Экспериментальная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Экспериментальная психология - страница №11/11

Литература

Основная


Учебники Дружинина (гл. 5.1), Корниловой (гл.10), Гудвина (гл. 7, 8, 11), Мартина (гл. 9 и 10), Солсо и др. (гл. 3), Готтсданкера (гл.8)

Дополнительная


Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980 (С.34-39, 62-107).

Тема 5. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы (4 часа)

Вопросы


  1. Характеристика возможностей и недостатков доэкспериментальных планов.

  2. Что означает выражение «Квазиэксперимент – это эксперимент, который не может претендовать на полный экспериментальный контроль переменных», почему прикладные исследования чаще всего бывают квазиэкспериментальными?

  3. Проведение квазиэксперимента предполагает достижение следующих взаимосвязанных целей: 1) исследование сложных причинных зависимостей, теряющих свою специфику в лабораторных условиях; 2) снятие такой угрозы валидности как знание испытуемого о факте экспериментирования; 3) снятие такой угрозы валидности как разная желательность различных уровней НП; 4) проверка гипотез, где причинами выступают не внешние воздействия, а субъективные, внутренние условия. В какой форме должен быть организован квазиэксперимент, позволяющий достигать каждой из этих целей?

  4. Прокомментируйте типичные квазиэкспериментальные планы: 1) планы с неэквивалентными контрольными группами (сравнение статистических групп); 2) планы с прерванной временной последовательностью («временные серии»): а) с участием одной группы, б) с участием нескольких неэквивалентных групп; 3) «эксперимент, на который ссылаются» или эксперимент ex-post-facto. В чем заключаются типичные угрозы валидности при использовании этих планов.

  5. Что такое оценка эффективности воздействия программ, почему ее считают одним из главных прикладных назначений квазиэкспериментальных планов?

  6. В чем суть эффекта регрессии как следствия попыток уравнивания групп в квазиэкспериментальных исследованиях?

Литература

Основная


Учебники Корниловой (гл.13), Гудвина (гл. 10), Мартина (гл. 10),

Дополнительная


Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980 (С.34-39, 107-185).
Тема 6. Корреляционные исследования (4 часа)

  1. Почему Вудвортс, а затем Кронбах называли корреляционные и экспериментальные исследования двумя различными психологическими дисциплинами?

  2. Понятие корреляции как меры связи между переменными, коэффициент корреляции, виды корреляционной связи, графики рассеяния как геометрическая интерпретация видов корреляционной связи. Линейная и нелинейная корреляция, r Пирсона и rs Спирмена как популярные коэффициенты линейной корреляции. В чем состоит смысл и польза коэффициента детерминации r2 ?

  3. Факторы, благодаря которым может возникнуть корреляционная связь между двумя переменными (случайность, неоднородность выборки, третья переменная, наличие непосредственной связи).

  4. Корреляция и регрессия: понятие регрессии, линия регрессии как «оптимальная линия» - наилучший из возможных способов обобщения точек графика рассеяния, регрессионный анализ как построение предположений на основе корреляционных исследований.

  5. Практические и этические причины необходимости корреляционных исследований. Основные области, в которых используются корреляционные исследования: психологическое тестирование (исследование валидности и надежности теста), исследования по психологии личности и анормальной психологии, исследование влияния наследственности и окружающей среды.

  6. Формальное планирование корреляционного исследования. Понятие исходной матрицы смешения, возможные манипуляции с ее содержимым, приводящие к выявлению связей: между переменными (коррелирование столбцов); между испытуемыми (коррелирование строк); между отельными замерам переменных через определенные промежутки времени (лонгитюдное корреляционное исследование). Простейшие корреляционные планы: сравнение двух групп; одномерное исследование одной группы в разных условиях; исследование попарно эквивалентных групп.

  7. В чем заключаются сущность проблемы направленности и проблемы третьей переменной как основных причин трудностей, возникающих при интерпретация данных корреляционного исследования?

Литература

Основная


Учебники Гудвина (гл. 9), Дружинина (гл. 5.3.1), Корниловой (гл.12), Готтсданкера (гл.8)

Дополнительная


Гласс Дж, Стэнли Дж. Математические методы в педагогике и психологии.М. Прогресс. 1976.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2000.

Наследов А.Д. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2004.

Тема 7. Интерпретация и представление результатов эксперимента (6 часов).


