Квартальнов в своей работе в большей степени рассматривает туризм как социальную потребность индивида. По его мнению, данный термин может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов в процессе туристской деятельности с социальными институтами, которые территориально расположены вне его места проживания45. Вместе со своими коллегами Т. П. Кавериной и И. В. Зориным они формируют еще одно понятие туризма как особой формы перемещения людей по запланированному маршруту с целью посещения конкретного объекта, удовлетворения интереса и возвращения к месту постоянного жительства46. Несмотря на различие в человеческих нуждах, понятие туризм можно рассматривать с точки зрения охвата целой совокупности потребностей. Так в определении Всемирной туристской организации говорится о том, что туризм — это деятельность путешествующих лиц, которая отвечает поставленным перед путешественником целям: отдых, бизнес поездки и прочие дела47.

Некоторые исследователи рассматривают туризм, обращаясь к сфере экономики. Например, М. Б. Биржаков характеризует данный термин как экономическую деятельность по организации путешествий, осуществляемую различными предприятиями туриндустрии и прилегающих отраслей48. Туризм сам по себе является отраслью хозяйственной деятельности и вносит существенный вклад в социальное, политическое, культурное и экономическое развитие общества. Российский ученый В. И. Азар формулирует понятие туризма «как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом49». Разные системы туристического комплекса характеризуются туристическими потоками, ресурсам, необходимой инфраструктурой и объектами индустрии туризма, а также эффективностью процессов управления и оказания как массовых, так и эксклюзивных туристических услуг50.

В связи с множеством трактовок понятия сложно выделить общую классификацию туризма. Однако, А. Е. Бойко в своей статье приводит наиболее емкую классификацию видов туризма по следующим признакам51:



  1. Цель поездки: рекреационный, развлекательный, паломнический (религиозный), пляжный, событийный, этнический туризм

  2. Способ организации поездки: организованный (индивидуальный, групповой), неорганизованный туризм

  3. Демографический признак: детский, школьный, молодежный, семейный туризм (семейное положение, наличие детей), туризм «третьего возраста», смешанный

  4. Направленность туристских потоков: въездной, выездной, внутренний туризм

  5. Время года, когда осуществляется поездка: зимний, летний, «межсезонный» туризм

  6. Интенсивность туристских потоков: постоянный, сезонный туризм

  7. Использование транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный туризм

  8. Принцип оплаты: коммерческий, социальный туризм, инсентив-туризм (оплачиваемый работодателем)

  9. Цена туристских услуг: малобюджетный туризм, туризм экономкласса, VIP-туризм

  10. Продолжительность поездки: однодневный, многодневный, транзитный туризм

Цели поездки в данном случае являются ключевым аспектом, именно на их основании возможна последующая классификация.

Одним из факторов развития туризма в современном мире служит феномен глобализации. Это непрерывный процесс передачи и распространения культурных, этнических, политических, экономических ценностей, а также различных товаров и услуг. В процессе глобализации все народы вынуждены понимать и четко формулировать свою культурную специфику. «Глобализация не автоматический процесс, который завершается бесконфликтным и идеальным миром, он таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи»52. Из этого можно заключить, что ведущей задачей развития сферы туризма в условиях глобализации представляется не только гарантия безопасности жизнедеятельности общества, но и создание внутреннего туристического продукта, в котором будет представлено уникальное своеобразие региона.

Достижение целей и решение практических задач для устойчивого развития туризма предполагают анализ социокультурных процессов, происходящих в обществе. Необходим также поиск новой методологии, подходящей для изучения данной сферы. «Актуальным становится применение конструктивистской методологии к исследованию туризма, которая позволит осуществить практически ориентированную научную рефлексию сложившихся туристических практик и определить основные направления социального проектирования туристической сферы. Использование конструктивистской методологии дает возможность социологической редукции объекта и субъекта познания, позволяет описывать, объяснять и предугадывать социально индуцированные представления повседневной практики людей, одновременно включаясь в нее и, тем самым, ее конструируя»53. Собственно конструктивистский подход приемлем для изучения феномена туризма. Однако, именно эта сторона исследования зачастую не включается в фундаментальный анализ социологической науки.

