Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие... 1 74.63kb.
В. П. Захаров Информационные системы (документальный поиск) 1 41.64kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 2 459.38kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 1 540.71kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Распределенные системы» 1 16.56kb.
Лекции по общей психологии учеб пособие для вузов. Спб.: Питер, 2009. 1 28.28kb.
Социальное развитие. Социальный прогресс 1 22.86kb.
Терапия (дисц) internal medicine 616. 1/. 4 И24 1 49.39kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология 3 1100.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с - страница №16/16

Литература


1. Абулъханова-Славская К. А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 1991.

2. Абулъханова К. А. С. Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. – М.: Академический проект, 2000.

3. Агапов В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. - М.: ГУУ, 1999.

4. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. – М.: Институт молодежи, 1999.

5. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). – М.: РАГС, 1998.

6. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2002.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. – М: Педагогика, 1980.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1993.

10. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. – М.: РАГС, 2000.

11. Анисимов О. С, Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии. - М.: РАГС, 1995.

12. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. - М.: РАГС, 2002.

13. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989.

14. Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. - М.: ИП РАН, 1998.

15. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. – М.: ИПРАН, 1993.

16. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. – СПб., 1905.

17. Бехтерев В. М. Объективная психология. – СПб., 1907. – В. 1-3.

18. Битуева А. В. Исследование структуры ценностных ориентации госслужащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 2000.

19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1978.

20. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. – М.: РАГС, 1995.

21. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. – Калуга: КГПУ, 2000; 2001.

22. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Акмеология как наука, разрабатывающая проблемы развития зрелой личности и профессионализма / Ежегодник психологической службы департамента образования Калужской области. – Калуга, 2001.

23. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002.

24. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб. – Калуга: КГПУ, 2003.

25. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - Т. 14. - 1993. - № 5.

26. Бодалев А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии. – 1995. -- № 3.

27. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека – важная задача ак-меологической науки. – М.: РАГС, 1996.

28. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? - М.: РАГС, 1997.

29. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта-Наука, 1998.

30. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.

31. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. – 2001. – № 1.

32. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. – М.: Ин-т психотерапии, 2003.

33. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1980. – № 2.

34. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. – М.: ИП РАН, 1994.

35. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. – М.: МГУ, 1996.

36. Буякас Т. М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала // Акмеология. – 2001. – № 1.

37. Васина Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. – М.: МААН, 1996.

38. Вегерчук И. Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. – М.: МГУ ПП, 1999.

39. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1986.

40. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. – М.: РАГС, 1996.

41. Гусева А. С, Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. – М.: Агентство «КванТ», 1997.

42. Гусева А. С, Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности: методы и технологии. – М.: РАГС, 2000.

43. Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. – М.: РАГС, 1999.

44. Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. – М.: МААН, 2000.

45. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993.

46. Деркач А. А., ОрбанЛ. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. – М.: 1995.

47. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. – М.: РАГС, 1998.

48. Деркач А. А. Теоретические проблемы акмеологии / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ИП РАН, 1998.

49. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личност-но-профессионалъного развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. – М.: РАГС, 1999.

50. Деркач А. А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психолого-акмеоло-гические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих. – М.: РАГС, 1998.

51. Деркач А. А., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. – М.: МААН, 1997.

52. Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологи-ческого исследования. – М.: МПА, 1998.

53. Деркач А. А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. – М.: МПАКЦ, 1998.

54. Деркач А. А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. – М.: РАГС, 1999.

55. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М.: РАГС, 1999.

56. Деркач А. А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. - М.: РАГС, 1999.

57. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2000.

58. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. – М.: РАГС, 1999-2001.

59. Деркач В. И., Лаптев Л. Г., Секач Л. Ф. Акмеолого-технологиче-ское обеспечение оптимальной жизнедеятельности персонала учебно-воспитательного комплекса. – М.: МПА, 1996.

60. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтулъев А. И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: ЛГУ, 1979.

61. Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. – Владивосток: ПИППККГС, 1997.