Вопросы


  1. Подтверждение статистической гипотезы как главное основание для вывода о верификации экспериментальной гипотезы. Суть и причины ошибок первого и второго рода, средства их минимизации.

  2. Что выступает ограничителями при обобщении результатов исследования и что нужно делать во избежание неоправданных обобщений?

  3. Особенности представления научных результатов как текста «смешанного» вида, специфические трудности представления психологических научных текстов. Главное требование, предъявляемое к научному тексту. Роль штампов в научном тексте.

  4. Формы представления научных результатов: вербальная, графическая (графы, пространственно-графические описания, графики и диаграммы), табличная. Требования к оформлению графической и табличной информации. Характеристики и оправданность академического стиля письменной научной речи. Требования к оформлению графической и табличной информации.

  5. Требования к оформлению научного отчета (курсовой или дипломная работы): 1) что и как (в какой форме) нужно приводить в отчете из результатов описательной и выводной статистики, корреляционного анализа? 2) обязательные части отчета, требования к их содержанию и оформлению, в частности: а) что и как должно быть отражено во введении? б) какова роль заключения, что и как должно быть отражено в этой части отчета, как связаны между собой заключение и ведение? в) каковы правила цитирования и оформления библиографического списка? г) каковы принципы наполнения приложений и правила их оформления?

Литература

Основная


Учебники Дружинина (гл.7), Гудвина (приложение А), Мартина (гл. 12, 13), Солсо и др. (гл. 9, 10).

Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб. 2001.

Экспериментальная психология: Практикум /Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. М. 2002. С.358 – 374.

Дополнительная


Гласс Дж, Стэнли Дж. Математические методы в педагогике и психологии. М. Прогресс. 1976.

Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., «Ось-89», 2000.

От курсовой к магистерской: письменная работа по философским дисциплинам /Авторы-составители Б. В. Емельянов, А. В. Перцев. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2001.

Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работы. СПб. Питер, 2005.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Целью предлагаемой контрольной работы является проверка усвоения студентами программного материала, изучаемого в курсе «Экспериментальная психология».

Всего предлагается три варианта контрольной работы. Каждый вариант предусматривает три задания. Самым объемным и многоплановым является задание 1, выполнение которого должно показать степень знакомства с основными понятиями курса и умение адекватно пользоваться ими. Задание 2 на операциональное определение понятий включено в контрольную работу с тем, чтобы студенты приобрели минимальный навык самостоятельной работы в этой важнейшей для эмпирического психологического исследования области. Задание 3 включено в работу, поскольку его тема, валидность, является, по словам В. Н. Дружинина, центральным понятием экспериментальной психологии.


Вариант 1

1. Провести «исследование» на тему: "Влияние процесса обучения на уровень самокритичности".

Исходная информация. С группой руководителей в количестве 16 человек были проведены занятия по повышению профессиональной квалификации, в частности, по повышению уровня уверенности в себе.

Гипотеза исследования состоит в том, что при определенном воздействии на группу с завышенной самокритичностью, показатели одних и тех же тестов изменятся, самокритичность снизится, люди станут более уверенными в себе, спокойными, уравновешенными, снизятся депрессивные состояния.

Показатели «самоуверенности и самокритичности» выявлялись при помощи фрустрационного теста Розенцвейга .



Задание.

  1. Исходя из гипотезы:

  • предложить схему (план) эксперимента, записать ее с помощью символики Кемпбелла;

  • определить, что в данном исследовании будет выступать в качестве независимой переменной (НП), и что в качестве зависимой переменной (ЗП), сделать предположения о характере динамики показателей зависимой переменой.

  1. Результаты тестирования, проведенного до начала профессионального обучения и после его окончания приведены в табл. 1.

На основании данных табл. 1:

  • построить гистограмму, отражающую динамику изменений показателей методики Розенцвейга до и после экспериментального воздействия на объект исследования

……………………………..

Рис. 1(гистограмма). Соотношение показателей теста до и после

экспериментального воздействия.


  • рассчитать коэффициенты асимметрии и эксцесса, сделать вывод о характере распределения эмпирических данных, полученных в результате тестирования, выбрать соответствующие (параметрические или непараметрические) статистики для исследования экспериментальных показателей;

  • рассчитать коэффициенты корреляции между одноименными показателями теста Розенцвейга, примененного до и после профессионального обучения. Результаты занести в таблицу 2. Сделать вывод по результатам корреляционного анализа.

