Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студен - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» 1 90.91kb.
Программы дисциплины «Профессиональная этика журналиста» Цели и задачи... 1 57.44kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 318.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Современные философские концепции в журналистике План лекционных... 1 46.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т. В. Гордиенко. 1 27.25kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста - страница №1/1



Учебно-методический
комплекс дисциплины

Основы творческой деятельности
журналиста



Часть II

Литературная работа журналиста


Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. фил. наук, доц. М.И. Шостак


Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 16 с.

Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Шостак М.И., 2008


Данная дисциплина в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика» представляет необходимые для будущих журналистов и рекламных деятелей знания об особенностях литературной работы в периодическом издании. В нем рассматриваются вопросы технологии и творчества литературного труда, газетно-журнальных жанровых форм.

Изучение дисциплины предполагает ее взаимосвязь как опорной с последующими четырьмя разделами общего направления «Основы творческой деятельности журналиста» («Журналистика новостей». «Оперативное комментирование и аналитическая журналистика», «Художественная публицистика», «Мастерство журналиста»).

Курс лекций и практических занятий – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Лекции и семинарские занятия призваны дать комплексное представление о принципиальных установках, ведущих направлениях, методах работы, о распространенных технологических приемах и возможных ошибках при их употреблении (в том числе и этических), о перспективах развития литературных форм. Курс знакомит студентов с методами и приемами создания газетно-журнальных текстов; в нем рассмотрены варианты жанровых форм, разнообразие средств эмоционального воздействия и логического убеждения. Предлагаются теоретические рекомендации и советы практиков.

Помимо профессиональных технологий, освоение которых необходимо для подготовки той или иной жанровой формы, внимание слушателей обращается и на творчество пишущего журналиста, изучаются примеры ярких публикаций, написанных мастерски, с нетрадиционными поворотами темы и авторскими находками. План курса, по преимуществу рекомендательный, – студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами; отечественный опыт сопоставляется с методами и способами, признанными в журналистике других стран.



1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – познакомить студентов с основами профессии, обучить приемам и методам работы с фактами, с источниками сведений, приучить к профессиональному взгляду на творчество действующих журналистов, помочь освоить приемы и методы, используемые при подготовке текстов в литературных формах, распространенных в прессе; в конечном итоге – помочь будущему журналисту с уверенностью выбирать жанровый «инструмент» для реализации определенных творческих задач и умело его использовать.

Задачи: дать представление об особенностях, стилях и направлениях литературной работы журналиста, о характеристиках журналистских текстов, о творческих проблемах, связанных с тем или иным направлением литературной работы о требованиях к выразительному, четкому и ответственному единству содержания и формы ведущих жанров современной журналистики.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен



знать:

– о месте и роли журналистики в обществе, процессе ее функционирования, социальных функциях;

– ведущие методы и приемы создания газетно-журнальных текстов;

понимать:

– особенности литературного труда журналиста, обусловленные природой журналистики как сферы социальной массово-информационной деятельности;

– смысл основных категорий теории и практики журналистики (информация, эффективность деятельности и др.);

осознавать:

– степень ответственности работы журналиста;

– возможные разные результаты: психологические и социальные эффекты выступлений журналиста;

уметь:

– распознавать разные уровни качества журналистского труда;

– самообучаться, ориентируясь на современную практику;

– готовить материалы с учетом особенностей аудитории;

– видеть творческие перспективы совершенствования журналистского труда, повышения его эффективности.

3. Виды учебной работы

Аудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция «лидов» и пр.), и упражнения в создании собственных текстов. Среди аудиторных занятий также – разбор материалов, отредактированных и написанных студентами, их обсуждение в группе.

Самостоятельная работа предполагает изучение литературы, выполнение практических заданий, участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов.

Вид промежуточного контроля. Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация), и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы, и обсуждение выполненных контрольных работ.
4. Разделы дисциплины и ведущие понятия

Дисциплина представлена следующими разделами:

Раздел I. Особенности литературной работы журналиста

Раздел II. Запросы аудитории и группы жанров

Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикой

Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистике

В каждом из разделов – по четыре темы; представлены родственные группы жанров, распространенные в современной прессе, рассматриваются специфичные для каждого из направлений приемы оформления материала и наиболее острые проблемы производственного, технологического и творческого характера.

В каждом из разделов: вначале уточняются методологические установки, ведущие приемы сбора и оформления материала; далее представляются литературные формы, в которых воплощается то или иное направление журналистики новостей; затем рассматривается работа над текстом, даются технологические рекомендации и необходимые предостережения. Главное внимание сосредоточено на «действенности» той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.


