страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Введение в востоковедение - страница №1/1
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Отделение востоковеденияПрограмма дисциплины Введение в востоковедение для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор профессор, доктор исторически наук Маслов Алексей Александрович E-mail: amaslov@hse.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка Курс «Введение в востоковедение» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по специальности «Востоковедение, африканистика», специализирующихся по Китаю и нацеленный на привитие основных навыков, понятий и знаний об истории, социальных, культурных и духовных традиций Китае. Курс предназначен для студентов, которые только начали свое знакомство с Китаем, и не требует предварительной углубленной страноведческой подготовки. Вместе с этим курс подразумевает базовое знание студентами китайского языка и чтение простейших текстов на китайском языке. В целом курс изучает важнейшие культурно-исторические паттерны Китая в динамике их развития. Особое внимание уделяется как общекультурным, так и региональным традициям, местным обычаям, формам межкультурной коммуникации, социальной динамике китайского общества. Курс не концентрируется на каком-то отдельном историческом отрезке, но показывает, какие традиции укоренились в обществе, какие находятся в трансформации и какие исчезли окончательно. В целом курс рассматривает: Курс «Введение в востоковедение» распадается на две части, которые преподаются параллельно – Часть 1 в виде лекций, Часть 2 в виде лекций и семинаров Часть 1. «Основные понятия и особенности востоковедения» посвящена основным методам и формам востоковедческих исследований, истории развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока. Данный раздел изучается в виде общих лекций, читаемых все студентам потока, вне зависимости от языковой группы и региона специализации Часть 2. «Общий обзор региона специализации» посвящена частным вопросам развития изучаемого региона, в том числе географии и природным ресурсам, этно-лингвистическому составу населения, особенностям духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития. В этой части студент должен приобрести основные базовые сведения об изучаемой стране без углубления в частные аспекты, которые будут в дальнейшем изучаться в виде отдельных курсов. Эта часть изучается в рамках семинарских групп, сформированных по языковому принципу. Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ востоковедческой методологии и общих сведений о регионе специализации
Тематический план учебной дисциплины Тематический план учебной дисциплины
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Базовый учебники
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Формы контроля: Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, посещение) – 30% Письменная аудиторная контрольная работа в качестве промежуточной аттестации (30 мин.) - 20 Аудиторный опрос – 10% Домашнее эссе (3-4 тыс. слов) - 20% Письменный экзамен (60 мин.) – 20% --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Содержание программы 1. География изучаемой страны. Физическая география изучаемого региона. Особенности ландшафта региона и связь с особенностями хозяйствования. Крупнейшие реки, выход к морям, уровень использование и истощаемости природных ресурсов Демографический состав и плотность населения. Территориальное деление, столицы провинций (префектур) Экономическая география. Полезные ископаемые, их локализация. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры. 2. Этническая и языковая картина изучаемого региона Этногенез изучаемого региона: формирование этноса, становление и трансформация его характеристик. Языковая ситуация в изучаемом регионе. Взаимосвязь языка и культуры. Формирование и особенности письменности изучаемого региона. Трансформация языковой картины 3. Особенности исторического развития изучаемого региона Система периодизации истории изучаемой страны (региона). Основные исторические периоды, их краткая характеристика. Формирование исторических границ. Важнейшие правящие династии и их достижения. Национализм, революции и важнейшие переломные точки в истории изучаемого региона 4. Государственный строй Традиции политической культуры и системы управления страной. Основные парадигмы управления государством. Современный государственный строй изучаемого региона, политические институты, партии, крупнейшие общественные объединения. Высшее государственное управление страной, система смены высших и региональных руководителей. Система реализации власти. Взаимоотношения «центр – периферия». Система организации армии. Символы государства (флаг, гимн, герб) 5. Религиозная жизнь изучаемой страны Общий обзор основных духовно-религиозных систем изучаемой страны. Крупнейшие современные религиозные направления. Важнейшие духовно- религиозные труды, их роль в жизни государства и человека Морально-этические нормы и нравственные установки, связанные с религиозными традициями. Важнейшие места поклонения и отправления культов. Взаимоотношения государства и религии, роль религии в государственном управлении. Религиозные и религиозно-этнические конфликты изучаемого региона, формы и перспективы их разрешения 6. Традиции материальной и духовной культуры изучаемого региона Традиции, связанные с переменой статуса: рождением, женитьбой, смертью. Система традиционного календаря и праздников. Традиции воспитания детей и общей социализации. Традиционный быт, пища, жилище. Особенности поведения иностранцев в изучаемом регионе 7. Социальная и культурная жизнь изучаемой страны Традиционный и современный социальный уклад общества. Общины, кланы и их роль в политической и экономической жизни страны. Современные социальные отношения и социальные страты. Взаимоотношения между людьми разного возраста, гендерные отношения. Уровень и система развития образования и науки. Крупнейшие средства массовой информации. Особенности современной культурно жизни изучаемой страны 8. Изучаемый регион в системе международных отношений Международные и межгосударственные отношения изучаемой страны (регион). Важнейшие экономические и политические партнеры. Стратегические союзники и участие в политических и экономических международных и межрегиональных альянсах и организациях. Территориальные конфликты, их влияние на международный статус страны (региона). Роль страны (региона) в международном разделении труда и мировых экономических отношениях. История и особенности современных отношений России с изучаемым регионом. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Ниже перечислены темы, из которых студент должен выбрать одну для написания эссе. Тема должна быть уточнена самим студентом и утверждена преподавателем - современные деловые традиции конфуцианства; - национализм как важнейший фактор развития Китая - императорский и проворный костюм; - развитие шёлкоткачества в Китае; - символика декора на костюмах и изображениях в традиционном Китае --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Формула подсчета: Оценка в обязательном порядке рассчитывается по формуле, размещённой в программе дисциплины на сайте hse.ru в разделе «Учебные курсы». Традиционная формула имеет вид РО=ТО*ТК+ЭО*ЭК, где РО – результирующая оценка, ТО – текущая, ЭО – экзаменационная, ТК – вес текущей оценки, а ЭК – вес экзаменационной. При этом если по дисциплине в текущем году уже проводился промежуточный экзамен (зачёт), в текущую включается и последняя результирующая оценка.
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ Подпись обязательна. |
|