Аннотация учебной дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аннотация программы учебной дисциплины 1 43.91kb.
Аннотация программы учебной дисциплины 1 42.61kb.
Аннотация программы учебной дисциплины 1 34.16kb.
Аннотация программы учебной дисциплины 1 38.14kb.
Аннотация программы учебной дисциплины 1 50.5kb.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления... 1 20.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Рабочей программы учебной дисциплины 3 496.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure... 6 2141.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03... 1 345.15kb.
Вариативная часть 1 38.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Аннотация учебной дисциплины - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Сахалинский государственный университет»

АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология»

Направление подготовки

«Нефтегазовое дело», «Природопользование», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Строительство»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения - заочная

Южно-Сахалинск

2012


Цель курса заключается в ознакомлении студентов с объектом, предметом, структурой и содержанием современного социологического знания.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» является элементом базовой части профессионального цикла. Программа курса знакомит студентов с основными положениями современной социологической науки и призвана помочь в овладении технологическими навыками проведения конкретных социологических исследований. Дисциплина дает представление об особенностях функционирования современного общества, позволяет анализировать процессы проистекающие в нем, оценить результаты и эффективность государственной политики, применительно к конкретным сферам российского и зарубежного общества. Дисциплина обобщает и синтезирует информацию, полученную студентами в процессе изучения смежных дисциплин.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», «Природопользование», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Строительство»

А) Общекультурные компетенции (ОК):


  • Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

Б) Профессиональные компетенции.

  • Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • Способность и умение использовать полученные знания в процессе управленческой деятельности (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

В результате изучения курса «Социология» в соответствии с требованиями государственного стандарта студенты должны знать:



  • функции и сферу применения социологического знания;

  • предмет социологии и его отличия от предмета изучения смежных дисциплин;

  • основные компоненты структуры личности; понятия социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;

  • основные теории социального действия; специфику социальных действий, социального контроля, включая его основные функции; способы деятельности различных социальных институтов;

  • основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования; основные способы взаимодействия в группе, способы изучения групповой динамики и групповой организации;

  • содержание социологического подхода к личности, социализации;

  • закономерности и формы регуляции социального поведения.

Студент должен уметь:

  • выделять в социальной реальности основные виды социальных процессов, специфические виды взаимодействия в малых группах;

  • применять методы ситуационного, структурно-функционального, историко-социологического, системного анализа социальных явлений;

  • использовать разнообразные приемы научного социологического мышления на основе знаний теории и методологии социологической науки, применения социологического воображения.

Структура и содержание дисциплины



Раздел дисциплины

Виды учебной деятельности (в часах)







Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего



Предмет социологии. История социологической мысли

2


2

10

16



Социологическая теория общества. Личность в обществе

2

2

10

16



Социологическая теория культуры

2

0

10

16



Социальное взаимодействие и социальный контроль

0

0

10

16



Социальные организации и социальные институты

0

0

10

16



Социальная стратификация и мобильность

0

0

10

16



Девиация и конформизм

0

0

10

16



Социальные конфликты в современном обществе

0

0

10

16



Социальные изменения, социальная модернизация и глобализация в обществе

0

0

11

16

Итого

6

4

91

101

Краткое содержание курса:

Тема 1. Предыстория развития социологии. Понятие «социальное» как основная социологическая категория: сущность и специфика. Особенности изучения предмета социологической науки. Основные социологические парадигмы. Научный метод в социологии.

Тема 2. Понятие «общество» в социологии. Основные подходы к пониманию сущности общества. Понятие «личность» в социологии. Социализация. Способы социальной регуляции процесса социализации.

Тема 3. Специфика социологического подхода к изучению культуры. Специфика духовного производства. Функции культуры в обществе. Типы культур. Причины возникновения и основные особенности субкультур. Проблема культурного конфликта.

Тема 4. Понятие «социальное взаимодействие». Теории межличностного взаимодействия. Особенности социального взаимодействия на групповом уровне. Социальный контроль. Аномия и проблема обеспечения социального контроля. Тенденции развития системы социального контроля в современном обществе.

Тема 5. Проблемы социологического анализа организаций. Особенности внутригрупповых отношений в социальных организациях. Методы диагностики социальных организаций. Социальный институт как форма организации социальной деятельности и координации общественной жизни. Тенденции развития социальных институтов в современном обществе.

Тема 6. Понятие «страта». Критерии выделения страт. Типы социальной стратификации. Методы изучения социальной стратификации; Понятие «социальная мобильность». Типы социальной мобильности. Тенденции развития социальной стратификации и мобильности в современном российском обществе.

Тема 7. Девиация как отклоняющееся поведение. Социологические подходы к определению девиации. Причины социальной девиации. Социологические теории девиации: Пассивное принятие общественных норм и моделей поведения как сущность конформизма. Факторы конформистского поведения и его социальные последствия.

Тема 8. Понятие и типология социальных конфликтов. Структурные элементы социального конфликта. Концепции и задачи исследования конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе: типология и особенности протекания.

Тема 9. Концепция социальных изменений ее связь с теориями социальной эволюции и теориями исторического развития. Социологическая концепция модернизации. Процессы глобализации в современном мире. Содержание глобализации в различных сферах общества. Социальные последствия глобализации.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», «Природопользование», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Строительство»



Автор:

Старший преподаватель кафедры социологии __________________________Чуднова О.В.

Рецензент:

д.с.н., профессор, заведующий кафедры социологии _____________________Коньков А.Т.