Ведущие понятия

Раздел I. Творчество, журналистика, массово-информационная деятельность, социальное ориентирование, технологии, ответственность, коммуникатор, нацеленность, результативность, коммуникативность, текст, аудитория, актуальность, популяризация, читательский интерес, генерирование идеи.

Раздел II. Оперативность, новостной факт, жесткая новость, «перевернутая пирамида», эмоциональное воздействие, внушение, «мягкая» новость, деталь, эффект «присутствия», эффект «соучастия», зарисовка, репортаж, работа с документами, профессиональное наблюдение, профессиональное общение.

Раздел III. Оперативное комментирование, интерпретация, комментатор, анализ, синтез, логическое убеждение, публицист, статья журналиста, полемика, публичная дискуссия, научная публицистика, обозрение, обозреватель, политический портрет, эффект «сорассуждения».

Раздел IV. Творческий поиск, образная интерпретация, домысел, эссеистика, очерк, публицист, художественная публицистика, авторская колонка, сатирическая трансформация, публицистическая рецензия.
5. Программа дисциплины

Раздел I. Особенности литературной работы журналиста
Вводная лекция

Связь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (в том числе: с задачей адекватности отображения; с задачей «генерирования» новых идей, с прогнозированием) и с коммуникативной ролью журналистики


Тема I. Работа журналиста-литератора в сравнении с работой писателя

Социально – ориентирующей деятельность журналистики как профессии и проистекающие отсюда требования. Прагматическая направленность произведений, активность в социальном ориентировании аудитории.

Документальная основа произведений. Удостоверенность текстов.

Оперативность и актуальность выступлений журналиста.

Оперативность отклика и подготовки материалов.

Популярность массовых текстов современной прессы.

Текст журналиста как интересный текст.
Тема 2. Творчески-производственный характер работы журналиста-литератора

Особые условия создания журналистских текстов. Планирование и производственный цикл работы печатных изданий.

Проблемы оперативности подготовки. Понятие «dead line».

Материал журналиста как «сырье для полосы». Приспосабливание и сосуществование разных текстов в пространстве верстки. Редакционное редактирование и оформление материалов; тексты, заголовки, инфографика, изопублицистика в едином концерте публицистически точного дизайна.


Тема 3. Творческая индивидуальность журналиста

Особые характеристики и требования к творческой личности журналиста.

Основные запросы аудитории и соответствующие журналистские специализации, участки работы в современной газете и журнале.

Предрасположенность творческой индивидуальности к работе на том или ином направлении литературной работы. Типы творческих индивидуальностей пишущих журналистов: хроникеры, репортеры, интервьюеры, комментаторы, газетные аналитики (обозреватели), газетные эссеисты, тип «ироничный журналист».


Тема 4. Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста

Литературная работа журналиста как составляющая коллективного продукта и как результат «совместного творчества».

Роль «коллективного» на стадии выбора темы. Процесс сбора материала: индивидуальный поиск и творческая поддержка коллектива (в определении и перепроверке источников информации, интенсивном интервьюировании); редакционные архивы, собственные редакционные источники и эксперты.

«Программирование» будущего материала в соответствии с рубрикой и тематической полосой. Влияние стиля издания на индивидуальный стиль.

Понятия: «творческий фон» издания и «копилка коллективного опыта».
Раздел II. Запросы аудитории и группы жанров

Составляющие понятия «жанровая форма» применительно к задачам журналистики; доминанта функциональности. Ведущие жанры прессы.


Тема 5. Новостная (репортерская) группа жанров

Факт как новость. Особенности ведущих литературных форм, в которых воплощается репортерское сообщение.

Основные характеристики «самоочевидного» факта. Краткость. Ясность. Достоверность. Формы: «жесткая» и «мягкая» новость.

Событие в подробностях. Жанр отчет и его современные варианты.

Задачи «реконструкции» факта. Происшествие как процесс. Этапы события. Работа через деталь. Жанровые варианты «картинок» журналиста

Интервью как метод и как литературный жанр.


Тема 6. Группа жанров оперативного комментирования

Предложенный ракурс взгляда на факт в качестве журналистской новости. Продление «жизни горячего факта». Авторская позиция как версия.

Литературные формы оперативного комментирования: общая характеристика. Корреспонденция как жанр. Реплика журналиста. Разновидности комментария в современной прессе. Колонка комментатора.