Таблица 1



е1

I1

m1

О

Б



У

Ч

Е



Н

И

Е



(X)


Е2

I2

М2

1

2

12

10

8

9

5

2

3

13

8

10

9

5

3

12

10

2

14

8

2

4

5

10

9

1

6

17

5

8

9

7

8

6

10

6

5

10

9

5

11

8

7

1

7

16

4

4

16

8

8

5

11

13

6

5

9

10

4

2

8

6

10

10

2,5

9,5

8

6

7

11

11

5

12

7

14

9

1

12

0

14

9

3

7

14

13

1

14

10

1

7

16

14

5

9

10

8

6

10

15

6

7

11

12

5

7

16

11

9

4

12

4

8

Мх

5,3

9,7

8,3

7,8

6,9

9,1

σх

3,6

2,8

3,4

4,2

1,9

4,7

Таблица 2.




Е1

I1

М1













Е2










I2










М2



  • рассчитать значимость различий между значениями переменных, полученными в ходе исследования до и после экспериментального воздействия, по t-критерию Стъюдента. Результаты расчетов занести в табл. 3. Сделать вывод по результатам корреляционного анализа

Таблица 3




Показатель теста

Значение t-критерия Стъюдента

Уровень значимости различий

Е

te=




I

tj =




М

tm =





  1. Сделать вывод о результатах экспериментального исследования процесса обучения руководителей на курсах повышения квалификации: подтвердилась ли гипотеза исследования? Обосновать свой вывод.


2. Дать операциональное определение понятий.

  1. Тревожность. 2. Научение. 3. Инсайт.

3. На внутренюю валидность эксперимента отрицательно влияет ряд факторов, среди них: 1) эффект тестирования, 2) отсев

Задание: дать формальное определение каждого из этих факторов и привести примеры их влияния.
Вариант 2.

1. Провести «исследование» на тему: «Повышение способности к обучению учащихся колледжа путем использования социально-психологического тренинга»

Исходная информация. С группой учащихся колледжа (10 человек) проводился социально-психологический тренинг (СПТ), направленный на активизацию логических мыслительных функций. Для оценки обучаемости испытуемых применялись «Методика оценки способности к обучению» (ОСО), которая измеряет развитие логических мыслительных функций, и методика экспертных оценок (ЭО) учебной успеваемости. После проведения предварительного тестирования с группой учеников в течение одной недели проводился СПТ для развития навыков логического мышления по 2 часа в день. По окончании СПТ учеников подвергли повторному тестированию.

Гипотеза исследования состоит в том, что благодаря использованию СПТ возможно повышение успеваемости учеников колледжа за счет активизации логических мыслительных функций.

Задание.

1. Исходя из гипотезы исследования:



  • предложить схему (план) эксперимента, записать ее с помощью символики Кемпбелла;

  • определить, что в данном исследовании будет выступать в качестве независимой переменной (НП), и что в качестве зависимой переменной (ЗП), сделать предположения о характере динамики показателей зависимой переменой.

  • определить, что в данном исследовании может выступать в качестве побочных переменных (ПП), и предложить меры по их нейтрализации.

  • определить, что в данном исследовании может выступать в качестве дополнительных переменных (ДП), и предложить меры по их учету.

2. Протокол психологического обследования представлен в табл.1. На основании данных табл. 1 определить:

  • нормальность распределения эмпирических данных, полученных в процессе психодиагностики с использованием ОСО и ЭО, рассчитав коэффициенты асимметрии и эксцесса эмпирической кривой;

  • с помощью t-критерия Стъюдента определить степень изменчивости показателей ОСО и ЭО до и после воздействия НП;

  • сделать вывод относительно изменения показателей логического мышления учеников после воздействия НП.

  • определить валидность показателей ОСО путем сравнения с внешним критерием, полученным при помощи экспертных оценок уровня учебной успеваемости испытуемых. Для этого рассчитать коэффициент корреляции ОСО и ЭО до воздействия НП и после ее воздействия

  1. Вывод. Сделать вывод о влиянии социально-психологического тренинга на показатели учебной успеваемости учеников колледжа, подтвердилась ли гипотеза исследования? Обосновать свой вывод.

Таблица 1





ОСОдо

ЭОдо



ОСОпосле

ЭОпосле

1

18

17



19

19

2

13

16



16

17

3

18

12




20

15

4

13

14

С


15

15

5

15

17

П

16

18

6

14

18

Т


17

22

7

16

15



19

17

8

16

19

(X)


16

19

9

14

14




16

18

10

14

18




16

20

Мх

15

16



17

18

σх

1,8

2,21



1,7

2,17



2. Дать операциональное определение понятий.