Наравне с этим, особое значение приобретают проблемы изучения туризма как сферы жизнедеятельности личности. Долгое время считалось, что туризм способствует культурному взаимопониманию и упрочнению мира. В действительности же туризм часто создает почву для конфликтов, например, в случае неподобающего поведения туристов или слишком значительных различий в культурных особенностях, которые в силу психологических факторов, недоступны для осмысления некоторыми индивидами. Однако, повсеместно для туризма все таки действует следующая формула: «Если война, то нет туризма. Если туризм, то нет войны»54.

С точки зрения социокультурной трактовки туризм может нести с себе с одной стороны положительные факторы: культурный обмен и взаимное понимание между народами, экономическое развитие региона; с другой стороны отрицательные: например, разрушение уникальной национальной культуры, негативное воздействие на традиционные норма и ценности. «В связи с этим важно соблюдать баланс между количеством туристов и их допустимой нормой, а также учитывать тип туристов, приемлемый для данного региона»55. Современный социолог Дж. Урри также обращается к социологическому знанию и говорит о том, что «туризм в основном превратился в набирающий обороты экстатический поиск все более странных неаутентичных симуляций, производимых внутри и за счет современных безопасных сред глобальных сетей»56.

Развитие технических средств способствовало возникновению ряда социально-пространственных практик, связанных с перемещением людей в пространстве и времени, например, таких, как путешествие поездом, поездка на машине или на самолете. В современном обществе, где выбор способов передвижения практически неограничен, каждый индивид выбирает для себя именно тот вид транспорта, который подходит ему больше всего. В своей работе Дж. Урри также пишет о недостатках современных способов передвижения: «физическое перемещение обычно академически исследуется в терминах сбережения времени или покрытия большего пространства. Однако из виду при этом упускается вполне очевидная причина путешествий, а именно удовольствие. Путешествие — это художественное представление, поэтому к его пониманию применимы некоторые категории эстетического суждения. Такое путешествие может порождать новые формы коммуникации или игрового взаимодействия во время медленного, длительного путешествия»57.

Среда, в которую попадает турист, наполнена различными культурными, коммуникативными и эмоциональными значениями. Но не стоит забывать и о том, что человек сам несет в себе образы и смысловой потенциал того места, в котором он проживает или в которых он побывал. Поэтому турист всегда приносит свою систему знаков, установок и понятий в места пребывания. В связи с этим зачастую возникают конфликтные ситуации между локальной системой понятий и системой понятий самого путешественника.

Не только обмен смыслами важен при физическом перемещении, ведь турист, приезжая куда-либо, вбирает в себя не только значения, которое несет определенное место, но и чувства, связанные с ним. Прежде всего визуальную картинку, которую он впоследствии запечатлеет на фотографии (конструирование визуальных метафор и моделей с помощью зрения), определенный запах, который у путешественника будет ассоциироваться именно с данным местом (функция памяти обоняния). «Каждое чувство вносит свой вклад в ориентацию человека в пространстве, в осознании людьми пространственных отношений58».



Вывод по параграфу

В итоге можно выделить несколько существенных признаков, присущих понятию «туризм». Во-первых, это перемещение человека в пространстве за границы проживания, например, международные путешествия и локальные поездки в пределах одного государства или региона. Во-вторых, ограниченное время поездки. Путешествия со сроком пребывания в одном конкретном месте более одного года уже не попадают под категорию туризма. В-третьих, отсутствие занятий оплачиваемой деятельностью. В-четвертых, удовлетворение индивидом комплекса потребностей: отдых, образование, деловые поездки, обмен культурными ценностями и смыслами. В-пятых, существенное влияние туризма на различные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную.

Как утверждает Дж. Урри в своем исследовании, туризм как массовый феномен XXI века невозможен без характерной для общества свободы перемещения, то есть социальной мобильности. Однако в современном мире перемещаются не только люди и образы, но и материальные ценности, в которых заложен своеобразный смысловой потенциал. Во время туристических поездок возникает коммуникативная взаимосвязь различных народов и культур, которая несет в себе определенные риски, связанные с недопониманием или небрежным отношением к традициям других народов. Это, в свою очередь, может привести к зарождению споров на почте этнических или культурных различий. Поэтому важно контролировать взаимодействие в сфере туризма, предоставляя тем самым возможность исключить конфликтные ситуации еще на стадии их возникновения.