Провоцирование публичного обсуждения примечательных фактов и явлений как главная задача оперативного комментирования.


Тема 7. Группа жанров ответственной интерпретации

Идеи и позиции как новость. Особенности жанров, нацеленных на доказательное изложение идеи. Журналистские жанры «ответственной интерпретации» с углубленным анализом и прогнозом; их отличие от жанров научной литературы. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах аналитической публицистики.

Постановочная статья. (Автор – инициатор темы обсуждения.) Полемическая и дискуссионная статья. Обозрение. Политический портрет.

Публицистическое прогнозирование – важнейший результат социально- ориентирующей деятельности журналистики.


Тема 8. Группа жанров художественной публицистики

Литературные формы, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому преображению фактов и характеров.

Публицистическая эссеистика. Задачи газетного эссе. Колонки редактора. Открытое письмо-памфлет как жанр художественной публицистики.

Очерк как проблемное выступление.

Портретный очерк: его персонажи, его задачи.

Путевой очерк в сопоставлении с репортажными путевыми заметками.

Сатирические колонки и ироничная афористика современной прессы.
Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикой

Тема 9. Тексты новостей. Констатация, описание и «воссоздание» событий

Выразительность документализма. Фиксация фактов и сообщение итогов. Стиль: «констатация».

Литературные тексты, основанные на наблюдении и «эмоциональной памяти» журналиста. Описание в стиле «зарисовок». Сенсорные детали.

Происшествие как наглядный процесс; реконструкция событий и портретов их участников. Работа журналиста по «воссозданию» эмоционально-выразительной стороны фактов: ритм репортажа.

Диалог как обмен репликами в репортаже и интервью.
Тема 10. Комментирующий текст

Позиция журналиста как складывающееся мнение.

Попутное комментирование в проблемных репортажах и «расследованиях», фрагменты авторских реплик в современных отчетах.

Интерпретирующие тексты. Демонстрация ближайших связей факта: предыстория, сопоставления, отклики. Выдвижение сомнений по поводу очевидности факта как толчок к рассуждению. Постановка вопросов и ответы на них в виде версий и предположений. Провоцирование реакции на событие. Выявление перспектив: прогноз в первом приближении.


Тема 11. Исследовательский текст

Доказательные тексты журналиста. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах.

Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Выявление и доказательство существования связей фактов. Систематизация и классификация. Метод доказательства от противного. Представление мнений, их сопоставление. Отражение противоречий.

Пути аргументации и «логические удовольствия».


Тема 12. Публицистический текст

Трансформация чисто научных (логических) и «художественных» (образных) приемов в работе журналиста-литератора. Особый стиль («Не могу молчать!») публицистической статьи и монологических колонок обозревателя. Особенности текста публицистической рецензии.

Острота, «хотя бы и спорная», как условие воздействия журналистского произведения, качество журналистского текста. Конфликт изображенный и привнесенный. Автор в полемическом тексте. «Провоцирующая аналитика».
Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистике

Тема 13. Художественное в журналистике

Исследование образными средствами. Расширительные возможности ассоциативного пути художественного постижения действительности. Художественный образ в журналистике.

Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Эффект «мыслей вслух» и способы его достижения.

Метафоричность текста. Художественные вкрапления в разные типы текста, востребованные журналистикой, в разные жанры, помимо жанров художественной публицистики («мягкие» новости, репортажи, отчеты, колонки, реплики, публицистические статьи, рецензии и др.) Ироничное пересоздание факта как особая форма доказательного рассуждения.


Тема 14. Документальный образ

Факт и вымысел. Предельная функциональность метафоризации в журналистике. Границы «между фактом и фактом» для танца творческой фантазии. Разная степень использования «примысла»; строгая отчетность перед читателем: демонстративное отделение факта от комментария, в том числе и образного.

Использование реального факта, происшествия, поступка в качестве образного обобщения. Проблема существования специфичного «публицистического образа» и его наращивания в сознании читателя.
Тема 15. Психологические портреты

Особенности литературной работы журналиста над портретом современника. Портрет как материал «на злобу дня».

Жанровые формы, в которых воплощается тип и характер.

Логические и психологические аргументы в рассуждении о философии профессии, философии жизни, философии поступка. Образный строй «портрета современника». Тема: «человек на все времена».