1.Интеллект. 2. Отношение. 3. Смерть.



3. На внутренюю валидность эксперимента отрицательно влияет ряд факторов, среди них: 1) фон, 2) естественное развитие.

Задание: дать формальное определение каждого из этих факторов и привести примеры их влияния.

Вариант 3

1. Провести «исследование» на тему: «Влияние легкой физической нагрузки (10 отжиманий) на работоспособность нервной системы»

Исходная информация. Студенты психологического факультета участвовали в эксперименте по выявлению влияния легкой физической нагрузки (10 отжиманий) на работоспособность нервной системы. Работоспособность (сила) нервной системы определялась по психомоторным показателям с помощью теппинг-теста. На основании первичных данных тестирования были рассчитаны следующие показатели:

  • коэффициенты асимметрии и эксцесса, на основании которых был сделан вывод о приблизительно нормальном характере эмпирических распределений;

  • средние арифметические и стандартные отклонения:

Хср1=182; Хср2= 195; Хср3= 193; Хср4=183

σх1=13,5; σх2=23,6; σх3=12; σх4=22,2;

Для определения уровня значимости различий или сходства между выборками по изучаемому показателю рассчитан t-критерий Стъюдента:

TO1-O3=2.03, незн; TO1-O2=2.62 (р 0,05); TO3-O4=2,15, незн; TO2-O4=2.05 незн.



Задание. По вышеперечисленным данным:

  1. Предложить гипотезу исследования.

  2. Восстановить экспериментальный план (схему эксперимента).

  3. Предложить уместную для предлагаемых обстоятельств характеристику выборки и способ ее формирования.

  4. Определить, что в данном исследовании будет выступать в качестве независимой переменной (НП), и что в качестве зависимой переменной (ЗП).

  5. Определить, что в данном исследовании может выступать в качестве побочных переменных (ПП) и предложить меры по их нейтрализации.

  6. Проанализировать значения Т-критерия и сделать выводы.

  7. Построить гистограмму, отражающую данные, полученные в результате эксперимента.

  8. На основании всех имеющихся данных сформулировать окончательные выводы по результатам проведенного исследования.

2. Дать операциональное определение понятий.

  1. Креативность. 2. Подкрепление. 3. Лидерство

3. На внутренюю валидность эксперимента отрицательно влияет ряд факторов, среди них: 1) инструментальная погрешность, 2) отбор испытуемых.

Задание: дать формальное определение каждого из этих факторов и привести примеры их влияния.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:



  1. Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Отличительные характеристики научного метода, понятия парадигмы, верификации, фальсификации.

  2. Характеристика научных исследований в зависимости от их характера (фундаментальные – прикладные и т.д) и цели (поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие). Принципы, на которые опирается теория естественно-научного исследования.

  3. Сущность и структура научной теории, классификация теорий в зависимости от способа их построения.

  4. Постановка научной проблемы и выдвижение гипотез. Виды научных гипотез. Статистические гипотезы.

  5. Сущность основных общенаучных исследовательских методов.

  6. Особенности основных общенаучных эмпирических методов (наблюдения, эксперимента, измерения).

  7. Психологическое знание. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. Особенности «понимающей» и экспериментальной психологии, идиографический и номотетический подходы в психологии.

  8. Проблема классификации методов психологического исследования, вариант(ы) классификации методов.

  9. Характеристика эмпирических неэкспериментальных методов психологического исследования (наблюдение, беседа, разновидности «архивного» метода).

  10. Мотивация испытуемого как фактор, искажающий результаты эксперимента, и способы контроля этого фактора.

  11. Влияние на испытуемого личности экспериментатора как фактор, искажающий результаты эксперимента, и способы контроля этого фактора.

  12. Типы испытуемых (участников) и их личностные особенности. Характеристика ситуации включения участника в психологическое исследование и выхода из него.

  13. Суть отличия эксперимента от других исследовательских методов в психологии. Характеристика типов экспериментального исследования в психологии.

  14. Характеристика основных этапов психологического экспериментального исследования.

  15. Смысл и назначение понятия «безупречный эксперимент», характеристика основных видов валидности: внутренней, внешней, конструктной, операционной.