62. Дружинин В. Н. Психология жизни в России / Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии (Материалы Всероссийского симпозиума). – Кострома: КГПУ, 2000.

63. Дьячков В. М. Психологические особенности государственных служащих регионального управления и их профессиональный рост. - М.: МААН, 1997.

64. Егорова Т. Е. Жизнедеятельность в условиях энергоинформационного обмена. – Н. Новгород: ВИПИ, 1994.

65. Едина И. Е. Компетентность как интегративная характеристика профессиональной деятельности госслужащих/ Экономика и управление: пути выхода из кризиса. – М.: РАГС, 1999.

66. Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. - М: МААН, 1997.

67. Епифанцев С. Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности. – М.: РАГС, 1996.

68. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. – Дубна: Феникс, 1997.

69. Жаворонкова Т. А. Особенности социально-перцептивного восприятия госслужащих и проблемы регионального управления / Развитие социальной перцепции. – М.: РАГС, 1998.

70. Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний как фактор профессионализма государственных служащих / Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров госслужбы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. – М.: РАГС, 1997.

71. ЗазыкинВ. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М.: ЦИТП, 1992.

72. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИВО, 1993.

73. Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы. – Депонир. рук. № 275-94. НИИВО.

74. Зазыкин В. Г. Психология проницательности. – М.: РАГС и МОУ Ц, 1997.

75. Зазыкин В. Г. Проблема профессионализма специалистов службы занятости // Кадровый потенциал. – 1997. – № 1.

76. Зазыкин В. Г. Амеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих (Конспект лекций). – М.: РАГС, 1999.

77. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.

78. Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

79. Игельник М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. – М.: МААН, 2002.

80. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. Профессионализм в системе госслужбы. – Р.н/Д.: СКАГС, 1997.

81. Игнатов В. Г. и др. Профессионализм административно-политических элит. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2002.

82. Иванов Г. П. Акмеологические аспекты формирования профессионально-нравственной культуры педагогов-психологов. – Автореферат кандидатской диссертации. – Калуга: КГПУ, 1999.

83. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. Издание 2-е. - М.: УРАО, 1998.

84. Историки античности (в двух томах). Т. 2. – М.: Правда, 1989.

85. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред. А. И. Турчинова. - М.: РАГС, 2002.

86. Каменский А. М. и др. Региональная акмеологическая служба в системе образования. – СПб.: СПб. КО, 1995.

87. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. – М.: Соль, 1998.

88. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М.: МГУ, 1988.

89. Климов Е. А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. – 1994. – № 1.

90. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Воронеж: МПСИ, 1996.

91. Климов Е. А. Становление профессионала. – М.: Воронеж: МПСИ, 1996.

92. Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя / Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. – Ульяновск: УлГУ, 1997.

93. Конюхов Н. И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. – М.: Российский салон, 1996.

94. Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. - М.: МААН, 2000.

95. Корниенко Н. А. Эмоционально-нравственные основы развития личности. – Новосибирск: НГПУ, 1995.

96. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

97. Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. – 2001. – № 1.

98. Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. – Л.: ЛГУ, 1986.

99. Кулькова И. В. Социально-психологический тренинг развития психологической наблюдательности кадров государственной службы / Сборник работ аспирантов. – М.: РАГС, 1996.

100. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990.

101. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.: Политехника, 1993.

102. Кузьмина Н. В., Деркач А. А. Акмеология сегодня и завтра // Акмеология. – 1994. – № 1.

103. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. – Шуя: ШГПУ, 1995.

104. Кузьмина Н. В., Зимичев А. М. Проблемы развития акмеологиче-ских наук. - СПб.: МААН, 1996.

105. Кузьмина-Гаршина Н. В., Лунева Л. Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. – Шуя: ШГПУ, 2000.

106. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М.: ИЦПКС, 2001.

107. Кузьмина (Головко-Таршина) Н. В. Предмет акмеологии. – СПб.: Политехника, 2002.

108. Кухтерин С. Е. Психологические особенности функционирования моральной нормативности у различных личностных типов и их использование в интересах руководства людьми. – М.: АИ, 1999.

109. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. - М.: В АД, 1998.