Проблемы типизации реальных персонажей. Споры о герое: актуализация ракурса интереса к современнику, к мотивам его самопроявления.
Тема 16. Авторское «я» в художественной публицистике

Формы и возможности авторского самовыражения. Расхождения образа автора и свойств личности реального человека, творческие варианты демонстрации «дистанции». Творческое применение метода маски. Авторское «я» и документальность. «Я» как лицо политическое и как лицо социальное. Элементы самоанализа в тексте. Авторская мысль в форме догадки. Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, направленной на формирование новых комбинаций. (Проблема – «я» – «мы»). К проблеме «имиджа» публициста. Литературная, авторская, игра с фактом в журналистской эссеистике («колумнистике») и газетно-журнальной сатире.


Заключительная лекция

Вариативность современной литературной работы журналиста, влияние меняющихся запросов аудитории на стиль и характер его литературной деятельности.

Творческие перспективы прессы эпохи глобализации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебные задания к семинарским занятиям

Работа с примерами из текущей прессы. Обсуждение и сопоставление разных направлений литературной работы газетного журналиста. Проверка заданий. Упражнения в группах. Контроль за составлением «досье».

.

Тема 1. Сообщение факта и воссоздание событий

Вопросы для обсуждения

1. Какое качество текста необходимо для журналистского сообщения? Каковы слагаемые понятия «качество» в данном случае?

2. За счет чего происходят необходимые расширения сообщения? Какие элементы текста позволяют усиливать документальность и достоверность сообщения?

3. Чем отличаются тексты, нацеленные на: а) сообщение, б) описание, с) »воссоздание» событий?

4. Разное назначение детали в журналистском произведении (дополнительная подробность, неповторимость события – его «экзотика», средство эмоциональной выразительности, «значимые детали», расставляющие публицистические акценты, деталь-символ или метафорическая деталь).

Задания по составлению «досье»

1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, отвечающего требованиям: краткость, ясность, компактность, достоверность.

2. Подобрать пример оперативного сообщения, отвечающего требованию: наглядность, эмоциональная выразительность («эмоциональный комментарий»).

3. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента «картинки».

4. Найти пример динамичного репортажа, в котором отдельные этапы события не просто фиксируются, но «воссоздаются» как эпизоды, ощущаются ритм и характер движения.

Контрольная работа

Попробовать написать «картинку нравов» с красочными подробностями и фрагментами реплик, основанную на реальных встречах и происшествиях («попрошайки в метро», «уличная гадалка», «продавец лотерейных билетов»).


Тема 2. Диалог в журналистике

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности диалогического текста?

2. В каких выступлениях журналиста можно использовать фрагменты диалога? Каковы их возможные функции?

3. Как в диалогическом тексте усиливается наглядность общения?

4. Что может дополнить, изменить журналист, передавая в диалоге «факт состоявшейся беседы», и чего он менять не вправе?

Задания по составлению «досье»

1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, в котором фрагмент диалога усиливает драматизм ситуации.

2. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента диалога (прием: «расклад проблемы на голоса»).

Контрольная работа

В «картинку нравов» (подготовленную студентами в процессе освоения предыдущей темы) ввести фрагменты диалогического текста в двух вариантах: а) «интервью на ходу»: общение журналиста с героями «картинки»; б) «подслушанный диалог» – общение героев между собой.


Тема 3. Работа журналиста как комментатора событий
и как «газетного аналитика»


Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности текста, включающего авторский комментарий?

2. В каких выступлениях журналиста можно использовать фрагменты скрытого (попутного) и открытого авторского комментария?

3. Как по задачам и по приемам, отличается оперативное комментирование (газетные комментарии, корреспонденции, реплики) от «ответственной интерпретации» (статей, колонок обозревателя, обозрений)?

4. Как можно в публицистическом произведении использовать образную деталь, образную картинку в качестве «комментария» или «образного вывода» (например, в репортажах, в очерках).

Задания по составлению «досье»

1. Подобрать пример оперативного газетного комментария (желательно сравнить несколько откликов разных газет на одно событие).

2. Сопоставить в досье две авторские колонки: оперативный отклик-реплику и колонку обозревателя («события за неделю»).

3. Подобрать пример журналистского аналитического исследования проблемы или тенденции (статью, обозрение).



Контрольные работы

1. Ввести в «картинку нравов» (подготовленную студентами в процессе освоения предыдущих тем) фрагменты комментария – скрытого и открытого.

2. Взяв для рассмотрения пример из текущей периодики (статью либо авторскую колонку обозревателя) отметить в тексте фломастером «открытые переходы», обозначающие ход рассуждений, фрагменты прямых выводов и «образные оценки».
Тема 4. Работа журналиста над портретом современника

Вопросы для обсуждения

1. Каковы интересы аудитории, связанные с отображением людей в журналистике?