  16. Проблема объекта психологического исследования, понятие выборки. Условия, при которых возможен эксперимент с одним испытуемым. Стратегии конструирования экспериментальных групп и способы их исследования.

  17. Характеристика критериев – содержательности, эквивалентности, репрезентативности – которым экспериментатор должен следовать при формировании выборки с целью сохранения валидности эксперимента.

  18. Понятие зависимой и независимой переменных, их характеристика, основные типы отношений и контроль. Дополнительная и независимая переменные: понятие и различия.

  19. Понятие внешних («прочих») переменных и способы их контроля (элиминация, создание константных условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация).

  20. Основные версии плана «истинного» экспериментального исследования для одной независимой переменной.

  21. Понятие факторного эксперимента. Факторный план для двух независимых переменных с двумя градациями каждая и зависимой переменной (22) и его усложненные версии (32, 33, 222, 333).

  22. Планы экспериментов для одного испытуемого (планирование временных серий): схемы А-В, А-В-А, А-В-А-В, А-В-В-А, их варианты, проблемы экспериментов с участием одного испытуемого.

  23. Доэкспериментальные планы: понятие и разновидности.

  24. Понятие о квазиэкспериментах, причины, по которым прикладные исследования чаще всего бывают квазиэкспериментальными, главное прикладное назначение экспериментов этого типа.

  25. Квазиэкспериментальные планы с неэквивалентными контрольными группами.

  26. Квазиэкспериментальные планы с прерванной временной последовательностью («временные серии»): а) с участием одной группы, б) с участием нескольких неэквивалентных групп.

  27. Эксперимент типа ex-post-facto (эксперимент, на который ссылаются).

  28. Понятие о корреляционном исследовании, виды корреляционной связи, коэффициенты корреляции как мера связи между переменными. Проблемы, связанные с интерпретации данных корреляционного исследования (проблема направленности, проблема третьей переменной)

  29. Основные области применения корреляционного анализа. Суть формального планирования корреляционного исследования, простейшие планы одномерного корреляционного исследования.

  30. Сущность многомерных корреляционных исследований (множественная регрессия и факторный анализ).

  31. Принятие решения о статистической гипотезе. Проблема обобщения экспериментальных результатов.

  32. Представление результатов исследования: требования, предъявляемые к научному тексту и оформлению графической и табличной информации.

  33. Научный отчет, его части, требования к их содержанию и оформлению.

ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ К КУРСУ



«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Билет №1

  1. Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Отличительные характеристики научного метода, понятия парадигмы, верификации, фальсификации.

  2. Методы описания данных для представления результатов научно-исследовательской работы. Требования к оформлению научной статьи: разделы и их основное содержание.

Билет №2

  1. Характеристика научных исследований в зависимости от их характера (фундаментальные – прикладные и т.д) и цели (поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие). Принципы, на которые опирается теория естественно-научного исследования.

  2. Проблема обобщения результатов эксперимента и способы ее решения.

Билет №3

  1. Структура научной теории, классификация теорий в зависимости от способа их построения.

  2. Различия между формированием и экспериментом, позволяющие отнести формирующий эксперимент к квазиэксперименту.

Билет №4

  1. Постановка научной проблемы и выдвижение гипотез. Виды научных гипотез. Статистические гипотезы.

  2. Особенности метода, позволяющие отнести его к квазиэксперименту. Основная специфика «анализ единичного случая» и его отличия от традиционного эксперимента.

Билет №5

  1. Сущность основных общенаучных исследовательских методов.

  2. Особенности лонгитюдного исследования, позволяющие отнести его к квазиэксперименту. Общая характеристика лонгитюдного исследования и его главная трудность. Основные проблемы лонгитюдного исследования.

Билет №6

  1. Особенности основных общенаучных эмпирических методов (наблюдения, эксперимента, измерения).

  2. Психологическое знание. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. Особенности «понимающей» и экспериментальной психологии, идиографический и номотетический подходы в психологии.

Билет №7

  1. Понятие зависимой и независимой переменных, их характеристика, основные типы отношений и контроль. Дополнительная и независимая переменные: понятие и различия.

  2. Характеристика критериев, которым экспериментатор должен следовать при формировании выборки с целью сохранения валидности эксперимента. Три наиболее распространенных способа исследования сформированных групп (группы).

Билет №8

  1. Проблема классификации методов психологического исследования. Классификация методов по В.Н.Дружинину.