1. 3. Понятие «туристская дестинация» в изучении информационно-коммуникативной подсистеме туристической индустрии

В современной науке широко применяется понятие «туристская дестинация». «Американский исследователь Пирс рассматривает дестинацию как место, посещения которого, оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции»59. Вообще данный термин был введен в употребление Н. Лейпером профессором Мейсенского университета города Окленд в 1980-х годах. В своей концепции исследователь применяет системный подход к формированию понятия «туризм». По его мнению, туризм как система включает в себя 3 основных компонента: 1. географический аспект; 2. туристы; 3. туристская индустрия. Причем географический аспект также можно разделить на три составляющих:



  1. регион, порождающий туристов,

  2. транзитный регион,

  3. регион туристской дестинации (Рис. 1)

Схема составлена на основании анализа работы Н. Лейпера и ряда российских исследователей.



Можно остановиться на подробном описании всех компонентов схемы. Регион, порождающий туристов, выступает в роли места, где турист начинает и заканчивает свое путешествие. Основной целью такого региона является процесс мотивации и стимулирования спроса на разнообразные туристические услуги. Также немаловажную роль в развитии туризма в целом в регионе, порождающем туристов, играют демографические, социально-экономические особенности и территориальное расположение. Транзитный регион также оказывает большое влияние на перемещение туристов. Преимущественно, он играет роль места, в котором турист совершает пересадку с одного транспортного средства на другое, но также путешественник может совершить остановку и на некоторое количество времени задержаться на территории региона. Основными функциями такого рода регионов выступают предоставление качественных туристических услуг (размещение, питание, экскурсионные программы) и обеспечение грамотно функционирующей транспортной системы и системы связи. Транзитный регион является значимым компонентом, связующим регион, порождающий туристов, и регион туристской дестинации60.

Н. Лейпер в своей работе под дестинацией подразумевает географическую территорию, привлекательную для туристов. Другими словами, это территория, которая обладает всеми возможными услугами и удобствами для обеспечения потребностей туристов. В туристической системе регион туристской дестинации является важным компонентом, так как именно благодаря нему формируется особый имидж, который привлекает туристов, мотивирует их на многоразовое посещение, тем самым способствует развитию и совершенствованию в целом всей системы61.

Для того, чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение ряда условий:



  1. Наличие на данной территории мест размещения, питания, развлечения и развитой туристической системы

  2. Наличие достопримечательностей, интересующих туристов

  3. Наличие информационных и коммуникационных систем62

Можно также выделить несколько общих черт, присущих понятию «туристская дестинация». В первую очередь, дестинация представляет из себя комплекс таких составляющих, как доступность (внешние и внутренние транспортные связи, возможность без проблем добраться до места); удобства (наличие учреждений пищевой промышленности, возможность комфортного размещения, медицинские организации и различные предприятия сферы услуг); культурные, территориальные и исторические достопримечательности; а также дополнительные службы, которые обеспечивают рекламу дестинации, координируют и управляют ее развитием, предоставляют руководящий персонал. Во-вторых, дестинация обладает специфической культурной ценностью, гарантирующей привлекательность для туристов. «Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных "домашних" условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки "унифицированного туристского ландшафта"»63. В-третьих, это целостная система, которая обеспечивает возможность потребления турпродукта непосредственно на месте его производства. Наконец, услугами и удобствами туристской дестинации могут пользоваться не только сами туристы, но и местные жители.

В свою очередь у данного понятия существует своя типология. Прежде всего выделяют три типа дестинаций:



  1. Крупные столичные и приравненные к ним города (Москва, Санкт-Петербург). В подобных центрах основную роль играют достопримечательности, но также имеются неплохие возможности для решения задач делового и образовательного туризма.

  2. Центры целенаправленного формирования туристической привлекательности (могут быть различные деревни, поселки, где сохраняются исторические и культурные традиции), а также города, которые не являются столицами, однако в той же степени интересны для туристов.