2. Какие жанровые разновидности используются в этих случаях?

3. Как по задачам и по приемам различаются оперативный портрет, политический портрет и психологический портрет современника?

4. Каковы основные приемы («резоны положительной публицистики»), помогающие автору психологического портрета доказать читателю, что герой, и вправду, интересен, что разговор о нем заслуживает внимания?

Задания по составлению «досье»

1. Подобрать пример оперативного портрета – «лицо успеха».

2. Сопоставить в досье два политических портрета: публицистическое произведение (в котором герой, его поступки рассмотрены критически, с точки зрения аналитика) и политический портрет как жанр рекламы.

3. Подобрать пример журналистского выступления на тему: «социальный тип».



Контрольная работа

Ввести в «картинку нравов» (подготовленную студентами в процессе освоения предыдущих тем) фрагменты описательного портрета (внешность, манеры) и психологического (речевые характеристики, рассуждения о профессии, о месте в жизни, о других людях, особенности поведения в общении с другими людьми (не журналистом), отзывы других о нем и т. п.).



Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Каждый студент готовит досье (подборку вырезок из текущей прессы) и выполняет обязательную контрольную: «Типичная биография».


Задания по составлению «досье»


  • Подобрать пример оперативного газетного сообщения, отвечающего требованиям: краткость, ясность, компактность, достоверность.

  • Подобрать пример оперативного сообщения, отвечающего требованию: наглядность, эмоциональная выразительность.

  • Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента «картинки».

  • Найти пример динамичного репортажа, в котором этапы события не просто фиксируются, но «воссоздаются»; передан ритм и характер движения.

  • Подобрать пример оперативного газетного сообщения, в котором фрагмент диалога усиливает драматизм ситуации.

  • Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента диалога (прием: «расклад проблемы на голоса»).

  • Подобрать пример оперативного газетного комментария (сравнить несколько откликов разных газет на одно событие).

  • Подобрать пример журналистского аналитического исследования проблемы или тенденции (статью, обозрение).

  • Подобрать пример журналистского выступления на тему: «социальный тип».

  • Приобщить к досье пример авторской колонки, статьи или рецензии, в которой использован прием «Авторское “Я” размышляющее».



Контрольная работа «Типичная биография»

(сдается в три этапа)


Этап I. Выбор объекта для выполнения контрольной. Знакомство с человеком и его «средой обитания» (метод наблюдения в данном случае – ведущий метод). Зарисовка «социальный тип».

Человек не должен быть близким знакомым; не должен быть эксцентрической личностью; обстоятельства его жизни должны быть более-менее типичны (чтобы объект подходил под определение: «социальный тип»).



Итог: Зарисовка, включающая биографию человека (пересказ, воссозданные эпизоды, фрагменты наблюдения за его бытом, работой, привычками).

Этап II. Наблюдение за речью. 2–3 целевых разговора (интервью) с героем.

Итоги: 1. Характерные «словечки» социального типа.

2. Литературная запись интервью (самовыражение, отзывы и рассуждения о себе, своем месте в жизни, о таких, как он, о насущных проблемах...). В результате возникает «контур проблем».



Этап III. Изучение проблемы, стоящей за «типичной судьбой». Составление «досье» по теме (статистика, публикации прессы, Интернет, целевые интервью с экспертами (например тема одиноких стариков: геронтологи, социо­психологи, работники социального обеспечения, служб милосердия).

Итог: Рассуждающий текст, включающий фрагменты полемики при обсуждении проблемы с экспертами и не специалистами (товарищами, коллегами, «диалог с самим собой»). Возможны ассоциации и «образ проблемы».

Конечный результат (к экзамену). Объединение работы трех этапов. Подготовка литературно отделанного материала (не менее 150 строк), включая зарисовку, интервью, авторское рассуждение по проблеме с элементами полемики, подкрепленное статистикой и мнением экспертов. Несколько вариантов заголовка (констатирующий, резюмирующий, игровой).


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Особенности литературной работы журналиста; ее отличия от работы писателя.

  2. Журналистика как творчески-производственный процесс.

  3. Журналистика как коллективно-индивидуальное творчество.

  4. Оперативность выступления журналиста.

  5. Проблемы социальной ответственности журналистского выступления.

  6. Какое качество текста необходимо для журналистского сообщения? Каковы слагаемые понятия «качество» в данном случае?