НО.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

111. Лотова И. П. Профессиональная карьера государственных служащих. - М: РАГС, 2000.

112. Лысенко К. И. Психическая саморегуляция как метод оптимизации функциональных состояний кадров управления. – М.: МААН, 1998.

113. Ляшенко А. И. Профессионализм в сфере социальной работы / Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Дерка-ча. - М.: РАГС и ВАД, 1996.

114. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М: Знание, 1996.

115. Марков В. Н. Личноегно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. – М.: РАГС, 2001.

116. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. – Москва – Воронеж: МПСИ, 1996.

117 Методы системного педагогического моделирования / Под ред. Н. В. Кузьминой. – М.: Народное образование, 2002.

118. Митькин А. А На пути к современной психологии развития // Психологический журнал. – 1998. – № 3.

119. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. – Автореферат кандидатской диссертации. – М.: РАГС, 1998.

120. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. – М.: ВАД, 1995.

121. Могилевкин Е. А. Влияние личностных факторов на карьеру государственного служащего // Прикладная психология и психоанализ. - 1998. - № 3.

122. Музарбеков Г. И. Исследование психологических механизмов отношения госслужащих к здоровью / Сборник аспирантских работ. - М.: РАГС, 1998.

123. Мурашко С. Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. – М.: МААН, 1999.

124. Новые методы психологии жизненного пути. -- М.: Прогресс, 1993.

125. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Дерка-ча.-М.: РАГС, 2001.

126. Огнев А. С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. – Воронеж: ВГУ, 1997.

127. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. – Воронеж: ВГУ, 1998.

128. Огнев А. С, Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. – Воронеж: ВФ РАГС, 1997.

129. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Дерка-ча. - М.: РАГС и ВАД, 1995.

130. Основы военной акмеологии / Под ред. Корчемного П. А., Лаптева Л. Г., Михайловского В. Г. – М.: МО, 1996.

131. Пиняева С. Е., Андреев В. Н. Личность и профессиональное развитие в период взрослости // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.

132. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981.

133. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

134. Полунин Ю.Д. Стратегия совершенствования профессиональной памяти государственного служащего. – М.: МААН, 1997.

135. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. – М.: ИАКМ, 1997.

136. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Арщыферо-вой. – М.: Наука, 1979.

137. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой и В. Н. Дружинина. – М.: ИП РАН, 2000.

138. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Мысль, 1987.

139. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. – М.: Политиздат, 1990.

140. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. – М.: РАГС, 1997.

141. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. - М.: РАГС, 1998.

142. Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абуль-хановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. – М.: ИП РАН, 1998.

143. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Еврознак, 2001.

144. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога / Под ред. Е. А. Яблоковой. – М.: РАГС, 2001.

145. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А. А. Деркача и Э. А. Манушина. - М: РАГС, 1997.

146. Психология безопасности / Под ред. А. А. Деркача и М. Ф. Секача. - М.: РАГС и АГЗ МЧС, 2002.

147. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. - М.: Мысль, 1992.

148. Развитие социальна-перцептивной компетентности личности (материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика РАО Алексея Александровича Бодалева). – М.: РАГС, 1998.

149. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Издательство Михайлова, 1999.

150. Романова С. А. Психологический аспект отношения к здоровью персонала госслужбы. – М.: МААН, 1998.

151. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Наука, 1976.

152. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.: ЛГУ, 1990.

153. Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки. – М.: МААН, 1998.

154. Секач М. Ф. Психическая устойчивость руководителя. – М.: Квант, 1997.

155. Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях. – М.: МААН, 2001.

156. Семененко С. В. Психолого-акмеологические модели профессионализма личности управленческих кадров в особых условиях деятельности. – М.: МААН, 2001.

157. Семенов И. Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки современности. – 1998. – № 3.

158. Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей. – М.: РАГС, 1999.

159. Ситников А. Д., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные нсихотехнологии. – М.: Луч, 1994.

160. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. – М.: Социокультурная инициатива, 1996.

161. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

162. Соболев П. В. Художественная ценность: к вопросу о содержании понятия / Художественное творчество. – Л.: Наука, 1983.

163. Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ИП РАН, 1999.

164. Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика/ Под ред. Ю. М. Забродина и Е. В. Та-ранова. – Курган: Курганприбор, 1983.

165. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Шороховой. – М.: ИП РАН, 1999.

166. Степанов С. Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентное!и кадров управления (методические рекомендации). - М: РАГС, 1996.

167. Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб.: М А АН, 1995.

168. Степнова Л. А. Акмеологическая концепция развития аутопси-хологической компетентности государственных служащих. – М.: Эдельвейс, 1999.

169. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. – М.: РАГС, 2001.

170. Толмачев В. Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Социальная психология и психоанализ. – 1998. – № 3.

171. Фетисова Е. В. Штрихи к психологическому портрету артистов балета // Психологический журнал. – Т. 12. – 1991. – № 3.

172. Фетисова Е. В., Зазыкин В. Г. Акме в художественно-творческой деятельности // Акмеология. – 2001. – № 1.

173. Фетисова Е В., Зазыкин В. Е. Екатерина Максимова, Владимир Васильев: АКМЕ в балетном творчестве//Акмеология. – 2002. – №1.

174. Филиппова Е. П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. – М.: РАГС, 1998.

175. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). – Москва – Воронеж: МПСИ, 2000.

176. Хелмицкий Б. Н. Продуктивность управленческой деятельности: психолого-акмеологические условия и факторы. – М.: РАГС, 1997.

177. ХрапикВ. А. О профессионализме руководителя лечебно-профилактического учреждения. – М.: РАГС, 1997.

П8.Ходаева Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского

потенциала политика. – М.: Альба-ПТ, 2002. 179. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

180. Цветаева М. Письмо Пастернаку // Новый мир. – 1969. – № 4.

181. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982.

182. Штетиер Р. Профессионализм как условие продвижения по службе / Государственная служба. Карьера и профессиональный рост. Зарубежный опыт. – М.: РАГС, 1996.

183. Щербина А. В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. – М.: МААН, 1997.

184. Яблокова Е. А. АКМЕ как феномен развития группы, общности // Акмеология. – 2002. – № 1.


Приложение 1


Типовые задания к учебной дисциплине «Акмеология»

В настоящее время учебная дисциплина «Акмеология» является базисной для кафедр, осуществляющих выпуск специалистов-акмео-логов. Она также рекомендована к изучению на психологических факультетах высших учебных заведений. Учебная дисциплина «Акмеология» включает в себя необходимую информацию о данной науке, ее теории, методах, технологиях и способах решения практических задач. Хотелось бы подчеркнуть, что публикаций по акмеологии не так уж много и к тому же большинство из них представляют собой научные издания, поэтому необходимы систематизированные знания по данной науке, представленные в соответствии с логикой научного познания.

Основная цель преподавания акмеологии состоит в усвоении системы акмеологического знания, формировании умений решать широкий спектр акмеологических проблем и задач, в том числе в различных областях профессиональной деятельности.

Задачи курса определяются необходимостью освоения акмеологических знаний и умений, которые будут применены в процессе практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Акмеология» выпускник должен:

♦ иметь представление о месте акмеологии в системе гуманитарных и общественных наук, сущности и содержании акмеологических проблем и состоянии их научной разработанности, возможности применения акмеологического знания на практике;

♦ знать теоретико-методологические основы акмеологии, закономерности и этапы изменений зрелой личности в процессе ее прогрессивного развития, сущностные характеристики главных акмеологических условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию, научную специфику акмеологических методов и технологий;

♦ владеть навыками акмеологического исследования и способами решения практических задач;

♦ умегь применять полученные знания и сформированные навыки и умения на практике при решении актуальных профессиональных задач.

Теоретическая часть курса преподается в процессе лекционных занятий. Методы и технологии акмеологии детально анализируются на семинарах. Вопросы создания акмео логической службы в региональных системах управления рассматриваются в том числе и в форме разбора конкретных ситуаций. Самостоятельная работа призвана углубить и закрепить приобретенные знания, а также повысить уровень индивидуального анализа и прогноза проблем. Индивидуальные консультации призваны помочь слушателям разобраться в интересующих вопросах и в написании рефератов.

