Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 15страница 16
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие... 1 74.63kb.
В. П. Захаров Информационные системы (документальный поиск) 1 41.64kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 2 459.38kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 1 540.71kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Распределенные системы» 1 16.56kb.
Лекции по общей психологии учеб пособие для вузов. Спб.: Питер, 2009. 1 28.28kb.
Социальное развитие. Социальный прогресс 1 22.86kb.
Терапия (дисц) internal medicine 616. 1/. 4 И24 1 49.39kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология 3 1100.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с - страница №1/16


Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

Содержание

Раздел 1 Теоретические и методологические основы акмеологии 4

1.1. Акмеология как наука системы человекознания 4

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии 4

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи 6

1.1.3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками 10

1.1 4. Методологические основания акмеологии 12

1.1.5. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности 16

1.1.6. Современное состояние акмеологии 22

1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии 26

1.3. Акмеологические методы, модели и технологии 36

1.3.1. Акмеологические методы 36

1.3.2. Акмеологические критерии и показатели 45

1.3.3. Акмеологические модели 47

1.3.4. Акмеологические технологии 49

1.4. Акмеологическая концепция развития профессионала 51

1.4.1. Научные предпосылки разработки концепции 51

1.4.2. Содержание акмеологической концепции 53

Раздел 2. Акмеология и практика 62

2.1. Прикладные научные направления акмеологии 62

2.1.1. Военная акмеология 63

2.1.2. Педагогическая акмеология 65

2.1.3. Социальная акмеология 66

2.1.4. Акмеодогия управления 67

2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях 69

2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии 70

2.2. Акмеологический подход в решении практических задач 71

2.2.1. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов 71

2.2.2. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях 78

2.2.3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма 80

2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности 89

2.2.5. Практика разработки акмеограмм 96

2.3. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности 99

Заключение 103

Краткий акмеологический словарь 104

Литература 111

Приложение 1 116

Приложение 2 118


Введение

Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии К В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа3, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра1 В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»2. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бода-лев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы3.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления – педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеоло-гического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 годух и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологиче-ского знания:

♦ категориально-понятийный аппарат;

♦ общие и частные принципы акмеологического исследования;

♦ закономерности, методы акмеологического исследования;

♦ концепции развития профессионализма и профессионала.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий ак-меологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»2.

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача3.

В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео-логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва


2002-2003 гг.

Раздел 1 Теоретические и методологические основы акмеологии

1.1. Акмеология как наука системы человекознания

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии


В науке иногда возникают парадоксальные ситуации, когда насущные и актуальные проблемы, имеющие очевидное фундаментальное и прикладное значение, почему-то выпадают из поля зрения ученых. Их разработка осуществляется ограниченно, научная значимость явно недооценивается. Наступает время, все неожиданно «прозревают», и возникают недоуменные вопросы: как же так? почему мы этим не занимались, ведь это так важно и перспективно?

Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое положение дел связано с психологической инерцией мышления, когда излишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда из-за доминирования корпоративных ценностей возникает порочный круг мнимой значимости научных проблем. Причины надо искать в каждом отдельном случае.

В психологии такая ситуация тоже иногда возникает. В частности, в силу сложившихся обстоятельств (причины возникновения которых необходимо будет проанализировать историкам психологической науки) случилось, что в психологии проблемы прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма личности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Идеи о психологическом изучении развивающейся зрелой личности и ее достижений в таком развитии явно недооценивались. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики. Справедливости ради надо признать, что даже и в таких исследованиях были получены весьма важные и конструктивные результаты, настолько перспективна и плодотворна была сама их идея. Однако отсутствие общего теоретического основания, связей между данными исследованиями, а самое главное – теоретико-методологического обобщения негативно сказывалось на их масштабности и результативности.

Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука – акмеология (от греч. acme – вершина, цветущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. С момента появления акмеологии и по сей день не происходит каких-либо радикальных изменений в толковании ее сущностных характеристик как науки, в описании ее проблематики. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Сразу обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

Как видно из данного определения, речь идет главным образом о развитии разнообразных способностей, что является ограничением психологического предметного поля познания по сравнению с акмеологическим. Хотя в некоторых психологических исследованиях последнего времени предпринимались попытки выйти за данные рамки.

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности – более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения йот-ношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости – АКМЕ – рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».

Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):

1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;

2) наивысшие достижения в личностном развитии;

3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);

4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохронно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.

Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргументом. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений. Собственно, сама история, по мысли Н. В. Кузьминой, в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности. О «серых» личностях историки не пишут, да такие личности историю и не создают. В подтверждение этой мысли можно сослаться на ряд широко известных исследований, имеющих не только историческое, но и акмеологическое содержание. В частности, Плутарху принадлежит труд но истории в сравнительных описаниях пятидесяти биографий выдающихся греков и римлян. Содержательно сходным является «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, жизнеописания многих выдающихся исторических личностей. Н. М. Карамзин в 12-томной «Истории государства Российского» огромное внимание уделял личностно-психологическим характеристикам выдающихся отечественных исторических деятелей прошлого. А знаменитая биографическая серия Флорентия Павленкова или литературно-исгори-ческая серия «Жизнь замечательных людей», созданная по инициативе А. М Горького. В них также главное внимание уделяется достижениям исторических личностей, их психологическим и характерологическим свойствам и качествам, способствовавшим этим достижениям. Таких примеров акмеологичности исторической науки можно привести множество.

Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается здесь прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:

♦ когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим;

♦ когда они являются главными регуляторами поведения и отношений;

♦ когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.

То же самое можно сказать и о деятельностном аспекте: «...если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все – показатели его зрелости как субъекта деятельности».

Б. Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение ак-меологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрелости, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью.

Б. Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела – возрастной психологии зрелости или взрослости.

Если судить по длительности или времени с момента обоснования понятия «акмеология», эта наука считается молодой. Формально это действительно так. Однако, даже не рассматривая исторический аспект проблемы, можно утверждать, что мировоззренческие и научные идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве являются такими же древними, как само научное знание о человеке. Поиски путей самореализации личности, раскрытия ее потенциала осуществлялись практически всегда. Акмео-логические идеи о развитии личности высказывались многими философами древности. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного еще Платоном. Акмеологический по сути подход обретения творческого мастерства ярко и образно излагал Леонардо да Винчи в своем знаменитом трактате «Обучение живописца». Сказанное в полной мере относится и к научной мысли России. Специфика исторического развития акмеологических идей была прослежена Н. В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные, но весьма показательные страницы отечественной дореволюционной философско-религиозной мысли. Гуманистические философские и антропологические идеи акмеологического содержания о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека отражены в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, отца П. А. Флоренского.

Немало ярких мыслей о творческой профессиональной самореализации в конкретных видах деятельности было высказано великим русским хирургом Н. И. Пироговым, основателем многих научных направлений в невропатологии, физиологии и психологии В. М. Бехтеревым и социологом П. А. Сорокиным и другими выдающимися отечественными учеными.

Следует подчеркнуть, что в России акмеологические идеи высказывались не только учеными. В поэтическом творчестве заката серебряного века сформировалось целое акмеологическое течение – «акмеизм». Его основателями являлись А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Они провозглашали «возвращение к первозданному и совершенному человеку», его самореализации, чувствам, эстетике.

Иными словами, мысли об АКМЕ, акмеологические идеи владели лучшими умами человечества; примеров, подтверждающих историзм акмеологии, можно привести немало. Это является еще одним аргументом научной значимости и состоятельности акмеологии.

Контрольные вопросы

1. Какое общее определение дается акмеологии как науке?

2. Каковы научные и исторические предпосылки возникновения акмеологического знания?

3. Что такое акмеологичность истории и историзм акмеологии?

4. В чем проявляется новаторство акмеологии?


следующая страница >>