Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины гсэ. В «Проблемы гуманитарных наук» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 345.43kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 97.02kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 4 937.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины по дисциплине Экология... 1 104.71kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 136.8kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей заочной... 2 445.21kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 1 287.25kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл... 1 79.19kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008 Составители... 2 356.85kb.
Программа занятий 25 июня Глобализация и гуманитаристика: контексты 1 20.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ГСЭ.В.1.1. «Проблемы гуманитарных наук»
1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование системы знаний о социально-гуманитарных науках и освоение содержания фундаментальных научных понятий (проблем) гуманитарного знания.

Задачи курса:

  1. дать общее представление о социально-гуманитарных науках, методах познания;

  2. изучить основные подходы к познанию современной социальной действительности;

  3. рассмотреть особенности объекта и субъекта гуманитарного познания, фундаментальные ценности гуманитарных наук;

  4. освоить основные понятия и проблемы социально-гуманитарных наук: время, пространство, хронотоп, коммуникация, объяснение, понимание, интерпретация, текст, автор.

  5. дать общее представление о междисциплинарных исследованиях в социально-гуманитарных науках.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)
Раздел 1. Общее понятие о гуманитарном знании

Тема №1. Социально-гуманитарное знание и подходы к изучению социальной действительности (дисциплины социально-гуманитарного профиля, социально-гуманитарная наука, специфика объекта, предмета и субъекта гуманитарного познания).

Процесс формирования гуманитарных и социальных дисциплин (социология, политология, экономика, культурология, журналистика). Классическая, неклассическая и постнеклассическая социально-гуманитарная наука. Основные принципы познания действительности в гуманитарных науках. Объект и предмет в гуманитарных науках. Специфика субъекта гуманитарного познания.



Раздел 2. Проблемное поле социально-гуманитарных наук

Тема №2. Фундаментальные ценности гуманитарных наук.

Проблема ценностей в гуманитарных науках, виды ценностей. Общественные идеалы и нормы. Проблема жизни как категории наук о человеке, обществе и культуре.



Тема №3. Понятие социального пространства-времени в гуманитарных науках (и явление хронотопа).

Физическое и социальное время и пространство. Культурно-историческое время. Пространство города как социокультурный феномен. Понятие «хронотоп».



Тема №4. Проблема истинности в гуманитарных науках (текст, понимание, интерпретация, автор, язык, коммуникация и др.).

Сущность объяснения в социально-гуманитарном знании. Понимание как условие интерпретации текста. Научная коммуникация. Место и роль автора текста в рамках гуманитарных наук. Язык как феномен культуры.


Раздел 3. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках

Тема №5. Понятие и сущность междисциплинарного исследования, его виды в социально-гуманитарном познании.

Вненаучное социально-гуманитарное знание. Системный подход в гуманитарных науках. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках. Научные школы.


3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, отсутствием универсального учебника, заданиями для самостоятельной работы, ориентированными на эрудированность студента.

В процессе изучения дисциплины студенты должны иметь представление об общенаучных и философских методах научного познания, особенности объекта и познающего субъекта в рамках социально-гуманитарных наук, происхождении и эволюции гуманитарного знания и наук. Следует отметить, что студент должен знать специфику междисциплинарных исследований в гуманитарных науках и фундаментальные научные ценности в гуманитарной сфере.

Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники). При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса).

При изучении курса студентам следует обратить внимание на специфику социально-гуманитарных наук, обусловленную современными трендами системности и синергетики.

Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем. Студенту необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем самообразования, чтения профессиональной литературы и журналов, в сфере гуманитарного образования и наук.


4. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

  1. Алексеев П.В. Социальная философия : Учебное пособие для вузов/ Алексеев П.В.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. М.: Проспект, 2013.

  2. Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html

  3. Риккерт, Э. Науки о природе и науки о культуре. М.: АСТ, Харвест. 2000.

  4. Социальная философия: учеб.-метод. пособие для студ. фак. философии и социальных наук / под ред. А. И. Зеленкова; Минск: БГУ, 2010.

  5. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

  6. Хайдеггер, М. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007.

Начало формы

Конец формы


Дополнительная:

  1. Абульханова, К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. С.15-53.

  2. Бак, Д.П. Кузнецова, Н.И. Филатов, В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании// Вопросы философии. 1998. №5.

  3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.,1994.

  4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

  5. Бодриар, Ж. Система вещей. М., 2000.

  6. Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблемы понимания / Е.К. Быстрицкий. – Киев, 1986

  7. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

  8. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М., 1991.

  9. Гусев С.С. Проблема понимания в философии / С.С. Гусев, Г.Л.Тульчинский. М., 1985. 192 с.

  10. Дильтей, В. Категории жизни// Вопросы философии. 1995. №10.

  11. Ирза, Н.Д. Хронотоп. Культурология ХХ век: Энциклопедия. Т.2. С.337-338.

  12. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. СПб., 1991.

  13. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

  14. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

  15. Моисеев, Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление// Общественные науки и современность. 1993. №2. С.23-45.

  16. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.

  17. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  18. Хёйзинга, Й. Homo Ludens: в тени завтрашнего дня. М.: АСТ, 2004.