В процессе преподавания акмеологии рекомендуется написание рефератов по следующим примерным темам.

1. Эволюция предмета акмеологии.

2. Акмеологические идеи в научных работах историков, философов, психологов, деятелей культуры.

3. Особенности акмеологического знания.

4. Опыт работы региональных психолого-акмеологических служб.

5. Акмеологическое понимание категорий «личность» и «субъект».

6. Реализация методологического принципа «единства личности и деятельности» в акмеологических исследованиях.

7. Концептуальность акмеологических исследований.

8. Характеристики основных научных акмеологических школ.

9. Акмеографический подход в изучении и развитии профессионализма специалистов и руководителей.

10. Акмеологическая компетентность руководителя.

11. Анализ опыта применения акмеологических тренингов программно-целевой направленности в развитии профессионализма.

12. Игромоделирование как акмеологический метод.

13. Феномен гетерохронности личностно-профессионального развития.

14. Роль продуктивной Я-концепции в развитии профессионализма.

15. Акметектоника в развитии профессионализма.

16. Психобиографический метод в акмеографических описаниях.

17. Информационная основа работы акмеологических служб.

18. Проблема раскрытия творческого потенциала в акмеологических исследованиях.

19. Акмеологические инварианты профессионализма в конкретных видах профессиональной деятельности.

20. Перспективные направления прикладной акмеологии: прогнозный сценарий.

В то же время рекомендованные темы не должны влиять на творческую активность в выборе других тем.

Завершением чтения курса «Акмеология» является сдача экзамена. В экзаменационные билеты рекомендуется включение следующих вопросов.

1. Содержание и основные характеристики феномена АКМЕ.

2. Предмет и объект акмеологии. Проблемное поле акмеологии.

3. Цели и главные задачи акмеологии.

4. Общие и специальные методологические принципы акмеологии.

5. Акмеология в системе наук комплекса человекознания.

6. Характеристики акмеологии как науки.

7. Основные типы базовых акмеологических категорий.

8. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности.

9. Характеристики методов акмеологических исследований.

10. Человек как субъект развития и саморазвития.

11. Методы акмеографических описаний и построения акмеограмм.

12. Акмеологические модели: характеристики, формы описаний.

13. Акмеологические технологии: характеристики, виды, практика применения.

14. Акмеологические закономерности. Законы акмеологии.

15. Категория «субъект» в акмеологии.

16. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности: общие характеристики, практика применения.

17. Проблема дифференциации психологического знания. Основные направления прикладной акмеологии.

18. Ведущие акмеологические концепции.

19. Профессиональная компетентность в структуре профессионализма. Виды профессиональной компетентности.

20. Саморазвитие и самосовершенствование как акмеологические методы.

21. Сущностные характеристики акмеологических критериев и показателей. Их виды в различных сферах личностно-профессио-нального развития.

22. Структура, функции и организация акмеологических служб.

23. Профессиональные характеристики специалиста-акмеолога в системе государственной службы.

24. Специфика акмеологического исследования.

25. Мониторинг личностно-профессионального развития: принципы, содержание, методы, этапы.


Приложение 2


Список основных диссертационных исследований по акмеологии

Акмеология является новой не только учебной, но и научной дисциплиной. В Российской Федерации с начала девяностых годов прошлого века с момента официальной регистрации акмеологии как науки проводятся интенсивные научные исследования, координируемые Международной академией акмеологических наук. Многие из них впоследствии оформляются в виде диссертаций и представляются к защите. Защита таких диссертаций осуществляется по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические и педагогические науки). За прошедшее десятилетие защищено большое количество докторских pi кандидатских диссертаций по этой специальности с ярко выраженной акмеологической проблематикой. Тематика диссертационных исследований по акмеологии отличается значительным разнообразием, но всех их объединяет общая направленность на поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих прогрессивному личностному и профессиональному развитию до высокого уровня приближения к АКМЕ.