  2. Понятие мысленного эксперимента и его место в психологическом экспериментировании. Функции мысленного эксперимента, его отличия и преимущества перед реальным экспериментированием.

Билет №9

  1. Характеристика эмпирических неэкспериментальных методов психологического исследования (наблюдение, беседа, разновидности «архивного» метода).

  2. Основные типы корреляционного исследования.

Билет №10

  1. Мотивация испытуемого как фактор, искажающий результаты эксперимента, и способы контроля этого фактора.

  2. Понятие о корреляционном исследовании, виды и интерпретации корреляционной связи, коэффициенты корреляции как мера связи между переменными.

Билет №11

  1. Влияние на испытуемого личности экспериментатора как фактор, искажающий результаты эксперимента, и способы контроля этого фактора.

  2. Понятие о квазиэксперименте и квазиэкспериментальных планах. Квазиэкспериментальные планы типа: «дискретные временные серии» и «эксперимент, на который ссылаются».

Билет №12

  1. Типы испытуемых и их личностные особенности. Характеристика ситуации включения испытуемого в эксперимент и выхода из эксперимента.

  2. Доэкспериментальные планы: понятие и разновидности.

Билет №13

  1. Суть отличия экспериментального исследования в психологии от других исследовательских методов. Характеристика типов экспериментального исследования в психологии.

  2. Планы экспериментов для одного испытуемого (планирование временных серий): схемы А-В, А-В-А, А-В-А-В, А-В-В-А, их варианты, проблемы экспериментов с участием одного испытуемого.

Билет №14

  1. Характеристика основных этапов психологического экспериментального исследования.

  2. Понятие факторного эксперимента. Факторный план для двух независимых переменных с двумя градациями каждая и зависимой переменной (22) и его усложненные версии.

Билет №15

  1. Понятие внешних («прочих») переменных и способы их контроля (элиминация, создание константных условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация).

  2. Основные версии плана «истинного» экспериментального исследования для одной независимой переменной.

Билет №16

  1. Проблема объекта психологического исследования, понятие выборки. Условия, при которых возможен эксперимент с одним испытуемым. Стратегии конструирования экспериментальных групп.

  2. Смысл и назначение понятия «безупречный эксперимент», характеристика основных видов валидности: внутренней, внешней, операционной

Билет №17

  1. Понятие зависимой и независимой переменных, их характеристика, основные типы отношений и контроль. Дополнительная и независимая переменные: понятие и различия.

  2. Характеристика критериев, которым экспериментатор должен следовать при формировании выборки с целью сохранения валидности эксперимента. Три наиболее распространенных способа исследования сформированных групп (группы).

ВАРИАНТ ТЕСТА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


  1. Исследование, имеющее целью изучение наибольшего числа возможных параметров объекта – это исследование

а) комплексное; б) междисциплинарное;

в) фундаментальное; г) аналитическое.



  1. Какой из методов психологического исследования является наиболее активным:

а) лабораторный эксперимент; б) интроспекция;

в) субъективное шкалирование; г) клиническая беседа.



  1. Тема исследования: «Влияние стиля семейного воспитания на особенности самооценки дошкольников». Зависимая переменная:

  1. a) самооценка дошкольников; б) стиль семейного воспитания;

  2. в) влияние стиля воспитания на самооценку; г) взаимоотношения в семье.

  1. Стратометрический отбор – это

а) попарный отбор; б) отбор с выделением характерных для популяции групп;

в) приближенное моделирование; г) отбор реально существующих групп.



  1. Наблюдение в психологии отличается от наблюдения в естественных науках тем, что

а) наблюдатель пристрастен;

б) присутствие наблюдателя может оказывать влияние на объект наблюдения;

в) можно обнаружить лишь такие явления, которые встречаются в обычных условиях;

г) нельзя варьировать условия наблюдения с тем, чтобы обнаружить скрытые от непосредственного восприятия характеристики объекта.



  1. Адекватным способом контроля внешних переменных в эксперименте, состоящем из нескольких серий является

а) элиминация; б) балансировка;

в) контрбалансировка; г) константность условий.



  1. Определите фактор, влияющий на внутреннюю валидность исследования:

а) эффект тестирования; б) инструментальная погрешность;

в) эффект истории; г) верны все ответы.



  1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия является:

а) квазиэкспериментальным планом

б) экспериментальным планом:

в) доэкспериментальным планом;

г) планом эксперимента, на который ссылаются.



