страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. Место курса - страница №1/1
Методические рекомендации по изучению дисциплины ФТД.7 Корпусные технологии в преподавании русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 8 семестр) 1.1 Автор программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ. 1.3 Пояснительная записка: Цели освоения дисциплины – познакомить обучающихся с общими принципами построения с помощью компьютерных технологий лингвистических корпусов (корпусов текстов) и их использованием в научных и прикладных целях. Задачи курса: 1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплин, 2) познакомить студентов с современной научной литературой, связанной с проблемой; 3) способствовать совершенствованию умения студентов проводить филологические исследования с помощью корпусных технологий; 4) учить анализировать разнообразные языковые факты с опорой на корпуса; 5) дать конкретные методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. Место курса в общей системе подготовки специалиста Факультатив знакомит студентов с ролью национальных языковых корпусов в современном информационном обществе и способами их использования в филологических исследованиях и углубляет их знания в области современных информационных технологий. Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов использования корпусных данных в научных разработках и преподавании русского языка. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: основные понятия корпусной лингвистики, принципы создания и способы использования языковых (лингвистических) корпусов; 2) Уметь: использовать те или иные методы и приемы в процессе обучения филологическим дисциплинам, 3) Владеть: важнейшими для профессиональной деятельности методами и приемами использования различных корпусов текстов в научной и прикладной сферах.
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Введение в корпусную лингвистику. Основные понятия и определения корпусной лингвистики. Лингвистические (языковые) и нелингвистические корпусы. История лингвистических корпусов: от картотеки к корпусу. Корпусная лингвистика: современное состояние. Корпусная лингвистика в России. Классификация (типология) корпусов по различным основаниям. Типы корпусов по задачам. Типы корпусов по формальным признакам. Создание корпусов. Предварительные работы по созданию корпуса: проблемы репрезентативности, отбор источников, внешние и внутренние критерии отбора. Нормализация файлов. Графематический анализ. Средства создания и разметки корпусов: понятие разметки, типы разметки. Автоматический морфологический и синтаксический анализ. Металингвистическая разметка. Параллельные корпусы. Проблема выравнивания. Стандартизация в корпусной лингвистике. Языковые средства представления размеченных текстов. Международные стандарты и проекты (TEI, EAGLES, CDIF, XCES).Использование корпусов. Обзор существующих корпусов различных типов. Зарубежные национальные корпусы. Корпусы русского языка. Специальные корпусы. Корпусные менеджеры. Корпус как поисковая система. Языки запросов. Выходные интерфейсы. Сравнительный анализ. Корпусные исследования. Лексические исследования, базирующиеся на корпусах. Грамматические исследования, базирующиеся на корпусах. Семантические исследования, базирующиеся на корпусах. Использование корпусов в социологии, исторической науке и др.Корпуса в Интернете. Британский национальный корпус. Чешский национальный корпус. Польский национальный корпус. Национальный корпус русского языка. Мангеймский корпус немецкого языка. Русско-английский корпус С. Шарова. Корпус языка А.С. Грибоедова. Корпус русского языка 19 века. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1-2. Тема: Введение в корпусную лингвистику. Вопросы:
Задания для самостоятельной работы: - рассмотреть различные классификации корпусов4 - описать основные этапы развития корпусной лингвистики в России. 1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005. 2. Зубов А. В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Теоретическая и прикладная лингвистика"] / Зубов А. В., Зубова И. И. - М. : Логос, 2007.
Задания для самостоятельной работы: - особенности и назначение морфологической и синтаксической разметки корпусов; - описать языковые средства представления в корпусах размеченных текстов.
Практическое занятие № 5-6. Тема: Использование корпусов. Вопросы:
Задания для самостоятельной работы: - провести сопоставление идеологий создания зарубежных и отечественных корпусов; - как корпуса используются в поисковых системах и социальными платформами в Интернете.
Практическое занятие № 7-8. Тема: Лингвистические корпуса в Интернете. Вопросы:
Задания для самостоятельной работы: - каковы различия в менеджерах национального и специализированных корпусов на русском языке; - какие виды исследований можно проводить с использованием параллельных корпусов.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная литература 1. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя : науч.-практ. пособие / [под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л. В. Новинская]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011. - 191 с. 2. Овчинникова И. Г. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации : учебно-методич. пособие / Овчинникова И. Г., Угланова И. А. - М. : Флинта, 2009 ; Наука. - 134, [1] с. 1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005. – 48 с. 2. Хомоненко А. Д. Базы данных : учебник для вузов / Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. ; под ред. А. Д. Хомоненко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: КОРОНА принт, 2002. - 665 с. 3. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных: Эволюция технологий. Технологии и стандарты. Инфраструктура. Терминология / Когаловский М. Р. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 800 с. 4. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. Курс лекций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. в области информационных технологий / Кузнецов С. Д. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005. - 488 с. 5. Копотев М.В., Мустайоки А. Принципы создания Хельсинкского аннотированного корпуса русских текстов (ХАНКО) в сети Интернет // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2003. № 6. С. 33–36. 6. Баранов А.Н. Корпусная лингвистика // Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001. С.112– 137. 7. Вербицкая Л.А., Казанский Н.Н., Касевич В.Б. Некоторые проблемы создания национаьлного корпуса русского языка // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2003. № 6. С. 2–8. 8. Андрющенко В.М. Концепция и архитектура машинного фонда русского языка / Отв. ред. А.П. Ершов. М., 1989. - «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/, - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/, - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru, - Полнотекстовая библиотека МГГУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: а) мультимедийный проектор, б) телевизор видеомагнитофоном, в) магнитофон. 1.9.2 Перечень используемых пособий. 1. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя : науч.-практ. пособие / [под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л. В. Новинская]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011. - 191 с. 2. Всеволодова А. В. Компьютерная обработка лингвистических данных : учеб. пособие / Всеволодова А. В. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007 ; Наука. - 96 с. 3. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005. 4. Овчинникова И. Г. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации : учебно-методич. пособие / Овчинникова И. Г., Угланова И. А. - М. : Флинта, 2009. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет. 1.13 Примерная тематика рефератов. Нет 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий) РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Студенты производят 3 исследования на основе поиска слов в лингвистических корпусах и анализа полученной информации. |
|