Чтобы сформировать наиболее полное представление о научной проблематике акмеологических исследований в настоящем учебном пособии приведены темы ста защищенных в разные годы диссертаций, представленных на соискание ученой степени доктора и кандидата психологических и педагогических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. Списки составлены по критерию года защиты. Они являются не только наглядной иллюстрацией научных и прикладных исследований в акмеологии, но и научным ориентиром для тех, кто решил посвятить себя этой науке.

Диссертации на соискание ученой степени доктора наук

1. Панасюк А. Ю. Психолого-акмеологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технологии 1992.

2. Орбан Л. Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности. 1992.

3. Петрусинский В. В. Акмеологические основы построения автоматизированных систем интенсивного обучения (педагогические науки). 1994.

4. Зазыкин В. Г. Психолого-акмеологические основы профессионализма деятельности в особых условиях. 1994.

5. Анисимов О. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления. 1994.

6. Лаптев Л. Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров. 1995.

7. Богданов Е. Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. 1995.

8. Ситников А. П. Теоретические и прикладные основы акмеологи-ческого тренинга программно-целевой направленности. 1995.

9. Канаков Н. И. Развитие профессионального творчества обучающихся в высших военных учебных заведениях (педагогические науки). 1995.

10. Михайловский В. Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров (педагогические науки). 1996.

11. Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. 1997.

12. Гусева А. С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. 1997.

13. Селезнева Н. Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. 1997.

14. Корниенко Н. А. Психолого-акмеологические основы эмоционально-нравственного развития личности. 1998.

15. Синягина Н. Ю. Закономерности и условия развития младшего школьника в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе. 1998.

16. Степанов С. Ю. Развитие рефлексивной культуры государственных служащих инновационно-гуманистическими методами. 1999.

17. Секач М. Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления. 1999.

18. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. 1999.

19. Огнев Л. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. 1999.

20. Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. 1999.

21. Москаленко О. В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. 2000.

22. Кандыбович С. JI. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической и биологической защиты. 2000.

23. Темнова Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. 2001.

24. Хайкин В. Л. Феномен активности в развитии личности. 2001.

25. НеймагповЯ. М. Акмеологические основы дистанционного образования государственных служащих (педагогические науки). 2001.

26. Шеховцова Л. Ф. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии. 2002.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

1. Ситников А. П. Социально-психологический тренинг как средство повышения психологической готовности руководящих кадров к профессиональной деятельности. 1992.

2. Сащенко Н. П. Психологические основы продуктивности отношений в управленческой деятельности. 1993.

3. Маслов С. Н. Рефлексивно-инновационный практикум как средство развития творческого потенциала руководителя. 1994.

4. Ляшенко А. И. Профессиональное становление социального работника. 1994.

5. Песоцкая О. П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников (педагогические науки). 1994.

6. Ковалева Н. Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. 1994.

7. Гришунина Е. В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации. 1995.

8. Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. 1995.

9. Мироедов А. А. Психолого-акмеологические условия эффективного регионального управления. 1995.

10. Полищук О. А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. 1995.

И. Кузнецов В. Н. Повышение психологической готовности руководителей к деятельности в стрессовых ситуациях. 1995.

12. Козлов В. В. Психотехнологии допрофессионального развития личности в социально-образовательных программах. 1995.

13. Козловская С. Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы. 1996.

14. Калинин И. В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика профессионализма управленческой деятельности. 1996.

15. Малюченко Г. Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у кадров государственной службы. 1996.

16. Новоселов Ю. В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы. 1996.

17. Виноградов В. И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. 1996.

18. Байер И. В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. 1997.

19. Васина Н. В. Возрастная динамика продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования. 1997.

20. Емельянов А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственных служащих. 1997.

21. Полунин Ю. Д. Совершенствование профессиональной памяти кадров государственной службы. 1997.

22. Бурчак Э. А. Психологические особенности формирования экстра- и интровертированных черт личности. 1997.

23. Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих. 1997.