  7. Понятие «жанр» применительно к литературной работе журналиста.

  8. Основные направления литературной работы журналиста.

  9. Три запроса аудитории и три творческих направления работы журналиста.

  10. «Журналистика новостей». Методы работы и жанры.

  11. Какие элементы текста усиливают документальность и достоверность?

  12. Происшествие как процесс. Этапы события, переданные в тексте.

  13. Чем отличаются тексты, нацеленные на: а) сообщение, б) описание, в) «воссоздание» событий?

  14. Каким может быть назначение детали в журналистском произведении?

  15. Диалогическая форма текста журналиста.

  16. В каких жанрах и для чего можно использовать фрагменты диалога?

  17. Как в диалогическом тексте усиливается наглядность общения?

  18. Что может дополнить, изменить журналист, передавая в диалоге «факт состоявшейся беседы», и чего он менять не вправе?

  19. Отражение противоречий в литературной работе журналиста. Острота («хотя бы и спорная») как условие воздействия журналистского произведения.

  20. Как можно в публицистическом произведении использовать образную деталь в качестве «комментария» или «вывода»?

  21. Полемичность – качество журналистского текста.

  22. Портрет современника как материал «на злобу дня».

  23. Изображение «социального типа» как задача журналистики.

  24. Ироничное «пересоздание» факта.

  25. Публицистическое «Я» в тексте журналистского произведения.

  26. Формы и возможности авторского самовыражения в тексте журналиста.

  27. Стадии творческого процесса.

  28. Публицистическая эссеистика. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект.

  29. Конфликт изображенный и привнесенный («сюжетные ходы» в произведении журналиста).

  30. Характеристика репортерства (творческие задачи, жанры).

  31. Творческий портрет обозревателя (особый талант, качество текста).

  32. Литературные формы, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому преображению фактов и характеров.

  33. Стиль: «констатация».

  34. Творческая личность интервьюера.

  35. Сходство и различия двух жанров: «статья» и «обозрение».

  36. Профессиональное наблюдение журналиста и описание фактов (событий и поступков).

  37. «Воссоздание» фактов как передача впечатлений очевидца.

  38. «Эристика», «майевтика», «полемика» (характеристики задач разных типов общения).

  39. Стиль «описание» (детализация впечатлений журналиста).

  40. Творческий портрет хроникера (особенности творческой индивидуальности, качество текста).

  41. Особенности жанров, нацеленных на доказательное изображение проблемной ситуации.

  42. Какие элементы текста позволяют усиливать документальность и достоверность журналистского произведения?


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 1984.

Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. – М., 1990.

Воскобойников Я., Юрьев В. Журналист и информация (Профессиональный опыт западной прессы). – М., 1993.

Каппон Р. Слово. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. – М., 1993.

Копперуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости. – М., 1998.

Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. – М., 1978.

Прохоров Е. Искусство публициста. – М., 1984.

Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Тертычный А. Психология публицистического убеждения. – М., 1989.

Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... – М., 1976.

Шостак М. Журналист и его произведение. – М., 1998.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

Дополнительная

Аграновский А. С чего начинается качество. – М., 1996.

Библер В. Мышление как творчество. – М., 1975.

Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. – М., 1985.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961.

Леонтьев А. Избранные психологические произведения. – М., 1983.

Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1993.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Пономарев Я. Интуиция, логика, творчество. – М., 1987.

Ученова В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976.

Шостак М. Диалог и полемика // Журналист. – 1998. – № 2.

Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист. – 1998. – № 3.

Шостак М. Набросок портрета пером журналиста // Журналист. – 1998. – № 4.

Шостак М. Колонка «колумниста» // Журналист. – 1998. – № 6.

Шостак М. «Маски» и «роли» журналиста // Журналист. – 1998. – № 11, 12.

Шостак М. Ироничный журналист // Журналист. – 1999. – № 4, 5.

Шостак М. Факт и новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 2.

Шостак М. Самоочевидный факт // Профессия – журналист. – 2002. – № 3.

Шостак М. Свидетельство о факте // Профессия – журналист. – 2002. – № 4.

Шостак М. Как расширяется новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 7.

Шостак М. Оживший факт или наброски с натуры // Профессия – журналист. – 2002. – № 9.

Шостак М. Факт состоявшейся беседы // Профессия – журналист. – 2002. – № 10.

Шостак М. Десять масок репортера // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 1.

Шостак М. Несколько строчек в газете // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 3.