страница 1
|
|
Похожие работы
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ФТД.6. «Радиожурналистика» 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о радио как средстве массовой информации, о лучших традициях и особенностях радиовещания; рассмотреть основные технологии, применяющиеся в радиовещании. Особое внимание в рамках данного курса уделяется современному положению дел и перспективам развития технологий сбора, обработки и передачи информации в эфир. Задачи курса:
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Раздел 1. Теоретические основы радиокоммуникации Тема №1. Становление радиовещания. Изобретение радио. История становления отечественного радиовещания. Радио в СССР. Радиовещание в России в период с 1984 по 1991 гг. Развитие радио в России 1991 – 2010 гг. Современное отечественное и зарубежное радиовещание. Интернет-радио. Тема №2. Радио как средство коммуникации. Место радио в системе коммуникации. Социологические основы радиовещания. Радиоаудитория. Этические и эстетические основы радиовещания. Функциональная составляющая радиовещания. Тема №3. Выразительные средства радиожурналистики. Формообразующие средства радиожурналистики (речь, музыка, шумы). Технические (стилеобразующие) выразительные средства радиожурналистики (монтаж, реверберация, голосовой грим). Радиосценарий. Художественный язык радио: радио как искусство. Тема №4. Радиожанры. Понятие о радиожанре. Информационные жанры (выпуски новостей, радиорепортажи, радиосообщения), информационно-аналитические программы (радиообзоры, интервью), информационно-музыкальные программы, информационно-развлекательные и информационно-рекламные передачи. Аналитические жанры радиожурналистики (радиокорреспонденция, радиокомментарий, беседа, радиообозрение, радиодискуссия, журналистское расследование). Документально-художественные жанры (радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Раздел 2. Технологические основы радиовещания Тема №5. Особенности работы радиожурналиста. Предварительная подготовка радиожурналиста к эфиру: сбор и обработка материала. Общение в профессиональной деятельности радиожурналиста. Технологии интервью. Формы взаимодействия с аудиторией. Особенности выбора тем для обсуждения на радио. Рейтинг радиопередачи. Особенности работы в прямом эфире и в экстремальных условиях. Особенности работы ведущим музыкальной передачи. Работа журналиста вне радиостанции (служебные командировки, работа в пресс-службе). Тема №6. Организационная структура радиовещания. Структура государственной радиовещательной организации. Особенности тематического планирования на радио. Тема №7. Устройство радиостудии. Радиодом и его структура: аппаратно-студийный комплекс. Технические и акустические особенности радиостудии. Радиочастотные диапазоны. Тема №8. Запись и воспроизведение звука. Технические устройства в работе радиожурналиста (цифровые диктофоны, цифровые магнитофоны, наушники, микрофоны). Особенности записи и воспроизведения звука на современных технических устройствах. Микшер как системный узел в технологической цепи на радио. Компьютерная обработка звука. Работа с программным обеспечением Sound Forge: основные приёмы записи, сохранения и обработки звуков. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, заданиями для самостоятельной работы, ориентированными на практический опыт работы студента на радио (студенческой радиостудии). В процессе изучения дисциплины студенты должны иметь представление о специфике радиокоммуникации и выразительных средствах радиожурналистики, основных принципах работы аппаратного редакционного, студийного и внестудийного оборудования, формообразующие средства радиожурналистики, современной технологии радиоэфира, возможных перспективах развития радио, составлении сценария радиосюжета и передачи. Следует отметить, что студенту нужно знать характерные особенности работы и роль журналиста в производстве на радио. Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники), посещать мастер-классы профессиональных радиожурналистов и экскурсии на радиостанции. При изучении курса студентам следует обратить внимание на тщательное изучение жанров радиожурналистики, изучение устройства работы записывающего устройства (профессионального радиодиктофона-репортера) и принципов его работы. При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса). При выполнении практических заданий студенту необходимо тщательно готовиться заранее к подготовке и записи радиоинтервью (составить блок основных вопросов интервьюируемому лицу, проверить работоспособность техники), при возникновении затруднений при создании новостного радиосюжета и участии в верстке радиопередачи необходимо обращаться к помощи ведущего преподавателя. Также необходимо обратиться к Федеральным законам в массово-информационном поле России: «О средствах массовой информации» (ст. 47 «Права журналиста» и ст.49 «Обязанности журналиста»), «О рекламе» (гл. I Общие понятия), используя интернет-систем «Консультант Плюс», «ГАРАНТ». Данные законы составляют нормативно-правовую базу деятельности радиожурналиста в его повседневной практике. Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем. Студенту необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем самообразования, чтения профессиональной литературы и журналов, прослушивания выпусков новостей на отечественном и зарубежном радио. Контрольные вопросы и задания для студентов заочной формы обучения: Тема №1 Выразительные средства радиожурналистики Вопросы:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема №2 Особенности работы радиожурналиста Вопросы:
Задание для самостоятельной работы: 1. Сформулируйте и поясните 5 правил, которые, по Вашему мнению, регламентировали бы деятельность радиожурналиста при проведении интервью в прямом эфире, в записи. Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема №3-4 Устройство радиостудии. Запись и воспроизведение звука Вопросы для обсуждения:
Задание для самостоятельной работы: 1. Подготовьте несколько джинглов, отрывков мелодий, звуков - фоновых шумов и других звуковых фрагментов, пригодных для микширования в программе Sound Forge. Литература: Основная:
Дополнительная:
4. Список рекомендованной литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
|
|