  1. Психолог поставил задачу выяснить причину неудач в учебе среди студентов колледжей. Он набрал группу студентов, исключенных за неуспеваемость, и группу студентов, получивших удовлетворительные оценки на экзамене. В первой группе был выявлен более низкий средний балл самооценки, чем во второй. Сделан вывод, что более низкая самооценка является одной из причин неуспеваемости в колледже. Проанализируйте ошибки, которые ставят под сомнение достоверность результатов.

  2. В исследовании осуществляется попытка решить проблему, которую раньше никто не ставил подобным образом. Такое исследование называется

а) воспроизводящим; б) поисковым; в) критическим; г) уточняющим.

  1. Эксперимент - это:

а) исследование закономерностей психической реальности;

б) установление взаимосвязи между двумя и более параметрами психической реальности;

в) установление причинно-следственной связи между параметрами психической реальности;

г) все ответы неверны.



  1. Критерий формирования выборки, обеспечивающий внутреннюю валидность исследования - это критерий:

а) содержательный; б) эквивалентности испытуемых; в) репрезентативности; г) все ответы неверны.

  1. Какой из методов исследования предъявляет наиболее жесткие требования к контролю внешних переменных:

а) стандартизированное наблюдение; б) лабораторный эксперимент;

в) естественный эксперимент; г) стандартизированное интервью.



  1. Соответствие организации исследования исследуемому предмету определяется понятием

а) надежность; б) валидность; в) стандартизованность; г) репрезентативость.

  1. В ходе исследования особенностей развития естественнонаучного мышления школьников после предварительного этапа повысился интерес испытуемых к ряду проблем физики и биологии. Какая причина может в наибольшей степени повлиять на достоверность результатов:

а) эффект тестирования; б) эффект истории;

в) эффект последовательности; г) эффект естественного развития.



  1. С какой целью необходимо придерживаться единой инструкции для испытуемых

а) мотивирование испытуемых;

б) обеспечение понимания инструкции испытуемыми;

в) обеспечение константности условий проведения эксперимента;

г) предотвращение воздействия эффекта научения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Очная форма




Наименование темы

Учебный план, часов



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по

темам


Лекции

Практические

1

Научное исследование, его принципы и структура.

12

8

12

32

2

Эмпирические методы в психологии.

8




8

18

3

Психология психологического эксперимента.

4




4

10

4

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.

8

8

10

22

5

Экспериментальные планы

8

4

8

20

6

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

8

4

8

20

7

Методологические аспекты и планирование корреляционного психологического исследования как разновидности квазиэксперимента.

12

4

10

26

8

Интерпретация и представление результатов психологического исследования.

12

8

12

32




Итого

72

36

72

180


Заочная форма




Наименование темы

Учебный план, часов



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по

темам


Лекции

Практические

1

Научное исследование, его принципы и структура.

2




21

23

2

Эмпирические методы в психологии.

1




21

22

3

Психология психологического эксперимента.

1




21

22

4

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.

2




21

23

5

Экспериментальные планы

1




21

22

6

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

1




21

22

7

Методологические аспекты и планирование корреляционного психологического исследования как разновидности квазиэксперимента.

2




21

23

8

Интерпретация и представление результатов психологического исследования.

2




21

23




Итого

12

0

168

180

Очно-заочная форма




Наименование темы

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по

темам


Лекции

Практические

1

Научное исследование, его принципы и структура.

3




30

33

2

Эмпирические методы в психологии.

1




12

13

3

Психология психологического эксперимента.

1




12

13

4

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.

2




20

22

5

Экспериментальные планы

2




20

22

6

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

2




20

22

7

Методологические аспекты и планирование корреляционного психологического исследования как разновидности квазиэксперимента.

3




30

33

8

Интерпретация и представление результатов психологического исследования.

2




20

22




Итого

16

0

164

180

Форма итогового контроля – экзамен

1 При работе над материалом первых 6-ти лекций, раскрывающих темы 1и 2, необходимо обратиться к Приложению 1, содержащему фрагмент книги В.М. Аллахвердова «Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания».

2 Для более обстоятельного знакомства с герменевтическим методом следует обратиться к Приложению 2.

3 Если сравнить это определение с общенаучным определением эксперимента: «Эксперимент – это проведение исследования в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях» - то очевидно, что оно является частным случаем последнего.
<< предыдущая страница