  3. Специализированные центры для туристов (например, «Disneyland»)

Как было замечено ранее, туризм вносит большой вклад в экономическое развитие региона. Конечной целью туристского производства является производство турпродукта, который соответствует комплексу потребностей индивида. Данная цель реализуется посредством развития и совершенствования индустрии туризма, которая разрабатывает различные туристические ресурсы и готовит их к потреблению. Если выработанный туристический продукт признается обществом, то у туристической индустрии появляется дополнительная мотивация для дальнейшего устойчивого развития и продвижения сформированного продукта. Следовательно, туристическая индустрия является социально значимой системой, обеспечивающей процесс производства и потребления туристического продукта.

Внешняя среда, тот комплекс политических, экономических, социальных и природных условий, несомненно, оказывает большое влияние на индустрию туризма. Внешние факторы влияния могут быть как статическими, то есть зависящим от определенной местности, например, природно-климатические, культурно-исторические; так и динамическими, в частности, социальные перемены, политическая и экономическая обстановка в регионе, экологическая ситуация. Природно-климатические и экологические условия обеспечивают привлекательность территории для туристов. Культурно-исторические оказывают большое влияние на путешественников с обширными познавательными потребностями. Сфера экономики влияет на международную кооперацию и на увеличение количества туристов. «Среди социальных факторов можно выделить возрастающую динамичность жизни в современном городе, в результате чего для человека возникают стрессовые ситуации, нервное истощение, что побуждает восполнять свои внутренние ресурсы и активнее путешествовать»64. Туристическая поездка сама по себе предполагает насыщение положительными эмоциями, способствует получению новых знаний и расширению кругозора. Многие факторы, связанные с путешествиями, например, перемена места или знакомство с новыми людьми, оказывают благоприятное воздействие на восстановление и укрепление моральных и физических сил человека.

В комплекс туристической индустрии входит огромное количество предприятий, которые оказывают услуги по организации и обеспечению отдыха туристов. Ядром данных организации принято считать туристические фирмы, которые непосредственно занимаются формированием и распространением туров. От уровня их развития зависит сам процесс совершенствования всей сферы туризма в регионе.

Несомненно, не стоит забывать и об информационном и коммуникативном аспекте туристической индустрии. Сегодня не только на государственном уровне, но и на региональном, возникает понимание того, что необходимо вкладывать денежные средства в развитие туриндустрии. Поэтому связи с общественность в туристическом бизнесе становятся намного более востребованными. PR вносит существенный вклад в создание имиджа региона, его поддержку и привлечение туристов.

PR в туристической индустрии преследует несколько целей:


  1. Формирование общих интересов, установление взаимодействия между туристическими организациями и целевыми аудиториями, привлечение средств массовой информации

  2. Информирование широких слоев населения региона и страны, обмен информационными потоками, основанными на достоверности и доверии

  3. Обеспечение известности региона не только внутри государства, но и на международной арене

  4. Формирование имиджа и его поддержание

  5. Обеспечение поддержки со стороны многочисленных целевых аудиторий; налаживание доверительных отношений между комплексом туристических организаций и общественностью

  6. Популяризация, рекламирование и распространение самого турпродукта; отслеживание неблагоприятной информации и ее эффективное устранение

В свою очередь, Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три ведущих функции PR в туризме:

  1. Установление контактов с клиентами. Необходимо для формирования у потребителя позитивного мнения; убеждение в том, что все части туристической системы соответствуют ожиданиям и представлениям клиента.

  2. Развитие. Предполагает проектирование и конструирование нововведений, которые будут отвечать запросам потенциальных клиентов, также исследование ряда возможностей для будущего формирования индустрии.

  3. Контроль. Государственный и муниципальный учет всех изменений, сбор статистических данных, полученных путем анализа туристических потоков, исследование результатов, полученных путем внедрения тех или иных изменений.

Однако, стоит заметить, что сегодня туристическая индустрия в России только набирает обороты. В научной практике встречается небольшое количество работ, посвященных применению концепции связей с общественностью для развития туриндустрии в целом. Осознание роли конструирования доверительных взаимоотношений распространяется во всех структурах с каждым годом все шире и шире. Например, в 2004 году в России было создано специальное Федеральное агентство по туризму, главными функциями которого являются государственная поддержка в формировании и развитии туристических продуктов регионов, а также экономический и правовой контроль деятельности организаций данной сферы65.
следующая страница >>