24. Дьячков В. М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. 1997.

25. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. 1997.

26. Гордеев А. А. Психологические особенности формирования личностных качеств бизнесмена в процессе обучения в коммерческом колледже. 1997.

27. Перминова И. П. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. 1997.

28. Ермаченко Л. И. Формирование профессионализма учителей с ис-тероидными чертами личности. 1997.

29. Храпик В. А. Стратегия достижения профессионализма. 1997.

30. Ершова Н. Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения. 1997.

31. Щербина А. В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. 1997.

32. Гончаров Ю. Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих. 1998.

33. Могилевкин Е. А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих. 1998.

34. Габуния Г. Г. Условия и факторы развития духовной культуры учителя. 1998.

35. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. 1998.

36. Хелмицкий Б. Н. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала. 1998.

37. Дроздов И. Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. 1998.

38. Ярошенко Г. Н. Проблематизация в системе развития социального мышления. 1998.

39. Кобелева О. В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. 1998.

40. Аллин О. Н. Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях. 1998.

41. Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье. 1998.

42. Боровикова Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. 1998.

43. Федоренко С. А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров. 1998.

44. Филиппова Г. П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. 1998.

45. Чирковская Е. Г. Личностно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности. 1998.

46. Зайцева Е. В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель – подчиненный». 1998.

47. Иванов Г. П. Акмеологические аспекты формирования профессионально-нравственной культуры педагогов-психологов. 1999.

48. Расходчиков Е. В. Эффективность адаптации сотрудников налоговой полиции к деятельности в экстремальных условиях. 1999.

49. КандыбовичЛ. В. Становление профессионального самосознания молодого учителя. 1999.

50. Гусева Г. А. Формирование ценностных ориентации госслужащих. 1999.

51. Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса госслужащих с учетом их личностных особенностей. 1999.

52. Жильцов Н. А. Акмеологические условия продуктивного военно-патриотического воспитания молодежи. 1999.

53. Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей государственных служащих. 2000.

54. Богданова Н. А. Психологические трудности развития Я-иден-тичности младших школьников. 2000.

55. Белехов В. В. Гетерохронность развития профессионально важных личностных качеств в старшем юношеском возрасте. 2000.

56. Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. 2000.

57. Хромцов В. И. Развитие управленческих способностей государственных служащих. 2000.

58. Жданов В. О. Внутриличностный конфликт государственного служащего и акмеологический подход к его разрешению. 2000.

59. Чоксум С. Р. Общение как объект психолого-акмеологического исследования. 2000.

60. Белякова И. Г. Влияние интенсивного обучения на профессионально важные качества личности педагога. 2000.

61. Лысенко К. И. Акмеологические особенности психической саморегуляции кадров управления. 2000.

62. Базанов И. А. Личностно-профессиональное становление служащих в системе органов прокуратуры. 2000.

63. Мурашко С. Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я госслужащих. 2000.

64 Семененко С. В. Развитие профессионализма личности кадров управления в особых условиях. 2001.

65. Пазекова Г. Е Профессионализм педагога в реализации личност-но-профессионального подхода. 2001.

66. Гришина Н. Н. Развитие профессионализма руководителя социальной сферы. 2001.

67. Соловьев И. О. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений. 2001.

68. Денисов О. И. Развитие конфликтологической компетентности руководителя. 2001.

69 Ситник С. Н. Акмеологические условия и факторы продуктивной профессиональной деятельности руководителя кадрового подразделения. 2002.

70. Скуднова О. Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих. 2002.

71. Петрова С. В. Особенности функционирования профессионально значимых понятий в мышлении педагогов и психологов. 2001.

72. Рябова Е. В. Акмеологические условия преодоления безработными личностно-профессионального кризиса. 2003.

73. Желонкин Ю. М. Психологические особенности и пути совершенствования профессиональной деятельности управленцев с маниакальными чертами личности. 2003.



74. Богомолова И. В. Психолого-акмеологические особенности преодоления сотрудниками налоговой полиции затруднений в коммуникативной деятельности. 2003.




<< предыдущая страница